Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места
Цель урока: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Задачи:
Уметь находить СПП с придаточными места, схематически их изображать;
Развивать внимание, способность развития связной речи;
Воспитание положительного отношения к изучению русского языка.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Расставить ударения в словах, написанных на доске:
договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.(Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.)
Слова, которые привыкли произносить неверно, надо занести в рабочий словарь в раздел «Говори правильно».
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на закрепление теории:
На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
(Как? В какой степени? Насколько?)
На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.
(Как? Каким образом?)
Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?
(Однозначные присоединяются союзными словами как, сколько, насколько; многозначные – союзами что, чтобы, как будто, точно, словно и т.п.)В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?
(В художественном стиле для создания ярких образов.)2. Выборочная проверка упражнения 124.
В классе можно обсудить, предположим, три вопроса, касающихся сложностей упражнения (ученики должны выбрать наиболее трудные, по их мнению, вопросы), после чего тетради собираются для проверки учителем. Таким образом, достигается умение ранжировать материал по степени сложности.
III. Изучение СПП с придаточными места
1. Слово учителя.
Определение этого вида придаточных предложений обычно не вызывает затруднений. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Сложно бывает определить вид придаточных, у которых совпадают средства прикрепления к главному предложению.
2. Разбор предложений.
Определить вид придаточного, сделать схему:
1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Н. Толстой)
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «там» в главном предложении. […там], (где…).
2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.
Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. , (где…).
3) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д. Гранин)
Придаточное места раскрывает содержание «туда» в главном предложении. […туда], (где…).
4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (Пословица).
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении. […туда], (куда…).
5) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.
Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. [.., (откуда…),..].
6) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении. […туда], (откуда…).
3. Работа с учебником.
Устно выполним упражнение 126.
4. Творческое задание: сочинение-миниатюра.
Опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего города.
VI. Домашнее задание
§14, упр. 129.
Придаточные обстоятельственные
СПП с придаточными обстоятельственными – это такое предложение, придаточная часть которого отвечает на вопросы обстоятельств. Они присоединяются к сказуемому или ко всей главной части с помощью подчинительных союзов и союзных слов.
Виды обстоятельственных придаточных | Вопросы от главной части к придаточной | Союзы и союзные слова | Примеры предложений |
1. Времени(в главной части могут стоять указательные слова тогда, всегда, каждый раз ) | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Союзы: когда, пока, едва, лишь, едва лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем, с тех пор как, до тех пор пока, в то время как. | Едва начался декабрьский рассвет, Аня вышла на улицу. Дедушка приказал не будить Танюшку до тех пор, пока сама не проснётся. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. Как только в лесу сойдет снег, на березах набухнут почки. |
2. Места(в главной части могут стоять указательные слова там, туда, оттуда, где ) | Где? Куда? Откуда? | Союзные слова: где, куда, откуда. | Иди туда , куда влечёт тебя свободный ум. Впереди, где кончалась роща, стояли берёзы. Там , где сосны были уже реже, по осевшему снегу кругами шли тропы. |
3. Образа действия(В главной части слова так, таким образом . Всегда стоят после главной части.) | Как? Каким образом? | Союзы: как, словно, будто, что, чтобы. | Пьер замахал руками и головой так , как будто комары напали на него. |
4. Меры и степени(В главной части слова так, настолько, таким образом . Присоединяются союзом находятся после главной части. Присоединяются союзным словом перед главной частью, после неё.) | В какой мере? В какой степени? Насколько? | Союзы: как, как будто, словно, точно, что. | Лес с обеих сторон так густ, что ничего нельзя было видеть через него. Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку. Дядюшка пел так, как поёт простой народ. |
Союзные слова: насколько, сколько, поскольку. | Люди были интересны Самгину настолько , насколько он, присматриваясь к ним, видел себя похожим на них. | ||
