2. Сказка.
Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте внимательно.
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим в конце урока.
3. Теория.
А поможет нам в этом учебник. Упр 180 .Схема на доске и в тетради параллельно с чтением теоретического материала в учебнике.
4. Тренировочные упражнения. Упр 183.
Читаем,пробуем выполнить.
Какие парные согл.вы знаете? (б/п, д/т, в/ф, г/к, д/т,з/с)
Это хорошо, что вы их помните, т.к. это вам сейчас поможет. Нам пришла шифровка, но т.к. это секретное письмо, то понять ничего невозможно. Я прошу вашей помощи.
Шифровка
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Т ом № ж есть пот к орой. Зеленая т верь налево. Д ам будет много к остей. Моя т очка Д ома в в ате. Ш аль, что из-за т ел не могу тебя встретить.
Б ока. С ахар
Итак, на какие же 2 группы делятся согласные?(звонкие/глухие)
Что участвует в образовании звонких согласных? А глухих?
А ещё на какие 2 группы можно поделить согласные? (мягкие/твёрдые).
5. А что-то мы про гласные забыли совсем.
Давайте вспомним и выполним упр 185 .(На доске и в тетради). Задание упражнения определите, какой звук произносится на месте пропуска. А какую букву нужно писать?[a]рехи- о рехи
Каким правилом пользовались,записывая слова?
6. Димамическая пауза.
А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики.
Д, О,Б,Р,У,А,К,Т,Э,Л,Н,Ы.
7. Характеристика звуков.
Мы с вами знаем, что прямой связи между значением слова и его написанием нет, но иногда поэтам удаётся подбором слов с определёнными звуками добиться «оживления» слов. Давайте послушаем, что мы слышим при звучании следующих слов.
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит,
Шорох по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши –ши.
-Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай.
Какой звук преобладает? Охарактеризуйте.
[Ш ]- согласный,глухой,твёрдый.
Т.е. у каждого звука есть своя характеристика и она нам представляется в каком разборе слова?
СТРАНИЦА- разбор у доски и в тетрадях.
8. Итог урока.
Сколько гласных и согласных а слове СТРАНИЦА?
Согласные преобладают. Если записать только гласные буквы, мы сможем догадаться какое это слово?
А если оставим только согласные? Так прав ли был согласный звук из сказки, что он никому не нужен? Согласные дают большую информацию о слове.
Отгадайте названия мультфильмов:
Л дн к в й п р д Молодцы!
Фонетика
1. Определите звуковой состав слов.
Гриб, съезд, маяк.
2. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
1) Лень, степь, ехать, шесть;
2) вперед, поет, мед, желудь;
3) салют, вьюга, жюри, люди;
4) пять, мять, земля, объявит.
3. Определите звуковой состав каждого слова.
Столб, потрать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог.
4. Письменно покажите, какими звуками различаются данные слова.
Цел - цель, угол - уголь, мал - мял, вел - вол, люк - лук, был - бил.
5. Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
6. Напишите слова, которые имеют следующий звуковой состав: [гвос’т’], , [уч’э бн’ик].
7. Найдите «лишние» слова:
1) коробка, дуб, пруд, молотьба;
2) мороз, хоровод, варежка, просьба.
8. Расставьте ударения в словах:
1) кварталы, шофер, принял, щавель, повторит, баловать;
2) алфавит, арбуз, понял, создала, значимый;
3) партер, положил, средства, красивее, документ, километр;
4) кухонный, завидно, торты, принять, краны;
5) начать, звонит, включит, свекла, магазин.
9. Составьте по два словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
Иглы, стены, руки, ноги, воды, реки, доски, волны.
10. Определите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в словах.
Сожа леть, же них, танце вать, ле сок, по лет, ря бина.
11. Верно ли затранскрибированы слова? Если неверно, исправьте.
[П’а]тнадцать, [жа]леть, [ч’и]рта, [то]вар, [ч’а]сы.
12. Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сj’эст], [парок]?
13. Какие слова произносятся так: [грус’т’], [л’эс’тт’]?
