Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог, но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Также плата призвана стимулировать компании минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.
Закон устанавливает три типа экологического загрязнения, за них берется плата за негативное воздействие:
- выбросы загрязняющих веществ в воздух;
- сбросы загрязняющих веществ в стоки;
- деятельность по размещению отходов.
Платить нужно только за стационарные объекты (ранее сбор рассчитывался и с передвижных объектов, например если у предприятия был транспорт на балансе).
Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Пример заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Кто вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Расскажем, кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным — арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.
Правительство РФ постановлением от 03.03.2017 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году. Новый порядок действует с 17 марта, но его учитывают с отчетности за 2016 год.
Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.
Платежи за негативное воздействие вносят все компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.
По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.
От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно IV категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:
- выбросы в атмосферу не более 10 тонн в год;
- нет радиоактивных веществ;
- не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).
Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты IV категории, платить нужно за все.
Критерии отнесения к объектам I, II, III И IV категорий для платы за негативное воздействие на окружающую среду
Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2017 год надо до 10 марта 2018 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2016 год — до 1 марта 2017 года, за 2017 год — до 1 марта 2018 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ.
При этом только средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.
Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году (авансовые платежи)
Плата за негативное воздействие — это не налоговый сбор, поэтому правила переноса календарных и праздничных дней здесь не действует. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа есть пени — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.
Еще раз отметим, малые и средние предприятия освобождены от авансовых платежей.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Как мы определили ранее, начиная с 2017 года, рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно один раз в год, вместо ежеквартальных расчетов.
Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Данное постановление отменяет коэффициенты и нормативы, действующие ранее. Теперь применять их в расчете нельзя. Например, коэффициенты состояния воздуха, почвы и водных ресурсов отменены. А обязательный коэффициент инфляции номинально не используется, но ставки, утвержденные правительством на 2016-2018 годы, уже проиндексированы.
Постановлением № 913 введены новые показатели для расчета:
- ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- дополнительный коэффициент 2;
- стимулирующие коэффициенты, позволяющие снизить затраты на плату путем модернизации производства и сокращения негативного влияния на природу.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:
Предварительно нужны данные для расчета:
- количество фактических выбросов и сбросов за 2017 год — данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
- нормативы и лимиты по каждому виду — берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
- ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 913).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2017
Обратите внимание, что ставки в постановлении даны в рублях из расчета за 1 тонну.
Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:
Вес загрязняющего вещества х Ставка
Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.
Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента:
Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х 5
Компании работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»).
Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.
Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных предприятий ОАО «Тепломаш»:
- тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
- «Тепломаш» находится в особой природной зоне (Кавказские Минеральные Воды);
- зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).
Перечень загрязняющих веществ:
Рассчитаем плату по формуле:
(0,235 х 93,5) + (0,437 х 138,8) + (0,125 х 1,6) + (0,050 х 108) + (0,278 х 5472968,7) = 1 521 573,52 руб.
Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2
1521523,52 х 2 =3 043 147,04 руб.
Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду
Можно вернуть или зачесть переплату за негативное воздействие на окружающую среду. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в 2017 году в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194. Для этого направляем в местный отдел Росприроднадзора следующие документы:
- Заявление с просьбой о возврате или зачете;
- Подтверждающие документы. Если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты понадобится предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.
После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ «‘Необоснованное обогащение» — в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.
Заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду
Основная причина, по которой возникает переплата, — это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.
Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится сейчас на рассмотрении. Предполагается, что он вступит в силу с 2018 года. Поправки позволят минимизировать переплату.
Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.
Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .
Смысл НВОС
Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.
Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .
Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :
- выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
- сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
- размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).
Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.
Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.
Порядок исчисления и взимания платы
В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.
Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.
На 2018 год данный документ утратил силу.
Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.
Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.
Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.
В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.
При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.
Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :
- нормативы ПДВ и ВСВ;
- лимиты размещения отходов;
- объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
- размер платы за НВОС;
- фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
- соответствующие коэффициенты.
Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.
Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.
Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.
Форма расчёта
Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.
Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.
В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :
Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.
