Классный час с психологом « Наш характер»
Цель: развитие самоанализа своего характера, его сильных и слабых сторон; построение плана развития и приобретения положительных черт характера; открыть новые пути саморазвития личности.
Оборудование: листы с таблицами качеств – черт характера по количеству учеников в классе, заранее подготовленные бланки по количеству учеников в классе.
Посеешь поступок –
Пожнешь привычку.
Посеешь привычку -
Пожнешь характер.
Посеешь характер –
Пожнешь судьбу.
Психолог. Здравствуйте, ребята Давайте начнем наше занятие с того, что мы все поделимся друг с другом своим настроением. Какое у нас оно сегодня и сейчас:….
Психолог. Как вы думаете, почему у нас у всех разное настроение?
Психолог. Наше настроение зависит не только от эмоций и чувств, которые мы испытываем, но и от того, какой у нас характер.
Психолог. Какие бывают характеры у людей? И почему они так называются?
\Добрые, веселые, уравновешенные/
Психолог. Правильно. Эти характеры называются по тому, какое главное качество есть в характере. Сегодня мы с вами определим, какой у каждого из вас характер. А правильно определить характер нам позволит игра «Назови противоположное».
ИГРА «Назови противоположное»
Группа делится на 2 команды. Первая команда называет положительное качество характера, вторая группа называет отрицательное качество характера. Затем они меняются ролями.
Психолог. Посмотрите, на столах у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10-12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера. Если какие-то слова для вас незнакомы, спросите, мы все вместе дадим ответ.
Дети пишут на листах бумаги 10-12 черт своего характера.
Психолог. Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисунке. В середине написана буковка «Я», она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр, и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.
Психолог. Какие качества характера находятся в первом кругу. Потому какие качества записаны в первом круге, и называется характер: добрый и веселый, отзывчивый.
Теперь мы познакомимся с вашими характерами, называйте по очереди черты вашего характера. Какие характеры чаще всего встречаются в вашем классе?
/ Дети называют характеры, часто встречающиеся:………\
Психолог. Давайте снова посмотрим на бланк, который вы заполнили
То, что написано в центре круга, - это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать. Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите выработать или приобрести. Например,чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество
Посмотрим, как это будет выглядеть:
Чувство юмора:
Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца.
Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться, в каких случаях и какой следует применять юмор. Обратить внимание, что и когда считается смешным.
Фантазия, вам поможет представить смешную, несуществующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем изображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации.
Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь возьмите листочки и красиво запишите:
Чувство юмора – усидчивость, внимание, фантазия, тактичность.
Этот листочек нужно прикрепить дома на таком месте, куда вы часто смотрите, и он будет напоминать и помогать вам вырабатывать чувство юмора. То, что мы сделали, называется алгоритмом выработки нового качества характера – чувства юмора. А теперь вы напишите самостоятельно такой же алгоритм приобретения желаемого качества характера.
Завершение:
Психолог. Может ли изменяться у нас характер?
Что для этого нужно? /желание и воля/
Могут ли изменить твой характер папа, мама, или другие люди без твоего желания?
Как вы можете изменить свой характер?
Что больше всего понравилось на занятии?
Что показалось трудным, а что было легко делать? Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и вы будете нравиться людям.
А теперь проверим, как изменилось наше настроение. … /ответы детей\
Психолог. Большое спасибо вам за ваше настроение и за проведенное занятие.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти.
Классный час с психологом
«Возможна ли жизнь без конфликтов?»
для учащихся 7-х классов.
Мероприятие провела
педагог-психолог
МБУ школы №1г.о.Тольятти
Самсонова Ирина Александровна
Тольятти 2013 г.
Цели:
определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
обучение способам выхода из конфликтной ситуации;
развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход классного часа
Ознакомление детей с правилами работы на занятии.
Психолог показывает 1 слайд презентации с правилами работы на занятии, чётко проговаривает их и просит детей повторить.
Работа по теме занятия.
Психолог. Ребята, что такое, по-вашему, конфликт? (ответы учащихся) 2 слайд, объясняющий слово «конфликт».
