Логопедический массаж - это процедура, направленная на коррекцию произношения, улучшение тонуса мышц лица и решение проблем речевого аппарата.
Специалист, который назначает проведения логомассажа, должен обязательно предварительно обследовать ребенка на наличие различных заболеваний. И только после этого назначать курс массажа, его продолжительность и методику.
Виды массажа
Специалисты разделяют логопедический массаж на несколько основных видов:
- Традиционный.
- Аппаратный.
- Зондовый.
- Массаж Дьяковой.
- Самомассаж.
- Точечный.
Традиционный вид логопедического массажа выполняется с помощью легких поглаживаний и растираний. Для того, чтобы расслабить мышцы, специалист производит легкие движения, а для восстановления активного мышечного тонуса, применяются энергичные и быстрые движения.
Для аппаратного логопедического массажа характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.
Зондовый логопедический массаж направлен на то, чтобы устранить проблемы с речевой моторикой. С помощью специальных зондов производится массирование языка, неба и губ.
Логопедический массаж Дьяковой представляет собой самую распространенную методику, которая разработана именно для того, чтобы устранить проблемы с речью у детей.
Самомассаж представляет собой методику, при которой ребенок самостоятельно выполняет ряд разработанных упражнений. В систему входят движения руками, языком и зубами .
Точечный массаж расслабляет лицевые мышцы, воздействуя на биологически активные мышцы.
Техника проведения массажа
Для того, чтобы логопедический массаж представлял собой эффективную процедуру, стоит особое внимание уделять губам, мягкому небу, губам и языку. Сама техника подразумевает несколько этапов:
Для того, чтобы после логопедического массажа языка был заметен эффект, необходимо пройти 10–20 сеансов.
Лоб
Начинать процедуру необходимо исключительно со лба. Сначала поглаживающими движениями обрабатывается середина лба, постепенно переходящие к височной части. Затем специалист должен переходить от бровей к верхней части. Далее, необходимо использовать специальное устройство , которое позволяет выполнять вибрационные движения.
Щеки и нос
Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.
После лба необходимо переходить к щекам. Процесс подразумевает разминать участок от уголков рта к вискам. Эти движения должны быть легкими и расслабляющими. После этого необходимо переходить к расслабляющим движениям по мышцам щек к крыльям носа. Носогубная складка обрабатывается к углам рта от носовых крыльев.
Рот, подбородок и шея
Губы массажируются от середины, до уголков. Одинаково проводится обработка как верхней, так и нижней губы. Затем можно переходить к подбородку. Начинать нужно с середины, постепенно переходя к его уголкам. Легкими движениями необходимо гладить и шею . Все действия направлены на то, чтобы расслабить мышцы.
Достоинства логомассажа заключаются в первую очередь в устранении проблем, которые связаны с недоразвитием речи. Кроме этого, можно выделить следующие достоинства:
Но есть и некоторые недостатки у этого метода:
- Несмотря на то что процедура проводится в домашних условиях, ребенок на первоначальных этапах может чувствовать дискомфорт и неприятные ощущения.
- Воздействие во время процедуры происходит только на лицевые мышцы.
Для того, чтобы ребенку снизить неприятные ощущения, необходимо позаботиться о комфортных условиях в помещении. Что исключить болезненные ощущения, массажист не должен иметь дополнительных украшений, длинных ногтей и перед началом процедуры ладоней согреть.
Манипуляции должны проводиться не ранее, чем через два часа после приема пищи. Обязательно полость рта должна быть очищена от остатков пищи и даже малейших крошек.
Для того, чтобы получить максимальный эффект и в короткий срок, процедура должна проводиться каждый день не менее чем 20 раз. При этом очень важно, чтобы срок и количество сеансов было установлено специалистом. На срок может влиять степень нарушения речи , нервное напряжение ребенка и желание его продолжать процедуры. Первый сеанс не должен длиться дольше 5–6 минут. Каждый раз продолжительность должна увеличиваться.
