Знаменитый Волховско-Днепровский путь «из варяг в греки» занимает исключительное место в средневековой истории Восточной Европы. Ведь помимо чисто экономического значения ему приписывают и выдающуюся государственнообразующую роль — того географического «стержня», на который были «нанизаны» древнерусские земли. Однако последние исследования убеждают в том, что перед нами типичный для Средневековья историко-географический фантом.
Путь «из варяг в греки» появляется в «Повести временных лет» на первых же страницах, во вставном сказании о хождении апостола Андрея на Русь: «И бе путь из варяг в греки и из грек до Днепру и верх Днепра волок до Ловати, и по Ловати внити в Илмерь озеро великое; из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево; и того озера внидет устье в море Варяжское; и по тому морю внити даже и до Рима...». После вставки об «Оковском лесе» летописец продолжает: «А Днепр втечет в Понтеское [Черное] море треми жерелы [устьями], иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров...». И далее оказывается, что Первозванный апостол и был первым, кто проделал весь этот путь (в обратном направлении — «из грек в варяги»).
Из приморского малоазийского города Синопа Андрей приходит в крымскую Корсунь (Херсонес Таврический). Здесь, узнав, что рядом находится устье Днепра, он довольно неожиданно «всхоте поити в Рим». Случайно («по приключаю») апостол останавливается на ночлег на берегу Днепра, где позже суждено было возникнуть Киеву. «Заутра встав», он пророчествует своим ученикам о будущем величии Киева, осененного Божией благодатью, поднимается на «горы сия», благословляет их и воздвигает на этом месте крест. Затем он продолжает свой путь до Новгорода, где становится изумленным свидетелем банного самоистязания новгородцев: «…како ся моют и хвощутся... едва вылезуть еле живы; и обольются водою студеною, и тако оживут; и тако творят по вся дни, не мучимые никемже, но сами ся мучают...». Добравшись до Рима, он рассказывает об этом поразившем его обычае, и римляне «слышавше дивляхуся». После этого апостол без всяких приключений возвращается в Синоп.
Можем ли мы поставить под сомнение это известие «Повести временных лет»? Не только можем, но и должны. Дело в том, что ни в каком другом средневековом источнике этот путь не описан. И более того, хождение по нему апостола Андрея — сомнительное во всех смыслах, о чем речь еще впереди — на сегодняшний день является единственным подтверждением его существования. Это может показаться невероятным, но, тем не менее, дело обстоит именно так.
Прежде всего о пути «из варяг в греки» молчат скандинавские источники, что признают даже те ученые, которые не сомневаются в реальности Волховско-Днепровского маршрута (См.: Брим В. А. Путь из варяг в греки // ИАН СССР, VII серия. Отделение общественных наук. Л. 1931. С. 219, 222, 230; Джаксон Т. Н., Калинина Т. М., Коновалова И. Г., Подосинов А. В. «Русская река»: Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии. М., 2007. С. 285 ). Ничего не знают о нем и арабские географы и историки, сообщающие только о некоей Русской или Славянской реке, чьи истоки граничат с Морем мрака и страной Йаджуджа и Маджуджа (Гога и Магога), то есть с Балтийским морем и Северным Уралом. Но на роль этой реки может претендовать отнюдь не Днепр, а Дон или Волга, так что в арабских известиях мы видим смутные очертания Балтийско-Волжского пути.
Император Константин Багрянородный, человек, безусловно, сведущий в русско-византийской торговле, описывая плавание русов по Днепру к Черному морю, заметил, что русские ладьи рубятся и спускаются на воду в верховьях Днепра и по его притокам. И это были всего лишь заготовки для судов, которые оснащались в Киеве, где, собственно, и снаряжался торговый караван в Константинополь. Ни о каких торговцах с Балтики, плавающих по Днепру, в Византии не ведали.
Из западноевропейских историков имеется лишь показание Адама Бременского (повторенное затем Гельмольдом) о том, что «из шлезвигской гавани обыкновенно отправляются корабли в Склаванию [славянское Поморье], Сведию [Швецию], Семланд [Земландский полуостров] и до самой Греции». Чтобы понять, как попали в этот отрывок греки, необходимо помнить, что немецкие хронисты XI - XII вв. вообще имели довольно смутные представления о Восточной Европе. Судя по географическому описанию того же Адама, ему казалось, что Балтийское море «наподобие пояса (название Балтийского моря производилось от лат. balteus — «пояс». — С. Ц .) простирается по областям Скифии до самой Греции», соединяясь с Мраморным морем — Геллеспонтом. Таким образом, Киев оказывался «достойным соперником державного Константинополя, славнейшим украшением Греции».
По-видимому, источником формирования подобных географических представлений явилось энциклопедическое сочинение римского ученого-компилятора V в. Марциана Капеллы «О свадьбе Филологии и Меркурия», в котором можно прочитать, что «Меотийские болота» (Азовское море) являются «заливом Северного океана». Адам Бременский, по его собственному признанию, стремился в своих географических описаниях опереться на авторитет античной традиции, но не нашел упоминаний о Балтийском море ни у кого, кроме Марциана (Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 276 ).
Итак, «Греция» Адама Бременского начинается сразу за Восточной Прибалтикой. Что же касается самого пути «в греки», то Адам, как мы видим, был убежден в существовании не речного, а морского маршрута из Балтики в Константинополь — в обход Новгородской земли и прямиком в Азовское море. Поэтому связать его известие с Волховско-Днепровским путем невозможно.
Сохранилось описание средневекового пути из Риги в Смоленск (договор 1229 г.). Согласно этому документу, после доставки товаров по Западной Двине, товары перегружались на телеги и сухим путем отправлялись в Смоленск. Здесь даже Западно-Двинский и Днепровский бассейны оказываются полностью замкнутыми водными системами.
По сообщению «Повести временных лет», Владимир, готовясь в 1014 г. совершить поход на Новгород, чтобы привести к покорности своего сына Ярослава, прекратившего платить «урок» Киеву, наказал своим людям: «Требите путь и мостите мост». Если даже прав Данилевский, полагая, что в данном случае «автор летописи устами Владимира косвенно процитировал пророка Исайю: «И сказал: поднимайте, поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 121 ), — то все равно, пусть и чужими словами, летописец отразил реальное обстоятельство: чтобы попасть в начале XI в. из Киева в Новгород, требовались специальные инженерные мероприятия. Вообще, ни о каких плаваниях из Новгорода в Киев и Черное море летопись ни сообщает.
Топография кладов куфических монет с находками граффити.
