– одно из наиболее известных произведений в жанре антиутопии, роман, принёсший Рэю Брэдбери всемирную славу. В произведении изображено будущее, в котором дома сделаны из несгораемых материалов, а пожарники занимаются не тушением пожаров, как сейчас, а сжиганием книг, которые в новом обществе запрещены.
Оригинальное название: Fahrenheit 451.
Жанр: фантастика, антиутопия.
Язык оригинала: английский.
Дата первой публикации: 1953.
Издательство: Ballantine Books.
Это мир, в которым очень не хотелось бы очутиться, но который, к сожалению, всё больше становится похож на наш собственный. Он населён не думающими и чувствующими людьми, а потребителями, не способными на глубокие чувства и на оригинальные мысли. Непохожесть, инаковость здесь считается преступлением, за людьми ведётся постоянный контроль, и тот, кто начинает слишком много думать и задавать лишние вопросы, вскоре навсегда исчезает под колёсами равнодушной административной машины. Люди разучились говорить о важных вещах и слышать друг друга, все их разговоры лишены содержания, они разучились чувствовать. Большинство из них проводят время за бессмысленными играми, разъезжают по городам на сверхскоростных машинах и смотрят бессодержательные и бесконечные телешоу, из которых нельзя вынести никаких конкретных идей. Искусство стало полностью абстрактно, оно потчует невзыскательную публику спецэффектами, глупыми шутками, пережёванными остатками давно забытых великих идей. Люди стали грубее и злее друг к другу, браки стали пустой формальностью, ведь мужья и жёны совершенно не интересуют друг друга, люди безразличны к чужой смерти, потерям. Где-то далеко идёт война, в которой участвует их страна, но никому нет дела до её жертв, для них вся жизнь стала игрой, главное здесь – не останавливаться и ни о чём не задумываться, спешить получать удовольствие, развлекаться, не замечая боли вокруг себя.
«Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, - в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги - только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».
В «Фаренгейте» можно увидеть немало похожего уже на то, что происходит сейчас. Брэдбери был поражён тем, как нацисты некогда сжигали книги, воспринимал это как личную трагедию, впечатление от этого воплотились в романе. Главный герой романа – Гай Монтэг, один из пожарников. Вначале книги не представляют для него никакой ценности, он с радостью смотрит на то, как они горят, любуясь пламенем, «огненной саламандрой», веря, что он выполняет нужную работу, не зная, что когда-то пожарники должны были тушить огонь, а не разжигать его. Однако постепенно в Монтэге происходит перемена, он встречает тех странных людей, для которых книги – это не просто бумага, которые готовы отдать за них свою жизнь, сгореть вместе с ними или бороться за то, чтобы люди получили знания, заключённые в них. Гай сам нарушает правила, ему становится интересно, о чём же говорится в книгах, что в них такого важного и правду ли говорят, что в них нет ничего, кроме непонятной чепухи, которая сводит людей с ума.
Обложка первого издания романа
«451 градус» – замечательное произведение, сравнительно небольшое по объёму, но крайне любопытное, содержащее многие важные и близкие мне мысли. Этот роман особенно близок должен быть тем, кто так же трепетно относится к искусству и книгам, кто в этом родственен Брэдбери. Среди многих существующих антиутопий это, пожалуй, одна из самых правдоподобных. Но, в отличие от «1984 » Оруэлла или «Мы » Замятина, здесь, как мне кажется, ещё остаётся для людей какая-то надежда на возрождение, т.к. находятся герои, понимающие ценность знания, книг, самой жизни, способные сохранить тексты в своей голове и передать их тем людям в будущем, которые будут готовы их воспринять.
Необычность данной версии антиутопии ещё и в том, что люди, в общем, вполне неплохо живут по обычным меркам. Они не страдают от голода и холода, у них есть всё необходимое, нет только того, что и делает жизнь ценной. Поэтому никто не удивляется, когда его сосед ни с того ни с сего пытается покончить с собой. Да и мало кого это волнует. Хранители книг здесь становятся апостолами нового учения, словно апостолы Христа. Их предназначение — возродить мир после большой войны, передать то, что ещё осталось от прошлого. Не случайно одной из книг, которую героям удаётся удержать в памяти, оказывается Библия.
Тимофей Кузьмин20 октября 1953 года на прилавках американских магазинов появился новый роман-антиутопия Рея Брэдбери под названием «451 градус по Фаренгейту».
