Понятие о репрезентативных системах
Репрезентативная система - преимущественный способ обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации. ВАК - аббревиатура, обозначающая сенсорные репрезентативные системы - визуальные, аудиальные и кинестетические.
Репрезентативная система - практически синоним понятиям модальность и каналы восприятия, хотя между ними есть некоторые отличия. Смотри Репрезентативная система, канал восприятия и модальность
Понятие Репрезентативная система часто используется в НЛП.
Основные репрезентативные системы:
визуальная - опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
аудиальная - опирающаяся, в основном, на слуховые образы;
аудиально-тональная - выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;
аудиально-дигитальная - выделяющая символы (слова);
кинестетическая - опирающаяся, в основном, на ощущения.
понятийная (дискретная, дигитальная) - опирающаяся на логическое осмысление сигналов остальных систем. Существует мнение, что понятие дискретной Репрезентативной системы не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, т.к. оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.
Кроме этого иногда выделяются олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) системы, однако они очень слабо распространены.
ВАК и сенсорная убедительность
Если в общении с партнером вы обращаетесь ко всем трем его репрезентативным системам, это дает наибольшую сенсорную убедительность от ваших слов. Когда он как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести.
Визуальный канал, аудиальный, кинестетический.
Репрезентативные системы и словарные предпочтения
При наличии выбора люди чаще употребляют слова, соответствующие их репрезентативной системе.
Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»
Аудиал: «Звучит похоже на правду»,
Кинестетик: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»
Дигитал: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы».
Практически это используется в методах НЛП в связи с невозможностью более точного анализа Р.С.(например, исследование данных ЭЭГ). Примером использования особенностей репрезентативных систем могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его репрезентативной системе (напр: "взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций") или же целенаправленное заострение внимания собеседника путем использования наиболее чуждых его репрезентативной системе слов.
Ведущая репрезентативная система и референтная репрезентативная система
Ведущая система (чаще всего она же и первичная) запускает внутреннюю стратегию, в референтной приходит ответ. Смотри Ведущая и референтная система
Направление развития
Полезно разрабатывать те репрезентативные системы, которые у вас работают хуже (признак - вы ими реже пользуетесь), и наводить мосты между используемыми вами Р.С. Смотри Развитие личных репрезентативных систем
Когда мы налаживаем мосты между нашими репрезентативными системами, тогда мир мы воспринимаем более ярче и красочней, более звучно и более терпко.... Как?
Визуальная==="Корова выглянула из-за угла"
Визуальная+Аудиальная==="Мычащая корова выглянула из-за угла"
Визуальная+Кинестетическая==="Теплая корова выглянула из-за угла"
Визуальная+Аудиальная+Кинестетическая==="Мычащая корова медленно погружается в хрустящий снег"
Обычно картинки очень быстро появляются и изчезают. Если добавить кинестетику, картинки дольше остаются на экране.
Репрезентативная (репрезентация – это повторное воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного) система - преимущественный способ обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации. ВАК - аббревиатура, обозначающая основные сенсорные репрезентативные системы: Визуальные, Аудиальные и Кинестетические. Вместе - ВАК.
Репрезентативная система - практически синоним понятиям и каналы восприятия, хотя между ними есть некоторые отличия . Понятие Репрезентативная система часто используется в НЛП ,
Направление развития
Полезно разрабатывать те репрезентативные системы, которые у вас работают хуже (признак - вы ими реже пользуетесь), и наводить мосты между используемыми вами Р.С. Смотри Развитие личных репрезентативных систем
Когда мы налаживаем мосты между нашими репрезентативными системами, тогда мир мы воспринимаем более ярче и красочней, более звучно и более терпко.... Как?
Визуальная==="Корова выглянула из-за угла"
Визуальная+Аудиальная==="Мычащая корова выглянула из-за угла"
Визуальная+Кинестетическая==="Теплая корова выглянула из-за угла"
Визуальная+Аудиальная+Кинестетическая==="Мычащая корова медленно погружается в хрустящий снег"
Обычно картинки очень быстро появляются и изчезают. Если добавить кинестетику, картинки дольше остаются на экране.
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств, или сенсорных систем:
зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На ранних этапах своего развития, ребенок узнает окружающий мир и приобретает первые навыки главным образом с их помощью.Сенсорно-двигательный период развития формирует и эмоционально окрашивает весь последующий процесс познания.
