5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5 *.
Таблица 5*
Учреждения и предприятия обслуживания |
Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения 1* : |
|
в городах |
|
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке |
|
Общеобразовательные школы 1 |
(500 для начальных классов) |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий |
|
Физкультурно-спортивные центры жилых районов |
|
Поликлиники и их филиалы в городах 2 |
|
Раздаточные пункты молочной кухни |
|
Аптеки в городах |
|
То же, при одно- и двухэтажной застройке |
|
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: |
|
в городах при застройке: |
|
многоэтажной |
|
одно-, двухэтажной |
|
в сельских поселениях |
|
Отделения связи и филиалы сберегательного банка |
1 * Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).
Примечания: 1. Для климатических подрайонов I А, I Б, I Г, I Д и II А, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30 %.
2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6 *.
Таблица 6*
Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания |
Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м |
|||
до красной линии |
до стен жилых домов |
до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений |
||
в городах |
в сельских поселениях |
|||
Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания) |
По нормам инсоляции и освещенности |
|||
Приемные пункты вторичного сырья |
||||
Пожарные депо |
||||
Кладбища традиционного захоронения и крематории |
||||
Кладбища для погребения после кремации |
* С входами и окнами.
Примечания *: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.
В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.
3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.
4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственные и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.
Читайте также:
|
Ключом к своего рода цементированию структуры города служат рациональное расположение производства и расселение трудящихся с учетом технологических требований промышленности, объективного социального механизма поведения горожан в сфере городского расселения, постоянного развития и изменения внутригородских взаимосвязей в пространстве и во времени.
В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения. Равномерность размещения на территории города и объединение городских и пригородных зеленых насаждении в целостную систему - одно из средств формирования структуры города как одного целого.
Важнейшая роль в социальной, функциональной и архитектурно-композиционной интеграции современного города принадлежит системе взаимосвязанных общественных центров, включающей общегородской и специализированные центры, центры планировочных и жилых районов, промышленных районов и зон отдыха, а также общественные центры местного значения (микрорайонные и др.).
Главный общественный центр современного города представляет собой не только высшее звено в системе социально-культурного обслуживания и главный архитектурный ансамбль города. Это - комплексная функциональная зона, в которой реализуются общественно-политическая работа и управление, культура и отдых, транспортные функции (центр - важнейший транспортный узел города).
Специализированные центры - общественно-культурные, учебно-творческие, музейно-выставочные, спортивные и др.- новые важные элементы, за счет которых может происходить развитие общегородских центров крупных городов в условиях перехода их к полицентрической организации. Они имеют объективную базу для возникновения в структуре крупных и новых городов, будучи связаны с процессом концентрации и интеграции городских функций в различных сферах. Отличительный признак специализированного центра - наличие «базового» профиля специализации, который стимулирует проявление различных форм социокультурной деятельности. Наличие такой деятельности можно рассматривать как надстроечную функцию, характеризующую зрелую форму развития специализированного центра любого базового профиля.
Общественные центры планировочных и жилых районов города - среднее звено, наиболее массовое в системе общественных центров. Благодаря этому звену жилая среда города относительно равномерно насыщается элементами общественного назначения, в определенной мере снимая диалектическое противостояние понятий «центр - периферия» и формируя социальную инфраструктуру города.
Система обслуживания в современных условиях есть набор общественных зданий и сооружений в пределах данного населенного места и сферы его влияния (агломерации) с определенными зонами влияния или радиусами обслуживания.
Система функционирует по принципу динамического построения сети общественных зданий и сооружений, включая как стационарные системы обслуживания, так и мобильные средства доставки товаров и услуг населению.
Исторически понятие "системы обслуживания" появилось в СССР в 50-е годы в связи с созданием системы ступенчатого обслуживания (сравнение по критерию "частота спроса на услуги")
Ступенчатая система обслуживания: Строение
I ступень - повседневное
II ступень - периодическое
III ступень - эпизодическое
Для каждой ступени устанавливаются свои радиусы доступности (пешеходной или транспортной доставки) в соответствии со структурным уровнем селительной организации территории города.
I ступень - уровень микрорайона
II ступень - жилой район
III - общегородской центр
На уровне жилой группы: детский сад (радиус обслуживания 300м-город, 500м-село)
На уровне микрорайона: школа (R=500-750м), магазины продовольственных и непродовольственных товаров.
На уровне жилого района: поликлиника, кинотеатры, крытый плавательный бассейн.
На уровне общегородского центра: музей, театры, цирк.
