В русском языке действует морфемный закон правописания слов. Это значит, что все пишутся одинаково. Однако из этого закона существует множество исключений: это слова, заимствованные из других языков и утратившие историю своего происхождения. Таким образом, в орфографии сформировалась оппозиция: словарные слова и проверяемые слова. Одни из них мы должны запомнить, а для правописания других использовать правила.
Проверяемые и главное различие
Чтобы проверить согласную в корне, нужно найти такое в котором эта буква стояла бы в сильной позиции. Она для согласных - перед гласным. Если подбор такого слова возможен - это, однозначно, проверяемая орфограмма. Рассмотрим на примере:
- столб - столбы;
- ложка - ложечка;
- косьба - косить.
Кроме этого, нужно упомянуть, что не существует понятия "непроверяемые безударные согласные в корне слова". Примеры с такими явлениями не существуют в русском языке.
Проверке подлежат согласные на конце слов или перед другими буквами, обозначающими звуки, имеющие пару по глухости-звонкости.
Если проверить невозможно, то такая орфограмма просто запоминается. Для примера возьмём три слова с непроверяемой согласной в корне:
- вокзал;
- футбол;
- рюкзак.
Это словарные слова. Все они являются иноязычными по происхождению. Формы этих слов и однокоренные слова воспроизводят их основы в неизменном варианте: вокзальный, футбольный, в рюкзаке - проверить невозможно, только запомнить или посмотреть в словаре.
Слова для запоминания на букву «А»
Обычно словарные слова даются по алфавиту. Не будем отступать от традиций и поступим таким же образом.
- Апелляция - документ с просьбой отменить ранее принятое решение суда.
- Аппарат - оборудование, совокупность органов, выполняющих определённую функцию.
- Аппендицит - воспалительный процесс, связанный с отростком слепой кишки (аппендиксом).
- Аппетит - желание принять пищу.
- Аппликация - изображение из кусочков бумаги или другого какого-либо материала.
- Артиллерия - орудия, стреляющие снарядами.
- Асессор - пребывающий на должности человек.
- Асимметрия - нарушение симметрии.
- Ассамблея - собрание.
- Ассигновать - выделить деньги на целевые расходы.
- Ассимилироваться - уподобиться кому-то или чему-то.
- Ассистент - помощник специалиста.
- Ассорти - подборка однородных, но чем-либо различающихся предметов.
- Ассортимент - наличие товаров, услуг.
- Ассоциация - отдельные представления, одно из которых вызывает другое.
- Астронавт - в США космонавт.
- Асфальт - чёрная смола.
- Атташе - работник-консультант при дипломатическом представительстве
- Аттестат - свидетельство.
- Аффект - душевное волнение.
В каждом из этих слов присутствует орфограмма «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры, данные в этой статье и в последующих, входят в список, обязательный для запоминания выпускниками школы. Но не это главное. Обязательно необходимо развивать навык употребления этих слов в собственной речи, то есть учиться составлять с ними предложения. Например:
- Как мы все знаем, гоголевский Нос служил сначала коллежским асессором.
- Николай Иванович стал военным атташе в дипмиссии нашей страны во Франции и должен явиться на службу уже в начале октября.
- Звуки в потоке речи ассимилируются по глухости и звонкости.
Правописание непроверяемых согласных в корне. Слова на букву «Б»
- Баллада - литературный поэтический жанр, совмещающий прозу и поэзию.
- Барокко - художественный стиль, характеризующийся вычурностью, декоративной пышностью.
- Баррель - в США жидкости.
- Баррикада - укрытие во время уличных столкновений
- Баскетбол - спортивная игра, в которой нужно закинуть мяч в кольцо.
- Бейдж - карточка с указанием фамилии, имени, названия страны, компании.
- Бейсбол - вид спорта, напоминающий лапту.
- Беллетрист - писатель, создатель произведений для лёгкого чтения.
- Блокгауз - сооружение для ведения кругового огня с жилым помещением для гарнизона.
- Боцман - должность на корабле, начальник палубной команды.
- Брандспойт - переносной насос.
- Буддизм - одна из мировых религий.
- Бюллетень - краткое сообщение о чём-либо, листок для голосования. Больничный лист.
