ТЕЗИС.
Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ.
1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ?
Дееприча́стие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросычто делая? что сделав?
РОЛЬ деепричастия в речи
· Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
· Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
· Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте
Образец 1
Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.
Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
Таким образом
, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.
Образец 2
Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.
В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
Всё это позволяет сделать
вывод
о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.
Образец 3
Я исследовал фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.
Итак , Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
«Деепричастный оборот. Роль в художественном тексте.»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.
Метод обучения: частично-поисковый, личностно-ориентированный.
парная, индивидуальная, фронтальная.
Цель урока:
Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»,
Формирование представлений о роли деепричастий в художественных текстах.
Задачи урока:
Обучающие:
Активизировать знания по теме “Деепричастие”;
Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах,
уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте;
уметь работать над связным текстом на лингвистическую тему.
Развивающие:
Развивать творческие способности;
развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение;
развивать языковую компетенцию;
развивать речевую культуру.
Воспитательные:
Повысить интерес к изучению и учебному процессу, бережное отношение к слову, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер учителя, мультимедийный экран, мультимедийный проектор, технологические карты для каждого ученика.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку. | ||
Актуализация знаний | Работа с художественным текстом. Сообщение темы урока, постановка цели урока. | ||
Повторение теоретических знаний. | Проверка домашнего задания. | ||
Физкультминутка | Гимнастика для глаз. | ||
Закрепление знаний | Тренировочные упражнения | ||
Обучающая работа | Закрепление полученных знаний | ||
Подведение итогов, выставление оценок | Рефлексия, выставление оценок. | ||
Информация о домашнем задании | Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению. |
Сегодня на уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики, литературы и географии.
А какова тема этой встречи, цели и задачи мы выясним с вами, выполнив первое задание.
2. Актуализация полученных знаний.
1) Работа с текстом. (фронтальная работа).
Учитель: Прочитаем стихотворение «Лодорский ». Оно написано английским поэтом Робертом Саути.
В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.) Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)
«Лодорский водопад»
Как падают воды в Лодоре?
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Держа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Какую роль играют в этом тексте деепричастия?
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.) (фронтальная работа).
Вспомните, при изучении какой мы уже сталкивались с подобным явлением, когда весь текст стихотворения создан из слов одной части речи?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)
Используя опорную схему, сформулируйте цели нашего урока
1) закрепить умение находить __________________________________ в предложениях и текстах,
2) повторить правила постановки ___________________________________,
3) сформировать представление о _____________ деепричастий в художественных произведениях.
Запишем тему: «Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественных текстах».
3. Повторение теоретических сведений. На основании данного выше текста, используя план, составим необычный портрет, лингвистический (работа по вариантам).
Лингвистический портрет деепричастия Глагольные признаки 1. Обозначает ________________________ действие. 2. Образуется от ___________________. 3. Имеет ____________ и _____________ вид. 4. Имеет ______________________ Наречные признаки Изменяемость ________. В предложении является __________________ |
Лингвистический портрет деепричастного оборота 1. Деепричастный оборот это - ________________________________________. 2. Деепричастный оборот _______________ выделяется на письме ________________. 3. Одиночные деепричастия ______________ выделяются на письме. 4. Деепричастный оборот в предложении является ______ |
** Используя текст стихотворения, подготовить ответ на вопрос: «Для чего нужно изучать деепричастия и деепричастные обороты?»
Ответы детей. (Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой эмоциональной, предложения с деепричастными оборотами более выразительны, живописны)
4. Гимнастика для глаз.
5. Закрепление знаний (работа в парах).
1) * Спишите предложение, найдите границы деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены), обозначьте границы деепричастного оборота, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.
Любовь к матери зарождаясь в колыбели всегда живет в душе человека.
Мама нежно заботясь о своем малыше много времени проводит с ним.
** Замените одно сказуемое деепричастием. Запишите получившееся предложение, обозначьте границы деепричастного оборота, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.
Любовь к матери зарождается в колыбели и всегда живет в душе человека.
*** Спишите предложение, найдите границы деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены), начертите схему предложения
Мама, любя ребенка всем сердцем простит ему любую ошибку и неудачу.
Поэкспериментируйте. Переставьте деепричастный оборот. Запишите получившиеся предложения. Сделайте вывод о месте деепричастного оборота в предложении.
Деепричастия, деепричастный оборот занимают ______________ место в предложении.