5. Условия(имеют указательные слова то, так , присоединяются ко всей главной части) | При каком условии? | Если, если… то, ежели, коли, коль скоро, когда (= если), раз. | Если солнце не потушат, будут зайчики всегда. Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было рассказывать. В самом деле, если все дождливые дни сидеть на месте, то , пожалуй, недалеко уедешь за лето. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо. |
6. Причины(с союзами потому что, ибо всегда стоят после главной части) | Почему? Отчего? По какой причине? | Союзы: потому что, оттого что, ибо, так как, из-за того что, благодаря тому что, в связи с тем что, ввиду того что, вследствие того что, тем более что. | На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф. Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть перед собой, глаз утомляется. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Мы шли молча, любуясь степью, тем более что она становилась всё привлекательнее. |
7. Следствия(указывают на результат, всегда находятся после главной части) | Вследствие чего? Что из этого следует? | Союз: так что. | Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. |
8. Цели | Зачем? С какой целью? Для чего? | Союзы: чтобы, для того чтобы, затем чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы. | Я стал подражать странному звуку, чтобы приманить птицу. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. |
9. Уступки(указывают на обстоятельства, вопреки которым происходит действие) | Несмотря на что? Вопреки чему? | Союзы: несмотря на то что, невзирая на то что, хотя, пускай, пусть, даром что, хотя. | Ночь была тихая и светлая, хотя луны не было. Несмотря на то что было холодно, снег на воротнике таял весьма скоро. Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано. |
Союзные слова: сколько ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, что ни. | Костёр, как ни поддерживали в это мглистое утро, скоро погас. Но сколько Саши ни думал, ничего ему не приходило в голову. | ||
10. Сравнения(присоединяются ко всей главной части) | Как? Как что? | Союзы: как, словно, точно, будто, подобно тому как, вроде того как, как будто, чем…тем, как…так. | Лес стоит молча, словно всматривается куда-то. И чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. |
11. Присоединения(одержат комментарий или оценку того, о чём говорится в первой части, присоединяются ко всей главной части) | Что кроме того? | Союзные слова: что, где, куда, отчего, зачем. | Я остаюсь на даче всю зиму, что оригинально и ново. Пришлось спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной воды. |
Внимание! Следует отличать сравнительные придаточные от сравнительных оборотов. В сравнительных оборотах нет сказуемого. Пример: Звезды блистали, как маленькие солнца . Как вышки , ёлочки темнеют. В блестках инея, точно в алмазах , задремали, склонившись, березы.
Внимание! Смешение конструкций главного и придаточного предложений ведёт к ошибке.
Синтаксические конструкции различаются количеством грамматич
еских основ. В содержится один набор главных членов, а в сложном - два и более. Придаточная часть может быть только в (СПП). В конструкции СПП всегда присутствует главная часть, от которой в большинстве случаев можно задать вопрос к зависимой. То есть между ними возникает подчинительная связь.
Формальным признаком придаточного предложения в СПП является наличие средства грамматической связи (союза или а также невозможность отрыва от главного без потери или искажения смысла.
Виды придаточных
Существует четыре вида зависимых частей в СПП: присоединительные, определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
СПП с придаточными обстоятельственными - это самый сложный в изучении вид сложноподчиненных предложений.
Данная группа зависимых частей неоднородна по своему составу. Вопросы, задаваемые от главной части к придаточному обстоятельственному, абсолютно такие же, как у одноименного второстепенного члена предложения.
10 разновидностей обстоятельственных придаточных
- Образа действия.
Придаточное обстоятельственное этого типа отвечает на вопросы: "Как?", "Каким образом?"
Летние дни проносились так быстро, что мы невольно ускорялись вместе с ними.
- Степени и меры.
К зависимым предложениям в данном случае можно задать вопросы: "В какой мере?" "В какой степени?", "Насколько?"
Каштанов врал настолько убедительно, что его россказням все верили.
- Времени.
Как понятно из названия, такое придаточное обстоятельственное указывает на момент совершения события. Их типичные вопросы: "Когда?", "Как долго?", "С каких пор?"
Когда наступило утро, в лагерном городке началось оживление.
- Места.
Этот вид придаточных часто относится к одному сказуемому в главной части, реже - ко всему предложению. "Где?", "Откуда?", "Куда?" - основные вопросы данного типа.
Оттуда, куда мы поедем, вернуться пешком будет проблематично.
- Цели.
В СПП придаточное обстоятельственное отражает конкретизизацию действия, происходящего в главном предложении, с точки зрения конечного результата. Иными словами, конструкция отвечает на вопрос: "Зачем?"
Чтобы стать сильным, необходимо усиленно тренироваться.
- Условия и уступки.
Зависимые предложения таких типов между собой похожи тем, что в обоих случаях обстоятельственное значение чем-либо обусловлено: действие происходит "благодаря" или "вопреки".
