Разделы: История и обществознание
Цели:
- Показать отличительные черты русской культуры от других культур.
- Выяснить историческое значение “Слова о полку Игореве” и других литературных памятников; что такое летописи; доказать, что “Повесть временных лет” - вершина раннего русского летописания.
- Рассказать о быте народа.
- Пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства русских земель, чувства уважения к их творцам.
- Развивать умения учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой.
- Воспитывать гордость к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.
План урока:
- Как зарождалась культура Руси.
- Летописи.
- Литература.
- Быт народа.
Оборудование:
- Карта “Русь в Х-ХIII вв.”
- Работы учащихся (рисунки о быте народа, русские костюмы, выставка продуктов “В старину едали деды”, выставка предметов быта).
- Выставка книг по теме.
- Первая симфония П.И.Чайковского (Iч.). Опера А.П. Бородина “Князь Игорь”.
Ход урока
Звучит произведение П.И.Чайковского (I ч.).
На доске слова, читает учитель:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.Бунин И.А.
Вступительное слово учителя
“О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля, Русская! Многими красотами прославленна ты.… Всем ты прекрасна, земля Русская…”
(Показывает Русь на карте)
Так далекие предки гордились своей отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты “узорочье” - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.
- Как зарождалась культура Руси
Вопросы к классу:
- Объясните, что такое культура?
- Как вы понимаете это слово?
Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах.
В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достижением единой русской культуры. Она складывалась, как культура всех восточных славян, сохраняя в тоже время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и т.д.
В культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, и других восточно-славянских племен, так и влияния соседских народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов. Русь не просто копировала эти чужие явления, она применяла к своим культурным традициям.
Суровое аскетичное христианство Византии, пересев на русскую почву с её культом природы, с поклонением солнцу, свету, ветру существенно преобразились.
Находя в церквях памятники культуры, мы видим совершенно мирские рассуждения, чисто мирские страсти, а вершиной духовного достижения Древней Руси гениальное “Слово о полку Игореве” всё пронизано мистическими мотивам
Работа с учебником.
Вопросы к классу:
Что в мировой истории называется феноменом Русской культуры?
Каковы её черты?
Учащиеся составляют таблицы
И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживая за людей, за их боль и несчастья.
- Работа в творческих группах.
Учащиеся получают опережающие задания: с помощью дополнительной литературы выполнить творческие работы.
1-я группа – Летописи.
На большом листе нарисован Нестор, он пишет “Повесть….”
Вопросы для 1-й группы.
- Объясните, что такое летописи?
- Почему летопись была делом государственным?
- Когда появились первые летописи?
- О чём они были?
- Когда появилась “Повесть временных лет”?
- Кто был автором?
- Дайте характеристику этому произведению.
- Что произошло с этим памятником в 1116-1118гг.?
- Почему позднее летописание стало дробиться?
2-я группа – Литература.
Вопросы для 2-й группы.
- Что вы знаете о первых литературных произведениях на Руси начала ХI в.?
- Какие произведения появляются во второй половине и в последней четверти Х? в.?
- Назовите отличительные черты литературы ХII в.?
- Какое произведение самое яркое и известное в литературе ХII-ХIII вв.?
- В чём историческое значение “Слово о полку Игореве” и смысл поэмы?
(Инсценировка одного из фрагментов поэмы). Фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”.
- Репродукции с картин В. Перова “Боян”, К. Васильева “Плач Ярославны”.
3-я группа – Быт народа.
Группа подготовила выставку рисунков, продуктов питания “В старину едали деды”, предметов быта, русский костюм, танец.
Вопросы для 3-й группы.
- Каким представлялся город современникам?
- Какая обстановка была во дворцах богатых князей и в простых крестьянских избах?
- Какие забавы были у русских людей?
- Как они одевались?
- Чем питались?
- Как танцевали?
При отчёте каждой группе ставятся вопросы:
- Какой литературой пользовались во время подготовки творческих заданий?
- Какими источниками? (учащиеся обращаются к выставке книг)
В конце урока подводятся итоги развития культуры Руси Х - начала ХIII вв. по вопросам:
- Какие из литературных памятников древнерусской культуры вам понравились?
- Какие идеи современны и сегодня?
- Какие из них более близки вам?
- Каков был уровень русской культуры ХII - начале ХIII вв.?
Литературные памятники. Слово о погибели земли Русской // Югов А., За землю Русскую. Ист. Отечества. – М., 1983 год – с. 373.
