Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи - «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.
Экспансия (лат. expansio) - расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия - захват новых рынков. - (Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. - С. 933.)
Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь. Запорожцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени - своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень - шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами - родственным русскому народом.
Николай Васильевич Гоголь - русский писатель. Известность ему принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Бросив учебу в 1835 году, Гоголь полностью отдался литературному творчеству, и в этом же году он написал сборник повестей, который назвал «Миргород». В него вошли такие произведения, как: «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба» и др.
Когда читаешь это произведение, не покидает ощущение, что все лица в нем подлинные и имеют прототипов, настолько реально и правдиво они описаны Н. Гоголем.
Один из главных героев этой повести - Тарас Бульба. Тарас - полковник. Самая главная черта его - это беззаветный патриотизм.
Рядом с Тарасом Бульбой его друзья и соратники, а также два ему близких человека - его сыновья, при встрече с которыми после долгой разлуки он не обнимается. Тарас Бульба проверяет их силу, силу, которая так необходима воину.
«Да он славно бьется! - говорит Бульба, остановившись. - Ей богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет казак!» - эти слова он говорит об Остапе, старшем сыне.
Время, в которое жили герои повести «Тарас Бульба», было суровым и диктовало свои законы. Тарас Бульба не только сам встает на защиту своей страны, но увозит своих сыновей Остапа и Андрия в военный лагерь. Ему не терпится похвалиться своими богатырями, он не дает им разнеживаться дома.
Для Бульбы родные не только сыновья, он с большой любовью относится к своим товарищам. Тарас уважает и чтит обычаи Сечи, и по тому, как он сражается за свободу, можно понять, что от них он не отступит ни на шаг.
Мужественному и стойкому казаку приходится испытать не только гордость за своих сыновей, но и боль утраты и предательство. Гибель Остапа, такого же бесстрашного воина, как отец, - это большая трагедия для Тараса. Но, погибая, Остап хочет, чтобы его видел отец. Видел его стойкость и мужество, героизм, чтобы отец знал, что для него Родина так же дорога, как и для его отца.
В последние минуты сбйей жизни Остап произносит: «Батько! Где ты? Слышишь ли?»
«Слышу!» - раздалось среди всеобщей тишины. Тяжело и трудно было Тарасу видеть гибель своего сына, но он не выдал себя. А его ответ поверг в ужас врагов, которые даже не заметили его присутствия в толпе.
Второй сын Тараса Андрий стал предателем, что тоже стало испытанием для немолодого казака. Тарас никогда даже в мыслях не держал, что кто-то из близких может стать предателем. Поднимая чашу с вином перед боем, Тарас произносит: «Да уже вместе выпьем и за нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не выдали своих...» Однако один из сыновей оказался слабым. Поддавшись на уговоры полячки, Андрий становится предателем.
И в этой ситуации Тарас оказывается силен духом. Тяжело дается ему сыноубийство, но Бульба убивает своего сына Андрия твердой рукой, как убивал своих врагов. Он сделал это ради свободы своего народа и страны. И после казни сына Тараса никто не может обвинить в том, что он воспитал предателя.
В повести суждено погибнуть и самому Тарасу Бульбе. Он гибнет в огне. Но, погибая, Бульба беспокоится за своих товарищей-казаков. «Не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты все было видно как на ладони».
«Вот, пропадут, пропадут ни за что!» - говорил он отчаянно и взглянул, где сверкал Днепр.
Последнее, что увидел старый казак Тарас Бульба, - это то, что его хлопцы спаслись.
Повесть «Тарас Бульба» стала своего рода гимном свободолюбия. Тарас Бульба - сильная личность. Благодаря таким личностям Малороссия смогла выстоять и защитить свою самостоятельность. Героическое время порождает сильные личности и характеры, каковым и был Тарас Бульба.
