МУРМАНСК, 30 апр — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Кинокомпания "Профит" приступила к съемкам фильма-катастрофы "Ледокол", основанного на реальных событиях 1985 года, когда ледокол "Михаил Сомов" был зажат льдами у побережья Антарктиды.
Сюжет картины основан на реальных событиях: в 1985 году ледокол "Михаил Сомов" был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. В течение 133 дней экипаж судна боролся за жизнь и пытался выбраться из ледового плена. На помощь "Сомову" из Ленинграда был направлен ледокол "Владивосток" — экспедицию возглавил опытный полярник Артур Чилингаров.
Богатства российского Севера - уникальные объекты и нетронутая природа Северные территории России готовы привлечь путешественников со всего света уникальными туристическими маршрутами и красотой нетронутой природы, культурными, историческими и спортивными объектами.Невыдуманные герои
"Ледокол" — это, прежде всего, великая документальная история, рассказывающая о славных страницах истории нашей страны и ее людях, непридуманных героях", — говорит режиссер картины Николай Хомерики. По его мнению, это, прежде всего история, которая подкупает глубокой гуманистической составляющей, идея которой — в любых обстоятельствах, во все времена и в любой точке света только человеческая жизнь является наивысшей ценностью.
Консультант картины — бывший капитан "Сомова", который, правда, не участвовал в той судьбоносной экспедиции, Юрий Настеко вспоминает, что в его экипаже работало много свидетелей тех событий. "Мы много беседовали. С небольшой охотой люди вспоминали, потому что в их жизни это был период, о котором не хочется вспоминать — и страшно, и печально, напряжение большое", — говорит Настеко.
Капитан рассказывает, что видел много фотографий из той экспедиции, да и у него самого во время рейсов — всякое случалось. "Пытаюсь свои воспоминания включить в фильм. И фразы будут использованы — что я помню, как полярники общаются между собой, пытаемся вставить словечки, создать атмосферу", — улыбается капитан.
Снег из парафина, Антарктида в Арктике
Съемки картины проходят в Мурманске на борту одной из главных достопримечательностей города — первом в мире надводном судне с атомным двигателем "Ленин", на котором были установлены хромакейные фоны для дальнейшей работы над компьютерной графикой. Здесь будут снимать самые зрелищные сцены. Посетителей, которых обычно на ледоколе бывает много, в эти дни на борт не пускают. Зато у трапа во время зрелищных сложных сцен дежурит "скорая помощь" и пожарные.
"Здесь много сейсмоэффектов — это связано с падениями, выбросом людей за борт, еще айсберг откалывается, падает на корабль, смывает людей", — рассказал РИА Новости постановщик трюков Антон Смекалкин. По его словам, безопасность актеров и каскадеров, которые выполняют наиболее сложные трюки, — превыше всего.
"Айсберг — на компьютерной графике будет смоделирован. Сейчас технологии дошли до того, что можно все, что угодно сделать. Много эффектов нужно — обморожение судна, это тоже спецэффекты — дождь, ветер, снег, пурга", — отмечает специалист по трюкам. Погода в эти дни не радует мурманчан, зато благоволит киношникам: порывистый ветер, снег зарядами — чувствуется дыхание Арктики. Правда, снега для съемок в апреле все же недостаточно — его здесь производят в больших количествах с помощью специальной машины из целлюлозы и парафина. Однако самое сложное — трюки, одно только "купание" в заливе — экстремальная ситуация.
"Для нас очень сложно, когда люди за бортом в воде делают какие-то вещи — вода-то ноль градусов. Купались и актеры и каскадеры, и смывание за борт было — 20 тонн воды выливали, это связано с определенным риском", — говорит Смекалкин. Ему еще предстоит организовать сцену, когда горящий человек выходит из горящего вертолета. Вертолет тоже утопят, но уже в бассейне Севастополя.
Чтобы все в фильме получилось правдоподобно, на площадке работает даже хореограф, который показывает, как делать сейсмоэффекты на палубе — качка, падение льдов, воды, шторм. "Когда судно идет через льды — это как эффект трамвая. Хореограф показывает на счет: раз-два-три-четыре — пять — вправо, то же — влево", — поясняет Смекалкин.
Собирательный образ
Ледокол "Ленин" в Мурманске — лишь одна из площадок, на которой снимается фильм-катастрофа. Впереди у съемочной группы — Севастополь, там уже ждет своей очереди специально подобранное судно для интерьерных съемок. "Ленин" подарит киношному судну, прежде всего, внешний образ.
"Ледокол "Ленин" местами очень похож на "Сомова". Иногда иду по палубе и непроизвольно смотрю, кто там на вахте, потом думаю — не твое же судно!?, — говорит бывший капитан "Сомова", водивший его в полсотню рейсов. О своем судне Настеко говорит с любовью и восхищением, называет его "школой моряков". Потому и к деталям сценария относится с особой тщательностью, вылавливая ошибки и "ляпы".