Исследование конкретных ситуаций и примеры
Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :
- ПДВ — 2 т;
- ВСВ — 3 т.
В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.
- фактический выброс – 2,5 т;
- норматив по ПДВ – 5 руб./т;
- норматив по ВСВ – 25 руб./т;
- коэффициент экологической значимости – 1,9;
- дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
- индексация на инфляцию – 2,56.
Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:
2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.
Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:
0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.
В итоге получим:
58,37 + 72,96 = 131,33 руб.
То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.
Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.
- Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
- Класс опасности – 4.
- Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
- Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
- Коэффициент экологической значимости – 1,9.
- Дополнительный коэффициент – 1,0.
- Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
- Поправка на инфляцию – 2,56.
Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:
2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.
Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды
При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.
Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.
Условие | Коэффициент |
---|---|
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом | 0,3 |
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса | 0,33 |
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса | 0,49 |
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий | 0,5 |
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса | 0,67 |
Ответственность за нарушение
За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .
К таким существенным нарушениям относятся :
- Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
- Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
- Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.
Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.
Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .
Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицу – до 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .
Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Коэффициент экологической значимости региона – до недавнего времени обязательный коэффициент, учитываемый при расчете экологических платежей. Его величина зависела от федерального округа, в котором работает предприятие, а также от места выброса отходов. Если предприятие располагалось на берегу водоема (реки, моря), и отходы сбрасывались в воду, то при расчете экологических платежей коэффициент значимости региона зависел от территориального расположения относительно воды. Если предприятие использовало в качестве места хранения отходов почву или воздух, то необходимо было применять показатель для этой среды.
Нормы, по которым определялись коэффициенты экологической значимости региона (это Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 и Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219), с 22 сентября 2016 года отменены. Сейчас предприниматели должны пользоваться положениями Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913. В этом документе прописаны конкретные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительный коэффициент к ним, который применяется только в исключительных случаях.
В приложении к постановлению указаны ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления) на ближайшие три года – 2016 – 2018 гг. При этом они отличаются в зависимости от того, куда сбрасываются отходы, - в атмосферу или в воду. Кроме того, дополнительно уточняются ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Что касается дополнительного коэффициента, то его необходимо применять при расчетах экологических платежей только в том случае, если выбросы отходов осуществляются на территориях или в объекты, находящиеся под особой охраной, в соответствии с федеральными законами. В таком случае организации должны пользоваться коэффициентом 2.
При расчете платежей природопользователям важно помнить, что Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ вводит дополнительные коэффициенты для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду:
- 0 - при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
- 0,3 - при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
- 0,5 - при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
- 0,67 - при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
- 0,49 - при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
- 0,33 - при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
Если при расчете экологических платежей у вас появились какие-то сложности, рекомендуем обратиться в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и уточнить, какие дополнительные коэффициенты необходимо использовать, если ведется конкретная предпринимательская деятельность.
Участники производства в любом случае наносят вред окружающей среде . Сегодня ни для кого не секрет, что экология важна для выживания всего человечества, поэтому активно создаются новые технологии для минимизации ущерба природе. Для финансирования таких исследований на государственном уровне и нужны экологические платежи в бюджет.
Непрерывное производство усугубляет экологическое состояние, сокращает природные ресурсы, составляет угрозу для экологической безопасности. Поэтому вредное производство осуществляется на принципах платности пользования природными ресурсами, возмещения отрицательного влияния на природу защиты права человека на чистую окружающую среду.
Виды вреда, оказываемые деятельностью предприятий природе, и возмещение за него прописаны в ряде правовых положений и актов Российской Федерации.
Экологические налоги, сборы – это распространенное название платы за нанесение вреда окружающей среде производственной деятельностью. Исправность оплаты и правильность экологических сборов контролируется Росприроднадзором .
Цель взыскания налогов – это сохранение природы финансирования проектов по восстановлению природы, поврежденной человеческим вмешательством. Сумма компенсации на сегодняшний день недостаточна для проведения действенных программ по защите и восстановлению природных ресурсов, окружающей среды.
