Чтобы написать отличную речь, содержательную и полезную для слушателей, воспользуйтесь советами Спикерклуба .
С чего начать написание речи
Существует два языка – письменный и устный. Учтите,что вашу речь будут не читать, а слушать, она должна быть естественной.
Как оратору донести идею и четко передать смысл
Отличная речь должна быть понятна даже ребенку. Не используйте специфические термины перед неподготовленной аудиторией. Для оратора важно вызвать доверие аудитории . Чем больше в речи непонятного, тем меньше доверие, а значит и меньше ваше влияние на людей в зале.
Вспомните подходящие примеры из жизни. Желательно, чтоб в них была описана борьба за цели и одержанные победы.
Создавайте яркие образы и картины в воображении слушателей, применяйте противопоставления и контрасты. Приводите метафоры, но при этом избегайте клише («начать с чистого листа», «много воды утекло», «луч надежды» и т.д.)
Делайте незнакомые для аудитории предметы и понятия более ясными – свяжите их с хорошо знакомыми предметами, объясняйте на простых примерах.
Можете повторить несколько раз основную идею выступления, но при помощи разных слов, перефразируйте.
Красиво зарифмованную идею или просто красиво звучащую фразу говорите в неизменном виде. Сделайте вашу фразу вашим «брендом». Арнольд Шварценеггер говорил «I’ll be back» почти в каждом фильме. Ведущий боксерских матчей Майкл Баффер в буквальном смысле запатентовал фразу «Let’s get ready to rumble» («Приготовьтесь к драке»). Герой Олега Янковского в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» говорил: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь». Сделайте несколько фраз вашими. Повторяйте их часто, но всегда к месту. Ваша задача – создавать ситуации, когда ваша фирменная фраза была бы уместна.
Зрительное восприятие очень важно. Дополните речь хорошей презентацией, примените наглядные пособия . Но помните что презентация – это дополнение к оратору, а не он к ней. Не становитесь голосом за кадром, дополняйте рассказ графикой на экране, лишь когда это нужно, чтобы лучше донести идею до слушателей.
Избегайте пространных рассуждений не по теме. Не говорите «в таких ситуациях», говорите «в ситуациях, когда денег не хватает…» Обрисовывайте, о чем вы говорите. Не заставляйте аудиторию думать, сделайте так, чтобы она понимала ваши мысли не напрягая мозг, будь они сложные или простые.
Как закончить публичное выступление
Текст ораторского выступления продолжительностью - до 3-х минут.
Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора).
Хороший ритор - это человек, защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.
Примерные критерии оценивания ораторского выступления
Соответствие теме, стилю, жанру |
Выступление соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру |
|
Логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность |
Выступление характеризуется композиционной оформленностью (построение текста, расположение и соотношение его составных частей текста - вступления, основной части и заключения - обусловлено её содержанием, проблематикой, жанром и назначением), структурированностью и логичностью |
|
Полнота раскрытия, цельность, доказательность, глубина основной мысли |
Выступление характеризуется полнотой раскрытия темы, оригинальностью идей, выводов, оценок основная мысль носит концептуальный характер (отражает систему взглядов выступающего), отличается новизной и оригинальностью (в ней есть интересные повороты) |
|
Максимальное количество баллов за содержание |
||
Коммуникативные качества речи |
||
Смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения |
Выступление характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста |
|
Точность, богатство и выразительность речи соблюдение норм современного русского языка, правильность, чистота |
Выступление характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств художественной выразительности, элементами художественного мастерства, разнообразием грамматического строя речи |
|
Максимальное количество баллов за коммуникативные качества речи |
||
Артистизм, речевое мастерство |
||
Пафосность высказывания |
Наличие ярких, нестандартных выразительных средств языка (метафор, эпитетов, риторических вопросов и т.д.); умение варьировать силу и тембральную окраску голоса; наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца |
|
Личностный аспект |
Выступающий ярко «выкладывает» свои духовные ценности; демонстрирует адресность своего высказывания |
|
Максимальное количество баллов за артистизм, речевое мастерство |
||
Максимальное количество баллов за ораторское выступление |
С целью качественной подготовки к участию в Обучающей олимпиаде предлагаем список возможных тем для ораторских речей (речь объяснительная, описательная, биографическая или повествовательная)
Ø Донецк - мой любимый город. Ø Последнее изобретение. Ø Фильм, который надо посмотреть. Ø Сон должен быть достаточным. Ø Когда нужно выключить телевизор. Ø Дорогая вещь себя окупит. Ø Как я избавился от вредной привычки. Ø Что значит прогрессивное воспитание. Ø Почему и для женщин важна физическая подготовка. Ø Тот, кто не может быть студентом колледжа. Ø Недостатки выпускной системы (экзаменов) Ø Образованный человек - полезный человек. Ø Зачем нужны дипломы. Ø Самый выдающийся из моих учителей. Ø Как научиться правильно заниматься (учиться). Ø Влияние детективных фильмов на детей. Ø Новая пьеса, которую каждый должен посмотреть. Ø Книги, которые я перерос. Ø Мой любимый артист (или артистка). Ø Книга, научившая меня многому. Ø Лучший фильм этого года. Ø Хорошее и плохое в телевидении. Ø Эпидемия детектива в литературе. |
Ø Великий русский писатель. Ø Всегда ли нужен счастливый конец. Ø Автомобиль как источник опасности. Ø Семья или карьера. Ø Как соблюдать семейный бюджет. Ø Пустые заботы. Ø Способы расточить свою молодость. Ø Как устроить домашний уют. Ø Имеют ли сны значение. Ø Как ладить с родителями. Ø Как провести с пользой досуг. Ø Моя совесть и я. Ø Как чувствовать себя счастливым. Ø Что представляет для меня свобода. Ø Терпимость - редкое достоинство. Ø Поэзия в языке: в чем ее суть? Ø Можем ли мы назвать наш век веком поэзии или веком прозы? Ø Какое место в вашей жизни занимает поэзия? Ø Как вы понимаете суждение: существует поэзия для уха и поэзия для глаза? Ø Попса и поэзия: общее и отличие. Ø Попса: плюсы и минусы. Ø Чем определяется интеллигентность в языке? Ø Что способствует воспитанию вкуса в языке? Ø Можно ли связать успешность человека с богатством его языка? Ø В чем состоит разница языка, на котором мы говорим и языка, на котором мы думаем? Ø Языковая личность - кто это? |
Предлагаем список возможных тем для ораторских речей и письменных творческих работ (из материалов Международной олимпиады по русскому языку среди стран СНГ и Балтии):
1. Слово правит миром. «Слово - великий властелин, ибо...»