Приступим к отработке навыка правописания орфограммы «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры использования этих слов:
- Большинство населения Монголии - буддисты.
- Во время каникул я позволяю себе почитать кое-что из беллетристики.
- В сочинении учитель порекомендовал использовать балладу Жуковского «Светлана».
Словарные слова на буквы «В», «Г», «Д», «Ж»
- Вилла - богатый комфортабельный дом с парком.
- Вице-президент - заместитель президента.
- Галлюцинация - восприятие несуществующих объектов.
- Гамма - нотное изображения восходящих звуков в пределах октавы, ряд однородных, последовательно изменяющихся предметов, явлений, признаков.
- Гангстер - участник преступной организации.
- Гандбол - вид спорта, игра, в которой руками забрасывают мяч в ворота.
- Группа - несколько предметов.
- Дартс - игра с дротиками.
- Дисгармония - отсутствие созвучности, нарушение гармонии.
- Диссертация - научное рассуждение.
- Диссонанс - нарушение гармонии.
- Диффузия - растекание.
- Дифференциальный - неодинаковый.
- Диффузия - взаимопроникновение веществ.
- Дрессировать - приучать к повиновению.
- Жаккард - крупноузорчатая ткань.
- Жужжать - производить монотонный дребезжащий звук.
В этих присутствует непроверяемая согласная в корне слова, примеры их использования:
- Татьяна уже с самого начала знакомства с Онегиным чувствовала внутреннюю дисгармонию.
- В твёрдых веществах процесс диффузии тоже происходит.
- Где-то в глубине комнат надоедливо жужжала муха.
Запомните слова на букву «И»
- Идиллия - безмятежность.
- Иллюзия - обманчивое представление, заблуждение.
- Иллюминатор - круглое окно.
- Иллюминация - праздничное освещение.
- Иллюстрация - наглядное пояснение.
- Иммигрант - иностранец, поселившийся в чужой стране на постоянное место жительства.
- Имидж - образ, сложившийся в общественных кругах.
- Иммунитет - невоприимчивость организма к каким-то болезням.
- Импрессионизм - художественное направление, возникшее в конце 19-начале 20 века, характеризующееся воспроизведением тончайших внутренних переживаний художника.
- Интеллект - способность мыслить.
- Интеллигенция - общественная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом.
- Искусство - художественное воспроизведение действительности в образах.
Помогут запомнить, как пишется непроверяемая согласная в корне слова, примеры:
- Александр Блок написал статью-размышление «Интеллигенция и революция».
- Искусство помогает нам во многом осознать самые сложные процессы жизни.
- В иллюминаторе удалялась родная земля, может быть, навсегда.
Слова на букву «К»
- Киловатт - единица мощности, применяемая в измерении электрического напряжения.
- Килограмм - единица измерения массы.
- Кикбоксинг - вид спорта, сочетающий бокс и восточные единоборства.
- Киллер - наёмный убийца.
- Кингстон - клапан в подводной части судна для забора и сброса воды.
- Коллаген - вещество, входящее в состав волокон соединительной ткани.
- Коллаж - наклеенные на основу кусочки чего-либо, составляющие цельную картину.
- Коллапс - внезапное и резкое ухудшение состояния чего-либо.
- Коллегия - группа людей, объединённых профессией.
- Колледж - среднее учебное заведение.
- Коллектор - собиратель.
- Колли - порода длинношерстных крупных собак.
- Коллизия - столкновение противоположных взглядов.
- Коллоквиум - беседа преподавателя со студентами с целью выявления и повышения уровня их знаний
- Колонна - группа предметов, расположенных друг за другом по прямой линии.
- Колоннада - ряд колонн.
- Колосс - выдающийся по своим габаритам объект.
- Колоссально - выражение высшей степени восхищения.
- Комиссар - лицо, наделённое правительством особыми полномочиями.
- Комиссия - группа лиц со специальными полномочиями.
- Коммандос - в США специальные военные подразделения, предназначенные для диверсионных операций.
Непроизносимые согласные - это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:
вств
(здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
здн
(праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
ндск
(голландский, шотландский, финляндский),
нтск
(гигантский, дипломантский, дилетантский),
стл
(постланный, счастливый, совестливый, участливый),
стн
(доблестный, захолустный, яростный),
лнц
(солнце),
рдц
(сердце),
стск
(расистский, националистский)
и другие.
