Не так давно центральные органы власти подняли вопрос о реорганизации российской системы образования в целом и высших учебных заведений в частности. Одной из причин стала неудовлетворительная зарплата каждого отдельного преподавателя ВУЗа. Проведенные исследования показали, что действительно денежные выплаты совершенно не соответствуют требуемым нагрузкам, что отчасти и повлекло за собой реформы.
Если припомнить, еще в мае 2012 года президент подписывал акт о поднятии заработных плат всем работникам бюджетной сферы, в том числе и вузовского преподавателя. И что немаловажно, именно система образования была в приоритете согласно данному указу. Обещаны были повышения финансирования даже в случае развала экономики, и строгое слежение за данными прогрессов, вплоть до увольнения ректора ВУЗа и его заместителей в случае несоблюдения новых требований. Обещания красивые. Но в действительности, что мы имеем?
Ситуация на 2016-2017 год
На самом же деле картина довольно пессимистическая. Как бы чиновники и ректоры не обнадеживали и не говорили об улучшении ситуации, а зарплата на период начала года составляла далеко не 130% от средней региональной. Цифра куда печальней. А конкретнее она составляет всего около 40% в расчете на ставку, то есть в районе 30 000 рублей в месяц.
Относительно обычного ВУЗа, штат от ассистента до не имеющего ученой степени старшего преподавателя довольствуются примерно 12 тысячами рублей в месяц. Зарплата доцента, вдобавок имеющего значительный опыт преподавания, выглядит чуть привлекательней, однако все еще крайне тоскливо – чуть больше 17 000 рублей. Профессора же довольствуются минимальным жалованием охранников и продавцов, то есть оклад их составляет примерно 30 000 российских рублей, лишь иногда немного больше.
И без того грустная ситуация усугубляется тем, что за прошедший год зарплата работников сферы образования еще и упала в эквиваленте евро и доллара практически в два раза. Остается только диву даваться, как они умудряются выживать на такие деньги, учитывая повсеместный рост цен.
Откуда берутся мифические цифры?
Невольно возникает вопрос: откуда же чиновники берут столь баснословные показатели, которые приводят в докладах? Все достаточно просто. Политики любят оперировать таким понятием, как «средняя зарплата». И вот из чего она выводится.
В реальности месячная базовая ставка за преподавательскую деятельность работников ВУЗов, имеющих ученую степень, такую как доцент или кандидат наук, составляет не более 9-10 тысяч рублей. Но к ним прибавляются различные премии и единоразовые доплаты за научно-исследовательские работы, различные гранты, плюс к этому они могут получать дополнительные выплаты за контрактных студентов.
Ежемесячное денежное довольствие преподавателя ВУЗа может и дотягивать до 40-50 тысяч. Но только в том случае, если, помимо всего перечисленного, он возьмет на себя дополнительную ставку, то есть еще больше увеличит и без того огромный объем работы, умудряясь вдобавок выполнять административную или общественную работу заведующего кафедрой или его заместителя. Альтернатива – кураторство и организация конференций.
Преподаватели, особенно молодые, желающие честно зарабатывать действительно попадаются, однако при такой работе буквально на износ запала хватает ненадолго, да и здоровье откровенно не выдерживает.
Еще стоит заметить, что деканы факультетов могут получать около 100 000 рублей. Доходы проректоров и ректора ВУЗа иногда способны достигать от 300 000 до миллиона российских рублей. Они тоже нередко совмещают свою деятельность с частичным преподаванием. В результате доходы всех работников сферы образования суммируются и попадают в общую статистику под названием «средняя зарплата преподавателя», которую и любят приводить в отчетах. Однако пропасть между этими окладами огромна.
Такая плачевная ситуация наблюдается даже в ведущих государственных учебных заведениях. К примеру, в Санкт-Петербургском государственном университете профессор и заведующий кафедрой может получать сравнительно неплохие деньги – около 54 000 рублей, но вот у доцента и кандидата наук за преподавание зарплата чуть более 14 000 рублей. И это при том, что у данного ВУЗа особое госфинансирование, и он обладает значительным статусом.
