Фото агентства городских новостей "Москва"
КПРФ удивила многих, выдвинув кандидатом в президенты не своего многолетнего лидера Геннадия Зюганова, а директора «Совхоза имени Ленина» Павла Грудинина. Впрочем, можно сказать, что публику к этому готовили. Геннадий Зюганов каждый раз, получая эфир на «России 24», громко и отчетливо говорил о том, что у «товарища Грудинина» - предприятие номер один в стране, и он постоянно рекомендует властям обратить на него внимание. Таким образом, у директора «Совхоза» намечалась и политическая перспектива.
Среди политологов, высказывающих свое мнение в СМИ и соцсетях, доминируют два – полярных – подхода. Одни считают, что в администрации президента кто-то совершил ошибку, допустив выдвижение Грудинина, потому что он может создать проблемы для Владимира Путина на выборах. Грудинин – успешный бизнесмен, но при этом «свой мужик», а не сырьевой магнат, и к тому же его нельзя назвать агентом Запада, потому что внешнеполитическую линию власти он полностью поддерживает, как и вся его партия. Иначе говоря, модель «Путин против либерала или оранжевого революционера» рушится.
Другой подход сводится к тому, что администрация президента не ошиблась, а все сделала осмысленно, и важно лишь понять ее логику. Политолог Евгений Минченко в своем Facebook высказал мнение, что выдвижение Грудинина добавит выборам энергетики, а это может повлиять на явку. К тому же выдвиженец КПРФ способен оттянуть часть бизнес-электората у Ксении Собчак и Бориса Титова, а пенсионеры при этом, напротив, предпочтут Путина.
Примечательно, что в участии Старой площади никто не сомневается, а тот же Минченко подчеркивает, что Зюганов и Грудинин провели в администрации президента немало времени. КПРФ – лояльная власти партия, встроенная в государственно-политическую систему, поэтому считать ее предвыборное решение каким-то демаршем, неожиданным для власти фортелем, наверное, не стоит.
Может ли Грудинин помешать легкой победе Путина, желательно – в первом туре? Власть контролирует государственные институты, федеральные медиа, политическую повестку и по большому счету системную оппозицию, поэтому на данный момент ответ скорее отрицательный. Опасными для планов власти являются не люди, а неожиданно возникающие главные темы. Когда они есть, даже лояльные оппозиционеры из-под контроля выходят. Сейчас, в декабре 2017 года, такой темы у выборов нет, а оппозиционные партии продемонстрировали неспособность подхватить даже олимпийский сюжет.
Моментальной способностью чувствовать конъюнктуру и ключевые темы обладают настоящие политики. Их характеризуют, во-первых, воля к власти и, во-вторых, развитые политические инстинкты. Это можно с некоторыми оговорками отнести к Алексею Навальному, и во многом поэтому его последовательно маргинализируют. Несомненны политические инстинкты Владимира Жириновского, но при этом его амбиции в последние годы, похоже, ограничиваются местом в сложившейся системе. Системные политики прекрасно понимают, что переход власти от одной элиты к другой в России может произойти лишь в результате социально-политической катастрофы. Взять в такой ситуации мандат на управление страной – огромная ответственность и вызов.
Главная политическая тема рождается вдруг. Фальсификации на выборах. Крым. Война в Донбассе. Первоначальный шок от санкций. Валютная паника. Допинговый скандал и национальный позор. На выборы-2018 идут две новые фигуры – Ксения Собчак и Павел Грудинин. Но мы ничего не знаем о том, есть ли у них реальная воля к власти, а вместе с тем и к тотальной ответственности. Мы ничего не знаем об их политических инстинктах, то есть способности почувствовать главную тему и моментально на ней выехать. Поэтому сейчас говорить об опасности того же Грудинина для власти можно лишь умозрительно.
Олимпиадные задания по русскому языку
10 класс
Дорогой участник олимпиады!
Желаем тебе успеха!
1-Блок
1. Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.