Дополнительный вопрос для всех: - Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нем нет глагола? Почему?
2) Применение. Прочитайте текст. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, графически объясните расстановку знаков препинания.
Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:
Я не знаю, что делать в этом мире.
Бог, подумав, ответил:
Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.
Но я не понимаю его язык.
Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.
А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.
Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.
Красивая притча? А что представляет собой текст? Какие особенности существуют в оформлении диалога? Проверяем задание. Какова роль деепричастных оборотов в данном тексте?
Обучающая работа (индивидуальная работа)
Прочитайте текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.
Озаглавьте текст. Сформулируйте основную мысль притчи. Вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия. Расставьте знаки препинания, укажите границы деепричастных оборотов, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Что изменилось в составленном вами тексте?
Однажды к маме пришли ее дети _________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать __________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь». Мама ________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?». И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них __________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.
Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.
Прочитайте получившийся текст. Как изменился текст, после того, как мы добавили в него деепричастия и деепричастные обороты?
Сформулируйте основную мысль притчи:__________________________(Притча о любви матери к детям.)
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Сегодня на уроке мы говорили о самом дорогом для всех человеке – о маме.
**Попробуем составить синквейн о маме, но вместо трех глаголов используйте деепричастие или в четвертой строке – предложение с деепричастным оборотом.
Кому трудно выполнить это задание, предлагаю оценить свои действия на уроке
*1. На этом уроке я вспомнил ____________________________________________
2. Было трудно, но ____________________________________________________
3. Теперь я могу____________________________________________________
4. Я бы хотел ____________________________________________________
Сегодня на уроке мы повторяли __________________
Мы вспомнили, как ______________ на письме деепричастия и деепричастные обороты.
Деепричастия делают речь _____________________, _____________, ______________.
Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ______________ , ____________.
7. Домашнее задание:
*Чтобы закрепить полученные знания и на следующем уроке успешно выполнить , ваше домашнее задание будет заключаться в следующем:
На двойном листе написать: «Что я должен сделать, чтобы получит «5» за проверочную работу по т. «Деепричастие и деепричастный оборот» (составить план и выполнить его).
** Используя отрывок из произведения «Кладовая солнца», раскройте смысл высказывания русского писателя «...деепричастие дорисовывает движение»:
«Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: “Чуф! Ши!”
Аргументируйте свой ответ 2-3 примерами из прочитанного текста.
июня 24 2011
Деепричастие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
2. РОЛЬ деепричастия в речи
Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте
Образец 1
Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.
Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.
Образец 2
Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.
В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского , но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.
Образец 3
Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.
Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роль деепричастий в речи . Литературные сочинения!Лучшие Темы сочинений .
1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери-зуется в лингвистике по-разному.
Одни языковеды считают деепри-частия особой формой глагола, другие - само-стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.
Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.
Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.
Уехав, дожидаясь, увидев.
Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .
Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.
Основные признаки деепричастия
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. | Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку. |
Б) Морфологические признаки | Примеры |
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия. | |
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
|
Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) - думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) - подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) - задумавшись |
Деепричастия распространяются, как глаголы. | Думать о матери - думая о матери; задуматься о будущем - задумавшись о будущем; поссориться с матерью - поссорившись с матерью. . |
Деепричастия имеют следующие признаки наречий : | |
|
Читая, прочитав, решив. |
|
Передав записку, он отошёл в сторону. |
В) Синтаксические признаки | Примеры |
В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого. | |
В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. | [Когда?] Передав записку , он отошёл в сторону . |
2. Образование деепричастий - деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов - -а, -я, -в, -вши, -ши :
- деепричастия несовершенного вида
образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я
:
молчать : молч -ат → молча ;
решать : реша -ют → решая ; - деепричастия совершенного вида
образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши
:
замолчать : замолча -ть → замолчав ;
решить : реши -ть → решив ;
заняться : заня -ть -ся → занявши сь ;
принести : принес -ти → принесши .
3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).
Закрывая - деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).
Молча - наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие - слушала ).
4. Морфологический разбор деепричастий:
План разбора деепричастий
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид; | ||
2 | возвратность. | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении). |
Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).
Упав
- Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
- Н. ф. - упав
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) невозвратное.
Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). - Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.
Деепричастие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
2. РОЛЬ деепричастия в речи
Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют и в своих произведениях.
Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте
Образец 1
Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.
Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.
Образец 2
Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.
В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.
Образец 3
Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.
Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.