Правда, стоит отметить, что есть несколько высших учебных заведений, получивших федеральный статус, и на этой почве заработавших некоторые субсидии. Так, например, в ЮФУ (Южном федеральном университете) зарплата доцента может чуть превысить 25 000 рублей. Однако и здесь есть свое «но». Вся сумма состоит из оклада, то есть ставки примерно в 15 600, а остальная часть является федеральной премией или надбавкой, которую в любой момент могут урезать в связи с шаткой экономической ситуацией.
Основная причина – пассивность
Четко ясно, что в вырисовывающейся картине преобладают мрачные оттенки. Работников одной из самых важных и ответственных сфер, труд, который буквально является залогом будущего всей Российской Федерации, достаточно сильно обделяют. Преподавателя остается только пожалеть. Ему приходится брать на себя невероятное количество обязанностей и дополнительную работу, чтобы получать хотя бы минимальную сумму, достаточную для проживания.
Вместе с тем наблюдается удивительная пассивность с их стороны. По какой-то причине эти люди предпочитают молча переносить неблагодарное отношение к собственной профессии, вертеться, как волчок, чтобы свести концы с концами и не выказывать собственного недовольства.
Конечно, преподавателя ВУЗа можно вынудить работать на две ставки, совмещая их с еще парой-тройкой административных обязанностей, чтобы выходила более-менее стоящая зарплата, но такие темпы работы чреваты значительным подрывом здоровья.
Некогда было высказано мнение о том, что причиной данного явления является преобладание в преподавательских кругах среднестатистического ВУЗа Российской Федерации преимущественно пассивного, инертного и антиинтеллектуального общества, обделенного чувством собственного достоинства, оставшегося еще с советских времен. С этим можно поспорить, да и вовсе не хочется верить в подобные слова. Но реакции работников сферы образования на такие условия труда по сей день носят единичный и очень локальный характер.
Выводы
Таким образом, на данный момент приходится констатировать факт несоответствия уровня заработной платы преподавателей и нагрузки, которую на них возлагают. Конечно, немаловажным фактором является аккредитация ВУЗа, ученое звание самого преподавателя и т. д. Тем не менее утверждение, что в высших учебных заведениях преподавательский состав получает высокие зарплаты является мифом. Для того чтобы обеспечить себя и свою семью хотя бы средним достатком, российские преподаватели вынуждены отрабатывать гораздо больше нормы.
Не так давно центральные органы власти подняли вопрос о реорганизации российской системы образования в целом и высших учебных заведений в частности. Одной из причин стала неудовлетворительная зарплата каждого отдельного преподавателя ВУЗа. Проведенные исследования показали, что действительно денежные выплаты совершенно не соответствуют требуемым нагрузкам, что отчасти и повлекло за собой реформы.
Если припомнить, еще в мае 2012 года президент подписывал акт о поднятии заработных плат всем работникам бюджетной сферы, в том числе и вузовского преподавателя. И что немаловажно, именно система образования была в приоритете согласно данному указу. Обещаны были повышения финансирования даже в случае развала экономики, и строгое слежение за данными прогрессов, вплоть до увольнения ректора ВУЗа и его заместителей в случае несоблюдения новых требований. Обещания красивые. Но в действительности, что мы имеем?
Ситуация на 2018-2019 год
На самом же деле картина довольно пессимистическая. Как бы чиновники и ректоры не обнадеживали и не говорили об улучшении ситуации, а зарплата на период начала года составляла далеко не 130% от средней региональной. Цифра куда печальней. А конкретнее она составляет всего около 40% в расчете на ставку, то есть в районе 30 000 рублей в месяц.
Относительно обычного ВУЗа, штат от ассистента до не имеющего ученой степени старшего преподавателя довольствуются примерно 12 тысячами рублей в месяц. Зарплата доцента, вдобавок имеющего значительный опыт преподавания, выглядит чуть привлекательней, однако все еще крайне тоскливо – чуть больше 17 000 рублей. Профессора же довольствуются минимальным жалованием охранников и продавцов, то есть оклад их составляет примерно 30 000 российских рублей, лишь иногда немного больше.