Для того, чтобы ребенок не боялся логомассажа, необходимо массажисту расположить малыша к себе. В домашних условиях можно начинать процедуры не лежа на массажном столе, что может вызвать страх у ребенка, а сидя. Через несколько сеансов можно малышу предложить расположиться в горизонтальное положение.
Слишком сложные формы нарушения стоит исправлять на протяжении года и более. Но срок должен устанавливать только логопед.
Для того, чтобы проводить лечение с помощью логомассажа, специалист должен обладать достаточным опытом и навыками проведения подобной процедуры. Важно, чтобы ребенок не испытывал слишком большой боли. Легкий дискомфорт при проведении процедуры должен присутствовать только на первоначальных этапах массажа. Через некоторое время такой дискомфорт должен полностью исчезнуть .
Для проведения специалист должен использовать следующие приспособления:
- Стерильные медицинские перчатки.
- Во время процедуры должна использовать маска.
- Массажное масло с приятным ароматом.
- нашатырный спирт должен быть всегда под рукой, если вдруг ребенку понадобится помощь.
Показания к проведению процедуры
Ни в коем случае, нельзя назначать логопедический массаж языка самостоятельно. Специалист назначает процедуру только после того, как будет произведено обследование всех мышц речевого аппарата. После этого обследования выявляются четкие причины появления проблем и назначается педагогическое лечение. Только после того, как никакого положительного эффекта у ребенка не наблюдается, назначается логопедический массаж.
Те дети, которые имеют серьезные проблемы с речевыми функциями, без логомассажа не обойтись. Что касается четких показаний к нему, то они следующие:
- Звуки речи произносятся ребенком не четко.
- Тонус мышц, которые оказывают влияние на работу артикуляции, серьезно нарушен.
- Заикание, которое появилось на фоне невротической природы.
- Задержка речи.
- Появление сложности при освоении письма.
- Непроизвольное слюноотделение.
У детей, которые посещают сеансы массажа, уже через несколько процедур можно наблюдать серьезные улучшения.
Противопоказания
Как и у любой лечебной процедуры, у массажа есть некоторые противопоказания. Нельзя проводить процедуру, если у ребенка имеются высыпания на коже, диагностируется стоматит с появлением белых язв в полости рта, лимфатические узлы имеют увеличенную форму, а также наличие грибка на коже.
Нельзя проводить процедуру, если в период процедуры ребенок проходит лечение от ОРЗ, стоматита или Конъюнктивита. Нельзя проводить массаж, если диагностируются раковые заболевания.
Вывод
Для того, чтобы логопедический массаж порадовал своим эффектом , необходимо отсутствие боязни у ребенка процедуры. Малыш должен настраиваться на то, что именно массаж поможет устранить речевые проблемы. Курс назначать должен только специалист, после проведения определенного обследования.
Что такое логопедический массаж
Логопедический массаж является активным методом воздействия, который используется для коррекции речевых нарушений. Он изменяет состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов периферического речевого аппарата. Массаж используется для логопедической работы с лицами, имеющими нарушение голоса, дизартрию, заикание. В целом, процедура оказывает благоприятное воздействие, улучшает микроциркуляцию крови, происходит дополнительное питание кожи и ускоряются обменные процессы. Благодаря ритмичным движениям, массаж вызывает положительные изменения в мышечной и нервной системах, которые занимают важное место в речедвигательном процессе.Для чего нужен массаж
Основными задачами, которые решает процедура, являются:- усиление проприоцептивных ощущений;
- укрепление глоточного рефлекса;
- нормализация тонуса мышц;
- увеличение чувствительности в речевых зонах;
- стимуляция тех мышц периферического речевого аппарата, где была обнаружена малая сократительная способность.