Повести «Тарас Бульба», история влияний на автора литературных произведений предшественников очень сложна и до сих пор еще не выяснена с достаточной полнотой. Прежде всего, интерес к прошлому Малороссии, и особенно к казачеству, как самому яркому явлению её истории, был силен у Гоголя с юности. Он мечтал то о создании исторической трагедии из жизни старой Украины, то об истории Малороссии, «в шести малых, или в четырех больших томах». Для этой истории он даже собирал материалы, по его словам, «около пяти лет». Материалы эти очень разнообразны летописи малороссийские, записки, песни, повести бандуристов, деловые бумаги. «История Малой России» Бантыша-Каменского была тоже пособием, ему хорошо известным. Но из всех этих «пособий» и «материалов» Гоголь вскоре особое внимание остановил на «народных песнях». «Моя радость, жизнь моя, песни! – писал он собирателю их Максимовичу. – Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Я не могу жить без песен... Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни, они все дают по новой черте в мою историю!» «Каждый звук песни мне говорит живее о протекшем, нежели наши вялые и короткие летописи», писал он Срезневскому. «Песни это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа, писал он в «Арабесках » о малороссийских песнях. «В этом отношении песни, для Малороссии все: и поэзия, и история, и отцовская могила». Гоголь говорит далее, что чуткий историк по песням может узнать «быт, стихию характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий народа, дух минувшего века, общий характер всего целого, так что история разоблачится перед ним в ясном величии». Все эти указания, идущие от самого автора, затем ряд исследований, сделанных учеными критиками, доказывают, что на создание «Тараса Бульбы» песни оказали большое влияние (особенно на первую редакцию); они отразились на стиле повести, особенно на лирических её местах: описаниях битв, характеристике Тараса и Остапа , в любовной истории Андрия. Местами самый язык повести принимает склад песни, переходит в размер народной песни. Понимание в «Тарасе Бульбе» казачества, его идеалы все это навеяно песнями.
Из исторических сочинений Гоголь заимствовал некоторые факты: жизнь Сечи , её обычаи и нравы, различные детали из вековой борьбы казачества с Польшей, все это взято им из исторических работ.
Внес Гоголь в свою повесть и свои заветные стремления и идеалы: в уста Тараса Бульбы вложил он горячую речь, прославляющую Русь и русского человека. Влияние друзей-славянофилов сказалось ясно в этом апофеозе русской души: «нет, братцы, так любить, как может любить русская душа, любить не то, чтобы умом, или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе а!.. нет! так любить никто не может!»...
Создавая «Тараса Бульбу», Гоголь имел себе предшественников и в иностранной, и в русской литературе. Отцом исторического романа считается Вальтер Скотт : он первый сумел сочетать знание истории с занимательностью поэтического рассказа; он первый научил в историческом романе правдоподобие рассказа строить на верной передаче местного, исторического и этнографического фона. Целая плеяда историков-романистов пошла по его стопам: Виктор Гюго , Виньи , у нас Пушкин , были наиболее видными представителями этого жанра. Гоголь, создав «Тараса Бульбу», примкнул к этому почетному списку.
Иллюстрация С. Овчаренко к повести Гоголя «Тарас Бульба»
Менее заметным романистом был у нас Нарежный, который написал немало исторических повестей, сентиментальных и патриотических. Выше его стоит популярный у нас Марлинский ; его рассказы из русской истории отличаются внешней исторической правдой, он старательно изображал историческую верность обстановки, декорации, но не вникал в дух прошлого. Оттого его герои древней Руси говорят и мыслят, как люди XIX столетия. Роман Загоскина «Юрий Милославский» в свое время, был крупным литературным событием, но впоследствии критика развенчала это произведение; фальшивый патриотизм, приведший к крайней идеализации всего русского и к карикатурному высмеиванью польского главная черта этого романа. Исторический элемент в повести слабо выдержан и носит лубочный характер. Популярны были и романы Лажечникова , но и в них было немало обычных романтических ужасов, восторгов сентиментальности в любовных приключениях и фальшивого патриотизма в основном освещении.
Все эти произведения Марлинского, Загоскина, Лажечникова и др. принадлежали к группе романтических исторических романов; «Тарас Бульба» примкнул к ним. Таким образом, «новых путей» в создании исторического романа Гоголь не указал, но старое довел до совершенства. В «Тарасе Бульбе» он избежал всех антихудожественных условностей, не понижая общего романтического тона всей повести: «сентиментальную любовную интригу он не довел до приторности, героизм в обрисовке действующих лиц не повысил до фантастического» (Котляревский). Его патриотизм не был тенденциозным, и морали в своей повести он не навязывал никакой. Кроме того, в деталях созданного им исторического рассказа он сумел остаться строгим реалистом. Вот почему, в художественном отношении, «Тарас Бульба» неизмеримо выше романов его предшественников, но он ниже «Капитанской дочки » Пушкина – произведения, в котором великому поэту удалось найти новый жанр – чисто реалистический исторический роман.
