Стихотворение "Элегия" Н.А. Некрасов написал в 1874 году в ответ на критику со стороны литературных историков. Они считали творчество поэта однообразным и повторяющимся, потому что основная тема Некрасова - изображение жизни русского народа. Но в то время крепостного права уже не было, а значит, многие считали, что крестьяне стали жить счастливо, и что данная проблема не актуальна.
Стихотворение относится к теме народа, как и большинство произведений Некрасова. Но здесь поэт обращается прежде всего к неизвестным оппонентам, утверждая, что проблема счастья простых людей актуальна до сих пор.
Пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам
Некрасов считает важным "к народу возбуждать вниманье сильных мира", потому что крестьяне, получив свободу, всё также бедствуют. И поэт полностью их понимает, ведь ему самому приходилось жить в полной нищете на улице.
"Я лиру посвятил народу своему", - он спокоен за то, что герои его произведений - крестьяне, а не знатные люди. Ему посчастливилось видеть красный день, когда отменили крепостное право, но в этот момент заговорила Муза, и появился вопрос: "Народ освобождён, но счастлив ли народ?" В поисках ответа поэт обращается к повседневной жизни крестьян, трудящихся на поле и полностью отдающихся своей работе. Взволнованный, он не находит ответа на "тайные вопросы" о том, пришли ли перемены в народные судьбы, "в напевы сельских дев", или нет.
Завершая "Элегию", Некрасов отмечает, что он не знает, лучше или хуже стало житься русским крестьянам. Он только просит благословения сельским трудам, сулит проклятия народному врагу и молит у небес могущества другу.
Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Не внемлет он - и не дает ответа...
Некрасов хотел выразить своё чувство любви и долга к народу, понимание проблем простых людей. Он обратил внимание на проблему счастья и показал, что отмена крепостного права вовсе не означает, что народ стал свободным и счастливым.
Поэт использует лексические и синтаксические средства выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…», "природа внемлет мне), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), а также такой вид звукописи, как аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…») Все эти стилистические фигуры передают настроение поэта, его волнующую мысль. Стихотворение написано в двухсложном размере - ямбе, используется парная рифмовка, она придаёт тексту ясность, и в то же время выразительность.
Элегия впечатляем своим настроением, простой и в то же время хорошей рифмовкой, выразительностью. Поэт выступает как страстный защитник народных интересов, и даже природа ему "внемлет".
"Важно только одно - любить народ, Родину, служить им сердцем и душой"
Обновлено: 2017-09-25
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В 1874 г. и является ответом на многочисленные нападки и обвинения поэта в том, что он в своих произведениях постоянно говорит о тяжелом положении простого народа. В 1861 г. произошла отмена крепостного права в России. Консерваторы были крайне недовольны этим, считая указ чрезмерной преждевременной мерой. При этом их ярость против защитников народа усилилась. Некрасов отразил свои мысли об отмене крепостничества в своем произведении, иронично назвав его «Элегия». Стихотворение посвящено другу поэта - А. Еракову.
Жанр стихотворения
Несмотря на свое название, произведение можно отнести к жанру гражданской лирики, так как в нем выражены размышления поэта по поводу остающегося тяжелым положения крестьян.
Основная тема стихотворения
Основная тема стихотворения - риторический вопрос автора о том, действительно ли улучшилась жизнь крестьянства. Некрасов утверждает, что «страдания народа» являются неиссякаемой темой для творчества. Высшие классы не могут спокойно наслаждаться жизнью, пока в стране не прекратятся бедствия простых людей.
Поэт с гордостью заявляет: «я лиру посвятил народу своему». Ему не важны признание и почет. Отдав всю свою жизнь воспеванию страданий крестьян, Некрасов выполнил свой гражданский долг.
Отмена крепостного права - «красный день» для поэта, который наконец-то принес долгожданную свободу. Однако по прошествии нескольких лет Некрасова начинает мучить мысль: действительно ли настало улучшение. Его размышления над этим и вопросы остаются без ответа и повисают в воздухе, предлагая читателям самим ответить на них.
Некрасов делает тонкие намеки на мнимое достижение благополучия, упоминая «народного врага» и с грустью отмечая, что народ, которому он посвящает свое творчество, «не внемлет… и не дает ответа».
