Она завершала оборонную линию со стороны Красной площади и контролировала переправу через реку к Торгу.
История
Возведена в 1492 г. итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари (около 1450–93).
С момента постройки долгое время башня именовалась Собакиной по близлежащему к ней двору бояр Собакиных; современное название получила после возведения в XVIII в. здания Арсенала.
Первоначально Собакина башня была самой высокой башней Кремля. В прошлом она выполняла не только оборонные функции. В башне был выкопан колодец, которым в случае осады мог пользоваться гарнизон крепости.
Из Угловой Арсенальной башни шел тайный ход к реке Неглинной, а её шестнадцатигранный объём имел семь рядов бойниц; ход и бойницы заложили, вероятно, в 1670–80-х гг. при устройстве расширяющегося книзу цоколя, приложенного полукругом к первоначальной стене.
Минеева Ю. (Julmin) , CC BY-SA 1.0В 1672–86 гг. над башней возвели восьмигранный шатер на ступенчатом основании, который заканчивался ажурным восьмериком с шатриком и флюгером.
В 1707 г. Пётр I в ходе подготовки Москвы к обороне от шведов отдал приказ растесать оставшиеся незаложенными пять ярусов башенных бойниц для установки артиллерии.
В 1812 г. при взрыве французскими войсками Арсенала в стенах башни образовались трещины и рухнула дозорная вышка. Вскоре башня была восстановлена в прежних формах архитектором О. И. Бове.
В 1894 г. был произведён ремонт башни, переделка интерьеров и её приспособление для размещения Московского губернского архива.
В 1948–50-х гг. в ходе реставрации башни были восстановлены в первоначальных формах расположенные в шести уровнях амбразуры.
Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года. Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998). Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых. В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру. В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы. Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе. В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой. Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы. Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы. Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.
Угловая Арсенальная башня (Собакина) - самая мощная и массивная из башен Московского Кремля, завершающая оборонную линию крепости со стороны Красной площади.
Башня построена в 1492 году под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари и предназначалась для защиты переправы через реку Неглинная к Торгу - современной Красной площади. Помимо прочего, в её подвале был выкопан родник-колодец, водой из которого мог пользоваться гарнизон крепости в случае осады.
Высота башни - 60,2 метра. Основной объём башни имеет форму вытянутого 16-гранного цилиндра, в котором устроены амбразуры и машикули - бойницы вертикального обстрела. Выше возведён восьмигранный шатёр на ступенчатом основании, завершающийся восьмериком дозорной вышки и шатриком с позолоченным флажком-флюгером. Башня расширяется к основанию и уходит глубоко в землю своим фундаментом, толщина её стен при этом достигает 4,5 метра.
История Угловой Арсенальной башни
Изначально башня долгое время называлась Собакиной башней - по близости двора бояр Собакиных; современное название появилось в начале 18 века, когда вдоль внутренней стороны Кремлёвской стены между Никольской и Троицкой башнями было возведено здание Арсенала, углом совпавшее с угловой Собакиной башней.
Так как башня имела особое оборонное значение, из неё был обустроен тайный подземный ход к реке Неглинной, которая текла вдоль северной стены Кремля вплоть до 19 века, однако, в 1670-1680 годах он был засыпан при работах по реконструкции, когда было расширено основание башни и достроен ступенчатый шатёр с башенкой на вершине. Следующая реконструкция ждала башню в 1707 году, когда Москву готовили к обороне от шведской армии: по приказу Петра I башенные бойницы были расширены для установки современной на тот момент времени артиллерии.
В 1812 году, когда при отступлении из Москвы французы взорвали здание Арсенала, Угловая Арсенальная башня получила значительные повреждения: ударной волной с вершины снесло дозорную вышку с шатриком на вершине, а основной объём пошёл трещинами от осколков. После окончания войны башня была восстановлена в прежнем виде под руководством архитектора Осипа Бове.