"Сомов" не ледокол — у фильма это не рабочее название. Я много внес правок, потому что многое не соответствует действительности. Например, "ледокол" слово вычеркивал", — делится Настеко. Но в целом фильм ему нравится, говорит, мало сейчас снимается картин о море и моряках.
Герои против стихии
Режиссер фильма подчеркивает, что на экране история будет рассказана иначе, чем она происходила в жизни — хотя бы потому, что в реальности она длилась несколько месяцев, а в фильме должна уложиться в два часа. "К тому же, мы изменим названия судов и реальные имена персонажей. Тем не менее, мы хотим очень бережно воспроизвести детали опасного дрейфа, показать, как личные драмы героев переплетаются с природной катастрофой, и как люди проявляют свои лучшие или худшие качества в критической ситуации", — говорит Хомерики.
"Мы не будем концентрироваться на спасательной экспедиции — на эту тему снято большое количество документальных фильмов. Мы же снимаем художественную картину, поэтому прямых параллелей не будет. Наша задача — показать сильных людей, противостоящих природной стихии", — отметил генеральный продюсер "ПРОФИТ" Игорь Толстунов.
Подготовка к съемкам длилась почти два года — создатели фильма внимательно изучали историю дрейфа, разрабатывали эскизы декораций, искали нестандартную спецтехнику и локации. Финансирование будет осуществляться при поддержке Фонда кино, а также частными компаниями.
В главных ролях снимутся Пётр Фёдоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова, Ольга Смирнова, Виталий Хаев, Александр Яценко, Александр Паль. Съемки картины "Ледокол" продлятся до июля 2015 года.
В прошлом веке Россия занимала лидирующие позиции в судостроении. В распоряжении ученых были новые ледоходы. Научные экспедиции финансировались за счет государства. Это приносило свои плоды.
Хотя не обходилось и без курьезных ситуаций. Одним из сложнейших случаев стало дрейфование судна, которое в кинематографе получило название «Михаил Громов». Ледокол застрял во льдах Антарктиды в 1985 году, простояв так 133 дня. Как же на самом деле назывался корабль? И что известно о тех сложных и героических событиях?
Прототип судна
«Михаил Громов» - ледокол, который стал основным местом событий картины 2016 года. Прототип же его называется «Михаил Сомов». Настоящий ледоход был заложен в 1974 году Херсонским судостроительным заводом, а год спустя спущен на воду.
Он использовался в плаваниях в северных широтах, был способен пробивать толщу льда до семидесяти сантиметров. Свое название судно получило в честь советского который умер за два года до спуска «Михаила Сомова» на воду.
Ледокол участвовал в двадцать одной советской и российской Антарктических экспедициях. Специалисты смогли изучить гидрометеорологический режим Южного океана, высаживаясь на берега Антарктики. Также судно использовали для доставки необходимого оборудования и провианта исследователям.
Три дрейфа
Днем рождения судна считается 08.07.1975 года, когда на нем был поднят флаг СССР. За годы эксплуатации «Михаил Громов» (ледокол в картине 2016 года) пережил вместе с экипажем три дрейфа.
Впервые это случилось в 1977 году. Ледокол должен был доставить груз на антарктическую станцию «Ленинградская». Судно находилось в тридцати милях от места назначения, когда обстановка ухудшилась. Его унесло в западном направлении на пятьдесят шесть миль. Нагромождения обломков льда не позволили судну двигаться. Дрейф продолжался пятьдесят три дня, с февраля по март 1977 года.
Второй дрейф лег в основу упомянутого выше фильма. Случилось это в 1985 году.
В третий раз ледокол дрейфовал в 1991 году. Судно направлялось к станции «Молодежная», чтобы эвакуировать около ста пятидесяти полярников. Когда люди были доставлены на борт, «Михаил Сомов» вдруг оказался зажат льдами и не смог выйти. Людей пришлось вывозить с помощью вертолетов. В условиях полярной ночи это была сложная задача. Судно дрейфовало с августа по декабрь 1991 года.
133 дня в ледовом плену
История, которая легла в основу сюжета о ледоколе «Михаил Громов», случилась в 1985 году. Судно выполняло очередной рейс в Антарктиду к станции «Русская». Она располагалась вблизи моря Росса.
Этот район всегда славился тяжелым ледовым массивом. Рейс ледокола задержался, поэтому к станции он приблизился к началу антарктической зимы. Судну необходимо было завершить смену зимовщиков, разгрузить топливо и продукты. Из-за усиления ветра корабль заблокировали тяжелые льдины. Он застрял в море Росса.
Для анализа ситуации были задействованы спутники и ледовая авиаразведка. В относительной близости от ледокола был только «Павел Корчагин», но он не мог подойти. Было принято решение эвакуировать экипаж вертолетом. Семьдесят семь человек были доставлены на «Павла Корчагина». Остаться приняли решение пятьдесят три члена экипажа. Возглавлял их капитан Валентин Родченко.
В мае корабль чуть было не выбрался из плена, но усиленные ветра начали сносить льды вместе с кораблем на юг. В июне было принято решение спасать ледокол с помощью «Владивостока». Капитаном спасательной экспедиции был назначен Геннадий Анохин.