И без того грустная ситуация усугубляется тем, что за прошедший год зарплата работников сферы образования еще и упала в эквиваленте евро и доллара практически в два раза. Остается только диву даваться, как они умудряются выживать на такие деньги, учитывая повсеместный рост цен.
Откуда берутся мифические цифры?
Невольно возникает вопрос: откуда же чиновники берут столь баснословные показатели, которые приводят в докладах? Все достаточно просто. Политики любят оперировать таким понятием, как «средняя зарплата». И вот из чего она выводится.
В реальности месячная базовая ставка за преподавательскую деятельность работников ВУЗов, имеющих ученую степень, такую как доцент или кандидат наук, составляет не более 9-10 тысяч рублей. Но к ним прибавляются различные премии и единоразовые доплаты за научно-исследовательские работы, различные гранты, плюс к этому они могут получать дополнительные выплаты за контрактных студентов.
Ежемесячное денежное довольствие преподавателя ВУЗа может и дотягивать до 40-50 тысяч. Но только в том случае, если, помимо всего перечисленного, он возьмет на себя дополнительную ставку, то есть еще больше увеличит и без того огромный объем работы, умудряясь вдобавок выполнять административную или общественную работу заведующего кафедрой или его заместителя. Альтернатива – кураторство и организация конференций.
Преподаватели, особенно молодые, желающие честно зарабатывать действительно попадаются, однако при такой работе буквально на износ запала хватает ненадолго, да и здоровье откровенно не выдерживает.
Еще стоит заметить, что деканы факультетов могут получать около 100 000 рублей. Доходы проректоров и ректора ВУЗа иногда способны достигать от 300 000 до миллиона российских рублей. Они тоже нередко совмещают свою деятельность с частичным преподаванием. В результате доходы всех работников сферы образования суммируются и попадают в общую статистику под названием «средняя зарплата преподавателя», которую и любят приводить в отчетах. Однако пропасть между этими окладами огромна.
Такая плачевная ситуация наблюдается даже в ведущих государственных учебных заведениях. К примеру, в Санкт-Петербургском государственном университете профессор и заведующий кафедрой может получать сравнительно неплохие деньги – около 54 000 рублей, но вот у доцента и кандидата наук за преподавание зарплата чуть более 14 000 рублей. И это при том, что у данного ВУЗа особое госфинансирование, и он обладает значительным статусом.
Правда, стоит отметить, что есть несколько высших учебных заведений, получивших федеральный статус, и на этой почве заработавших некоторые субсидии. Так, например, в ЮФУ (Южном федеральном университете) зарплата доцента может чуть превысить 25 000 рублей. Однако и здесь есть свое «но». Вся сумма состоит из оклада, то есть ставки примерно в 15 600, а остальная часть является федеральной премией или надбавкой, которую в любой момент могут урезать в связи с шаткой экономической ситуацией.
Основная причина – пассивность
Четко ясно, что в вырисовывающейся картине преобладают мрачные оттенки. Работников одной из самых важных и ответственных сфер, труд, который буквально является залогом будущего всей Российской Федерации, достаточно сильно обделяют. Преподавателя остается только пожалеть. Ему приходится брать на себя невероятное количество обязанностей и дополнительную работу, чтобы получать хотя бы минимальную сумму, достаточную для проживания.
Вместе с тем наблюдается удивительная пассивность с их стороны. По какой-то причине эти люди предпочитают молча переносить неблагодарное отношение к собственной профессии, вертеться, как волчок, чтобы свести концы с концами и не выказывать собственного недовольства.
Конечно, преподавателя ВУЗа можно вынудить работать на две ставки, совмещая их с еще парой-тройкой административных обязанностей, чтобы выходила более-менее стоящая зарплата, но такие темпы работы чреваты значительным подрывом здоровья.
