Чтобы правильно написать окончание прилагательного, надо найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать к прилагательному вопрос. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать в прилагательном. |
||
Вопрос: |
После твердой основы пиши: |
После мягкой основы пиши: |
Ая: красивая, веселая |
Яя: ранняя, весенняя |
|
Ое: красивое, веселое |
Ее: раннее, весеннее |
|
Ого: красивого, веселого |
Его: раннего, весеннего |
|
Ому: красивому, веселому |
Ему: раннему, весеннему |
|
Ую: красивую, веселую |
Юю: раннюю, весеннюю |
|
Ым: красивым, веселым |
Им: ранним, весенним |
|
Ом: о красивом, веселом |
Ем: о раннем, весеннем |
|
Ые: красивые, веселые |
Ие: ранние, весенние |
|
Ыми: красивыми, веселыми |
Ими: ранними, весенними |
|
Ых: о красивых, веселых |
Их: о ранних, весенних |
Запомни чередование гласных в окончаниях: А - Я, И - Ы, О - Е, У – Ю
Примеры для орфографической разминки:
Ранним (каким) утром, в зимнем небе, тёмного (какого) леса, у открытого (какого) окна, с высочайших (каких) гор, величественная ель, красивого бисер, золотистая струя.
Дрожащего (какого) от страха, над спящим (каким) лесом, зеленеющим лугои, потемневшей (какой) водой, к прилегающему (какому) зданию, на разгоревшем ся (каком) лице, в сложивших ся обстоятельствах, встречающего (какого) друга, поседевшего от горя, отражённого в воде, запечатлённый образ, безжизненного безмолвия, наполненных прохладой, затерянный мир, унесенного ветром, уничтожающая сила.
Упражнение №13. Согласуйте главные и зависимые слова.
Упражнение № 14. Поставьте словосочетания в творительном падеже .
Окончания глаголов
3 лицо ед. число |
Правило |
Примеры |
|
Е т |
Мешаешь, колет, работаем |
||
И т |
Строишь, видит, гоним |
||
3 лицо мн. число | |||
Если глагол относится к 1 спряжению |
Мешают, колют, работают |
||
Если глагол относится к 2 спряжению |
Строят, видят, гонят |
||
Разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать имеют в разных формах окончания и 1, и 2 спряжения |
хочет – хотим, бежим - бегут |
Примеры для орфографической разминки:
Ходи т, выучи т, суши т, цени м, обиди м, гони т, дыши тся, види м, гони т, смотри м, успокои те. Стеле т, узнае т, работае т, играе те, брее те.
Упражнение №15. Выделите окончания, графически обозначьте орфограмму
колышется |
Колыхать ся. 1 спр | ||
расклеим |
Расклеить , 2 спр |
потерпишь | |
выдержим |
Держать , 2 спр |
проверяет | |
Ночевать , 1 спр |
тревожит | ||
шепчется |
Шептать ся, 1 спр | ||
лепечешь |
Лепетать , 1 спр |
ненавидим | |
присмотришься |
Присмотреть ся, 2 спр | ||
побреется |
Побрить ся, 1 спр |
сооружает | |
прополет |
Прополоть , 1 спр | ||
строится |
Строить ся, 2 спр | ||
хлопочешь |
Хлопотать , 1 спр | ||
Пахать , 1 спр |
засыпает | ||
взбираемся |
Взбирать ся, 1 спр | ||
Усилить , 2 спр | |||
Плескать , 1 спр | |||
Смотреть , 2 спр | |||
Стелить ,1 спр | |||
колышутся |
Колыхать ся, 1 спр | ||
Гнать ся, 2 спр | |||
Бороть ся, 1 спр |
Упражнение № 16. Запишите глагол, данный в скобках, в нужной форме Не тот друг, кто мёдом (мазать) _______________, а тот, кто правду (сказать) ____________. По твоим делам тебя (судить) _________________. Крепкую дружбу топором не (разрубить) __________________. Труд человека (кормить) __________________, а лень (портить) __________________. Дерево (держаться) __________________ корнями, а человек – делами. Горькое слово (лечить) ________________, а сладкое (калечить) ______________.
Существительные мужского рода с нулевым окончанием в предложном падеже наряду с окончанием -е могут иметь и окончание -у . Наличие таких форм связано в одних случаях с дифференциацией значений: в лесу (обстоятельственное значение) - о лесе (объектное значение), стоять в строю - в синтаксическом строе русского языка, быть на Дону - слышал о "Тихом Доне " (роман) ; в других - со стилистической окраской : в цехе (книжн.) - в цеху (разг.), в отпуске - в отпуску , на крюке - на крюку , в спирте - в спирту .