Образец записи: А5 Б4 В3
Критерии - по 2 балла за каждый верный ответ
Всего – 6 баллов
2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Всего - 2 балла
3.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Всего – 3 балла
4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.
2) Яко же бо плаваеть
3) Елма же вода плавааше
Всего 9 баллов.
5.Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.
Критерии:
1. За верно восстановленное правило – 2 балла.
2. За достаточное количество примеров его использования – 2 балл.
Всего 4 баллов.
6.В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.
Всего 2 балла
2-Блок
1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
Критерии и ответы
2.(2балла.)
3. (1 балл).
Всего 4 балла.
2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.
За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов).
За каждый пример – 1 балл
(здесь всего 8 баллов).
Всего 16 баллов.
3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.
Образец записи: 1б2б3б
1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.
2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.
3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.
4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.
5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.
6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!
7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).
8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.
Критерии – по 2 балла за каждый верный ответ
Всего – 16 баллов
4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:
А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.
Образец записи: 1В2Б
1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.
2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.
3) И ночь, и стонут волки за деревьями.
4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.
5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.
6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.
7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.
8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.
– по 1 баллу за каждый верный ответ
Всего – 8 баллов
5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?
Всего – 4 балла
Блок -3
Творческое задание
Обратите внимание! При оценивании будет учитываться умение участника создавать письменное высказывание:
1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
2. Композиционная стройность и выразительность речи.
3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)
Примечание:
Всего –25 баллов
Просмотр содержимого документа
«ответы 10 класс русский язык»
Ответы на олимпиадные задания по русскому языку
школьного этапа всероссийской олимпиады школьников -2017/ 2018 учебного года
10 класс
Максимальный балл -100 баллов
Ответы
Блок-1
1.Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.
Образец записи: А5 Б4 В3
А. [б]: Победу в словесной битве Борису принесла богатая фантазия.
Б. [ш]: Всем ты, молодец, хорош: и лицом пригож, и весело поешь.
В. [л]: Ласковое море лениво укачивало на волнах лодочку, в которой люди уже задремали под теплым солнцем.
Ответ - А2 Б3 В5 - по 2 балла за каждый верный ответ
Всего – 6 баллов
2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.
Ответ: В двух словах пишется Е: опека, афера.
Всего - 2 балла
3. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.
1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.
Ответ: 1) Все мы в плену , мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет . Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет . 3) Мне в мире места нет другого.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Всего – 3 балла
4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.) 1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.
2) Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
3) Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.
Критерии: за каждый правильный ответ – 3 балла
Ответ: 1) Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).
2) Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).
3) Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).
Всего - 9 баллов.
5. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.
1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
2. Приведите примеры его использования.
Критерии:
1. За верно восстановленное правило – 4 балла.
2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Ответы 1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий прошедшего времени.
2. Примеры: ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр. прилагательное).
Критерии: 1. За верно восстановленное правило – 4 балла.
2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.
Всего 5 баллов.
6. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.
Ответ: Парадигма.
Всего 2 балла
итого |
||||||
27баллов |
2-БЛОК
1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
3. Опишите смысл всех других глаголов.
Критерии и ответы
1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл). 2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл). 3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (1 балл).
Всего 4 балла.
2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.
Ответы
имя прилагательное: Его поведение опасно.
опасно наречие: Самолёты опасно сблизились.
имя прилагательное: Время над подвигами не властно.
властно наречие: Он властно отдавал распоряжения.
имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро.
вводное слово: Он, видно, будет дома завтра.
За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл
(здесь всего 8 баллов).
Всего 16 баллов.
3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.
Образец записи: 1б2б3б
1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.
2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.
3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.
4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.
5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.
6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!
7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).
8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.
Ответ. 1а 2б 3а 4б 5б 6б 7а 8а – по 2 балла за каждый верный ответ
Всего – 16 баллов
4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:
А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.
Образец записи: 1В2Б
1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.
2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.