История спасения
Пока «Владивосток» добирался к месту назначения, экипаж прототипа ледокола «Михаил Громов», история которого не может не привлекать внимания, экономил топливо и продовольствие. Стирку и баню устраивали только два раза в месяц. Члены экипажа освобождали ото льда руль с винтом, перебирали двигатели. К приходу помощи все должно было работать идеально.
В июле вертолет приземлился рядом с дрейфующим судном. Он доставил медиков и товары первой необходимости. В это время всего в двухстах километрах от «Михаила Сомова» во льдах застрял «Владивосток».
К счастью, спасательное судно было отпущено льдами на следующее утро. За событиями 26.07.1985 года следил весь Советский Союз. Наконец в Москву пришло сообщение, что «Владивосток» добрался до дрейфующего ледокола. Начался вывод последнего из зоны тяжелых льдов.
Суда смогли достичь открытого океана к августу 1985 года. Вскоре они оказались у берегов Новой Зеландии. Отдохнув четыре дня в Веллингтоне, они отправились каждый своим курсом - во Владивосток и Ленинград.
Примечательно, что в спасательной экспедиции принимал участие известный всем сегодня спортивный комментатор Он охотно делится воспоминаниями о тех событиях. Именно после них руководство ТАСС согласилось перевести Гусева в спортивную редакцию. Об этом он просил уже долгое время.
Такова реальная история ледокола «Михаил Громов» 1985 года, точнее, его прототипа. Несмотря на то что он дрейфовал трижды, наибольшую огласку принял случай, который произошел в середине восьмидесятых годов двадцатого века.
На основе реальных событий
Фильм про ледокол «Михаил Громов» был создан в 2016 году. Режиссер опирался на исторические факты, а также на рассказы участников тех событий.
Некоторые моменты были преувеличены, другие - упущены. Не стоит забывать, что фильм не может полностью повторять реальную историю. Режиссер смог создать реалистичный захватывающий сюжет. Какое судно использовалось, чтобы показать ледокол «Михаил Громов» (история 1985 года)?
При создании картины использовался атомный ледоход под названием «Ленин». Он расположен в Мурманске на вечной стоянке. По конструкции он отдаленно напоминает дрейфовавшее сто тридцать три дня судно. Съемки проходили в сложных погодных условиях на протяжении трех месяцев.
Современное состояние
Ледокол смог пережить не только три дрейфа, но и развал Советского Союза. Он до сих пор в строю и используется для доставки топлива и провианта в Арктику. Это свидетельствует о том, что советские инженеры могли делать машины, которые исправно служат в сложнейших погодных условиях на протяжении многих десятилетий.
Мужество и отвага русских ученых всегда поражают обычных людей. Экипаж не покинул дрейфующее судно. Люди доказали, что слаженность действий и целеустремленность способны творить чудеса. Им удалось вызволить судно из ледового плена и доставить целым и невредимым в порт.
История может восхвалять не только персоналии, но и объекты. В деле морском есть огромное количество выдающихся кораблей, имена которых известны на весь мир. Но не всегда судна становились популярными благодаря военным сражениям. Были и те, кто получил славу по иным причинам. Речь идет о судне «Михаил Сомов».
Ученый-исследователь
Начать историю об этом ледоколе стоит с его названия. Как и большинство других кораблей, этот был назван в честь известного советского исследователя. Михаил Михайлович Сомов родился в 1908 году в Москве. Он очень много лет отдал любимому делу, стал доктором географических наук, а в 1952 году его наградили Золотой
Отец будущего исследователя был рыбоводом и профессором в одном из вузов страны. Сам же Михаил Михайлович также после окончания института стал преподавать в нем. Уже в 30 лет ему представилась возможность отправиться в арктическую экспедицию.
Во время войны он участвовал в ледовых операциях в Беломорской флотилии. Несколько раз помогал суднам проходит Арктику, а позже защищал небольшой поселок Диксон от немецкого крейсера.
После войны Михаилу Сомову удалось вернуться к ученой деятельности. Он защитил диссертацию, возглавлял полярную станцию «Северный полюс 2». В 1955 году ему выпала возможность стать главой первой Советской Антарктической экспедиции. Впоследствии не раз был командующим исследовательских путешествий.
День рождения
Умер Михаил Михайлович в 1973 году. Осенью следующего года Госкомитет по гидрометеорологии и гидрологии СССР заказал проект. Им стал корабль «Михаил Сомов». Спустили судно на воду лишь в феврале 1975 г. Летом этого года на корабле был поднят Государственный флаг СССР. В этот день был официально «рожден» будущий покоритель льда. Сразу его передали в управление НИИ Арктики и Антарктики. И осенью 1975 года состоялся первый рейс.
Первые сложности
На тот момент навигация по «ледовым землям» была непростая и опасная. Несмотря на то что дрейф был всегда неприятен команде, было это делом довольно привычным. Наверное, было удивительным и то, что ледокол «Михаил Сомов» попал в дрейф лишь два года спустя после своего первого путешествия.