У существительных мужского и женского рода на а(я) в пишется окончание -е : по волне , о волне ; на галерее , о галерее ; к Майе , о Майе ; к Косте , о Косте ; к тихоне , о тихоне (тихоня), к юноше , о юноше .
У существительных женского рода на -ия в пишется окончание -и : от армии , к армии , об армии (армия ); от иллюзии , к иллюзии, об иллюзии (иллюзия ); от дискуссии, к дискуссии , о дискуссии (дискуссия ) . Собственные имена на ия тоже имеют окончание -и : от Марии , к Марии , о Марии (Мария ); от Ии , к Ии , об Ии (Ия ); от Бии , к Бии , о Бии (река Бия ) .
Примечания:
1. Имена и отчества
, стоящие рядом, могут иметь разные окончания: Лидия
Ивановна
. Имя Лидия
изменяется как
существительное на ия
, а отчество - как существительное на а
: от
Лидии
Ивановны
,
к Лидии
Ивановне
, о
Лидии
Ивановне
.
2. Следует различать параллельные формы собственных имен
типа
Анастасия
и Настасья
,
Мария
и Марья
,
Наталия
и Наталья
,
София
и Софья
. Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах; ср.:
к Наталии
(так как оканчивается на ия
) - к
Наталье
(так как оканчивается на я
).
У существительных мужского рода с нулевым окончанием , а также у существительных среднего рода на о(е) в предложном падеже пишется окончание -е : о доме , о гусе , о крае (но: в краю ), в инее , в улье ; в окне , о море .
У существительных мужского рода на ий и среднего на ие в предложном падеже пишется окончание -и : в гербарии (гербарий ), в гоголевском "Вии " ("Вий "), в комментарии (комментарий ), в планетарии (планетарий ), об алюминии (алюминий ), о гении (гений ), о кии (кий ), о критерии (критерий ), о солярии (солярий ); в здании (здание ), в созвездии (созвездие ), о бедствии (бедствие ) , о пребывании (пребывание ), о сочувствии (сочувствие ) .
Исключение : на острие .
У существительных среднего рода на ье в предложном падеже пишется окончание -е : на взморье , в Приазовье , в Приамурье , об ожерелье , о счастье , в подполье , в волненье (но в волнении ) .
Исключение : в забытьи .
Примечание . Различаются слова, одинаково звучащие, но имеющие разные окончания в предложном падеже, типа варенье (продукт) и варение (процесс), соленье и соление , копченье и копчение : о варенье - о варении .
У существительных среднего рода на мя (их десять: бремя , время , вымя , знамя , имя , пламя , племя , семя , стремя , темя ), а также у существительного дитя в дательном и предложном падежах пишется окончание -и : к пламени , о пламени , к дитяти , о дитяти .
Русские фамилии и названия населенных пунктов
Примечания:
1. Иноязычные фамилии
на ин
и ов
в творительном падеже
имеют окончания существительных -ом
: Дарвином
,
Чаплином
, Бюловом
(в этих словах -ин, -ов
не являются суффиксами).
2. Славянские фамилии на их, ых, ово (Долгих , Куцых , Дурново ) и иноязычные фамилии на е, и, о, у (Доде , Рабле, Буонарроти , Дефо, Неру ) не склоняются . Иноязычные фамилии , оканчивающиеся на твердый согласный (Вагнер, Глиэр ), при обозначении лиц женского пола тоже не склоняются.
Существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящий, в именительном (винительном) падеже единственного числа имеют ь на конце: блажь , горечь , дичь , мелочь , мышь , молодежь , ночь , плешь , роскошь , рожь , упряжь , чушь .
Примечание . Существительные мужского рода, оканчивающиеся на шипящий , не имеют на конце ь : голыш , мякиш , престиж , чиж , хлыщ .
Существительные женского рода , оканчивающиеся на ь , в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -и : у молодежи , к молодежи , о молодежи ; нет акварели , к акварели , об акварели .
Примечание . Нарицательное существительное любовь в родительном, дательном и предложном падежах утрачивает гласный о , однако при склонении собственного имени Любовь гласный о сохраняется; ср.: нет любви, к любви, о любви , но: нет Любо ви, к Любо ви, о Любо ви .
Правописание частей речи.
Дорогие друзья, мы закончили разговор о правописании корней и приставок. Дальнейшие уроки посвятим основным орфограммам,связанным с правописанием суффиксов и окончаний в различных частях речи.