Не в силах подтвердить рельность Волховско-Днепровского пути и археология. В. Я. Петрухин формулирует ее выводы следующим образом: «По данным археологии, в IX веке основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Черному морю по Дону, а не Днепру. С рубежа VIII и IX веков и до XI в. по этому пути из стран Арабского халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет — дирхемов. Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX века известны на Оке, в верховьях Волги… по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора — «озеро Нево»), но их нет на Днепре» (Петрухин В. Я. Скандинавия и Русь на путях мировой цивилизации // Путь из варяг в греки и из грек в варяги. Каталог выставки. Май 1996. М., 1996. С. 9 ).
Пути поступления серебра в Бирку
: 1 — западного; 2 — восточного; 3 — места
чеканки восточных монет, найденных в Швеции (по X. Арбману); 4 — прочие города
и торговые центры; 5 — исходный ареал западного серебра; 6 — исходный ареал
восточного серебра; 7 — ареалы восточноевропейских аналогий вещам, найденным в Бирке
Византийский археологический материал также не подтверждает существования Волховско-Днепровского пути. Самые ранние византийские сосуды в культурных наслоениях Новгорода относятся к X в. (при том, что подобные им изделия не найдены ни в Киеве, ни в других крупных городах Руси), а византийские монеты IX-X вв. — редкость даже на берегах Днепра. В то же время только в Прикамье (на Балтийско-Волжском торговом пути) археологами найдено около 300 византийских монет. Само месторасположение древних новгородских поселений не ориентировано на связи с Днепром. За Руссой к югу (на Днепр) нет крупных поселений, зато к юго-востоку (Балтийско-Волжский торговый путь) выросли Новый Торг и Волок Ламский.
Карта кладов арабских и других монет IX—XI вв. в Северо-Западной Руси (Носов, 1976)
:
1 — Старая Ладога; 2 — Княжчино; 3 — Вылеги; 4 — Демянск; 5 — Набатово; 6 — Семёнов Городок;
7 — Загородье; 8 — Углич; 9 — Угодичи; 10 — Сарское городище; 11 — Старая Ладога;
12 — Новгород (Кириллов монастырь); 13 — Потерпилицы; 14 — Шумилово; 15 — Кузнецкое;
16 — Лучесы; 17 — Витебская губерния; 18 — оз. Зеликовье; 19 — Панкино; 20, 21 — Тимерёво;
22 — Москва; 23 — С.-Петербург; 24 — Старая Ладога; 25 — Петрозаводск; 26 — Новая мельница;
27-29 — Новгород; 30 — Любыни; 31 — Подборовка; 32 — оз. Шлино; 33 — Иловец; 34 — Пальцево;
35 — Торопецкий уезд, р. Кунья; 36 — Великолукский уезд; 37 — Великие Луки; 38 — Витебск;
39 — Ржев; 40 — Владимир.
Условные обозначения: I — конец VIII в. — 833 г.; II — 833-900 гг.; III — 900 — 970 гг.
Неизменным провалом заканчивались попытки современных энтузиастов преодолеть маршрут из Ловати к Днепру — большую часть пути от водоема к водоему их ялы и шлюпки транспортировали армейские вездеходы (Никитин. Основания русской истории. М., 2000. С. 129. Исследователь ссылается на показания участника экспедиции 1985 г. А. М. Микляева). А ведь уровень воды в этих гидросистемах в IX - X вв. был ниже на 5 метров!
Экспедиция «Айфур» (1994). Волок.
«
Опыт, полученный в этой экспедиции, показывает, что для северной части
древнего пути из варяг в греки подходили только очень легкие суда»
.
То есть не торговые ладьи. Вуаля!
Карта 1. Предполагавшиеся разными авторами варианты путей через водораздел
Ловать — Западная Двина — Днепр:
1. Через оз. Жаденье (Охват) — оз. Лучанское;
2. Через оз. Выдбино — р. Полу;
3. Через оз. Челно — оз. Сережу;
4. Через оз. Двинье — р. Кунью;
5. Через оз. Усвятское — р. Кунью;
6. Через оз. Усвятское — оз. Узмень;
7. Через оз. Езерище — оз. Еменец.
Кроме того, предполагались пути:
8. Через р. Ущу — р. Удрайку;
9. Через р. Ущу — р. Насву
Наконец, путь на Балтику через Новгород и Ладогу просто лишен смысла, поскольку, повернув от верховьев Днепра к Западной Двине, путешественник сокращает маршрут в 5 раз.
Ю. Звягин, автор единственного на сей день комплексного исследования пути «из варяг в греки», подытоживает свои наблюдения следующими словами: «Собранные данные говорят о том, что в VIII - IX вв. нахоженного пути между Киевской и Новгородской Русью не было. Климат в это время был более сухим, реки — мельче и потому непроходимые» (Звягин Ю. Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М., 2009. С. 236 ).
Положение начало меняться в Х в., когда из-за наступившего потепления и увлажнения речные системы Северо-Восточной Руси стали более многоводными. Однако и тогда путь по Днепру имел преимущественно внутреннее, а не транзитное значение. Международная же торговля осуществлялась из двух центров: Киева и Новгорода, постоянное сообщение между которыми (и не обязательно водное) наладилось не раньше XII в. (Бернштейн-Коган С. В. Путь из варяг в греки // Вопросы географии. 1950. № 20 ). В указателе путей из Новгорода XVII в. наличествует только сухопутный путь вдоль Ловати до Холма и до Великих Лук (см.: Голубцов И. А. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI - XVII веках и отражение их на русской карте середины XVII века // Вопросы географии. 1950. № 20 ).
И тем не менее путь «из варяг в греки» существовал, хотя официально никогда так не назывался. И пролегал он не по Волхову, Ловати и Днепру, а по речным долинам Рейна и Эльбы с дальнейшим выходом к верховьям Дуная, откуда путешественнику предоставлялось на выбор два направления: одно — к Верхней Адриатике с последующим плаванием вокруг Греции, другое — вниз по Дунаю. По этому пути с XVI в. до н. э. в Южную Европу попадал балтийский янтарь (и, очевидно, именно по нему были привезены в Новгород упомянутые византийские сосуды).
Янтарный путь в древности по М. Гимбутас
И конечно, никому не приходило в голову менять наезженный веками маршрут по давно обжитым местностям на ненадежный, полный превратностей путь, терявшийся в дремучих чащобах вдоль волховско-днепровских берегов и выходивший на свет божий только южнее Киева, но лишь для того, чтобы отдать путешественника в руки степных хищников: участок пути от Киева до устья Днепра Константин Багрянородный называет «мучительным, страшным, невыносимым и тяжким» — отличная рекомендация для торговцев и путешественников! Именно «рейнско-дунайским» путем, через Германию, в 1098 г. проехал в Константинополь король Эрик Эйегода в «Кнутлингасаге». Вспомним и
Святослава: « Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы» .Понятно, что все это забивает кол в сердце « норманнской теории» . У торговцев с Балтики не было никакой заинтересованости в Киеве, который они старательно огибали по рейнско-дунайской или по волжско-донской дуге.
