Формирование финансовой системы московского государства продолжил Иван 4, который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стало производиться по "животам и промыслам". Кроме прямых подати и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги.
Нововведения:
Приказ Большого Прихода
Создано центральное финансовое ведомство - Казну (Казенный Приказ) и Четверти, ведавшие финансами местными, а также Разряд, ведавший денежными сборами, введёнными взамен кормлений.
В конце 16-го века работа новых финансовых учреждений позволило централизовать финансовые ресурсы: теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства.
Введение земского самоуправления (создание губных и земских учреждений), В их ведении помимо различных вопросов местного управления был сбор налогов с тяглого населения.
Был произведён перевод большинства государственных повинностей в денежную форму.
В период царствования Алексея Михайловича (1613-1645) взимание подати стало основываться на писцовых книгах.
1623 год впервые была составлена "годовая большая система" – первый российский бюджет.
Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, судебные пошлины, таможенные пошлины.
1653 год - принят Таможенный устав, Введена чёткая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.
Система государственных финансов начала формироваться при образовании централизованного государства. Основными принципами финансовой политики на стыке 15-го – 16-го веков были ликвидации феодальной раздробленности, образование государственного аппарата управления финансами, дальнейшее развития финансовой системы.
Земская реформа, перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части государственных повинностей на деньги завершили к середине 16-го столетия создание государственных финансов страны. В Целом был определен состав податного сословия и организовано его обложение С учётом податной способности плательщиков. Был создан налоговый кадастр – писцовые книги, использовалось финансовое планирование – оклад. Действенность системы поддерживали элементы финансового контроля. В целом финансовая система позволяла концентрировать значительные финансовые ресурсы в общегосударственных целях.
Основные мероприятия административно-финансовой реформы Ивана IV
Для решения важнейших вопросов в жизни страны созывались Земские соборы,состоявшие из бояр (Боярская дума), высших иерархов русской церкви и выборных представителей от разных сословий: дворян, посада и черносошных, т. е. некрепостных крестьян. Соборы должны были помогать царю в решении важнейших вопросов: новые законы, налоги, война, мир.
Роль Земского собора в системе власти была противоречива. С одной стороны, они помогали царю управлять страной, с другой - ограничивали царскую власть. Но обойтись без поддержки бояр и иных сословий в то время она еще не могла.
Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30 гг. XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (введение "посошной" системы обложения, т.е. установление единых критериев обложения: земельного угодья, численности поголовья скота и т.п.).
В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц ("сох"). Вводился целый ряд прямых ("кормленный откуп", "пятина" с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенных (таможенный, соляной, кабацкий) налогов и сборов. Была установлена единая торговая пошлина - 5% к цене товара
Вопросы регулирования финансовых отношений, получившие отражение в Соборном Уложении 1649 г
В соборном уложении – своде законов русского государства – была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения. При определении окладов подойти и их раскладки, согласно соборном уложении использовались различные единицу обложения. Среди них можно выделить три 1) выти, обжи,луки 2)местные сошки различных размеров 3) большая (московская) соха.
В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет. Тяглые крестьяне, ставшие крепостными, не переставали быть тяглыми и способными к государственному тяглу. За беглых крестьян владелец платил подати до новой переписи. Не мало внимания в Соборном уложении уделено оброку. В них указывается, что владельцы угодий, расположенных на государственных землях, в частности крестьяне таких владельцев, если они продолжают владеть на оброке государственными угодьями на отхожих землях, обязаны по-прежнему платить государев оброк, т.е. переход крестьян в частные владение не должен сопровождаться освобождением их от уплаты за пользование государевыми оброчными угодьями.
29. Финансовые преобразования Петра I
Петр 1, первый введший в России систему централизации власти, подчинил многосложное управление податями одному правительственному учреждению – Камер – коллеги.
1672-1683 На Стрелецкий приказ – одно из центральных государственных учреждений России – был возложен сбор стрелецких денег, основного прямого налога. Царским указом и Боярским приговором 5 сентября 1679 г введена Подворная подать.
1679-1681- Во главе финансовых учреждений Московского государства находится приказ Большой Казны.
30 января 1699 г вместо приказа Большой казны учреждена Бурмистерская палата (Ратуша)- Центральный финансовый орган России.
Пётр 1 усиленно эксплуатирует новый источник доходов – регальные права на угодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие права частной собственности.