Я не ставлю своей целью рассматривать теоретические вопросы по каждой части речи. Основные понятия, что из себя представляет та или иная часть речи, вы получили в процессе изучения курса РУССКИЙ ЯЗЫК.
Мы же рассмотрим те орфограммы, которые вызывают наибольшие затруднения.
Итак, начнём с самого начала:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Правописание падежных окончаний существительных
Вы все знаете, что в зависимости от окончаний существительные делятся на 3 склонения .
Рассмотрим такое предложение:
Рассказать о мужеств... , героизм... и отваг... защитников Брестской крепост...
Мы видим, что из 7 слов - 4 являются существительными, в которых безударные окончания читаются практически одинаково. Но, чтобы правильно вставить нужное окончание, надо знать правило правописания -Е и -И в безударных окончаниях существительных.
Прежде всего я вас познакомлю со словами- выручалочками, которые дают вам возможность очень легко в любом предложении определить падеж существительного.
Вот эти слова:
и. кто-что? собака, конь, мышь, сомнение
р. (нет) кого-чего? собаки, коня, мыши, сомнения
д. (дам или иду, если нужен предлог) кому-чему? собаке, коню, мыши, сомнению
в. (вижу) кого-что? собаку, коня, мышь, сомнение
т. (доволен) кем-чем?) собакой, конём, мышью, сомнением
п. (думаю) о собаке, коне, мыши, сомнении.
Вспомним,как существительные подразделяются на склонения.
1 скл . - существительные женского и мужского рода на -А и -Я : мама, дядя
2 скл
. - существительные
мужского рода с нулевым окончанием и на -Ь и среднего рода на -О и -Е.
: конь, мяч, окно, море...
3 скл. - существительныеженского рода на -Ь : ткань, мышь...
Кроме этого, есть существительныхе, заканчивающиеся на: -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ : санаторий, станция, сомнение...
И ещё разносклоняемые существительные на МЯ и сущ. путь
: имя, пламя, путь...
В каждом из них втречается безударное окончание . Закономерность, когда пишется -И, а кога -Е следующая:
Начнём с 3 склонения , так как в нём окончания -Е не бывает никогда в род.п, дат.п. прелдл. п.
и. мышь
р. мыши
д. мыши
в. мышь
т. мышью
п. о мыши
Во 2 скл . в предложном падеже возможно только -Е
и. конь, окно
р. коня, окна
д. коню, окну
в. коня, окно
т. конём, окном
п. о коне
, об окне
В 1 скл. встречаются окончания и -Е , и - И.
Вот тут -то и бывают иногда затруднения. Как же облегчить задачу определения окончания 1 скл?
Есть такой способ - подстановка слова 1 скл, у которого окончание ударное.
Обычно я рекомендую слова земля (неодушевлённое) и сестра (одушевлённое)
Например предложение:
Белка прыгает с ветк... на ветку.
Подставляем в том же падеже, с тем же
предлогом
:
с земли
Значит, в слове
с ветки
окончание такое же -И
Я ехал по пустын... Подставляем слово по земле
Стало быть,напишем по пустыне .
Письмо Марь... : (подставляем: сестр-Е ) Письмо Марье
(но! Марии, так как слово Мария оканчивается на ия, а это совсем другое)
Итак, наше предложение будет выглядеть так:
Рассказать о мужестве (2 с.) ,героизме (2 с.) и отваге (1 с.) { земле } защитников Брестской крепости (3 с.)
Существительные на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ в предложном падеже имеют окончание только -И
о санаториИ , сомнениИ , станциИ
Внимание! Очень важно отличать окончания на -ИЕ
от встречающихся в среднем роде 2 склонения окончаний ЬЕ
:
Жить в Заполярье
(средний род, 2 скл. пр. п.), =
находиться в раздумье
- (ср. род 2 скл. Пр. п.)
Обратите внимание: в забытьи (под ударением)
Разносклоняемые существительные имеют в род.п. , дат. п . , предл. п . окончания -И (как у 3 скл. )
У знамени, в племени, на стремени, в пути
А теперь несколько слов о существительных множественного числа: неударяемые окончания на -ЬЯ, - ЬЕ
имеют в родительном падеже
окончания -ИЙ
: шалУнья - шалунИЙ, запЯстье - запястИЙ..
а на ударяемые -ЕЙ: скамьЯ - скамЕЙ ; но!---копьЁ - копИЙ
Какие ещё прблемы в окончаниях существительных?
