В коммерческой организации так: нет продаж - нет прибыли. Процесс разработки функциональных (операционных) бюджетов всегда начинается с бюджета продаж, поскольку без оценки и планирования возможных объемов продаж продукции нельзя составить бюджет производства, бюджеты закупок и использования сырья и материалов, затрат труда и т.д. При этом следует обращать особое внимание на ограничивающие факторы деятельности компании, такие, например, как максимальная емкость рынка, наличие производственных мощностей, возможности мобилизации финансовых ресурсов и т.д.
Бюджет продаж
Отправной точкой любого процесса планирования в организации является прогнозирование емкости рынка и объемов продаж продукции. Эти данные относятся к сфере ответственности руководителя маркетинговой службы. Роль бухгалтера-аналитика состоит в координации процесса бюджетирования и сведении воедино данных, поступающих из разных источников.
При разработке бюджета продаж руководству организации следует принять во внимание все внешние ограничения и прогнозные оценки, касающиеся особенностей данного вида деятельности и рыночной ситуации (например, возможные действия конкурентов или эластичность цен на выпускаемую продукцию), а также оценку общеэкономических факторов бизнеса, действие которых относится к планируемому периоду (например, ожидаемый темп инфляции или изменение налоговой политики). Разработчики бюджетов должны принимать во внимание и качественные факторы, такие как возможные колебания спроса или влияние предполагаемых изменений спецификации или ассортимента выпускаемой продукции. И только после тщательной оценки всех факторов (внешних и внутренних), которые могут повлиять на объем продажи продукции, следует приступать к составлению бюджета.
Бюджет продаж выглядит как документ, в котором приведены объемы продаж, цены и выручка по всей номенклатуре выпускаемой продукции. Ответственность за его исполнение лежит на тех, кто отвечает за соответствующую функцию в организации, - начальнике отдела продаж и коммерческом директоре .
Бюджеты продаж разрабатываются, как правило, в ценах, включающих НДС, поскольку именно такие суммы реализации указываются в договорах, счетах-фактурах и прочих документах, с которыми работают службы продаж, именно в таких суммах денежные средства приходят на расчетные счета компании, поэтому и контролировать результативность работы службы продаж и ее сотрудников удобнее по таким «полным» суммам. Однако «с НДС» или «без НДС» - вопрос, решаемый в каждом конкретном случае самой организацией, никем извне он не регламентируется: как удобнее для контроля, так и строится регламент бюджетирования.
Рассмотрим процесс разработки бюджетов на примере компании «Селена» (к ее деятельности мы обращались в примере 9.1).
Пример 11.1
После исследования рынка сбыта продукции коммерческая служба компании «Селена» подготовила прогноз продаж (с НДС), на основе которого был разработан бюджет продаж компании на сентябрь 20... г. (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Бюджет продаж
Только после утверждения бюджета продаж, можно приступать к разработке и детализации бюджета производства.
- Так же как и в следующих параграфах, мы приводим наиболее часто встречающиесяв практике названия должностей сотрудников, отвечающих за исполнение определенныхфункций в организации. В случае реализационной функции должности могут называтьсяи директор по продажам, и начальник отдела сбыта. ^ Аналогично тому, как можно выбирать подход в оценке материальных затрат (см.параграф 9.3), цену продаж при подготовке бюджетов продаж также можно использоватьв оценке с НДС и без этого налога. Это определяет лишь способ дальнейшей обработки данных. В нашем примере мы будем использовать цены, включающие ИДС.
Термины и сокращения
Бюджет | - | сгруппированные по принятым в организации признакам показатели экономической деятельности. |
Бюджетирование (бюджетное управление) | - | система управления организацией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. |
Бюджет организации | - | план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность организации в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов. |
Бюджетная структура | - | иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов организации. |
Операционный бюджет | - | бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения организации (центра финансовой ответственности). |
Сводные бюджеты | - | результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансовому листу) организации. |
Статья бюджета | - | составная часть бюджета, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа. |
Финансовая структура | - | иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты. |
Функциональный бюджет | - | бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности организации (сбыт, снабжение, производство и т.д.). |
Хозяйственная операция | - | простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений или выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей. |
Центр дохода (ЦД) | - | структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит организации своей деятельностью. |
Центр затрат (ЦЗ) | - | структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты. |
Центр инвестиций (ЦИ) | - | структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами организации (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций). |
Центр маржинального дохода (ЦМД) | - | структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности. |
Центр прибыли (ЦП) | - | структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами). |
Центр финансовой ответственности (ЦФО) | - | структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов. |
Центр финансового учета (ЦФУ) | - | структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину. |
1.
Общие положения
1.1. Базовые принципы
Целью составления и ведения бюджетов является планирование и учет финансовых результатов деятельности организации.
В зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты организации, функциональные и операционные.
С точки зрения предмета ведения бюджетов, выделяются следующие типы бюджетов:
стоимостные бюджеты, описывающие обороты денежных средств и обязательств;
натурально-стоимостные бюджеты, описывающие обороты активов в натуральном и стоимостном выражении.
Бюджеты состоят из статей, по которым осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.
Хозяйственная операция - простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.
Доходы - увеличение капитала за счет роста активов (уменьшения обязательств) организации, получаемое в процессе осуществления хозяйственной деятельности за период (не за счет вкладов собственников). Существует три источника получения дохода:
по основной деятельности - доходы, получаемые в процессе осуществления основной деятельности: объем реализации продукции, товаров, услуг;
по финансовой деятельности - доходы от судо-заемных и прочих финансовых операций;
по прочей деятельности - доходы от продажи основных средств, материалов, сырья, а также от предоставления имущества в аренду.
Расходы - затраты материальных и финансовых ресурсов, которые несет организация в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности для получения будущего дохода. Для ведения бюджетов используется следующая классификация затрат:
основные - затраты, прямо прослеживаемые до источника их возникновения и, соответственно, прямо относимые на себестоимость продукции: затраты на материалы, технологическую электроэнергию, зарплата основных производственных рабочих;
накладные - затраты, не имеющие прямой связи с производимой продукцией и потому на себестоимость продукции прямо не относимые. Накладные затраты будут относиться на деятельность конкретного подразделения, где возникли, или всей организации, по нормативу, устанавливаемому эмпирическим путем в соответствии с выбранной базой распределения затрат.
Прибыль - превышение доходов над расходами. Прибыль формируется по уровням по мере вычитания соответствующих групп расходов: валовая, операционная, до уплаты налогов, чистая, нераспределенная. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определить, как та или иная группа расходов влияет на конечный результат.
Уполномоченным по бюджетному управлению назначен Заместитель директора по экономике и финансам.
1.2. Сфера применения
Действие данного Положения о бюджетной структуре (в дальнейшем Положения) распространяется на все подразделения ООО ”ИнТехПроект”.
Положение применяется для:
внутреннего использования при решении задач управления ООО ”ИнТехПроект”;
обеспечения документированной базы системы бюджетного управления;
обеспечения непрерывности функционирования системы бюджетного управления и реализации ее требований в ходе меняющихся условий.
1.3. Разработка, утверждение и изменение
Актуализацию Положения, пересмотр и выпуск извещения об изменениях осуществляет Заместитель директора по экономике и финансам. Разработанное Положение и изменения к нему утверждает Директор.
Каждый работник ООО ”ИнТехПроект” может представлять свои предложения по изменению или дополнению разделов Положения уполномоченному по бюджетному управлению с обоснованием аргументов по предлагаемому вопросу.
Положение пересматривают в случае возникновения изменений, которые могут быть результатом корректировок в стратегии организации, производственных связях, предпринимаемых как для более полного и целенаправленного соответствия внутренним потребностям управления, так и требованиям окружающей среды.
2. Бюджетная структура предприятия
2.1. Сводные бюджеты
В соответствии с принципами бюджетного управления организация устанавливает цели своего развития, которые выражаются в конкретных финансовых терминах ликвидности, рентабельности и стоимости и отражают то состояние организации, к которому она придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению поставленных целей. Данные показатели находят свое отражение в Сводных бюджетах, к которым относятся:
Бюджет Доходов и Расходов (БДР);
Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС).
БДР отражает формирование экономических результатов деятельности организации в виде прибыли или убытков. Цель его составления - управление прибыльностью/рентабельностью организации. Структура БДР должна раскрывать:
структуру (источники формирования) доходов организации;
структуру (направления расходования) расходов организации;
объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям);
разницу (т.е. прибыль или убытки) между доходами и расходами за период.
Структура БДР предполагает последовательное вычитание из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход) соответствующих статей расходов.
БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения. Цель его составления - управление платежеспособностью (ликвидностью) организации.
С точки зрения направленности движения денежных потоков существуют 2 вида движения:
поступление на счета/в кассы организации;
выплаты со счетов/из касс организации.
Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:
направленности денежных потоков;
структуры выплат и поступлений по направлениям их движения;
объемов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям);
промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами);
остатков денежных средств.
Операционные бюджеты
Как уже отмечалось, для каждого ЦФО составляется соответствующий бюджет. Количество операционных бюджетов не может быть больше или меньше количества центров ответственности.
Основная задача составления операционных бюджетов - планирование и контроль результатов деятельности ЦФО, т.е.
Операционный бюджет полностью описывает деятельность центра ответственности и все его хозяйственные операции на языке финансов.
Деятельность подразделения начинается с планирования результатов его деятельности с описанием программы действий, поэтому бюджетирование ЦФО осуществляется по факту планирования деятельности центра ответственности. По факту планирования рассчитываются ресурсы, которые будут потреблены для достижения запланированного результата.
Операционный бюджет является инструментом делегирования финансовых полномочий руководителю ЦФО. Естественно, делегирование полномочий будет сопровождаться ответственностью за результаты деятельности ЦФО, которые будут выражены в виде нормативов прибыли, маржинальной прибыли, доходов или затрат (в зависимости от статуса центра ответственности).
При корректном и правильном планировании для каждого центра ответственности должны быть составлены статьи и нормы расходов, которые рассчитываются в бюджете в зависимости от запланированных доходов ЦФО или компании. Финансовая служба должна отслеживать соответствие затрат, осуществляемых ЦФО, как утвержденному бюджету, так и планируемым доходам.
В том случае, если доходная часть бюджета не соблюдается, его расходная часть также должна быть пересмотрена. Переменные статьи расходов должны быть пересчитаны исходя из достигнутых результатов. Постоянные расходы по ЦФО не должны быть увеличены за счет уменьшения абсолютного значения переменных расходов, предусмотренного в связи с уменьшением доходов. Например, пусть бюджет ЦФО утвержден на уровне 100 000 руб. Эти данные рассчитаны для ЦФО исходя из объема продаж 200 000 ед. Расходы в 100 000 руб. для данного ЦФО были просчитаны исходя из переменной составляющей в размере 2% от продаж и постоянной составляющей 60 000 руб. Продажи состоялись на уровне 150 000 ед. Соответственно, общие расходы данного ЦФО должны были составить 90 000 руб. Однако руководитель ЦФО принял решение о нецелевом рас-
Организация бюджетного управления в компании по ЦФО 217 ходовании средств и осуществил дополнительный расход в 10 000 руб. Данный пример демонстрирует необходимость нормирования не только абсолютного значения расходов, но и тех статей, по которым они осуществлены. Поэтому для целей контроля будет необходим перечень возможных статей расходования для ЦФО и их сумм.
Функциональные бюджеты
Функциональные бюджеты строятся исходя из функций деятельности компании - ее бизнес-процессов. Типичная компания осуществляет следующие функции:
закупок;
продаж;
транспортировки;
управления и т.д.
Статьи бюджетов, которые формируются по соответствующим функциям компании, составляют функциональные бюджеты компании. Основное назначение функциональных бюджетов - расчет потребности компании в ресурсах для осуществления соответствующих функций.
Компании необходимо установить взаимосвязь между функциональными и операционными бюджетами. Например, такой функциональный бюджет, как “бюджет закупок”, одновременно является операционным бюджетом ЦФО - отдела снабжения. Каждый функциональный бюджет составляется в целом по всей компании, поэтому система функциональных бюджетов образует ее бюджетную структуру. Принцип формирования функциональных бюджетов - группировка их по видам деятельности (функциям, процессам) компании.
В качестве примера можно выделить такие функции компании, как продажи, закупки, складирование и хранение, рекламу и маркетинг, транспортировку и управление. Соответственно, группировка указанных функциональных бюджетов может выглядеть так, как показано на рис. 3.3.
В данном случае, в отличие от итоговых бюджетов по элементам затрат, не указаны бюджеты, сформированные по итоговым элементам затрат (например, расходов на оплату труда, материальных расходов и т.д.). Это связанно с тем, что данное представление бюджетов сформировано по видам деятельности компании в разрезе ее коммерческой деятельности и управления. В табл. 3.5 приведен пример возможного перечня функциональных бюджетов компании.
218 Глава 3 Бюджет коммерческих расходов
Бюджет расходов на сбыт
Бюджет транспортных расходов
Бюджет расходов на складирование и хранение
Бюджет расходов на снабжение
Бюджет расходов на управление
Рис. 3.3. Пример состава функциональных бюджетов компании Таблица 3.5. Возможный перечень функциональных бюджетов 1.
Бюджет продаж 1.1.
Бюджет продаж товаров 1.2.
Бюджет продаж основных средств 1.3.
Бюджет прочей реализации 2.
Бюджет закупок 2.1.
Бюджет закупок и прямых расходов, относимых на себестоимость 2.1.1.
Бюджет закупок товаров 2.1.2.
Бюджет транспортных расходов, относящихся на себестоимость 2.1.3.
Бюджет расходов по таможенной очистке 2.2.
Бюджет закупок для расходов функциональных служб по ЦФО 2.2.1.
Бюджет закупок для нужд сбыта 2.2.2.
Бюджет закупок для нужд складирования 2.2.4.
Бюджет закупок для нужд ТЭС 2.2.5.
Бюджет закупок для нужд управления 2.3.
Бюджет закупок основных средств и капитальных инвестиций
Организация бюджетного управления в компании по ЦФО 219 3. Бюджет коммерческих расходов 3.1.
Бюджет расходов на сбыт 3.1.1.
Бюджет расходов на сбыт (отдел продаж 1) 3.1.2.
Бюджет расходов на сбыт (отдел продаж 2) 3.2.
Бюджет транспортных расходов 3.3.
Бюджет расходов на складирования 3.3.1.
Бюджет расходов на приемку, размещение и упаковку 3.3.2.
Бюджет расходов на документальное оформление 3.4.
Бюджет отдела маркетинга 3.5.
Бюджет расходов на службу снабжения 3.5.1.
Бюджет расходов сектора ВЭД 3.5.2.
Бюджет расходов сектора таможенной очистки 3.5.3.
Бюджет расходов сектора сертификации 3.6.
Бюджет проектов 3.6.1.
Бюджет расходов текущих проектов 3.6.1.1.
Расходы по проекту 1 3.6.1.2.
Расходы по проекту 2 3.6.1.3.
Расходы по проекту 3 4.
Бюджет административных расходов 4.1.
Бюджет расходов на финансовую дирекцию 4.2.
Бюджет расходов дирекции ИТ 4.3.
Бюджет расходов АХО 4.4.
Бюджет расходов секретариата и офис-менеджеров 4.5.
Бюджет расходов юридической службы 4.6.
Бюджет службы персонала 4.7.
Бюджет расходов Генерального директора 5.
Бюджет налогов 5.1.
Бюджет НДС 5.2.
Бюджет на ФОТ 5.3.
Бюджет сборов в ПФ 5.4.
Бюджет налога с владельцев транспортных средств 5.5.
Бюджет по налогу на прибыль 5.6.
Бюджет налога на землю 6.
Бюджет расходов на персонал 7.
Бюджет остатков товаров и запасов на начало периода 8.
Бюджет остатков товаров и запасов на конец периода 9. Бюджет дебиторской задолженности на начало периода 10.
Бюджет дебиторской задолженности на конец периода 11.
Бюджет кредиторской задолженности на начало периода 12.
Бюджет кредиторской задолженности на конец периода 13.
Бюджет инвестиционной деятельности 13.1.
Бюджет инвестиций 13.1.1.
Инвестиционный проект А 13.1.2.
Инвестиционный проект Б 14.
Бюджет финансовой деятельности 14.1.
Бюджет собственного капитала 14.2.
Бюджет расходов на выплату процентов по привлеченному капиталу 15.
Бюджеты движения денежных средств 15.1.
Бюджет поступлений по основной деятельности 15.2.
Бюджет поступлений от клиентов 15.3.
Бюджет выплат по основной деятельности 15.3.1.
График оплат за товары 15.3.2.
График оплат расходов, относящихся на себестоимость товаров 15.3.3.
График выплат по коммерческим расходам 15.3.4.
График выплат по административным расходам 15.3.5.
График выплат налогов 15.4.
Бюджет прочих выплат и поступлений 15.5.
Бюджет поступлений по финансовой деятельности 15.5.1.
Бюджет поступлений в УФ и другие фонды 15.5.2.
Бюджет поступлений кредитов и займов 15.6.
Бюджет выплат по финансовой деятельности 15.6.1.
Бюджет выплат кредитов и займов 15.6.2.
Бюджет уплаты процентов по кредитам и займам 15.6.3.
Бюджет выплаты дивидендов 15.7.
Бюджет поступлений по инвестиционной деятельности 15.7.1.
Бюджет поступлений в виде оплат за ОС 15.7.2.
Бюджет поступлений дивидендов от участия в доле других компаний 15.8.
Бюджет выплат по инвестиционной деятельности 15.8.1.
Бюджет платежей за приобретение ОС и капитальных инвестиций 15.8.2.
Бюджет выплат в виде приобретения доли в УФ других компаний 15.9.
Бюджет поступлений по прочей деятельности 15.10.
Бюджет выплат по прочей деятельности
Организация бюджетного управления в компании по ЦФО 221 В зависимости от потребностей компании бюджеты самого верхнего уровня (перечисленные в таблице) могут быть детализированы до бюджетов более низкого уровня, а те (в свою очередь) также могут быть детализированы еще глубже. Например, бюджет материальных расходов может быть детализирован на бюджет расхода топлива, бюджет расхода МБП и т.д.
В зависимости от потребностей компании бюджеты самого верхнего уровня (перечисленные в таблице) могут быть детализированы до бюджетов более низкого уровня, а те (в свою очередь) также могут быть детализированы еще глубже. Например, бюджет материальных расходов может быть детализирован на бюджет расхода топлива, бюджет расхода МБП и т.д.
Взаимосвязь функциональных и операционных бюджетов представлена в табл. 3.6 - на примере бюджета продаж. В ней приведена взаимоувязка бюджетов по доходам от реализации. Аналогичным образом строится взаимоувязка по расходным бюджетам и центрам затрат.
Таблица 3.6. Взаимосвязь функциональных и операционных бюджетов Функциональный бюджет компании Наименование Центра доходов/затрат БДР БДДС Баланс Центр дохода "Оптовые продажи, регион 1" Доходы от реализации по региону 1 Поступления от реализации по региону 1 Активы
подразделения по региону 1 1 Продажи, товар А 2 Продажи, товар Б 3 Продажи, товар С Функциональный бюджет продаж по компании Центр дохода "Оптовые продажи, регион 2"
4 Доходы от реализации по региону 2
Продажи, товар А Продажи, товар Б Продажи, товар С Поступления от реализации по региону 2 Активы
подразделения по региону 2
бюджетирование финансовый управленческий
Следует различать понятия бюджетирование (budgeting) и бюджет (budget). Так, если бюджетирование - это процесс составления и реализации этого документа в практической деятельности компании, то бюджет - это, прежде всего, документ, в котором отражены количественные показатели, в соответствии с которыми предприятие ведет свою хозяйственную деятельность.
Бюджет - это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам. .
Бюджет - это утвержденный руководителем организации прогноз финансового состояния, в котором определены основные лимиты расходов и затрат, нормативы финансовых результатов, различные целевые финансовые показатели. Бюджет включает в себя запланированные финансовые сметы, прогнозируемые объемы привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов и инвестиций), условия их получения и т. д.