Кто проводит логопедический массаж
При необходимости проведения логопедического массажа в Москве можно обратиться в различные медицинские центры, где должен принимать опытный врач-логопед. При занятиях с детьми используются различные игровые формы, которые максимально позволяют ребенку расслабиться и приносят положительные результаты уже после первого курса. Цена на логопедический массаж в зависимости от опыта врача и места проведения варьируется.Как проходит процедура
Процедуру начинают обычно с общего массажа лица, основными движениями при этом являются растирания, поглаживания, вибрации, похлопывания. Одним из важных пунктов является логопедический массаж языка при помощи специальных зондов, которые полностью безопасны. В некоторых случаях могут быть использованы элементы расслабляющих или дыхательных упражнений. Время массажа составляет около 20 минут, при этом между курсами делаются перерывы в два – три месяца для закрепления результатов. При выраженных нарушениях может быть рекомендовано проведение процедуры даже в течение не одного года. Специалист всегда ориентируется на поведение ребенка, если он напуган, массаж доставляет сильный дискомфорт, то время сеансов увеличивается постепенно, пока не произойдет привыкание. Целесообразно проводить процедуру не менее чем через два часа после еды.Противопоказания:
- Герпес;
- Различные инфекционные заболевания;
- Стоматит;
- Заболевания кожи;
- Конъюнктивит;
- С осторожностью массаж проводится людям с эписиндромом.
Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.
В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.
Что такое логопедический массаж?
Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.
Логопедический массаж бывает нескольких видов:
- Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
- Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
- Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
- Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.
Кому необходим логопедический массаж?
Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.
Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.
Как делать логопедический массаж?
Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:
- При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
- При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
- При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.
Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.
Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой
еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.
Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.
Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.
Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.
Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.
Логопедический массаж по методу Е. А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.
Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.
Противопоказания к проведению логопедического массажа
Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:
- инфекционные или соматические заболевания;
- конъюнктивит;
- воспалительные процессы;
- высыпания на коже;
- герпес;
- увеличение лимфатических узлов;
- повышенное внутричерепное давление;
- стоматит или гингивит.
Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.
Итог
В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.
Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)
Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)
Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.
Виды логопедического массажа
У логопедического массажа есть несколько разных видов:
- традиционный;
- аппаратный;
- точечный;
- зондовый массаж;
- массаж Дьяковой;
- самомассаж.
Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.
Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).
Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.
Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.
Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.
Самомассаж . Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.
Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.
Техника выполнения логопедического массажа языка
При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.
- Изначально массажист делает щадящие поглаживания по лицу в разных направлениях.
- Продольные мышцы языка массажируют по вертикали (от корня языка к его кончику).
- Затем надавливание проводится на язык (его поперечные мышцы: двигаться необходимо от центра языка к его краям).
- По всему органу речи делаются разнообразные поглаживания (по кругу и по спирали).
- Производятся похлопывания по всей поверхности языка.
- Специалист аккуратно надавливает на продольные мышцы.
- Уздечку языка массажируют по вертикали.
- Перетирающие массажные движения (нужно использовать салфетку из марли).
Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.
Техника выполнения логопедического массажа лица
Массаж лба
Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.
Массаж щек
После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).
Массаж носа
Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.
Массаж подбородка
Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.
Массаж шеи
Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.
Достоинства и недостатки
Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:
- улучшается функция сосудов;
- повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
- оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
- простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
- доступность методики;
- возможность выполнять дома;
- маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
- сокращение сроков коррекционной работы.
Но есть у этого метода лечения и недостатки:
- во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
- детям бывает дискомфортно и неприятно.
Во-первых , в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.
Во-вторых , массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.
В-третьих , массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.
Не стоит сразу класть ребенка в горизонтальное положение на массажный стол. Оптимальный вариант, если первый раз все действия будут проводиться сидя. Через два — три сеанса ребенок привыкнет к действиям массажиста. Если он настроен на проведение процедур резко отрицательно, следует проводить движения лишь на лице.
При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.
В-четвертых , ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.
Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.
Массаж ни в коем случае не должен вызывать никакой боли. Участки, которые сильнее всего поражены, обрабатываются не сразу, а ближе к окончанию действий массажиста. С течением процедур страх уменьшится, и ребенок будет положительно и с доверием принимать все движения специалиста.
Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:
- Медицинские перчатки (стерильные).
- Защитная маска.
- Специальное массажное масло.
- Нашатырный спирт (если понадобится медицинская помощь).
При каких показаниях ребенку нужен логомассаж
Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.
Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:
- нечеткое произношение звуков речи;
- заикание, имеющее невротическую природу появления;
- нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
- неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
- дисграфия (сложности к овладению письмом без задержки интеллектуального развития);
- алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);
- нарушение голоса;
- ускорение результативности занятий с логопедом;
- непроизвольное слюноотделение;
- напряжение при произношении звуков;
- ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);
- дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.
У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:
- Приходит в норму мышечный тонус мускулов, принимающих участие в речи.
- Увеличивается амплитуда артикуляционных движений.
- Снижается проявление отклонений в мышцах.
- Образуются движения, осуществляемых органами речи для произношения звуков.
- Улучшение тех мышц аппарата речи, у которых наблюдалась недостаточная активность сокращения.
Противопоказания к проведению массажа
Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:
- воспаления и высыпания на коже;
- герпес;
- увеличенные лимфатические узлы;
- стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
- грибок на коже;
- синяки на массажируемом участке;
- тромбозы сосудов;
- болезни капилляров и крови;
- острая стадия крапивницы;
- наличие онкологических заболеваний;
- порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
- фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
- стоматит;
- конъюнктивит;
- судороги;
- чрезмерная чувствительность ребенка.
Видео-инструкция
С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.
Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.
Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.
Логопедический массаж для детей можно проводить в домашних условиях, если у ребенка нет противопоказаний. Данный вид массажа позволяет добиться лучших результатов в корректировке деятельности речевого аппарата и является важной частью комплекса мер по устранению проявления речевых дисфункций.
Логопедический массаж для детей в домашних условиях имеет следующие цели:
- нормализовать общий и артикуляционный тонусы мышц;
- уменьшить проявления дефектов артикуляционного аппарата;
- сформировать скоординированные и произвольные движения артикуляционных органов.
Показания к логопедическому массажу
Логопедический массаж для детей в домашних условиях показан при:
- расстройствах речевого развития;
- неэффективности традиционных логопедических процедур;
- ряде диагнозов, в который включены дизартрия, задержки в психическом и речевом развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Логопедический массаж для детей родители могут проводить сами, получив предварительно консультацию специалиста
Ограничением в проведении логопедического массажа служат:
- капиллярные болезни;
- тромботические заболевания сосудов;
- острая респираторная инфекция;
- чрезмерная чувствительность тканей;
- инфицированные раны;
- тонзиллит.
Логопедический массаж при дизартрии
Логопедический массаж для детей в домашних условиях помогает при дизартрии, если традиционные логопедические методы не приносят желаемого эффекта. В этом случае массаж проводится в дополнение к основным логопедическим и неврологическим процедурам.
При дизартрии мышцы органов артикуляционного аппарата малоподвижны, и произношение слов или звуков затруднено , поэтому комплекс мероприятий включает движения и упражнения, нацеленные на повышение мышечного тонуса языка и смежных органов, участвующих в артикуляции.
Выбор упражнений зависит строго от состояния тонуса мышц зоны артикуляции.
В раннем детском возрасте дизартрия успешно поддается лечению , которое состоит из комплекса процедур: общеукрепляющая физкультура, рефлексотерапия, логопедический массаж. Массаж языка при заболевании способен стимулировать тонус мышц и сделать язык ребенка более подвижным и гибким, что упрощает произношение звуков и слов; меняется техника звукопроизношения.
К тому же логопедический массаж для детей с дизартрией расширяет диапазон артикуляционных функций, а наиболее труднопроизносимые звуки становятся более доступными. К общим положительным эффектам от массажа также можно отнести улучшение кровообращения.