Об Угловой Арсенальной башне ходит ряд легенд, касающихся, в частности, расположенного в её подвале родника-колодца. Так, бытует мнение, что создатель башни - архитектор Пьетро Антонио Солари - умер от тяжёлой простуды, выпив из него воды (архитектор умер в следующем году после строительства башни). В 1976 году в колодце был найден клад - спрятанные в нём предметы вооружения.
Угловая Арсенальная башня Московского Кремля выходит в Александровский сад и на Манежную площадь. Добраться до неё можно пешком от станции метро "Охотный ряд" Сокольнической линии.
После двухлетнего перерыва снова развернулась кипучая деятельность по возведению укреплений Кремля. На этот раз башни и стены строились вдоль болотистой речки Неглинной, крутой левый берег и непролазные топи которой уже сами по себе были серьезной преградой для нападения на Кремль с северо-запада. Работы были поручены Алевизу Фрязину. Он устроил на р. Неглинной пруды и выпрямил ее русло. В 1495 г. заложил вдоль нее новую стену "градную каменну возле Неглинны не по старой основе, града прибавиша".В том же 1495 г. была заложена Троицкая проездная башня с отводной стрельницей при ней. Троицкая башня - самая высокая башня Кремля - по значению считалась второй после Спасской. Как и Фроловская башня, она имеет двойные стены. Массивный четверик башни имеет шесть ярусов, в ее основании - двухъярусный подвал с мощными стенами. Все ярусы соединены друг с другом лестницами. Первоначально башня называлась Богоявленской, затем Знаменской, Куретной. Поуказу царя Алексея Михайловича в 1658 году она стала называться Троицкой по находящемуся рядом Троицкому монастырскому подворью.
В 1516 году от стрельницы через реку Неглинную был построен каменный мост, соединивший Троицкую башню со сторожевой предмостной башней - Кутафьей. Ворота башни служили проездом к покоям царицы и царевен, ко двору патриарха, через них выходило духовенство встречать царя, возвращавшегося из походов.
Троицкая башня.
В 1685 году башню надстроили многоярусным верхом, напоминающим своими очертаниями верх Спасской башни. Ее украшают декоративные башенки с флюгерами и стрельчатые арки. В 1686 году на башне установили часы - куранты. После пожара в Москве 1812 года поврежденные куранты уже не восстанавливались. В XIX веке в башне размещался архив министерства императорского двора.В 1937 году на Троицкой башне установили рубиновую звезду. Высота башни до звезды со стороны Кремля - 65,65 метра, со звездой - 69,3 метра. Со стороны Александровского сада высота башни до звезды составляет 76,35 метра, со звездой - 80 метров.
Подходы к Троицкой башне защищала башня Кутафья, единственная из сохранившихся предмостных укреплений Кремля. Сооружена она в 1516 году напротив Троицкой башни, в конце Троицкого моста, под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Она имела бойницы подошвенного боя и машикули.
В XVI-XVII веках уровень воды в реке Неглинной был высоко поднят плотинами, так что вода окружала башню со всех сторон. Первоначальная высота ее над уровнем земли равнялась 18 метрам. Въехать в башню со стороны города можно было лишь по наклонному мосту.
Как считают историки, название "Кутафья" происходит от слова "кут" - укрытие, угол. Кутафья башня никогда не имела покрытия. В 1685 году ее увенчали ажурной короной с белокаменными деталями.
В 1668 году через башню устроили сквозной проезд из города на Троицкий мост, древние боковые ворота были заложены. С южной стороны была пристроена кордегардия.
В 1976-1977 годах башню отреставрировали, разобрали кордегардию, восстановили боковые арочные проемы и двухцветную окраску стен.
Высота башни со стороны города - 13,5 метра.
В 1495 г., одновременно с Троицкой башней на месте угловой башни Кремля времен Дмитрия Донского построена квадратная в пане, стройная по пропорциям Средняя Арсенальная башня. Древняя башня стояла довольно высоко на твердом грунте, благодаря чему менее других подверглась разрушениям. В XV-XVI веках около заново возведенной башни на реке Неглинной находились плотины.
В начале XVIII века, при возведении здания Арсенала, башня получила свое нынешнее название.