А.С. Сахаров. История России с древнейших времён до конца Х??? в. - М, Просвещение, с. 107
Урок 1
Тема: Снова в школу
Цель урока: вести короткие монологические высказывания по теме «Воспоминания о школе»
Задачи урока:
иноязычную речь на слух.
Ход урока
1. Приветствие
2. Организационный момент
3. Сообщение целей урока
T: Open our books at page 8. Look at the title of the unit «A good start in life». What do you think of the
title? Are you glad to be at school again? Today we are going to talk about school and our feelings.
4. Организовать диалогическое высказывание
T: p.8 Here is a short quiz to help you find your way around the book.
Ex.1a p.8 These are some tips to help you learn English this year. Unjumble them.
Which tip seems the most useful? Why?
Ex.1b p.8 Think of one more piece of advice
5. Ознакомление с новой лексикой
How can people feel at school? (запись слов в словарь)
T: Ex.2a p.9 Look at the picture and say:
how people in the picture feel on the first day at school
how you feel now eou are back at school
Ex. 2b p.89 Choose the alternative that describes you best
Ex.2c p.9 Calculate your results and read your learning style description
6. Организовать аудирование
T: Ex.2b p.9 Listen to these Russian kids and guess which class they are in.
Ex.2c p.9 Listen again and say how each speaker feels
7. Домашнее задание
T: At home you must do WB ex. 1,2, 3, p.34 (пояснение домашнего задания)
8. Подведение итогов урока
T: So, now tell me, please
1) What have you known today?
2) What did you do at the lesson?
3) What was the most interesting and useful for you?
9. Оценки
Teacher puts marks for pupils’ work.
10 класс Unit 1 Хороший старт (Проблемы образования)
Урок 2
Тема: Снова в школу
Цель урока: читать стихотворения о школе
Задачи урока:
1) развитие лексикограмматических навыков речи; развитие монологической и диалогической
речи; умение читать с пониманием основного содержания; развитие умения слушать и понимать
иноязычную речь на слух.
2) расширение общего кругозора учащихся.
3) формирование стремления к совершенствованию своей речевой практической деятельности;
совершенствование коммуникативной культуры ученика; воспитание уважительного отношения к
другим культурам; воспитание внимания, умения слушать друг друга.
4) формулированию выводов из прочитанного и услышанного; развитие способности к подбору
выражений необходимых для данной ситуации.
Ход урока
1. Приветствие
T: Good morning, boys and girls! Glad to see you! How are you today?
P: I am fine (good, excellent, great, OK, all right, soso) thanks.
2. Организационный момент
T: Who is absent today? What is the date today? What is the day of the week?
P: All are present. Today is …. Today is ….
3. Проверка домашнего задания
WB ex. 1,2, 3, p.34
3. Сообщение целей урока
T: Today we "ll talk about the topic "" Off to school"" again.
4. Организовать аудирование и чтение
T: 3. А Reading and listen to the poem. Give it a title.
5. Организовать диалогическое высказывание с опорой на текст
T: 3B. Look through the poem again and answer these questions.
a) Can you see any unusual words in this poem?
b) Why do you think the words are like this?
c) What words do they stand for?
d) What are the feelings of the child?
e) What other evidence of the child"s feelings can you see in the poem?
5. Ознакомление с конструкцией used to
T: 4. A. Remember what it was like to be so small when you were at school for the first time, etc.
. How have things changed for you? Look at this sentence:
(пояснение грамматического материала)
B. Make some more true sentences about how things have changed for you, using the same pattern.
Refer to your clothes, doing homework, school subjects, etc.
6. Организовать письмо
T: 5. A. Read some extracts from a diary and learn about diary style.
5 B. Write your own Feelings Diary for one week.
Express your feelings about your first week at school.(See List of irreqular Verbs, p. 172.)
7. Домашнее задание
T: At home you must do WB упр.5,6,7 стр.45 (пояснение домашнего задания)
Pupils write down home task for the next lesson.
Конспект урока
по истории в 10 классе
Тип урока: изучение нового материала
Вид: комбинированный
Форма урока: практическая работа с источниками с элементом критического мышления
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация
Раздаточный материал: карточки с источниками элементов критического мышления
Дидактический материал: документ «Судебник Ивана III»
Тема урока: «Образование единого государства - России. Иван III .»