Что больше приносят конфликты – вреда или пользы?
Как эмоционально окрашен конфликт? Люди улыбаются или кричат?
Пытаются ли конфликтующие любой ценой победить или стараются уступить друг другу? Сердятся или хотят понять другого?
Почему говорят: «Только трусы с дураками спор решают кулаками»?
Почему надо учиться мирно разрешать конфликты?
Разминка. Игра «Толкалки без слов»
Учащиеся свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем все делятся своими впечатлениями.
Теперь подумайте и найдите ответы на вопрос «Почему люди конфликтуют?» (Ответы затем сравниваются с вариантами ответов на 3-4 слайдах ).
Вы пересказываете фильм, а кто-то из детей начинает вас поправлять, делать замечания.
Вы узнали, что друг праздновал день рождения, а вас не пригласил.
Вы узнали, что подружка говорит о вас нехорошее.
Младший брат порвал книжку, которую вы взяли в библиотеке.
Вы сделали красивую поделку, а на нее нечаянно наступили и сломали.
Ларе хотелось поиграть на улице, а мама не разрешила ей выходить, пока девочка не уберет в комнате. Опишите чувства и мысли Лары. А что чувствовала и думала ее мама?
Группа ребят играла в футбол. Сразу после того, как Тим забил гол, Ян ударил его по ноге. Что чувствовал и думал Тим после удара?
Майя и Люся – подруги, но сегодня Люся зашла в класс и, не поздоровавшись, прошла мимо Майи. Опишите чувства и мысли Майи.
Дети анализируют ситуации и делают выводы, какие варианты поведения помогают урегулировать конфликт, а какие – нет.
Психолог. Ребята, предлагаю вам выполнить тест, который называется «Конфликтный ли ты человек?». В жизни нередко возникают спорные ситуации, или иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие, наоборот, вспыхивают, как спички, и конфликт тоже разгорается, становится еще больше. Чтобы узнать, какой у вас характер, проведем этот тест.
Тест «Конфликтный ли ты человек?» 5-6 слайды
Учащиеся на небольших листочках отмечают ответы «Да» знаком «+», «Нет» знаком «-».
Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.
Я часто критикую других.
Я не люблю уступать.
Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.
Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.
Если меня толкнули, я всегда сдаю сдачи.
Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.
Меня трудно назвать послушным.
Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.
Меня легко обидеть.
Подсчитываем количество положительных ответов. Если у вас знаков «+» не больше двух, значит, у вас миролюбивый характер. Если знаков «+» у вас от трех до пяти, значит, обычно вы стараетесь избегать конфликтов. Если знаков «+» получилось от шести до восьми – у вас часто бывают проблемы с общением. А девять-десять знаков «+» свидетельствуют о том, что у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты…Пусть эти данные помогут сделать вам определенные выводы.
Итак, ребята! Сегодня мы с вами попытались ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь без конфликтов?». Мы поняли, что в общении могут возникнуть конфликтные ситуации, однако конфликтная ситуация не обязательно означает неразрешимый конфликт. Возможны разные способы поведения в конфликтной ситуации. Главное – быть терпимее друг к другу. Послушайте стихотворение датского поэта Пита Хейна, оно очень подходит к нашей теме.
Терпеть и верить –
Все на свете
Прекрасны –
Взрослые и дети,
Коты, собаки и
И сослуживцы, и соседи.
Терпимость –
Наш взаимный шанс:
Ведь кто-то также терпит нас.
И в завершение нашей сегодняшней встречи хочется раздать вам памятки «Поведение, помогающее выйти из конфликта» (памятка предъявляется и на 7 слайде )
Анализ занятия.
Можно ли постоянно контролировать своё состояние?
Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
Что для вас было самым трудным на занятии?
Приложение
Поведение, помогающее выйти из конфликтной ситуации.
Выслушать спокойно все претензии партнера.
На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
Попытаться заставить партнёра говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
Извиниться, если в чём-то действительно не прав.