Некогда было высказано мнение о том, что причиной данного явления является преобладание в преподавательских кругах среднестатистического ВУЗа Российской Федерации преимущественно пассивного, инертного и антиинтеллектуального общества, обделенного чувством собственного достоинства, оставшегося еще с советских времен. С этим можно поспорить, да и вовсе не хочется верить в подобные слова. Но реакции работников сферы образования на такие условия труда по сей день носят единичный и очень локальный характер.
Выводы
Таким образом, на данный момент приходится констатировать факт несоответствия уровня заработной платы преподавателей и нагрузки, которую на них возлагают. Конечно, немаловажным фактором является аккредитация ВУЗа, ученое звание самого преподавателя и т. д. Тем не менее утверждение, что в высших учебных заведениях преподавательский состав получает высокие зарплаты является мифом. Для того чтобы обеспечить себя и свою семью хотя бы средним достатком, российские преподаватели вынуждены отрабатывать гораздо больше нормы.
Многие из вас слышали о том, что уровень зарплат преподавателей ВУЗов планируется увеличить до уровня двух средних зарплат по экономике к 2018 году. То есть, к примеру, в вашем регионе средняя зарплата составляет 25 тысяч рублей, то у преподавателя университета при полной занятости доход должен составлять 50 тысяч рублей. Звучит не так уж и плохо. Но как это реализуется на практике?
Так как я пока еще остаюсь вузовским работником, я знаю ситуацию так сказать изнутри. Может быть это и не отражает общую картину по всей стране, но частный случай думаю тоже интересен читателю.
РОСТ ЗАРПЛАТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К 2016 ГОДУ
Казалось бы серьезное увеличение заработных плат преподавателей в институтах, университетах и академиях - это благое начало. Но на практике все обстоит не так просто, как это может показаться на первый взгляд.
Как я понял, повышение заработных плат к 2018 году для преподавателей планируется за счет повышения нагрузки до 900 часов в год, а также за счет повышения количества хозяйственных договоров. То есть преподавателей будут склонять к повышению учебной нагрузки и росту самозанятости. В общем и целом, это здравая идея, так как будет стимулировать позитивную внутривузовскую предпринимательскую активность.
Минус такого подхода в том, что далеко не каждый университетский преподаватель склонен к заключению коммерческих сделок и вообще многие из них не настроены предпринимать.
Реальные зарплаты сейчас с ученой степенью у нас в провинции достигают 27 тысяч рублей. Без ученой степени, как я понял, реально заработать приблизительно 20 тысяч рублей.
Про себя могу сказать: я не остепененный преподаватель. Работаю на 0,1 ставки. Моя месячная заработная плата составляет около 1200 рублей. Я так понимаю, работай я на полную ставку - я бы заработал порядка 12000 рублей. Что даже по провинциальным меркам - негусто.
Также я знаю, что многие преподаватели с ученой степенью берут повышенную нагрузку в полторы-две ставки. И, очевидно, у них уже сейчас заработная плата достаточно высока.
А что будет с зарплатами преподавателей в 2016 году? Судя по тому, что федеральный бюджет урезают, а в стране идет экономический кризис, плюс к этому число студентов, поступающих на 1 курс рекордно мало... А вы сами как думаете? В таких условиях преподавателей если и будет ждать рост зарплат, то только номинальный и вряд ли он достигнет хотя бы уровня инфляции.
Единственный шанс для вас как работника ВУЗа хорошо заработать - это совмещать две должности на полной ставке. Еще один вариант - выбиться на руководящую позицию.
Проанализировав декларации ректоров, РБК составил топ-50 богатейших глав университетов. Традиционно первый «олигарх» среди них - глава Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко с годовым доходом в 195,7 млн руб., что, кстати, на 81,5 млн руб. меньше, чем в предыдущем году. На втором месте ректор РАНХиГС Владимир Мау , замыкает тройку лидеров Сергей Синельников-Мурылёв - ректор Всероссийской академии внешней торговли и проректор РАНХиГС.