14. Определите, сколько раз встречается звук [с] в предложении.
Сеня в сени сено нес - щекотало щеки, нос.
15. Определите, сколько раз встречается звук [ш] в предложении.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
16. Определите, сколько раз встречается звук [ж] в предложении.
Тихонько жук жужжит, визжит и дрожит.
17. Прочитайте отрывок из стихотворения П.Г. Антокольского «О парне из гитлеровской дивизии». Какой художественный прием использовал поэт, чтобы передать стук колес на стыках рельсов?
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток.
18. Прочитайте стихотворение И.Л. Сельвинского. Может ли человек, не знающий русского языка, догадаться, о чем в нем идет речь? Почему?
Била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
Била бой!
19. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Барто «Играв слова». Какой прием использует поэтесса?
Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: «Шесть мышат» -
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку» -
Тебе послышится: «ку-ку».
А скажешь слово «листопад» -
И листья падают, летят,
И, словно наяву, ты видишь осень:
Желтый сад и мокрую траву.
20. Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Дождь». Вслушайтесь в звучание стихотворения. Определите, как сочетанием звуков, их повторением передает поэт грохот грома и стук дождевых капель.
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
21. На каких особенностях русского произношения основана рифма В.В. Маяковского?
Мы вас ждем, товарищ птица,
Отчего вам не летится?
22. На утреннике, посвященном русскому языку, надо было прочитать стихи. Ребятам предложили четверостишие Н.А. Асеева:
Умолкнут все звуки былого,
Промчатся все признаки мимо.
Лишь вечно горящее слово
Навеки неиспепелимо!
Игорь прочитал «было[г]о», а Лида - «было[ва]». Кто прав?
23. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?
Лог, гол, люк, лед, пара.
24. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
Из слова лен - цифру;
Из слова лей - название дерева;
Из слова лоб - название настила;
Из слова люк - большой мешок;
Из слова ток - домашнее животное;
Из слова шел - неправду;
Из слова шей - просьбу;
Из слова куб - связку, охапку чего-либо;
Из слова тол - прибор для измерения глубины моря;
Из слова лед - материал для крыши.
25. Слово атлас может быть прочитано как а́тлас и атла́с.
Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги. Сколько слов у вас получилось?
26. Ученику дали задание написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш . Правильно ли выполнено задание?
27. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число?
28. Что надо сделать со звуком в слове кость , чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
29. Какие слова зашифрованы на доске? Права ли Лида? О каком свойстве русских согласных идет речь?
Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг».
Ну и придумала! - сказали ребята. - Это же надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочитать!
Лида ответила:
Во-первых, это не я придумала: вы все знаете эту строчку. А во- вторых, чтобы ее прочитать правильно, надо знать всего одно свойство русской фонетики.
30. Какие особенности русских согласных мы используем, изменяя слова: точка в дочка , уточка в удочка, прутик в прудик ?
31. М.В. Ломоносов писал:
Великая Москва в языке столь нежна,
Что «а» произносить за «о» велит она.
Какое языковое явление имел в виду великий ученый? Отмечается ли оно в наше время?
32. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Прислушайтесь: в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких - другие звуки?
Просьба, сшить, сжечь, слушать, синий.
33. Определите, какие слова «лишние»:
1) конечно, нарочно, игрушечный;
2) что, чтобы, нечто;
3) чувство, баловство, да здравствует;
4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
34. Назовите согласные звуки, написание которых в приведенных ниже словах расходится с произношением.
Хвастун, ошибка, вязкий, молотьба, мясной, повстречать, помощник, зверек, дождь.
35. Одинаково ли произносится гласная и в данных словах? Объясните.
Малина и машина, носик и ножик, микадо и цикада.
36. Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове: топор, теперь, берег ?
37. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
1) театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук;
2) галерея, фойе, филиал, статуя, фиалка, сауна, лауреат, баюшки-баю.
38. Почему следующие слова читаются справа налево не совсем так, как слева направо?
Летел, довод, комок, потоп, доход.