Форма проведения:
час общения.Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, формирование представления о различных вариантах человеческого общения, развитие этической культуры учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений об обществе, нормах поведения в нем;
- развитие навыков эмпатии и продуктивного общения.
Развивающие и воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально-одобряемых форм поведения.
Ход классного часа:
Вступительное слово психолога:
- Здравствуйте, ребята!
Хочу начать нашу встречу с вопроса: Знаете ли вы, какое самое основное отличие человека от животных? (умение общаться и жить в обществе).
Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы обсудить одну очень важную тему - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
Как вы думаете, что такое культура общения, из чего она состоит? (грамотная речь, вежливое поведение, соблюдение правил этикета).
- Хорошо! А теперь скажите, с чего начинается общение людей? (с приветствия). Знаете ли вы, как приветствуют друг друга люди в разных странах? Давайте попробуем: я говорю, как люди приветствуют друг друга, а вы здороваетесь так с соседом по парте.
Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);
- Лёгкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
- Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
- Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
- Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
Итак, мы немного размялись!
Ребята, скажите, в вашем классе бывают конфликты или ссоры? Каковы причины этих конфликтов?
Как вы их разрешаете? Поднимите руку те, кто считает, что свою правоту лучше доказывать кулаками. А теперь поднимите руку те, кто считает, что словами.
(слайд 2) Хочу прочесть вам одно стихотворение:
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнила ту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Презентация классный час «Мы живем среди людей»
Бывает и такое, что люди ссорятся из-за того, что просто не поняли или недопоняли друг друга.
Предлагаю сейчас разыграть подобную ситуацию. Прошу 5 человек выйти за дверь, а одному подойти ко мне. Представь ситуацию, будто ты звонишь однокласснику, который не был сегодня в школе, его нет дома, и трубку берет кто-то другой. Тебе необходимо передать ему очень важную информацию.
«Здравствуйте! Передайте, пожалуйста, Саше, что сегодня вместо 6 уроков было 5, потому что учительница заболела. Но на завтра нам вместо 5 уроков поставили 6, поэтому кроме математики, русского, истории и географии на завтра нужно подготовить еще и биологию. Если он хочет получить «5» по биологии, то нужно прочитать 10-й параграф, ответить на вопросы и подготовить презентацию по нему, а если «4», то достаточно просто прочитать параграф и ответить на вопросы. А в субботу в 14.00 мы всем классом идем в кино, билет для него тоже взяли, если сможет, пусть приходит - мы собираемся в школе в 13.30 и вместе идем в кинотеатр. Все в классе спрашивают про Сашу: «Как он? Когда уже выздоровит и придет в школу», а Андрей шутит, что ему, наверное, нравится болеть, ведь в школу ходить не нужно. Это все, что я хотел передать Саше. До свиданья».
Что произошло с информацией после того, как ее передали от одного к другому 6 человек? (искажение, информация стала не такой достоверной, как была изначально). Могло случиться так, что заболевшему товарищу передали бы неверное домашнее задание, или время похода в кино, или как-то перевернули слова, сказанные в шутку одноклассником. Могла бы случиться ссора.
Что нужно делать в подобной ситуации, чтобы искажения информации не произошло? (внимательно запоминать сказанное, записывать самые основные моменты, не торопиться при рассказе, рассказывать вежливо, не искажать интонацию, с которой одноклассники говорили слова в адрес Саши)
Некоторые правила вежливого общения, которые помогают избежать ссор, можно найти в русских пословицах.
Сейчас я вызываю на помощь 6 человек. (разделить по 2-е)
Предлагаю вам выполнить такое задание: вам необходимо изобразить пословицу так, чтобы группы поняли ее и ответили, каким правилам поведения в обществе нас учит народная мудрость.
- На чужой каравай рта не разевай. (распечатать пословицы)
- Дареному коню в зубы не смотрят.
- Не плюй в колодец, пригодится - воды напиться.
Ребята, скажите, как вы понимаете слово ВЕЖЛИВОСТЬ? А понятие ЧУВСТВО ТАКТА?