Как было отмечено раньше, бюджет очень объёмное понятие и каждое предприятие трактует его по-своему и в каждой компании выделяется своя классификация бюджетов.
В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статическим.
Частный бюджет - это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.
Общий (генеральный) бюджет - это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Общий (генеральный) бюджет состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.
Операционный бюджет - текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета - разработка плана прибылей убытков. Если основной бюджетный фактор - объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.
Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета - планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
Форма бюджетов, в отличие от финансовой отчетности, не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.
Статический бюджет - это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.
Гибкий бюджет - это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланируемыми показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованного отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, каков размер организации и степень интеграции процесса составления бюджета в финансовую структуру предприятия, какова квалификация и опыт разработчиков.
Бюджеты представлены в следующей табл.1.1:
Таблица 1.1
Классификация видов бюджетов предприятия
Классификационный признак |
Вид бюджета |
По сферам деятельности предприятия |
Бюджет по операционной деятельности |
Бюджет инвестиционной деятельности |
|
Бюджет по финансовой деятельности |
|
По видам затрат |
Бюджет текущих затрат |
Бюджет капитальных затрат |
|
По широте номенклатурных затрат |
Функциональный бюджет |
Комплексный бюджет |
|
По методам разработки |
Фиксированный бюджет |
Гибкий бюджет |
|
По временному периоду |
Месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления |
Оперативный бюджет |
Текущий бюджет |
|
Перспективный бюджет |
|
По непрерывности планирования |
Самостоятельный бюджет |
Непрерывный (скользящий) бюджет |
|
По степени содержания информации |
Укрупненный бюджет |
Детализированный бюджет |
Все эти виды бюджетов (табл. 1.1) необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения постатейного анализа. Данный классификатор позволяет сгруппировать бюджеты по видам деятельности для упрощения их консолидации в основные финансовые отчёты.
Инструментом процесса бюджетирования являются бюджеты. Взаимосвязь бюджетов представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1.
Производственный бюджет формирует себестоимость продукции. Общие организационные (управленческие и коммерческие) расходы дополняют производственные затраты и формируют полную себестоимость объёма продаж и служат для составления основных бюджетов: бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, расчётного баланса.
Многие руководители организаций при построении системы бюджетирования исходят из тех или иных концепций. Существует множество методов бюджетирования и каждый отражает некую концепцию планирования.
Говоря о методах разработки бюджетов можно выделить следующие методы:
Метод прироста. Он является традиционным. Применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о расходах и доходах за предыдущий период. Затем эти данные корректируются с учётом возможного изменения цен, а также возможного изменения объёма реализации продукции. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста расходов и доходов от достигнутого уровня деятельности.
Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, “заложенные” в предыдущем периоде деятельности, переходят в бюджеты следующих периодов.
Метод нулевого базиса. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале должен доказать своё право на дальнейшее существование путём обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую более точно определять приоритеты.
При сопоставлении данных методов выявляются их недостатки и преимущества. Составление бюджета по методу прироста является более простым. Составление бюджета на основе базиса более трудоёмко. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс его составления требует больших затрат времени.
- - метод гибкого бюджета. Отчёт составляется не в абсолютных цифрах, а в процентах от объёма сбыта. Достоинство этого подхода в том, что если деловая обстановка на предприятии, закладывать в бюджет процент от объёма сбыта часто оказывается проще. Риск же заключается в том, что при таком подходе сложно уделять ведению бизнеса должное внимание.
- - метод построчного бюджета. Представляет собой длинный перечень позиций, причём оценка проводится по каждому пункту в отдельности. Чем крупнее организация, тем сложнее использовать этот метод. Часто этот метод используют в государственных организациях из-за скрупулёзного расчёта всех показателей. Контроль за исполнением такого бюджета сильно затруднён.
- - фондовый метод. Согласно этому методу расходы планируются по самым широким категориям. Главное преимущество метода в простоте; недостаток в том, что не проводится оценка отдельных решений и их возможного влияния на организацию.
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики, целей и задач деятельности организации.