Ступенчатая система: достоинства:
Нормирование сети
Учет комплексности обслуживания
Типизация и индустриализация строительства (но в настоящее время можно отнести к недостаткам)
Ступенчатая система: недостатки
Излишне теоретический характер деления на три ступени
Измельченность и неэкономичность учреждений обслуживания в силу возрастания мобильности населения и многообразия форм городского образа жизни.
Закрытость системы обслуживания, жесткая иерархичность
Сетевая система обслуживания возникает в 70-80е годы (критерий: избирательность спроса)
1) Массовое (стандартное) обслуживание
2) Индивидуальное (специальное) обслуживание
Массовое обслуживание обеспечивает минимизацию затрат времени на приобретение товаров или получение услуг наиболее распространенного спроса.
Магазины продовольственных и непродовольственных товаров
Предприятия общепита по месту жительства, работы, учебы и так далее
Услуги мелкосрочного ремонта, стирки, химчистки.
Индивидуальное обслуживание предусматривает затраты части личного свободного времени на приобретение товаров или получение услуг, отвечающих индивидуальным запросам и вкусам людей.
Универсальные и специальные магазины
Общепит, различающийся по кухне и профилю обслуживания
Дома быта, салоны и предприятия бытового обслуживания
Массовое обслуживание рассчитано исключительно на пешеходную доступность и связь с транспортными путями в местах повседневной деятельности человека, размещается в селитебной зоне, местах приложения труда, зонах массового отдыха, общественных центрах.
Индивидуальное обслуживание рассчитано на транспортную доступность и размещается в центах городского значения, зонах отдыха городского значения, туристических центрах и так далее.
>СниП 2.07.01-89* п.5.2
Преимущества сетевой системы обслуживания:
Формирование независимо от границ микрорайонов и жилых районов
Открытый характер функционирования
Гибкость и мобильность функционирования
Тесная связь с групповыми системами расселения и транспортными коммуникациями.
Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.
Таблица 5*
Учреждения и предприятия обслуживания | Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения 1* : | |
в городах | |
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке | |
Общеобразовательные школы 1 | (500 для начальных классов) |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий | |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов | |
Поликлиники и их филиалы в городах 2 | |
Раздаточные пункты молочной кухни | |
Аптеки в городах | |
То же, при одно- и двухэтажной застройке | |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: | |
в городах при застройке: | |
многоэтажной | |
одно-, двухэтажной | |
в сельских поселениях | |
Отделения связи и филиалы сберегательного банка |
1 * Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).
Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30 %.
2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
Расположение школ на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений составляет 0,3 -0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно-климатической зоны и школьного возраста (1,2, 3 ступени обучения). Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся 1 ступени – 15 минут, для учащихся 2 - 3 ступени – не более 30 минут.
В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся 1 ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 минут (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся 2, 3 ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания учащихся 2-3 ступеней не должен превышать 15 км.
Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 человек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ 1,2 ступеней – 250 учащихся, для школ 1,2,3 ступеней – 500 учащихся.
Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайонах в удалении от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м, от границы земельного участка школы до стен жилых домов не менее 10 м. В районах усадебной застройки здание школы следует размещать на расстоянии не менее 50 м от жилых и общественных зданий. Пути подхода учащихся к школам не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц.
Общеобразовательные учреждения не размещают на внутри квартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.
Расстояние от школы до различных видов зданий должны приниматься в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских школ, поживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.
Функциональное зонирование земельного участка школы .
Площадь земельного участка в школах колеблется от 20 до 53 м 2 на 1 учащегося в зависимости от вместимости школьного здания.
На территории выделяются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная зоны.
Площади основных зон земельного участка школы.
Совершенствование сферы обслуживания способствует не только удовлетворению запросов населения, но также существенно влияет на организацию и направленность многих социальных процессов нашего общества, в том числе и на рост производительности труда.
Система зданий культурно-бытового назначения по существу определяет ту материальную среду, которая позволяет человеку разумно использовать свое время, всесторонне развивать свои способности.
Правильная организация обслуживания населения и размещение сетей культурно-бытовых учреждений составляют одну из важнейших проблем цивилизованного общества.
Обслуживающие учреждения по своей специализации и значению в жизни города подразделяют на группы.