1704 год - учреждена Ближняя Канцелярия (Орган административного финансового контроля за деятельностью государственных учреждений России)
1708-1711 - Реформа налоговой системы России, реформа местного управления (реорганизация налоговых органов и частичное совершенствование процедура сбора податей)
1708 - Финансовое хозяйство, включая налоговую систему передано губернаторам
С целью повышения сбора налогов вся территория России была разделена на 8 губерний (позже 10), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов.
1710 и 1711 Созыв съезда губернаторов, воевод и бургомистров – разработаны основы нового финансового устройства страны – распределение содержания армейских полков по губерниям.
1711- Создан Правительствующий Сенат на него были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым
12 декабря 1715 Образовано 9 коллегий, денежными делами ведала Камер – коллегия, счёт и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион – коллегию, Штат – контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт.
1719 -Реформы в местном управлении, губернии делились на провинции.
упраздняется Ближняя канцелярия, ее функции переходят Ревизион- коллегии. Центральным государственным финансовым учреждением стала созданная в 1718 г. Камер-коллегия, находившаяся в подчинении Сената. Она организовывала сбор государственных походов и руководила местными финансовыми учреждениями
1722 г- введена подушная подать, которой облагалось всё мужское население податных сословий.
1724- - таможенный тариф
Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемый с "души" в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.
В последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, в самом конце правления Петра 1 с введением подушной подати формируется финансовая система Российской империи
Реформы Петра I (1700-1718) -Нужда в денежных средствах (так как велись войны)
Желание ввести новую ден.систему, которая бы отвечала требованиям развивающейся экономики и торговли => За время реформы были -введены в обращение золотые монеты – червонец (3 рубля), равный по весу западноевропейскому дукату (3,4 г), двойной червонец (6 рублей) и двойной рубль (около 4 г)
В 1704 году был осуществлен переход на десятичную систему (ранее была алтынная-кратная 3)
В обращении появилась медная копейка = 1/100 части серебряного рубля
В конце 40-х годов вокруг молодого царя образовался круг советников, получивший позднее название «Избранная рада». В состав Избранной рады вошли люди, различные по своему происхождению и социальному статусу. Здесь были люди «породные», представители аристократических фамилий, такие, как князь Андрей Курбский; были выходцы из провинциального дворянства, вознесенные вверх по царской милости. К таким относился один из самых видных деятелей Избранной рады, костромской помещик Алексей Адашев, взятый, по высокомерному замечанию Ивана Грозного, ко двору «из гноища». Был близок к раде священник Сильвестр, сильный своим нравственным воздействием на царя. Сильвестр принадлежал к натурам глубоко, фанатично верующим. Ему даже являлись пророческие «видения» и «небесные голоса», рассказы о которых потрясали впечатлительного Ивана. И хотя при царском дворе немало злословили по адресу новоявленного пророка, царь боялся ослушаться Благовещенского протопопа, а сам протопоп, по-видимому, искренне верил в свою миссию поучать и наставлять в «божественной правде» своего венценосного духовного сына. Позднее Иван IV обвинит «проклятого попа» в том, что он запугивал его, держал в страхе. Трудно проверить истинность этих обвинений. Сильвестр, несомненно, сдерживал «неистовый нрав» Ивана IV , напоминая об ответственности за совершенные грехи, обязанности жить в страхе Божьем. Такие отношения между пастырями и паствой, священником и его духовными чадами были нормой.
Но что в таком случае объединило столь разных по положению и характеру людей? Почему они оказались причастными к Избранной раде? Общим для них оказалось осознание необходимости реформ и готовность осуществить их. И, наконец, участие в их осуществлении. Потому, определяя роль и значение Избранной рады в политической истории XVI века, необходимо с известными оговорками сказать, что рада стала неофициальным идейным и организационным центром реформ, объединением единомышленников, сильных своей близостью и влиянием на Ивана IV . Главная мысль, объединившая членов Избранной рады, заключалась в признании необходимости сильной власти с опорой на дворянство.
Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались, в первую очередь, управления и реализовывались внутренние функции государства, а, следовательно, ощущались недостатки, потребность в изменении.