Доходное место
Откуда прибыль? Десятки миллионов в год - это не зарплата, точнее, не только она. По закону зарплата ректора не может более чем в 5 раз превышать среднюю зарплату преподавателей вуза - повышающий коэффициент от 1,5 до 5 утверждает Минобрнауки. «У нас прозрачная система заработной платы, понятная каждому, - не скрывает от «АиФ» источники своих доходов ректор СПГУ Владимир Литвиненко. - Моя зарплата устанавливается Минобрнауки. В 2016 г. она составила 294,87 тыс. руб. Надбавки за сложность, напряжённость и особый режим - 45% от оклада. Кроме того, в 2016 г. Минобрнауки выдало мне 2 премии за успешную научную деятельность на общую сумму 1368,4 тыс. руб. Сегодня средняя зарплата профессора в СПГУ - 151 тыс. руб., а у активно занимающихся наукой - более 350 тыс. Аспиранты получают 35 тыс. рублей. Для успешно работающих преподавателей установлены гранты на проведение исследований в зарубежных научных центрах ведущих университетов и компаний - 150-250 тыс. руб. На заграничные стажировки научно-педагогических работников университет ежегодно направляет более 50 млн руб. собственных средств, на обучение студентов и аспирантов за рубежом - более 20 млн руб. Наиболее успешным преподавателям ректорат выделяет средства для приобретения жилья. Всё это возможно, поскольку доля заработанных университетом средств превышает выделяемые из бюджета».
Контракты с предприятиями могут приносить доход инженерным вузам. А откуда миллионы у гуманитариев? Ректор может входить в совет директоров крупнейших банков, корпораций (как, например, Владимир Мау), иметь собственные фирмы. Но не только.
«Зарабатывает тот, кто управляет финансовыми потоками, а через руководство вуза проходят огромные средства, - поясняет сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин . - Это даёт возможность организовать свой бизнес. Хотя не исключено, что какой-нибудь ректор и воспринимает вуз как бизнес. Теневая часть финансовых потоков, как правило, есть всегда. В1990-е администрации многих вузов обогащались за счёт сдачи в аренду площадей. Сейчас это в большей мере подконтрольно городской власти. Но сохраняются сложные непрозрачные механизмы со студентами-платниками. Немало вузов, где плата за учёбу на коммерческих отделениях ниже, чем государственное финансирование у бюджетников. Допустим, государство платит за обучение одного студента-бюджетника 70 тыс. руб., а платник на том же факультете - 40 тыс. Почему вдруг это всё равно выгодно? На престижных специальностях, где высокая стоимость обучения, получается большое расхождение между тем, сколько реально стоит обучение студента, и тем, сколько он платит за него. Разница идёт в официальный доход вуза, преподавателям не доплачивают за обучение платных студентов. Законом ограничена зарплата, а премию можно выписать какую угодно - что, возможно, и делают ректоры. И ещё не забудем про закупки. К примеру, заказ размещается у аффилированных с руководством вуза структур, где отлажена система откатов. Так что управление вузом - подчас серьёзный бизнес, вполне российский. Мало отличающийся от того, что происходит в компаниях с госучастием».
И доходами от этого бизнеса часто пользуется только администрация.
Нищие доценты
По данным Росстата, средняя зарплата преподавателей вузов в 2016 г. - 55 тыс. рублей. Цифра по большому счёту фиктивная. Реальные зарплаты большинства, судя по отзывам людей на сайте «Финансовый базис», существенно ниже. .
«В череповецком вузе при наличии северного коэффициента 25% на руки получаем: ст. преподаватель на ставку - 8 тыс. руб., к. т. н., доцент - 18 тыс. руб., завкафедрой - 28 тыс. руб. (это с кураторством, организацией кружков и конкурсов). Доход ректора - 1 млн руб. в месяц. Премий нет уже год. Пытались возмущаться. Ответ: ваша з/п соответствует нормативам».