надо знать, что русские фамилии на -ОВ - ЁВ; - ЕВ,-ИН, -ЫН имеют в творительном п. ед. числа окончания -ЫМ :
Некрасовым, Птицыным, Соловьёвым...
А иностранные на -ОВ, -ИН окончания -ОМ :
Дарвином, Грином...
Населённые пункты на : -ОВ. -ЕВ, -ИН, -ЫН, -ОВО. -ЕВО, -ИНО , - ЫНО имеют в творительном падеже
окончания -ОМ. :
За Львовом, под Бородином...
Существительные муж. и сред. рода с суффиксом - ИЩ - имеют в имен . - падеже ед. числа окончания Е :
дом - домищЕ , болото - болотищЕ. ..
а у - женск. рода окончание А : рука - ручищА , грязь - грязищА..
окончания -А у слов мужского рода, одушевлённых :дедушка , батюшка , парнишка ...
окончания -О у слов мужского рода,неодушевлённых : хлебушко , домишко , полюшко . пальтишко
На этом мы завершим урок. Всего доброго. Любящая вас баба Оля.
Склонение – это совокупность существительных, имеющих одинаковый набор окончаний во всех падежах. Умение отнести любое существительное к тому или иному склонению для определения конкретного окончания в данном контексте – основа правописания окончаний.
Это не значит, что опознавательным признаком орфограммы стало положение гласного в окончании. Причиной орфограммы является всё та же безударность. Просто проверка по ударному гласному требует не подборки однокоренных слов, а подборки ударных «одноокончаниевых» форм слов.
Русские существительные в школьных грамматиках распределяют по трем склонениям, которые определяются на основе рода и окончания в именительном падеже единственного числа:
Есть группа разносклоняемых существительных: бремя, время, имя, темя, стремя, племя, знамя, пламя, семя, вымя – 10 слов на мя среднего рода, ислово путь мужского рода.
Существует два подхода к изучению падежных окончаний. Простейший и поначалу труднейший заключается в заучивании всех окончаний каждого склонения, а затем всех исключений. Так обычно и поступают в школе. Затем при повторении выделяют наиболее трудные окончания е ии :
Возможен и другой подход, при котором
окончания существительных определяются устной подстановкой в данный контекст существительного-образца того же склонения с ударным окончанием: лежит на книг.. (I скл.) – лежит на земле-е ; ладь-е , вытаскивает из сумк.. – вытаскивает из земл-и , ладь-и ,; рассказ о сосед.. (II скл.) – рассказ о козле ; разговор о жизн.. (III скл.) – разговор о любв-и, глуш-и и т. д.
Этот способ используется при проверке окончаний прилагательных с помощью вопроса «какой?» . :
В дательном и предложном падежах первого и второго склонения после некорневой И вместо Е пишется И : он в армии, был на свидании . Искл.: о кие, зми́е, чие, хрие ,Вие, Кие, Пие, Ие, Лие, Зие, Бие (реке), Гие, Алие́, Зульфие́ .
При опоре на образцы склонений достаточна и такая формулировка:
После некорневого И вместо Е (но не вместо О, Ё! )не под ударением пишем И (с теми же исключениями).
Она помогает не путать дательный и предложный падежи с именительным и винительным у существительных среднего рода: был в здании (окне – вместо Е после И) – вошёл в здание (в окно , бельё – О, Ё на И не заменяются, остаётся Е ). Можно, наконец, выделить слова с такими окончаниями как бы в особое склонение, взяв для подстановки слово бытие́. Но исключения типа о кие всё равно будут исключениями. Этот подход требует безупречного умения определять склонение и специального обучения подстановкам.
Следует обратитьвнимание на то,что сходные словоформы на -ЬЕ имеют обычные окончания: был на свидании , но был на свиданье . После других гласных тоже пишут -Е : к Зее, в инее, о герое. Буква И пишется только после И неодносложных корней .
Кроме того, следует отмежеваться от влияния написаний предлогов в течение, в продолжение, вследствие, в завершение : в них после И всегда пишется Е для отличения их от соответствующих существительных, имеющих и Е, и И : в течение месяца – в течении реки быть, в течение реки броситься . Это условный способ отличения предлогов от условного же написания существительных с И. Главное – определить, что существительное в предложном сочетании утратило своё лексическое значение (собственно значение течения, продолжения, заключения и т. п.) и значение падежа, что всё сочетание стало новым предлогом, который можно заменить другим предлогом: в течение месяца – за месяц. Указание же на то, что в предлогах сохранена форма винительного падежа (вопрос во что? ), по отношению в предлогу бесполезен, так как значение падежа тоже стёрто, ученику непонятно.