В эпиграфе этого научно-фантастического произведения указано, что 451 градус по Фаренгейту это температура, при которой воспламеняется бумага.
Брэдбери рассказывает нам о гипотетическом тоталитарном обществе, опирающемся исключительно на потребительское мышление и массовую культуру. Все книги, потенциально способные заставить людей задуматься о жизни, надлежит сжечь. Даже хранение литературы становится настоящим преступлением, а способные критически мыслить люди – преступниками. Так называемые «пожарные» сжигают все обнаруженные книги вместе с домами их провинившихся владельцев (которых также арестовывают, иногда отправляя в дом для сумасшедших).
Гай Монтэг, главный герой романа, как раз служит таким «пожарным». Поначалу он уверен, что делает свою работу исключительно в интересах всего человечества. Но довольно быстро разочаровывается в своих первоначальных идеалах, навязанных ему обществом, становится изгоем и уходит «за город», присоединившись к «маргиналам», заучивающим книги наизусть, чтобы сохранить знания для потомков…
Примечательно, что это гениальное художественное произведение было написано в здании публичной лос-анджелевской библиотеки на пишущей машинке, которую Рэй Брэдбери взял напрокат.
Интересно и первое издание книги – она выходила в печать несколькими частями в первых выпусках журнала Playboy – на фото как раз первый номер 1953 года, с Мэрилин Монро на обложке —
Брэдбери рисует нам мир, люди которого теряют связь не только с накопленным предками интеллектуальным наследием, но и с природой, друг с другом. Они вечно куда-то бегут, не разговаривая о своих чувствах и мыслях, трепятся только о материальных ценностях… Стены их домов – кинескопы, позволяющие сутки напролёт смотреть бессмысленные сериалы и телепередачи, а также общаться в аналоге «скайпа» с роднёй и друзьями (буквально так – надевая наушники! Книга, напоминаю, написана 60 лет назад!)
Жизнь людей упрощена до предела – она полностью состоит только из развлечений. Даже похороны отменены, чтобы никого не беспокоить – трупы людей кремируются за считанные минуты.
При этом вся эта «стабильность» — колосс на глиняных ногах. Всё это время страна находится на пороге войны, которая под занавес всё же начинается.
Про то, как главный герой книги понимает, что возможна и другая жизнь, дабы не спойлерить, я тут рассказывать не буду (как можно догадаться, не обошлось без женщин).
Примечательно, что «451 градус…» с самого своего выхода стал настоящей жертвой цензуры. Издательство Ballantine при публикации версии для средних общеобразовательных школ изменило более 70 фраз, включающие любимые ругательства Брэдбери, упоминания абортов; полностью были переписаны два больших фрагмента книги. При этом никаких пометок о правке издательство не сделало…
Урезанная версия книги перестала выходить только с 1980 года.
В СССР романы был издан довольно быстро – в 1956 году. При этом, несмотря на отрицательные отзывы, оставленные, например, журналом «Коммунист», книга печаталась и была доступна, так как активно использовалась для критики «разлагающегося западного общества потребления»…
Хотя как раз в нашей стране и существовали описанные в романе люди-книги. В советских лагерях сидели зэки, знавшие наизусть запрещённую религиозную литературу и стихи, а также с удовольствием делившиеся информацией с окружающими. Пример такого знатока (в данном случае знатока Уголовного Кодекса) показал в своём недавнем продолжении «Утомлённых солнцем» Никита, свет наш, Михалков —
Справедливости ради стоит отметить, что и до революции в нашей стране было нечто подобное некоторым эпизодам романа Брэдбери. Так, знаменитый русский писатель Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» (1926) описывал, как в обязанности пожарных (!!!) одной из московских частей (район Сущёво) было вменено сжигать книги, запрещённые цензурой. Поразительное совпадение, наводящее на мысль – а не читал ли Рэй Гиляровского?
Удивительна и чисто техническая сторона романа, прорицательский технологический гений Брэдбери, который в год смерти Сталина описал такие вещи как:
— портативный радиоприёмник (типа «Ракушка», появившийся только 26 лет спустя);
— модели телевизоров: от переносных миниатюрных, до ТВ размером со стену (современные панели, появившиеся только лет 15 назад). При этом телевизоры были не только «в цвете, но и в объёме» (то есть 3D)…
Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание которого и его анализ приведены в данной статье, помогут глубже понять проблематику, поднятую автором.