3) И ночь, и стонут волки за деревьями.
4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.
5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.
6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.
7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.
8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.
Ответ:1В 2Г 3А 4Б 5А 6В 7Б 8Г– по 1 баллу за каждый верный ответ
Всего – 8 баллов
5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?
Всего – 4 балла
Ответ.
Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…
Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…
Всего – 4 балла
итого |
|||||
Блок-3
Творческое задание
Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну. Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства? Определите основную мысль отрывка, коммуникативную цель автора письма, выпишите тропы (метафоры, сравнения, эпитеты), определите их изобразительно-выразительную роль в тексте, на основе чего составьте письменное высказывание.
«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».
Максимальный балл –25 баллов
При оценивании учитывается:
3.1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-5-7-10
3.2. Композиционная стройность и выразительность речи.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10
3.3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5
Примечание: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста(в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Ничего не предвещало в нашем большом селе шухера, но он случился. Выдвижение Павла Грудинина стало более крепкой новостью, чем выдвижение Ксении Собчак или вероятная не регистрация Навального. Наконец появилась интрига и реальный кандидат на пост Президента, который интересен и симпатичен многим, кто про него слышал или знает. Про «тараканов» не знаю, но наверняка, как у нормального человека они есть. Давно наблюдаю за Павлом Николаевичем - очень интересная личность, помноженная на смелость, опыт и знания реального хозяйственника, а так же довольно обаятельного человека с крепкой репутацией. Он капиталист, не жадный, смог создать социализм для многих своих работников. Грудинин на земле и ещё от неё не оторвался в отличии от наших кремлёвских небожителей.
Теперь у страны появился шанс второго тура, если только его не снимет ЦИК по какой либо уважительной причине. Не ожидал от Геннадия Андреевича и КПРФ такого хода. Зюганов показал, что главное вовремя уйти и не бояться выдвигать сильных кандидатов. Надо думать о России, а не о личном благополучии и начальствующем кресле.
Есть мнение, что это хитрый ход кремлёвской команды. Дескать товарищ не раскручен в широком информационном поле и его шансы в отличии от Зюганова на голоса гораздо ниже. Не уверен. Фактор усталости россиян от вечного Владимир Владимировича и появление реального альтернативного кандидата может быть решающим, и привести всю эту веселую команду кандидатов в Президенты ко второму туру.
Грудинин не нишевый кандидат, он может объединить под своим крылом и коммунистов, и часть либерального крыла, да ещё и бизнес наверняка может откликнуться. Как итог Грудинин сможет набрать более 30-33% голосов, если ему будут предоставлены центральные каналы. Его успехи и понимание жизни на земле дают ему ощутимые преимущества в глазах многих россиян и жителей сельской местности.
Может мои прогнозы оптимистичны, но реакция моих знакомых на это выдвижения очень положительная, даже тех, кто поддерживал либералов. Если Кремль хотел добавить интриги для повышения явки, то на мой взгляд, он переборщил. Товарищ то реальный.
Обсудил эту новость с несколькими моими крымскими знакомыми, кто работает именно на земле. Для Крыма, который далёк от наших материковых реалий, он не известен. Первый вопрос был – «Он признаёт, что Крым часть России, что Крым вернулся Домой?» . Надеюсь, что ДА.
Шансов победить у него на президентских выборах мало, но встряхнуть КПРФ и Россию матушку он сможет. Если наберёт более 30% голосов, то КПРФ имеет полное право требовать от Владимира Путина рассмотреть его кандидатуру на пост Премьера. Хватит нам смешных экспериментов, в том числе и в сельском хозяйстве.
Мне очень понравилось его недавнее выступление по теме развития сельского хозяйства в стенах ГосДумы.
Грудин очень четко поставил диагноз стране и сельскому хозяйству, а так же, что надо сделать, чтобы молодёжь и специалисты жили в селе, а не бежали в города. Очень рекомендую , он гонял товарищей из Правительства и Думы, как шпану. У Медведева и его министров кресла в тот момент если не гореди, то тлели точно.