Наружная грань башни расчленена двумя плоскими вертикальными нишами. Верх четырехугольного объема завершается машикулями и парапетом с ширинками. Внутри башня имеет три яруса, перекрытых цилиндрическими сводами, которые соединены между собой лестницами.
В 1680 году башня была надстроена. Венчает ее сквозная смотрильная вышка с шатриком.
В 1812 году по проекту О. И. Бове у подножия башни был сооружен грот - одна из достопримечательностей Александровского сада.
Высота башни - 38,9 метра.
В том же 1495 году южнее Троицкой башни была возведена глухая строгая Комендантская башня, которую через два века, в 1676 - 1686 годах, надстроили.
Прежде она называлась Колымажной - от Колымажного двора, находившегося в Кремле. В XIX веке, когда в Кремле, неподалеку от башни поселился в Потешном дворце комендант Москвы, ее стали называть "Комендантская".
Высота Комендантской башни со стороны Александровского сада -41,25 метра.
Между Боровицкой и Комендантской башнями со стороны нынешнего Александровского сада расположена Оружейная башня, ранее называвшаяся Конюшенной. Она была выстроена в 1493-1495 годах рядом с царским конюшенным двором. Название "Оружейная" башня получила в 1851 году, когда на территории Кремля было сооружено здание Оружейной палаты.
Башня надстроена в 1676-1686 годах. Ее высота - 32,65 метра.
Все башни и стены вдоль р. Неглинной, между Боровицкими воротами и Собакиной (Угловой Арсенальной) башней, построены под общим руководством архитектора Алевиза Фрязина. Видимо, под его же руководством в том же году были дополнительно поставлены две башни в восточной стене Кремля: против собора Василия Блаженного на косогоре стройная и нарядная Набатная и между Спасскими и Никольскими воротами Сенатская.
Глухая Набатная башня внутри разделена на два яруса. Ее нижний ярус - сложное многокамерное помещение, связанное с ходовой частью стен лестницами. В 1676-1686 годах надстроена шатровым четырехгранным верхом.
На этой башне размещались колокола Спасского набата - противопожарной службы Кремля. Набатный колокол отлит мастером Иваном Моториным, о чем гласит надпись: " 1714 года июля в 6 день вылит сей набатный колокол из старого набатного колокола, который разбился Кремля города к Спасским воротам. Весу в нем 150 пуд."
С набатным колоколом связаны события Чумного бунта 1771 года, когда восставшие москвичи ударили в набат, созывая народ. Восстание было подавлено, и Екатерина II приказала вырвать язык у "смутьяна-колокола". Без языка колокол провисел на башне более 30 лет. В 1803 году его сняли и передали в Арсенал, а в 1851 году он поступил в Оружейную палату, где и хранится до наших дней.
Высота Набатной башни - 38 метров.
Сенатская башня была построена в 1491 году на Красной площади, между Фроловской и Никольской башнями. До конца XVI-XVII века она была безымянной, и только после завершения строительства в Кремле здания для Сената (1790 г., архитектор М. Ф. Казаков) ее стали называть Сенатской. Внутри основного объема башни имеются три яруса сводчатых помещений. Глухая, квадратная в плане башня в 1680 году была надстроена каменным шатром, его венчает золоченый флюгер.
Высота башни - 34,3 метра.
Грандиозный масштаб работ, осуществленных Иваном III в какие-нибудь десять лет, когда были возведены соборы и стены Кремля, очищена под плацдарм окружавшая его территория, вызывает удивление даже сегодня. Это был поистине могучий размах созидания, которого в то время не знала Западная Европа, поэтому в ее глазах Кремль явился символом мощи Московского государства.
Для того чтобы усилить оборону Кремля со стороны посада в 1508-1516 гг., при Василии III, вдоль восточной кремлевской стены по проекту Алевиза Фрязина вырыли, а затем облицевали кирпичом и камнем широкий и глубокий ров. Системой затворов и шлюзов этот ров соединялся с реками Москвой и Неглинной.