Роман Рэя Брэдбери является ярким образцом антиутопии. Со временем книга приобрела славу и стала символом всего жанра. Мало найдется любителей фантастики, которые не знакомы с этим произведением.
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» – история создания
В последствии, сам Рэй Брэдбери удивлялся удивительному успеху романа. Он называл свое произведение “грошовым”, так как при написании он потратил на него всего восемь долларов.
Рэй Дуглас Брэдбери (1920-2012)
Первый текст вышел в форме рассказа и назывался “Пожарник” (дата создания 1949 год). Далее, перечитывая его, Брэдбери утвердился в мысли, что герои все ещё продолжают жить своей жизнью и принял решение расширить и дополнить “Пожарника” до формата романа.
Интересно, что Рэй Брэдбери написал весь роман, от оглавления до последней страницы, на пишущей машинке, взятой в прокат.
Книга состоит из трех частей, объем составляет примерно 300 страниц.
Антиутопия была издана в 1953 году (оригинальное название на английском: Ray Bredbury “Fahrenheit 451”). Свое название книга получила благодаря температуре горения бумаги, которая и составляет четыреста пятьдесят один градус по Фаренгейту. Интересно, что в произведении есть много цитат других авторов, например, Свифта или Шекспира.
Также есть сведения, что идея сожжения книг берет свое начало в Нацистской Германии, когда уничтожалось все, что противоречило национальной идее того времени.
Роман получил разные отзывы – публика приняла его неоднозначно. Но уже в 1954 произведение удостоилось награды Американской академии искусств и литературы. Позже сам автор адаптировал его для театральной постановки.
В 2018 году в США вышел фильм на основе произведения Рэя Бредбери.
Главные герои произведения
Итак, главные действующие лица:
- Гай Монтэг – главный персонаж книги. В некоторых переводах встречается как Гай Монтэг. Он работает пожарником будущего и выезжает на срочные вызовы, когда у граждан обнаруживают книги. Их следует сжигать с помощью специального приспособления для поджигания бумаги. Гай никогда не задумывается, почему и зачем он должен выполнять свое задание, он полностью согласен с текущим государственным устройством. Но в один момент в его жизни происходит встреча с так называемой литературной оппозицией, что в корне меняет восприятие Монтэга. Постепенно он разочаровывается в телевидении, отдаляется от жены, теряет веру в свою службу. Он начинает замечать ограниченность и жестокость своего мира, он становится полноценной личностью, способной на спасение знаний, которые хранятся в книгах.
- Кларисса Маклеллан – молодая женщина, которая смогла пробудить одной из первых интерес к литературе у Монтэга. Она принадлежит к необычной семье. Всех родственников уже давно подозревают в причастности к чтению, ведь каждый вечер они подолгу и громко общаются между собой, что вызывает непонимание и негодование окружающих.
- Битти – Брандмейстер. Будучи начальником пожарной службы, где работал Монтэг, он одни из первых заподозрил нездоровый интерес Гая к книгам и знаниям. Именно он сказал фразу, в последствии ставшую крылатой: “Хранить книги – это не преступление. Преступление – читать их”. Именно диалоги Битти и Гая стали путеводной нитью романа. Через разговоры и споры начальника и подчиненного показана основная мысль и проблема романа.
- Милдред – жена Монтэга. Именно с помощью ее персонажа Рей Бредбери демонстрирует безразличие, апатию и бесчувственность общества, описываемого в романе. Женщина проводит свое свободное время, сидя перед экранами телевизора, и совершенно не интересуется окружающим миром. Когда у ее мужа обнаруживаются книги, она первая доносит на него, не испытывая никаких сожалений.
- Фабер – товарищ Гая, профессор английского языка. В свое время он пытался протестовать против законов, запрещающих книги, потому, встретив Монтэга, он отнесся к тому с подозрительностью, но позже преподаватель понимает, что Гай пытается познать мир литературы и соглашается стать его проводником в мир книг.
Второстепенные персонажи
Подруги Милдред – недалекие и жестокосердечные женщины, они ничем не интересуются кроме сериалов, а мужей считают досадным неудобством. Именно они находятся у Милдред, жены главного героя, когда Гай приносит книги в дом. Вместе с женой Монтэга доносят на него властям.