В 1550 году был принят новый «Судебник». Его характерной чертой стало стремление улучшить отправление правосудия. Правда, старая система управления и суда в лице наместников и волостелей сохранялась. Но с существенными поправками, суть которых сводилась к усилению контроля над ними со стороны местного населения и центральных властей, с этой целью в суде наместников должны были участвовать старосты и целовальники, представители дворянства, посада и черносошных (т.е. свободных, плативших подати государству) крестьян: «Без старост и без целовальников суда не судити». Контроль со стороны центральной администрации выражался в том, что ряд дел должен был согласовываться и получать одобрение в Москве: «без доклада» государю наместник не имел права наказывать или миловать «татя (вора) и душегубца и всякого лихого человека». Пристальный контроль должны были осуществлять за деятельностью наместников дьяки, представители формирующейся бюрократии.
Основание для произвола наместников и волостителей, могущее возникнуть из-за отсутствия общегосударственного законодательства, с появлением Судебника если не исчезло, то было сильно сужено. Были установлены единые и общеизвестные размеры наместничьих судебных пошлин. Население на местах отныне имело доходные списки с исчислением круга судебных и финансовых прерогатив наместников. Взяточничество и волокита получали юридическое осуждение. Мздоимство каралось штрафом.
Наконец, впервые в масштабе всей страны была проведена так называемая губная реформа, утверждавшая местное самоуправление. Компетенция его была достаточно скромной: ряд уголовных дел, розыск «ведомых разбойников», в поимке которых было особенно заинтересовано население. Но и эта сфера деятельности была изъята из ведения наместников.
Примечательно, что очень скоро статьи о суде наместников и волостителей утратили свою силу. В середине 50-х годов Избранная рада вовсе отменила управление наместников и передала его в руки избранных населением «излюбленных судей» или «голов», «которые бы были добры и прямы и всем крестьянам (христианам) любы». Те же дела, которые избранным судьям «кончать не мочно», велено было направлять в Москву. Вместо наместнических «кормов» и пошлин, которые ранее шли на содержание наместников и волостелей, устанавливался оброк («кормленичий окуп»), идущий в царскую казну на жалованье ратным людям и на иные нужды.
Таким образом, наместническая система управления, сложившаяся в период ликвидации уделов и вошедшая в сильное противоречие с требованиями времени, сначала была ограничена, а затем - в силу своей коренной непригодности - упразднена.
Значение Судебника 1550 года огромно. Несмотря на судьбу отдельных его статей, это было действующее законодательство общегосударственного масштаба. Опираясь на него, расширила свои функции служилая приказная бюрократия, без которой немыслимо строительство централизованного государства. Новый свод законов ускорил формирование приказной системы. Централизованное государство нашло в Судебнике правовую базу; получив же ее, увереннее двинулось в избранном направлении. Нельзя не видеть и социальную направленность Судебника. Получили подтверждение и развитие нормы еще сохраненного крестьянского выхода в Юрьев день. При этом усилилась власть помещика и вотчинника над крестьянином: во-первых, возлагалась ответственность за многие крестьянские преступления; феодала в Судебнике называли по аналогии с холопьим правом - «государем» крестьянина. Факт знаменательный, свидетельствующий о сближении в правосознании законодателей юридического положения бесправного холопа с крестьянином. Подобные нормы «предсказывали» будущее русского крестьянства, превращение его в крепостное крестьянство.
С Избранной радой тесно связана история создания и становления приказов - центральных органов исполнительной власти, своеобразных ведомств по отраслям хозяйства, регионам страны и государственным делам. Наиболее важными были приказы Посольский, ведавший внешней политикой; поместный приказ, занимавшийся землевладением служилых людей; рядный, в компетенцию которого входили военно-служебные росы – организация войска, назначение воевод. Важное значение приобрел челобитный приказ, оказавшийся в ведении Алексея Адашева. Сюда стекались все жалобы на «неправедный», «насилия» и т.д. Уличенных в беззаконии и злоупотреблении настигала государева опала - «кручина». Таким образом, Челобитный приказ превратился в своеобразный контрольный орган, надзирающий за администрацией.
К концу 50-х годов возникла единая приказная система, построенная на отраслевом принципе. Действуя на всей территории государства, каждый приказ преимущественно ведал важной для исполнительной власти областью: внешняя политика, военное дело и т.д., что, естественно, приводило к более весомым результатам. Но совершенствование деятельности органов управления - лишь одна сторона реформ. Другая же, не менее важная, сводилась к тому, что старая территориальная система управления, выросшая в процессе политического объединения земель, дополнялась отраслевой системой управления, более соответствующей потребностям централизации. Это был сдвиг качественный. Государство с разветвляющимися органами центрального управления и изжившими приказными дельцами превращалось в более эффективное орудие самодержавной власти. Увеличение числа чиновников повышало мздоимство, против которого пытались бороться положениями Судебника 1550 года.
