«Черный принц» – это корабль Британских морских сил. Он был направлен к берегам Черного моря во время Крымской войны. По словам историков, на его борту перевозилось большое количество золота, предназначавшегося для выплаты жалованья английским солдатам и на прочие нужды. В 1854 году после шторма, обрушившегося на Балаклавскую бухту (туда, где пришвартовалось и упомянутое судно), на ушло ушло с десяток кораблей, в том числе и «Черный принц».
Кстати говоря, название судна было просто «Принц». Прилагательное «черный» к нему добавили потом. Причин тому было несколько, каждая версия будет правильной. Это могли быть моряки Британии, которые так и не получили своих денег, могли быть и аквалангисты, ряды которых поредели из-за гибели части из них в ходе поисков богатств на дне Черного моря.
Желающих отыскать корабль-призрак было много. Организовывались целые экспедиции, спонсируемые разными странами, в том числе и Советским Союзом. С течением времени все отличительные знаки суден теряются под водой, поэтому точно ответить на вопрос, что за корабль был найден, ответить сложно. После длительныхисследовательских работ сведения об их результатах были засекречены службами КГБ. Поговаривают, всех участников экспедиции разослали по разным уголкам страны. Почему, никому не известно.
Окутанный тайнами пропавший более полутора веков назад корабль «Черный принц» манит к себе до сих пор как любителей, так и профессионалов. Возможно, Черное море не спешит расставаться со своими секретами?!
Тень легендарного «Черного принца» затонувшего у берегов Балаклавской бухты уже не раз вставала со страниц отечественной литературы. О «Черном принце» писали А. И. Куприн, С. Н. Сергеев -Ценский, М. Зощенко, Е. В. Тарле, Т. Бобрицкий и многие другие писатели. До сих пор в зарубежной приключенческой литературе частенько мелькают статьи либо заметки о «загадочном исчезновении» бочонков с золотыми монетами.
Легенда о сокровищах таившихся на дне Балаклавской бухты родилась еще в XIX столетии. До 1923 года это были лишь туманные рассказы старожилов, пока инженер B.C. Языков не нашел ряд существенных доказательств, которые собирал с 1908 года о существования клада, что покоится на дне Черного моря со времен Крымской войны.
Балаклава - небольшой крымский городишка в Украине возле Севастополя, в свое время был воспет в своих произведениях Гомером, Еврипидом и Овидием. А местные жители считают Балаклавскую бухту – восьмым чудом света и красивейшей бухтой планеты. Это действительно один из самых живописных уголков Земли. Чудо, с которым многие даже выросшие на берегу моря люди встречаются в Балаклаве впервые, - это постоянное спокойствие воды в бухте, как бы ни бушевала стихия в открытом море. Это связано с уникальной природной формой Балаклавской бухты - в виде английской буквы S. При этом бухта достаточно глубока, чтобы здесь, вплотную к берегу, размещались большие военные корабли. Проблема лишь в том, что войти в бухту во время шторма нелегко. Вот почему во времена парусного флота многие из судов, пытавшихся спрятаться здесь в непогоду, терпели крушение у ближайших к входу скал.
Во времена Крымской войны в Балаклаве располагалась главная штаб-квартира англичан. К началу войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым свыше 200 торговых судов, принадлежащих частным компаниям. 14 ноября 1854 года в этом месте флот понес наибольшие потери за все годы Крымской войны. Сильнейшим штормом было уничтожено 34 английских судна, собиравшихся доставить для солдат королевы Виктории всевозможную провизию. Среди этих кораблей оказался фрегат "Принц"- большой современный парусно-винтовой железный корабль с паровым двигателем, металлическим корпусом, вместительными трюмами, считавшийся одним из лучших в британском флоте. «Принц» оказался на дне - вместе с грузом медикаментов, снаряжением на сотни тысяч долларов, первым полевым электрическим телеграфом и подводным аппаратом, предназначенным для расчистки входа в Балаклавскую бухту, а также, что документально подтверждено: «4 водолазных прибора, 4 гальванических батареи, 8 миль электрического провода, запас подводных мин». Газеты также писали что груз "Принца" в основном состоял из одежды - рубах, тулупов, шапок, нижнего белья, а также из простыней, одеял, спальных мешков и тому подобных вещей.