Шупикова Татьяна Сергеевна
Место работы, должность:
МКОУ "Берёзовская СОШ»Дмитриевского района, Курской области; учитель русского языка и литературыУровень образования
: основное общее образованиеЦелевая аудитория:
7 классПредмет: Литература
Тема урока:
«Историческая эпоха на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».Ц
ели урока :Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба».
Воспитывать уважение к матери и чувства патриотизма на примере героев произведения.
Формировать у учащихся навык работы с текстом художественного произведения.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 7
Используемые учебники и учебные пособия:
В.Я. Коровина. Литература. 7 класс: В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2007.
Используемое оборудование
:Оборудование для учителя
: компьютер, мултимедийный проектор; карточки с заданием для групповой работы, портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации с изображением главных героев произведения.Оборудование для учащихся
: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для групповой работы, образец таблицы для домашней работы.Краткое описание:
Актуализация: установление преемственных связей прежних и новых знаний в новой ситуации. Мотивация: создание проблемной ситуации, инсценирование эпизода из повести, чтение наизусть прозаического текста под музыкальное сопровождение, работа в группах. Приемы обучения: показ, наблюдение, сравнение, анализ, вывод. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный. Виды работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Структура урока. 1. Организация класса. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка проблемы. Сообщение цели урока. 4. Изучение новой темы. 5. Обобщение и систематизация новых знаний. 6. Анализ и оценка итогов работы. 7. Домашнее задание.
Организация класса.
Слово учителя.
1 .
Прозвенел звонок… как в театре…Все расселись по местам, тишина.
Открывается занавес, и на сцене –
Николай Васильевич Гоголь –
Подлинный мастер языка (проецируется портрет Н.В. Гоголя
).(Сл.1)Проверка домашнего задания
Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу. Давайте вспомним, что мы уже знаем о Н.В. Гоголе.
1) Беседа:
- Когда и где родился писатель? Кто его родители?
СООБЩЕНИЕ 1
(Сл.2)Ученик:
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в местечке Сорочинцы, бывшей Полтавской губернии, на Украине. Он происходил из небогатой помещичьей семьи и провёл детство в родительском имении, в деревне Васильевке .(Сл.3)Отец Гоголя, Василий Афанасьевич,
(Сл.4) был живой, талантливый человек, с наклонностью к романтической мечтательности, которая соединялась у него с юмористическими способностями. Он писал стихи и сочинял на украинском языке комедии.Мать Гоголя
,(Сл.5) Мария Ивановна, была добрая, простодушная женщина. Преждевременная смерть мужа, последовавшая в 1825 году, была для неё тяжким горем. Вся её любовь сосредоточилась на детях. У неё было четыре дочери и сын “Никоша”, как называли Николая Васильевича дома. Любимцем матери был старший из детей – Никоша.Родители Гоголя принадлежали к образованному слою украинского дворянства и были в близких отношениях со многими замечательными людьми из соседей. Недалеко от Васильевки, в деревне Обуховка жил поэт и драматург Василий Васильевич Капнист. Маленький Гоголь писал стихи в подражание отцу, и Мария Ивановна вспоминала потом, как она, когда Капнист приезжал в Васильевку, показывала ему детские стихи сына и как старый поэт пророчил ему блестящую будущность.
Отец заботился о литературном образовании детей. Он разговаривал с ними о литературе и во время прогулок задавал разные темы для стихотворений. Старший сын, Никоша, всегда с успехом справлялся с этими литературными упражнениями.
Слово учителя
: Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданьями, которые будоражили воображение. Рядом с Васильевкой , где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей. Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Марией. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.- Где учился Н.В. Гоголь?