Теперь мы можем поближе присмотреться к легенде о хождении апостола Андрея.
Выражение «из варяг в греки» сегодня на слуху у многих. Понятно, что историки и археологи вкладывают в него свой смысл, более конкретный. Обычные люди подчас и не задумываются, куда и по какой дороге отправится тот, кто выберет знаменитый древний путь.
Одними из точек отправления этого водного (речного и морского) пути являются Северная Европа и Скандинавия - именно здесь было место обитания варягов. Точки прибытия - Византия и Балканский полуостров. А вот вся Восточная Европа и Древняя Русь - это и есть дорога между этими точками.
Конечно, четко обозначенного пути как такового не было, было направление, связанное с судоходными реками, и если соблюдать отдельные сложившиеся правила, то можно без особых сложностей повторить это увлекательное путешествие.
В замечательном творении Нестора-летописца это выражение звучит немного по-другому, а именно: «путь из варяг в греки и из грек по…» То есть подразумевалось, что движение было двусторонним и с не меньшим успехом можно было вернуться назад, на север.
Уже в XIX веке первые раскопки на южном берегу Ладожского озера, в низовьях Волхова, в Гнёздове (близ Смоленска), в Киеве и Чернигове позволили найти византийские монеты, дорогую посуду, скандинавские украшения и многое другое. К началу ХХ столетия накопилось столько исторического материала, что сомнений в правдивости древнерусской версии о легендарном пути не оставалось.
Основной маршрутной картой остается описание путешествия легендарного апостола Андрея, который побывал у северных народов. И у него дорога проходит по Днепру, в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, из него вытекает Волхов и впадает в озеро Нево, а здесь рукой подать до моря Варяжского. Варяжское - это всем известное Балтийское море.
Кроме того, есть еще и другая система рек, которая соединяет Балтийское море с Каспийским. Из Ильменского бассейна можно попасть на Верхнюю Волгу, а оттуда вниз по Волге - до самого Каспия.
Главное, что оба пути имеют общий северный отрезок, связанный с Волховом. Поэтому перед доплывшими до озера Ильмень скандинавами стоял выбор: плыть на юг, в Царьград, или на восток - за арабским серебром.
У читателя сразу возникает вопрос: а сколько времени может занять такое путешествие? Сегодня на комфортабельном теплоходе из Санкт-Петербурга в Москву добираются за неделю, но это с заходами для осмотра туристических достопримечательностей, а тогда…
Из сообщений Константина Багрянородного, а также из многочисленных упоминаний в скандинавских сагах следует, что такое путешествие занимало всю весну или всю осень. Иногда приходилось прерывать путь и зимовать на Ладоге до следующей весны.
С севера на юг везли в основном меха, амбру, моржовую кость, оружие, мед и воск. Среди товаров были и предметы, награбленные викингами в Западной Европе: вина, ювелирные изделия и драгоценности.
На север, вверх по Днепру и Волхову, везли и массовый, и эксклюзивный товар: ювелирные и стеклянные изделия, шелк, золотые ткани и тесьму, керамику, иконы и книги.
Со временем значение этого торгового пути утратилось. Причиной тому стали раздробленность русских земель, централизация в странах Скандинавии, упадок Византии. Захват Золотой Ордой Нижнего и Среднего Поднепровья вообще положил конец пути «из варяг в греки».
Волховско-Днепровская магистраль, протяженностью
около 1500 км, начиналась в восточной оконечности Финского залива, и
проходила по Неве ("устье озера Нево"), юго-западной части
Ладожского озера, Волхову, оз. Ильмень, Ловати, с переходом из
Балтийского бассейна в Черноморский, по речкам Усвяче, Каспле,
Лучесе, верхнему течению Западной Двины
(где открывался еще один выход на Балтику) и системе волоков на
Днепр в районе Смоленска. Отсюда начинался путь по Днепру, с важным
перекрестком в районе Киева,
труднопроходимым участком днепровских порогов и выходом на простор
Черного моря в непосредственной близости от Херсонеса (Корсуни) и
других византийских владений в Крыму.
Эта магистраль входила в IX–X вв. в разветвленную систему
трансъевропейских водных путей. Ее основу составляли расположенные в
меридиональном направлении реки Волхов,
Днепр и – в значительной мере – Волга. Связи в направлении с востока
на запад осуществлялись по Оке, верхнему течению Волги, Западной
Двине, Неману, Десне,
Дону и сложным водным системам из небольших рек Приильменья (Пола,
Полнеть, Мета), Приладожья (Сясь, Тихвинка), Верхнего Поволжья
(Чагода, Молога и др.).
Волхов вместе с реками восточного Приильменья уже на исходе VIII в.
был включен в систему международных коммуникаций. По мере
развития
северной
части Волжско-Балтийского пути, начинали функционировать и отдельные
звенья Пути из варяг в греки. В его становлении можно выделить
несколько этапов.
Первый этап (800-833 гг.) фиксируется по 25 кладам "первого периода
обращения дирхема" (конец VIII в. – 833 г.) 12 из них составляют
раннюю группу (786-817 гг.).
Они известны как на Волховско-Днепровском, так и на Волжском пути.
Клады этого времени распространяются по "северославянской
культурно-исторической зоне", достигая
Поморья и Мекленбурга, а также появляются в бассейне Верхнего и
Среднего Днепра. На пространстве от Киева до Ладоги они образуют
компактный ареал и свидетельствуют, видимо, о начале
социально-экономических процессов, наиболее ярко проявившихся в
стабилизации денежного обращения в пределах нового политического
образования – "каганата росов", "Руской земли" рубежа 830-840-х
годов.
Установившее (судя по кладам Готланда и западной Балтики) тесные
внешние связи восточноевропейское государство, пытавшееся
противопоставить Хазарии как политическую мощь Византии, так и
военную активность "свеев", в середине IX в. переживает определенный
кризис, подвергаясь на юге давлению хазар, а на севере – варягов.
Стабилизация славяно-скандинавских отношений после "изгнания
варягов" и "призвания князей" во главе с Рюриком привела после 850-х
годов к
возобновлению и расширению балтийской торговли.
Второй этап (825-900 гг.) развития Пути из варяг в греки
прослеживается по серии находок скандинавских вещей, как правило,
включенных в местный культурный контекст,
связанный со славянским, а то и дославянским населением.
Возникает ряд небольших, локальных центров на Волховско-Днепровском
пути, таких, как селище и могильник "культуры длинных курганов" в
Торопце (бассейн Западной Двины);
селище и могильник близ более раннего городища у д. Рокот, селище,
могильник и более раннее городище у д. Кислая, курганы и
городище у д. Новоселки – в Днепре-Двинском междуречье. В кладе у д.