Цели урока: характеристика причин, хода и результатов феодальной войны второй четверти XV в; ее влияния на дальнейшую судьбу страны; анализ развития России в XV в. и определение признаков централизованного государства; анализ содержания Судебника 1497 г.; характеристика общественных отношений в российском обществе изучаемого периода.
План – конспект урока.
Ребята, мы с вами продолжаем тему Русь в XIII – XV веках, говорили о Москве как центре объединения русских земель, о Дмитрии Донском. Как повторение и закрепление пройденного сейчас мы проведём историческую перестрелку и Словарную разминку. Пожалуйста, начинаем.
Основные
даты и события
1425-1453 гг.
-
феодальная война.
1462-1505 гг.
-
княжение Ивана III.
1478 г.
-
окончательное присоединение Новгорода
к Москве.
1480 г.
-
стояние на Угре.
1485 г.
-
присоединение Твери к Москве.
1497 г.
-
принятие Судебника Ивана III.
XV -
начало XVI в.
-
создание ансамбля Московского
Кремля.
Термины
и понятия урока
Автокефальная
церковь
- самостоятельная
в административном отношении церковь
в православии.
Боярская
дума
- высший совет при
князе (с 1547 г. - при царе) в Русском
государстве X - начала XVIII в.
Деятельность Боярской думы носила
законосовещательный характер. В Киевской
Руси Боярская дума была совещанием
князей с дружинниками (княжьими мужами,
думцами) и старцами градскими (земскими
боярами, потомками местной знати), иногда
присутствовали и высшие представители
духовенства. В Московском государстве
членами Боярской думы были: бояре,
окольничие, думные дворяне и думные
дьяки.
Местничество
-
система распределения служебных мест
в Русском государстве в XIV-XV вв. с
учетом происхождения, служебного
положения предков человека и его личных
заслуг. Отменено в 1682 г.
Пожилое
-
пошлина в России конца XV-XVII в., которую
уплачивал крестьянин при уходе от своего
владельца за неделю до и неделю после
Юрьева дня (осеннего).
Поместье
-
владение, получаемое князьями -
дворянами за службу.
Помещики
-
держатели поместий, дворяне.
Приказы
-
центральные правительственные учреждения,
ведающие отдельными отраслями
великокняжеского
управления.
Персоналии
Василий II
Темный
(1415-1462 гг.) -
сын Василия I, великий князь московский
с 1425 г. Одержал победу в феодальной
войне (1425-1453 гг.). Ослеплен в ходе
войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой
(отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность
Новгорода и Пскова.
Василий
Косой
(?-1448 гг.) -
удельный князь звенигородский. Вместе
с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю
феодальную войну с Василием II Темным.
Пытался захватить власть в Москве, но
был побежден в 1436 г. и ослеплен.
Дмитрий
Шемяка
(1420-1453 гг.) -
сын Юрия Дмитриевича, князь
Галича-Костромского. В ходе феодальной
войны в 1446 г. взял в плен и ослепил
Василия II Темного, после ряда поражений
бежал в Новгород.
Юрий
Дмитриевич
(1374-1434 гг.) -
князь звенигородский и Галича-Костромского,
сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил
в борьбу с Василием II Темным. В
1433-1434 гг. дважды захватывал
великокняжеский стол.
Иван III
(1440-1505 гг.) - сын Василия II,
великий князь московский с 1462 г. Женат
первым браком на княжне тверской Марии
Борисовне, вторым - на Софье Палеолог.
В правление Ивана III сложилось
территориальное ядро единого Российского
государства, началось складывание
центрального государственного аппарата.
Были присоединены Ярославль, Новгород,
Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было
свергнуто монголо-татарское иго (стояние
на Угре в 1480 г.), составлен Судебник
1497 г., развернулось большое строительство
в Москве, вырос международный авторитет
Российского государства, произошло
оформление титула - великий князь
всея Руси.
Оборудование
урока:
карта «Образование
Русского централизованного государства»,
2 презентации - «Образование единого
государства – России», «Судебник Ивана
III»,
работа с дополнительным материалом.
План
изучения нового материала:
1. Феодальная
война второй четверти XV в.
2. Иван III. Объединение
русских земель вокруг Москвы.
3. Судебник 1497 г.
Ребята, мы с вами продолжаем тему Русь в XIII – XV века, на прошлом уроке говорили о Москве как центре объединения русских земель, о Дмитрии Донском. Как повторение и закрепление пройденного сейчас мы проведём историческую перестрелку и Словарную разминку. Пожалуйста, начинаем.