СООБЩЕНИЕ 2:
(Сл.6)Ученик:
Незабываемый след в жизни и творчестве великого Гоголя оставила Гимназия высших наук в Нежине. Она была основана братьями А.А. и И.А. Безбородьками – видными государственными деятелями Российской империи; (Сл.7) строительство учебного заведения университетского типа велось с 1808 по 1818 год на средства графа Безбородько и его же крепостными.Учащиеся в Нежинской гимназии обитали в отдельном пансионе. В одной из комнат этого пансиона с 1 мая 1821 по 27 июня 1828 года жил будущий великий русский и украинский писатель Н.В. Гоголь
. (Сл.8)Совсем еще юному Николаю было всего 7 лет, когда его родители привезли в провинциальный Нежин из родового поместья Гоголей-Яновских. Среди своих сверстников он, будучи болезненным и довольно тощим ребенком, выглядел явным младенцем. Ему очень трудно давались первые месяцы учебы и жизнь вдали от дома, без заботливых маминых рук.
Юный Гоголь постигал азы наук без особого рвения. Он не пас задних, но и не был в первых рядах. Если предметы гуманитарного цикла он постигал легко – успехи были на уровне современного «хорошиста», то точные «науки» вовсе не давались ему. По четырехбальной системе оценивания, например, по дифференциальным и интегральным уравнениям он получил годичную оценку – кол, а двойку – по коническим сечениям (раздел геометрии). Зато не было ему равных по Закону Божьему и нравоучительной философии. По окончанию учебы Николай получил самый низший XIV-классный чин, который можно было присвоить гимназисту-выпускнику.
Николай еженедельно писал письма в родную Васильевку и с нетерпением ждал ответа. Раз в месяц письма были стандартного образца: «Маменька, мне срочно нужно…» и далее следовал список на два-три листа с детальным перечислением всего того, что просил Николаша у своих родителей, еле сводившими концы с концами. Чем старше он становился, тем чаще просил присылать информацию о народных песнях, легендах, поговорках, обычаях, поверьях и всего того, из чего черпал образы для своих первых литературных проб.
Учитель:
Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учился играть на скрипке, занимался живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах. Однако все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью и не думает всерьез о писательстве.- Что вы можете сказать о начале его литературной деятельности?
СООБЩЕНИЕ 3:(сл.9)
Ученик:
Закончив Нежинскую гимназию летом 1828 г., Гоголь в декабре отправляется в Петербург. Не имеющий ни денег, ни сановных знакомств, долго не может найти службу. Только в ноябре 1829 г. его берут в Департамент государственного хозяйства «на испытание». С апреля 1830 г. он служит в Департаменте уделов писцом. Получает гроши, остро нуждается. Безуспешно пытается поступить на сцену. Неудачны и первые шаги на литературном поприще. В 1829 г. Гоголь издает «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В. Алова. Поэма вызвала отрицательные отзывы в журналах. Гоголь тяжело пережил этот удар. Он скупил на последние средства нераспроданные экземпляры и сжег их. Петербург произвел на Гоголя удручающее впечатление своим бюрократизмом, меркантильностью, бездуховностью, «…все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах…» - пишет он матери. Но неудачи не сломили юношу.Он продолжает литературные труды, резко меняя направление творчества: черпает вдохновение в украинском фольклоре, гениально угадывая и подхватывая начавшееся углубленное обращение русской литературы к народности. Письма родным Гоголь наполняет просьбами собирать и присылать ему народные сказки, песни, сообщать об «обычаях и нравах малороссиян», поверьях, костюмах. В течение 1830-1831 гг. выходят анонимно несколько произведений Гоголя: «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», впоследствии вошедший в «Вечера на хуторе близ Диканьки», глава из исторического романа «Гетьман», отрывки из «малороссийской повести» «Страшный кабан», этюд «Женщина».
Учитель:
В Петербурге Гоголь пишет первые свои повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, Пушкиным. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия..!» Гоголь обсуждает с Пушкиным свои творческие планы. Пушкин поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывал темы новых работ. Идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подсказал Гоголю тоже он.- Итак, назовите его произведения которые вам знакомы.
(«Ревизор», «Вечера…» и д.р.)Ш. Постановка проблемы. Сообщение целей урока.
1. Слово учителя.