При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.
В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.
Правило!
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.
Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.
Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):
солнце - солнечный, счастливый - счастье (е = [й’э], перед й);
агент ство - агент, постная (пища) - пост, жалостливый - жалость.
Примеры применения правила
Примеры слов с непроизносимыми согласными
При произнесении слов «груст ный», «кост ный», «ярост ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т . Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.
Груст ный - грустен, грустить, грусть;
кост ный - косточка, кость, кости, окостенеть;
ярост ный - в ярости, ярость.
Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:
Свист нуть (свистеть), агент ство (агент), безвест ный (весть), вест ник (вести), власт ный (власть), гигант ский (гигант), голланд ский (Голландия), горест ный (горести), громозд кий (нагромоздил), дилетант ский (дилетанты), доблест ный (доблесть), звёзд ный (звезда), захолуст ный (захолустье), здрав ствовать (здравие), корыст ный (корысть), кост ный (кость), мест ный (место), ненавист ный (ненависть), ненаст ный (ненастье), неизвест ность (известие), област ной (область), окрест ность (окрест), паст бище (пасти), позд но (опоздал), празд ность (празден), прелест ный (прелесть), пристраст ный (пристрастие), радост ный (радость), свист нуть (свистеть), серд це (сердечко), счаст ливый (счастье), трост ник (тростинка), хлест нуть (хлестать), хруст нул (хрустеть), целост ный (целость), яв ственный (наяву), ярост ный (ярость).
Примеры слов, в которых нет произносимой согласной
В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т :
безгласн ый, вкусн ый, гнусн ый, живописн ый, интриганс кий, искусн ый, искусн ица, интересн ый, живописн ый, небесн ый, косн ый (отсталый), кудесн ик, опасн ый, словесн ый, словесн ость, ужасн ый, ровесн ик, чудесн ый.
Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.
Опасн ый - опасен, искусн ый - искусен, интересн ый - интересен, ужасн ый - ужасен, вкусн ый - вкусен;
словесн ый - словеса, чудесн ый - чудеса, небесн ый - небеса, живописн ый - живопись.
Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».
Чудо - чудеса - чудесный;
небо - небеса - небесный;
слово - словеса - словесный, словесность, словесник.
Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:
участвовать, чествовать, шествовать, яства.
Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:
блесн уть (но блестеть, блёстки), плесн уть (но плеск), лест ница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).
ровесник (ровный по вёснам) - сверст ник (одинаковый по возрасту);
шествовать (шествие) - шеф ствовать (шефы);
яства (старославянское ясти - есть) - яв ственный (явь, явиться, явление);
наперсник (старославянское перси - грудь) - напёрст ок (перст - палец);
косный (отсталый, реакционный) - кост ный бульон (кости).
Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.
Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».
Пример карточки из 10 слов
доблес...ный -
трос...ник -
свис...нуть -
небес...ный -
искус...ный -
ненас...ный -
влас...ный -
лес...ница -
Правописание согласных в корне включает три типа правил:
1) правописание звонких/глухих согласных;
2) правописание непроизносимых согласных;
3) двойные согласные.Правила 1 и 2 рассмотрены нами в п. 1.14. Изменения согласных в речи , п. 1.15. Правопи-сание согласных . В данном пункте остановимся более подробно на правописании двойных согласных в корне .
О правописании двойных согласных на стыке морфем, в суффиксах, приставках см. п. 2.5. Приставки , п. 2.7. Суффиксы. Постфиксы .
1. В корне слова двойные согласные пишутся, как правило, в заимствованных словах.
Аллея, ассамблея, баллада, колонна, корреспон-дент, репрессия, теннис, тонна, терраса, эффект.
Слово балл имеет значения:
1. «единица оценки степени чего-либо» (ветер в шесть баллов );
2. «оценка в школе, в спорте и т.д.» (проходной балл ).Слово бал имеет значение «большой танцевальный вечер» (выпускной бал ).
2. В корнях русских слов две одинаковые согласные пишутся в следующих случаях:
3. Корневые двойные согласные сохраняются в производных словах.
Ср.: программа - программировать - программный - программка, Канны - каннский.