(историческая перестрелка и словарная разминка)
Тема нашего сегодняшнего урока – Образование единого государства - России. И новый исторический персоналий – Иван III.
Сегодня мы на уроке охарактеризуем причины, ход и результат феодальной войны второй четверти XV века, её влияние на дальнейшую судьбу страны, познакомимся с новым сводом законов Ивана III – Судебником 1497 года.
По первому вопросу плана О причинах, ходе и результате феодальной войны второй четверти XV века нам сейчас расскажет Кушниренко Виктория. (сообщение)
Я: Подоплека событий феодальной войны заключается в том, что война по своей сути была борьбой сторонников централизации, которых представляли великокняжеская власть, опирающаяся на московское боярство, дворянство и церковь, с противниками этого процесса - коалицией удельных князей во главе с галицко-звенигородским князем Юрием Дмитриевичем. Итоги войны : победа сил централизации, укрепление великокняжеской власти, русская церковь стала автокефальной.(Что означает автокефальной)
Мы продолжаем рассмотрение этапов образования централизованного государства. Ваша задача - завершить заполнение таблицы, начатой на предыдущем уроке.
Основные этапы политической централизации Руси
Этап |
Хронологические рамки |
Характеристика этапа |
|
Начало XIV в. - 1389 г. |
Период борьбы московского княжества со своими соперниками за лидерство в объединительном процессе и начало освобождения Руси от ордынского ига |
Возвышение Москвы. Победа Московского княжества в борьбе за владимирский великокняжеский престол. Победа русских войск в Куликовской битве под знаменами московского князя |
|
Период дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского в результате феодальной войны |
Феодальная война между потомками московского князя Дмитрия Донского (1425-1453 гг.). Присоединение Нижегородского княжества, борьба с Литвой (1406 г. - потеря Смоленска) и Ордой (набег Едигея и осада Москвы) |
||
Период завершения политико-территориального формирования Русского государства при Иване III и Василии III, свержение ордынского ига |
При Иване III: присоединен Новгород (1471 и 1477- 1478 гг.), Тверь (1485 г.), Вятка (1489 г.); стояние на Угре и конец ордынского ига (1480 г.); ликвидация Большой Орды с помощью крымского хана Менгли-Гирея; установление протектората над Казанью (1487 г.); войны с Великим княжеством Литовским и присоединение Северских земель (конец XV - начало XVI в.). При Василии III: присоединение Пскова (1510 г.), Смоленска (1514 г.) и Рязани (1521 г.) |
.
2.
Составляя
историческую характеристику Ивана III, ребята, вы можете использовать
материал параграфа и документы после
него и материал презентации
об Иване
III
.
Время правления Ивана III было
периодом образования основной территории
России, формирования ее политических
основ. Высшей целью Ивана III было
объединение под властью Москвы всех
русских земель. Объединив большую часть
русских земель, он начал вести себя как
независимый государь и перестал платить
дань Орде. Ахмат, хан Большой Орды, решил
восстановить господство над
Русью.
В 1480 г.
Ахмат, заключив союз с литовским королем
Казимиром, поднял Большую Орду в поход.
Войска Ахмата подошли к реке Угре,
притоку Оки. Однако форсировать ее
татары не решились. Началось стояние
на Угре войск противников, которое
закончилось в пользу русских. Русь
освободилась от монголо-татарского
ига.
При Иване III
сложились основные принципы внешней
политики Московского государства,
определившие ее на столетия вперед.
Было выдвинуто положение о том, что
московские князья являются наследниками
князей Киевской Руси, а следовательно,
все земли Киевской Руси - вотчина
московских государей. Великий князь
начал войну с Литвой. В результате по
договору с Литвой 1503 г. к России
перешли земли по Десне и Соже, в верховьях
Днепра и Западной Двины с Черниговом,
Новгородом-Северским, Стародубом,
Гомелем, Брянском и т. д.
Большое
значение для укрепления международного
авторитета Московского государства
имел брак Ивана III (после смерти его
первой жены) с племянницей последнего
византийского императора Константина XI
Палеолога Зоей (Софьей) Палеолог. В
государстве появились новые символы
власти: герб с двуглавым орлом и титул
царя (кесаря).
3.