Для совершенствования орфографии следовало бы заменить все безударные окончания -и после И на е. Ведь замена ьи на ье в 1956 году прошла сравнительно безболезненно. При этом наличие в языке переходных форм типа на острие показывает, что окончание и здесь язык сам устраняет. К тому же многие слова на ий, ие , ий являются не старославянскими, а пришли из других языков. Выделение «исключений в исключениях» Правилами 2006 г. лишь усложняет ситуацию.
Помните: в сочетании с предлогомпо в значении времени (‘по’ = ‘после’ ) существительное ставится в предложном падеже: по приезде в город, по окончании школы (вопрос по чём? ). Это правило является грамматическим, а не орфографическим: просто носители языка часто путаются в многочисленных падежных значениях предлога по.
Упр. 108. Образуйте:
а) от существительных первого склонения формы дательного и предложного падежей единственного числа: абстракция, автономия, армия, бакалея, басня, Башкирия, Бия (река), Боря, версия, ворожея, гармония, гостья, доля, гинея, келья, келия, феерия.
б) от существительных второго склонения форму предложного падежа единственного числа: аграрий, бедствие, веселье, гербарий, евангелие, здоровье, здравие, жалование, изделие, лазанье, купанье, купание, лекторий, литий, мораторий, морфий, опий, оружие, подобие, розарий, ущелье, углубление, шествие.
Упр. 109. Определите склонение и употребите приведенные ниже существительные в сочетании спредлогом в или на в винительном и предложном падежах. Например: I – во (что?) в аллею – в (чём?) в аллее.
Бедствие, благословение, боль, «Вий», воскресение, воскресенье, выпь, здоровье, змей, змий, иней, идея, оканье, компания, реки Зея, Бурея и Бия, станция, селение, привилегия, сиденье, соление, старание, Юрий и Лия.
Упр. 110. Напишите, от кого и кому отправляются письма. Образец: Письмо от Зои Ивановны Шишковой Анне Ильиничне Осиповой.
Упр. 111. Определите падеж имени существительного и его значение, допишите окончания.
Случилось по отправлени.. телеграммы, при выход.. из дома, по мер.. прохождени.., занялся этим по мо.. приезд.. на службу, по здрав.. размышлени.. решил, пропуск по предъявлени.. удостоверения, случилось по устранени.. недостатков, по втор.. пришестви.., по полн.. окончани.. работы, по прекращени.. дела, явитесь по написани.. отчёта.
Упр. 112. Перепишите, вставьте пропущенные буквы окончаний.
1. Оставленная сверх счёта мелочь на скатерт.. выглядела ужасно сиротливо (И. Грекова). 2. Масса фешенебельной публики собралась на закрыти.. в России автомобильной выставки («Петербургская газета», 1907). 3. Президент Леонид Кучма и новый премьер Виктор Янукович приехали на закрыти.. Года Украины в Росси.. («Известия»). 4. Есть ли всё это в предани.. о жити.. Севастьяна, или создано фантазией поэта – во всяком случа.. это не ясно, недомолвлено (Гонч.). 5. В настоящее время большинство сахалинских поселенцев в продолжени.. первых двух и редко трех лет по освобождени.. из каторжных работ получают от казны одёжное и пищевое довольстви.. в размер.. обычного арестантского пайка (Ч.). 6. На свидани.. Надя воскликнула: не верю! не может быть! (Солж.). 7. По окончани.. службы Абуладзе О. Г. уволен в запас и выбыл в город Москву (А. Вайнер). 8. Как пелось в какой-то песне моей молодости: «Приходи на свидань.., я томлюсь в ожидань.. … » (Б. Левин). 9. На открыти.. были скульпторы, художники (Пауст.). 10. Я видел очень большое собрани.. на открыти.. выставки финских картин (Бун.). 11. На открыти.. съехалась вся научная и общественная Москва. 12. Тогда из губерни.. указаны на месте люди, которые согласились взять на себя ведени.. столовых, и этим людям, по представлени.. ими смет, высланы через уездное попечительство деньги на открыти.. столовых (Кор.). 13. Истинный благородный пузырь лопается во всеуслышани.., лопается публично, лопается, невзирая ни на какие особы (С.-Щ.). 14. …Федька во весь рост встал на стремена и, надев шапку на остри.. штыка, поднял её высоко над своей головой (А. Гайдар). 15. …На заднем плане … римский воин поднимал и опускал копьё с губкой на остри.. (Кат.). 16. …В сочинени.. этом пропущено одно довольно крупное обстоятельство, о котором упоминается в летопис.. (С.-Щ.). 17. Нашлись люди, которые отдавали даже преимущество Крюковскому перед Озеровым, вследстви.. чего автор «Пожарского», вскоре по представлени.. своей трагедии, отправлен был на казенный счёт в Париж для усовершенствовани.. трагического таланта (С. Жихарев).