Важно помнить одну вещь: если правила вежливости можно механически заучить, и они будут хорошей привычкой, то такт требует большего. Чувство такта можно развить,— для этого не¬обходимо как можно чаще ставить себя на место другого челове¬ка. Тактичный человек старается предотвратить ситуации, созда¬ющие неловкость другим людям.
Всем нам очень важно не только знать, где и как себя вести, но и быть тактичными и терпимыми по отношению друг к другу. Это сделает нас добрее, внимательнее.
Еще сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о правилах этикета. Что это такое?(правила поведения в общественных местах, правила вежливого отношения к окружающим, поведение за столом и пр.).
А знаете ли вы и соблюдаете ли эти правила этикета? Сейчас проверим!
Устроим викторину: у меня в руках карточки с вопросами по правилам этикета. Я раздам каждому из вас карточку, вы думаете 1 минуту и отвечаете на вопрос. Если вопрос вызовет у вас затруднение, то класс может помочь.
(Распечатать карточки с вопросами)
- Надо пропустить того, кто выходит из магазина (из автобуса)
- Говорят: «Кто последний?»
- По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».
- Идущих впереди - обходят слева, а идущих на встречу — справа
- Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.
- Надо встать и уступить место.
- Нужно проходить на свое место лицом к сидящим в ряду людям
- Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.
- С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.
- Младший. Старший
- Когда вы едите овощные блюда - держите вилку в правой руке, когда же мясо - вилку в левой, а нож в правой.
- Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
- Проходящий.
- Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.
- Не более трех цветов.
- Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
- Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.
- Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
- Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
- Тот, кто звонил.
- Чтобы поправить одежду знакомого, надо спросить у нег разрешения. А лучше просто указать на неполадки в одежде.
- Ноги следует вытирать перед порогом, а головной убор снимают, войдя в прихожую.
- Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнется без каких-либо напоминаний.
- Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
- Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
- (слайд 3) Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы и тебе и людям, окружающим тебя, было хорошо.
Рефлексия:
Ребята, что вам больше всего запомнилось сегодня, что было для вас новым?
Дорогие ребята, спасибо вам за активное участие в нашем классном часу! До свидания!
Приложение к классному часу
Пословицы:
«На чужой каравай рта не разевай»
«Дареному коню в зубы не смотрят»
«Не плюй в колодец, пригодится - воды напиться»
Вопросы для карточек:
- Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин (или в автобус) или тот, кто выходит?
- Как правильно спросить, когда ты занимаешь очередь: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
- Как правильно обратиться к продавцу?
- С какой стороны нужно обходить прохожего, если он идет впереди тебя? А если вы идете навстречу друг другу?
- При входе или выходе из общественного транспорта кто выходит первый?
- Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
- Как в театре или кинотеатре правильно пройти на свое место?
- Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?
- В какое время можно звонить кому-либо по телефону?
- Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? А подавать руку для рукопожатия?
- Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
- Кто первым здоровается при входе в помещение?
- Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
- Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
- Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
- Как нужно правильно есть хлеб?
- Если в гостях тебе предложили блюдо, которое ты не очень любишь, что нужно сделать?
- Как едят пирожные, торты, пироги?
- Как правильно выйти из-за стола в гостях?
- Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно был прерван?
- Ты встретил знакомого, у которого непорядок в одежде, к примеру, завернулся воротник пиджака. Как ты должен поступить?
- Ты пришел в гости. Когда ты должен снять головной убор и вытереть ноги — за порогом или в прихожей?
- Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов?
- Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
- Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Классный час для школьников с психологом по методу сказкотерапии «Звездная страна» в 5-х классах
СКАЗКА «ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»
Подготовила и провела:
Педагог-психолог
Огнева Т.В.
Классный час для школьников с психологом по методу сказкотерапии «Звездная страна»
(Учащиеся 5-х классов)
Цель: сплотить школьников в новом коллективе, с новым классным руководителем.
Задачи:
1. Развитие у детей способности к сочувствию и сопереживанию.
2. Формирование коммуникативных навыков.
3. Повышение самооценки, чувства собственной ценности, а также ощущения внутренней компетентности.
4. Формирование чувства принадлежности к группе, повышение сплочения, профилактика конфликтов.
Оборудование и материалы: лист ватмана, подготовленный заранее круг для солнышка, желтые лучики по количеству участников с именами, ручки для каждого участника, бусинки в шкатулки, леска, клей, лист с комплиментами или хорошими пожеланиями, бейджики с именами в виде звёздочек, музыка со спокойной мелодией.
Участники: учащиеся5-х классов, классный руководитель, психолог.
Возраст детей: ученики 5-х классов.
Педагог-психолог: Огнева Т.В.
Вводный комментарий
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравиться. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.
СКАЗКА «ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звездочки, и звезды средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетел над Звездной страной самый пакостный из всех на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич - и закипела в нем зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссориться. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются ещё такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.
И задумал Пакость Пакостьевич своё злое дело. А чтобы его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже захотелось зажить ещё интереснее, ещё веселее, ещё лучшее.
А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звездочки.
Все очень просто: нужно находить в других недостатки, всё время ругать, побольше критиковать, вспоминать все поступки, которые когда-то были совершены, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.
Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая… Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…
Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась… Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха…
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич всё не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.
И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люся. Она решила во, чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? - думала Люся.- Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться.
А действовать надо прямо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люся стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звёздочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
Ура! Получилось. Добрые слова помогают, - ликовала обрадованная Люся. И начала действовать увереннее.
Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люся заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люсину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.
И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала ещё краше, чем прежде.
А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.
А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Вопросы для обсуждения
- Итак, вы послушали удивительную историю. О чем она?
- Чему учит эта сказка? Пригодиться ли она в жизни?
- Что было бы с героями, если бы Люся не стала искать, то доброе и хорошее, что было в душе каждой звездочки?
Заключительный комментарий
История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.
Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться, что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И ещё многому другому учить эта сказка.
А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.
Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем ее концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.
Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезды, как это делала Люся в сказочной истории.
Психотерапевтическое задание
Давайте поможем, друг другу сегодня засиять разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в душе каждого из нас. Сейчас я вам раздам лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в душе каждого из нас, или какие добрые поступки вы совершили, за что вас ценят, любят и уважают, а может быть просто комплимент. (Список комплиментов на слайде). На доске вывешивается ватман с кругом для солнышка, где в середине указывается класс. После того как лучики с надписями готовы, лучики приклеиваются к кругу. Надписи зачитываются.
Вот видите, как по-новому все вы засияли. Какие вы все разные, какие хорошие качества есть в вашем классе. И в этом каждый из вас принял участие. Большое всем спасибо! Пусть это солнышко повесит несколько дней в классе.
Рефлексия
- Сегодня я узнал на классном часу…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- На классном часу я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Классный час дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Используемые источники:
Амбросьева Н.Н. «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников». - М.: Глобус, 20с.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
города Тутаева Ярославской области
Конспект классного часа
для 5-6 классов
«Психологическое здоровье нашего класса»
подготовила
педагог-психолог
Атрошкина Юлия Викторовна
г. Тутаев
2014
Классный час «Психологическое здоровье нашего класса».
Цель: содействие сплочению классного коллектива; развитие толерантного отношения к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе.
Оснащение : Анкета, Бланк ответов, Толерантность - справочная информация и высказывания знаменитых людей (Приложение 3, 7,8,9 ), правила психологического здоровья, Качества для 2-х конвертов, шаблоны цветных ладошек для каждого ученика, солнышко, белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.
Психолог: Ребята, здравствуйте. Вы знаете, что у нас в школе в течение месяца проводятся мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья - это психологическое здоровье, не путать с психическим здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров - это значит, что у него нет психических заболеваний, его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно.
Психологическое здоровье включает в себя :
Принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),
Принятие других (с их особенностями внешности и поведения),
Умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах,
Полноценное межличностное общение,
Умение контролировать свои эмоции,
Умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.
Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все-таки, есть какие - то проблемы? (Ответы детей )
Вы сами сказали, что не все обстоит благополучно с понимание и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1).
Анкета (Приложение 2)
Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы.
2. Задание «Снежинка».
Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание.У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.
А теперь разворачиваем салфетки и покажем друг другу. Что же у нас получилось? У всех получились разные рисунки на салфетках. А что это может значить? (Ответы детей)
Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.
Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить.
Знакомство с понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)
Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого, таким, какой он есть .
Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
Толерантность - это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.
4. Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Класс делится на 2 команды. На команду выдается один конверт с качествами личности
(Приложение 4).
Конверт 1:
снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность,уважение.
Конверт 2:
миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение,милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.
А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
(Ответы детей)
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке.
Ладошки.
Выберите для себя ладошку любого цвета. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.
На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться.
Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5 ), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу.
5. Рефлексия. Упражнение «Паутина»
В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали.
Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.
Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить.
Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляют один целый, общий организм, что каждый из вас важен и значим в вашем классном коллективе.
Спасибо всем за работу, до новых встреч!
Правила психологического здоровья (Приложение 6 ) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.
2.
3. http
://
www
.azovlib
.
ru
/
page
/
resurscbs
/
biblioposobiya
/
posobiya
/
Tolerantnost
.
htm
Приложение 1
А Н К Е Т А
- Считаете ли вы необходимым выполнять правила и нормы принятые в обществе.
- Часто ли вы откликаетесь на просьбы о помощи:
- Важны ли для вас успехи вашего класса?
- Считаете ли вы нужным участвовать в общественных мероприятиях класса или школы?
- Считаете ли вы важным получить образование?
- Считаете ли вы важным выполнять свои домашние обязанности?
7. Нравится ли вам школа в которой вы учитесь?
да нет затрудняюсь ответить
8. Хороший человек это- . . .
Приложение 2.
Фамилия, имя_________________________________________возраст______________ Класс_________________________________ дата проведения_____________________
- Напишите 5 эпитетов (прилагательных), характеризующих ваш класс.
- Поставьте точку там, где вы себя ощущаете в группе одноклассников.
III
.
Анкета
(подчеркните выбранный вариант ответа
)
1. да нет не знаю 2. а) да нет иногда б) да нет иногда 3. да нет не знаю 4. да нет иногда 5. да нет не знаю 6. да нет иногда 7. да нет затрудняюсь ответить
Хороший человек это -_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
IV . Напишите фамилии тех ребят из вашего класса : 1) к чьему положительному мнению чаще всего 2) кто своим отрицательным поведениемприслушиваются ребята в классе: может повести за собой других:2) кто из ребят в классе вам симпатичен и приятен в общении? Почему? (перечислить качества или конкретные поступки, за которые вы этого человека уважаете)
3) С кем из ребят в классе вам трудно и неприятно общаться? Почему? (перечислить качества или поступки этого человека)
Приложение 3
Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть
Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь это
милосердие
Сострадание
Уважение
Дружба
Доброта души
Приложение 4
Конверт 1:
снисходительность злорадство эгоизм конфликт доброта понимание миролюбие грубость бессердечность сострадание уважение великодушие бестактность ложь сердечность хвастовство равенство милосердие благосклонность вежливость
Конверт 2:
миролюбие бессердечность добро прощение равенство уважение милосердие вспыльчивость диалог раздражение сердечность конфликт великодушие поддержка зависть сотрудничество сострадание скупость согласие зазнайство
Приложение 5.
Приложение 6.
Правила психологического здоровья:
Принимай себя таким, какой ты есть, уважай себя – ты уникален и неповторим.
Регулируй и контролируй свои эмоции и чувства.
Смело высказывай свою точку зрения, если в этом есть необходимость.
Не бойся делать ошибки – бойся их повторить.
Трудности должны будоражить, а не обескураживать.
Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их.
Приложение 7.
«Поставь себя на место другого»
(Е. Г. Гениева
Приложение 8.
«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»
(А.Г. Асмолов )
Приложение 9.
«Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть».
( Рутт , психолог)