В 1556 г. вместе с отменой кормлений – института наместничества - было принято важное Уложение о службе. Четкие статьи его упорядочивали службу, создавали заинтересованность у помещиков. Число военных слуг, отправляющихся с землевладельцем в поход, находилось в строгой зависимости от размеров имений. Отступление от числа в сторону уменьшения - наказывалось, превышение – поощрялось денежной подмогой и земельными придачами.
Меры по реорганизации службы, призванные укрепить вооруженные силы, были дополнены упорядочением системы наместничества. Возникнув на рубеже XV - XVI веков, местничество призвано было регламентировать отношения внутри аристократической, правящей части господствующего класса. Это была своеобразная форма сосуществования аристократии, защищавшая ее, с одной стороны, от произвола московского «великого князя, государя, с другой, - побуждающая знать служить этой власти. Первое достигалось тем, что высшие придворные и государственные должности находились в руках аристократических родов, «породных людей»; назначение на них было связано не только с волей царя, но и зависело от происхождения (фактора от государя независимого), «отеческой чести». В свою очередь, «отеческая честь» слагалась из прежних служебных назначений, заслуг рода и назначений будущих. Таким образом, великокняжеская, царская власть получала инструмент воздействия на аристократию через систему служебных назначений.
Институт наместничества организовал и ввел в определенные рамки отношения внутри аристократии, между аристократией и властью. Однако эта организация была далека от идеала. Между родами и их представителями постоянно возникали местнические споры. Посчитавшие то или иное назначение умалением своего «отечества», отказывались от поста, «волочили дело», не повиновались и т.д. Последствия были малоутешительны. Назначения в полки осуществлялись часто не по принципу пригодности, таланта, а местнической совместимости. Впрочем, это редко помогало. «Кого ни назначишь, всякий тотчас заместничает», - жаловался Иван IV . Местничество отрицательно сказывалось во всем, но более всего - в военном деле, оборачиваясь неудачами, проигранными сражениями.
Избранная рада попыталась упорядочить местнические отношения и даже регламентировать их в самой уязвимой области - в военной. Последнее, в частности, выразилось в том, что было категорически запрещено местничать во время боевых действий.
Ограничение местничества, равно как и другая мера правительства - организация постоянного стрелецкого войска, повысили боеспособность русского войска. С другой стороны, перемены в такой сугубо «аристократической сфере», как местничество, свидетельствовали о решимости Избранной рады затронуть даже интересы титулованной и нетитулованной знати ради упрочения государства. В этом же направлении развивалась и финансовая правительственная политика. Первоначально Избранная рада надеялась пополнить царскую казну и заодно удовлетворить помещичьи требования о новых земельных раздачах за счет церковных вотчин. Эти планы вызвали яростное сопротивление духовенства. Митрополит Макарий, имевший большое влияние на царя, открыто дал понять, что церковь воспротивится любым попыткам слуг «царя земного» покуситься на собственность слуг «царя небесного».
Самодержавная власть слишком нуждалась в поддержке власти духовной, чтобы идти на сомнительное обострение отношений. Рада принуждена была отступить. Но это было отступление-компромисс: приговором 1551 г. был положен предел безграничному разрастанию монастырских вотчин: монастыри лишались права покупать новые земли или получать их, как вклады, без разрешения царя. Это была попытка пресечь растаскивание светских земель «из службы» - ведь помещики и вотчинники отправлялись на войну именно с этих земель.
Однако подобное решение вопроса о монастырском землевладении ни в коей мере не разрешало проблемы финансовой. Между тем преобразования в государственной и военной областях остро поставили вопрос о пополнении бюджета. Избранная рада решилась на частичную отмену «тарханов» - разнообразных финансовых и судебных привилегий крупных светских и духовных землевладельцев. Был в этой финансовой акции правительства и иной, социальный пласт: развитая система «тарханов» была свойственна удельной эпохе. Следовательно, это была мера, которая отражала потребности централизации, необходимости уравнения сословий и классов перед феодальным общегосударственным законом.
Среди финансовых мероприятий Избранной рады была и податная реформа. Увеличение государственных налогов сочеталась в ней с попыткой более гибкого учета материальных возможностей тяглового населения.