Упр. 113. Перепишите, ставя существительные в нужном падеже.
1. Мне в (Заполярье), на краю земли, на вечере цветы пр..поднесли (Щип.). 2. Покорно мне (воображенье) в (изображенье) серых глаз. В моем тверском (уединенье) я горько вспом..наю вас (Ахм.). 3. Мы, может быть, последние путешественники, в смысле аргонавтов: на нас ещё, по (возвращение), взглянут с участием и завистью (Гонч.). 4. В (настроение) слепого заметно сказывалось это чуткое (ожидание) (Кор.). 5. Смягчённый расстоянием, молодой, сильный голос пел о любви, о (счастье), о (простор) (Кор.). 6. Эти мысли прошли в голове молодой девушки, пока она ходила рядом с Петром по (аллея) (Кор.). 7. Казалось, он забыл о (присутствие) чужих (Кор.). 8. – Вздыхал и я когда-то о (Сеча), об её бурной (поэзия) и (воля). Был даже у Садыка в (Турция) (Кор.). 9. …Местность на этом (расстояние) сильно менялась: последние отроги Карпат, ещё видные на (Волынь) и в (Прибужье), исчезли, и местность переходила в степную Украину (Кор.). 10. Он [Гарин] предполагал по (окончание) опытов удрать с готовым прибором в Швецию, взять там патент и самому заняться эксплуатацией аппарата (А. Н. Т.). 11. И слыша, что в мире я не один, бедное сердце моёвпадает в холодной моей груди в сладкое (забытьё)... (Г. Ступин). 12. – Да так, – (революция) помаленьку сочувствую! (Пл.). 13. Пухов обсиживался в (канцелярия) и наблюдал. 14. Квартиры Пухов не имел, а спал на инструментальном ящике в машинном (сарай). Хорошие же мысли приходят не в (уют), а от пересечки с людьми и событиями (Пл.). 15. Он тронулся по своей (линия) к буровой (скважина), легко превозмогая опустевшее счастливое тело (Пл.). 16. Пожары в Москве начались в первую же ночь по (оставление) города нашими войсками (В. Верещагин). 17. В (апрель) на подпольной (конференция) было постановлено прекратить саботаж и идти работать в советские учреждения (А. Н. Т.).
6.1.2. Окончания особых типов склонения существительных
Некоторые суффиксы способны изменять тип склонения существительного, всю систему его окончаний. В школе изучаются лишь окончания именительного и винительного падежей:
Не меняя рода, все существительные с этими суффиксами склоняются по образцам склонений с такими окончаниями. Исключение: в именительном падеже множественного числа существительных среднего рода с суффиксом ушк(юшк), -ишк(ышк)- и всех существительных мужского рода окончание и(ы): полюшки, крылышки, сомищи, городищи,домишки (в отличие от других существительных среднего рода, имеющих -а: болотища, стропила, городища, стрельбища ). Например:
И. заборишко стропило офицеришка заводила
Р . заборишка стропила офицеришки заводилы
Д. заборишку стропилу офицеришке заводиле
В . заборишко стропило офицеришку заводилу
Т. заборишком стропило офицеришкой заводилой
П. заборишке стропиле офицеришке заводиле
И.мн.ч.: заборишки стропила офицеришки заводилы .
Если существительное не имеет форм единственного числа, то во множественном числе после суффикса ищ- оно сохраняет то же окончание, что и без этого суффикса: деньги – деньжищи, ворота – воротища. Слово глаза – во множественном числе имеет формы глазища и глазищи (РОС), предпочтительнее глазищи ). Слово чадушко одушевлённое среднего рода в РОС представлено склоняющимся по типу неодушевлённых.
Иноязычные неславянские фамилии и названия населённых пунктов, оканчивающиеся на ов (-ёв, -ев), ин (ын), -ово, -ино , в отличие от соответствующих славянских фамилий и прилагательных, имеют в творительном падеже окончание существительных ом: с Э. Грином, над Ч. Дарвином, за (городом) Пушкином, под Бородином, за Харьковом. Ср.: с А. С . Пушкиным, за Петровым Валом (посёлком, где Петров – прилагательное), сказано Г. Димитровым, но: город назвали Димитровом.