39. Какие согласные звуки являются общими для слов:
1) городской, вокзал;
2) мягкий, мех;
3) конечно, кошка?
40. Есть ли одинаковые согласные звуки в словах:
1) горячий бульон;
2) вкусные тефтели?
41. В слове всплеск на один гласный приходится шесть согласных. Подберите еще несколько подобных слов с 4-5 согласными на один гласный.
Задание № 1. Определите, какой звук произносится на месте буквы Г . Заполните таблицу, используя примеры, приведенные в задании.
Легкие, губы, вдруг, первого, видевшего, ого, ага, глаза, мгла, рог, Бог, того, герб, сапог, светлого, стог, гвоздь, игра, грустный, светлого, двухгодичный, бухгалтер, грибки, благо, Господи, биолог, филолог, сапоги, вдруг.
Таблица
Буква |
Звук |
Примеры |
Γ (Г-ФРИКАТИВНЫЙ) |
Задание № 2. Прочитайте отрывки из стихотворений А.С. Пушкина и С.А. Есенина, соблюдая точную рифму. Соответствует ли произношение слова снег в этих четверостишиях литературной норме? Как вы думаете, почему авторы иногда нарушают литературные нормативы?
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?
Но надо знать и честь: полгода снег да снег…
(А.С. Пушкин)
И глухо, как от подачки,
Когда бросают ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
(С.А. Есенин)
Задание № 3. Прочитайте слова, обратите внимание на произношение сочетания ЧН . Во всех ли словах и словосочетаниях возможно вариантное произношение:[шн], [ч’н] ?
Скворечник, булочная, Ильинична, Кузьминична, сердечный друг, сердечная мышца, двоечник, достаточно, конечно, молочная каша, веселый молочник, порядочно, прачечная, пустячный, дачный сезон, ночной клуб, сливочный, яичница, печное отопление.
Следует помнить, что по старомосковским нормам орфографическое сочетание чн должно произноситься как [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, моло[шн]ый, яи[шн]ица, було[шн]ая и т.д. Этому правилу не подчинялись слова, образованные от слов, имеющих в своем составе [ч’] (например, дачный от дача, ночной от ночь и т.п.), и слова книжного характера (например, точный, научный и т.п.). В процессе развития языка под влиянием орфографии произношение [шн] стало вытесняться произношением [ч’н], и в настоящее время [шн] сохраняется только в некоторых словах, а именно в коне[шн]но, ску[шн]но, яи[шн]ица, наро[шн]но, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, пере[шн]ица и в женских отчествах на –ична: Ильини[шн]а, Фомини[шн]а. В ряде слов допускается двоякое произношение було[ч’н]ая и було[шн]ая, моло[ч’н]ый и моло[шн]ый, сливо[ч’н]ый и сливо[шн]ый, пшени[ч’н]ый и пшени[шн]ый, причем предпочтение отдается произношению [ч’н], поэтому в целом произношение [шн] на месте [ч’н] надо считать вытеснившимся: уже сейчас сохранение [шн] оценивается как просторечное. В ряде случаев произношение [ч’н] и [шн] связывается со смысловой дифференциацией слов: моло[ч’н]ая железа, но моло[шн]ая каша, серде[ч’н]ые болезни, но друг серде[шн]ый, а также с возможностью возникновения омонимии (ср. то[ч’н]о и то[шн]о, нау[ч’н]ый и нау[шн]ый) 1 .
Задание № 4. Прочитайте отрывки из произведений А.С. Пушкина,А.А. Фета, соблюдая рифму. Определите произносительные варианты сочетанияЧН.
– Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
– Что, Таня, что с тобой? – Мне скучно.
Поговорим о старине…
(А.С. Пушкин)
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А.С. Пушкин)
Я ль несся к бездне полуночной
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
Задание № 5. Прочитайте, обратите внимание, как вы произносите звуки на месте буквы Ж :[ж’] или[ж] . Во всех ли случаях возможно вариантное произношение?
1. Мальчуганы схватили вожжи, влезли на козлы и, с упоением визжа, объехали вокруг двора.
2. Коляска, дребезжа и покачиваясь, отъезжает от крыльца.
3. Забрезжил рассвет, и в лугах сонно зажужжали пчелы.
Следует помнить, что по старомосковским нормам орфографические сочетания зж и жж произносились как звонкий долгий мягкий шипящий [ж’]: ви[жж’]ать, е[жж’]у, бры[жж’]ет, во[жж’]и, дро[жж’]и, жу[жж’]ать, по[жж’]е, [жж’]от. В настоящее время на месте этих сочетаний произносится [ж]: жу[жж]ать, [жж]от, по[жж]е и т.д. Это произношение оценивается как вариант литературной нормы 1 .
«Мягкость [ж’] дольше всего сохранялась в сочетании с другим [ж’], т.е. в сочетании [ж’ж’]. Но и в этом сочетании она давно стала утрачиваться, захватив сначала позицию на стыке морфем и позднее проникнув внутрь корня. Произношение [ж’ж’] в современном русском литературном языке – последние остатки былой мягкости звонкого шипящего, которая вытесняется произношением [жж] уже и в корнях» 1 .
«…Вытеснение [ж’] еще далеко не окончено и дальнейшая его судьба полностью не решена (могут быть и неожиданности)» 2 .
Задание № 6. Какие существуют литературные варианты произношения слова дождь ? Запишите в транскрипции, как следует читать слово дождь в этих текстах, учитывая, что рифма точная. Соответствует ли это произношение литературной норме?
Ненастье обложило мили.
Огонь фонарный желт и тощ.
Весь Лондон, словно лошадь в мыле,
Упорно ломится сквозь дождь.
(П.Г. Антокольский)
Я хочу, чтобы курьерский поезд
Мчал тебя, за сотни верст гудя,
Ни о чем другом не беспокоясь,
Кроме как о музыке дождя.
(П.Г. Антокольский)
Следует помнить, что по старомосковским нормам сочетание ЖД в слове дождь и производных от него произносится как [ж’] (или [ш’] на конце слова): до[ж’]я, до[ж’]ик, до[ж’]ливый и до[ш’]. Под влиянием орфографии в современном литературном языке развилось произношение [жд’], в соответствии с которым на конце слов выступает [шт’]: до[жд’]я, до[жд’]ик, до[жд’]ливый и до[шт’]. Такое произношение является вариативным 1 .
Задание № 7. Мягко или твердо произносится согласный в суффиксах -СЯ ,-СЬ в словах:
Боишься, бралась, видимся, надеясь, веселишься, останься, оглянулась, осмотрелся, увлечься, умываемся, стараясь.
Следует помнить, что в начале XX в. было принято произношение возвратных форм глагола с твердым [с], затем под влиянием орфографии распространилось произношение [с’]. В современном литературном языке оно является наиболее употребительным. Но в сценической речи и в вокале господствует произношение этой частицы с твердым [с].
М.В. Панов обратил внимание на один любопытный факт, что «эта норма живет в театральном произношении, а не просто искусственно поддерживается орфоэпическими руководствами как языковой реликт. По традиционным нормам частица -ся (-сь) произносилась… всюду с твердым [с], кроме одного случая: в деепричастиях с ударением на последнем слоге -сь должна была произноситься мягко, т.е. брал[съ], бравший[съ], беру[с], но беря[с’]; тряс[съ], трясший[съ], трясешь[съ], но тряся[с’]. В последнее время стало обычным на сцене произношение беря[с], тряся[с], стремя[с], катя[с], обратя[с] и т.д. Произошло морфологическое обобщение форм. Этого не могло бы случиться, если бы произношение -[съ], -[с] усваивалось бы искусственно, не было живым фактом речи» 2 . В книге «Русская фонетика» М.В. Панов указывает, что на патефонной пластинке сохранилась запись, как Д.Н. Журавлев читает «Медного всадника» А.С. Пушкина:
Нева вздувала[с] и ревела,
Котлом клокоча и клубя[с],
И вдруг, как зверь остервеня[с],
На город кинула[с]... 1
В современном русском литературном языке мягкое и твердое произношение суффикса -СЯ является вариативным.
Задание № 8. Прочитайте строки из стихотворений А.С. Пушкинаи М.Ю. Лермонтова. Обратите внимание на то, как читается конечный согласный каждой строки, если соблюдать рифму?
Едва лишь выбрался обоз
В поляну, дело началось.
(М.Ю. Лермонтов)
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
(А.С. Пушкин)
Задание № 9. Укажите, как следует произносить при чтении следующих строк Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина и И.А. Бунина прилагательные на -ГИЙ ,-КИЙ ,-ХИЙ , чтобы не нарушать стих. Следует помнить, что рифмы точные.
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокий:
Встревоженный, он ищет, и зовет,
И мечется в тоске жестокой…
(Н.А. Некрасов)
Лишь вступил на двор широкий
Что ж? Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех…
(А.С. Пушкин)
Редел на небе мрак глубокий,
Ложился день на темный дол.
Взошла заря. Тропой далекой
Освобожденный пленник шел…
(А.С. Пушкин)
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога…
(И.А. Бунин)
Следует помнить, что в прилагательных с основой на заднеязычный [г], [к], [x] по старомосковским нормам выступало окончание [ъj’], под влиянием орфографии возникло произношение [иj’]: крепк[ъj’] и крепк[иj’], упруг[ъj’] и упруг[иj’], тих[ъj’] и тих[иj’]. То же наблюдается и в фамилиях на -СКИЙ: Маяковск[ъj’] и Маяковск[иj’] и т.п.
Произношение [ъj’], [ыj’] и [иj’] в окончаниях прилагательных представляет собой варианты современных орфоэпических норм 1 . В классической сценической речи чаще употребляют твердое окончание 2 .
Задание № 10. Как вы произносите словосочетания: жалеть лошадей, жалость к лошадям?
Запомните слова и формы слов, в которых на месте буквы а после ш, ж, ц в 1-м предударном слоге произносится звук [ы э ]: жалеть, пожалеть, жакет, жасмин, ржаной, лошадей, двадцати, тридцати, сожалеть, к сожалению.
Задание № 11. Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного произношения. Заполните таблицу.
Таблица
Жара, пожалеть, шалить, жакет, шарманка, жакет, шалфей, шахтер, шалун, шаги, сожаление, шофер, царапать, шоссе, жокей, царица, шагать, поцелуй, цари;
жена, шестнадцать, желтеть, шептать, жестяной, цена, железо, уценить, желе, желатин, шестой, жестянка, желоба, шедевр, жених, ежегодно, бушевать, целебный, желток, шестой, цемент, может, пашет, ежевика, целинный, глубже, больше, шелка, цеха, желать, целлофан, скрежет, брошен, решето, целее, ближе, раньше.
Задание № 12. Произнесите правильно. Найдите ошибки в транскрипции слов. Каким орфоэпическим правилом вы руководствовались?
Сож[а]леть, [п’а]тёрка [жы э ]них, за[шы э ]птал, [ч’а]сать тан[цы э ]вать, [л’и э ]сок, [ша]лун, [пъ]лёт, [н’и э ]сёшь, о[цэ]ните, [р’а]бина, [жы э ]леть, [ша]таюсь, [ба]рометр, о ло[ша]дях, [с’и э ]дой, [м’и э ]ня, [жа]ра.
Задание № 13. Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного произношения. Обратите внимание, как произносится согласный (твердо или мягко) перед Е . Заполните таблицу.
Таблица
Твердое произношение |
Мягкое произношение |
Вариантное произношение |
Атеист [ты э ] … |
Термин [т’э] … |
Дефис [ды э ] и [д’и э ] … |
Атеист, термин, дефис, адекватный, агрессия, бутерброд, фонетика, свитер, шинель, фланель, тент, тесты, реквием, тире, тенор, лотерея, компресс, идентичный, компьютер, кофе, менеджер, экспресс, лотерея.
Задание № 14. Затранскрибируйте предложения. Укажите, какую орфоэпическую норму иллюстрирует произношение выделенных элементов.
Образец:
Километров [к’илам’этръф]. В этом слове произносится конечный согласный [ф] в соответствии с правилом орфоэпии: звонкие шумные согласные на конце слова оглушаются.
Визжать [в’иж’ат’] – внутри корня на месте сочетаний жж и зж произносится то мягкий, то твердый согласный [ж]. Старомосковскому произношению был свойственен в указанном положении звук [ж’]. В настоящее время наблюдается также произношение [ж]. Это допустимый произносительный вариант.
Ветви [в’эт’в’и]. Рекомендуется смягчать зубные [т], [д], [с], [з] перед мягкими губными [п’], [б’], [м’], [в’], [ф’] особенно в том случае, когда зубной согласный при любом изменении слова находится перед мягким губным и если этому сочетанию согласных предшествует ударный [’э]. Сравните: [в’эт’в’и], но возможно произнесение и [в’ьт’в’э j"] и [в’ьтв’э j"]; [ч’ьт’в’ортыj"] и [ч’ьтв’ортыj"]. Поэтому возможны два варианта [т’в’] и [тв’] 1 .
Мороз и солнце! День чудесный!
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Задание № 15. Выберите верный вариант произношения. Возможны ли акцентологические варианты в произношении этих слов?
Грушевый или грушовый; фольговый или фольговый; сливовый или сливовый; митинговый или митинговый; лозунговый или лозунговый; вишневый или вишневый.
«От существительных, имеющих неподвижное ударение нa корне, образуется прилагательное с корневым ударением: ива, ивы, мн. ивы – ивовый; от существительных, имеющих неподвижно ударение на окончании,– прилагательное с суффиксальным ударением: айва, айвы – айвовый; от существительных, имеющих подвижное ударение,– прилагательное с флективным ударением: межа, межи, мн. межи – межевой. Такая зависимость ударений достаточно устойчива. (В науке эта зависимость носит названание «закона Хартмана»).
Однако в ряде случаев наблюдается нарушение этой акцентной соотносительности. Одной из причин, способствующих появлению такого “нетрадиционного” ударения в прилагательном, может быть появление иного ударения в производящем существительном» 1 .
«Прилагательное митинговый «относящийся к митингу», производное от пришедшего к нам из английского языка существительного митинг «массовое собрание по поводу каких-либо злободневных, преимущественно политических вопросов» фиксируется словарями только с суффиксальным ударением, например, митинговый оратор, митинговая демократия, митинговый ритуал. А вот прилагательное лозунговый «свойственный лозунгу», по данным словарей, может иметь ударение как на корне, так и на суффиксе: лозунговый и лозунговый. Существительное лозунг «призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, задачу или политическое требование» заимствовано русским языком из немецкого. Двоякое ударение в производном прилагательном отражает процесс типичного акцентного «приспособления» слова-чужеземца в русском языке, а именно, появляются равноправные акцентные варианты лозунговый и лозунговый (17-ти и 4-томный словарь, Орфоэпический словарь). И поэтому можно сказать лозунговое и лозунговое выражение, лозунговый и лозунговый стиль, лозунговые и лозунговые страсти» 1 .
Таблица
Агеенко Ф.Л., Зар- ва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1985. |
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб.: Норинт, 2003. |
Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. М., 2003. |
Лозунговый (С. 225) |
Лозунговый, -ая, -ое и лозунговый, -ая, -ое (С. 154) |
|
Митинговый (С. 245) |
Митинговый и устаревающее ми"тинговый (С. 191) |
Митинговый, -ая, -ое (С. 164) |
Фольговый (С. 461) |
Фольговый и устаревающее фольговый (С. 471) |
Фольговый, -ая, -ое и доп. устаревающее фольговый, -ая, -ое (С. 356) |
Грушевый (С. 117) |
Грушевый (неправильно грушовый) (С. 78) | |
Сливовый [не сливовый] (С. 409) |
Сливовый (неправильно сливовый) (С. 397) |
Сливовый, -ая, -ое! неправ. сливовый (С. 312) |
Вишнéвый (С. 84) |
Вишневый и устарелое вишневый. В ХIХ в. ударение вишневый было нормативным. На кудри мягкие надета Ермолка вишневого цвета. (М. Лермонтов. «Тамбовская казначейша»). В книге К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» упоминается, что А. Чехов первоначально назвал свою пьесу «Вишневый сад». (С. 53) |
Вишнéвый, -ая, -ое (С. 52) |
Задание № 16. Какие различия в подаче слова отмечаются в следующих справочниках.