«В нашем дальневосточном вузе на 2 тыс. преподавателей 4 тыс. административного персонала, заработная плата отличается почти в 100 раз, от 11,5 тыс. до 1 млн руб. у ректора»
«Зарплата у доцента пензенского вуза - 14,8 тыс. (минус подоходный, и получается 13 тыс. руб.). ПОЗОРИЩЕ! Получишь подачку в 6 тыс. в начале месяца и чуть больше в конце и не знаешь, как еды купить, как на лекарства выкроить. Я про одежду молчу. Однако зарплата у ректора - в 40 раз выше! Хотя мы бодро отчитываемся, что средняя у нас якобы 50 тыс. руб.»
«Калужский университет. Ставка старшего преподавателя около 15 тыс. руб. Раньше доплачивали за платные группы студентов - сейчас всё включили в общую нагрузку».
А вот преподаватели МГУ не жалуются: «У меня 80 тыс., и я никакой не босс, - пишет Дмитрий . - 20 тыс. - ставка старшего научного сотрудника МГУ, 30 тыс. - биотесты в нескольких проектах, 10-15 тыс. - меданализы. Плюс 15-20 тыс. - надбавки, преподавание, приработки. Рабочая неделя 50-55 часов».
К слову, ректор МГУ В. Садовничий всего лишь на 30-м месте по доходу - 16,5 млн руб. за 2016 г.
«Причина преподавательской нищеты - в новой системе оплаты труда, введённой в 2008 г., - считает преподаватель и автор петиции за отмену этой системы, набравшей 50 тыс. подписей, Ирина Канторович . - А она такова, что установление зарплат - компетенция учреждения. Руководство вуза деньги получило, а дальше администрация решает, кому платить стимулирующие и премии. Хотя по закону коллектив вправе утверждать собственные положения о зарплатах. На практике все подписывают то, что сочинит администрация. Но есть надежда. Недавно мне ответили из Комитета Госдумы по образованию и науке. Наконец-то на самом верху признали, что проблема существует».
Не очень давно руководитель государства В.В.Путин заявил о том, что зарплата преподавателей высшей школы поднимется и будет превышать средний экономический показатель доходов граждан не менее чем в два раза. Это было сказано в 2012 году. Посмотрим, насколько исполнено это обещание и .
В каждой стране учителя составляют костяк государственной интеллигентности. Именно они являются опорой развития общества и служат «маяком» общественной морали. В майском Указе Президент от 2012 года, Правительству государства дано поручение повысить доходы всех работников бюджетной сферы.
С сентября ещё 2013 года были приняты первые шаги по увеличению доходов ВУЗовских преподавателей. Всего на мероприятия по увеличению зарплат учителей высшей школы определён срок в 5 лет, вплоть до 2018-го. Как будет выглядеть зарплата преподавателям вузов в 2016 году?
Мероприятия по росту зарплат направлены, в первую очередь, на поддержку тех сотрудников ВУЗов, которые достигли определённых научных результатов, имеют научные степени и звания, уважаемы среди коллег и студентов. С целью эффективного распределения средств по зарплате, преподавательский состав ВУЗов переводится на «эффективные контракты». Это понятие не так давно вошло в трудовую политику России, но уже даёт первые результаты. Самое главное - от эффективности труда зависит и доход работника. И, как результат, эффективность распределения и использования бюджетных денег.
Любая сфера, и промышленности, и производства, и социальная, нуждаются в специалистах с высшим образованием. Поэтому и спрос на его получение в стране не снижается. Четыре года назад была проведена глобальная реформа в сфере школьного образования. Она обострила целый ряд проблем, требующих самого пристального внимания. Взаимодействие с высшей школой, как комплексной составляющей образования человека, - важная цепочка этого звена. В частности, оптимизация и реорганизации высших учебных заведений, стала одной из задач по решению последовательности обучения. Изменились подходы в школе – нужно сориентировать подходы ВУЗов. Что ожидать в высшей ступени образования? Означает ли оптимизация расходов будет сокращение преподавателей вузов в 2016 году, как и в других сферах?