Оба правила не являются только орфографическими: речь идёт также о нормах образования форм в языке. Здесь бывают сомнения и относительно ударных окончаний: как правильно – бой под Бородином или *под Бородиным ? Поэтому опознавательными признаками таких «орфограмм» является не только наличие слабой фонетической позиции, но и наличие морфологической приметы в связи с формой её выражения.
Упр. 114. Образуйте формы именительного падежа единственного и множественного числа от данных слов.
Бородищ.., домищ.., заводищ.., кладбищ.., котищ.., кулачищ.., носищ.., осетрищ.., ручищ.., сапожищ.., силищ.., стойбищ.., страшилищ.., удилищ.., усадьбищ.., чистилищ.. .
Упр. 115. Образуйте именительный и творительный падежи единственного числа, именительный множественного.
Упр. 116. Образуйте формы, указанные в предыдущем упражнении, от слов с суффиксами -л-, -ищ-.
Болотищ.., воротил.., Данил.., Данилк.., заборищ.., заводил.., зубил.., кадил.., кропил.., мочал.., страшилищ.., пальтишк.., Гаврил.., котищ.., чудовищ.. .
Упр. 117. Допишите необходимые окончания, вставьте пропущенные буквы. Объясните исключение в предложении 21, учтите, где есть, рифму.
1. Там за Лигов..м страшный бой кипит (Ес.). 2. Дубовые топорищ.. не очень удобны. 3. Сюжет был подсказан Пушкин..м. 4. Ветеран уча..ствовал в боях под Киев..м. 5. Батюшка спокойно размахивал кадил.. . 6. Коттедж был обнесен двухметровым к..рпичным заборищ.. . 7. Где-то он уже видел этого офицеришк.. . 8. Оба посёлка превратились в огромные городищ.. . 9. Во всём облике его чу..ствовалась необыкновенная силищ.. . 10. Гаврил.. не перегаврилишь. 11. На берегах Дона ученые открывают всё новые и новые городищ.. . 12. Сразу за Львов..м начинаются Карпаты. 13. Много открытий в истории балтийских и славянских языков было сделано немецкими младограмматиками Франц..м Боппом, Августом Лескин.. и другими. 14. К Мари.. Ильини..не все относились с почтением. 15. Голицын слышал от Катруси сказку о Ви.., подземном чудовище с железным лицом и длинными, до земли опущенными веками (Д. Мережковский). 16. То, что Борис Березовский мнит себя Герцен..м, не секрет – недаром в название интернет-ресурса его фонда входит слово «колокол» («Вечерняя Москва»). 17. От деревни остались одни пепелищ.. . 18. Со Старченков..м они виделись год назад под Харьков..м. 19. Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батаре.. . 20. Спит земля в сиянь.. голубом (Л.). 21. И я в чудесном забыть.. движенья сковывал свои (Л.). 22. В жизн.. человеческой, в важные мгновенья, облики незримые вдруг обозначаются в обаянь.. подвига, в злоб.. преступления (К. Случевский). 23. Я знаю, исчезнет тоска нестерпимая при веянь.. первом прохлады лесной (Бр.). 24. На дворе штаба стоял большой отряд красноармейцев в полном походном снаряжени.. (Пл.). 25. – Итак – со Христом вы или с Дарвин..м? (М. Г.). 26. Ничего, ‑ говорил я сам себе, ‑ тотчас по окончани.. войны я примусь за эту работу (М. Зощенко). 27. Каждое слово опирается на молчани.. своего противника(В. Хлебников). 28. Его люди бомбили под Харьков..м, под Полтавой, Богодухов..м, Грайворон..м, Ахтырк..й, Ковягами и др. (Л Бронтман). 29. После праздника, на рассвет.., приезжал урядник. Он увез Гаврил.. (Кат.). 30. Открытие Дарвин..м эволюции в животном мире вдохновило немецкого лингвиста Августа Шлейхера на применени.. идеи эволюции в языкознани.. («Звезда»). 31. Михаил Левин назвал свои воспоминания о Сахарове «Прогулки с Пушкин..м» (Г. Горелик). 32. Восторгаться Чаплин..м и Райкин..м отец мог, но сам смешить людей – никогда… (А. Козинцев). 33. Я был в автобусе, который между Краков..м и Закопане столкнулся на полном ходу со встречной машиной (К. Ваншенкин). 34. За Львов..м поезд переваливает Карпаты, а там уже не наша земля («Огонек», 1991).