Может, это событие, по истечению лет осталось бы и незаметным, если бы некоторые источники не утверждали, что существует одна немаловажная деталь: в трюме фрегата находились десятки бочонков, доверху наполненными более 500 тысячью золотыми монетами, предназначенными для выплаты жалованья 30-тысячному английскому экспедиционному корпусу. В исторических источниках приведены разные названия корабля, разные суммы, разные места его гибели. Так, например его называют «Принц»», «Принц-регент», «Черный принц», а суммы, находившиеся на нем обозначают в 200 тысяч... 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом... Чем дальше отдалялась дата гибели «Принца», тем ярче разгоралась легенда о золоте, хранившемся в его трюмах.
Вместе с "Принцем" под воду ушла тайна самого знаменитого и загадочного клада, поиски которого когда-либо велись на территории Украины.
Уже в первые годы после заключения мирного договора начались поиски останков «Принца». Согласно одной из опубликованных версий, останки потерпевшего крушение судна ураган отнес в открытое море. Другие корабли, затонувшие одновременно с «Принцем», удалось обнаружить. Парусник City of London, например, до сих пор покоится на глубине 8 метров. Современные путеводители охотно рекомендуют его любителям дайвинга в качестве достопримечательности. Слухи о несметных сокровищах, покоящихся на дне Черного моря, очень скоро привлекли в Балаклаву предприимчивых кладоискателей. В течение второй половины ХIХ века здесь побывало множество експедиций. Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Но примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко.
Итак, после ноябрьского урагана 1854 года английский экспедиционный корпус находился в Балаклаве еще 8 месяцев. За это время были предприняты поиски золотых монет. Как уже сказано, эти поиски не увенчались успехом, во всяком случае, известно, что служивые встречали Новый год без зарплаты.
Во Франции в 1875 году специально для поисков британского золота было образовано акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Но никому не удавалось обнаружить даже сам затонувший корабль. И неудивительно: ведь 60-метровые глубины Балаклавской бухты были практически недосягаемы.
В 1901 году Балаклаву посетила экспедиция итальянского инженера Джузеппе Рестуччи. Рестуччи привез с собой специальный глубоководный скафандр собственной конструкции. С его помощью итальянские водолазы вскоре обнаружили разбитый корпус какого – то железного корабля. Исследовав судно было найдено ряд предметов: подзорная труба, винтовка, ящик с пулями и множество проржавевших до неузнаваемости металлических деталей. Однако ни малейших следов золота найти не удалось.
Вновь о "Черном принце" вспомнили в 1922-м, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту один из местных ныряльщиков нашел несколько золотых монет.
В начале 1920 годов уже при советской власти инженер В. Языков по данным отчетов, рассказам очевидцев, сообщениям прессы ориентиовочно определил предполагаемый район поиска сокровищ. 13 марта 1923 года на свет появился приказ о создании Экспедиции подводных работ специального назначения (ЭПРОН) при Особом отделе ОГПУ СССР. Экспедиция впоследствии стала всемирно известной организацией по подъему затонувших судов. Начиная с апреля 1923 года подготовка к экспедиции за британским золотом развернулась вовсю.
Свои усилия искатели объединили с талантом корабельного инженера Е. Даниленко, который изобрел специальный «водолазный колокол», позволяющий обследовать глубины до 80 саженей – и это притом, что предполагалось, что «Принц» лежит на 30-саженной глубине!
Аппарат конструкции инженера Е. Даниленко был рассчитан на трех человек, снабжен телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. 10-тонный стальной корпус аппарата был изготовлен на одном из московских заводов в самые сжатые сроки - за три месяца. Одновременно предпринимались шаги по сбору как можно более точной информации о месте гибели "Принца".
2 и 9 сентября были предприняты два успешных пробных спуска глубоководного аппарата конструкции Даниленко, а с 11 сентября эпроновцы занялись систематическим осмотром морского дна. Под водой было обнаружено немалое количество всевозможных корабельных обломков, но отыскать среди этого разнокалиберного хлама что-нибудь, отдаленно напоминающее остатки "Принца", не удавалось. Безуспешные поиски британского фрегата продолжались более года.
В октябре 1924-го во время тренировки молодых эпроновцев у развалин генуэзской башни к востоку от входа в бухту этой экспедицией был найден разбитый корпус большого железного корабля, почти целиком погребенный под песчаными заносами и обломками рухнувших скал. Участники экспедиции были уверены, что перед ними желанный "Черный принц" но, найденный эпроновцами затонувший корабль мог быть и «Принцем», и «Язоном», и «Хоупом», и «Резолютом». Опять же, как их предшественники они вытащили ряд интересных предметов, не было найдено ни одной монеты. Загадка Балаклавской бухты, ради которой и была создана экспедиция особого назначения, продолжала оставаться неразгаданной.