Вы назвали наиболее значимые произведения Н.В. Гоголя. С комедией «Ревизор» мы познакомимся с вами в 8 классе, поэму «Мертвые души» будем изучать в 9 классе. А с повестью «Тарас Бульба» начнем знакомиться прямо сейчас
. (Сл.10)Итак, тема нашего урока … А, впрочем, вы ее сформулируете сами. Слушайте, наблюдайте, анализируйте, будьте внимательны к мнению одноклассников, и тогда вы без труда сможете сформулировать тему урока сами немного позже.
Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с историей Украины 16 века; понаблюдаем за тем, как Гоголь отразил историческую эпоху в своем литературном труде - в повести «Тарас Бульба», продолжим формировать правильную, красивую речь.
1У. Новая тема.
1. Слово учителя.
Действие повести «Тарас Бульба» происходит на Украине в 16 веке, где в это время хозяйничают польские землевладельцы – паны. Послушайте историческую справку об этом времени.
СООБЩЕНИЕ «Украина в 16 век
(сл.11)В XVI веке на украинских землях западнее Днепра хозяйничала польская шляхта. Часть украинской знати приняла католичество, ополячилась, чтобы сохранить и увеличить свои привилегии. Но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков.(сл.12) Опорой всем стремившимся к независимости была Запорожская Сечь - вольное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра на острове Хортица.(сл.13)
За полверсты до Сечи находилось предместье, в котором жили кузнецы, кожевники, крамари, люди всех наций. Предместье «одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей».
Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней - военных подразделений, «которые очень походили на отдельные, независимые республики». Куренями же назывались жилые помещения. Они были покрыты дерном или войлоком, обнесены небольшими земляными валами, возле некоторых были установлены пушки. Посередине Сечи располагался майдан, где собиралась рада.(сл.14)
В Сечи царил дух демократии. Между запорожцами были товарищеские отношения. Все важнейшие вопросы казацкой общины решались на общей сходке - раде. На раде казаки выбирали кошевого атамана и старшину: судью, писаря, есаулов. В куренях избирали куренного атамана.
Принимали в Сечь всех, кто сюда приходил. Никто не спрашивал у пришельцев, «откуда они, кто они и как их зовут». Кошевой, к которому они являлись, интересовался только, веруют ли пришедшие во Христа, ходят ли в церковь, и просил их перекреститься.(сл.15)
Казаки не обременяли себя никаким вещами. Всё - «деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо» - хранилось у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька».
Законы общежития в этой своевольной республике были довольно суровыми. Воровство даже какой-нибудь безделицы считалось «поношением всему казачеству». Проворовавшегося привязывали к позорному столбу и дубиной забивали насмерть. Не платившего должника приковывали к пушке, где он сидел до тех пор, пока его не выкупят. Страшная казнь полагалась за смертоубийство. Убийцу опускали в яму, поставив поверх него гроб с телом убитого, и заживо засыпали землей.
Военному искусству в Сечи обучали во время боя. «Юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Промежутки же между ними «казаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки». Все свободное от битв время «отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли». Это было какое-то беспрерывное шумное пиршество. Но когда наступало время битвы, «бесшабашные и веселые между сражениями» казаки преображались в «закаленных в битвах рыцарей», для которых дороже всего на свете боевые товарищи, вера во Христа, свобода и независимость родной земли.
Н. В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.
3. Слово учителя.
Интерес к украинской истории возник у Гоголя неслучайно. Он собирался написать серьезный научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но собранные материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы автором в работе над повестью.
О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя Родины, во имя свободы рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».
Итак, представьте себе, что мы приглашены в гости к Тарасу Бульбе. Сегодня у него в доме радостное событие. С учебы вернулись его сыновья – гордость и надежда Тараса. События начинают разворачиваться прямо у нас на глазах
.(Сл.16)4. Работа с текстом.
4.1. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями».
Да, энергично прошла встреча отца со своими сыновьями после долгой разлуки. А не проявить ли и нам ловкость и сноровку в физических упражнениях. Объявляю физминутку.
ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
4.2. Беседа:
Дома вы прочитали первую главу, а теперь ответьте:
Как зовут наших героев?
Что вы можете сказать о каждом из них?