Кислая вместе с арабским серебром найден датский полубрактеат Хедебю
(ок. 825 г.), поступивший, видимо, по Двинскому пути из области
наиболее ранней стабилизации славяно-скандинавских отношений.
Остальные находки – второй половины IX в. В курганах у д. Новоселки
с норманнскими вещами и чертами обряда сочетаются особенности,
характерные для местных балтских племен. К этому времени относятся и
наиболее ранние комплексы Гнездова, нового центра на выходе с
волоков двинской системы на Днепр. Гнездовский курган № 15 (10) из
раскопок первого исследователя гиеэдовских древностей М. Ф.
Кусцинского содержал набор вещей, куда входит меч типа Е (вариант,
относящийся к первой половине IX в.), копье с "готическим"
орнаментом (VIII-IX вв.), гривна с "молоточками Тора" и другие веши,
позволяющие датировать комплекс второй половиной IX в.
Система "широтных путей" (Волхов – Новгород – Мета – Верхняя Волга;
Западная Двина – Днепр (Смоленск-Гнездово) – Ока) обеспечивала
выходы к непосредственным источникам
арабского серебра на Волжском пути, а активное участие в создании
этой системы местного населения обеспечило дальнейший рост
магистральных водных путей и центров.
Третий этап (850-950 гг.) ознаменован превращением в крупнейший узел связей по Пути из варяг в греки Гнездовского поселения, отождествляемого с первоначальным Смоленском.
Гнездовский комплект памятников на правом берегу Днепра включает Большое (Центральное) городище, селище и курганный могильник, а также обособленный Ольшанский комплект и несколько кладов. Материалы курганов и поселений свидетельствуют об их одновременности.
Хронология гнездовского комплекта памятников по периодизации,
разработанной В. А. Булкиным, охватывает три стадии: для ранней
(время сложения поселения и могильника)
характерны мечи IX – первой половины Х в. (типы D, Е, Я), фибулы IX
в., монеты IX – начала X в., преимущественно лепная керамика. Вторая
стадия (время расцвета Гнездова)
представлена мечами типов V, X, Y (X – начало XI в.), монетами X в.
(начиная с 920-х годов), фибулами X в. (в основном, второй половины
столетия – начала XI в.);
к этому же времени относится большинство из найденных в Гнездове
кладов (не менее 7). Третья стадия в курганных комплексах
представлена гончарной керамикой с клеймами мастеров, наиболее
поздними монетами, распространением погребений по обряду
трупоположения. Таким образом, зародившись во второй половине IX –
начале X в.,
"гнездовский Смоленск" пережил расцвет в X в., во второй половине
столетия намечается его упадок (проявившийся в появлении
обособленного Ольшанского комплекта памятников), который и
завершается в конце X – первой половине XI в., одновременно с
появлением "княжеского Смоленска" на его современном месте, с
центром на Соборной горе.
Те же три стадии выделяются и по материалам поселения. Гнездовское
селище И. И. Ляпушкин (по данным раскопок 1967 г.) датировал началом
IX в., и к этому времени он
отнес наиболее сохранные, не потревоженные распашкой участки
культурного слоя с лепной славянской керамикой в углубленных
постройках производственного назначения.
Большое городище выделилось из состава открытого поселения не ранее
начала X в., когда были сооружены земляные укрепления.
Во второй половине X в. обособляется Ольшанский комплект памятников,
а в первой половине XI в. жизнь в Гнездове замирает.
Наряду с обслуживанием водного торгового пути важное место в жизни
Гнездова занимало военное дело: выделяются курганы военных
предводителей, рядовых дружинников и ополченцев;
в честь погибших в далеких походах были сооружены величественные
меморативные насыпи.
Торговые обороты в Гнездове засвидетельствованы находками кладов,
состоящих из восточных монет, предметов скандинавского импорта и
вещей местного происхождения,
среди которых – великолепные образцы ювелирного ремесла, "гибридизирующего"
славянские и скандинавские художественные традиции.
57 монет найдено в курганах Гнездова. Свыше 18% монетных находок в
могильнике и на поселении относится ко времени ок. 800 г., столько
же – к 800-900 гг.,
остальные – к 900-970 гг. Гнездовское население активно включается в
монетное обращение со второй половины IX в. (до рубежа IX-X вв.); во
втором – пятом десятилетиях X в. серебро поступало сюда наиболее
интенсивно, а в 960-х годах приток его резко сокращается. Торговля
была тесно связана с военным делом: в дружинных курганах на
ряду с оружием есть предметы торгового снаряжения, а также вещи явно
привозные. Наиболее известная из таких находок – уникальная для
Древней Руси причерноморская амфора с кириллической надписью,
которая читается как "Гороухща". Она найдена в кургане № 13 раскопок
Д. А. Авдусина 1949 г. . Курган, по определению автора,
относится к числу скандинавских погребений Гнездова и датирован
первой четвертью X в. Не только торговля экзотическими заморскими
товарами, и не только военные походы были занятиями жителей
Гнездова. Здесь древнерусское ремесло проходит важный этап развития.
Исследованный И.И.Ляпушкиным участок поселения на
мысу, образованном берегами Днепра и р. Свинки, был занят
мастерскими по обработке цветных металлов. Образцами высокоразвитого
ремесла являются найденные в гнездовских курганах "вещи-гибриды",
такие, как фибула (типа находки на Рюриковом городище, с маской
героя, пожираемого змеей), меч из кургана Ц-2 (раскопки Д. А.
Авдусина) с орнаментом рукояти, воспроизводящим мотивы декора
скорлулообразных фибул. Эти находки свидетельствуют о том, что связи
с Северной Европой не ограничивались ввозом готовых изделий.
Исследователи предполагают, что в X в. некоторые скандинавские
ремесленники поселились и начали работать в восточноевропейских
центрах, испытывая воздействие местных художественных традиций.
Вещи-гибриды являются отражением процесса этнокультурной интеграции,
который в Гнездове проявился также в развитии погребального обряда.
Этнически неоднородное поселение, возникшее на основе селища тушемлинской культуры (к которой восходит культура смоленских длинных курганов), Гнездово объединило славянские, балтские, скандинавские, восточнофинские этнические традиции и стало одним из центров формирования древнерусской восточнославянской группировки кривичей X-XI вв. Эволюция погребальных обрядов свидетельствует о стирании этнических различий и о нарастающей социальной стратификации. Представляя собою особый тип урбанистического образования – открытое торгово-ремесленное поселение (ОТРП) Гнездово, как и ранняя Ладога, Рюриково городище, Тимерево, стало центром кристаллизации новых форм социальной общности – военных дружин, купеческих объединений, ремесленных организаций, обретающих надплеменной и межплеменной статус. Характерным показателем этого процесса стало развитие на базе ОТРП, как и в старых племенных центрах, так называемых "дружинных могильников".