Последней его искала японская фирма «Синкай когиоёсио лимитед». Ее представители обратились с ходатайством к советскому правительству о разрешении работ по поиску сокровищ «Принца» и предлагали не только погасить затраты, произведенные ЭПРОНом в 110 тысяч рублей, но и поделить ожидаемую прибыль (миллион рублей золотом) пополам. Летом 1927 года японцы приступили к работе. Каждые сутки японские водолазы поднимали не менее двадцати каменных глыб весом по 500 пудов. 5 сентября водолаз Ямомато нашел прилипшую к камню золотую монету - английский соверен чеканки 1821 года. После этого за два месяца ежедневного изнурительного труда водолазы обнаружили всего лишь четыре золотые монеты: английскую, французскую и две турецкие.
До сих пор нет достоверных сведений, что пять золотых монет, поднятых японцами, были из тех бочонков, которые вез «Принц» для выплаты жалованья солдатам.
Но самое таинственное заключалось в том, что средняя часть «Принца» – именно та, где по идее, находились золотые монеты, – непостижимым образом исчезла. Была вероятность того, что кто-то побывал на дне моря и сумел вывезти бочонки с монетами.
Поскольку к середине ноября 1927 года разбитый корабль был полностью «перемыт» и обследован, фирма прекратила работы в Балаклаве.
В этой истории обращает на себя внимание один характерный момент: сокровища «Принца» искали все, кому не лень: русские, французы, итальянцы, японцы, даже, говорят, немцы и норвежцы. Кроме... кроме тех, кому, собственно говоря, это золото принадлежит по закону: англичан. По этому напрашивается следующий вопрос: « Где же все-таки подевалось золото "Черного принца"? И на этот счет существует несколько версий. По одной их них, оно найдено до этого самими англичанами еще в конце Крымской войны. По – другой, англичанам, в отличие от всех других, был отлично известен истинный характер груза, отправившегося на дно Балаклавской бухты вместе со злосчастным «Принцем». Кстати, список товаров, находившийся на борту «Принца», вовсе не является секретным: он был опубликован еще 16 декабря 1854 года на страницах лондонской газеты «Иллюстрейтед Лондон Ньюз», где золота не значилось. А это означало что на "Принце" его некогда не было.
Еще одна неимоверная версия гласила что, в 1924 году доблестные сотрудники ЭПРОН все-таки подняли с "Принца" золото, а информацию об успешном завершении кладоискательской эпопеи засекретили, а добытые ценности были истрачены на восстановление народного хозяйства страны. Ну а доверчивых японцев советское правительство просто водило за нос. И последняя версия говорила о том, что именно команда водолазов, находившихся в роковой день 14 ноября 1854 года на борту фрегата «Принц» впоследствии подняла золото. Их было четверо. Именно им принадлежал упомянутый выше груз: «4 водолазных прибора, 4 гальванических батареи, 8 миль электрического провода, запас подводных мин». Водолазы-подрывники направлялись в Балаклаву с особым заданием: проделать проход в Севастопольскую бухту, заблокированную специально затопленными русскими кораблями. Однако имевшийся у них запас мин, как оказалось, пригодился не для русских кораблей, а для самого «Принца». По версии кто-то из этих водолазов (а возможно, и вся четверка!) вскоре после катастрофы вернулся к месту гибели фрегата. С помощью имевшихся на его борту мин затонувший «Принц» был взорван (иначе до содержимого трюма было не добраться), а монеты надежно перепрятаны в другое место. Трудно сказать, какая из вышеперечисленных версий правдоподобнее.
Хочется верить, что в истории «Черного принца» поставлены не все точки над «I». Кто знает, не откроет ли со временем Балаклавская бухта одну из своих самых романтических тайн... По всей видимости, еще в течение многих десятилетий тайна останется неразгаданной и будет рождать все новые и новые предположения…
Будет ли клад когда-нибудь найден? Время покажет .