Перед началом проведения систематических процедур необходимо получить консультацию педиатра и невролога, чтобы исключить противопоказания и оценить общую работоспособность органов, участвующих в процессе артикуляции. Продолжительность сеансов зависит от возраста ребенка и порядкового номера процедуры массажа в цикле.
Так, для ребенка до 5 лет первая процедура массажа не должна превышать 6 мин., для детей 5-7 лет – не более 10 мин.
Логопедический массаж при дизартрии противопоказан при:
- инфекционных заболеваниях полости рта;
- лабиальном герпесе;
- рвотном рефлексе.
Массаж проводится в двух основных позах: лежа и сидя. Для начала следует провести небольшую разминку для шейных и лицевых мышц. Далее мероприятие включает вращение языка ребенка в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Затем с помощью указательного пальца следует произвести закручивающие движения, немного вытягивая язык вперед. Для того, чтобы достичь наилучшего результата и сделать мышцы языка наиболее подвижными, рекомендуется использование специальных приспособлений – логопедических зондов.
Массаж при заикании
Заикание у детей обычно связано с невротическими или физиологическими проблемами. Помимо артикуляционной гимнастики, общеукрепляющих упражнений, успешно используется логопедический массаж. Массируемая область включает верхнюю часть спины и груди, шею, плечи и голову.
По видам воздействия различают сегментарный массаж, заключающийся в массировании артикуляционных мышц, и точечный массаж (акупрессура), воздействующий на биологически активные зоны.
Сегментарный массаж включает следующие манипуляции:
- поглаживание, начинающее и завершающее сеанс;
- растирание, активизирующее кровообращение и стимулирующее обменные процессы в организме;
- разминание, активизирующее мышечные процессы;
- вибрация, воздействующая на тонус мышц;
- нажатие, стимулирующее обменные процессы.
Точечный массаж при заикании воздействует на речевой центр, снижая его возбудимость. Это один из наиболее подходящих типов массажа в домашних условиях, требующий лишь недолгой стажировки у специалиста. Действие акупрессуры подобно иглоукалыванию. Пальцами производятся надавливания разной силы на точки, находящиеся в области предплечья, шейного отдела и лица.
Необходимо провести 12 сеансов массажа в течение трех недель.
Логопедический массаж для детей с заиканием в домашних условиях проводится в дополнение к комплексу мер, нацеленных на устранение заболевания (общеукрепляющие процедуры, профессиональная помощь психотерапевта для выявления причин заикания).
Массаж при ЗРР
Логопедический массаж для детей в домашних условиях способен помочь детям с задержкой речевого развития. Обычно он показан детям старшего дошкольного возраста, чьи артикуляционные навыки не соответствуют возрасту. Но начинать делать логопедический массаж ребенку можно с младенческого возраста.
В этом случае логопедический массаж будет иметь общий терапевтический эффект, окажет благоприятный эффект на нервную систему, что способно послужить мощным стимулом к развитию артикуляционных навыков. Массаж состоит из действий, направленных на точки лица, полости рта и шеи ; упражнения проходят в непринужденной обстановке в форме игры.
В регулярные занятия входит комплекс массажных движений, различающихся по интенсивности.
Техника массажа:
Зона | Движения | Кратность выполнения |
Губы | Интенсивное разминание пальцами по направлению от середины рта к щекам Вибрация и постукивание подушечками пальцев | 5 |
Шея | Поворачивание головы слева направо, вперед и назад Аккуратное поглаживание | 6 |
Язык | Легкое поглаживание Легкая вибрация и постукивание Растягивание | 6 |
Логопедический массаж при ДЦП
При работе с детьми с ДЦП наиболее приемлемы следующие типы логопедического массажа:
- Классический
- Точечный
Задачи логопедического массажа для детей с ДЦП:
- воздействовать на нервы и мышцы для стимуляции развития нервной системы;
- стимулировать двигательную активность;
- улучшить вегетативную функцию;
- улучшить кровообращение.