Была введена единая система налогообложения. За единицу была взята «соха» (участок земли примерно 400-600 га), с которой взималось «тягло» (комплекс натуральных и денежных повинностей). Учитывалась, в первую очередь, распаханная, «жирная» земля, которая приносила доход. Правительство не желало разорения тяглецов - не случайно это было поставлено в вину боярам-правителям. Но оно и не хотело, чтобы кто-то пребывал «в легкости», избегал обложения. Новая система обложения носила ярко выраженный социальный характер. Более всех платили черносошные, зависимые от государства крестьяне. Они облагались дополнительными повинностями: строительство, перевоз и т.п. Затем следовали земледельцы, живущие на землях церкви, монастырей. Меньше всех платили помещичьи крестьяне. Легкость эта, однако, объяснялась необходимостью содержать помещика, платить ему оброк, делать «изделье» - барщину.
Реформы произошли и в церкви. На рубеже 40-50-х годов дважды пополнялся пантеон святых. На этот раз предпочтение было отдано русским чудотворцам, своим месточтимым святым, которые получали статус общерусских. Подтекст этой акции очевиден: и Русь богата своими подвижниками, и она являет их всему православному миру, претендуя тем самым на ведущее место - место истинного центра восточного христианства. Это был прямой ответ на ту политическую доктрину об особой роли русского православного государства, которая получала распространение в обществе и требовала дополнительных идеолого-религиозных обоснований. Единый пантеон русских святых единого русского государства был утвержден в 1551 г. на так называемом Стоглавом соборе (в сборнике его решений было 100 параграфов - глав, «Стоглав»). Одновременно были унифицированы церковные обряды, упорядочено богослужение, что укрепляло церковное управление. Много внимания Стоглавый собор уделил нравственному облику духовенства, чтобы священники «не билися и не лаялися и не сквернословили и пияни бы в церковь и во святой алтарь не входили». Речь шла не о падении морального уровня, благочестия духовенства - хотя подобных примеров жизнь давала предостаточно. В условиях централизующегося государства возрастала роль церкви, в рамках которой по преимуществу протекало духовное бытие общества. Новые требования вызвали изменения внутри церковной организации, побудили строже отнестись к нравственному облику пастырей - той силе, которая была непосредственно обращена к верующим.
Земский собор (1549 г.)
Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы.
Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.
Реформа центральных органов государственного управления
В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности.
К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль; И. Висковатый - Посольский приказ, регулировавший отношения с зарубежными странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворянского ополчения; Разбойный - за охрану правопорядка. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.
Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое».
Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли.
Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались черно-тягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (секретари). Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
Военная реформа.
В 1550 г. из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе» - первый военный устав, по которому устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.
Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве.
Вопрос №9. Начало правления Ивана IV . «Избранная рада». Реформы середины XVI в.
Начало царствования Ивана IV.
В январе 1547 г. Иван IV в Успенском соборе был торжественно венчан на царствование как «царь и великий князь всея Руси». Принятие титула «царь» еще более поднимало авторитет монарха. Формулировка «всея Руси» отражала претензии Москвы на наследование всех русских земель. В июне 1547 г. в Москве и в других городах вспыхнули восстания, отражавшие недовольство сложившейся ситуацией. Народные выступления показали, что страна нуждается в переменах. Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Выразителем этих настроений стал дворянин Иван Пересветов . В челобитных Ивана Пересветова к царю была изложена программа преобразований. Резко осуждая боярское самоуправство, идеалом государственного устройства Пересветов считал сильную царскую власть, опиравшуюся на дворянство.
Избранная Рада (1549 г.) Отражением этих настроений стало образование при дворе Ивана IV в 1549 г. нового правительства, получившего название Избранная Рада. В него входили: князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский, А. Серебряный, А. Горбатый-Шуйский, бояре Шереметевы. Важную роль играл митрополит Макарий и дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Лидерами Рады стали священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр и спальник царя Алексей Адашев. Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии .
Реформы середины XVI века .
Земский собор (1549 г.)
Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.
Реформа центральных органов государственного управления
В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль; И. Висковатый - Посольский приказ, регулировавший отношения с зарубежными странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворянского ополчения; Разбойный - за охрану правопорядка. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.
Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое».
Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли.
Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались черно-тягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники , губные и земские дьячки (секретари). Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
Военная реформа. В 1550 г . из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе» - первый военный устав, по которому устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г . был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.