В ноябре 1854 года корабли союзников под командованием адмирала Лайонса стояли у входа в Балаклавскую бухту . Среди них был и винтовой пароход «Принц».На нем из Англии привезли более сорока тысяч комплектов теплой одежды, медикаменты, продукты, боеприпасы и оборудование для подрыва затопленных кораблей на севастопольском рейде. Места в гавани не нашлось, и его оставили стоять на якоре на внешнем рейде- крайне опасном, когда ветер дует с моря.
К тому времени под Балаклавой стояло пять боевых кораблей, четыре военных парохода и множество транспортных судов. Около 30 кораблей находились в гавани.
14 ноября 1854 года началась сильнейшая буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Лагерь англичан буквально сдувало ветром. В воздухе кружились одеяла, фуражки, шинели, сюртуки и даже столы и стулья. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина летели по долине по направлению к Севастополю.
Бочки с ромом неслись по лагерю, подпрыгивая на камнях. Люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Крыша с дома английского главнокомандующего Реглана была сорвана и распластана на земле...
Командующий союзным флотом приказал всем линейным кораблям выйти в море.
Капитан «Принца» Гудель напрасно понадеялся на мощность паровой машины. Если бы пароход ушел в открытое море, то у него был бы шанс спастись, а у самого берега он был обречен. Судно сорвало с якоря и понесло на скалы. Капитан приказал рубить мачты. Срубленная бизань-мачта упала за борт, такелаж намотало на винты. Мичман и шестеро матросов бросились в бушующее море, и им чудом удалось спастись. «Принц» кормой врезался в прибрежные скалы и начал тонуть.
Всего в этот день союзники потеряли 60 кораблей, 11 из них в районе Балаклавы.
Стоимость «Принца» оценивали не менее чем в 600-700 тысяч фунтов стерлингов, или около 13 милионов рублей серебром. Людская молва переименовала пароход и дала ему название «Черный принц».
После его гибели появились слухи, что на его борту находилось золото- жалование английских военных. Называли и «точные данные» - тридцать бочонков золота в английской и турецкой валюте на сумму в два миллиона рублей, затем в пять миллионов и даже в десять. А.И.Куприн в «Листригонах» утверждал, что старикам в Балаклаве цифра известна абсолютно точно: «Шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом!»
Блеск золота не давал покоя. Старожилы Балаклавы предполагали, что он затонул слева от входа в бухту, метрах в 50-ти от белых скал, на глубине около 100 метров.
Первыми в 1905 году на поиски золота взялась итальянская компания «Рестуччи». Но они не нашли не только золота, но даже корабля.
Осенью 1923 года энтузиаст подводного дела В.С.Языков, с 1908г. занимавшийся поисками золота явился к Ф.Э.Дзержинскому с предложением, от которого трудно было отказаться. 17 декабря 1923 года приказом по ОГПУ № 528 была сформирована Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)
Летом 1925 года удалось обнаружить ряд предметов с легендарного парохода. Стало очевидно, что пароход раздавлен глыбами скал, обрушенных морем. Добраться до него было крайне сложно. К этому времени дополнительное изучение документов не подтвердило наличие на нем золота.
Последней, кто сделал попытку поднять пароход, оказалась японская фирма «Синкай Когисеио Лтд». Японцы обязались возместить государству средства, потраченные ранее на поиски «Принца» (около 70 000 рублей золотом), поделить пополам добытое золото, оставить ЭПРОНу оборудование, используемое при работах, и глубоководную водолазную маску, самую совершенную в то время. Однако их работы не увенчались успехом. Потратив 300 000 рублей, фирма прекратила работу. Всего было найдено «…семь золотых монет».
На этом поиск сокровищ «Черного принца» прекратился. Но осталась созданная Дзержинским организация – ЭПРОН – на тот момент крупнейший в стране центр морской поисково-спасательной службы. В 1931 году ЭПРОН был переименован в Аварийно-спасательную службу. Главной работой водолазов был подъем судов.
На Черном море эпроновцы подняли девять подводных лодок, затопленных в 1919году во время интервенции. С 1925 по1940 годы были подняты эсминцы «Калиакрия», »Сметливый», «Стремительный», «Лейтенант Шестаков», «Гаджибей», а также четыре башни линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году в Севастопольской бухте (вес каждой из них 850 тонн). Во время войны водолазы доставали со дна новейшие немецкие морские мины с несколькими степенями защиты. В послевоенные годы сотрудники занимаются спасательными операциями: в 1955 они спасали моряков флагмана Черноморского флота-линкора «Новороссийск», подорванного на том же месте,где в 1916 затонул линкор «Императрица Мария; в августе 1957 года водолазы трое суток боролись за жизнь экипажа подводной лодки м-351, затонувшей на рейде Балаклавы и вышли победителями.