Четвертый этап развития Пути из варяг в греки (900-980 гг.) – время
языческих дружинных могильников, отразивших процесс консолидации
древнерусского господствующего класса.
В Гнездове это – "большие курганы", составившие особое
аристократическое кладбище в центральной части могильника. Начальное
звено традиции – скандинавские курганы с сожжением в ладье – обычай,
выработанный в среде викингов и принесенный на Русь варягами.
В Гнездове, где, по подсчетам Д. А. Авдусина, среди богатых курганов
в 42 находятся погребения варягов, или "скандинавов второго
поколения", а в 17 есть
"норманнские вещи, но они единичны и недостаточны для окончательных
выводов", норманнская обрядность обретает новые
черты. Вырабатывается устойчивый,
специфически гнездовский ритуал, включающий строгую
последовательность действий:
1) выбор места;
2) определение размеров основания насыпи, поперечником ок. 30 м;
3) выжигание растительности;
4) сооружение примерно метровой подсыпки, со всходом на погребальную
площадку с западной стороны;
5) установка на площадке ладьи, в направлении с запада на восток;
6) размещение покойников, мужчины в воинских доспехах (шлем,
кольчуга и пр.) и женщины в праздничном уборе (иногда – со
скандинавскими фибулами);
7) акт сожжения;
8) размещение погребальных урн; собранного с кострища, воткнутого в
землю и накрытого шлемом либо щитом оружия;
9) жертвоприношения животных, барана или козла,
уложенных в жертвенный сосуд (котел);
10) битье посуды, ломка вещей (железных гривен и др.);
11) сооружение курганной насыпи.
Строгий, детально разработанный ритуал, который обычно сравнивают с
описанием похорон "знатного руса" у Ибн-Фадлана, современника
гнездовских "больших курганов",
является не только развитием, но и преобразованием скандинавских
традиций. Этноопределяющие элементы – фибулы, гривны с "молоточками
Тора" на определенном этапе развития обряда исчезают из
употребления; а конструкция, размеры, последовательность сооружения
насыпи все более сближают гнездовские курганы с памятниками Киева и
Чернигова, в которых (как и в поздних гнездовских) нет никаких
специфически варяжских черт. Эти курганы принадлежат высшему
социальному слою – боярам Древней Руси X в. И если контакт варягов
со славянским боярством в Ладоге IX в. фиксируется лишь косвенно (по
облику материальной культуры и градостроительным изменениям), если
для Новгорода он определяется ретроспективно (на основании анализа
социальной структуры боярской республики XII-XV вв. и проекции этих
данных на IX-X вв.), то гнездовские курганы дают первое материальное
подтверждение такого контакта, выявляя процесс консолидации какой-то
части варягов с боярско-дружинной средой, их растворения в этой
среде.
Процесс формирования господствующего класса ярко проявился в
некрополе древнего Киева, где в конце IX-X вв. складывается сложная
иерархия погребений (монументальные курганы, срубные гробницы бояр,
погребения воинов с конем и оружием). Та же структура отразилась в
могильниках Чернигова и его окрестностей. Как и Гнездово, Новгород,
Ладога, эти крупнейшие центры, расположенные вдоль Пути из варяг в
греки, запечатлели неуклонный подъем древнерусской государственности
в течение X в. Путь из варяг в греки, на котором концентрируется
более половины находок оружия IX-XI вв., все более выступает как
военно-политическая магистраль, укрепленная опорными военными базами
феодальной власти.
Пятый этап функционирования Пути из варяг в греки (950-1050 гг.)
связан с дальнейшим укреплением великокняжеской власти. Открытые
центры сменяются древнерусскими городами, а вокруг главного из них –
Киева, столицы Русской земли, вырастает мощная оборонительная
система великокняжеских крепостей. Они защищают путь, по которому "в
июне месяце, двинувшись по реке Днепру... спускаются в Витичев,
подвластную Руси крепость", снаряженные киевским князем "моноксиды"
– однодеревки, груженные данью, собранной и свезенной из Новгорода и
Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода. Торговля,
регламентированная договорами Руси с греками, "сбыт полюдья", как
назвал ее Б.А.Рыбаков,
обогащает прежде всего киевского князя и его приближенных,
реализуясь в кладах Киева с массивными золотыми вещами, "более
похожими на слитки". Злато и оружие – атрибуты господствующего
класса, сосредоточиваются на Днепровском пути и более всего в Киеве.
Киев, поднявшийся на днепровских кручах явью видений легендарного
апостола, предрекшего здесь "град велик и церкви многи", становится
главным притяжением сил,
перемещающихся по Пути из варяг в греки. Еще в 1222 г. норвежец
Огмунд совершил по этому пути паломничество на Восток, к
христианским святыням в Иерусалиме.
Вплоть до XIII в. Волховско-Днепровский путь сохранял значение
главной политико-административной коммуникации Древнерусского
государства.
Первые политические события на Пути из варяг в греки можно отнести
ко второй трети IX в., ко времени "каганата русов". Если с
активностью среднеднепровской "Руской Земли"
связывать не только посольство в Византию и Западную Европу в
838-839 гг., но и какую-то поддержку племен Верхней Руси в их борьбе
с варягами-находниками, то события 859-862 гг. можно рассматривать
как первое реальное указание на общерусскую роль
Волховско-Днепровского пути. Подтверждает эту гипотезу свидетельство
Вертинских анналов 839 г. о том, что послы "хакана росов"
рассчитывали вернуться к своему кагану кружным путем, почему и
оказались далеко на Западе, в Ингуленгейме.
Запланированный послами маршрут точно соответствует летописному
описанию Пути из варяг в греки: от Царягорода до Рима, и от Рима до
моря Варяжского (Балтийского),
в Неву, а по Неве – в озеро Нево (Ладожское), затем в Волхов,
Ильмень-озеро, Ловать, а оттуда волоком – на Днепр. Шведы,
выступавшие в роли посланников русского князя,
видимо, сначала хотели вернуться на родину, а оттуда знакомым путем
через Ладогу – Альдейгьюборг попасть в "каганат росов",
тождественный летописной "Руской земле" 842 (852)г.
Две любопытные находки иллюстрируют это сообщение. В Гнездове, в
кургане № 47 (раскопки Д. А. Авдусина) найдена золотая монета
императора Феофила (829-842 гг.),
принимавшего послов "росов" в 838 г. Курган № 47 относится к числу
ранних "больших курганов". Вторая монета того же императора Феофила
(серебряная, превращенная в подвеску) обнаружена в одном из камерных
погребений Бирки, № 632. Если учесть редкую встречаемость
византийских монет этого круга к в кладах, и в могильниках [в
Гнездове – 4, в Бирке – всего 2 византийских монеты на 184 монетных
находки в могилах], то появление двух очень редких монет одного
императора в обоих крупных международных центрах можно объяснить
только функционированием Пути из варяг в греки уже во времена
Феофила.