Механический пес – роботизированная собака, которая по нюху определяет нарушитилей и имеет иглу с прокаином — наркотиком, от которого нет пробуждения.
В романе показано недалекое будущее Америки, какое виделось автору в пятидесятые года XIX века.
Гай Монтэг работает пожарником, но его задача бороться не с огнем, а с книгами, ведь в новом обществе литература под запретом.
Когда пожарники будущего находят книги, они их сжигают с помощью специального оборудования, а так же сожжению подлежат дом и имущество виновного.
Гай выполняет свою миссию безропотно – он не задумывается над смыслом происходящего. Но однажды он встречает молодую женщину по имени Кларисса. Она не такая, как все: в ней чувствуется живой огонь и интерес к окружающему. Эта встреча навсегда меняет главного героя, он начинает переосмысливать свое существование и окружающие его порядки.
Кларисса и ее семья уже давно находятся на плохом счету у государственных служб: они подозрительно шумно и весело проводят вечера, а в их доме до позднего часа горит свет. Девушка увлечена общением, природой, но она очень одинока.
Она первой задала роковой вопрос Монтэгу — счастлив ли он? Именно с этого началось путешествие Гая в мир, отличный от привычного примитивного общества. Он приходит к мысли, что невозможно и дальше жить так бессмысленно: интересоваться только сериалами и примитивными парками аттракционов.
Одним из пусковых моментов стал эпизод, когда Милдред принимает смертельное количество снотворного и Монтэг находит ее без сознания. Нет, она не собиралась покончить жизнь самоубийством, она просто механически глотала пилюлю за пилюлей, что еще раз доказало всю абсурдность социального строя будущего. Люди больше не человечны, они живые роботы.
Гай вызывает медиков, которые бездушно, но качественно выполняют свою работу – приводят Милдред в сознание с помощью новейших машин по переливанию крови. Это событие заставляет главного персонажа утвердиться в мысли, что так существовать невозможно.
Монтэг начинает превращаться из живой машины в человека – он задает неудобные вопросы и анализирует окружающую обстановку, что вызывает обеспокоенность у его коллег и начальства.
Следующим толчком для героя становится вызов к женщине, которую уличили в хранении книжек. Но обвиняемая отказывается покинуть дом и книги и выбирает смерть в огне.
Это потрясло Гая, он не может больше работать как раньше, он не способен заставить себя выйти на работу на следующий день.
Жена не понимает аргументы мужа, ее раздражает, что привычная спокойная рутина нарушена. Милдред совершенно не сочувствует Гаю. Единственной ее целью является установка четвертой телевизионной стены в доме, таким образом она бы могла получить полное удовольствие от просмотра новых сериалов, ведь как раз накануне ей прислали сценарий нового шоу, в котором зрители могут принимать живое участие.
В это время до Монтэга доходит весть, что Кларисса погибла – она попала под автомобиль, а ее семья уехала после случившегося. Это еще больше усугубляет душевные метания героя.
В конце концов, к Гаю приходит обеспокоенный его поведением начальник, брандмейстер Битти. Он желает вернуть Монтэга в ряды законопослушных граждан – без чувств и знаний. Он произносит речь перед Гаем, которая показывает основные принципы общества, описываемого в романе: скорость, сжатость, бесчувственность. Никому не интересно слушать долгую историю, ни красочное описание — чем короче, тем лучше.
В данной ситуации можно легко увидеть опасность книг: они мешают обуздать человеческий разум полностью. Потому есть только одно решение – сжигать все, что волнует человеческий ум и душу.
Монтэг понимает, что он зашел уже слишком далеко и нет пути обратно. Он больше не способен быть глупой пешкой. Гай начинает искать единомышленников. Он выходит на старого профессора, преподавателя английского языка. Но тот относится к герою с опаской, учитывая его профессию и реалии того времени. Но, увидев, что Гай искренне ищет новый путь, он решает ему помочь.
Фабер сводит Монтэга с другими приверженцами книг и поверяет ему свои идеи о возобновлении печати произведений. Он надеется, что на пороге третьей атомной войны американцы снова ощутят потребность в чтении и книгах. Также он рассказывает, что оппозиционеры научились обходить запрет на литературу – они попросту заучивают произведения наизусть. Так, например, есть человек-роман, а есть человек-повесть. В одной части страны живет первая глава книжки, а в другой — вторая, третья и т. д.