Это случилось в 1977 году. Задачей того рейса было снабдить и сменить персонал арктической станции «Ленинградская». Но как раз на пути к этой миссии кораблю повстречались льды сплоченностью в 8-10 баллов. Он перестал двигаться, оставалось надеяться на лучшее. Чуть позже начался первый в жизни «Михаила Сомова» ледовый дрейф на Балленском массиве.
Команда судна не растерялась. Им даже удалось выполнить поставленную задачу. Спустя почти два месяца ледокол смог вырваться из западни. За 53 дня «плена» он проплыл более 250 миль.
Громкое событие
Но по-настоящему громкое событие произошло лишь в 1985 году. Тогда ледокол «Михаил Сомов» отправился в море Росса. Там недалеко расположилась станция «Русская», которая нуждалась в припасах и смене персонала.
Уже тогда было известно, что этот тихоокеанский сектор Антарктиды славится своими опасными «сюрпризами». Ледовые массивы были очень тяжелые, поэтому судно потратило много времени и к станции прибыло значительно позже. Так получилось, что в пункте назначения уже начиналась антарктическая зима.
Время наступило непростое. Но «Михаил Сомов» не мог покинуть своих соотечественников. Судно должно было разгрузить топливо и продукты, а также сменить персонал.
Начало неприятностей
Дальше события разворачивались быстро. Уже 15 марта корабль попал в ледяную ловушку. Поднялся сильный ветер, и команда была заблокирована тяжелыми льдинами. Прочный покров моря был толщиной 3-4 метра. Стало ясно, что выбраться быстро не получится.
Началась спасательная операция. Теперь нужно было вычислить с помощью спутников и авиаразведки приблизительные сроки освобождения ледокола «Михаил Сомов». Судно, предположительно, могло выбраться из плена только к концу 1985 года.
Помимо того что за это время команда могла значительно уменьшиться в количестве, еще существовала проблемы и вовсе быть раздавленными. К тому же такая история уже случалась с «Челюскиным». Было ясно, что нужно разработать план по формированию ледового лагеря, куда должна была переместиться команда, чтобы ждать спасения.
Бездействовать не вариант
Позже стало известно, что недалеко от попавшей в плен команды находился корабль «Павел Корчагин». Но «недалеко» было достаточно субъективным понятием. По меркам Антарктики оно и вправду было близко, но вот на самом деле между судами были сотни километров.
В это время новостные каналы страны только и говорили, что о судьбе команды. Нужно было срочно спасать корабль «Михаил Сомов». Дрейф в любую минуту мог погубить жизни десятков людей. Тогда и начались утверждения, что судно бросили на произвол судьбы и спасать уже кого-то слишком поздно.
На самом деле это были лишь слухи. Уже в апреле с помощью вертолетов было транспортировано 77 человек на корабль «Павел Корчагин». 53 полярника все еще оставались на судне. В их число входил и капитан Валентин Родченко. Уже в мае стали заметны трещины во льду вокруг корабля. Появилась надежда на спасения. Но стало все еще хуже. Ветер нес судно к югу.
Помощь
Уже в начале лета 1985 года правительство решает отправить в спасательную экспедицию ледокол «Владивосток». В считаные дни судно вышло на помощь к коллегам. Всего за 5 дней на корабль погрузили запасы топлива, оборудование и вертолеты.
Но перед капитаном «Владивостока» стояла крайне сложная задача. Геннадию Анохину нужно было руководить судном так, чтобы его самого не пришлось спасать. Иначе на этом закончилась бы история ледокола «Михаил Сомов».
Проблема состояла в том, что у судна типа «Владивосток» подводная часть была яйцеобразной формы. Это делалось для того, чтобы в случае опасностей корабль самостоятельно выталкивался из ловушек. Но перед Геннадием Анохиным стояла задача не просто добраться до «Михаила Сомова», но и преодолеть знаменитые широты: сороковую и пятидесятую, которые славились своим неистовством и опасностью.
«Владивосток» успешно добрался до Новой Зеландии, там получил еще запас топлива и отправился в Антарктиду.
Известные личности
История «Михаила Сомова» дала возможность познакомиться с такими отважными людьми, как и Виктор Гусев. Первый на тот момент был руководителем спасательной операции и на «Владивостоке» добирался к пленникам. Второй - ныне известный спортивный комментатор. Мало кто знает, но его карьера началась уже после случая со знаменитым ледоколом.
Так вот, когда Чилингаров был назначен начальником спасательной операции, полярники не были в восторге. Некоторые и вовсе относились к этому с враждебностью. Но вот именно Гусев уже позже выступал в защиту чиновника. Он говорил, что Чилингаров не просто ученый и путешественник, он специалист своего дела, а главное, он предан ему.
Комментатор рассказал позже историю, которая поражает до сих пор. Оказывается, после отправки «Владивостока» из Новой Зеландии судно настиг шторм. Помимо того что команда и так не привыкла к таким событиям, корабль вовсе не был подготовлен к непогоде. Ледокол шатало со стороны в стороны. Три страдали от морской болезни. Поварихи не могли ничего сделать. И только Чилингаров спокойно передвигался по судну, готовил, если кто-то просил.
