Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далеких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
У былин много характерных для них особенностей.
Медленное изложение событий - первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента - гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.
Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так й в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.
Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы - мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.
Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле - это чужбина.
Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».
Использование гиперболы (преувеличения) - тоже особенность былин. Русские богатыри - необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.
Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев - это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя - это вымысел.
По содержанию былины принято делить на две большие группы.
Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств.
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления - зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
Например:
Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице - почестен пир...
После зачина следует основная часть - повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация - наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия - поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
Тут Илье и славу поют...
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин - частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца - более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила...
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Да У славной У речки У Смородины...
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки...
Другая примечательная особенность былин - постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце - красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец - добрый. Богатырь - святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля - так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы - преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.
Для русской литературы очень большое значение имеют былины. Так сложилось, что эта ветвь народного фольклора стало определенного рода направлением, рассказывающим народные поверья и легенды, используя исконно русские образы.
Происхождение термина
Чтобы понимать, какие художественные особенности русских былин отличают этот жанр от других фольклорных направлений, нужно понимать, что вообще представляют они собой. Былина - это песня, в которой воспевается один или несколько героев, ставшие значительными лицами в русской культуре. В них очень часто рассказывались реальные исторические моменты.
Когда появились
Главной художественной особенностью русской былины является время ее возникновения. Они считаются одной из первых форм народного фольклора. Именно благодаря этому достоянию эпоса, события, которые происходили на Руси в XI-XVI веках, дошли до наших дней.
Говоря о художественных особенностях русских былин, важно помнить, что они смогли очень многое рассказать о жизни славян современным историкам. Они рассказывали о судьбах отечественных героев, о смелых и отважных богатырях. Эти воины могли справиться с любой нечистой силой, какой бы могущественной она ни была. Кроме того, были первыми образцами силы и нравственности. Ведь они рассказывали людям о том, как стоит себя вести.
Место в литературе сегодня
Сразу стоит отметить, что одной из художественных особенностей русской былины является то, что она лишь отчасти относится к древней литературе. Отнести ее к этому виду культурного наследия можно только по тому признаку, который говорит, что изучением этих произведений занимается фольклор.
Если говорить о современном образовании, то школьникам дается обязательное задание, представляющее собой сочинение на тему «Художественные особенности русских былин». В этом задании важно отметить многие нюансы этой темы. Поэтому нужно писать сочинение «Художественные особенности русских былин» по плану, который представлен ниже.
Основные моменты содержания
В первую очередь, важно объяснить, что представляет собой былина. Нужно отметить, что это часть русской культуры, относящаяся к эпосу. Важно также сказать о том, что это произведение - отдельное направление фольклора русского народа. Стоит так же отметить, что былины появились задолго до возникновения письменности. Это будет вступительная часть сочинения, которая расскажет о народном творении в общих чертах.
Приступаем к основной части сочинения. Здесь уже ученик должен более подробно рассказать о былинах в качестве литературного наследия. Можно сказать, что они несут историческую ценность, потому как рассказывают о событиях, происходивших со славянами в Древней Руси. Эти истории, которые повествуются в виде песен, передавали долгие поколения из уст в уста. На бумаге их стали фиксировать лишь в XIX веке. Местом, где впервые песню перенесли на бумагу, стала Республика Карелия. Чуть позже фиксировать фольклорные произведения стали и в Архангельской области.
В основной части так же важно отметить, насколько разнообразны были образы в былинах. На сегодняшний день филологи говорят о том, что былины содержат почти сотню различных сюжетов и героев. Кроме того, существует более трех тысяч вариантов таких песен.
В заключение можно сказать о том, что наши славянские предки не называли эти произведения былинами. Это фольклорное направление имело свое название, звучавшее как «старинушка» или «старинка». Лишь в XIX веке достояние эпоса стало называться былиной.
Можно отметить в заключении, что эти произведения часто рассказывали о судьбах русских богатырей, которые были отважными героями, в то время как любая вражеская сила всегда была поганой. Сочинение можно завершить мыслью о том, что древнюю историю можно изучать и по литературным творениям, а не только по учебникам.
Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,стр. 6). События в былинах излагаются в строгом порядке, после-довательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах.
Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. Например: Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела.
Или: Во стольном во городе во Киеве, У ласкового у князя у Владимира. Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского ксня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр. Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины: То старина, то и дёянье, т. е. так было в старину, это - быль. Главный герой былин - русский богатырь.
Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.
Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ТфА дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно.
В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.
Часто в былинах применяются сравнения: Нагнано-то силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона. Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях, Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки, Волком рыскать во чистых полях. Употребляются отрицательные сравнения: Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, Поклоняется сын перед батюшкой... Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяно-вати»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось...
» Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю.
У него «стрелочки калёные», «седё-лышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.
Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови... да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.
- < Назад
- Вперёд >
Сочинения 7 класс
7 класс. Мой любимый уголок природы
Все люди любят отдыхать на природе. Одни едут в свой выходной день в лес, другие отправляются на дачу, а кто-то с удовольствием гуляет в ближайшем парке.Я тоже очень люблю проводить летние каникулы в деревне у моей бабушки. Вот где настоящая природа! Лес, поле, река. Именно на этой реке у меня есть мой самый любимый уголок. На берегу растёт большое дерево. Бабушка сказала, что это плакучая ива....
Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
План1. История создания произведения2. Тема и идея стихотворения3. Художественно-изобразительные средства4. Образ лирического герояИстория создания произведенияСтихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел»...
Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова
План1. История создания2. Структура стихотворения3. Анализ содержания4. Анализ средств художественной выразительности5. Значение стихотворения в творчестве ЛермонтоваФормирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М.Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда...
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
План1. История создания2. Тема и идея стихотворения3. Художественные средства4. Значение стихотворения в творчестве Лермонтова«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто...
Береги природу сочинение 7 класс
Большинство семей любят ездить отдыхать на природу. Выбравшись из тесных домов и душных городов мы всей душой радуемся открытым просторам и свежему воздуху. И дети, и взрослые любят гулять по лесам, купаться в речках и озерах. Для многих летний отпуск не будет считаться удачным, если не съездить на море. Даже в городах, в этих искусственно созданных человеком детищах прогресса, люди стараются...
В чем счастье человека сочинение
Что значит быть счастливым человеком? В чем заключается счастье? Эти вопросы когда-либо хоть раз, да заставляли задуматься человека. В моем понимании, счастье-это неотъемлемая часть души. Если человек душевно не спокоен, он не будет счастливым как ни крути. У людей есть свои мечты, желания, стремления. Но не все так просто, как нам хотелось бы. У одних есть все с рождения, деньги, влиятельные...
Кем быть? сочинение-рассуждение
Мама мне часто задает вопрос - кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, я уже определился в выборе, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть автогонщиком, как Шумахер! А маме я не рассказываю, потому что берегу ее. Она будет постоянно волноваться и нервничать из-за меня, а мне этого не хочется.Я люблю скорость, когда ветер врывается в салон машины, хлещет по лицу и пытается...
Краткое сочинение Тарас Бульба 7 класс
Повесть "Тарас Бульба" - одно из самых совершенных творений Н.В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где...
Литература 7 класс. Повесть Тарас Бульба сочинение
Повесть «Тарас Бульба» была написана в XIX веке и повторяла некоторые исторические события. В образе главного героя были представлены самые доблестные качества, присущие истинному казаку. По некоторым данным, изображая этого героя, Н. В. Гогольиспользовал реальных казацких атаманов и факты из их жизни. Вся жизнь Тараса Бульбы связана с Запорожской Сечью и вольными казаками, для которых защита...
Литература 7 класс. Сочинение Образ Тараса Бульбы
Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета.Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко любит свой народ, своих товарищей-казаков. В характере его нет мелочности и эгоизма, всего себя он отдает родине и борьбе за ее счастье. Не любит он...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО
Кафедра документоведения и стилистики русского языка.
Курсовая работа на тему:
«Лингвокультурные особенности русских былин».
Тула 2009
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теория лингвольтурологии и былины:
1.1.Былины как эпические произведения………………………….6
1.2. Теоретические основы лингвокультурологии………………..8
1.3. Былины как исторический источник…………………………12
1.4. Художественное своеобразие былин…………………………15
Глава 2. Былины Новгородского цикла:
2.1. Былины Новгородского цикла и их историческое значение..17
2.2. Поэзия бунта: былины о Василии Буслаеве………………….19
2.3. Былина «Садко»………………………………………………..20
2.4. Поэтический язык былин Новгородского цикла……………..20
2.5. Культурные традиции в русских былинах……………………31
Заключение………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………...40
Введение.
Актуальность исследования. Былина - песня о старине, а старина в понимании человека того времени - основа основ, её реальность, какой бы фантастичной она ни представлялась, не вызывала сомнения. Не случайно на Севере, где сохранился народный эпос, былины назывались “старинами” (термин “былина” был введён исследователем фольклора Сахаровым). Былины сейчас актуальны, ведь по ним можно узнать историю нашей Родины, изучая лингвокультурные их особенности.
Начиная с древнерусского периода слово выполняло большую общественную миссию и в качестве художественного явления жило в сознании людей как самостоятельный образ, воплощающий в себе многовековой опыт народа, заложенный в языке. Именно на этом основании обращение к древнерусской литературе, а в том числе и к былинам, есть возвращение к истокам духовности.
Объектом исследования является отражениетрадиций, обычаев, языковых особенностей в русских былинах.
Предметом исследования является: во-первых, интерпретация былины в рамках культурно-исторического контекста. В центре нашего внимания находится интерпретация как феномен прочтения и осмысления былинных текстов в рамках русской историографической практики. Во-вторых, предметом исследования является комплекс работ, посвященных описанию былинного текста как части культуры.
Цель работы – выявить лингвокультурные особенности в русских былинах на примере Новгородского цикла.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть былину как эпическое произведение;
2. Выявить теоретические основы лингвокультурологии;
3. Установить исторические источники былин;
4. Определить художественное своеобразие былин;
5. Выявить историческое значение былин Новгородского цикла;
6. Исследовать поэтический язык былин Новгородского цикла;
7. Рассмотреть отражение в былинах традиций, культуры, быта Древней Руси.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе, «Теория лингвокультурологии и былины», мы рассматриваем процесс возникновения былины, ход ее исторического развития, необходимые условия для изучения исторической бытовой обстановки по былинам, а также устанавливаем связь языка и культуры.
Во второй главе мы переходим к подробному рассмотрению лингвокультурных особенностей былин. Для этого обращаемся к Новгородскому циклу былин, а именно к двум былинам о Василии Буслаеве и былине о Садко. Здесь мы рассматриваем историческое значение этих былин, а затем выявляем особенности поэтического языка, исследуем употребление различных предметов быта, традиции и обычаи Древнего Новгорода.
В заключении подводятся итоги по проделанной работе.
Для анализа данной темы были использованы описательный,аналитический, этимологический методы, интерпретационные методы, изучение и анализ литературы и документов.
Методологическую основу составили работы Р.Липец, посвященные анализу местных мотивов в былинах с рассмотрением отражения в былине быта древнего Новгорода.
Теоретическая основа исследования включает работыВ.П.Аникина, В.Я.Пропп с рассмотрением русского героического эпоса, работы Я.Фроянова и Ю.И.Юдины с изучением былинной истории. Поэтику древнерусской литературы рассматривал Д.С.Лихачев, чьи труды также были использованы при написании данной работы.
Научная новизна. Новизна в данном случае заключается в том, что исследуется реальная жизнь наших предков на основе былинных сюжетов, языка былин.
Практическая ценность работы.
Эпическая традиция не потеряла воспитательного значения сейчас. Несмотря на то, что былины давно закончили устное бытование, на них во многом основывается традиционная система воспитания культурологического опыта человека.Учитывая, что при анализе эпоса затрагиваются глубинные слои социального мировосприятия, можно вести речь об использовании данной работы в исследованиях по изучению менталитета и национального самосознания древних славян, правосознания, восприятия населением легитимности богатства и бедности.
Глава 1. Теория лингвольтурологии и былины.
1.1.Былины как эпические произведения.
Былины - эпические произведения эпохи раннего феодализма с установкой на историческую достоверность, воспевающие богатырей, монументальные образы которых являются воплощением лучших качеств народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты.
Тематика, характер деятельности главных героев и художественные особенности былин не одинаковы. Существуют Новгородский, Киевский циклы и былины о старших богатырях. Русский эпос исторического времени складывался прежде всего как эпос воинский. Это закономерно, так как историческое самосознание народа определяется утверждением своего места и значения среди соседних государств.
Наиболее ранними былинами этого периода являются былины о Добрыне Никитиче. В них нашли отражение процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси. В большинстве воинских былин богатыри вынуждены вступать в схватку с противником, который в виде различных чудовищ захватывает Киев или несметными войсками окружает его и угрожает уничтожением народу и всему государству.
С развитием феодальных отношений начинает сказываться классовые противоречия, что находит отражение в эпосе. В былинах об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Сухмане намечаются конфликты социального характера. Внутренняя жизнь древней Руси порождала и другие конфликты, разрешение которых требовало богатырских возможностей. Особенно бурной и насыщенной политическими событиями была жизнь Новгорода. Новгородские былины донесли до нас неповторимый колорит внутренней жизни древнего торгового города.
Гордость Новгорода своими людьми и богатством явно сказывается в былинах о Садко. В былинах о Ваське Буслаеве оживает бурная жизнь Новгорода с его внутригородскими распрями и политическими конфликтами, разрешавшимися побоищами на Волховском мосту, дальними смелыми походами по русским и нерусским водным путям, оживают рождаемые новгородской вольницей люди с буйным размахом русской души.
Эпическое творчество в период своего расцвета захватывает и бытовые темы. Торжественно и радостно звучит повествование о Соловье Будимировиче и Забаве Путятичне. Бытовые конфликты могли приводить и к трагическому концу. Такова былина о Дунае и Настасье. В былинах о старших богатырях - Святогоре, Волхе, Микуле Селяниновиче и Вольге Святославиче - прославлялись дела этих могучих людей, но их деятельность не имела отношения к решению государственных или общенародных задач. Обладатели великой силы становятся бесполезны в эпоху объединения восточнославянских племен и образовании государства. Им на смену приходят новые богатыри, не обладающие таким необъятным могуществом, но достаточно сильные, чтобы прославить родную землю, обеспечить им безопасность.
Без привлечения былинной поэзии не может быть построена ни история Киевской Руси, ни история русской общественной мысли, так как нельзя удовольствоваться лишь односторонними, классово-ограниченными оценками исторических событий, оставленными придворными летописцами и церковной литературой.
1.2. Теоретические основы лингвокультурологии.
Проблема связи языка и культуры является одной из наиболее актуальных в современной науке разработок.
Эта проблема занимает важное место не только в лингвистике как таковой, но и в смежных с ней научных дисциплинах, например, в культурологии, социологии, этнографии, фольклористике и т.п. Особое внимание исследователей обращено на функциональное взаимодействие феноменов «язык» и «культура» в ходе исторической эволюции этноса, роль языка как фактора этносоциального развития, его функционирования в разных этносоциальных и социокоммуникативных ситуациях. Эта проблема является центральной для многих направлений языкознания (психолингвистики, когнитивной лингвистики, этнопсихолингвистики, теории коммуникации и т.д.). Однако в научной литературе отсутствует единое представление о характере взаимоотношений языка и культуры. К. Леви-Стросс, например, указывал, что «употребляемый в обществе язык отражает общую культуру народа... Он представляет собой один из ее элементов, именно с помощью языка индивид обретает культуру своей группы», т. е. по мнению этого исследователя, язык может рассматриваться как:
1) продукт культуры;
2) часть культуры;
3) условие культуры.
Е.Ф. Тарасов в статье «Язык и культура: методологические проблемы» говорит о включенности языка в культуру и наоборот, а также отмечает, что «стремление рассматривать язык и культуру в их единстве, точнее, в их взаимосвязи основывается на их явно или неявно постулируемом онтологическом единстве. Для решения проблемы языка и культуры в общем виде или в форме частных задач необходимо установить формы объективного единства языка и культуры».