Композиция
Стихотворение можно разделить на две части. В первой Некрасов указывает, что творчество должно обязательно защищать простой народ и описывать его беды. Переходом ко второй является вопрос: «счастлив ли народ?» после реформы. Вторая часть состоит из размышлений поэта над этим мучительным вопросом.
Размер
Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает ему торжественность и оттенок классицизма.
Выразительные средства
Некрасов широко использует эпитеты в описании тяжелого положения крестьянства («тощие стада», «горестен… напев») и его воображаемого благополучия («красный день», «жатвой золотою»). Поэт сравнивает себя с воином, сражающимся за правое дело. В образе «народного врага» метафорически представлены высшие классы общества. Торжественность стихотворения подчеркивается употреблением громких «классических» слов: «влачатся», «рок», «внимаю».
Главная мысль стихотворения не выражена явно. Читатель сам должен догадаться, что за лирическими размышлениями автора скрывается горькая правда. Народ так и не был избавлен от своих страданий, изменилась лишь форма, но не сама его вековая зависимость.
План анализ стихотворения Элегия
- История создания
- Жанр произведения
- Основная тема произведения
- Композиция
- Размер произведения
- Основная мысль стихотворения
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — «Элегия». Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».
Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! не стареет она. Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской «Деревней». Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам… И у Пушкина: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…
Это сравнение призвано, лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен. Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную.
Не случаен здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз — со стихотворением «Эхо»:
На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения: …Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не внемлет он — и не дает ответа… «Не дает ответа» — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя «Мертвые души». Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.
Анализ стихотворения Некрасова «Пускай нам говорит изменчивая мода»
Другие сочинения по теме:
- Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со...
- Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов,...
- В стихотворении «Пчелы» (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья —...
- Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
- В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке,...
- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще...
- «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих...
- Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
- В стихотворении есть «событийный» сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного «глаголом жечь сердца людей»;...
- Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется...
- Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить...
- Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие...
- Стихотворение это чрезвычайно важно для понимания развития пушкинской народности. Но традиционно оно рассматривается (и то бегло) в плане «утверждения идеи...
- Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и...Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов...
Позднее стихотворение “Элегия” (А.Н. Е<раков>у) (1874) кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом (6-стопные ямбы с парной рифмовкой), выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать его следующим остроумным двустишием: “Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? / Однако ж из песку попробуй, испеки!” Это двустишие удачно предваряло бы последующие строки, однако его некоторая смешливость не была бы вполне уместной в скорбном и величественном контексте всего остального. В результате начата “Элегия” так:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.
Это непосредственный отклик на лекцию известного филолога О.Ф. Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов повторяется, продолжая варьировать исчерпанную им уже тему “страданий парода”. Поэт возражает: нет, эта тема неисчерпаема, “не стареет”. Уже Пушкин употреблял глагол “стареет” с ударением на втором слоге, Некрасов же в данном случае предпочитает архаическую форму. Здесь он несколько похож на старца, поучающего “юношей” и отвергающего всякую новомодность.
... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза...
О некрасовской Музе см. в разделе этой главы, посвященном” стихотворению “Вчерашний день, часу в шестом...”. “Влачатся”, “тощие”, “покорствуя бичам” - явственные отзвуки пушкинской “Деревни” (1819), нескрываемая цитата. Антикрепостнический пафос Пушкина, как видно, не устарел и тогда, когда уже отменено крепостное право.
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Где Муза, там, конечно, и лира, опять-таки как и в пушкинских стихах; и следующая строка некрасовской “Элегии” стала хрестоматийной - как бы эпиграфом ко всему творчеству поэта, произносимым с лирико-завещательной интонацией:
Я лиру посвятил народу своему.