Несчастье за несчастьем
Пока судно «Михаил Сомов» выживало как могло, «Владивосток» все еще боролся со штормом. В это время бочки с топливом, которые команда получила в Новой Зеландии, начало смывать за борт. Чилингаров объявил полярникам, что если они растеряют 50% топлива, то до пленников они смогут дотянуть, но если 51%, то кораблю придется возвращаться.
Гусев вспоминает, что все, кто мог стоять на ногах, ринулись привязывать бочки. Причем делали это к чему только возможно было. В итоге оказалось, что потеряли топлива меньше половины, а оставшегося хватило, чтобы добраться до «Михаила Сомова».
Жертвы ради спасения
Топлива и продовольствия и вправду было мало. Команде приходилось максимально экономить ресурсы, чтобы не только выжить самим, но и спасти коллег. Было решено стирать и купаться лишь дважды в месяц. Целыми днями экипаж то и дело вычищал винт и руль ото льда. Нужно было быть максимально осторожными, потому что на кону стояла жизнь не только своя, но и коллег.
Спустя месяц после отправки «Владивосток» смог добраться до судна «Павел Корчагин». Теперь курс держали на дизель-электроход «Михаил Сомов». Через неделю к пленникам добрался вертолет МИ-8, доставивший на борт медиков и необходимые ресурсы.
Мужество и отвага
До судна оставалось около двухсот километров. «Владивосток» попадает в ледовую ловушку. по сей день вспоминает, как команда корабля вышла на лед. С судна был спущен огромный канат. Экипаж сделал лунку, завел в неё якорь и начал раскачивать корабль. Подобная практика уже применялась у полярников, возможно, даже успешно. Но спасательной экспедиции в этот раз не повезло.
Подобные события не могли остаться без внимания. Природа решила дать шанс морякам, и наутро ледники оставили «Владивосток» в покое. У полярников не осталось времени даже на радость. Нужно было срочно спасать коллег.
За событиями в Антарктиде наблюдал весь Советский Союз. 26 июля в 9 утра Чилингаров с командой добрались до плененного «Михаила Сомова». Уже через два часа судно окололи и взяли под проводку.
Нужно было спешить. Антарктическая зима могла застать оба экипажа врасплох. Корабль «Михаил Сомов» должен был быть выведен из тяжелых льдов. Почти через 3 недели ледоколы вышли в открытый океан, а спустя 6 дней они добрались до Веллингтона, где их встретили как настоящих героев.
Новые приключения
Так случилось, что «Михаилу Сомову» было суждено в третий раз попасть в ледовый дрейф. Случилось это не в самый подходящий момент - в 1991 году. Летом экипаж отправился на спасение станции «Молодежная». Там он эвакуировал полярников на борт судна. Но по дороге домой снова оказался пленником льдов. В середине августа летчики отправились на спасение команды.
Весь экипаж пришлось вернуть снова на станцию «Молодежная». И лишь через пару дней самолет Ил-76МД смог освободить 190 полярников. Судно продолжало находиться в западне аж до 28 декабря. Ему на помощь так никто и не пришел, было это связано со сложной ситуацией в стране. И если «Михаил Сомов» смог спастись самостоятельно, то Советский Союз навсегда остался «под холодным политическим льдом».
В строю
В 2000 году провели ремонт судна и отправили его в распоряжение Северного УГМС. По сей день «Михаил Сомов», фото которого остается в памяти многих, служит на благо полярников. За первый год после своего возрождения он прошел успешно два рейса, доставляя груз на полярные станции.
На следующий год таких экспедиций было уже семь. Помимо вспомогательных рейсов, возобновились и научно-исследовательские. В 2003 году ледокол отправился в путешествие по программе «Печора - Штокман 2003», а также совершил поход в Арктику в целях снабжения исследователей всем необходимым.
За 16 лет он выполнил десятки рейсов, которые были связаны не только с помощью полярным станциям, но и с научно-исследовательскими заданиями. Ныне он доставляет оборудование и припасы на станции и пограничные заставы, а также помогает выполнять изучение арктических льдов. Судно гордо держит имя знаменитого ученого Михаила Сомова, и продолжает делать свой вклад в науку.
Награды
Ледокол, как и его знаменитый исследователь, также удостоился награды. После тяжелой и смелой экспедиции 1985 года «Михаил Сомов» получил орден Трудового Красного Знамени за то, что на протяжении 133 дней героически устоял в ледовом дрейфе в Антарктиде.
В это же время наградили капитана судна Валентина Родченко: он стал Героем Советского Союза. Не забыли и про остальных членов его экипажа.
— до сих пор находится в строю, продолжая снабжать российские научные экспедиции. Поэтому задействовать его в съёмках создатели картины не смогли. Но выход был найден. В порту Мурманска стоит ледокол-музей атомоход «Ленин», на нём и были отсняты ключевые сцены фильма и по нему создан компьютерный образ "Михаила Громова".