Что в итоге? Интрига и реальный оппонент Путину. Было бы очень интересно посмотреть их дебаты, но не менее интересны были бы его дебаты с Навальным и Собчак. О чём бы спорили? О КПРФ? О Сталине?
Не знаю как вы, а я теперь запасаюсь попкорном и когда прилечу на днях в Москву, приложу все усилия, что бы пообщаться с кандидатом.
Тем временем в стране маразм крепчает, а Кадыров остался без Facebook и Instagram, будем ждать извинений перед ним загнивающей Америки, лично Цукерберга и конечно Трампа. Что-то надо менять, мы летим в пропасть, за рулём клоуны, только кто извинится перед русским народом за этот беспредел?
Как вы относитесь к этому выдвижению?
Минувшей ночью в собственном Toyota Land Cruiser найден мёртвым крупный бизнесмен, президент строительной компании "Терра-Нова" Лев Пукшанский. Тело обнаружено около 2:10 в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, на улице Нахимова. Машина была припаркована возле дома №5.
42-летний Лев Вульфович Пукшанский являлся уроженцем Питера и гражданином Израиля. Считался вундеркиндом. Окончил с отличием экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (кафедра теории кредита и финансового менеджмента) и биологический факультет Техниона - Израильского технологического института в городе Хайфа (кафедра молекулярной биологии и генной инженерии). Магистр экономических наук, магистр биологических наук. Имел квалификационный аттестат Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на занятие должности специалиста организации, осуществляющей брокерскую и/или дилерскую деятельность и/или доверительное управление ценными бумагами, а также диплом Международной школы биржевого бизнеса.
Уже в семнадцатилетнем возрасте он стал управляющим партнёром компании "Психотест ЛТД". Три года проработал ассистентом на кафедре молекулярной биологии и генной инженерии в Технионе. В 1999 году стал заместителем генерального директора ЗАО "Техноком". В первой половине нулевых занимал руководящие должности в ОАО "Нева-ленд" (финансовый директор), ЗАО "Менеджмент Компания БФА" (директор инвестиционной дирекции), ЗАО "Менеджмент Компания ПСБ" (заместитель генерального директора по инвестициям), ОАО "ПСБ-Инвест Групп" (член совета директоров). В 2005 году назначен вице-президентом ООО "УК "Морской фасад". Входил в Экспертный совет Academy of Real Estate (ARE). С 2006 года и по сегодняшний день возглавлял комитет по девелопменту Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД).
С 2011 года Пукшанский был президентом АО "Терра-Нова", которое реализует масштабный проект по созданию намывных территорий в западной части Васильевского острова. Компания выиграла право намыть в акватории Финского залива 476,9 га; к настоящему времени намыто 180 га, из них 32 га занял пассажирский порт "Морской фасад". На искусственно созданных землях должно появиться почти 2 млн квадратных метров жилья и 700 тыс. квадратных метров коммерческой недвижимости.
В июне 2017 года разразился скандал. Комитет по строительству Санкт-Петербурга предъявил серьёзные претензии компании Пукшанского. Власти СПб заявили, что "Терра-Нова" не исполняет должным образом обязанности стратегического инвестора. Высказывалось мнение, что компания может не успеть выполнить свои обязательства до конца действия договора.
На теле Пукшанского не выявлено внешних признаков насильственной смерти. Предварительной причиной гибели назван отёк мозга.
(8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.
- Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.
- Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение.
к/х = т/?
д/т = г/?
Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный , где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.
Критерии и ответы
Фонетическая пропорция
– это отношение звуков речи по одному или нескольким признакам (в данном случае артикуляционным ) – 2 балла, за решение каждой из пропорций (с, к) – по 2 балла, за восстановление слова сказка – 2 балла.Пояснение .