По специализации сеть городских учреждений делят на:
- общественные и административно-хозяйственные учреждения (администрации, судебные органы, банки, сберегательные кассы, почта, телеграф, радио и т.д.);
- культурно-просветительные учреждения (театры, клубы, кинотеатры,
- библиотеки, музей, дома пионеров);
- учебные заведения (общеобразовательные и специальные школы, училища, техникумы и вузы);
- детские учреждения (сады и ясли);
- учреждения здравоохранения (больницы, родильные дома, диспансеры, поликлиники, станции «Скорой помощи» и санитарно-эпидемиологические станции);
- физкультурные и спортивные учреждения и сооружения (стадионы и спортивные площадки, спортивные залы, плавательные бассейны, водные
- станции и др.);
- учреждения и предприятия общественного питания и торговли (магазины продовольственных и промышленных товаров, рынки, столовые,
- рестораны, закусочные);
- предприятия коммунально-бытового обслуживания (бытовые мастерские, парикмахерские, прачечные и т. п.).
Принцип размещения учреждений культурно-бытового обслуживания заключается в максимальном приближении этих учреждений к жилью, а следовательно, размещение их не по периметру, а внутри жилых массивов.
Чем чаще пользуется население тем или иным учреждением, тем ближе оно должно быть расположено к жилью. Этим определяются нормативные радиусы действия учреждений культурно-бытового обслуживания.
Все учреждения культурно-бытового обслуживания жилого района подразделены на три группы: первичного, повседневного и периодического обслуживания.
В соответствии с действующими нормами (СНиП П-К. 2-62) в группе жилых домов в радиусе обслуживания до 300 м следует размещать детские ясли-сады и физкультурные площадки. В будущем здесь можно будет предусмотреть организацию службы бюро добрых услуг, выполняющего заказы на различные услуги - первичное обслуживание.
В микрорайоне в радиусе обслуживания до 500 м следует размещать школы, предприятия торговли и общественного питания, приемные пункты прачечных и бытовых мастерских, физкультурные площадки, гаражи для индивидуальных автомобилей - повседневное обслуживание.
В жилом районе, как правило, желательна организация общественного центра в радиусе обслуживания до 1500 м, который включает торговый центр или отдельные крупные предприятия торговли и общественного питания, клуб, кинотеатр, библиотеку, спортивный комплекс, поликлинику - периодическое обслуживание.
Учреждения и предприятия обслуживания |
Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения: |
|
в городах |
|
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке |
|
Общеобразовательные школы |
(500 для начальных классов) |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий |
|
Физкультурно-спортивные центры жилых районов |
1500 |
Поликлиники и их филиалы в городах |
1000 |
Раздаточные пункты молочной кухни |
|
Аптеки в городах |
|
То же, при одно- и двухэтажной застройке |
|
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: в городах при застройке: |
|
многоэтажной |
|
одно-, двухэтажной |
|
в сельских поселениях |
2000 |
Отделения связи и филиалы сберегательного банка |
Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных.
Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м |
||||
Здания (земельные участки) учреждений и |
до красной линии |
до стен жилых |
до зданий общеобразовательных |
|
предприятий обслуживания |
в городах |
в сельских поселениях |
домов |
школ, детских дошкольных и лечебных учреждений |
Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания) |
По нормам инсоляции и освещенности |
|||
Приемные пункты вторичного сырья |
||||
Пожарные депо |
||||
Кладбища традиционного захоронения и крематории |
||||
Кладбища для погребения после кремации |
Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.
В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.
Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.
На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.
По значению в жизни города учреждения делят на:
- общегородские (театры, музеи, центральные библиотеки, центральные универмаги, крупные специализированные магазины и т. д.);
- районные (административные и общественные организации, магазины, столовые, кинотеатры, районные библиотеки, поликлиники и т. д.);
- микрорайонные, обслуживающие только сравнительно небольшие жилые комплексы (школы, детские сады-ясли, продовольственные магазины и т. д.).
При многоэтажной застройке иногда целесообразно размещать учреждения торговли и бытового обслуживания микрорайонов в первых этажах жилых домов. При этом следует отметить, что если первоначально считалось удобным располагать торговые и бытовые предприятия, обслуживающие жителей микрорайона, внутри него, то в настоящее время представляется более целесообразным размещать их на границе микрорайона и приближенными к остановкам общественного транспорта, что значительно расширяет сферу их действия и делает удобными для попутного пользования при движении на работу и с работы.
Для того чтобы эти учреждения обслуживания были доступны всему населению, они должны быть равномерно распределены по всей территории города. Однако равномерное размещение этих учреждений само по себе еще не создает рационального решения обслуживания.