Профессор дает Гаю прощальный подарок – секретный приемник, который можно спрятать в ухе. Это дает возможность Фаберу быть в курсе всех событий в среде пожарников и позволяет держать связь.
Итак, мобилизированы миллионы – война становится реальностью, но в доме Монтэгов своя трагедия. Гай показал книги жене и ее подругам, которые были в гостях у них дома, но попытка заинтересовать их не возымела действия, женщины в ужасе и смятении уходят, чтобы тут же донести о произошедшем.
Роман заканчивается сценой, где Милдред предает Гая, позвонив и доложив властям, что у них есть книги.
Анализ “451 градус по Фаренгейту”
Рэй Брэдбери описывает социум, который больше не пытается жить своим умом и сердцем. Люди получают сжатую информацию с телеэкранов и радиоприемников.
Властям не выгодно, чтобы в обществе читали и впоследствии задавали слишком много вопросов. На страницах романа мы видим пустых людей – только обложки и никакого содержания.
Проанализировав книгу, можно глубже раскрыть ее проблематику:
- Жанр: роман относится к фантастическому жанру, он представляет собой яркий образец антиутопии. В произведении глубоко раскрываются отрицательные течения всех сфер социума и государственного строя. Брэдбери гиперболизировал пороки общества, чтобы разоблачить и показать возможные последствия в будущем.
- Тема: автор показывает негативные последствия отказа от чтения и подчеркивает вес литературы в формировании общественного сознания.
- Проблематика: в романе представлен типичный конфликт сознательного и бессознательного, конфликт социума и личности. Противостояние человечности и государственного строя, которое показано через призму будущего.
- Критика: в связи с остротой поднятой в романе темы, книга подвергалась строгой цензуре и была напечатана не сразу. “451 градус по Фаренгейту” получил разнообразные отзывы ввиду особой проблематики сюжета: от негативных (некоторые критики писали, что даже аннотация слишком сложна для восприятия) до восторженных.
Роман Рэя Брэдбери – это глубокое по смыслу произведение, в сюжетной линии которого можно проследить несколько слоев: каждый поднимает отдельный вопрос.
Сегодня произведение стало как никогда актуальным: современные СМИ и интернет формируют мнения общественности под выгодным тем или иным политическим силам углом, а люди все меньше и меньше склонны самостоятельно анализировать полученную информацию.
В этой статье вы найдете подробный анализ романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», написанный в формате школьного сочинения.
Впервые я прочитала книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» примерно в 14 лет. Уже тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление, и я стала считать этот роман одним из своих любимых.
Жанр романа и история создания
Позже в школе мы познакомились с жанром антиутопии. Читая книгу «Мы» Евгения Замятина, я невольно проводила аналогии с романом Брэдбери. Когда я прочла роман Джорджа Оруэлла «1984», я поняла, что для жанра антиутопии, конечно, характерны общие для всех произведений в этом жанре черты: гротеск, порой даже абсурдность, символизм, обилие метафор, элемент фантастики.
Эту книгу Брэдбери трудно классифицировать, ведь роман можно назвать и научной фантастикой (писатель предвидел многие из достижений науки – например, радиоприемники-втулки – это современные плееры, телевизорные стены – плазменные панели), и антиутопией. Произведение имеет социально-философский подтекст, оно было актуальным в 1953 году, когда было напечатано, ведь наверняка Рэй Брэдбери писал роман, будучи впечатленным эпохой маккартизма – эпохой «охоты на ведьм», когда либерально мыслящая интеллигенция преследовалась, существовала цензура.
В романе тех, кто думает не так, как большинство, точнее, тех, кто вообще думает и разговаривает друг с другом, считают сумасшедшими. Так, наверное, было и в действительности, в реальности, которая окружала писателя в то время, с той лишь разницей, что таких людей не лечили, а объявляли их произведения вне закона. Брэдбери описывает будущее Америки и всего мира, но это будущее имеет определенную связь с настоящим – причем, как настоящим 1953 года, так и настоящим ХХI века. Но об этом – позже.