- Из содержания первой дроби находим, что её звуки относятся как «взрывной» к «щелевому». По этому же принципу определяем, что искомый звук – [с], поскольку он является соответствием взрывному [т].
- Во второй дроби звуки относятся как «звонкий» к «глухому». Следовательно, искомый звук – [к].
Всего 8 баллов.
Задание 2
(2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Учёный малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья
в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…
Дайте толкование слова принужденье в строке 5.
Критерии и ответы
Принужденье – притворность, неестественность, неестественное поведение, скованность.
Всего 2 балла.
Задание 3
(4 балла) Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней .
Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
- Укажите формальный способ образования этих глаголов.
- Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
- Опишите смысл всех других глаголов.
Критерии и ответы
- Формальный способ словообразования – приставочный (пере ): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл).
- Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл).
- Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (2 балла).
Всего 4 балла.
Задание 4
(2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.
Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое – по прогнозам аналитиков, это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям.
Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.
Критерии и ответы
Зашифрован фразеологизм это ещё цветочки, а ягодки (будут) впереди (1 балл) – в настоящий момент всё ещё не так плохо, станет (может стать) ещё хуже (1 балл).
Всего 2 балла.
Задание 5
(16 баллов) Дан ряд слов на —о : опасно, властно, видно . Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.
Ответы
За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).
Всего 16 баллов.
Задание 6
(8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.
Предложения обозначаются схемой N 1 – Adj 1 кратк.ф. .
Предложения обозначаются схемой N 1 – Adj 1 полн.ф. .
Опираясь на приведённые выше примеры предложений, объясните, исходя из каких соображений специалисты по синтаксису решили включить в их структурные схемы указание на полную или краткую форму прилагательного.
Критерии и ответы
В предложениях «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» краткую форму прилагательного невозможно заменить на полную.
В первом случае лексическое значение полной формы прилагательного «великий» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного «велик».
Во втором случае полная форма прилагательного не позволяет реализовать синтаксическую связь с зависимым словом («собой»).
В предложениях «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» полную форму прилагательного невозможно заменить на краткую.
В первом случае налицо форма превосходной степени прилагательного, которая не позволяет образовать краткую форму.
Во втором случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.
За верное указание в каждом из 4 примеров на причину, которая не позволяет использовать символ Adj 1 без дополнительного указания на полную или краткую форму – по 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 7
(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.
Опираясь на перечисленных выше примеров, можно сказать, что дом Обломова – это не там, в котором он живет, а то жилище, о котором он мечтает и стремится.
Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты.
Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.
Критерии и ответы
1. А. «опираясь на примеров» – грамматическая ошибка. Глагол «опираться» требует при управлении вин. п.
Б. «дом – там, в котором он живёт» – грамматическая ошибка (можно определить её и как речевую), связанная с пониманием значения слова «дом».
Если «дом» мыслится в широком смысле, как место проживания, то вместо союзного слова «в котором» надо написать «где». Если «дом» в отрывке обозначает «жилище», то неуместным оказывается наречие «там» (указание на место, а не на предмет).
В. «жилище, о котором он мечтает и стремится» – грамматическая ошибка в построении ряда однородных членов с общим дополнением (однородные сказуемые требуют от дополнения разных управляемых форм).
2. Опираясь на перечисленные выше примеры, можно сказать, что дом Обломова – это не то жилище, в котором он живёт, а то, о котором он мечтает.
За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку – по 1 баллу.
За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.
Всего не более 5 баллов.
Задание 8
(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.
Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.
- Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
- Приведите примеры его использования.
Критерии и ответы
- Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬных причастий прошедшего времени.
- Примеры : ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр.прилагательное).
- За верно восстановленное правило – 4 балла.
- За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 9
(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари .
Критерии и ответы
Парадигма .
Всего 1 балл.
Задание 10
(9 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
- Въниде (Ной) въ ковчегь… и плава ковчегъ 40 дьни.
- Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
- Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.
Критерии и ответы
- Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).
- Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).
- Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).
Всего 9 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 60.