Для этого необходима организация стройной системы, размещения культурно-бытовых учреждений и органическая взаимосвязь этого размещения с планировочной структурой города. Необходимо точно определить место и значение каждого объекта системы обслуживания в зависимости от характера и частоты пользования, его услугами. Чем чащепоявляется потребность в данном виде учреждений, тем ближе они должны быть к потребителю. И наоборот, учреждения, которые посещают сравнительно редко, могут иметь больший радиус обслуживания.
Система обслуживания должна охватывать как селитебную и промышленную зоны города, так и его пригороды. Она должна быть связана с планировочной структурой и размерами населенного места. В малых городах и поселках эта связь относительно проста, в крупных и больших городах она значительно усложняется.
В практике проектирования современных населенных мест зарекомендовала себя так называемая ступенчатая система обслуживания, которая наиболее полно обеспечивает удобства населения и создает благоприятные условия эксплуатации самих учреждений. Согласно этой системе культурно-бытовые учреждения, в зависимости от места их расположения в городе, условно подразделяют на ступени.
Смысл ступенчатой системы обслуживания заключается в том, чтобы создать последовательный ряд учреждений, который, обслуживая определенный контингент населения, соответственно закреплял бы структурное членение городской территории. Организация обслуживания населения по ступенчатой системе и в связи с этим структура территории города зависят от его величины.
Административно-хозяйственные и общественные здания на территории города размещают в зависимости от их значения: учреждения общегородского значения в основном располагают в центральной части города, учреждения районного и микрорайонного значения - в обслуживаемых ими районах.
Таким образом, систему общественных центров города образуют общегородской центр, центры жилых районов и микрорайонов.
В малых городах может быть организован единый общественный центр. В средних городах система общественных центров состоит из городского центра и центров жилых районов. При этом городской центр может совмещаться с центром одного из жилых районов. В крупных и больших городах, кроме городского центра, организуют общественные центры селитебных и жилых районов. В больших и крупных городах учреждения общегородского значения многочисленны и разнообразны. Их не следует концентрировать только в центральной части города, так как чрезмерная концентрация общественных зданий влечет за собой перенасыщение центра потоками транспорта и пешеходов. Поэтому собственно центр города целесообразно формировать важнейшими общественно-политическими, административными и культурно-просветительными зданиями.
Отдельные части общегородских центров крупных городов могут иметь некоторую функциональную специализацию. В комплексе архитектурных ансамблей могут быть размещены правительственные здания городского или областного значения, театры и концертные залы музеи и выставки, универмаги, торговые пассажи, рестораны.
Торговые, спортивные,учебные и другие общегородские учреждения выгоднеерасполагать на отдельных, наиболее удобных для них территорияхгородаи пригородной зоны, образуя центрыспециальногоназначения. В зависимости от конкретных условий эти центры можно группировать или размещать раздельно. Таким образом, комплексная организация обслуживанияпредусматривает переход от отдельных общественных зданий к их концентрированному размещению в виде общественных центров. Такое размещение дает возможность жителям города удовлетворить свои бытовые и культурные потребности в одном месте, затрачивая на это значительно меньше времени и энергии. Легче и рациональнее решается проблема транспорта и автостоянок. Применяемые при этом укрупненные кооперированные здания лучше отвечают современным требованиям технологии и экономичности строительства и эксплуатации. Крупные центры формируют среди городской застройки разнообразные архитектурные ансамбли, чем обусловливают композицию планировки и застройки города в целом.
Общественные центры города должны размещаться на возвышенных и красивых местах городской территории, на берегах рек, водоемов. Они должны быть хорошо озеленены и изолированы полосами зеленых насаждений от прилегающих магистральных улиц и автомобильных стоянок.
В составе общегородского центра следует предусматривать открытые площади для массовых демонстраций, митингов, народных гуляний, скверы для кратковременного отдыха.
Стремление избежать чрезмерной перегрузки основных городских центров крупных городов привело к идее создания городских общественных центров специализированного профиля.
В зарубежной и советскойградостроительной практике наибольшее распространение получают комплексы предприятий торговли, общественногопитания и бытовогообслуживания - торговые центры Такие комплексыразнообразныхторговых предприятий, сконцентрированных в одном месте, создают большие удобства для покупателей, представляют максимально разнообразный ассортимент товаров, позволяют широко применять новую технику и прогрессивные методы торговли. С точки зрения строительства и эксплуатации такие комплексы экономичнее отдельных разрозненных зданий.