Московский Кремль хотя и строился под общим руководством итальянских инженеров и архитекторов, но в нем нет близких аналогий с итальянскими замками. Итальянские мастера почти полностью сохранили пространственно-планировочную композицию Кремля Дмитрия Донского, сложившуюся еще в 14 веке на основе традиций русского крепостного строительства и жизненных интересов города. Однако в отношении фортификационных устройств у Московского Кремля есть точки сближения с итальянскими крепостями, в частности, с Миланским замком, с которым его сравнивали иногда, особенно в 16 и 17 вв., до надстройки над башнями высоких шатров и некоторых их переделок. Круглые угловые башни, машикули "навесного боя", зубцы с "ласточкиными хвостами" и некоторые другие детали и теперь напоминают об участии с строительстве кремлевских стен выдающихся мастеров Италии.
Угловая Арсенальная башня Московского Кремля – самая могучая из угловых башен: ее высота шестьдесят метров. Обращают на себя внимание ее крепкие (толщиной около четырех метров) стены, которые возвышаются на широком круглом основании. Мощная структура башни говорит о ее особенном значении в системе обороны Кремля. Эта важная роль и предопределила ее архитектуру. Угловая Арсенальная башня была возведена в 1492 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Фундамент башни уходил глубоко под стены, что делало ее еще более защищенной. Для придания башне устойчивости ее построили так, что ее основание получилось расширенным книзу.
Первоначальное название башни – Собакина, потому что неподалеку располагался двор с хоромами бояр Собакиных. Башня завершила оборонительную линию Кремля со стороны Красной площади. Она выполняла не только защитные функции. Внутри находился колодец для обеспечения водой воинов. В случае осады питьевой водой могли пользоваться защитники крепости. От Собакиной башни сделали тайный подземный ход. С помощью этого хода можно было выйти к реке Неглинной, которая до XIX века текла вдоль северной стены Кремля (в том числе там, где сейчас Александровский сад). В XVI веке башню укрепили дополнительной полукруглой стеной, после чего постройка стала неприступной.
В начале XVIII века по приказу царя Петра I возле Собакиной башни возвели Арсенал – самое большое сооружение Москвы петровского времени. Это грандиозное здание предназначалось для военного склада и музея-хранилища военных трофеев и древнего оружия. Именно тогда Собакина башня получила свое новое название – Арсенальная. В 1707 году Петр I, опасаясь нападения шведов на Москву и Кремль, приказал растесать узкие окна в широкие, чтобы отсюда можно было вести огонь из мощных современных пушек. Это изменение придало башне еще более грозный вид. К сожалению, в 1812 году, перед тем как покинуть Москву, Наполеон приказал взорвать стены Кремля.
От взрыва особенно пострадала Арсенальная башня: с нее сорвало верхний шатер и вышку, а по стенам в некоторых местах пошли трещины. В 1816-1819 годах башню восстанавливал знаменитый московский архитектор О.И. Бове. В конце XIX века была проведена реставрация Арсенальной башни, после которой в ней разместился Московский губернский архив. Сотрудники архива хотели откачать воду из колодца, однако у них ничего не получилось, потому что вода прибывал на десять литров в секунду. О роднике Угловой Арсенальной башни ходит множество легенд. Говорят, что создатель башни Пьетро Антонио Солари, выпив воды из родника, простудился и умер.
Родник не раз хотели откачать, потому что он часто затапливал первый этаж. Этот источник, кстати, сохранился до наших дней. Угловая Арсенальная башня – одна из самых красивых башен Московского Кремля. Сейчас башня на реставрации и скрыта строительными лесами. Но ко дню города реставрация, наверное, закончится. Когда будете прогуливаться по Красной или Манежной площади, приглядитесь внимательно к деталям башни: навесные бойницы (небольшие окна), каменный восьмигранный шатер с ажурными узорами, изящный флюгер на самом верху. Нижний массив башни состоит из восемнадцати граней. Чувствуется, что это мощное сооружение ушло глубоко в землю.
Денис Дроздов