Видимо, уже в 830-х – 860-х годах наметилось разделение функций
Волжской и Волховско-Днепровской магистралей. Первая из них
специализируется как торговый путь.
Вторая – как путь военно-политический, служивший целям
древнерусского государства. Это соотношение было нарушено в
последней трети X в., когда после походов Святослава
волжская магистраль приходит в упадок, и ведущей коммуникацией
Восточной Европы становится Днепровский путь. Начальный этап его
формирования относится к 810-м годам,
а окончательно сложился он, видимо, между 825-839 гг.
Косвенным подтверждением ранней даты славяно-варяго-византийских контактов на Пути из варяг в греки стала еще одна, недавно опубликованная монетная находка, из клада начала IX в. (до 825 г.), зарытого на южном побережье Финского залива (где-то близ Петергофа). На аббасидском дирхеме 776-777 гг. нацарапана греческая надпись ЗАХАРИАС, нанесенная в конце VIII – начале IX в. Фонетический облик и орфография надписи свидетельствуют о ее греческом происхождении
Граффити на монетах VIII-X вв. недавно выявлены советскими
исследователями и систематизированы в ряде работ. Замечено, что
ранние образцы – это именно надписи
(в том числе рунические), которые в X в. сменяются всевозможными
воинскими или государственными атрибутами (изображение ладьи,
оружия, "знака Рюриковичей" и т.д. Обычай метить дирхемы граффити
родился, несомненно, в Восточной Европе, в военно-торговой дружинной
среде, при активном участии варягов (меченые граффити монеты
известны и в Скандинавии). Причины нанесения граффити неизвестны, но
их неслучайный характер не вызывает сомнений: руны в ряде чтений
интерпретируются как магические знаки, а некоторые изображения – как
метки владельцев. Грек (некий Захариос), пометивший таким образом
свое монетное серебро, должен был знать нормы я нравы той
общественной среды, в которой меченный дирхем обращался, пока не
попал в землю, на противоположном конце Пути из варяг в греки.
Бесспорна связь петергофского клада – с Ладогой VIII-IX вв., а
греческая надпись указывает, что в это время устанавливаются
какие-то контакты ладожского населения (в том числе и варягов) с
Причерноморьем, наиболее возможные но Волховско-Днепровскому пути.
Вся серия находок, отражающая участие варягов в сношениях по Пути из варяг в греки, не обнаруживает при этом каких-либо, специфически норманнских целей, расходившихся или противоречивших целям Древнерусского государства. Скандинавы могли пользоваться Волховско-Днепровским путем, находясь на службе или войдя в какие-либо иные соглашения с древнерусской знатью, великокняжеской администрацией, будь то во времена "первых князей", "хаканов", либо эпического князя Владимира, "конунга Вальдамара Старого" скандинавских саг.
По существу, те же условия стояли перед норманнами и в Византии, где
(по почину Владимира, отправившего в Царьград избыточный варяжский
контингент) с 980-х годов
существовал варяго-русский корпус императорской гвардии. Сюда, в
Миклагард, викингов привлекало в X-XI вв. высокое жалование,
исчислявшееся в 10 золотых солидов
каждую треть года; а участие в походах и войнах византийцев;
дворцовых заговорах, переворотах и грабежах позволяло надеяться
собрать, подобно Харальду Хардраде,
такие богатства, что "казалось.всем, кто видел это, в высшей
степени удивительным, что в северных странах могло собраться столько
золота в одном месте".
Документом этих путешествий варягов в Византию по Пути из варяг в
греки остался рунический камень (единственный на территории Древней
Руси собственно надгробный памятник такого рода), найденный в одном
из курганов на острове Березань, в устье Днепра. Надпись,
датирующаяся XI в., сообщает: Krani kerthi half thisi iftir kal fi
laka sin –
"Грани сделал холм этот по Карлу, своему товарищу (фелаги)". Е. А.
Мельникова справедливо отмечает, что этот единственный на Руси
мемориальный рунический памятник поставлен
не родичами погибшего, а его сотоварищем. Термин "фелаги",
сложившийся и бытовавший в дружинно-торговой викингской среде,
достаточно точно указывает "социальный адрес"
норманнов, пользовавшихся Путем из варяг в греки.
Основные нити контроля над этим путем сосредотачивались в Киеве. С
определенными, мотивированными недостаточностью источников
оговорками, но опираясь на бесспорные факты, эту ситуацию можно
констатировать уже на исходе первой трети IX в. (839 г.). "Свей",
странствовавшие по восточноевропейским просторам от Ладоги до
Черного моря,
включались здесь в процесс становления и утверждения Древнерусского
государства, и возможности для активной, успешной, с точки зрения
норманнов, деятельности непреложным условием требовали установления
стабильных отношений сотрудничества с местными силами. Чем дальше к
югу, тем заметнее воздействие восточнославянских центров, тем
разнообразнее и жестче условия, определяющие присутствие варягов.
Положение заморских пришельцев в городах и торговых центрах Верхней
Руси(Волховской, а в IX – начале X в. и Волжской "Арсы") и даже в
кривичском Смоленске (Гнездове), в глубине Русской равнины,
существенно отличались от их места и роли в
центральной области Древнерусского государства, Киеве и других
городах Среднего Поднепровья. На фоне последовательного, динамичного
роста Полянской столицы VI-IX вв. пришлый, варяжский элемент
выявляется здесь (и по археологическим, и по летописным данным) в
составе ли обрусевших варягов из числа бояр киевского князя, или в
качестве воинов-наемников, лишь со времени объединения русских
земель в 882 г., после похода Олега, окончательно превратившего Киев
в столицу Древнерусского государства.
Г. С. ЛЕБЕДЕВ. ЭПОХА ВИКИНГОВ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ
Варяги на Руси
Урок окружающего мира
Тема урока: «Торговый путь из варяг в греки»
Цели урока: создание условий для формирования у учащихся представления о торговых путях, возникновении городов и их названий, раскрыть исторический смысл понятия «путь из варяг в греки»; через использование приёмов критического мышления формировать навык осознанного чтения, учить воспринимать смысл познавательного текста; формирование универсальных учебных действий.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений о торговых путях, возникновении городов, их названий, познакомить с наукой топонимикой, учить читать историческую карту.
Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности.
Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
УУД:
Личностные:
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни;
Познавательные:
Строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Выполнила: Антонова Н.А.
Ход урока
Организационный момент.
Мир прекрасен и удивителен.
Сколько событий, сколько открытий!
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь!