Для исполнения приказа Президента о повышении зарплат принят комплекс мероприятий во всех сферах. Мы знаем, что в области образования уже повышены зарплаты учителям средних общеобразовательных школ, в прошлом году своей очереди дождались педагоги дошкольного образования и учреждений дополнительного образования. Какие свежие новости о том, что произойдет увеличение заработной платы преподавателей вузов в 2016 году?
Официальные заявления о повышении зарплат преподавателям ВУЗов
Повышение преподавательских зарплат институтов и университетов ожидается ещё в 2015 году. Об этом говорил Дмитрий Ливанов, председательствующий в министерстве образования и наук нашей страны. Такое объявление он сделал ещё в прошлом году во время итогового совещания с ректорами крупнейших ВУЗов страны.
Предстоит ли повышение зарплаты преподавателям вузов 2016
, последние новости дают надежду. 2015 год – период начала исполнения Указа, но за один год выполнить весь объём мероприятий невозможно. Три плановых года – начиная от 15 и заканчивая 18-м, будут производиться перерасчёты преподавателям ВУЗов. Нужно оговориться, что зарплата каждого преподавателя будет основана на исполнении нового эффективного контракта, заключенного с работодателем. Эффективность будет измеряться многими показателями, и чем больше общая оценка, тем больше и зарплата.
Также зарплата преподавателей, по мнению экспертов, должно зависеть и от качества получаемого студентами и выпускниками образования. Таким образом, дополнительным мониторингам будет подвергаться и сам ВУЗ.
Таким образом, повышение зарплаты преподавателей вузов в 2016 году в России станет зависеть не только от увеличения окладов. Стимулирующая часть зарплат будет значительно влиять на итоговую составляющую.
Статистика 2014-го года показывает среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений 30,5 тысяч рублей. Средняя заработная плата для преподавателей вузов в 2016 году , по словам Дмитрия Ливанова, должен увеличиваться. Сегодня не все ВУЗы идут на принятие мер по увеличению доходов учителей. Но Ливанов поручился, что Правительство ужесточает внешний контроль за исполнением данного президентского поручения. Вплоть до увольнения тех руководителей, которые не принимают никаких мер по усилению управленческой эффективности.
Откуда средства на повышение зарплат преподавателей?
Откуда могут направляться средства на повышение зарплаты преподавателям вузов в 2016 году в России. От министерства Правительства по образованию и наукам субсидии на увеличение зарплат идут в подведомственные министерству ВУЗы, остальные же учебные заведения должны решить проблему собственными силами. Министерство же направит средства в первую очередь в те ВУЗы, где выявлено высокое качество полученного образования, где эффективность расходования бюджетных денег доказана документально, где наглядно видны действенные меры по динамике роста доходов преподавателей.
Высшая школа образования также ни избежит процессов оптимизации, тяжёлой волной прокатившимся по всей социально-бюджетной сфере. И первое, чего следует ожидать – это кадровых сокращений. Вряд ли сильно пострадает преподавательский состав. Скорее ожидается, что сокращениям подвергнутся работники по техническому, обслуживающему отделениям, в кадровых службах и секретариатах ВУЗов.
Вспомним понятие, которое есть в высших образовательных организациях, - это «нормативная численность». Средним показателем нормативной численности является 1 преподаватель на 12 студентов. Кое-где этот показатель ниже, например, в МГУ (1 педагог на 8.75 студентов). Исторический минимум по России зафиксирован в РГГУ, там на 1-го преподавателя приходится всего 5 студентов. 1:5. Сравним с Европейским Гарвардом, где один педагог имеет норматив 3 студента. Так что, говорить о том, что есть излишек в ВУЗах России нельзя. И преподавательский состав, скорее всего, не будет подвержен сокращениям.
В каком объёме будет произведена индексация окладов преподавателей вузов на 2016 год? Показатель индексации окладов в Росси установлен на уровне процента инфляции. Пока на 2016 год этот параметр не определён. В силу многих причин, экономисты и финансисты страны на такой далёкий период не корректирую заявленные ранее плановые показатели. Ориентация была на 5-7%. Будем ждать корректировки, так как инфляция уже превысила этот показатель.