Но это отнюдь не гарантия того, что народ возблагодарит посвященную ему лиру. У Некрасова есть стихи, в которых выражено горькое сомнение в этом (“Я настолько же чуждым народу / Умираю, как жить начинал”, “И песнь моя бесследно пролетела, / И до народа не дошла она”). В “Элегии” поэт тоже сомневается в признании народа: “Бытьможет, я умру неведомый ему...” Далее мысль поэта обращается к последствиям крестьянской реформы 1861 г. Решила ли отмена крепостного права больные проблемы крестьянской жизни? В “Кому на Руси жить хорошо” сказано, что распавшаяся “цепьвеликая”, одним концом ударив по барину, другим ударила по мужику. В стихотворении “Как празднуют трусу” Некрасов с горечью замечает: “В жизни крестьянина, ныне свободного, / Бедность, невежество, мрак”. Сходный мотив прозвучал и в “Элегии”:
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
“Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”
Следующая строфа начинается риторико-стилистической фигурой, суть которой такова: что бы я ни делал, я занят одним. “Внимаю ль песни жниц...” и пр. (ср. у Пушкина: “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”). Слово “песни” - либо винительный падеж множественного числа от “песня” (и тогда глагол “внимаю” - переходный), либо дательный единственного от “песнь”. Скорее первое, хотя есть возможность двоя кого понимания. Так вот, что бы ни делал поэт, он все время ищет ответ на вопрос о том, осчастливила ли свобода крестьян, внесла ли она перемену “В народные судьбы? в напевы сельских дев?/ Иль так же горестен нестройный их напев?” Пушкин в авторских примечаниях к “Евгению Онегину” комментировал свой стих из IV главы “В избушке распевая, дева...”: “В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками”. Некрасовские слова “напевы сельских дев” как бы солидарны с мнением Пушкина о том, что о поющей крестьянской девушке можно писать в высоком слоге.
Заключительная строфа “Элегии” начинается словами “Уж вечер настает”. Они отсылают нас к строке из элегии Жуковского “Вечер”: “Уж вечер... Облаков померкнули края...” В XIX в. не забывали эту элегию старого мастера. Отрывок из нее, как раз начиная с указанной строки, вошел в либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” (1890). Жанр элегии, то есть задумчиво-грустного стихотворения, привлекал Некрасова, автора стихотворных циклов “Последние элегии” и “Три элегии (А.Н. Плещееву)”, последний создан в год написания рассматриваемого стихотворения, в котором слышен элегический отзвук из Жуковского.
В последней строфе лирический герой бродит в “прохладной полутьме”, благословляет “сельские труды”, шлет проклятия “народному врагу”, молится за “друга” и поет. Громкой песне внемлет и вторит природа - долы, нивы, горы, лес.
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...
У разных поэтов варьируется сходный мотив: пророк, проповедник, певец, поэт заворожил природу, которая благодарно прислушивается к нему, а вот живые люди, к которым он обращается, глухи, невосприимчивы к его вдохновенному слову. См. “Пророк” Лермонтова, “Бэда-проповедник” Полонского, “Слепой” А.К. Толстого. Некрасов, как видно, подключается к этой прочно сложившейся традиции. А заключительная строка прямо отсылает нас к концовке 1-го тома “Мертвыхдуш” Гоголя: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”. Это одно из многих обращений Некрасова к гоголевскому творческому опыту.
"Элегия" (Некрасов написал его на закате своей жизни) будет неполным и непоследовательным без осознания того места, которое занимает это произведение в творчестве поэта. А в нём он подводит своеобразный итог всему, что сказал ранее. В образном смысле, это самая высокая нота, которую смог взять поэт в своей песне.
Как создавалась "Элегия"
Когда поэт сочинял строки этого стихотворения, он отчётливо понимал, что времени у него в запасе осталось не так уж много. Непосредственным творческим импульсом было желание ответить своим критикам на предъявляемые ему претензии и задаваемые вопросы. "Элегия" Некрасова - стих о смысле жизни и назначении творчества поэта. Стихотворение эмоционально окрашено фактом неизлечимой болезни автора, вынуждающей его подводить итог своему творчеству. О поэзии Некрасова в определённых кругах принято было отзываться с оттенком лёгкого пренебрежения, как о чём-то, имеющем весьма отдалённое отношение к сфере высокого искусства. Стих Некрасова "Элегия" - это ответ в равной степени и поклонникам творчества, и его недоброжелателям. И первых, и вторых в русском обществе было более чем достаточно. На отсутствие внимания к себе поэт пожаловаться не мог.