Рассмотрению
Судебника 1497 г. (презентация)
В
1497 г. был принят Судебник, впервые
вводятся законодательные меры по
ограничению коррупционных действий и
начинает достаточно подробно обозначаться
проблема продажности служащих. В ст. 1
сразу обозначается запрет посула в
суде, а также использовать правосудие
как орудие мести или решать дела в
интересах отдельных лиц - «а судом не
мстити ни дружите никому».по которому
стало вершиться правосудие на Руси.
Так, ст. 1 Судебника гласила: «Судите суд
боярам и окольничим. А на суде быти у
бояр и у окольничих диаком. А посулов
боярам, и окольничим, и диаком от суда
и от печалованиа не имати никому...». Под
посулами в данной статье понималось
получение должностным лицом, осуществляющим
правосудие или разрешающим спор,
гостинцев, поборов, взяток. В Судебник
вводится термин «взятка» и в ст. 67
объявляет: «да велеть объявить по
территории в Москве и во всех городах
Московской земли, и Новгородской земли,
и по всем волостям приказать, чтобы
истец и ответчик судьям и приставам
взятки не обещали в суде…». Данная
статья не предусматривала санкции за
получение посула, однако за совершение
данного правонарушения должностное
лицо могло быть наказано главою
государства по своему усмотрению.
Следовательно, коррупция как правовое
явление, направленное против интересов
правосудия, возникло на Руси в форме
получения взяток. Хочется отметить, что
любое проявления коррупции крайне не
одобрительно воспринимаются обществом,
которое ожидает применение мер
государственного принуждения в отношении
чиновников, желающих обогатится за счет
занимаемой должности. Надо отметить,
что первым легальным проявлением
взяточничества явилось кормление -
древнерусский институт направления
князем своих воевод, наместников в
провинцию без денежного вознаграждения,
с тем чтобы они "кормились"
(содержались) населением соответствующей
территории. Воеводы ведали всеми делами
в подвластном ему уезде: управляли
войском, судили и назначали наказания,
наблюдали за сбором налогов и т.п. При
этом воеводы злоупотребляли своей
властью, бессовестно брали вознаграждения,
вымогали у жителей приношения, наживались
на народной нужде. Они, как правило,
назначались на два года, но вместо того
чтобы управлять, большей частью стремились
обогатиться в течение этого срока.
Проект работы был выполнен дьяком
Владимиром Гусевым, а потом получил
силу закона в 1497 году с сентября, будучи
утвержден великим князем с его детьми
и боярами.
Причина появления судебника
:
1.
распространение юрисдикции великого
князя на всю территорию централизованного
государства
2.
ликвидация правовых суверенитетов
отдельных земель, уделов и областей.
3.
центральное
менеджмент и суд не были определены.
Судебник-
инструкция для организации судебного
процесса ("суда").
Новый
общий закон не имел никакого названия,
но обычно он именуется судебником по
аналогии с царским Судебником.
Итак ____
Новые постановления,
относящиеся к правотворческой
деятельности Ивана III:
1.
запрещение отказывать в правосудии
(ст.2), но не наказывает
2.
законы о взяточничестве и лжесвидетельстве
и др. Судебник
можно разделить на три части:
первая (ст.1-36)
- о суде центральном;
вторая (ст.37-44)
- о суде провинциальном (наместничьем);
третья часть (ст. 45-55, с
добавочными ст.67-68) - содержит в себе
материальное право (о давности, наследстве,
договорах займа и купли-продажи, о
переходе крестьян, о холопстве).
Основное
содержание - процессуальное право.
Судебник не охватил всех правовых форм
Руси, поэтому он не исключал применения
обычного права.
Во-первых, он закрепил единое устройство и управление в государстве. Учащимся может быть предложено построение схемы управления Русским государством в XV в. на основе материала параграфа.
Управление Русским государством при Иване III
Во-вторых,
Судебник уравнял частновладельческих
крестьян с черносошными (государственными)
идворцовыми
в уплате налогов в казну.
В-третьих,
ограничил привилегии бояр, церковных
иерархов, монастырей в судебных и
податных делах.
В-четвертых,
впервые в общегосударственном масштабе
ввел правило, ограничивавшее выход
крестьян; их переход от одного владельца
к другому теперь разрешали только один
раз в году, в течение недели до и недели
после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по
старому стилю), после окончания полевых
работ. Кроме того, выходцев обязали
платить владельцу пожилое - деньги
за «двор» - хозяйственные постройки.
Рассмотрение размера пожилого
целесообразно провести на основе
извлечения из Судебника, приведенного
в конце параграфа.