Каким способом можно путешествовать? (по земле, по воздуху, по воде)
Отгадайте загадку и узнаете к какому путешествию я вас сегодня приглашаю.
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
С горы пришла, в море ушла.
(река)
II. Актуализация опорных знаний.
1. В в о д н а я б е с е д а.
– Что ты знаешь о торговых путях на Руси? (Древние славяне обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения хозяйства, а кроме того, реки использовались и как торговые пути. Через Древнюю Русь проходил один из старинных торговых путей «из варяг в греки». Реки были той единственной дорогой, используя которую славяне могли обмениваться товарами как между собой, так и с другими народами.)
– О чем бы вы хотели сегодня поговорить? Что узнать? (О торговле. О пути «из варяг в греки».)
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по торговому пути «из варяг в греки».
III. Изучение нового материала.
На доске написаны слова «варяги» и «греки».
– Можете ли вы сказать, кто такие варяги и греки?
За морем Балтийским жили в те времена храбрые витязи – варяги. Оттого и само Балтийское море нередко называлось Варяжским. Отправлялись варяги на крепких ладьях грабить и воевать не только соседние, но и дальние страны.
Славяне называли народ, живущий за Варяжским морем, варягами, а другие называли этот народ норманнами.
Земля у норманнов не хлебородная, обрабатывать ее тяжело, а море близко. Вот они с давних пор и привыкли плавать по морю и грабить, кто им на море или на берегах попадался. А потом из моря стали они по рекам и внутрь разных земель пробираться и навели такой страх на те земли, что там даже в церквах особая молитва была – «Спаси меня, Господи, от норманнов». Норманны так любили воевать, что придумали, будто на том свете, в раю, только и будут делать, что биться и пировать. Были у них даже такие охотники биться между собой, которые огонь глотали, железо грызли.
– Покажите на карте, где жили греки. (Империя Греческая, звали ее также империей Византийской.) Лежала эта империя там, где ныне Турция, – за Черным морем. Главным городом православных греков был в то время Царьград, или Константинополь, который после завоевания Византии турками в 1453 году был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.
– Как же пробирались варяги к Царьграду? Как плыли они из Балтийского моря в Черное? Через какие земли лежал их путь? (Финские и славянские земли лежали на пути варягов.)
Дети смотрят по исторической карте.
– Плыли варяги по реке Неве, по которой корабли входили в Ладожское озеро. Из Ладожского озера по реке Волхов плыли до озера Ильмень, на берегу которого находился Новгород, один из древнейших русских городов. От Новгорода по реке Ловать двигались дальше. Но Ловать вскоре поворачивает на восток, а купцам надо было на юг. Поразмышляйте, что делали купцы, чтобы попасть в Днепр. (Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра.)
– На этом испытания не заканчивались.Опасности, которые подстерегали купцов на Днепре.
…Длинная вереница людей, в такт ударяя по воде веслами, движется по Днепру. Это торговый караван. Цель – Константинополь, столица Византийской империи, или Царьград, как называли этот город на Руси. Впереди – около шести недель плавания. Внимательно приглядевшись, можно заметить, что торговцы больше похожи на воинов. Все они хорошо вооружены и всегда готовы дать отпор незваным гостям. Но пока все спокойно. Вот издалека слышится неясный шум. По мере приближения он нарастает. «Первый порог!» – кричит опытный лоцман на носу первой лодки. Начинаются испытания.
Первый порог скандинавы именуют Эссули, что означает «не спи». Он узок и коварен. Посредине русла выступают обрывистые высокие скалы, торчащие множеством островков. Не меньше их, готовых пропороть борт корабля, скрывается и под водой. Клокочущая меж скал и низвергающаяся вниз вода издает страшный гул. Караван причаливает недалеко от порога. Воины, слуги и рабы высаживаются на сушу, чтобы облегчить корабли и уменьшить их осадку. Некоторые, раздевшись, становятся у бортов в воду и, ощупывая ногами дно, медленно волокут ладьи, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. В это время на кораблях с носа, кормы и средней части оставшиеся отталкиваются шестами.
Благополучно миновав препятствие, караван движется дальше. Второй порог по-скандинавски называется Улворси – «островок порога», третий – Геландри – «шум порога». Их преодолевают сходным способом. Но главные тревоги еще впереди. Самый опасный порог – четвертый, который называется Аифор – «ненасытный». Именно здесь чаще всего подстерегает купцов засада. Чтобы избежать неожиданностей, как только корабли причалят, первыми на берег прыгают воины-стражи. Выгружаются все вещи, выводятся в цепях рабы, предназначенные для продажи. Ладьи – одни волоком, другие на плечах – тащат несколько километров до безопасной воды. Наконец самое главное препятствие преодолено. Впереди еще три порога («Большая заводь», «Кипение воды», «Малый порог»). Но они не настолько опасны. Когда порожистый участок пройден, самое время сделать остановку. Вдали показывается остров Святого Георгия (современный остров Хортица). На нем стоит огромный раскидистый дуб, которому приносят жертвы в благодарность за то, что удалось счастливо миновать пороги и кочевников-грабителей.
– Сколько времени занимал путь по Днепру до Царьграда?
– Какие испытания преодолевали торговцы?
– Почему четвертый порог назван «Ненасытный»? В чем таилась опасность?
– Какой обряд совершали путешественники после прохождения всех порогов Днепра?
В устье Днепра, где река впадает в Черное море, торговцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания.
Представьте, что вы торговцы. Какие предметы надо запасти для морского плавания? (Ответы детей.)
– Главное было поставить больше парусов и много вязанок хвороста. Зачем нужен хворост? (Ответы детей.)
– Мы сказали, что длиннейший торговый путь проходил через славянские земли. Чем такое расположение было выгодным для славян?
1. Удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Киевской Руси с другими государствами Европы и Азии. Ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии. Русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости – так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, – освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.
2. Такое расположение было очень выгодным для славян, так как часто встречаемые варяжские и греческие суда останавливались у берега какой-нибудь славянской реки, чтобы обменяться различными товарами как между собой, так и с местными жителями (показ на исторической карте). На этом пути там, где купцы делали остановки, выросли большие города. Подумайте, чем занималось население этих городов. (Там жили ремесленники, которые чинили корабли, крестьяне привозили в города съестные припасы.)
– Городов было много, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали крупными. Назовите их по карте. (Новгород, Смоленск, Чернигов.)
Э т о и н т е р е с н о.
Особенно активно торговали с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который приплыл к ним из-за моря.
Иноземные купцы плохо говорили по-русски, и поэтому народ иронически прозвал их немцами, то есть немыми. Только с конца ХVII века это название прочно связалось с теми, кто приезжал на Русь из Германии.
– Какое место вам кажется наиболее надежным для ведения торговли с местными жителями? Обоснуйте свой выбор.
По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования товаров и обмена ими. Товары нужно было огораживать, охраняя их от врагов. Так торговая площадь становилась главным местом, вокруг которого разрастался город. Подобным образом на славянской территории возникали многочисленные города: Новгород, Смоленск, Киев и другие.
В городах для охраны товаров на складах создавались военные дружины, в состав которых входили самые сильные мужчины (витязи) разных народностей, чаще всего варяги. Во главе таких дружин стояли обычно варяжские предводители – князья. Они или сами торговали, охраняя с оружием свои товары, или нанимались на службу в города для охраны товарных складов. Наконец, бывало, что князья захватывали силой власть в городах и становились их правителями.
– При каких обстоятельствах Рюрик стал князем?
– Русская летопись ХI века рассказывает такую историю: «…Новгородские славяне и кривичи, устав от споров и беспорядков, решили найти себе князя за морем. Надеялись, что «чужаку» удастся установить мир и порядок в славянских землях.
Отправились славяне к варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; придите княжить и владеть нами».
И вызвались три брата: Рюрик, Трувор, Синеус – со своими родами и дружинами. И стали они княжить: Рюрик – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года Трувор и Синеус умерли, Рюрик остался полновластным правителем, а его потомки правили уже всей Русью».
IV. Закрепление.
Чем торговали купцы? Что везли из Византии?
Варяги везли с севера оружие и доспехи, полотно, кожи, стеклянные бусы и драгоценный янтарь. Русская земля торговала дорогими мехами (соболя, горностая, куницы, рыси), мёдом, воском, пенько‘й (прядильное волокно из стеблей конопли), скотом.
С юга на север купцы везли главным образом па‘волоки. Это греческие шёлковые ткани с золотом или без него. Па‘волоки очень ценились как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком обязательно шил себе одежду из па‘волок. Греки торговали южными плодами, винами, пряностями, восточными сладостями, драгоценными камнями.
Деньги в это время на Руси были кожаные: «ку‘ны»
(мордочки куниц), «ре‘заны»
(отрезки) и «нога‘ты»
- лапки и ушки белок. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялись арабские серебряные монеты – дирхе‘мы.
- Какое значение имел торговый путь «из варяг в греки»?
Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель , по которым проходит. Вдоль такого пути возникают города . Это не были города в современном значении. Слово «град » означало огороженное место . Такие поселения стали возникать вдоль всего пути «из варяг в греки». От них пошло скандина‘вское название Древней Руси – Гарда‘рика – страна городов.
Первым в списке городов стоит Старая Ла‘дога , основанная норма‘ннами в 730 году.
В города тянулись окрестные жители, развивались различные производства . Путешественники – купцы (в те времена их называли гости ) знакомили население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями о мире .
К XI веку на Руси насчитывается около 90 городов, в XII веке – 224 , а к середине XIII в. – около 300 (академик М.Н. Тихомиров)
Заселяя новые земли, люди давали названия рекам, городам, посёлкам. Географические названия изучает наука ТОПОНИМИКА (по - гречески топос – место, местность, онома – имя), наука, которая раскрывает их исторические тайны и связывает историю и географию.
Объясните происхождение г. Волоколамск, Вышний Волочёк, Белгород, Новгород. (Белгород – грунт местности – белый; Вышний Волочёк – здесь тащили волоком ладьи из одной реки в другую; Волоколамск – первоначально город находился на месте волока между реками Лама и Волоˊшня; Новгород - новый город, Рюриково городище)
VII. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Какое открытие совершили?
Из варяг в греки - переносн. от и до, с начала до конца, далеко и сложно.Ист., геогр. - путь, маршрут международной торговли от Балтийского моря в Черное.
Сильвестр - игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, а затем епископ Переяславский, пополнивший летопись Нестора, то есть сам вошедший в историю летописцем, упоминал сей путь как «из Грек в Варяги»:
«Бе путь по Дънепру и вьрх Дънепра волок до Ловати и по Ловати вънити в Илмерь езеро великое, из негоже езера потечеть Вълхов в вътечеть в езеро великое Нево и того езера вънидеть устие в море Варяжьское. И по тому морю ити доже и до Рима…»
А вот наоборот, из Варяг в Греки, Сильвестром рассказано, что путь лежал морским объездом Европы, когда купцы сначала попадали в Рим, а потом только в Византию.
Впрочем, вряд ли киевские торговые люди, везшие товары на Север, потом, чтобы вернуться, шли на кораблях вокруг Европы. Был и обратный путь из Новгорода: так называемая
Волховско-Днепровская магистраль
- Восточная оконечность Финского залива
- Нева («устье озера Нево»)
- Юго-западная часть Ладожского озера
- Река Волхов,
- Озеро Ильмень,
- Река Ловать
(переход из Балтийского бассейна в Черноморский) - Речка Усвяч,
- Речка Каспля,
- Речка Лучеса,
- Верхнее течение Западной Двины
- Системе волоков на Днепр в районе Смоленска
- Днепр, до Киева
Ну а там, от Киева было «рукой подать» в Черное море.
«Ладьи сходились к Киеву, Витичеву и, по всей вероятности, к Родню на устье Роси. Затем они с трудом и опасностью проходили пороги, непрерывно осаждаемые печенегами. Миновав пороги, русы на острове Хортице приносили жертвы своим языческим богам. Выплыв из Днепра на морской простор, русские корабли прибывали к островку Березань, имя которого сохранилось в сказках: остров Буян. «Пристав к этому острову, они отдыхают там два-три дня и опять снабжают
свои однодревки недостающими принадлежностями: парусами, мачтами и реями, которые привозят с собой». «Оттуда они уходят к реке Днестру и, благополучно достигнув его, снова отдыхают…(затем они)приходят к Селине, так называемому рукаву реки Дуная… и, вступив на Болгарскую землю, входят в устье Дуная. От Конопа - в Константию на реке Варне (?). От Варны к реке Дичине - все, эти места находятся в Болгарии - от Дичины достигают области Месемврии». Далее вдоль болгарского побережья — в Константинополь. (Рыбаков Б.А. «Мир истории» )
Альтернативная история
Описанный путь сложен, так имеет два волока: между Ловатью и Западной Двиной и между Западной Двиной и Днепром - и возможно он связывал только русские города Киев и Новгород.Ученые же отыскали на географической карте два иных пути «Из варяг в Киев» с одним волоком
-
Балтийское море-Западная Двина через города Рига, Полоцк и Смоленск.
-волок в Верхнее Поднепровье (река Друть)-вниз по Днепру в Чёрное море.
-
Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева
Путь «Из варяг в греки» был востребован и наиболее использовался в Х - ХI веках, а потом уступил по важности связям Киевской Руси со странами Западной Европы