Моторная алалия
С помощью массажа при моторной алалии можно добиться следующих результатов:
- улучшение работы артикуляционного аппарата;
- снижение мышечного тонуса;
- координация движения мышц лица и языка;
- повышение чувствительности тканей;
- уменьшение саливации.
Массаж проводится пальцами; его продолжительность составляет 10-20 сеансов. Техника включает постукивание в области губ, надавливание, круговые движения вдоль щек.
Парез
Массаж при парезе лицевого нерва назначается после прохождения больным тщательного обследования, включающего консультации невролога, офтальмолога, терапевта. В данном случае массаж назначается в комплексе с лечебной гимнастикой. Массаж лица при парезе улучшает кровообращение на пораженной стороне лица, восстанавливает функцию мышц, предотвращает контрактуры.
Особенностью массажа при данном заболевании является то, что необходимо именно повышение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. Первая неделя сеансов проводится только на здоровой части лица. На втором этапе действия перенаправляют на сторону поражения, ограничивая при этом движения для здоровой зоны лица.
Применяют растирающие и разминающие массажные движения.
К приемам, допустимым в данном случае, относят:
- поглаживание;
- очень легкие вибрации;
- легкое трение;
- щадящее разминание.
ФФНР
Дети, страдающие от фонетико-фонематического недоразвития подвержены также риску дислексии и дисграфии, поэтому важно своевременно начать комплекс мероприятий, включающий домашний массаж. При ФФНР искажаются, заменяются, опускаются звуки; плохо вычленяются звуки в речевом потоке.
Логопедический массаж для детей, проводимый в домашних условиях, способен сделать артикуляцию более четкой, поставить и автоматизировать произношение. Этот тип массажа не требует специальных логопедических инструментов. Используется столовая ложка, реже – зубная щетка.
Техника массажа ложками при фонетико-фонематическом недоразвитии:
- поглаживание вдоль языка выпуклой стороной;
- надавливание на центральную часть языка внутренней стороной;
- скатывание от основания к кончику языка;
- толчки выпуклой частью из стороны в сторону;
- постукивание кончиком ложки.
Особенности массажа дома
При проведении коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение речи, логопедический массаж выступает как дополнение к занятиям с логопедом, дефектологом, рефлексотерапии и лекарственной терапии. Для проведения процедуры логопедического массажа дома следует получить консультацию логопеда или пройти кратковременную стажировку.
К особенности проведения массажа в домашних условиях относится то, что не используются никакие логопедические приспособления (зонды).
Дома массаж можно проводить при помощи зубных щеток или ложек разного размера. Следует учесть, что такие процедуры нельзя проводить ежедневно, так как возможно чрезмерное раздражение или даже повреждение слизистой оболочки и тканей. Логопеды рекомендуют проводить массаж ложками и щетками через день.
Процедура проводится в проветренном помещении в комфортной для ребенка обстановке. После принятия пищи должно пройти не менее двух часов.
Разминка перед логопедическим массажем
Целями разминки перед логопедическим массажем являются:
- создание эмоционального настроя;
- разогревание мышц перед массажем;
- подготовка речевого аппарата к массажу;
- стимулироване кровообращения;
- активация обменных процессов.
Разминка проводится в течение нескольких минут ежедневно. Логопедическая разминка состоит из дыхательных упражнений, логоритмических заданий для активизации мимических мышц. Упражнение, стимулирующее мимику ребенка – игра-подражание.
Видео с примером упражнения для развития мимики:
Ребенок изображает заданных логопедом или родителем персонажей, используя мимику своего лица. Гимнастика для артикуляционного аппарата – это также элемент логопедической разминки. Ребенку предлагается сделать упражнения, разогревающие мышцы лица.
Действия гимнастики включают: втягивание щек, широкую улыбку, движения губами и языком.