В зависимости от конкретных условий вместимость и состав торговых центров могут меняться. В связи с бурным развитием науки в нашей стране большое распространение получили учебные и научные центры. В промышленных городах (Свердловске, Магнитогорске, Новокузнецке и др.) создают общественные центры промышленных районов. Большое значение и широкое распространение в городах уже получили выставочные и спортивные центры. Специализированный профиль этих центров совмещается с полным комплексным обслуживанием: на их территории размещаются столовые, рестораны, гостиницы и т. п.
В настоящее время разрабатывают проекты медицинских центров. В них намечается создание комплекса разнообразных лечебно-диагностических отделений с научными и учебными медицинскими учреждениями. Медицинские центры размещают вне селитебной территории, в зелени пригорода или лесопаркового пояса.
Комплекс городских специализированных центров, объединенных системой магистралей, бульваров, садов и парков, одновременно с решением сложных функциональных задач облегчает создание пространственной организации архитектурных ансамблей города.При разработке проектов планировки и застройки городов необходимо знать вместимость общественно-административных и культурно-бытовых зданий и размеры территории для них.
Пользоваться нормами необходимо с учетом индивидуальных особенностей каждого города: его размеров, соответствующей планировочной структуры, функционального и административного назначения. Наконец, имеют значение и климатические особенности района. Предлагаемая ступенчатая система организации культурно-бытового обслуживания, нормативные данные для расчета вместимости и радиусов действия отдельных учреждений обслуживания, организация системы центров является лишь основой, к которой в каждом конкретном случае нужно подходить творчески, учитывая множество нюансов, которые могут встретиться при проектировании новых и тем более реконструкции существующих городов.
Сущность принципа микрорайонирования заключается в том, чтобы каждый житель имел рядом со своей квартирой все учреждения, необходимые для удовлетворения повседневных культурно-бытовых потребностей, максимально удобно находящиеся в шаговой доступности.
Учреждения, обслуживающие жилые микрорайоны, должны быть, по возможности, равномерно размещены на территории микрорайона, чтобы обеспечить наилучшее обслуживание населения с минимальными радиусами пешеходной доступности.
Вся территория микрорайона условно разбивается на зоны обслуживания культурно-бытовыми учреждениями. В пределах этих зон производятся замеры минимальных и максимальных радиусов обслуживания (r mln и r max ).
Минимальный и максимальный радиусы обслуживания определяется путем замера на чертеже расстояний по реальным кратчайшим путям следования от наиболее близко и наиболее далеко расположенных жилых домов до учреждений обслуживания. Замер производится от парадной двери жилого дома до входной двери в учреждение.
Средний радиус обслуживания определяется по формуле:
r c = (r min +r max)/2 , где
r c - средний радиус зоны обслуживания (доступности), м;
r mln - минимальный радиус зоны обслуживания, м;
r max - максимальный радиус обслуживания, м.
Среднее t c и максимальное t max время, затрачиваемое жителями на подход к культурно-бытовым учреждениям, определяется по формулам:
t c = r c /v; t max = r max /v , где
t c и t max - среднее и максимальное время на подход к учреждению обслуживания, мин.
v = 66,7 м/мин. - скорость движения пешехода.
Результаты расчетов радиусов обслуживания и затрат времени на подход к учреждениям обслуживания представлены в Таблице 8.
Таблица 8. Радиусы облуживания культурно-бытовыми учреждениями и затраты времени населения
Наименование учреждений | Радиусы обслуживания, м | Затраты времени на подход от жилых домов, мин | |||
средний | min | max | среднее | max | |
Школа 1 | 3,15 | 4,50 | |||
Школа 2 | 3,45 | 5,40 | |||
Дет. учреждение 1 | 3,52 | 6,00 | |||
Дет. учреждение 2 | 3,75 | 6,60 | |||
Дет. учреждение 3 | 2,85 | 4,80 | |||
Парикмахерская 1 | 3,60 | 7,20 | |||
Парикмахерская 2 | 3,67 | 7,05 | |||
Банк | 2,40 | 4,80 | |||
Столовая | 3,75 | 7,20 | |||
Стоянка 1 | 1,95 | 3,90 | |||
Стоянка 2 | 2,10 | 4,20 | |||
Магазин 1 | 3,82 | 7,50 | |||
Магазин 2 | 2,25 | 4,50 | |||
Магазин 3 | 4,35 | 8,70 | |||
Магазин 4 | 4,89 | 9,60 | |||
Магазин 5 | 3,73 | 7,35 | |||
Магазин 6 | 3,67 | 7,35 |
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что при нормативных показателях среднего и максимального радиуса зоны обслуживания культурно – бытовыми учреждениями, в данном микрорайоне большинство предприятий расположены согласно требованиям. Однако следует отметить весьма не продуманное и нерациональное расположение почти всех культурно-бытовых учреждений.