31 августа1986года вблизи Новороссийска столкнулся и затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Специалисты аварийно-спасательной службы несколько дней спасали жизни его пассажиров…
Таким образом, можно смело утверждать, что Балаклава является «колыбелью» водолазного дела страны Советов.
Всегда интересны загадочные истории, связанные с родным городом. Лично меня всегда увлекали рассказы коренных севастопольцев. С малых лет мне твердили взрослые: «Кто не знает свою историю, тот не знает своего будущего». И я до сих пор держу ее в голове. Поэтому я всегда с трепетом относилась к историческому прошлому...
Балаклавская бухта
Первое мое путешествие в Балаклаву было в 8 классе. Наша классная руководительница рассказывала, когда был основан город, кто здесь жил, как проходили сражения в Балаклавской бухте, в каком доме жила поэтесса Леся Украинка. Когда мы стояли, слушая рассказы и разглядывая пейзаж, к нам подошел невысокий старичок с удочкой в руках и небольшим уловом. Он приостановился и с интересом тоже стал слушать нашего оратора.
Как ни странно, когда мы начали подниматься в гору, к Генуэзской крепости Чембало, он пошел с нами. Как приличный человек, он спросил, можно ли ему с нами, учительница ответила согласием. Подъем был нелегким для старичка, он тихонько, пыхтя, поднимался вместе с нами.
Генуэзская крепость - Чембало
С большим трудом мы всей группой поднялись на гору. Был солнечный день, начало лета, теплый ветер согревал, солнце ярко светило, а море переливалась в его лучах. Подслушивая разговор между учительницей и старичком, выяснила очень интересный факт.
Оказывается, старичок тот всю свою жизнь прожил в Балаклаве. Он рыбак в пятом поколении и последний раз на горе, где стояла Генуэзская крепость, был 10 лет назад. Услышав, что дети поднимаются вверх, решил пройтись, несмотря на свой возраст. Присев на камень, закрыв глаза, он вдохнул свежего, морского воздуха и улыбнулся.
Решив присесть рядом с ним, я, как обезьяна-повторюшка, повторила все его действия. Из любопытства, я начала расспрашивать его, почему он так давно здесь не был и почему только сейчас решил сюда подняться. Рассказ был настолько интересным, что я решила поведать его вам.
В 50-х годах, когда старичок был еще мальчишкой, отец всегда брал его с собой на рыбалку, так как хотел, чтобы он продолжал его дело, как и многие поколения предков.
А надо сказать, после Великой отечественной, в 1957-ом году, Балаклава стала закрытым городом, т. к. там были секретные строения, позже их комплекс назвали «Объект 825 ГТС». Там хранились и, предположительно, изготавливались 6 видов ядерного оружия. До конца холодной войны благодаря этому объекту в Балаклаву было не так-то просто пробраться. Но все равно, конечно, там жили люди, работали, рождались и умирали.
«Объект 825 ГТС» - сегодня музей.
Каждое утро, когда еще не пропели первые петухи, мальчик со своим отцом садились в лодку и выходили в море. Не с главной бухты, т. к. она была закрыта для всех (там строились атомные подводные лодки), а с Серебряного пляжа, который находится восточнее Балаклавы. Чтобы заинтересовать ребенка, отец рассказывал всякие байки родных мест: про древних греков, завоевателей-османов, время царской России. В один из таких выходов в море отец поведал историю о «Черном принце».
По лицу старичка, было сразу ясно, что он был рад рассказать мне эту легенду так, как 60 лет назад рассказывал ему его отец. Рассказывал он просто - как то да сё было, шло, да и прошло. Но все равно, я была под впечатлением. В дальнейшем я уточнила свои сведения об этой легенде. И вот что мне удалось узнать.
Крымская война (1853-56 г.г.) началась из-за того, что дипломаты России и Франции не смогли договориться по вопросу, кому же должны принадлежать ключи от церкви Рождества Христова в Вифлееме. Франция требовала, чтобы ключи, которыми на то время владела православная община, были переданы католическому духовенству. При этом французы ссылались на договор с Османской империей от 1740 года, по которому Франции предоставлялось право контролировать христианские святые места в Палестине. Россия отстаивала своё право, приводя два документа - фирман султана от 1757 года, восстановивший права Православной церкви в Палестине, и Кючук-Кайнарджийский мирный договор от 1774 года, дававший России право защищать интересы христиан в Османской империи.