Какие качества, по-вашему мнению, особенно ценил Тарас Бульба в казаках (на примере сыновей).
(Любовь к Родине, доблесть, отвагу, преданность, выносливость, храбрость...)СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Действительно, Гоголь ставил перед собой задачу показать, что характер Тараса Бульбы и отношение его к жизненным ценностям определены историей страны.
Эпоха была столь замечательна, что нашла отражение не только в литературе, но и в других видах искусства.
4.3 РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ (Сл.17)
Рассмотрим картину И.Е.Репина « Запорожцы».
Есть ли среди изображённых на картине запорожцев герой (или герои),похожий на Тараса Бульбу?
Что удалось передать художнику?
Глядя на картину, можно сделать вывод о том, что представляли собой запорожцы (казаки) и о том, что они воевали.
4.3. Работа в группах
.А сейчас вместе с героями повести мы позволим себе войти в дом Тараса Бульбы. Что мы здесь увидели? Для чего Гоголь поместил описание светлицы в свою повесть? Над этими вопросами поработает 1 группа. Вопросы:
1. Прочитайте описание светлицы (с. 145-146)
2. Что вы увидели
На стенах,
На полках,
Какая обстановка?
3. Зачем автор ввел в повесть описание светлицы?(
Интерьер и предметно-бытовая деталь выступают средством раскрытия образа героя. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. На первом плане – оружие – это главное для хозяина. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки)П группе предстоит ближе познакомиться с хозяином дома – Тарасом Бульбой. Думаю, что они интересно проведут время и поделятся с нами своими впечатлениями.
1. Прочитайте эпизоды и описания, связанные с личностью Тараса Бульбы.
2. Вопросы:
Как описывает Тараса Бульбу автор? (с. 148-149) .
В чем смысл его жизни?
Обратите внимание на то, как Тарас Бульба относится к жене, сыновьям
Какое впечатление сложилось у вас о Тарасе Бульбе
Как эта личность характеризует эпоху, в которой живет?
Пока одни рассматривают светлицу, другие знакомятся с Тарасом, Ш группа понаблюдает за милой женщиной – матерью сыновей Тараса.
1. Тарас Бульба решил везти сыновей в Запорожскую Сечь. Как отнеслась к решению мужа мать (с. 149).
2. Вопросы:
На что надеялась мать? Оправдались ли ее надежды? (с. 149).
Прочтите отрывок наизусть «Мать у изголовья сыновей» (предварительное задание к уроку) (с. 152).
Какое чувство заполняет вашу душу?
Какова же судьба женщины, жены, матери того времени? Как в ее образе отразилась историческая эпоха? (с. 150).
У. Обобщение, первичное закрепление и систематизация новых знаний.
1. Обсуждение заданий.
Давайте прочитаем описание светлицы.(сл.18)
1 группа: С какой целью автор дает нам описание светлицы?(Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоминания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об образе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и характер хозяина дома - человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с товарищами.)
2 группа прочитайте отрывок,в котором говорится о Тарасе Бульбе.(сл.19)
Что вы узнали о Тарасе Бульбе? Как эта личность характеризует эпоху, в которой живет? ?(Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, но с другой стороны, - это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.)
3 группа у вас было задание прочитать отрывок наизусть,пожалуйста..(Сл.20)
Как в образе матери отразилась историческая эпоха? (она олицетворяет собой всех жен и матерей казаков, не вернувшихся из боя.
Динамичный сюжет передает ощущение материнской тревоги, последнего прощания, мать как будто предчувствует беду… Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать, мать, слабая как мать.)
2. Слово учителя.
Одни я в мире подсмотрел
Святые, праведные слезы, -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Эти строки Некрасова очень тонко подметили состояние души женщины, матери, провожающих своих детей на войну. Повернуть историю вспять ей не под силу. Тарас Бульба задолго до возвращения сыновей домой решил их судьбу: быть им защитниками своей Родины, как и он сам, поэтому принимает решение: сыновья вместе с ним едут в Запорожскую Сечь. Как велико горе матери, как трогательна сцена прощания ее с сыновьями. И с чувством тяжести на душе мы тоже провожаем сыновей Тараса Бульбы и думаем, что же ждет их впереди. Об этом поговорим на следующих уроках.