Также средств, собранных в виде экологических платежей, недостаточно для внедрения новых прогрессивных технологий , позволяющих избежать отрицательного влияния. Сбор за нанесение вреда окружающей среде направляется в федеральный и местный бюджеты. Ещё одно назначение экологических платежей — это стимулирование производителей как можно рациональнее использовать природные ресурсы и наносить наименьший вред природе.
Правовая основа защиты природы – это ряд нормативных актов, например, Федеральный закон №7 . Закон определяет виды негативного воздействия на природу :
- нанесение вреда воздуху;
- нанесение вреда недрам земли;
- размещение отходов от хозяйственной деятельности;
- нанесение вреда путем физического воздействия (шум, тепло).
Компенсации подлежат такие действия относительно окружающей среды:
- выбросы химических и токсичных веществ в воздух;
- загрязнение подземных и грунтовых вод;
- размещение отходов от вредной хозяйственной деятельности.
Кто его платит
Нормативно не определена чёткая формулировка плательщика экологического сбора. Нормативные акты косвенно говорят о плательщиках сбора как об участниках производственной деятельности.
Чтобы определить сумму платежа , нужно:
объем загрязнения * налоговая ставка
Если предприятие осуществляет выброс нескольких видов, то необходимо провести расчет по каждому из них. Окончательная сумма налога — это сумма всех показателей выброса веществ, а именно, загрязнение в границах определенной нормы, загрязнение сверх нормы, но в границах лимита и выброс сверх лимита.
Расчет размера налога за негативное воздействие на окружающую среду исходит из трех показателей : ставка, масса товаров и норматив утилизации. Формула расчета заключается в умножении этих показателей между собой.
Норматив утилизации для большинства товаров равен 0. Однако это не освобождает компанию от сдачи отчетности. С особенностями ставок можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №284 от 09.04.2016 .
Пример . Проведеасчет налога для компании по производству картонной тары и бумаги. Норма утилизации за 2017 год равна 10 при ставке 2378 рублей за 1 тонну отходов. При этом компания имеет 3 тонны отходов.
В 2018 году предприятие обязано уплатить налог в размере:
2378 * 10 * 3 = 71 340 рублей
Срок уплаты при наличии авансовых платежей
Налоги нужно уплачивать не позднее 20 числа месяца , следующего после отчетного периода. Оплата экологического сбора производится один раз за квартал по месту расположения стационарного источника загрязнения или же по месту регистрации, если источник – движимый объект.
Сроки внесения платежей определяются Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» .
Нарушение сроков оплаты налога, его своевременность и неполный объем уплаты налога карается штрафом в административном порядке. При этом руководитель предприятия лично уплачивает штраф в сумме от 3000 до 6000 рублей , а предприятие (юридическое лицо) — от 50 000 до 100 000 рублей.
Чтобы избежать штрафа в 2019 году, нужно уплатить налог и предоставить отчет до 15 апреля 2019 года. Отчетный период при этом берется весь 2018 год.
Отчетность по налогу
Отчет по уплате налога нужно сдавать, пользуясь утвержденной формой Приказа № 204 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г.
Приказ содержит бланк и расчетные листы для каждого вида выброса вредных веществ. Предприятие используют те части формы, которые касаются непосредственно их деятельности.
Отчет подается в единственном экземпляре . Есть бумажный и электронный вариант подачи отчета. Электронный вариант подачи отчета актуален для предприятий, которые уплачивают более чем 50 000 рублей.
Следует отметить, что вопросы уплаты экологического налога имеют множество спорных моментов. Главная проблема – это отсутствие единого нормативно-правового документа, дающего четкие ответы на вопросы, касающиеся налога. Нормативные акты должны иметь четкую структуру и непротиворечивые инструкции. В противном случае взыскание налога носит характер правовой неопределенности, что идет в разрез с принципами всей системы налогообложения.
9 января 2017 приказом МПР РФ утверждены новый порядок и форма декларации за негативное воздействие на окружающую среду . В соответствии с приказом МПР РФ (п. 6 ст.16.4, ФЗ-7 «Об охране окружающей среды») подать декларацию должны все юр. и физлица, чья хозяйственная деятельность несет экологический след для окружающей среды (ОС).