В-пятых,
изменяется система комплектования
войска: вместо дружин создается единая
военная организация - московское
войско, основу которого составляют
дворяне-помещики. Они по требованию
великого князя должны являться на службу
с вооруженными людьми из своих холопов
или крестьян, в зависимости от величины
поместья («конно, людно и оружно»).
Подводя
итоги урока, я вместе с учащимися
фиксирую историческое значение
образования Русского
централизованного государства, которое
можно сформулировать следующим образом:
1) завершение
периода политической раздробленности
и разорительных усобиц внутри
страны;
2) укрепление
обороноспособности страны, что позволило
освободиться от монголо-татарского
ига;
3) создание
благоприятных условий для развития
хозяйства и культуры (введена единая
система мер и весов);
4) рост
международного авторитета Русского
государства.
В заключение
можно привести цитату из текста параграфа,
в которой автор XVI в. отразил чувства
своих современников: «Наша великая
Русская земля освободилась от ига... и
начала обновляться, как будто перешла
от зимы к тихой весне. Она снова достигла
своего древнего величества, благочестия
и спокойствия, как при первом князе
Владимире».
Домашнее задание: § 23; используя материал § 22-23, составить развернутый план
Описание материала : Предлагаю вам конспект урока по истории для обучающихся 10 класса по теме «Личность и деятельность Петра I». Данный материал будет полезен учителям истории. Урок рекомендуется проводить в качестве обобщения после изучения темы «Преобразования Петра Великого. Россия в I половине 18 в..». В ходе урока активизируются имеющиеся знания учащихся, происходит сопоставление событий и определяется их взаимосвязь исходя из социального аспекта.
Тема урока: «Личность и деятельность Петра I»
Тип урока : урок-семинар
Место в системе уроков : обобщающий урок по теме «Личность и деятельность Петра I»
Класс: 10
План урока
1. Введение. Понятие исторической личности.
2. Петр I как историческая личность. Характеристика личности Петра I.
3. В чем состоит «идея общего блага» Петра? Согласны ли Вы с ней?
4. Почему Петр I был назван современниками «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?
5. Ваша личная точка зрения на проблему?
Цель урока:
Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства.
Задачи урока:
Обучение учащихся историческому анализу личности;
Формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления;
Формирование понятия «историография», «историческая концепция и оценка»;
Работа над философским аспектом роли личности в истории;
Формирование чувства исторической справедливости, умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.
Ход урока
Введение. Учитель:
«Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип - человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть» - таков был девиз всей деятельности этого человека».
Урок начинается с вводной беседы-рассуждения, обобщающей представления учащихся о том, какую личность можно назвать исторической.
Следует обратить внимание на то, что личность складывается под влиянием общественных отношений (личность - есть совокупность общественных отношений) и является продуктом данного общественного строя.
Личность характеризуется:
1. Потребностями личности.
2. Сформированными целями деятельности, мотивами, интересами.
3. Средствами, которые личность использует для достижения поставленных целей.
4. Результатами деятельности.
Личность проявляется в действии.
Подводя итог беседе, обучающимися дается определение понятия личности, как динамичной, относительно устойчивой целостной системы интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Петр I относился к тем историческим деятелям, которые никого не оставляли равнодушными. В различные исторические периоды оценки менялись на диаметрально противоположные. Уже при жизни Петра его преобразования влекли как яростное неприятие (раскольники, старомосковское боярство, церковные круги и т. д.) так и восторженную поддержку («Птенцы гнезда Петрова»). В 18 в. происходит идеализация личности Петра I. В19 в. оценки еще больше разошлись: одни считали, что Петр I сделал Россию великим государством - империей, другие - принудил Россию сойти с естественного пути развития.
Выявляются особенности характера Петра: по своей натуре необычайно противоречив. Но, одновременно, это натура цельная, т. к. у него была идея, которая собирала воедино все черты его противоречивой натуры. Эта цель-идея - служение государству. Свое величие Петр видел не в том, что он царь, а он гордился своими делами.
Обучающимся предлагается сформировать таблицу, характеризующую личность Петра Великого. Она может выглядеть следующим образом:
После выявления личностных качеств Петра, проводится его сравнение с современниками, правителями других стран.