Виды логопедического массажа:
- классический массаж ; заключается в двух типах воздействия: расслабляющего и возбуждающего;
- точечный вид массажа ; воздействует на те участки тела, где сконцентрированы нервные окончания и сосуды;
- аппаратный массаж ; требует использования вибрационных и вакуумных инструментов;
- зондовый тип ; проводится при помощи логопедических зондов;
- массаж ложками ; проводится с использованием столовых, чайных, детских силиконовых ложек.
- массаж щеткой ; проводится при помощи частей зубной щетки.
Классический логопедический массаж
К классическим приемам можно отнести 4 основных действия: растирание, вибрация, разминание и легкое поглаживание. Выбор приемов зависит от целей массажа. Если целью является расслабление мускулатуры, то используется поглаживание. Если требуется активизировать работу артикуляционной мускулатуры, то массаж проводят энергичными и интенсивными вибрациями, растираниями, разминаниями.
Массаж проводится как пальцами, так и массажными шпателями, сосками.
Аппаратный массаж
Целями данного массажного комплекса являются:
- устранение проявления речевых дисфункций, моторной алалии, задержки речевого развития;
- нормализация тонуса мышц;
- совершенствование произносительных навыков артикуляционного аппарата.
Аппаратный логопедический массаж в домашних условиях требует наличия логопедических массажеров, воздействующих на ткани вибрациями высокой частотности. Эти инструменты имеют съемные части и способны оказывать как расслабляющее, так и активизирующее действие на мышцы органов речевого аппарата.
Результаты аппаратного логопедического массажа более продолжительны, чем при ручном массаже.
Точечный массаж
Целью точечного логопедического массажа является воздействие на зоны акупунктуры (БАТ). Биологически активные точки содержат скопления нервных окончаний, массажная стимуляция которых вызывают ответную реакцию. Чтобы обнаружить активные зоны и точки, следует скользящими движениями провести по зоне массажа.
Пульсация служит свидетельством обнаружения БАТ.
Если тонус мышц повышен, используется тормозной вид массажа с расслабляющим эффектом. В данном случае подушечками пальцев производят разглаживающие движения. Если тонус снижен, то показан стимулирующий тип массажа. Ритмичными и энергичными движениями производят надавливания и растирания активной точки.
Зондовый массаж
Автор методики Е.В. Новикова разработала 8 логопедических зондов, при помощи которых логопед воздействует на основные зоны лица: губы, язык, скулы и щеки. Зонды имеют разную форму, функцию и воздействие. Используя набор зондов, можно активизировать и расслаблять мышцы, снимать спазмы, повышать или понижать тонус мышц.
Зондовый массаж оказывает благотворное влияние на речь и нервную систему ребенка.
Массаж зубной щеткой
Данный тип массажа заключается в массажных воздействиях логопеда на язык ребенка при помощи индивидуальной зубной щетки и салфетки. Язык ребенка фиксируется при помощи салфетки, а зубная щетка массирует язык. Движения сопровождаются чтением стихов и сказкотерапией.
Такой массаж показан детям со слабыми мышцами и низким тонусом языка. В домашних условиях такой массаж служит альтернативой зондовому логопедическому массажу. Важно массировать продольные мышцы и поперечную мышцу языка.
Массаж ложками
Массаж ложками – действенный способ исправления дефектов речи. Данный тип массажа проводится логопедом или родителем при участии самого ребенка. Ребенку дается 2 ложки в обе руки, и он повторяет движения, показанные взрослым. Все упражнения выполняются под чтение стихов.
Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)
Результаты домашнего массажа
Логопедический массаж для детей, производимый в домашних условиях, способен вызвать благоприятное изменение в состоянии мышечной системы.
Также наблюдается прогресс в развитии нервной системы ребенка. Если логопедический массаж проводится для детей с речевыми нарушениями, наблюдается активизация мышц, ранее обладавших недостаточную сократительную силу; при спазмах и повышенном тонусе наблюдается ярко выраженный расслабляющий эффект.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей
Сюжет об эффективном точечном массаже для развития речи у ребенка с ДЦП: