Павел Васильевич Симонов (урожд. Станкевич, 20 апреля 1926 году, Ленинград — 6 июня 2002, Москва, РСФСР) — советский российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.
Биография
Отца П. В. Симонова — бывшего офицера Станислава Станкевича — репрессировали в 1937 Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Cусид по дому, известный скульптор Василий Львович Симонов, принял деятельное участие в судьбе парня, усыновил его и дал свою фамилию.
В 1944 году поступил в летное училище. В 1945 по состоянию здоровья перевелся в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1951 году. С первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951-1960 гг. — Научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. М. Н. Бурденко. С 1961 по 1962 год — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.
В 1962 году начал работать под руководством Е. А. Асратяна в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора. С 1982 года — директор этого института.
Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Был академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова »(с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала« Наука и жизнь ».
Удостоен звания «Заслуженный профессор Московского университета» (1999).
Похоронен на Хованском кладбище в Москве.
Семья
- Отец: Станкевич Станислав Венедиктович (1895-1937) — уроженец или житель Ленинграда, поляк, беспартийный, временно исполняющий начальника отделения продовольственно-фуражного отдела ЛВО, интендант 3-го ранга (капитан). Арестованный 5 октября 1937 комиссией НКВД и Прокуратуры СССР. 3 ноября 1937 осужден по статье 58, чч. 6, 7, 10 и 11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 12 ноября 1937.
- Мать Мария Карловна Станкевич.
- Сестра Галина Станиславовна Станкевич, проживает в Швеции с семьей.
- Жена Ольга Сергеевна Вяземская, преподаватель иностранного языка.
- Дети:
- актриса Евгения Симонова.
- писатель и философ Юрий Вяземский.
Павел Васильевич Симонов (20 апреля 1926, Ленинград - 6 июня 2002, Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук, профессор. Лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.
Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году. Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов, который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию.
В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951 - 1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко. С 1961 по 1962 год — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.
В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.
Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь».
Дети: актриса Евгения Симонова и профессор Юрий Симонов-Вяземский.
Книги (10)
Книга члена-корроспондепта АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии.
В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа.
Что такое эмоция?
Книга доктора медицинских наук П. В. Симонова посвящена анализу роли эмоций в приспособительном поведении высших животных и человека; в ней рассматривается связь эмоциональных состояний с потребностями и действиями, предпринимаемыми для их удовлетворения.
Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.
Эмоциональный мозг
В монографии обобщены с единых теоретических позиций нейрофизиологические, нейроанатомические и психологические аспекты изучения эмоций.
Основой для такого анализа явились результаты двадцатилетних экспериментальных исследований автора и его сотрудников, завершившиеся созданием потребностно-информационного подхода к проблеме генеза эмоций человека и высших животных, к роли эмоций в организации поведения.
(р. 1926) -российский психофизиолог и нейрофизиолог, автор потребностно-информаци-онной теории эмоций. Д-р медицинских наук (1961), профессор (1969). Директор Института высшей нервной деятельности (с 1982). Д. чл. АН СССР (1987). Академик-секретарь отделения физиологии РАН (с 1988). Гл. ред. Журнала высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова (с 1982). Чл. ряда зарубежных академий наук. Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Окончил военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951). Работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 по 1962 г. работал в системе АН СССР. С 1962 г. - сотрудник Института высшей нервной деятельности, в дальнейшем директор этого института. Основные научные интересы С. связаны с нейрофизиологией и психофизиологией мотиваций и эмоций. Согласно разработанной им потребностно-информацион-ной теории эмоций (1964), эмоция - это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (Эмоциональный мозг, 1981). Наряду с информационной системой мозга человек располагает мотиваци-онной, которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей (Мотивированный мозг, 1987). С. создал классификацию потребностей, в которой наряду с тремя базисными потребностями (витальными, социальными, идеальными) выделил потребность в вооруженности (знаниями, Умениями, навыками) и потребность в преодолении препятствий на пути к цели (воля). Описал феномен эмоционального резонанса, который обнаруживается на ранних этапах эволюции живой природы и который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию. По С. творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинировани-ем опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций С. стала основой для разработки методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека. Автор трудов: Происхождение духовности, в соавт., М., 1989; Созидающий мозг, М., 1993 и др. Э.А. Костандов
От авторов | |||
Введение | |||
Проблема познания человека и роль П.В.Симонова в разработке учения о мотивационно-эмоциональных аспектах мозга во второй половине XX века | |||
Некоторые биографические данные и особенности личности П.В.Симонова | |||
Научные школы и П.В.Симонов | |||
Существует ли в настоящее время опасность превращения науки в разновидность "чистого товара"? | |||
Особенности П.В.Симонова как человека, ученого и научного руководителя | |||
П.В.Симонов: "Я считаю, что каждый ученый должен обладать уникальным сочетанием мыслительной способности и художественным видением мира" | |||
Опыты П.В.Симонова по выявлению "эгоистов" и "альтруистов" | |||
Следствия, вытекающие из закона сохранения "эгоистов" и "альтруистов" | |||
Концепция П.В.Симонова об "эгоистах" и "альтруистах" и наши "вечные" проблемы | |||
П.В.Симонов как психолог | |||
Какую роль играем мы в этой жизни? | |||
П.В.Симонов: "Что мы потеряли вместе с научно-технической революцией?" | |||
П.В.Симонов и его отдельные поступки в контексте времени | |||
П.В.Симонов: "Каковы они -- "плюсы" и "минусы" жизни прежней и настоящей?" | |||
П.В.Симонов: "Мы в ответе за то, что происходит в мире, и, особенно, за то, что происходит вокруг нас" | |||
Последние годы жизни П.В.Симонова | |||
Вместо эпилога | |||
Список основных трудов П.В.Симонова, представленных в системе PubMed | |||
Приложение |
Павел Васильевич Симонов был одним из ведущих физиологов второй половины XX и начала XXI в. В 1981 г. он стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1987 г. -- академиком АН СССР. С 1982 по 2000 гг. П.В.Симонов возглавлял Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР, а затем РАН. В 90-х (постперестроечных) годах XX в. он был академиком-секретарем отделения "физиология". За время своей научной деятельности П.В.Симонов опубликовал 16 книг и более 400 статей. За монографии "Теория отражения психофизиологических эмоций" и "Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты" П.В.Симонов был удостоен премии им.И.П.Павлова. Он разработал, теоретически обосновал и высказал представления о сфере применения целого комплекса методов диагностики и прогнозирования функционального состояния мозга человека. За эти исследования П.В.Симонов был удостоен в 1987 г. Государственной премии. Для тех читателей, кто не любит авторские предисловия, но, тем не менее, желает узнать, о ком и о чем же наша книга, мы можем кратко ответить следующим образом. Наша книга о физиологе Павле Васильевиче Симонове и тайных, еще далеко непознанных структурах, лежащих в основе нашего "Я", которые открываются в поведении. П.В.Симонов был естествоиспытателем-философом. Однако его работы имели чрезвычайно важное практическое значение и были способны (при правильном их использовании) принести миллиардную прибыль, а также могли быть использованы для предотвращения демографических катаклизмов.
В небольшой книге, посвященной памяти Павла Васильевича Симонова, мы не сможем ни пересказать, ни раскрыть то богатство идей, концепций и теорий, которые содержатся в его книгах и статьях. Какова же тогда цель написания этой работы? Нам хотелось бы рассказать о П.В.Симонове -- человеке, ученом и педагоге, вернее, о том образе, который сохранился в нашей памяти. Известно, что никто еще не выработал общие правила для написания воспоминания, хотя многие и осознали, что факты констатировать иногда удобнее, чем высказывать собственные мысли, суждения и представления. Необходимо также учитывать, что память каждого человека избирательна, поэтому все известные воспоминания отличаются не только стилем написания, но и тем, о чем одни предпочитают рассказывать, а другие умалчивать. Между тем отмечено, что чем ярче и субъективнее воспоминания, тем больше они вызывают спор у современников. Впрочем, иногда случается и так, что воспоминания косвенно говорят о самом авторе больше, чем о людях, о которых он вспоминает. Говорят также, что воспоминания о современниках нельзя написать так, чтобы они понравились всем. Однако можно постараться сделать так, чтобы они минимально раздражали всех, кто считает, что именно он , она или они лучше других знают и помнят героя воспоминаний. Наша скромная задача состояла лишь в том, чтобы выразить личные представления о Павле Васильевиче Симонове. В этих воспоминаниях найдут отражения только те факты, события и мысли П.В.Симонова, которые сделали нашу собственную жизнь осмысленнее. Поэтому наши воспоминания и личная точка зрения на события прошлого субъективны, носят односторонний характер, и, как сейчас пишут в средствах массовой информации, могут отличаться от других официально или неофициально признанных точек зрения.
Книга, посвященная Павлу Васильевичу Симонову, написана в форме эссе. Первоначально мы не думали, что отдельные размышления, записанные в разные годы, когда-либо найдут своего читателя. Они записывались "для себя". Почему? Наверное, потому что они не могли не писаться: никто не чешется, если не зудит. Так, однажды ответил А.Эйнштейн на вопрос: почему вообще существует наука и культура? Все написанное нами было искренним. Однако наши отдельные обобщения на протяжении длительного времени писались "в стол". По мере заполнения "стола" вдруг обнаружилось, что часть из них была связана с деятельностью Павла Васильевича Симонова. Более того, некоторые мысли не могли возникнуть, если бы не было периодических выступлений Павла Васильевича во время конференций, заседаний Ученых советов и отдельных встреч с ним по самым различным поводам. Так постепенно идея обрела смысл. Затем появилось желание написать. Известно, что всегда интересно себя попробовать в том, что раньше еще не делал. Постепенно стало появляться ощущение некоторого единства, словно отдельные мазки импрессионистской живописи оказались объединенными одной общей идеей, которую можно было бы назвать: научная деятельность Павла Васильевича Симонова.