В выступлениях обучающихся раскрывается историческая роль деятельности Петра I:
1. Петр Великий сознательно выбрал для себя в жизни особую роль - Петр Михайлов, частное лицо, которое действовало на том ограниченном поприще, на котором в данный момент находилось (когда Петр исполнял обязанности мастерового, капитана, генерала, зубного врача - он был не царем, а Петром Михайловым).
Главная идея Петра - «идея общего блага». (Впервые эта идея была выражена в 1702 году в Манифесте о призыве иностранцев на русскую службу и окончательно сформирована к 1721 году в речи в связи с заключением Ништадского мира - «о прибытке общем нужно заботиться, чтобы народ был облегчаем»).
2. Однако все противоречия Петра объясняются абстрактностью его идеи. В понимании царя любой его поступок относится к общему благу. «Общее благо» имело ярко выраженный внешнеполитический аспект - независимость территории России. По отношению к подданным «общее благо» - справедливый суд, социальный мир, сбор налогов, удачная торговля.
Но подданные делились на податные и привилегированные сословия и «общее благо» для них было различным.
Таким образом, практически все сословия России понуждались к «общему благу». В связи с этим, главная проблема Петра Великого как исторической личности - его одиночество, непонимание его главной идеи современным ему обществом, что влекло за собой принуждение и жестокость (подавление выступлений стрельцов, борьба с православной церковной верхушкой, старообрядчеством, старым боярством и т. д.). Вместе с тем, Петру удалось достигнуть поставленной цели - превращение России в великую державу, что и позволяет считать личность Петра I выдающейся, великой.
Предлагается сделать основной вывод урока о превращении России в великую державу благодаря самозабвенной, хотя и жестокой политике Петра I, сопоставляя исторические споры и высказывания о Петре Великом:
«Все темные стороны характера Петра, конечно, легко извинять чертами века; справедливо могут указать нам, что подобных сторон еще в большей степени найдется в характере других современников Петровых. Несомненным останется, что Петр превосходил современных ему земных владык обширностью ума и неутомимым трудолюбием, но в нравственном отношении не лучше был многих из них; за то общество, которое он хотел пересоздать, возникло не лучшим в сравнении с теми обществами, которыми управляли прочие Петровы современники… Петр посредством своих деспотических мер создал из нее государство, грозное для чужеземцев войском и флотом, сообщил высшему классу ее народа наружные признаки европейского просвещения, но Россия после Петра все-таки, в сущности, не сделалась «новым Израилем»…
«При этом Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта - преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, помимо нашей воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на его потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти» .
Цель:
через изучение основной реформы Александра II понять особенности развития России.
Задачи:
Личностные - сформировать рефлексивное отношение к реформе Александра II;
Метапредметные - умение анализировать исторические документы, проводить сравнение уровня проводимых реформ в разных странах;
Предметные - изучить содержания реформы 1861 года, подготовиться к изучению подобных реформ во всеобщей истории.
Сегодня многие ученые ставят под сомнение существование м-т. ига на Руси. Для ответа на вопрос об иге необходимо проанализировать те изменения, которые произошли в государстве, увидеть источник этих изменений.(Для метапредметнного уровня работы по истории м-т ига на Руси надо выйти на такую формулировку проблемы, которая не решается традиционными методами и нуждается в поисках нового алгоритма работы. Ученики этот алгоритм выстраивают в совместной работе с учителем, затем используют в других подобных ситуациях).
Целевая аудитория: для 10 класса
Конспект урока с презентацией "Россия в период столыпинским реформ" разработаны преподавателем истории ГБПОУ РО "ОАТТ". Работа предназначена для студентов 1 курса. Может быть использована для учеников 11 класса общеобразовательной школы. Урок изучения нового материала. На уроке используется много документов.
Целевая аудитория: для 10 класса
Материал можно использовать как дополнительный на уроках истории в 7 классе «Просвещение» и 10 классе «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм». Цель разработки: показать особенности и характерные черты общественного договора и естественного права в трудах Т.Гоббса и Д.Локка
Целевая аудитория: для 10 класса
Данная работа представляет собой план-конспект урока с использованием презентации, выполненной в программе MS Power Point.Урок является первым занятием по разделу «Объединение русских земель в единое государство». Урок включает в себя следующие структурные компоненты: актуализацию полученных знаний, изучение нового материала, закрепление и домашнее задание. По ходу урока, используются слайды презентации.
Данный урок может быть использован в системе НПО и СПО для студентов первого курса в рамках изучения дисциплины «История»
Целевая аудитория: для 10 класса
Целевая аудитория: для 10 класса