Конечно, это был лишь повод. Причиной было господство на Черном и Средиземном море, как всегда. Но в итоге в пекле Крымской кровавой войны погибло огромное количество людей - как среди защитников Российской Империи, так и среди войск противников (Британской, Французской и Османской империи). Один момент Крымской войны очень важен для нашей с вами истории о «Черном принце».
8 ноября 1854 года английская эскадра в размере десяти кораблей прибыла на внешний балаклавский рейд. Задача стояла - укрепиться в бухте. Вместе с эскадрой, опустив свои два якоря, прибыл и британский фрегат под названием «Принц».
Через пять дней над Крымским полуостровом пронесся юго-восточный ураган невиданной силы. На прибрежных скалах Балаклавской бухты погибло тридцать четыре корабля. Эта учесть постигла и «Принца».
Легенду о нем неоднократно описывали историки и писатели, среди них был и классик Александр Иванович Куприн, и сатирик Михаил Зощенко.
Что же до конкретных данных, то в начале войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым более двухсот торговых судов. Все они принадлежали не государству, а частным предпринимателям. На борту «Принца», как сообщалось в газете «Иллюстрейтед Лондон Ньюз» от 16 декабря 1854 года, «находились вещи 36700 пар шерстяных носков, 53000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 16000 простынь, 3750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков - 150000 штук, шерстяных рубашек - 100000, фланелевых кальсон - 90000 пар, около 40000 одеял и 40000 непромокаемых шапок, 40000 меховых пальто и 120000 пар сапог».
Да, корабль, о котором идет речь, назывался «Принц», и никакой приставки «Черный» и в помине тогда не существовало. Почему же сегодня он именно «Черный»? Дело в том, что фрегат был покрашен в черный цвет.
В общем, война еще не успела закончиться, как слухи расползлись моментально. Все судачили о том, что у берегов Крыма погиб английский фрегат «Черный принц» с огромным грузом золота.
Шквал слухов привел к тому, что корабль «Черный принц» и его исчезновение обросли легендами. Так, стоимость затонувшего с кораблем золота возросла до шестидесяти миллионов франков. В 1897 году газеты уже писали о том, что «Принц», громадный корабль английского флота, вез из Англии значительное количество серебряной монеты и 200000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму.
Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко. В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, во Франции учредили крупное акционерное общество с большим капиталом для поиска пропажи. Французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней, нашли более десяти затонувших кораблей, но «Черного принца» среди них не оказалось. Работы велись на огромной для конца прошлого века глубине.
Изобретатель Джузеппе Растуччи возглавлял экспедицию в 1901 году. Через несколько недель после начала работ ему удалось найти железный корпус большого корабля. Итальянские водолазы подняли со дна металлический ящик со свинцовыми пулями, подзорную трубу, винтовку, якорь, куски железа и дерева. Но... ни одной монеты. Весной 1903 года итальянцы покинули Балаклаву, с тем чтобы через два года снова прибыть на место поисков. На этот раз, уже совсем в другом месте, они обнаружили еще один железный корабль. Никто до сих пор не знает, был ли это «Черный принц» или какой-либо другой корабль. Золота опять не нашли.
Балаклава, начало XX века.
В 1922 году один ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Так мир снова заинтересовался «Черным принцем». Посыпались предложения одно другого фантастичнее. Один изобретатель из Феодосии утверждал, что «Черный Принц» наверняка лежит на дне в самой бухте.
Если почитать, сколько было потрачено денег, государствами, на поиски корабля, то примерно выходит, что Франция на поиски клада истратила полмиллиона, Италия - двести тысяч, Япония - почти четверть миллиона рублей золотом, в то время как Англия даже ни разу не предприняла попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота Ее Величества. Бросается в глаза еще один немаловажный факт. Почти все исторические материалы, относящиеся к периоду Крымской войны, не упоминают, что на борту «Принца» к тому времени, когда он прибыл на балаклавский рейд, было золото.