Таблица
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. М., 2000. |
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1985. |
Отворить, отворю, отворит и допустимо отворит |
Отворить(ся), -орю, -оришь, -орят(ся) |
Отдать, отдам, отдашь, отдаст, отдадут; прош. отдал (допустимо отдал), отдала (неправильно отдала и отдала)… |
Отдать, -дам, -дашь; -отдал, отдала, отдало, отдали |
Отключить(ся), -чу(сь), -чишь(ся) |
|
Тенор, мн. тенора, род. теноров и устаревшее теноры, теноров. Произношение [тэнор] устарело |
Тенор, -а; мн. тенора, -ов не [тэ] |
Звонить(ся), -ню(сь), -нишь(ся), -нят(ся) |
Задание № 17. Существуют два диаметрально противоположных подхода к характеристике процесса динамики в языке. Прочитайте некоторые высказывания лингвистов по этому вопросу. Выскажите свое мнение.
Одни лингвисты отвергают факт наличия языковых изменений и стремятся к сохранению незыблемости норм. Это так называемый пуризм. Пуризм, как метко заметил Г.О. Винокур, «хочет только того, чтобы правнуки непременно говорили так, как в старые и лучшие годы говаривали прадеды» 1 . С другой стороны высказывается мнение, что «все дозволено в языке, главное, чтобы тебя понимали».
В работах известных советских языковедов и позиция пуристов, и теория вседозволенности в языке были развенчаны. Бесспорно, что «наука о русском языке уже распрощалась с тенями прошлого и не цепляется за мертвые формы выражения» 2 , но и несоблюдение единых правил произношения противоречит ходу развития языка, препятствует обучению правилам правописания, затрудняет понимание в процессе общения и чтения текста. Многие лингвисты считают, что навязывать языку что-либо невозможно, поскольку он развивается по своим внутренним законам. «Динамическая теория нормы, опираясь на требование «гибкой стабильности», совмещает в себе и учет продуктивных и не зависящих от нашей воли тенденций развития языка, и бережное отношение к капиталу унаследованных литературно-традиционных речевых навыков» 3 .
Задание № 18. Прочитайте высказывания языковедов и сформулируйте ответ на вопрос: какие лингвистические подходы наблюдаются по отношению к динамичности нормы?
«Запрет ударения звонит носит явно искусственный характер» (В. Редькин) 1 .
«…разговорная речь упорно навязывает носителям литературного языка ударение звонишь, звонит, звоните, позвонишь, позвоните и под.; такое именно ударение поддерживается законом аналогии: мы произносим ходить, ходит, носить, носит, просить, просит; глаголы ходить, носить, просить, звонить имеют вполне сходное строение, так почему же нужно произносить звонишь, звонит и т. д.? Тем не менее, несмотря на сильнейшее давление разговорной речи и наличную в самом языке базу, опору для переноса ударения в глаголе звонить, правильным надо признать звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят, … позвонишь и т. д. Почему? Потому что таково предписание кодифицированной нормы, опирающейся не только на указания грамматик и словарей, но и на авторитет классической русской литературы, на престиж артистов наиболее известных театров и т. д.» (Б.Н. Головин) 2 .
«Признание …нормативности тех или иных языковых фактов, по нашему мнению, должно опираться не на субъективную оценку и личный вкус, а на наличие трех основных признаков:
массовость и регулярность употребления;
общественное одобрение данного языкового явления;
соответствие этого факта основным тенденциям в развитии языка, исторической перестройке языковой системы. Без учета исторических изменений нормативный словарь в значительной мере теряет свою научную ценность…» (К.С. Горбачевич) 1 .