Фильм не так катастрофичен, как трейлер. Так что, если интересно - то вполне можно посмотреть.
Справка: "В напряжённой борьбе с двумя голливудскими триллерами победу в кинопрокате России и стран СНГ вырвала драма «Ледокол». Первые два дня уик-энда фильм Николая Хомерики шёл третьим, но затем резко прибавил в субботу и воскресенье. Не последнюю роль в этом сыграл хороший сарафан. "
Но...
Помните, что это художественное произведение.
А вот ниже фильм и история реальных событий далекого 1985 года.
Когда попытка открыть станцию Русская во время 18-й САЭ оказалась неудачной, выяснилось, что ледовые условия в этом районе чрезвычайно сложны. Обширный участок антарктического побережья от моря Росса до западных берегов Антарктического полуострова протяженностью около 3000 км долго оставался "белым пятном".
Лишь во время короткого антарктического лета на пути от базы Мак-Мердо до Антарктического полуострова со стороны моря Росса в этот район изредка заходили американские ледоколы.
В 1980 г. сюда сумел пробиться советский дизель-электроход "Гижига". С помощью вертолетов здесь была организована станция "Русская". С этого времени и началось планомерное изучение данного района, его метеорологического и ледового режимов, рельефа дна, а также географических особенностей прибрежной зоны.
15 марта 1985 г. во время обеспечения станции Русская при резком усилении ветра до 50 м/с ледовая обстановка ухудшилась.
"Михаил Сомов" был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Используя данные ИСЗ и ледовой авиаразведки, по разрывам в массиве тяжелых сплоченных льдов к 26 марта судно вышло из опасной зоны, где сплоченность айсбергов достигла 9 баллов, и оказалось в центре Тихоокеанского ледового массива на удалении около 120 км от побережья и около 300 км от кромки дрейфующего льда.
Наиболее опасными были первые дни дрейфа судна, когда отмечались активный вынос льда с акваторий, которые располагались восточнее мыса Бернс, и его накапливание у гряды айсбергов, сидевших на грунте в районе банки Аристова. Пришли в движение айсберги, находившиеся в опасной близости от судна, толщина набивного и наслоенного льда у борта "Михаила Сомова" достигала 4 - 5 м, и возможности для активного движения у него не было.
К 15 марта судну удалось, пользуясь кратковременными улучшениями ледовой обстановки, выбраться из опасной зоны. Оно находилось в точке 74"22" ю. ш., 135"01" з. д. и, периодически испытывая сильные сжатия, начало дрейфовать в генеральном запад-северо-западном направлении.
При ослаблении сжатия "Михаил Сомов", работая ударами и продвигаясь при этом на одну четверть корпуса за один цикл "разбег - удар", пытался перемещаться в северо-восточном направлении. Лишь 25 марта 1985 г. условия для незначительного продвижения на север сложились исключительно благоприятно. "Михаил Сомов" продвинулся на север до 73"29" ю. ш.
Неоднократные ледовые авиаразведки, проводившиеся с помощью вертолета Ми-8, показали, что судно находится на южной периферии Тихоокеанского ледового массива, где преобладают обширные поля сморози остаточных льдов и молодые льды толщиной 60 см. В конце марта генеральным направлением дрейфа льда было запад-юго-западное. Скорость дрейфа составляла 2 - 3 узла.
Надежды на самостоятельный выход "Михаила Сомова" из ледового плена в тот момент больше не было.
По воздушному мосту "Михаил Сомов" - "Павел Корчагин" с дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа.
Эта операция была завершена 1 7 апреля 1985 г. В начале апреля температура воздуха в районе судна понизилась до - 28 "С, скорость восточного ветра усилилась до 28 м/с.
Северная кромка дрейфующего льда с каждым днем все дальше уходила на север. Поскольку генеральное направление дрейфа шло примерно параллельно побережью, расстояние между судном и берегом - около 300 км - практически не менялось.
Скорость дрейфа была незначительной - не более 4 - 5 миль в сутки. Подстраховочное судно "Павел Корчагин" находилось у кромки дрейфующего льда в точке 68" ю. ш., 140" з. д., на удалении около 900 км от "Михаила Сомова".
В случае аварии на дрейфующем судне для оказания ему помощи "Павлу Корчагину" нужно было углубиться более чем на 300 миль в ледовый массив сплоченностью 9 - 10 баллов и отыскать льдину, пригодную для приема вертолета.
Организация лагеря на льдине, как это было сделано в свое время после гибели парохода "Челюскин" в Арктике, также рассматривалась участниками дрейфа как один из вариантов спасения в случае гибели "Михаила Сомова". Как долго может дрейфовать судно, пока не освободится из ледового плена?
Наблюдения за дрейфом айсбергов в данном районе позволяли предположить, что это может случиться лишь в конце 1985 г. Ни запасы продовольствия, ни запасы топлива на судне на такой длительный срок рассчитаны не были. Расход топлива на обогрев и приготовление пищи был сведен к минимуму и составлял около 5 т в сутки.