В контексте эпохи
Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, центральной темой творчества которых стала жизнь простого народа. А жизнь крепостного крестьянства была наполнена лишениями и страданиями. Многие просвещённые люди своего времени не могли пройти мимо этого молча. Тема стихотворения "Элегия" Некрасова - служение общественным идеалам. Фактически поэт Некрасов был основоположником большого направления в русской литературе, впоследствии получившего определение "некрасовская школа". Но довольно значительной частью образованного общества, чаще всего дворянами-аристократами, подобная "литературная мода" отрицалась. Гражданскую тему в поэзии подобные эстеты считали признаком второсортности. Они признавали только "искусство ради самого искусства". Но именно этот антагонизм двух противоположных эстетических концепций и продвигал вперёд развитие русской литературы на протяжении всей второй половины девятнадцатого века. Без понимания сути этого противоборства невозможен даже простой анализ стихотворения "Элегия". Некрасов постоянно находился в самом центре столкновения общественных мнений. Такова была его судьба в литературе и в жизни.
Элегия или нечто иное?
Иногда возникает вопрос о том, почему автор назвал своё стихотворение именно так, а не иначе. Вполне можно согласиться с теми читателями, которые разглядели в названии этого произведения некоторую иронию. Если исходить из античного понимания этого стихотворного жанра, то публицистическое произведение русского поэта - что угодно, но только не элегия. Некрасов, тема которого была весьма далека от античности, по одной из существующих версий, в названии своего произведения просто пошутил. Тем не менее по своему минорному настроению и стихотворному размеру произведение своему названию вполне соответствует. Это грустное элегическое размышление о безысходности в судьбе русского народа и об отношении поэта ко всему происходящему.
"Я лиру посвятил народу своему..."
Николай Некрасов вполне мог о себе это сказать, не рискуя впасть в фальшивый пафос. Он жил со своим народом единой жизнью. За его спиной остались долгие годы напряжённого труда и существования на грани нищеты. Его путь к успеху был нелёгким. Все силы души были отданы служению русскому народу. Об этом говорит даже простой анализ стихотворения "Элегия". Некрасов, подводя итог прожитой жизни, констатирует: " Но я ему служил и сердцем я спокоен...". Спокойствие поэту внушает тот факт, что он сделал всё что мог и даже больше. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был услышан теми, для кого творил. Его слово отзывалось в общественном сознании мощным резонансом и приближало неизбежные изменения в общественном устройстве Российского государства. В есть и заслуга Некрасова.
"Народ освобождён, но счастлив ли народ?"
Это один из главных вопросов, которые задаёт "Элегия" Некрасова. Стих не даёт на него прямого ответа. Многим казалось, что такое грандиозное событие, как отмена многовекового крепостного рабства, должно было быстро и до неузнаваемости изменить существование бывших крепостных крестьян, ставших свободными людьми. Однако в реальности всё обстояло гораздо сложнее. Крепостное рабство осталось в прошлом, но никуда не ушли из жизни крестьян беспросветная нищета и обездоленность. Постреформенные русские деревни средней полосы поражали своим убожеством многих современников поэта. Размышлениям на эту тему посвящена вся вторая часть стихотворения. Поэт остаётся верен своим идеалам и принципам, но выхода из создавшегося положения не находит. На этом можно было бы завершить анализ стихотворения "Элегия". Некрасов понимает, что ему не суждено будет дождаться ответа на поставленные вопросы. И финал оставляет открытым.
После Некрасова
Иногда бывают странные исторические сближения. Как будет сказано примерно через сто лет после Некрасова: "Поэт в России - больше чем поэт". Но к Николаю Алексеевичу Некрасову это утверждение применимо в полной мере. И поэзия его была чем-то большим, чем просто поэзией. Она была составной частью набирающего мощную историческую турбулентность течения русской общественной мысли. Вопросы, задаваемые поэтом в "Элегии", без ответа отнюдь не остались. Только нет ни малейшей уверенности в том, что ответы эти понравились бы тому, кто их задал. Ни счастья, ни благополучия, ни процветания русское крестьянство так и не дождалось. Лишь три с небольшим десятка лет отделяли поэта Некрасова от последовавшей после его кончины эпохи войн, революций, коллективизации и "ликвидации кулачества как класса". И многих других политических завихрений двадцатого века, в тридцатые годы которого неожиданно выяснилось, что пришедшим к власти большевикам совершенно не нужны некрасовские свободные землепашцы на своей земле. А нужны именно безропотные и покорные судьбе Исторический цикл замкнулся.