4. Исключения:
Пишется одна согласная Пишется двойная согласная 1. В первой части сложносокращенных слов: Ком партия (комм унистическая партия ), кор пункт (корр еспондентский пункт ). 2. В уменьшительно-ласкательных формах личных имён с суффиксом -к- , ср.: Алл а - Ал ка, Анн а - Ан ка, Кирилл - Кирил ка, Римм а - Рим ка, Савв а - Сав ка . В других случаях пишется двойная согласная - Алл очка, Анн ушка . 3. В некоторых производных от слова кристалл (если после л пишется ь ): кристаль ный, кристаль но, кристаль ность, кристаль чик . В других производных пишется двойная согласная: кристалл ический, кристалл ик и др. 4. В некоторых производных от слова колонна : колон ка, колон очный, колон чатый, колон ковый . В остальных словах пишется двойная согласная: колонн ый, колонн ада, колонн ообразный и др. 5. В некоторых производных от слова оперетта : оперет ка, оперет очный, оперет очник . 6. В некоторых производных от слова финн : фин ский, Фин ляндия, фин ка . Но: финн о-угорский . 7. В одном из производных отдельных слов, ср.: антенна - антенка, тонна - трёхтонка, пятитонка . Но: антенн очка, антенн ый .
Но: тонн аж и др.Упражнения к теме «2.4. Правописание согласных в корне»
- 2.4. Правописание согласных в корне
Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.
Вконтакте
Одноклассники
Парные согласные - это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков - противопоставление звонкого и глухого звука.
Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой - звонкий - не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:
- столб (п) - проверочное - столбы
- мороз (с) - проверяется словом морозить или морозный
- бород (т)ка - проверочное - борода
Правописание слов с парной согласной в корне
При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:
Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.
Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная - «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».
Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:
- в конце слов (например, чиж);
- когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д.).
Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.
Правописание в третьем классе
В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.
Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.
Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.
Примеры
Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность - лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:
- Зуб - зубы (слышится «п», а пишется «б» - это становится понятно после проверки).
- Трава - травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
- Лошадка - лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
- Дуб - дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».
Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать .
Глухие и звонкие согласные
1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.
Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.
Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать ).
2.Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка ), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка ).
3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.
Зубрить – зубр ёжк а.
4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).
Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.
Есть и русские слова с непроверяемым согласным: ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.
Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику.
Непроизносимые согласные
1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова). Тростник – тросточка, трость, вестник –весточка, весть.
Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотяплескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).
2. Необходимо различать следующие пары слов: костный (мозг), надкостница (ср.: кость)косный («отсталый»), косность; шефствов ать над кем-либо (ср.: шефы) - шествовать («идти») (ср.: шёл);
сверстник (ср.: верста) - ровесник ;явственный, явствовать (ср.: явь, явный) - яства («кушанья»).
3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’ ]), следует усвоить: буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах: Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий ;
конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-): песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.
4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т : крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.
5. Следует различать сочетания чн и шн .
Сочетание чн пишется в следующих случаях:
перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] : скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник. Исключения: двуру ш ник,ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );
в женских отчествах на -ична . (Мария Савви ч на.)
Сочетание шн пишется в следующих случаях:
в словах, образованных от основ на х : сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник;
в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий: сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый;
в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных: кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.
Обратите внимание. 1) Произносятся и пишутся без т слова: искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас),опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).
2) Произносятся и пишутся без н слова: прецедент, инцидент, дерматин, констатация.
3) Не смешивайте слова: лоточник (торговец с лотком, на лотке) – лотошник (игрок в лото), гречневый (от греча) – гречишный (от гречиха).
Двойные согласные.
Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними: возжечь (воз + жечь) – возжжёшь (воз + жжёшь), также возжжённый. Примечание 1. При наличии звукового чередования зг – зж, зд – зж пишется не двойное ж , а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд), брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т. п. Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.
Двойноес пишется в слове ссора и однокоренных с ним.
Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, поссовет, роддом. Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групком, групорг, конармеец.
В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный; группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная. Например: а) кристалл – кристальный, финн – финский; колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а), оперетта – оперетка; б) Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.
Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, подделать, преддверие . Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-): Дверь подалась под ударами лома (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не выдержала сильных ударов).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, асессор, баббит, балласт, баллон, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, дилемма, диссонанс, дифференциал, идиллия, иллюминация, иррационализм, кассация, коррозия, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пессимизм, рессора, сеттер, симметрия, стеллаж, теннис, терраса, территория, хлорофилл, целлюлоза, эксцесс, эллипс. Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др. Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишутся два с (поэтесса, стюардесса ), в суффиксе-ис-а пишется одно с (актриса, директриса ).
В суффиксе -етта пишутся два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта.
Непроверяемых согласные
Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр.: абсент, абсолютный, анекдот, аптека, апсида, асбест, афганцы, вдруг, вокзал, второй, где, зигзаг, космонавт, общий, оптом, офсет, рюкзак, сбруя, тогда, фтор, футбол, экзамен.
Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях.
Приставки. Буква к пишется в приставках экс- и экстра- : экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс. Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс; ср., однако, дизассоциация, дизъюнкция , где перед гласным и перед и произносится и пишется з.
Суффиксы. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий -вш(ий), -вши, -в : отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав ; буква ж - в суффиксе наречий -жды : дважды, единожды, четырежды ; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на -дцать, -надцать : двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать.
Окончания. Буква в пишется на конце форм род. п. мн. ч. существительных типа домов, городов, стульев ; буква т - на конце форм 3-го лица ед. и мн. ч. глаголов: знает, спит, пишут, рисуют, ходят, ворчат ; буквы шь - на конце формы 2-го лица ед. ч. наст.-буд. времени: знаешь, пишешь, ходишь, дашь .
Сочетания согласных.
Щ и сочетания зч, здч, сч, стч, жч, шч .
Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щетка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый, расщепить (ср. щепать); площе (ср. плоско); погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).
Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.
Пишется шч, жч, сч, зч, стч или здч :
1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд корня, например: перебежчик (ср. перебежать), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);
2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк , если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч , например: резче (резкий), хлестче (хлесткий), веснушчатый (веснушки).
Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.Сочетания ск, ст, зг, зд .
В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд, а есть только основы на зг, зд(ь) ; пишутся: мозг (мозга), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно), здесь, здоровье, здание; исключение: сдоба, сдобный. Примечание. В начале слова буквосочетания сг и сд пишутся только на стыке приставки с- с корнем, например: сговориться, сгрудиться, сдать, сделать, сдружиться.
На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст(ь) ; пишутся: пуск (пуска), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск; прилагательные с суффиксом -ск- (царский, приморский, заводской); слова с суффиксами -ист (гитарист, футболист), -ость (смелость, жадность), -ист(ый) (холмистый, прерывистый), -аст(ый) (глазастый, зубастый).
В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст, например: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна.
Буквенные сочетания чт, чк, чн, нч, щн, нщ, рщ пишутся без мягкого знака, потому что буквы щ и ч обозначают непарные мягкие звуки [ч"] и [щ"]. Для них при письме показатель мягкости не требуется.
Упражнение 16. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.
Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.
1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а, труже...ик, то...а, ю...ый;
2)с или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент, неистощимые ре...урсы, репре...ия, белору..., компроми..., свободная диску...ия, всемирный конгре...;
3) л или лл: инте...игенция, по...ис (страховой), ба...отироваться, ко...ичество, бю...етень, ко...ективная собственность, приви...егии, а...юминиевая посуда, криста...ьная форма.
Упражнение 18. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.
1. Цыган снял варе..ку, разворотил усы, боро..ку, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 2. Ал..еи парка, его лужайки, площа..ки были полны гуляющими (Далецкий). 3. В мае он не успеет вывезти кирпич, даже если подойдёт автоколон..а (Рыбаков). 4. А рано утром нам пришлось отправляться наза.. и менять трас..у (Антонов). 5. Шос..е обрывалось над рекой у сож..ённого моста (А.Н. Толстой). 6. Уже были маленькие груп..очки в пяток, в десяток лиц (Шишков). 7. Гребень водораздела состоит из кварцевого порфира, в котором включены кристал..ы полевого шпата (Арсеньев). 8. Все, кто свободен от смены, ушли в горо..ской сад на оперет..у, но Нюра не пошла (Антонов). 9. В гол..андке чернели, рассыпаясь пеплом, листки (Бирюков). 10. Кучер взмахнул вож..ами, и тройка рысью под звон колокольчиков покатилась по дороге в гору (Гладков). 11. Над ним, пойдя на смелый риск, антен..ы вытянулись в нитку (Исаковский). 12. Перед тер..асой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами (Тургенев). 13. Из того, что я брю..жал здесь и ругался, не делайте выводов, что у нас совсем плохо идёт работа (Ажаев).