При таком расходе его могло хватить только до конца августа. В апреле "Михаил Сомов" продрейфовал около 150 миль. В мае под действием ветров переменных направлений в массиве льдов, блокировавших судно, стали появляться разводья и трещины. 13 мая локатором было обнаружено разводье шириной около 150 м, по которому судно попыталось выйти из тяжелых многолетних льдов.
К 15 мая оно оказалось на 73"55" ю.ш., 147" з. д. Началась зима. Судно стало дрейфовать в генеральном юго-западном направлении. В конце мая в результате продолжительных ветров северо-восточных румбов, достигавших м/с, массив льда стал прижиматься к берегу.
Начались сжатия, подвижки полей, у борта судна образовывались гряды торосов. Винт и руль "Михаила Сомова" заклинило, а его корпус оказался на подушке из ледяной каши. Температура воздуха колебалась от - 25 до - 30 "С, эпизодически понижаясь до - 33 "С. Шло интенсивное ледообразование на всей акватории моря Росса.
Для того чтобы вывести судно из льдов, Советом Министров СССР было принято решение об организации спасательной экспедиции на одном из ледоколов.
В июне - июле скорость дрейфа судна уменьшилась до 0,12 узла. В конце июля оно оказалось в застойной зоне, где "топталось" у 75" ю. ш. между 152 - 153" з. д. до 26 июля, т. е. вплоть до подхода ледокола.
В конце июня - начале июля в пределах радиолокационной видимости стали все чаще появляться разводья. Однако попавшее в поле сморози судно двигаться не могло.
Сейчас "Михаил Сомов" находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Он используется для снабжения российских научных экспедиций, доставляет на заполярные погранзаставы и метеорологические станции персонал, оборудование и продовольствие, играет важную роль в проведении научных исследований арктических льдов. Подробнее о его работе и о самом судне нам расскажет его капитан Андрей Демешин.
Здравствуйте, Андрей Анатольевич. Расскажите, где вы учились, служили и работали до прихода на должность капитана научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов".
Проходил срочную службу в Мурманске, в частях морской пехоты. После армии учился в Архангельском рыбопромышленном колледже. Затем учился в архангельском филиале Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова.
3. Капитан НЭС "Михаил Сомов" Андрей Демешин.
- На каких судах ходили до "Михаила Сомова" и когда стали его капитаном?
В начале карьеры посчастливилось поработать практически на всех типах судов. Контейнерный флот, балкера, на нефтеналивном флоте, на риферах возили бананы с Эквадора. В Сабетту доставлял различные грузы, когда там еще не было таких оборудованных причалов. Стояли даже по месяцу в ожидании разгрузки.
4. Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" в порту Бакарица.
"Михаил Сомов" я возглавил в 2015 году и так совпало, что этот год был юбилейным и для меня, и для судна. К тому моменту был завершен первый короткий завозной рейс до Диксона и обратно. Мне предстояло совершить сложный рейс до острова Врангеля. Все прошло благополучно. Я получил благодарственное письмо от научной экспедиции АНИИ. Рейсовое задание было выполнено в полном объеме в срок. Руководство осталось довольно. Экипаж был премирован и награжден правительственной почетной грамотой. А по окончании рейса "Сомов" становился в док, предстоял средний ремонт на "Красной Кузнице".
5. Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" в порту Бакарица.
- Каково было состояние судна на тот момент?
Первое впечатление от судна было не очень хорошее. Внешне оно было все разноцветное. Надстройка белая, кругом подтеки ржавчины, палуба где-то зеленая, где-то коричневая. Где-то подкрашено другим цветом, где-то что-то подмазано. Тяжело было смотреть.
6. Вертолётная площадка.
Перед постановкой в док изучил растяжку, и она показала, что корпус, несмотря на 40-летний возраст судна, в довольно-таки хорошем состоянии, то есть обшивка корпуса еще вполне пригодна. Во время осмотра в доке никаких критических повреждений, потертостей и вмятин обнаружено не было. После осмотра судна во мне окрепла уверенность в том, что Михаил Сомов еще поработает.
7. Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов".
Было проведено промежуточное освидетельствование судна и произведен ремонт винто-рулевой группы и двигателей и грузовых устройств. Также, согласно требованиям охраны, установили систему видеонаблюдения. Но самое изменение - цвет надстройки. Долго пришлось убеждать руководство, что именно такой цвет как нельзя лучше подойдет Сомову. Но после того как судно было окрашено, всем понравился его внешний вид. Ремонт Сомова был закончен и судно своевременно предъявлено инспекторам Регистра РФ и комиссии РОСГИДРОМЕТА. На борт прибыли специалисты из АНИИ, которые трудились в разные года на Сомове. Оценивали качество ремонта и общее состояние судна.
8. Ходовой мостик.
По окончании последнего рейса навигации 2016 года, мне сообщили, что состоится премьера фильма Ледокол по мотивам Антарктического дрейфа "Михаила Сомова" и легендарный капитан Родченко хочет побывать на Сомове. Когда он впервые приехал, по истечении трех десятков лет, то очень удивился, насколько пароход помолодел. Также его впечатлило внутреннее состояние Сомова.