Для того, чтобы человек мог эффективно обрабатывать информацию необходимо иметь все развитые сенсорные системы, которые он бы мог гибко использовать.
Однако каждый человек по-своему приобретает индивидуальный жизненный опыт, который в сочетании с врожденными индивидуальными особенностями определяет его
сенсорную ориентацию , т.е. в процессе мышления предпочтение отдается одной из сенсорных систем.С помощью речи мы делаем воспринимаемую информацию своим «знанием», а также презентируем нашу карту мира во вне. Речь является инструментом сознания. Каждой сенсорной системе соответствует свой специфический набор слов, который описывает ее.
Сенсорную языковую ориентацию легко определить по
глаголам , наречиям и прилагательным , выражающим действие. Сказуемые отражают три основных чувственных процесса: зрение , слух , осязание . Предпочтительное употребление определенных сказуемых указывает на характер коммуникативной системы говорящего.Хотя в нашей речи присутствуют слова, отражающие все три вида процессов (визуальный, аудиальный, кинестетический), все же одна из сенсорных систем оказывается более
выраженной .Она и является предпочитаемой сознательной системой или ведущей репрезентативной системой.
Примерно 10% людей предпочитают дигитальную (дискретную, логическую) систему вывода . Эти люди более ориентированы на смысл , содержание , важность и функциональность того, что говориться. Как сказал один человек: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный …» Они могут употреблять фразы типа:«Я считаю , что это разумно …»;
«Я думаю , что это имеет смысл …»;
«Я понимаю , что вы чувствуете…»;
« Биологически я молод…»;
« Особь женского пола… »;
«Как показали события последних дней…»;
«Говоря на языке цифр …»;
Вот диалог людей говорящих на дигитальном языке:
«Ваше предложение интересное, цифры говорят сами за себя, но не хватает информации , чтобы принять решение…»
«Нет проблем! Я предоставлю вам всю необходимую документацию и расчеты . Думайте… анализируйте , решение за вами !..»
Вот еще несколько примеров дигитальных фраз:
«Экологически чистые продукты…»
«Ты поступил вполне разумно…»
«Важно вести рациональный образ жизни…»
«Оперируя языком цифр…»;
«На основе поученных данных…»;
«Анализируя полученную информацию, напрашивается вывод…»
«Будучи реалистами, думаю, мы оба осознаём…»
«Я долго размышлял и пришел к решению…»
«Как умный человек, ты хорошо понимаешь…»
«Важно осмыслить и оценить все те преимущества, которые дает…»
Примеры слов, используемых в дигитальной системе:
Абсолютно, Бессознательно, Буквально, Быстро, Важный, Возможно, Во-первых..., Двигаться, Делать, Доступный, Думать, Ждать, Задумчивый, Замечательный, Занятый, Знать, Изменять(ся), Использовать, Конструировать, Контролировать, Концентрировать(ся), Лаконичный, Логика, Лукавить, Медитировать, Мотивировать, Найти, Намереваться, Неудачно, Новый, Общаться, Объективный, Однозначно, Околдовать, Осознавать, Отвратительный, Относиться, Отрицательный, Оценивать, Очаровать, Подходящий, Полезный, Положительный, Получаться, Помнить, Помогать, Понимать, Предположительно, Прекрасный, Прелестный, Приемлемый, Принимать, Продуктивный, Простой, Противный, Работать, Развиваться, Расти, Решать, Скоро, Сложный, Собираться, Соглашаться, Сознательный, Сомневаться, Сосредотачивать(ся), Становиться, Старый, Старательно, Строить, Сублимировать, Субъективный, Считать, Тормозиться, Трудиться, Успешно, Умный, Учить, Чудесный, Шикарный, Читать, Фантазировать
А теперь оценим, насколько убедительны любовные письма, которые бы написали друг другу «дигиталы».
«Дорогой…
Давно не решалась тебе написать, однако, пришла к выводу, что нужно сделать этот шаг. Мы с тобой взрослые, серьёзные люди, и прекрасно осознаём, что вместе нам лучше. Сейчас наша жизнь обрела смысл. Будучи реалистами, думаю, мы оба осознаём, что наша встреча не могла произойти случайно. И наши отношения развиваются не как отношения просто знакомых людей. В них определённо присутствует что-то большее. Я долго размышляла и пришла к выводу, что нам нужно сделать следующий шаг, думаю, ты понимаешь меня. Мы вместе уже полгода, и нам пора оформить наши взаимоотношения. Кроме того, ребёнку нужен отец, и я не знаю никого более достойного на эту роль, чем ты. К тому же, вместе легче вести хозяйство. Одно из моих самых светлых воспоминаний – наши прогулки по мелкооптовому рынку (помнишь, как мы покупали телевизор на новогодней распродаже?)...