Если найдешь время, приходи в гости.
Хотя солнце уже давно село, жара не спадала.
- Сравнения.
В СПП с придаточным обстоятельственным сравнения такая зависимая часть поясняет содержание главной с помощью союзов: "как", "будто", "словно", "точно".
Лед на реке раскололся, словно треснуло огромное зеркало.
- Следствия.
Зависимые части обозначают результат или вывод из происходящих в главном предложении событий. Придаточное обстоятельственное этого типа легко узнать по союзам "так что" и "поэтому".
Ветер выл громче обычного, так что я уснул только под утро.
- Причины.
Последний вид зависимых обстоятельственных частей отвечает на вопрос: "Почему?" Чаще всего придаточное причины присоединяется к главному с помощью союзов "потому что", "оттого что", "из-за того что" и ряда других.
Мария стала собираться домой, на улице зажглись первые фонари.
Стоит обратить внимание, что для определения важно не только задать правильный вопрос, но и определить синтаксическое средство связи. Зачастую именно подчинительный союз подсказывает тип СПП.
Класс: 9
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины
Задачи урока.
Обучающие задачи:
Закрепить полученные знания о СПП;
Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
Обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
Воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).
Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины”.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока
Слово учителя:
Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.
Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.
Ребята, какое же историческое событие произошло на днях 185 лет тому назад в Петербурге на Сенатской площади? (Слайд 2. Презентация)
(Выступление заранее подготовившегося ученика)
Декабристы... Произнося это слово, каждый человек вкладывает в него свой смысл. Любой из нас может рассказать про этих людей, кто-то больше, кто-то меньше. И рассказы эти будут разнообразны, т.к. каждый человек даст свою оценку поступкам декабристов.
В этот день “Россия впервые видела революционное движение против царизма”. 14 декабря в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавия и ликвидации крепостничества. Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования.
Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра, и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы.
Декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На примере декабристов воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков московского университета конца 20-х-начала 30-х годов видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Декабристы, несмотря на своё поражение, не изменили свои благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И.И.Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов политических писем и статей, направленных против царизма. .Декабристы
3. Лингвистическая разминка. (Слайд 3)
Запишем слова под диктовку: восстание, доблесть, галерея, сверхъестественный, коллективный, профессия, пропаганда, эффективный.
Задание: подобрать пароним к слову “эффективный”.
Пароним - подобные слова, которые сходны друг с другом по своему звучанию, но совершенно различные по смыслу. (Слайд 4)
Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный:
Необходимы эффективные меры, чтобы добиться желаемого результата.
Эффектный – производящий сильное впечатление (Она была очень эффектна в своем черном платье);
Рассчитанный на то, чтобы произвести эффект (эффектная поза).
Определите способ образования слова сверхъестественный .
4. Повторение изученного (Слайд 5)
Задание 1. Заполните "слепую" схему
Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".
Задание 2. Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите виды придаточных (В качестве проверки домашнего задания)(Слайд 6-8)
2) Вскоре сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у построек Исаакиевского собора. [ … ], (которая…).
3) Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги и издать революционный Манифест к русскому народу. [ … , (если…), … ].
4) Выяснилось, будто Сенат уже присягнул и сенаторы разъехались. [ … ], (будто…).
5) Когда всё это закончилось, было уже темно. (Когда…), [ … ],
6) Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах.[ …о том ], (как…).
5. Объяснение нового материала
1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:
Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (Слайд 9)
- Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
- Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?
[…], (потому что…).
- Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
- Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины .
2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:
1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - , (потому что)
2) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался] (А. Куприн) - (благодаря тому что), .
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) - [ук.сл. оттого], (что).
Чтение предложений из упр. 156 и их устный разбор.
Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?
6. Закрепление
1. Творческая работа. (Слайд 10)Добавьте к предложениям придаточные причины:
Я очень устал ________ .
Мы были в отчаянии _______.
Сразу потемнело_______
_____________ все попрятались.
_____________ мы были очень довольны.
Туристы остановились _____________.
Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.
Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань
__________.
2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (Слайд 11)
7. Итог урока. (Слайд 12)
Заполнить таблицу (таблица – на интерактивной доске)
Вид прид. части | Подчин. союзы и союзные слова | Указ. слово при пояс. слове | Место прид. части | Отвечает на вопросы | Прид. часть | |
поясняет | выражает значение | |||||
Причины | Потому что Так как Оттого что Ибо |
Оттого Потому |
Любое | Почему? | всю главную часть | … того, о чем говорится в главной части |
8. Исследовательская работа по группам
Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). (Приложение 1)
9. Домашнее задание
Написать сочинение – миниатюру на тему: “Всякий труд важен, ибо облагораживает человека”.
Упр. 160 (составить предложения по схемам) (Слайд 13)
Инд. карточка
10. Рефлексия
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Оценки учащимся за урок.
Если останется время…
Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где
–подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя
не имеет
именительного падежа?
5. Союз однако
– подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть
неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения
отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить
спокойно
первая часть – придаточное
предложение?
9. , (который...) – схема сложноподчиненного
предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: “101 100 101”.
Урок 14. Придаточные обстоятельственные.
Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени. Во всех трех учебных комплексах выделены эти виды придаточных предложений, но придаточные образа действия и степени объединены в них в одну группу.
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:
С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий (М. Ю. Лермонтов).
Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду (М. Ю. Лермонтов).
При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:
Нынче,когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов) – придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.
От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения. Например, предложения Дождь идёт, с тех пор как мы вернулись и Дождь идёт с тех пор, как мы вернулись имеют в своём составе один и тот же союз с тех пор как.
В научной литературе представлена также точка зрения, согласно которой при расчленении союза запятой он распадается на две части, первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. Тип придаточного при этом может измениться. Например, предложение Это произошло в то время, когда никого не было в этом случае должно интерпретироваться не как СПП с придаточным времени, а как СПП с придаточным определительным.
При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.
1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной:
Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (А. С. Пушкин);
2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда – тогда, лишь только – как, когда – то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной:
Едва я накинул бурку, как повалил снег (М. Ю. Лермонтов).
Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней – обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств:
А там, в сознании, где ещё вчера было столько звуков, осталась одна пустота (К. Г. Паустовский).
В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например: Он пошёл, куда ему захотелось, где в главной части пропущено слово туда.
Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:
Где тонко, там и рвётся.
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и под.:
Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны (А. П. Чехов).
Всякий труд важен, ибо облагораживает человека (Л. Т.)
Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза:
Так как мы все как один и за технику, и за её разоблачение, то попросим господина Воланда! (М. А. Булгаков)
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?:
Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной – союз что: За лето он вырос так, что стал выше всех в классе; это СПП с придаточным меры и степени.
Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому: Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро (ССП); Пошёл дождь, поэтому нам пришлось уйти (БСП).
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия
Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.:
Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щёки и шею (И. Ильф и Е. Петров).
А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский)
Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.
В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если – то, если – так, если – тогда, причём все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной:
Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город (А. П. Чехов).
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы с какой целью? зачем? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только:
Подложили цепи под колёса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (М. Ю. Лермонтов).
В этих СПП иногда употребляется указательное слово затем:
Я приехал затем, чтобы объясниться.
Союзы, употребляющиеся в СПП с придаточными цели, часто бывают разделены запятой:
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие (Н. В. Гоголь).
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки
Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение – называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.:
На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошёл ещё вчера вечером (Ф. Сологуб) – средство связи – союз хотя.
Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врождённого благородства (И. Ильф и Е. Петров) – средство связи – союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого.
Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) – средство связи – союзное слово сколько, являющееся обстоятельством.
Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов:
Как ни странно,новид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров).
И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин).
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения
Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы:
Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой)
Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)
Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились,точноон хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой).
В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.
Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, т. е. зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена:
«Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) – сравнительный оборот, обстоятельство.
Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем – тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия:
И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков).
В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем.
Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней – к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями – сравнительные или сопоставительные:
Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия
Придаточное образа действия отвечает на вопросы как? каким образом?, относится к одному слову в главной части – указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяется к главной части союзным словом как:
Гастон только стиснул челюсти, но вёл себя так, как было нужно (А. Н. Толстой)
Придаточные образа действия располагаются за главной частью.
Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени
Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзамичто, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.
Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия:
Он стоял на такой высоте, что люди снизу должны были смотреть на него, закинув головы (Д. Мережковский).
Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза (М. Булгаков).
Отдельную группу среди СПП с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия:
Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами:
Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вёз не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту (И. Ильф и Е. Петров).