9. Ходовой мостик.
- Какие задачи выполняете во время рейсов?
Каждый год мы делаем по два основных рейса, которые длятся примерно по два месяца и если повезет дополнительные рейсы. Первый завозной рейс, когда лед пролива Вилькитского еще не растаял, мы идем по малому кругу - до Диксона и обратно. Второй рейс - до Чукотки. Проходим большой круг до острова Врангеля и обратно.
10. Экспозиция в кают-компании.
Во время каждого рейса делаем около 40 остановок: высаживаем/забираем полярников, научных сотрудников, которые работают по всему Северному морскому пути. Также занимаемся снабжением гидрометеостанций, полярных станций и маячных служб. Завозим им провизию, топливо и другие грузы.
11. Маячные часы с маяка о. Вилькицкого, Карского моря.
- Как проходит разгрузка? Вряд ли везде есть причалы.
Разгрузка производится с помощью вертолета. Что-то внутрь, что-то на подвески. Автомобили грузим на плавсредства, но выгрузка на плавсредства всегда требует больше времени. Погода в Арктике редко хорошая, и времени на выжидание погоды совсем нет. Поэтому фактор времени в Арктике важен как нигде.
12. Корабельный колокол.
- Взаимодействуете с военными?
Ну а как, конечно! Бывают ситуации, когда спешишь с грузом, а в районе проводят стрельбы. Я не могу ждать две недели, пока они отстреляются, поэтому приходится согласовывать с ними проход и получать разрешение.
Кроме того, мы им тоже оказываем услуги. Куда-то людей отвезти, где-то груз с объектов строительства вывезти.
13. Череп мамонта.
- Вопрос про туристов, возите их?
К сожалению, не возим. Да и не каждый турист захочет ездить на рабочем судне и наблюдать за тем, чем мы занимаемся: разгрузка, выгрузка и т.п. "Михаил Сомов" Так что на борт Сомова вы можете попасть, только если вы непосредственно являетесь полезным человеком в Арктике.
14. Находки, найденные на островах Северного морского пути.
Реализация туристических рейсов возможна, но все зависит от коммерческого предложения. Плюс, вдруг потенциальный турист спланирует пройтись по Арктике, а затем высадиться, скажем, в порту Тикси, где его будет ждать самолет - нет гарантий, что мы успеем. Моя первостепенная задача - снабжение станций. Если у меня вдруг случится какая-то задержка, то я не смогу разорваться между выполнением основной задачи по снабжению полярников и обязательствами туристам, потом придется платить неустойку. Единственным выходом из ситуации может быть специально организованный туристический рейс.
15. Находки, найденные на островах Северного морского пути.
16.
17. Орден Трудового Красного Знамени.
- Кстати, как вы относитесь к глобальному потеплению?
Возможно, это миф. Например, у нас на родине в Архангельске потепления не наблюдается. Климат на планете меняется=- это явление не оспоримое. Меняются течения, магнитные полюса, происходят землетрясения, солнце остывает, магнитные бури. Разрушаются многолетние льды. Много чего происходит на нашей планете. Кто-то ждет глобального потепления, кто-то предсказывает новый ледниковый период, а кто-то конец света.
18. Кают-компания.
19. Портрет крёстной матери "Михаила Сомова" Людмилы Васильевой и горлышко от бутылки шампанского, которое было разбито о борт судна при спуске на воду.
Иногда в разговорах с океанографами с полярных станций спрашиваю их - скоро ли Архангельск смоет, ну или что-нибудь еще подобное произойдет. Так вот, океанографы отвечают, что за 10 лет уровень воды не изменился.
20. Столовая команды.
- А как у вас дела с "Гринписом"? Не нападали?
Нет, "Гринпис" мы не интересуем. Мы не занимаемся добычей животных и загрязнением окружающей среды. Мы как раз наоборот на страже экологии.
21. Центральный пост управления.
- Как "Михаил Сомов" преодолевает льды?
У нас усиленный ледовый класс, но стараюсь строить маршрут так, чтоб возможности попасть в ледовый плен не было. Пользоваться услугами ледокола очень дорого. Руководство относится с пониманием, если иногда приходится менять запланированный маршрут. Нет ни времени, ни средств для героических подвигов.
22. Машинное отделение.
- Как удается поддерживать судно в таком хорошем состоянии?
23. Машинное отделение.
24. Машинное отделение.
25. Лаз в сухой отсек из мастерской. Там наблюдали сжатие корпуса во время дрейфа.
26. Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов".
Андрей Андреевич, спасибо Вам за интервью и будем надеяться, что средства на освидетельствование и ремонт судна найдутся, и оно ещё не раз отправится в Арктику! Легенда должна быть сохранена.
Если вы хотите поддержать блог - нажимайте на рекламный банер под этим текстом, регистрируйтесь и вливайтесь в мир боевых кораблей!