У1. Итоги урока.
1. Обсуждение формулировки темы урока.
А сейчас вернемся к началу нашего разговора и попробуем сформулировать тему нашего урока. Вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Какое предложение вы считаете наиболее удачным. Итак, тема, которой мы посвятили свой урок – (сл.21) «Историческая эпоха на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Вывод по уроку.
Что мы узнаем из первой главы о том «бранном, трудном времени», когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опираясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи?
( Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая глава построена на антитезе: «суровый колорит» казачества и нежная любовь женщины, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувство. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по натуре, живущий по суровым законам бранного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужденную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определяло характеры, отношения и жизнь людей.)
Время действия в повести «Тараса Бульба» отнесено к прошлому. Именно там видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем он их не видит. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи, с которыми мы уже познакомились и те, с кем еще предстоит познакомиться – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.
3. Оценки за урок.
УП. Домашнее задание.
Всех благодарю за урок.
Поработали мы на славу.
Подвели работы итог –
Сформулировали тему сами.
Запишите задание на дом:(сл.22)
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - это не просто увлекательная история человеческих судеб, но так же и история, которая произошла на нашей русской земле много столетий назад. В произведении описывается жизнь казацкого полковника Тараса Бульбы и судьбы его сыновей. Было их двое, каждый из них отличался индивидуальным характером и своим взглядом на мир. Остап, старший сын, больше походил на отца, обладал таким же жестким характером, решительностью и серьезность. Младший сын Андрей, пока еще не окончательно сформировался как личность, всю дорогу домой он думал о молодой полячке, а другое, более важное, не попадалось в полезрения его мыслей.
В повести, казацкое войско идет на Польшу, в надежде отомстить и победить врага. По своему пути она оставляют много крови и опустошенных жилишь. Наткнувшись на один из польских городов, казаки встречают сильное сопротивление. Поэтому, они решают переждать, пока поляки не подохнут от голода. В данной картине мы видим, как чувствовали себя участники этого боя. Они слепо шли за своим руководителем, выполняли все его прихоти. Они воюют ради чести своей страны, ни один из них не способен на предательство.
Во время осады города, казаки вели разгульный образ жизни. Они грабили соседние деревни, выпивали в день дюжину пива, в общем кутили как могли. Такая жизни не нравилась молодым казакам, среди которых были и наши герои Андрей и Осип. Отец уверял их, что так бывает не всегда и совсем скоро их войско ждет большие сражения и великие победы.
Все меняется, когда Андрей узнает от старой татарки, что его возлюбленная полька, находится в ловушке, в том самом городе, который они осадили. Не думая ни о чем, он отрекается от своего отца и брата. Мнимая любовь слепо управляет молодым и неопытным парнем, он считает девушку своей отчизной, поэтому с легкостью предает свою родину. Отец сражен данной вестью, он не мог себе предположить, что его родно сын готов на такое предательство. Поэтому он убивает его, предателя, которого когда то называл сын.
Уже спустя время враги берут в плен старшего сына, Тарас Бульба пускается в опасное путешествие, в надежде выкупить его из плена. Но отец не успевает спасти своего сына, он появляется во время страшного момента, когда его сын выкрикивает свои последние слова, после чего его казнят перед большой толпой зевак.
После смерти сына, Тарасом движет чувство мести. Он штурмом идет по всей Польше, а его верные люди идут за ним следом. С помощью своей силы и преданности людей, он добивается больших побед. Каждая из них, понемногу затягивает рану от потери сына. Стоит заметить, что порой, Тарас вспоминает и младшего, но только боль и обида стоит в его глазах, когда он думает о Андрее.
Путешествие мужчины не длились долго, скоро на его лагерь устроили засаду. Когда Тарас Бульба и его люди остановились возле соседнего города, с целью передохнуть. Враги напали на них неожиданно, у людей Тараса не было шансов. Они кинулись бежать, но предводителя поймали. Когда его привязали к дереву, он крикнул своим людям бежать к холму, где они могли бы скрыться на лодках. План удался, Тарас Бульба смог спасти своих людей от гибели, в глаза своих людей он остался героем. Еще долго люди говорили о нем, о его силе, чести и достоинства.