2. Передовое ли у нас образование? Надо ли его реформировать?
3. Надо ли стремиться к богатству? Что такое богатство?
4. Надо ли стремиться к славе? Что такое слава и честолюбие?
5. Почему «блаженны кроткие, милостивые и чистые сердцем»?
6. Молчание - золото. / Молчанием предается Бог.
7. Телевидение: за и против.
8. Жизнь дороже всего. / Есть многое, что дороже самой жизни.
9. Жить надо ради удовольствий. / Невозможно жить только ради одних удовольствий.
10. Какой будет музыка будущего?
11. Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека (Р.Роллан).
12. Только правда, как бы она ни тяжела, легка (А.Блок).
13. Сохранится ли в будущем понятие «Родина»?
14. Что такое образованность и кто такой образованный человек?
15. Власть над собой - самая высшая власть.
16. Высшее богатство - отсутствие прихотей.
17. В жизни - море зла, а добра - океан (Архимандрит Рафаил).
18. Можно ли преодолеть конфликт поколений?
19. Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно (А.А.Блок).
20. В жизни каждая минута таит в себе чудо (А.Камю).
21. Кажется, что счастье бежит, а оно у ног лежит (пословица).
22. Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами (Р. Шеридан).
23. Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений (Кант).
24. Герой - это муж, знающий, что есть блага, которые дороже жизни (Лессинг).
25. Да не будет слово твоё праздно, да не будет молчание твоё бессловесно (Митр. Филарет Московский).
26. Каким будет человек будущего?
27. Что нужно сделать, чтобы сохранялась грамотность?
28. Способствует ли компьютер совершенствованию человека?
29. Надо ли растить человека патриотом или космополитом? Преодолимо ли это противоречие?
30. Любовь с силою архимедова рычага правит миром (А.А.Гончаров).
31. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится, не бесчинствует... (апостол Павел).
32. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (апостол Павел).
33. Герой нашего времени… кто он и какой он?
34. Кто ты - современный человек?
35. Я мыслю, следовательно, я существую!
38. Религия - не поле боя!
39. Милосердие, ты живо?
40. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно.
41. Интернет: за и против
42. Закон о запрете ненормативной лексики в СМИ: бессмысленная инициатива или шаг к защите несовершеннолетних?
43. Красноречие - это живопись мысли.
44. Люди, задумайтесь!
45. Книга как запретный плод.
46. Есть ли в мире справедливость?
47. Меньший брат смотрит на тебя.
48. Равнодушие людей - две стороны одной медали.
49. Убивая время - убиваешь себя.
50. Простые выступления о непростом времени.
51. Маски и маски
52. Не бойтесь публичных выступлений!
53. Всем человекам надобно воздуху…
54. Чума внутри общества.
55. Интернет - альтернативная реальность?
56. Свобода слова и ответственность за слово.
57. Дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и говорить (Цицерон).
Примерные темы
для выступлений в конкурсе ораторского мастерства,
проводимого Украинской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы в рамках ІV этапа Всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе
- Мир управляется Словом. «Слово - великий властелин, ибо...»
- Каков язык, такова и жизнь.
- Почему плохим языком не построишь хорошую жизнь?
- Есть ли будущее у книги (художественной литературы)?
- Возрождается ли Украина? Куда мчится птица-тройка?
- Сохранится ли в будущем понятие «Родина»?
- Какой должна быть школа будущего?
- Чем ты увлечен, современный человек?
- Какую музыку любит молодежь? «Скажи, что ты поешь?»
- Как воспитать хорошего человека?
- Компьютер: убивает ли он способность к живому общению?
- Можно ли напоить бессмертную душу водою земных удовольствий?
- Можно ли в современном мире построить справедливый мир?
- Можно ли прожить без обмана?
- Можно ли преодолеть конфликт поколений?
- Современное телевидение - добро или зло? Учит ли телевизор думать?
- Что такое культура?
- Что такое культурная память? Может ли существовать общество без культурной памяти?
- «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет…»(А. Ахматова).
- Сформулируйте свое отношение к утверждению «Спорт вне политики».
- Символы современной украинской культуры.
- Кого (и что) вы бы назвали символами культурного развития страны?
- Каждый человек неповторим.
- С хорошим попутчиком и длинная дорога короче.
- Умейте делать чудеса.
- Притча, которая многому меня научила.
- Счастье должно быть высоким.
- Ты знаешь, что ты - Человек!
- Цена улыбки.
- Что значит жить достойно.
- Берегите в себе доброе имя человека.
- Я не люблю….
- Принципы моей жизни.
- Наедине со своей совестью.
- Я и моя тень.
- Мое дерево жизни.
- Шаги к успеху.
- Как полюбить себя.
- Моральные заповеди юности.
- Золотые правила жизни.
- Послание себе.
- Что нужно взять с собой, отправляясь в жизненный путь.
- Контракт с самим собой.
- Сила личности. В чем она.
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
- Какой человек нужен ХХI веку.
- Школа в моей жизни.
- Учитель в моей жизни.
- Настоящее богатство человека не в словах, а в уме, в духовных ценностях.
- Любовь - источник всей жизни.
- Можно ли жить без веры? Во что следует верить?
- Совесть - мой компас.
- Добро и правда должны быть рядом.
- От чего зависит твое будущее?
- Где есть жизнь - там есть надежда.
- Век живи - век учись.
- Где нет боли - там нет жизни.
- Жизнь коротка для счастья, но долгая для терпения.
- Жить - значит узнавать действительность и перевоплощать её.
- Следует ли всегда быть откровенным?
Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе. Обдуманность и внимание к деталям позволят создать информативную, убедительную, мотивирующую или развлекательную речь! Уделите работе необходимое количество времени и тренируйтесь произносить речь.
Шаги
Как написать черновой вариант
- Если нужно написать речь для урока, то уточните количество и допустимые типы источников у своего учителя.
-
Рассматривайте тезисы в логическом порядке. После знакомства с темой и контекстом сразу же переходите к тезисам. Четко высказывайте каждое утверждение и сообщайте вспомогательные сведения, факты, доказательства и статистику, чтобы объяснить каждый тезис. Следует исходить из расчета 1 абзац на один аспект.
- Например, если речь касается испытаний косметических средств на животных, сначала скажите о том, что это жестоко, затем объясните нецелесообразность и обсудите альтернативы.
-
Поднимайте новые темы и резюмируйте ранее рассмотренный материл. Еще один способ помочь слушателям разобраться в тезисах - предложить беглый обзор на 1–2 предложения до перехода к новой теме и кратко подытожить материал в 1–2 предложениях после объяснения. Используйте для предварительного знакомства и резюме простые слова, которые помогут доступно изложить ваши идеи.
- Например, если вы хотите рассмотреть синдром отсроченной мышечной боли (также известный как крепатура), то сначала вкратце объясните суть понятия, затем углубитесь в детали и скажите, как оно соотносится с темой, а завершите эту часть речи кратким выводом по основному тезису.
-
Используйте переходы для упрощения восприятия. Переходы улучшают плавность речи, а также помогают увидеть связь между тезисами. Переходы не всегда заметны, когда вы читаете и пишете тексты, но их отсутствие сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы использовали в речи разные переходы. Примеры:
- далее;
- затем;
- ранее;
- впоследствии;
- сначала;
- во-вторых;
- в настоящий момент;
- на следующей неделе.
-
- Например, если вы описали влияние глобального потепления на численность белых медведей, то завершите речь рассказом о тех некоммерческих организациях, которые занимаются защитой окружающей среды и популяции белых медведей.
- Если вы поделились своей мотивирующей историей о похудении, то скажите, с чего следует начинать и какие полезные ресурсы использовать.
Как сделать речь интересной и увлекательной
-
Используйте короткие и простые слова и предложения. Громоздкие слова вместо равнозначных простых синонимов могут отпугнуть слушателей. Длинные и сложные предложения могут сбивать с толку и приводить к путанице. В большинстве случаев следует использовать простой язык. Так, единственным исключением будут ситуации, когда мысль или идею просто невозможно выразить иначе.
Не заменяйте существительные местоимениями для предельной ясности. Конечно, иногда можно использовать местоимение, особенно в попытке избежать многократных повторов. Тем не менее слишком большое количество местоимений помешает слушателям следить за вашими доводами. По возможности отдавайте предпочтение именам собственным (названия мест или вещей, имена) и не злоупотребляйте местоимениями. Примеры распространенных местоимений:
-
Повторяйте слова и фразы несколько раз. Повторение - эффективный прием в любой речи. Если многократные повторы разных слов могут отвлекать, то повторение конкретного слова или фразы несколько раз поможет придать вашему доводу четкую форму и увлечь слушателей.
- Например, если вы произносите речь перед группой торговых представителей, которые желают увеличить продажи нового продукта под названием «Синергия», можно повторять простую фразу вроде: «Рассказывайте покупателям о „Синергии”» или произнести слово «Синергия» несколько раз на протяжении речи, чтобы напомнить слушателям о продукте.
- В мотивационной речи о том, как бег помогает преодолеть эмоциональные трудности, повторите несколько раз такую фразу, которая подчеркнет эту идею: «Преодолейте боль посредством бега».
Хорошо изучите тему. Работа над информативной или убедительной речью требует глубокого изучения вопроса! Такой подход позволит написать достоверный и убедительный текст. Ищите сведения и доводы в надежных источниках - книгах, научных журналах, газетных статьях и на правительственных сайтах.
История мира повстречала уже десятки специалистов ораторского искусства, речи которых мы помним до сих пор. Самыми недавними гениями этого искусства были Гитлер, Хрущев и другие политики, проводившие агитационное выступление. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке.
Но это не всегда так. Например, последнюю «сильную» речь произнес Стив Джобс в 2005 году, и это была не презентация нового продукта. С помощью ораторского искусства он призвал учащихся Стэндфордского университета стремиться к мечтам и о пользе искать в жизненных провалах возможности. Используя приемы речи, Джобс затронул жизненные темы, расположив к себе публику, и речь вошла в историю.
Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.
«Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил его. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь».
«Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое главное: имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично». «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».
Если разбирать любую речь Стива Джобса можно заметить, что она напоминает разговор – она очень понятная, естественная и непринужденная. Постоянные паузы, которые являются неотъемлемой частью речи, придают эмоциональности тексту.
Несмотря на то что эта речь считается одной из лучших произнесенных в современности, некоторые специалисты считают, что Джобсу не хватает правильной жестикуляции и телодвижений и выступление не предел ораторского искусства. Но не стоит забывать, что для этого человека это не являлось видом деятельности, скорее это было хобби и обязанности, как владельца компании. Кстати, презентация новой техники, всегда, выглядела очень захватывающе.
Где можно встретить это искусство?
Да практически везде, в повседневной жизни нас постоянно окружают такие моменты. Спорт, дружба или другая часть вашей жизни наполнена ими. Может, вы не всегда помните это, но если для вас спорт является составляющей вашей жизни, тогда где вы ищите мотивацию? Правильно, в словах спортсменов, когда они рассказывают на публике о своих результатах. Спорт, как и бизнес или война требует мотивации.
Из чего состоит ораторское искусство
Если тема красноречия для вас является хобби, тогда можно сильно не углубляться в тонкости, но основные составляющие хорошего выступления вам следует знать.
- Подготовка. Залог успешного выступления напрямую зависит от вашей подготовки к нему. Одежда, в которой будет проходить выступление, требует тщательного подбора.
Для девушки важно не наносить много косметики и иметь скромный внешний вид. Это расположит зрителей, и не будет отвлекать внимание.