Скачать форму декларации НВОС
(утверждена 09.01.2017)Сроки подачи
Средние и крупные предприятия
Предшествующие ежеквартальные авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2017 года должны быть уплачены не позднее 20 апреля, июля и октября, соответственно. Сумма авансового платежа — четверть платы НВОС за 2017 (предыдущий) год.
Малый бизнес
10 марта 2018 года – крайний срок подачи декларации за 2017 год по новой форме.
До 1 марта 2017 нужно внести на счет территориального управления РПНа платеж, указанный в вашей декларации за 2016 год (отчетный).
Кто платит за НВОС
Все предприятия и ИП I – III категории опасности, оказывающие негативное воздействие в виде:
- атмосферных выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) стационарными источниками
- сбросов ЗВ в водоемы
- Хранения и захоронения отходов
Если имеет место размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), то плательщиком по ним являются не организации и ИП, а региональные операторы по обращению/размещению ТКО.
Организации с минимальным воздействием на НВОС (объекты IV категории в соответствии с п.1, ст.4.1, ФЗ-7) от подачи декларации освобождаются .
Порядок подачи декларации за негативное воздействие в 2017 году
Декларация подается в электронном виде через модуль природопользователя (модуль качать на сайте РПН: http://rpn.gov.ru/node/5523). В нижеуказанных случаях допускается подача лично через уполномоченного представителя или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении:
- размер платы за отчетный период меньше либо равен 25 000 р. (дополнительно нужно предоставить копию декларации на диске)
- у ответственно лица нет интернет-подключения или цифровой подписи
Если несколько объектов, по которым делается плата, находятся в пределах одного субъекта Российской Федерации — делается одна декларация. Если объекты распределены по разным субъектам РФ – делается отдельная декларация по каждому субъекту .
Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду и указывают, какие основания существовали для ее исчисления и уплаты.
Форма декларации о плате за негативное воздействие
В декларации указывается информация о платежной базе организации, объектах НВОС и видах оказываемого воздействия, льготах по выплатам, если имеются.
Состав документов:
- форма расчета общего размера платы НВОС
- форма расчета по каждому виду НВОС применительно к каждому объекту/источнику загрязнения, либо по единому объекту, включающему общую производственную территорию или составляющему единую платежную базу
- приложение о расчете платежной базы
- реестр объектов и документов, учитываемых при корректировке размеров платы, которые подтверждают, что средства на природоохранные мероприятия выделялись, и мероприятия проводились
- копии платежных поручений о перечислении платы в бюджет
Организации и ИП могут заполнять только те разделы декларации за негативное воздействие, по которым велась деятельность (иначе: есть сведения для заполнения). Подать нулевую декларацию при этом нельзя.
Бланк с образцом заполнения декларации о плате НВОС 2017
Приказ об утверждении формы декларации от 09.01.2017.
Prikaz_MPR_Deklaratsia_ot_09_01_2017_3.pdf
Инструкция по заполнению декларации
Ставки платы за негативное воздействие на 2017 год
В соответствии с постановлением №913 от 13.09.2016 Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности составляют:
Ставки в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ | |||
2016 | 2017 | 2018 | |
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) | 4452,4 | 4643,7 | 4643,7 |
Отходы II класса опасности (высокоопасные) | 1908,2 | 1990,2 | 1990,2 |
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) | 1272,3 | 1327 | 1327 |
Отходы IV класса опасности (малоопасные) | 635,9 | 663,2 | 663,2 |
Отходы V класса опасности (практически неопасные): | |||
добывающей промышленности | 1 | 1,1 | 1,1 |
перерабатывающей промышленности | 38,4 | 40,1 | 40,1 |
прочие | 16,6 | 17,3 | 17,3 |
Дополнительно можно ознакомиться со ставками платы по наименованию загрязняющих веществ:
Пожалуйста, репостьте наш материал:
Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}