Так школы следует размещать равномерно по территории микрорайона, в стороне от магистральных улиц. Концентрированное расположение школ и детских учреждений опасно в эпидемиологическом отношении и приводит к удлинению радиусов обслуживания этими учреждениями. В данном же микрорайоне это требование не соблюдается. Хотя максимальный радиус обслуживания школ и укладывается в норматив, их расположение является весьма неудобным.
Расположение большей части магазинов на окраине микрорайона вблизи красных линий приводит к значительному увеличению радиуса их доступности. Жители, поживающие на противоположных от этих учреждений краях микрорайона, вынуждены тратить много времени, что весьма неудобно.
Проверка условий освещений жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений
Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территории учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на здоровье жителей и на комфортности проживания в микрорайоне.
Расстояние между жилыми домами должно быть принято в соответствии с этажностью затеняющего здания. Между длинными домами, а также между жилыми и общественными зданиями расстояние должно быть не менее 2H, между торцами домов и домами башенного типа - не менее H (где H - высота дома).
Имеются также данные о том, что для домов это расстояние должно быть следующим: для 5-этажных - не менее 15 м; для 12-этажных - не менее 36 м, для 16-этажных - не менее 48 м. В данном микрорайоне, согласно измерениям, расстояние между домами не всегда соответствует нормативным санитарным требованиям.
Если рассмотреть микрорайон с точки зрения сторон света, можно отметить, что небольшая часть жилых домов имеет благоприятное расположение с ориентацией фасадных сторон с юго-запада на северо-восток, в связи с чем квартиры должны хорошо освещаться, в них не должно быть резких перепадов температур, что в свою очередь способствует образованию благоприятного микроклимата. Однако следует заметить, что некоторые дома выходят фасадами на север (на запад и восток - торцами), северная сторона недополучит солнечного света и тепла.
Благоприятное расположение имеет большая часть учреждений обслуживания микрорайона, т.к. они не затеняются стоящими рядом домами.
Заключение
В курсовом проекте был рассмотрен и проанализирован предложенный план микрорайона. Ниже приведены основные, полученные в результате расчетов, показатели:
1. Общая территория микрорайона - 24,89 га. Из них 17,69 га - жилая территория (71,07%) и 7,2 га - участки культурно-бытовых учреждений (28,93%);
2. Численность населения микрорайона - 10131 человек;
3. Жилой фонд - 136780,8 м 2 ;
4. Средняя этажность - 8 этажей;
5. Общие капитальные вложения - 2979,91 млн. руб.;
6. Ежегодные эксплуатационные расходы - 73067,86 тыс. руб.
Микрорайон является весьма благоприятным для проживания. Густота застройки укладывается в нормативные показатели, радиус обслуживания так же в пределах нормативных значений. Большую часть территории жилого микрорайона занимает жилая территория, что является положительным фактором, а учитывая преобладание зеленых насаждений – положительный факт с точки зрения очищения воздуха от близлежащей магистральной улицы.
К недостаткам данного микрорайона можно отнести небольшое количество стоянок, что затрудняет парковку транспорта и приводит к загромжденности подъездов к жилым домам. Так же негативным является отсутствие спортивно-развлекательных учреждений, художественной школы, поликлиники, аптеки.
Весьма непродуманным является размещение некоторых культурно-бытовых учреждений. Так большая часть продуктовых магазинов сосредоточена в южной части микрорайона, что также неудобно и приводит к значительному увеличению радиуса обслуживания. Помимо всего прочего на территории отсутствует целый ряд предприятий обслуживания - почта, аптека и др.
Однако стоит отметить, что на территории микрорайона присутствует весьма удачно расположенный банк, расположенные в центре микрорайона гаражи и стоянки, а также столовая и парикмахерская.
Таким образом, анализируя всю территорию микрорайона в целом, можно сделать вывод о том, что культурно-бытовые и архитектурно-композиционные условия заданы в данном случае не всегда успешно, проектно-планировочная работа выполнена достаточно качественно, но небольшое количество площадей использовано нерационально.
Список использованной литературы
1. Давидович В. Г. Планировка городов и районов. - М: Стройиздат, 1964;
2. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Организация инфраструктуры города и региона». - М., ГУУ, 1999.