Упражнение 19. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.
1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)
Упражнение 20. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите, написание каких слов проверяется в словарном порядке.
1. Книги лежали впереме…ку с тетрадями, что создавало большой беспорядок. 2. За окнами поезда мелькали расстилавшиеся впереме…ку поля и луга. 3. Состоялась очередная встреча на первенство страны по фу…болу. 4. Собравшиеся на во…зале приветствовали ветеранов. 5. Высоко летел, размахивая крыльями, ко…чик. 6. Винтовая ле...тница вела на верх. 7. Необходимо было заделать отвер…тие в стене. 8. К завтраку были поданы копчу…ки. 9. На плите лежало несколько ко…форок. 10. А…бест употребляется в качестве огнеупорного материала. 11. Началось время ко...ьбы. 12. Двери зала украшены художественной ре...ьбой.
Упражнение 21. К каждому из приводимых ниже слов подберите то, от которого образовано данное, или найдите однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный звук. Образец: устный - уста, искусный - искусен.
Безгласный, вкусный, властный, гигантский, гнусный, горестный, громоздкий, грустный, девственный, дилетантский, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, косный, костный, местный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, послать, постлать, праздный, прекрасный, прелестный, пристрастный, сверстник, свиснуть, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, шествовать, шефствовать, явственный, яростный, яства.
Упражнение 22. Образуйте сложносокращенные слова из данных словосочетаний. Образец: граммофонная пластинка - грампластинка (без двойной согласной); корреспондентский пункт - корпункт.
Граммофонная запись, групповой организатор, конная армия, коллективный договор, прессованный порошок.
Упражнение 23. Подчеркните двойные согласные: а) на стыке при ставки и корня; б) на стыке корня и суффикса.
Беззаботный, ввезти, весенний, иззубрить, матросский, барабанный, наддать, равнинный, вагонный, белорусский, оббить, осенний, ссутулиться, конный, табунный, мгновенный, оттащить, ссадить, туманный, ладонный, беззащитный, подделать, караванный, невинный, окраинный, ввергнуть, баянный, оттенить, карманный, черкесский, пружинный, ранний, ввинтить, наддверный, эскимосский, санный, сторонний, сезонный, поддержать, банный, машинный, безземельный, диванный, лунный, иззябнуть, данный.
Упражнение 24. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу слова рассчитал, беззвучно, бессмертие.
1. Поглядев на звезды, Хаджи-Мурат ра..читал, что было уже далеко за полночь (Л. Г.). 2. В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружен в арифметические ра..четы (Л. Т.). 3. Волчата, все трое, крепко спали, ..бившись в кучу (Ч.). 4. Пламя колебалось, дрожало, точно бе..вучно ра..казывало о чем-то (М. Г.). 5. Во сне даже сильный человек кажется бе..защитным и бе..помощным 26 (М. Г.). 6. В бе..мысленных бе..цветных глазах стояли светлые слезинки (Бун.). 7. В ра..даточную зав трак привезли (Лакш.). 8. Траншеи, придуманные Ширяевым, не трусость. Это прием. Он..берег бы лю дей... Я..читаю, нельзя таким людям командовать (Некр.). 9. У храбрых есть только бе..мертие - смерти у храбрых нет (Сим.). 10. Мы ра..читывали на артподготовку (Некр.).
Упражнение 25. Вставьте пропущенные буквы з или с; выделите кор ни в словах.
Ра..шить, ни..ший, ..дача, ..дание, ..делать, ..летний, со..дать, ..доба, ..доровье, ..гибать, ..дать, ..дружиться, ..дравствовать, ..жечь, „жать, ра..жать, ..двоить, ра..двоить.