Упр. 118. Проверьте работу, классифицируйте ошибки, выявите правила, требующие первоочередного изучения.
Электрическая станция работала недолго: через семь дней после пуска её в действия она сгарела. Фомин поглядел в тот грусный час своей жизне на небо. Там было скушно и не было сочуствия человеку. Лишь здесь, что згорело в огне, было иное; тут был мир, созданный людьми в сочуствии друг другу, здесь в малом виде исполнилась надежда на высшую жизнь, на изменение и оживление в будущем всей тягостной, гнетущей самоё себя природы, – надежда, существующая, возможно, во всей вселенной только в сердце и сознание человека, который первым в жертве, в работе и революции пробился к такому пониманию своей судьбы.
Крестьяни, строители и пайщики электростанции сделали собрание. На собрание они выслушали слова Фомина и задумались в молчание. Потом вышла Евдокия Ремейко и робко сказала, что надо снова собрать средства. Не зная, что нужно сделать или сказать, он только прикаснулся к Евдокие Ремейке. (По А.П.Платонову. 15 ошибок).
Одна из особенностей русского языка – наличие окончаний в словах. Окончание - это часть слова, стоящая после корня и суффиксов. Изменение окончаний для логической связки слов в предложении соответствует правилам русского языка, нормы которого отвечают на вопрос о том, как определить окончание. На коротком примере предложения из трех слов при изменении окончания в двух из них четко виден изменившийся смысл: настоящее время стало прошедшим, единственное число – множественным: "Я читаю книгу" – "Я читала книги". Изменились окончания глагола и существительного, изменив само предложение.
Окончания глаголов: как их определить
Являясь одним из главных членов предложения, глагол может изменяться, «приноравливаясь» к остальным словам. И тут на первое место выходит понятие о том, как определить окончание глагола. Оно зависит от спряжения. В русском языке два спряжения: I и II. У глаголов I спряжения слова заканчиваются на -у, -ю, -ем, -ет, -ешь, -ут, -ют, -ете. Возьмем глагол «думать» и проспрягаем его: думаЮ, думаЕМ, думаЕТ, думаЕШЬ, думаЮТ, думаЕТЕ. И лишь 11 глаголов входят в исключение. Их просто надо запомнить, чтобы правильно определять окончания: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
Если у глаголов окончания -у, -ю, -ит, -ишь, -им, -ат, -ят, -ите, то они относятся ко II спряжению. Например, шучУ, шутИТ, шутИШЬ, шутИМ, шутЯТ, шутИТЕ. Определить окончание глагола легко, если окончание является ударным. В остальных случаях приходится глагол спрягать. Но не все глаголы соответствуют I и II спряжению. Есть и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть и брезжить. Окончания этих глаголов подходят как к I, так и ко II спряжению: бегУ – бежИШЬ – бежИТ, но бежИМ – бежИТЕ – бегУТ; хочУ – хочЕШЬ, но хотИМ – хотИТЕ – хотЯТ. Если глагол повелительного наклонения, окончание всегда как у II спряжения: -ИТЕ. Надо запомнить глаголы - класть – ездить – ехать: с окончаниями в повелительном наклонении они так выглядят: клади – положите – поезжайте.
Определение окончания у существительного
Зная склонения, можно ответить на вопрос о том, как определить окончание существительного. В именительном падеже окончание не вызывает большого сомнения. Затруднения могут возникнуть, когда для связки слов в предложении это существительное надо изменить в роде, числе и падеже, т. е. просклонять его. В принципе, склоняются существительные по правилам. Но, например, слово-существительное мужского рода в именительном падеже множественного числа может иметь не такое, как гласит правило 1 склонения, окончание: вместо «И» или «Ы» окончание будет «А» или «Я». Пример: лес - леса; адрес - адреса; тополь - тополя.
Есть группа слов, имеющих несколько вариантов окончаний во множественном числе именительного падежа. Как правило, это ставшие литературными слова-профессионализмы: можно писать и говорить «конструкторы и конструктора», «инструкторы и инструктора» и т. д. А в родительном падеже множественного числа некоторые существительные получают нулевое окончание, -ОВ, -ЕВ или -ЕЙ. Вот эти слова: валенок (от валенки), мандаринов (от мандарины), гвоздей (от гвозди).
Чтобы не ошибиться в том, как правильно определить окончания еще нескольких слов, нужно помнить, что они разносклоняемые и их надо просто запомнить. Все они – среднего рода с окончанием на –МЯ: бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя и племя. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа закачиваются на –И, а в творительном падеже у них окончание, как у существительных II склонения: -ЕМ.