Однажды, когда я общалась на крымских раскопках с ребятами, они поведали мне еще одну историю. Во времена 90-х годов пара водолазов-любителей ныряли в бухте. Как и что они конкретно делали не известно. Но разбогатели вмиг. Открыли дайверскую школу, развивали это хобби, так как были большими любителями этого увлечения. Под веселое «зелье» с друзьями, они рассказывали, что якобы нашли сундук с золотыми монетами (или слитками, не совсем ясно). Что это был за клад, чей он был, советские это слитки, или золотые монеты знаменитого «Черного принца», так и не известно, как и само нахождение этих ребят.
Что такое ЭПРОН? Задайте сейчас кому-нибудь такой вопрос — и вряд ли получите вразумительный ответ. А в 1930-х эта звучная аббревиатура была у всех на слуху: об ЭПРОН — Экспедиции подводных работ особого назначения — писали статьи и книги, снимали фильмы. Появление этой романтической организации (окончательно официальный статус она получила в декабре 1923-го) было связано с Черным морем и кораблями, затонувшими у крымских берегов.
Если быть точными, то поначалу речь шла не обо всех кораблях, а об одном-единственном легендарном судне — британском фрегате «Черный принц». Во время он затонул под Балаклавой вместе с другими кораблями соединенной эскадры, разбитыми о прибрежные скалы во время небывалого по силе урагана. С тех пор «Черный принц» не давал покоя искателям морских кладов: считалось, что, помимо продовольствия и обмундирования, он вез не то 200, а не то и вовсе 500 тысяч фунтов стерлингов золотом. И ушел на дно вместе с этим драгоценным грузом. Золотые монеты якобы были насыпаны в бочки, почему и должны были бы в целости и сохранности покоиться где-то на дне Балаклавской бухты, дожидаясь того счастливчика, который их найдет. А искали многие, не только российские подданные, но и французы, норвежцы, американцы. Больше всех повезло итальянским водолазам, исследовавшим дно бухты в начале XX века. Инженер Джузеппе Рестуччи привез с собой специальный глубоководный скафандр собственной конструкции — толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе. С его помощью итальянцы обнаружили разбитый корпус корабля. Затонувшее судно было тщательно исследовано. Среди трофеев оказались подзорная труба, винтовка, ящик с пулями. А вот золота найти не удалось. Итальянцы еще несколько раз приезжали в Балаклаву, но успеха так и не добились. Первая мировая война и революция надолго приостановили охоту за сокровищами «Черного принца». Но в начале 20-х об этом заговорили вновь.
В 1923-м году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, еще с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъему «Черного принца». В Москве со своей идеей он сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему Военно-морскими силами. Но ни там, ни там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он отправился в ОГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным — и работа закипела.
Был отдан приказ о создании ЭПРОН и утверждении ее первого штата: на должность начальника ЭПРОН назначили Языкова, комиссаром (руководителем от ОГПУ) стал Лев Захаров-Мейер. Также в первоначальный состав ЭПРОН вошли несколько инженеров, водолазный специалист, врач, командир катера и бухгалтер. Главной задачей этой немногочисленной команды была организация «наилучших условий работы для экспедиции за золотом».
Прежде всего необходимо было построить аппарат (или, как его тогда называли, снаряд) для спуска на большую глубину. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОН инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться довольно глубоко, было рассчитано на трех человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн.
К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОН занималась поисками точного местонахождения «Черного принца» в Балаклавской бухте: работали военные тральщики, дно обследовалось металлоискателями, гидроплан и аэростат проводили фотосъемку грунта.
Перед спуском на снаряде Даниленко. 1923 г.
В сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем состоялось еще два спуска — на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения! Начались регулярные морские работы — метр за метром, день за днем, месяц за месяцем эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались более года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, их очистили от грунта и ила, осмотрели буквально по сантиметру — но ни одной золотой монеты так и не было найдено. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить. За это время члены ЭПРОН обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъемом затонувших судов.
Что же касается золота «Черного принца», то эта загадка до сих пор не разрешена. По одной из существующих версий, его не смогли найти по очень простой причине: в далеком 1854-м «Черный принц» вез в Балаклаву все что угодно, но только не золото, и все рассказы о его драгоценном грузе — не более чем вымысел...
Между прочим
Знаменитый корабль на самом деле назывался просто Prince
(«Принц»). «Черным принцем» его окрестили журналисты — видимо за то, что многие разорились на поисках его мифического золота, не один человек погиб. Под именем «Черный принц» фрегат и вошел в историю.
Татьяна Шевченко, «