Интересно, что писатель создавал свой роман в публичной библиотеке. Я думаю, Рэй Брэдбери любит библиотеки и книги, ведь только искренне любящий книги и литературу автор может так написать о них. Также в книге очень много цитат из других источников, из Библии, книг эпохи Просвещения, современной нам литературы (действие романа происходит в будущем, поэтому эти книги для героев считаются старыми).
Образы и символы
Роман наполнен символами. Огонь – самый сильный символ романа. Огонь в руках пожарного, который символизирует разрушение (в отличие от обыденного представления о пожарных, которые тушат пожар, сохраняя, а не разрушая) – губителен. Он уничтожает книги, последние оплоты творческой мысли, ведь картины в музеях давно заменены интерактивными и абстрактными («Сплошь абстракция!» — восклицает Кларисса в романе), в кафе «трещат» все те же старые музыкальные композиции и остроты…
Главные герои, их краткие характеристики, взаимодействия и сюжет
А люди уже давно перестали мыслить. Они не задумываются над вопросами бытия, над фундаментальными ценностями – их ценности уже давно заменены материальными. К примеру, жена Монтэга, главного героя, Милдред, только и думает о том, как бы приобрести еще одну телевизорную стену. Она в связи с бытующим мнением считает, что это принесет в их дом радость, но на самом деле даже она несчастна. Хотя, Милдред не задумывается о таких категориях, как счастье и несчастье.
Монтэг сначала являет собой такой же символ разрушения. Жечь для него – наслаждение. Но вскоре он знакомится с Класиссой Маклеллан, новой соседкой, прелестной 16-летней девушкой, которой скоро должно исполниться 17 (и это Кларисса шутливо приводит как довод в пользу своей «ненормальности»).
Кларисса не такая, как другие люди вокруг пожарного. Она пробует на вкус дождь, не любит жестокости, замечает каждую мелочь окружающего мира, любит общаться с людьми и даже с природой. Кларисса не спеша гуляет пешком, не терпит реактивных автомобилей и не дружит со сверстниками – ведь они считают ее антисоциальной.
Монтэг и Кларисса появляются вместе на страницах романа лишь в его начале, но благодаря девушке главный герой начинает меняться. Он постепенно понимает, что что-то не так. Понимает, что ему не нравится пустота и обыденность жизни в данном обществе, что у него нет ничего общего с ним; понимает, что ему на самом деле нравится спорить, размышлять, читать книги – что запрещено!
Далее Монтэг знакомится с Фабером, профессором, который читает, размышляет, словом, живет не так, как нужно, и всецело поддерживает идеи революции. Сюжет в романе развивается стремительно, но внутренне Монтэг меняется только в самом конце. Окончательно – только тогда, когда он знакомится у костра с «людьми-книгами». И здесь появляется уже другой образ огня. Огонь, из которого сможет возродиться феникс – появятся новые книги, люди снова будут общаться друг с другом, чувствовать, любить друг друга и мир… Новая эра.
Главная мысль романа, что хотел сказать автор читателям
О символах в романе можно говорить бесконечно. Телевизорные стены, механический пес, огонь, книги, «люди-книги», бомбардировка города и прочие, прочие. Самое важное – с помощью этих символов понять главную идею. И я, прочитав роман, поняла ее.
«451 градус по Фаренгейту» — книга -предостережение. Причем, предостережение, актуальное для нас, поколения XXI века. Сейчас, если задуматься, большинство людей стали мало разговаривать друг с другом. Появился Интернет, который части молодежи заменяет реальную жизнь. Старшее поколение, вернее, некоторые из его членов, увлекаются телевизором.
Библиотеки становятся уже не так актуальны… Но я, прочитав эту книгу, только порадовалась, что читаю много и сейчас. Потому что электронная книга, фильм или телепередача не заменят настоящего чтения. Как и виртуальное общение не заменит реального. Ведь жизнь ценна только настоящим, истинным, своими красками, впечатлениями. Теми эмоциями и чувствами, которые вызывают у нас люди. Нужно любить этот мир, как любила его героиня произведения Брэдбери Кларисса. И я люблю этот мир именно так.
Роман «451 градус по Фаренгейту» анализировала dusksun.
Антиутопия Брэдбери не была первой в своем роде, но, тем не менее, смогла стать своеобразным символом этого жанра. Она находится в тройке самых популярных антиутопий, и любой собеседник, увлекающийся фантастикой, назовет ее в числе прочитанных произведений. Но известность книги не принесла ей повсеместного понимания: немногие читатели вникают в смысл романа, в отличие от команды «Литерагуру». Мы постараемся разобраться в этом тексте вместе с вами.