Каждый ученый должен обладать благодарностью к предшественникам,
уважением к современникам и ответственностью перед будущими
учеными. Тогда дело его будет многолетним на Земле...
Д.С.Лихачев
Подлинная истина возможна лишь там, где она ищется не для
самоутверждения, а ради нее самой.
А.А.Ухтомский
Ученые относятся к той категории людей, которых редко показывают по телевидению, их не узнают на улице, у них никто не просит автографов. Ореол славы среди людей науки обретают немногие. Далеко не все нобелевские лауреаты имеют возможность увидеть свой прижизненный портрет в книгах и учебниках. Мало кто из них уверен, что его имя будут знать и помнить потомки. Говорят, что ученые широко известны в узком кругу профессионалов. Однако именно из этой среды малоизвестных профессионалов выходят люди, оказывающие наиболее сильное влияние на научно-технический прогресс общества.
Павел Васильевич Симонов был одним из крупнейших физиологов в области высшей нервной деятельности. Он создал "потребностно-информационную теорию эмоций и поведения", которая позволила понять механизмы возникновения положительных и отрицательных эмоций, их роль в организации поведения. Благодаря теории П.В.Симонова удалось найти экспериментальные подходы к изучению мотиваций и эмоций, обнаружить новые стадии и закономерности возникновения эмоционального стресса у человека-оператора, разработать методы объективной оценки эмоционального напряжения. В 1979 г. П.В.Симонов был удостоен премии им.И.П.Павлова за монографии "Теория отражения психофизиологических эмоций" и "Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты". Он разработал, теоретически обосновал и высказал представления о сфере применения целого комплекса методов диагностики и прогнозирования функционального состояния мозга человека. За эти исследования П.В.Симонов был удостоен в 1987 г. Государственной премии. "Потребностно-информационная теория эмоций и поведения", созданная П.В.Симоновым, нашла свое развитие в его книгах: "Эмоциональный мозг" (1981), "Мотивированный мозг" (1987) и "Созидающий мозг" (1993). Труды П.В.Симонова заложили основы для нового подхода к целому комплексу проблем сознания, памяти, осознаваемых и неосознаваемых внутренних состояний в организации сознательной деятельности человека.
П.В.Симонов многим известен, прежде всего, как ученый, который создал потребностно-информационную теорию поведения. До Павла Васильевича о потребностях говорили многие. Однако он был первым, кто объявил потребности главным первоисточником активности поведения, регулятором эволюции, координатором истории, источником творческого процесса и движущей силой всякого индивидуального и коллективного действия, как человека, так и животных. Павел Васильевич Симонов впервые в истории показал, что в мире не существует независимости действия. Любое поведение, действие или бездействие определяются удовлетворенной или неудовлетворенной потребностью. Потребность, по определению П.В.Симонова, есть "специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития... Сохранение и развитие человека -- суть проявления этой силы..."
Естествоиспытатели неоднократно подтверждали положение, согласно которому теория обобщает предшествующий этап знания. Однако теория не только обобщает предшествующий этап знания. Она всегда представляет собой новый, вполне определенный и зафиксированный этап истории познания. Это связано, прежде всего, с тем, что при теоретическом освоении объекта или предмета исследования ученый всегда стремится иметь целостный охват, когда объект выступает не только в качестве наблюдаемого явления, но и как уже выведенная закономерность. Таким образом, создание П.В.Симоновым потребностно-информационной теории поведения впервые вывело многие неосознаваемые потребности из бездны неосознанного (грубо земного) человеческого естества в область "освещенного круга сознания", где они стали осознаваемыми мотивациями.
На страницах краткой брошюры мы не можем вдаваться в подробности сложной и, вместе с тем, красивой потребностно-информационной теории поведения . Ю.П.Вяземский в книге "Вооружение Одиссея" в краткой, занимательной и доступной для широкого читателя форме проанализировал теорию П.В.Симонова. В нашей работе мы хотели бы обратить внимание читателей только лишь на некоторые положения учения П.В.Симонова о мотивационно-эмоциональных аспектах мозга, которые можно было бы кратко определить как концепцию об "эгоистах" и "альтруистах". Эти положения, с нашей точки зрения, имеют большую практическую значимость и весьма актуальны в наше время.