Для мужчин важно выглядеть опрятным и выглаженным. Показывать видом успех и уверенность, иначе слушатель может просто не придавать словам должного значения.
Нужно уделить внимание элементами в зависимости от вашей аудитории. Ведь для бизнесменов важным элементом будут деньги и дороговизна стиля. Для школьников или студентов подойдет более простой и непринужденный вид.
- Вступление. Начинать можно с истории из жизни или необычной фразы, которая должна зацепить слушателя. Этот прием называется «крючок». В речи Стива Джобса, о которой мы говорили выше, был задействован «крючок» в виде шутки.
Всегда используйте паузы между основными частями речи. Это помогает переварить сказанное и в то же время можно видеть реакцию людей.
В основе ораторского искусства лежит умение рисовать образы, но только правильные образы. Это должно быть, что конкретно можно представить, а если это касается чисел, тогда надо использовать слайды или переводить в то, что можно визуально измерить.
- Основная часть. Конечно, для главной части нет каких-то конкретных правил, но пару советов можно дать. Разбейте речь на блоки логическим путем, чтобы было ясно, где вы переходите в другую часть выступления.
Не делайте из речи монолог, иначе слушатели просто заскучают, и будут чувствовать себя гостями. Задавайте риторические или прямые вопросы, втяните кого-то из зрителей в разговор, можете позвать на сцену. Просите выполнить какое-нибудь задание. Говорите энергично.
- Заключение. Выступление можно закончить красивой фразой или сделать шаг назад. Не надо растягивать заключение и рассказывать что-то еще.
Можно подчеркнуть главное из речи и в конце начать понижать тон. Тогда все поймут, что выступление закончено. Искусство кратко и четко закончить выступление требует обязательной практики.
- Личные примеры и истории. Сейчас трудно удивить какими-то фактами или вставить в текст главной части что-то совсем новое для целевой аудитории.
Поэтому личные истории стоят в одном ряду с паузами и образами в основах искусства успешного выступления. Допустим, если вы бизнесмен, то хорошо было бы рассказать, как вы заработали первые деньги. Рассказывая историю из жизни, вы приближаете к себе зрителя, даете возможность представить себя на вашем месте. И если правильно написать речь, тогда можно интегрировать ключевые моменты в рассказ и донести до зрителя нужную информацию.
Жанр речи
Ораторское искусство делится на виды и человек может углубиться в любой жанр. Вот основные направления этого искусства:
- научный жанр;
- политический;
- судебная речь;
- церковный жанр;
- другие виды красноречия.
Деньги, как цель ораторского искусства
В настоящее время тренинги и семинары, где обсуждается тема, как заработать деньги захлестнула интернет. Собственно и интернет этому способствовал. Он открыл возможности заработка, а значит и обучению. Ведь раньше главным источником самостоятельного обучения была книга.
Пример выступлений миллионеров в университетах или онлайн-семинары в интернет-пространстве – это все относится к тематике бизнеса, где основная задача заработать деньги. Целью этих выступления является мотивация слушателя, заряд эмоциями и желанием что-то делать. Движет всем этим стремление иметь много денег и быть независимым. Хорошим способом преобразовать знание ораторского искусства в деньги, это открыть школу по практике и изучению красноречия.
Судебная речь
Судебная речь как жанр, пришла к нам еще из древней Греции. В связи с ростом населения политики изучали ораторское искусство, и судебная речь в то время имела большое значение. Судьбу политику могло решить умение говорить на публике. В Греции проходило обучение этому мастерству и за это платили большие деньги.
Так как в судах в то время каждый должен был защищать себя сам, граждане, которые имели деньги, платили за текст логографам, и судебная речь позволяла избежать наказания.
Судебная речь, как и любая другая состояла из вступления, основной части и заключения. Человек, таким образом, пытался разжалобить судей и заставить поверить, что его судебная речь не вымышленная.
Судебная практика в древности была достоянием народа, и на суд собиралось много людей, поэтому без должной подготовки выступить было проблематично.
Судебная речь, как жанр имеет место быть и развиваться в современности и может приносить деньги профессионалам. Все прокуроры и адвокаты подготавливают текст речи заранее, именно это отличает хорошего юриста. Чтобы судебная речь произвела впечатление на судью и присяжных используются приемы в риторике.
Пример выступления Линкольна
В 1863 году, через несколько месяцев после кровавой битвы Линкольн произнес знаменитую Геттисберскую речь. Про ораторское искусство и отношение к профессиональной риторике тут можно не говорить, для приемов в ней просто не хватило бы места. Но текст, написанный Линкольном, заставлял лить слезы и цеплял за душу
Публичная речь длилась всего около двух минут, но эти две минуты история не забудет. В итоге эту речь высекли на памятнике в мемориале Линкольна.
«Минуло восемьдесят семь лет, как отцы наши основали на этом континенте новую нацию, своим рождением обязанную свободе и посвятившую себя доказательству того, что все люди рождены равными».
«Сейчас мы проходим великое испытание гражданской войной, которая решит, способна ли устоять эта нация или любая нация, подобная ей по рождению или по призванию. Мы сошлись на поле, где гремела великая битва этой войны. Мы пришли, чтобы освятить часть этой земли – последнее пристанище тех, кто отдал свою жизнь ради жизни этой нации. И это само по себе вполне уместно и достойно».
«Но все же не в нашей власти освятить это поле, сделать священной, одухотворить эту землю. Деяниями храбрецов, павших и живых, которые сражались здесь, земля эта уже священна, и не в наших скромных силах что-либо прибавить или убавить. То, что мы говорим здесь, будет лишь вскользь замечено и вскоре забыто, но то, что они здесь сделали, не будет забыто никогда. Давайте же мы, живые, посвятим себя тому неоконченному делу, которые вершили здесь эти воины. Давайте посвятим себя здесь великой работе, которая нам предстоит, и преисполнимся еще большей решимости отдать себя той цели, которой павшие здесь отдали себя всецело и до конца. Давайте торжественно поклянемся, что смерть их не окажется напрасной, что эта Богом хранимая нация обретет возрожденную свободу и что власть народа, волей народа и для народа не исчезнет с лица земли».
Историки говорят, что текст для выступления Линкольн решил писать сам, взяв за основу принцип равенства из Декларации независимости и опиравшись на великих деятелей прошлого. По словам очевидцев, выступление было такое сильное, что заставило народ поверить, что все жертвы были не напрасны, и они воюют не против других штатов, а воюют за свободу народа и будущее родного государства. Всего лишь один текст позволил объединиться людям, как семья, чтобы противостоять врагу.
Пример текста Чаплина
Тест речи Чарли Чаплина называется в переводе на русский «Как я полюбил себя» и стал нашей историей и главной речью человека. Сказал он ее на свое семидесятилетие.
Правда ходят слухи, что на самом деле пример текста могли написать фанаты из Бразилии. Четких доказательств, что это дело рук Чарли Чаплина нет, как и точного доказательства подлога.
Несмотря на это, речь на тему любви к себе получилась великолепной и заслуживает внимания это пример, который можно использовать для своих целей.
«Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».
Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это – «САМОУВАЖЕНИЕМ».
Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ».
Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».
Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «ПРОСТОТА».
Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ».
Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ».
Когда я полюбил себя я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ».
Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА».
Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «ЖИЗНЬ».
Публичная речь Черчилля (часть)
Черчилль мастер на составление текста для речей. Выступление на военную тему в 1940 году не оставило равнодушным никого и дает пример для подражания.
«Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжёлого труда, слёз и пота. Нам предстоит суровое испытание. Перед нами много долгих месяцев борьбы и страданий. Вы спросите, какова наша политика? Я отвечу: вести войну на море, суше и в воздухе, со всей нашей мощью и со всей той силой, которую Бог может даровать нам; вести войну против чудовищной тирании, равной которой никогда не было в мрачном и скорбном перечне человеческих преступлений.
Такова наша политика. Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа – победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы; победа, независимо от того, насколько долог и тернист может оказаться к ней путь; без победы мы не выживем. Необходимо понять: не сможет выжить Британская империя – погибнет всё то, ради чего она существовала, погибнет всё то, что веками отстаивало человечество, к чему оно веками стремилось, и к чему будет стремиться. Однако я принимаю свои обязанности с энергией и надеждой. Я уверен, что люди не дадут погибнуть нашему делу.
Сейчас я чувствую себя вправе потребовать помощи от каждого, и я говорю: «Пойдёмте же вперёд вместе, объединив наши силы».
Написать этот текст позволили Черчиллю приемы искусства красноречия. Историческим этот текст сделали прямота и честность высказываний.
Через месяц после выступления союзника Англии победили и захватили немцы, на эту тему он написал еще один текст и выступил с ним. Части его речи следует найти и ознакомиться, это хороший пример, если вы хотите написать речь или ваша цель сделать классную презентацию.
Спорт, дружба, семья, хобби - это темы, на которые можно писать профессиональные тексты и применять ораторское искусство. Примеры или части ораторских текстов можно найти в интернете или увидеть по телевидению. Это следует сделать обязательно, если вы хотите написать хороший для чтения и выступления текст. Книга об ораторском искусстве также поспособствует обучению, чтение специальной литературы сделало мое умение правильно вести диалог, благодаря чему дружба с людьми стала более крепкой, а недавнее хобби стало приносить дивиденды.
1. Ораторское искусство. Ораторская речь.
Группы речей
10 элементов хорошей речи
5 характеризующих элементов
3 «кита» на которых держится оратор
2. Эстетика речи.
3. Логика речи.
Логические законы
4. Аргументация.
Порядок аргументации
Виды аргументации
5. Приемы изложения речи.
6. Композиция публичного выступления.
7. Виды и жанры публичных выступлений.
Социально - политические выступления
Академические выступления
Судебные выступления
Социально-бытовые выступления
Богословско-церковные выступления
8. Контакт оратора с аудиторией.
9. Как готовится к выступлению.
Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом.
Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.
Ораторская речь – воздействующая, убеждающая речь, которая обращена к широкой аудитории, произнесение профессиональных речей имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроение. Оратор (от латинского ORARE - говорить) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.
Выступление, как правило, не готовится заблаговременно, а выражается спонтанной реакцией на все услышанное от оратора, докладчика. Во время выступления оратор может затронуть один два вопроса, дать на них откровенный ответ, не отходя от тематики повестки дня.
Все речи делятся на 3 основные группы:
Совещательная – стремление побудить аудиторию к решению, которое ей надо реализовать в будущем.
Осудительная – оценочная речь, анализ, какого- то существующего факта.
Показательная – речь, призванная создать общественное мнение о ком-то или о чем-то.
Существуют 10 элементов, которые характеризуют хорошую речь:
Объективность,
Ясность,
Образность,
Целеустремленность,
Повышение напряжения,
Повторение,
Смысловая насыщенность,
Лаконичность (краткость),
Существует 5 элементов ораторской речи :
ИНВЕНТИО - нахождение того, что сказать.
ДИСПОЗИТИО - расположение изобретенного.
ЕЛОКУТИО - украшение словами.
МЕМОРИЯ – запоминание.
АКТИО - произнесение, действие.
3 “кита”, на которых держится хороший оратор:
этос - этические качества оратора.
логос – наука об аргументации.
пафос – то, какие чувства оратор вызывает у аудитории
Эстетика речи.
Хорошее выступление – должно быть цельное в ритмически - интонационном отношении. Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно – выразительные средства, ибо они взывают к миру чувств и эмоций аудитории.
· Метафора - перенос наименования на основе сходства.
· Эпитет - образное определение, выраженное прилагательным (грустными и доверчивыми глазами).
· Олицетворение - явление, событие, качество, уподобляющееся живому существу.
· Гипербола - количественное усиление интенсивности, особенностей поведения.
· Сравнение - уподобление одного другому на основе выявления общего признака.
· Антитеза - противопоставление.
· Оксюморон – сопоставление на первый взгляд ……
· Градация – прием последовательного,
· Подхват - повторение в начале следующей конструкции слов, стоящей в конце предшествующей конструкции. (Устал, устал от дум тяжелых)
· Каламбур - игра значениями слов
· Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа.
· Вопросно-ответное единство - способ диалогизирования текста.
· Многосоюзие - подчеркивает значение каждого компонента конструкции.
· Повтор, многословие, игра слов, синтаксический параллелизм.
Логика ораторской речи.
Готовя выступление нужно учитывать следующие логические законы :
Закон тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой по себе)
Закон не противоречия (два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайне мере одно из них ложно)
Закон исключения третьего (утверждение или отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно –и, другое –л)
Закон достаточного основания (всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание)
Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными. Ошибки:
Неполная аналогия (приводя умозаключения по аналогии, помните, что аналогия не всегда бывает полной)
Отождествление временной последовательности событий с их причинной связью (временная последовательность не всегда подразумевает наличие между ними причинно - следственных отношений)
Ошибки объединения (эта газета для бездомных, следовательно, ее выпускают бомжи)
Разъединения (совет директоров компании исчерпал свои возможности – люди, в него входящие, тоже их исчерпали)
Аргументация.
Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию. Порядок аргументации:
Сильный довод.
Группа слабых.
Самый сильный.
Аргументация – это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего понимания и принятия другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию – аргументатор , тот, кому адресована позиция – реципиент . В рамках аргументации происходит отбор из уже известных положений тех, которые необходимы для обоснования данной позиции; в аргументации обе стороны активны, между ними имеется как прямая, так и обратная связь. В структуру аргументации входят тезисис, аргументы (основания, доводы) и демонстрация. Тезисис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию.
Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезисов. Факторы, влияющие на процесс выбора аргументов: мировоззрение, уровень образования, конкретные обстоятельства.
Виды аргументации:
Аргументы к существу дела;
б) к личности;
в) к публике;
г) к жалости;
д) к тщеславию.
Демонстрация – логическая связь тезиса и аргументов (в форме дедуктивных умозаключений)
Виды аргументации по форме демонстрации (дедуктивные, индуктивные, в форме аналогии, сравнения, метафоры)
Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель – исключить любые сомнения в истинности тезиса. Прямое доказательство (тезис непосредственно выводится из аргументов) и косвенно (тезис устанавливается опосредовательно, процесс аргументации осуществляется обходным путем). Доказательство от противного (если не, то бы, значит да), разделительные доказательства (метод исключения).
Опровержение – обоснование ложности тезиса или демонстрации его необоснованности. Три способа опровержения: критика тезиса, критика аргумента, критика демонстрации. Опровержение фактами – выдвигаются факты, противоположные тезису. Доказательство истинности антитезиса, установление ложности следствий – сведение к абсурду. Критика аргументов: показать их ложность, продемонстрировать недостаточность приведенных аргументов, указать на сомнительность происхождения аргументов (слухи, сплетни). Критика демонстрации – указать на отсутствие необходимой логической связи между тезисом и аргументами (нарушение законов и правил логики). Подтверждение.
Тезис должен быть сформулирован точно и ясно, тождественным, то есть не должен меняться. Аргументы не должны противоречить друг другу и быть истинными, достаточными (не слишком широки или узки), должны быть суждениями, источники аргументов должны быть известными и достоверными.
Виды аргументов - от общего к частному, к человеку, к общей пользе, аналогия, опровержение (доведение до абсурда, прием капкана, бумеранга).
Три возможных аргумента в полемике: софизмы, силлогизмы, эвристические уловки.
К эвристическим уловкам относятся: многовопросие (вопрос от дурака), уничтожение предмета обсуждения (возражение наперед, ложное подозрение, категорическое несогласие), изменение модальности (авторитарный стиль, переход на личности, подмена одной темы другой), навязывание следствий, игра гиперболой и литотой, иронический повтор, запретна обсуждение, прием капкана. Силлогизм – на основе 2-х посылок делается логический вывод.
Приемы изложения речи.
Анализ – позволяет путем расчленения понятий или явлений глубже проникнуть в его сущность.
Синтез – мысленное соединение понятий или явлений.
Индукция – логический метод, состоящий в обобщении частичных случаев в получении общего вывода, сделанного на основании обобщения и изучения отдельных факторов.
Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному выводу.
Аналогия – принадлежность предмета, явления, тех или иных признаков на основании сходства с другими признаками этих предметов.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, анализ и описание изменений.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной темы. Выступающий переходит от общего рассмотрения вопроса к более конкретному углубленному его анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.
Композиция публичного выступления.
Композиция речи – то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.
· Вступление . Бывают двух видов:
Обычное - можно заранее подготовится;
Внезапное - импровизация.
Вступление с ораторской предосторожностью – нельзя полностью вставать на позицию аудитории, нельзя давить на аудиторию своим авторитетом, нельзя говорить с аудиторией о пользе последствий.
Любое вступление должно заканчиваться основным тезисом (изложение, подтверждение, опровержение).
· Основная часть
· Заключение
Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателя вызвать у него дальнейший интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Известный русский оратор адвокат А.Ф. Кони подчеркивал, что в начале выступления важно «зацепить внимание» аудитории. Способов к достижению этого не мало: можно вспомнить какой-нибудь момент из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме а на самом деле связанной со всей речью.
Например, на вечере, посвященном 100-летию писателя диссидента Бориса Антоненко-Давидовича, его биограф начал свою речь так:
Писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелым испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы…
Такое начало не может не удивить слушателя, и они с нетерпением ждут разъяснения. С него оратор и начнет вступление к речи:
С приближением каждой «круглой даты» писатель ждал прихода «незваных гостей» (гебистов) и следующих за ними новых репрессий: у него производили обыски, забирали рукописи, «арестовали» даже печатную машинку и пророчили имя автора публикацией и анонимных заявлений наемных борзописцев.
Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему. Тут выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории.
Но чем более нагло власть выражала свое неуважение к Борису Дмитриевичу, тем больший интерес вызывало его творчество у читателей, тем больше друзей и поклонников сплачивалось вокруг писателя, и тем неуязвимее становился он для карательных органов…
Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом, например: - Читайте неизвестных вам писателе, имена которых еще недавно замалчивались; Изучайте творчество авторов, у которых есть чему поучиться и которые писала для будущих поколений, для нас с вами!.. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи. Не следует только возвращаться к сказанному (даже если осталось время), нельзя «прощаться много раз».
Виды и жанры публичных выступлений
I. Социально - политические виды выступления
Отчетный доклад содержит объективно освещенные факты и реалии жизни и деятельности руководителя, депутата, организации, ее подразделу и тому подобное. В процессе подготовки к отчетному докладу докладчик должен четко очертить тип и задание, к каждому положению подобрать аргументированные факты, выверенные цифры, убедительные примеры, четкие и уместные цитаты. Также следует составить общий план и всесторонние положения и связать в одну стройную систему их части.
Деловой доклад содержит в себе ряд определенных вопросов с выводами и предложениями. Информация, которая содержится в докладе, рассчитана на подготовленную аудиторию, готовую к восприятию, обсуждению и приговору проблем. Максимальный результат будет достигнут участниками собрания после ознакомлением с содержанием доклада. Тогда можно приступать к активному обсуждению, аргументированной критики, сопутствующих дополнений и оценке выраженного решения.
Дипломатическая речь – сугубо официальное выступление лица, представляющего то или иное государство.
Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед решающим сражением. Разумеется, в сфере военного искусства используются разнообразные виды красноречия. Но по своей форме, жанровым особенностям они не отличаются существенно от социально-политического и академического красноречия. Предельно краткая речь носит призывный патриотический характер, сурова.по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывному интонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках, военно-патриотическая речь - это не только призыв к подвигу и геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, если произносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимся популярностью.
Политическое обозрение – публичное выступление, в котором освещаются и кратко оцениваются главным образом текущие социально-политические события. Такое выступление носит информационно-комментаторский характер.
Митинговая речь обычно произносится на злободневную тему, которая является общественно-значимой проблемой и которая волнует широкую общественность. Это короткое, эмоциональное выступление, рассчитанное на непосредственное восприятие слушателей. Задание оратора - выявить новые, нестандартные аспекты темы, побудив собравшихся по-новому воспринять уже известны факты и реалии. Успеваемость митинговой речи зависит от индивидуального стиля оратора, его умения уместно выражать ассортименты вербальных и невербальных средств общения и мастерства импровизировать в зависимости от реакции аудитории. Пылкая, зазывная, актуальная, искусно произнесенная митинговая речь, как свидетельствует история - действенная причина влияния на понимание.
Агитационной речи присущи практически все стороны речи митинговой. Отталкиваясь от актуальных общественно-политических проблем, активно влияя на сознание, оратор побуждает слушателя к определенной деятельности, к неотложной необходимости захватить определенную гражданскую позицию, изменить взгляды или собирать новые. В агитационной речи, как правило, разъясняют или задают вопросы, пропагандируют определенные мысли, убеждения, идеи, теории и тому подобное, активно агитируя на их реализацию или воплощение в жизнь.
Деловая речь - характеризуется лаконизмом, критичностью, направлением, полемичностью и аргументированностью изложенных в ней фактов. По сравнению с митинговой и агитационной речью, деловая речь ориентирована на логичное выраженное, а не эмоционально взволнованное восприятие слушателя. Чаще это выступление не имеет самостоятельного значения, он понятен и воспринимается лишь в контексте проблемы, которая обсуждается на конкретном собрании.
II. Академические выступления
Выступление на семинаре предусматривает:
Описание сути определенного вопроса;
Акцентирование на основном;
Высказывание своего отношения и оценки;
Подчеркивание значимости, важности и актуальности;
Подкрепление примерами своих доказательств (ссылками на источники).
Лекция - является одной из форм пропаганды, передачи, разъяснения сугубо научных, научно-учебных, научно-популярных знаний, устного изложения учебного материала, научной темы, которая имеет систематический характер.
Учебно-программные лекции - составляют систематическое перо определенной научной дисциплины. Обязательной составной частью этих лекций являются - обзор и объяснение научной литературы, акцентирования внимания на вторично не развязанных вопросах и проблемах.
Начально-программная лекция - имеет целью ввести слушателя в круг вопросов определенной дисциплины, ознакомить с ее предметом, заинтересовать слушателей последующим изучением предложенного материала.
Обзорные лекции , как правило, читают после изучения всего курса. Они преследуют цель систематизировать знания слушателей по определенному предмету, предложить для последующего самостоятельного прорабатывания какую-то проблему, активизировать мысль.
Лекции дают широкие возможности ввести слушателей в науку, пробудить их мысль. На таких лекциях гораздо более легко построить проблемы по сравнению с начально-программными. Как правило, лекция имеет традиционно четкую структуру- вступление, основная часть, выводы.
Вступление – зачин к теме избранной лекции, ее актуальности во времени, месте и аудитории проведения, должен быть лаконичным, в должной мере интригующим. Сплотив и заинтересовав слушателей, лектору следует приложить усилия, чтобы удержать их внимание.
В главный части должно быть логично раскрыт смысл лекции с подчеркиванием всех причинно-следственных связей каждой самостоятельной смысловой части.
Выводы должны логично выплывать из всего содержания лекции: обобщать основное и захватывать около 5% времени и объему всего выступления.
Лектор должен прислушиваться к вопросам слушателей по теме выступления. Ответы его должны быть корректными, взвешенными и лаконичными.
III. Судебные выступления
Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления.
Прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга.
Адвокатская речь - защитник не только оперируют параграфами кодексов, но и обращаются к морально-нравственным принципам и нормам общества, добиваясь справедливого приговора суда.
Прокурорская речь , как бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта и предельной объективности. В прокурорской речи неуместны не только издевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор.
Самозащитительная речь , или допускаемая законом речь подзащитного – третий основной вид судебного красноречия. Хотя она по сути примыкает к адвокатской речи, но ведется в иной форме и в более трудных условиях.
IV. Социально-бытовые выступления
Социально-бытовое красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира вместе с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.
Юбилейная, или похвальная , речь бывает двух подвидов: посвященная какой-либо знаменательной дате, юбилею предприятия или организации и речь, произносимая в честь отдельной заслуженной перед обществом личности. И та и другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает, правда, что юбилейная речь, посвященная празднику организации, в особенности коммерческой, носит и чисто деловой характер. Подходящими в юбилейной речи будут экспромты и импровизации, тактичные шутки и остроумное акцентирование внимания слушателей на своеобразных чертах юбиляра, сочинение интересных и малоизвестных фактах из его жизни и деятельности. Форма и значение юбилейной речи, невзирая на непринужденность и остроумие ее изложения, должны быть морально и этически взвешены оратором, дабы не оскорбить ни юбиляра, ни его близких, ни слушателей.
Иное дело – выступление, посвященное отдельной личности, например, в связи с ее 70-летием со дня рождения и 50-летием научной, художественной или другой деятельности. Такие, как пропило, короткие речи, произносимые в полуторжественной и дружеской атмосфере, неизменно похвального характера. Они выражают уважение и почет юбиляру, исполнены добрых чувств и хороших пожеланий ему, В таких речах главным достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Они нередко сочетаются с чтением адресов, дружеских коллективных писем и даже специально написанных стихов. Особенно хорошо воспринимаются речи экспромтные, импровизированные. И, наоборот, вызывают чувство досады юбилейные речи, заранее написанные или выученные. Хорошо, если юбилейное слово, произносимое в адрес заслуженного деятеля искусств, сопровождается шуточными импровизациями, инсценированными (в костюмах и даже декорациях) коллективными выступлениями артистов, сольным пением, а порою и балетным номером. В них красноречие органически сочетается с разными видами искусства, становясь частью художественного представления.
Застольная речь – тост также делится на два подвида. Это слово, произносимое на официальных, в особенности дипломатических, приемах. Исполненная известной приподнятости, а нередко и дружеских чувств, такая речь носит деловой и политический характер и редко отличается от социально-политического красноречия.
Тост – часть фольклора, многовековое народное творение. В нем вполне допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках, уместны славословия, но тосту противопоказана какая бы то ни было критическая нота. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов во всем неизменно определяют интонацию такой застольной речи, являются ее атрибутом.
Опытный тамада – мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда, о ком и как сказать. Его слово может быть подхвачено и продолжено другими. Бывают, конечно, и говоруны, колоритный тип которых вылепил А. П. Чехов в рассказе «Оратор» (1886) в образе Запойкина. Этот выпивоха обладал «редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи». Но таких типов приличное общество своим тамадой не выберет, дан вряд ли захочет допустить к столу.
Надгробная, или поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни, всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорится в народе, принято «добром поминать». В старину у многих народов существовал обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь.
Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речи об усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений. Такие речи обязательно произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след в общественной жизни, в науке, технике, искусстве своим трудолюбием и талантом. Слово, сказанное над гробом гениального человека, причем сказанное его верным другом факт. сам по себе значительный, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие на его слушателей и даже читателей. Причем сила эмоционального воздействия публичного слова нередко определяется как его объектом н конкретной ситуацией, так и тем, кто и как говорит.
V. Богословско-церковные выступления
Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких се наиболее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм.
Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь , неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке». Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнее любопытство» всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковная проповедь построена, прежде всего, на том, что все в мире «в руке божьей».
Контакт оратора с аудиторией.
Адресовать свое обращение оратор должен не только докладчику или президиуму, прежде всего и ко всем присутствующим, построив его таким образом, чтобы полученная ими информация была понятна и легла в основу их собственных размышлений и выводов.
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность агрессивного поведения (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогию (ложь). Профессиональное отношение, умение работать с аудиторией, не зависит от ее расположения к оратору. Этические качества оратора: честность, скромность, доброжелательность, осмотрительность. Речь дана человеку, чтобы скрывать свои мысли. Честный оратор: добросовестный, компетентный, принципиальный, самокритичный. Скромность: равность с аудиторией, внимание к тому, что говорят другие. Доброжелательность – доказательство пользы, блага для аудитории. Нельзя:
Представлять глупыми, нечестными, слабохарактерными. тех лиц, мнение которых вы оспариваете
Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипуляцию
Отождествлять взгляды человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит
Искажать мнения оппонентов
Бравировать личностными качествами
Отказываться от исходных тезисов
Чувство аудитории, или коммуникативность , возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать в аудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать.
Имитация разговорности - оратор создает впечатление живого общения. Для этого он общается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д.
Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора – непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть в потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником. «Рекомендуется иное, - пишет А.К. Михальская. – Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают».
Придет на помощь и голосовой контакт , который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него.
Как готовиться к выступлению.
1 подготовиться, не следует импровизировать
Лекция, доклад, политическое обозрение и др., как правило, требуют тщательной подготовки.
2 выбрать тему
Тема должна быть интересной и актуальной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы.
Советы при выборе тем:
Тема должна соответствовать познаниям и интересам оратора.
Нельзя идти “на поводу” у аудитории, не говорить аудитории только то, что она хотела бы услышать.
Говорить о том, что знаешь лучше аудитории.
Учитывать основные интересы аудитории (жизнь, смерть, здоровье, деньги, мир, война).
3 установить цель
Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам. Любой оратор должен четко определить цель речи:
Развлечь
Удовлетворить любознательность
Убедить
Призвать к действию
4 ознакомление с аудиторией
Готовясь к выступлению лектор должен узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, преимущество женский лил мужской состав аудитории, ее национальность и религиозные особенности)
5 поиск и подбор материала
Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовиться к нему: просматривает литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты.
6 ключевые слова («шпаргалки»)
На листке для таких слов нужно выделить большие поля. Это могут быть также пословицы, парадоксы, афоризмы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории.
7 маньеризмы (отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание, движение плечами, жестикуляция и т.д.)
8 Жесты и мимика оратора
Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное они должны быть мотивированы содержанием речи.
Список используемой литературы:
Михальская А.К. – «Основы риторики. Мысль и слово».– М., 1996.
Голуб И.Б. - учебное пособие «Русский язык и культура речи». - М., 2002
Граудина Л.К. – «Русская риторика».- М. Просвещение, 1996.
Русская риторика. «Хрестоматия». - М., 1996.
Формановская Н.И. – «Речевой этикет и культура общения» М., 1989.
Кохтев Н.Н. – «Основы ораторской речи». М., 1992г