Про историю создания романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери выделяет целую главу «Вложения по десять центов ««451 градус по Фаренгейту»» в своем произведении «Дзен в искусстве написания книг». Писатель удивляется феерическому успеху, называя произведение «грошовым романом» в связи с тем, что Брэдбери вложил 8 долларов восемьдесят центов при работе над первым вариантом текста в виде рассказа под названием «Пожарник».
Перечитывая свое произведение в последующие годы, он убеждался, что герои играли новые картины в его голове, когда он «задавал им вопросы». Они воспринимаются писателем, как существа, рожденные в его сознании, но управлять их действиями он не в силах. Так исчезла со страниц Кларисса, своими сумасшедшими разговорами возродившая интерес к содержанию книг у главного героя Монтага.
Рей Бредбери пишет свои произведения при полной увлеченности, каждое утро заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать». Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, он понял, что имя главного героя (Монтаг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, — это марка производителя карандашей.
Сам роман назван «451 градус по Фаренгейту». Что примерно составляет 232 градуса по Цельсию и знаменует температуру, при которой начинает гореть бумага. Название дано в связи с тем, что Монтаг работает пожарным-наоборот, то есть сжигает книги.
Суть
Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.
Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.
Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.
Жанр, направление
Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали
Наряду с этим произведением стоит утопический мир Джорджа Оруэлла «1984» (), а так же антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» ().
Главные герои и их характеристика
- Гай Монтаг (Монтэг в некоторых переводах) — главный герой, работающий на пожарной станции будущего. Основная его задача — выезжать по экстренным вызовам в случаях обнаружения в домах книг для их сжигания посредством специального устройства — бландспойта. Этот человек – дитя своей эпохи, он не задумывается о сути своей миссии, пока не сталкивается лицом к лицу с несколькими личностями, поколебавшими его уверенность в правильности государственного строя. Он последовательно разочаровывается в жене, которая равнодушна ко всему, кроме любимых экранов, в своей службе, где он видит лишь жестокость и слепые стремления угодить начальству, в своем обществе, где он больше не чувствует себя органично. Из апатичного раба рутины он превращается в сознательного и деятельного человека, способного спасти вековую мудрость от рук варваров.
- Кларисса Маклеллан — юная девушка, появившаяся на первых страницах романа, которая дала толчок для проявления интереса героя к книгам и к тому, что в них заключено. Ее семью считали ненормальной, постоянно подозревая их в чтении. По вечерам их окна горели, и можно было наблюдать, как вся родня общается между собой, издавая громкие звуки, что вызывало жуткое недоумение и раздражение у всех соседей в округе. В экранизации романа героине было отведено больше времени, чем в тексте. Она исчезает бесследно, а Монтагу остается только гадать, куда она делась. Скорее всего, она ушла в леса, где скрывались хранители книжных знаний.
- Битти Брансмейстер — начальник пожарной части, первый заподозривший об интересе главного героя к содержанию книг. Автор знаменитой цитаты «Хранить книги — не преступление. Преступление — читать их». Почуяв желание Гая прикоснуться к запретному, персонаж проучивает своего подчиненного, но к желаемому результату это не приводит. Его разговоры с Гаем – основа сюжета, ведь в них автор излагает свои идеи.
- Милдред – апатичная, бесчувственная, безучастная ко всему жена главного героя, являющаяся полным отражением общества, описываемого Рэем Брэдбери. Она целыми днями сидит на диване в комнате с экранами, почти не разговаривает и на книги, обнаруженные в руках мужа, реагирует с опаской. Она без зазрения совести предает его, заявляя о находке.
- Фабер — друг и единомышленник Монтага, профессор, не сумевший предотвратить принятие закона, запрещающего книги. Первоначально он относится к Гаю с опасением. Когда он понимает, что главный герой стремится узнать внутренний мир книг, бывший преподаватель английского языка стремится помочь собеседнику.
- Главная тема романа — роль книги в жизни человека . Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
- Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.
- Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.
- Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.
- Конфликт общества и личности . Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
- Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ . Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
- Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
- Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
- Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.
Темы
Проблематика
Смысл
Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно. Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека. Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени. А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче. В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.
Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.
Критика
Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.
В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.
В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!