Церковные реформы. На Стоглавом Соборе , названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве:
Одобрены реформы Избранной Рады;
Проведена унификация святых, религиозных обрядов, канонов;
Приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.
Итоги реформ:
Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:
Усилилась централизация государства и личная власть царя;
Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;
Выросла военная мощь страны;
Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства;
Вопрос №10. Опричнина и её последствия. Деятельность Ивана Грозного в оценках историков.
Внутри политическая ситуация накануне опричнины.
Главную причину неудач своей политики Иван IV видел в изменах и мятежах феодальной знати. Он был уверен в необходимости: сильной самодержавной власти, основным препятствием к которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В этих условиях Иван IV пошел на установление режима террора. В январе 1565 г. он уехал из Москвы в Александровскую слободу, захватив при этом из Кремля наиболее почитаемые иконы и религиозные святыни. Из слободы царь отправил в столицу два послания. Первое было адресовано митрополиту Александру и Боярской Думе. В нем Иван IV сообщал о своем отказе от царской власти из-за боярских измен и просил выделить ему особый удел - опричнину . Второе письмо предназначалось посадским людям. Сообщая о решении отказаться от власти, царь заверял горожан, что к ним у него нет претензий, в отличие от изменников-бояр. Разумеется, это былвсего лишь политический маневр. Умело играя на чувствах своих подданных, Иван IV заставил их несколько раз униженно просить его вернуться в Москву. А когда наконец согласился, то поставил свои условия.
Направления реформ
- Реформа центральных органов государственного управления
- Реформа законодательных норм
- Военная реформа
- Реформа системы местного самоуправления
- Церковная реформа
Реформа центральных органов государственного управления
Сущность реформы заключается в создании новой системы центрального управления – приказов, специализировавшихся на определенном роде деятельности. В середине $XVI$ столетия действовало порядка $20$ приказов. Приказы возглавлялись знатными боярами, им подчинялись дьяки и подьячие. С усилением государственной власти число приказов росло. Основные приказы $XVI$ века:
- Челобитный приказ - рассмотрение жалоб, осуществление высшего контроля
- Посольский приказ -регулирование отношений с зарубежными странами
- Большой приказ - управление финансами
- Поместный приказ - распределение земель за службу
- Разрядный приказ - организация дворянского ополчения
- Разбойный приказ - осуществление охраны правопорядка
Реформа законодательных норм
Был создан Судебник $1550$ г. Судебник Ивана Грозного предусматривал:
- право крестьян переходить от одного помещика к другому в определенный день (Юрьев день), при этом увеличивалась плата за «пожилое».
- ответственность за взяточничество
- единую единицу взимания налога – Большую соху, равную от $400$ до $600$ га земли.
Реформа системы местного самоуправления (Губная и Земская реформы)
Сущность реформы заключалась в отмене системы кормлений ($1556$г.). На смену ей пришла так называемая «помочь», которая выделялась из Центрального фонда.
Устанавливалась новая система местного управления. Всей полнотой власти (управление и суд) наделялись губные старосты, в черносошных районах – земские старосты, избиравшиеся из дворян. В подчинении старост находились целовальники, губные и земские дьячки.
Замечание 1
Благодаря данной реформе пополнялась казна, укреплялось положение дворянства.
Военная реформа
В середине века было создано постоянное стрелецкое войско, основу которого составляли пищальники. Стрелецкое войско подразделялось на московские и городовые приказы. В военное время в обязанности стрельцов входило участие в боевых действиях, в мирное – заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. Вооружение стрелецкого войска представляло собой гладкоствольное ружье и бердыши. В свободное время стрельцы имели право заниматься ремеслом и торговлей. Личную охрану царя осуществлял специальный привилегированный отряд («Избранная тысяча»), численностью около $3$ тысяч воинов, состоявший из детей бояр, получивших поместье вокруг Москвы.
Отличие стрелецкого войска от ранее существовавшего ополчения заключалось в том, что стрельцы имели постоянное жалование и проживали в специальной слободе. По своей сути стрелецкое войско напоминало регулярную армию, имевшую единоначалие.
Было создано «Уложение о службе», своеобразный военный устав, согласно которому существовало две формы военной службы: «по отечеству» - то есть по происхождению, «по прибору» - то есть по набору. Включались в войско и казаки. В дальнейшем был создан устав по организации сторожевой и станичной службы.
Замечание 2