С уважением, ценящая и понимающая тебя, Л... «
«В жизни случаются такие ситуации, которые наталкивают на размышления о необходимости совместного проживания, с целью создания ячейки общества. Я много думала о наших отношениях и пришла к выводу, что это любовь. Ты, как разумный человек, должен понять, осмыслить и оценить все те преимущества, которые дает наш будущий союз. Объединение нашего интеллекта, способностей и потенциальных возможностей станет хорошей основой для создания и развития полноценного будущего потомства. Когда я думаю о тебе, я понимаю, что такого умного, эрудированного, интеллигентного, интересного, независимого мужчину встретить в нашем обществе маловероятно и проблематично. Но поскольку мы нашли друг друга, было бы логично и целесообразно начать совместный жизненный путь…
Рассчитываю на понимание. Д…»
3.5 Rating 3.50 (4 Votes)
НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Язык мозга. НЛП.
Статья ниже рассказывает о том, как устроено наше мышление. Читать ее просто из интереса вряд ли стоит. Это теоретический материал для других статей с упражнениями. Ссылки на нее я даю из соответствующих разделов.
После прочтения этой статьи Вам будет проще выполнить эти упражнения:
Как устроено мышление.
Что такое наши мысли? Существует множество различных научных ответов, и все же каждому из нас хорошо знакомо, что представляет наше собственное мышление. Когда мы думаем о том, что мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем, воспроизводим повторно информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Давайте осознаем, как Вы думаете. Вспомните, где Вы провели свой последний отпуск?
А теперь разберитесь - как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места всплыла в вашей голове? Возможно, Вы произнесли название или услышали звуки, сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения - теплое солнце или что-то другое.
Наше мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Очевидно, что мы просто не имели нужды осознавать эти процессы, верно? Нам важнее думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем. Однако именно сейчас нам важно осознать, как устроено наше мышление. Понимание этих процессов предоставляет нам мощнейшие инструменты личностных изменений.
Как мы выяснили в коротком эксперименте выше, наше мышление - это сознательное или бессознательное воспроизведение картин, звуков, ощущение, вкусов и запахов, которые мы переживали. Назовем такое воспроизведение, а точнее то, что мы воспроизводим - репрезентациями.
Репрезентация - это повторное воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного.
С помощью слов мы можем вызывать эти репрезентации у себя и у других людей. Когда Вы читаете художественную книгу, Вы не осознаете то, что происходит в Вашем мышлении. Но будьте уверены, хорошая книга словами вызывает в Вашем сознании образы, звуки и ощущения. Вы перепроживаете то, что рассказывает писатель, воссоздавая все это в своем воображении. Вы репрезентируете это.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Прочитайте следующий абзац настолько медленно, насколько Вам это будет удобно. Представляйте то, о чем читаете:
Задумайтесь на минуту о прогулке в в лесу. Деревья возвышаются над вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и создает мозаику на траве.
Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь прохладную крону из листьев над вашей головой. И, продвигаясь дальше, вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустыванием под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса.
Время от времени раздается резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги. Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость коры под своей ладонью.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Постепенно вы обращаете внимание на легкий ветерок, ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие, более грубые запахи леса.
Продолжая прогулку, вы вспоминаете, что ужин будет скоро готов, и это будет одно из ваших самых любимых блюд. И вы уже почти чувствуете вкус пищи во рту.
Чтобы осмыслить этот последний абзац, вы прошли через все эти переживания в своей голове, которые были вызваны в вашем воображении с помощью слов.
Возможно, вы создали эту сцену достаточно отчетливо, чтобы представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации. Если вы когда-нибудь гуляли в сосновом лесу, то, вероятно, запомнили как это было.
Если же с вами никогда этого не случалось, то, наверное, вы сконструировали этот опыт из других похожих переживаний или использовали материалы телевизионных передач, фильмов, книг или других источников. Ваше переживание было сочетанием воспоминаний и воображения.
Большая часть нашего мышления обычно представляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорных впечатлений.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть намерены. Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляют собой одну систему.
Если Вы хорошенько представите, что пытаетесь съесть лимон, вполне реальная слюна выделится на этот воображаемый фрукт.
С помощью одних и тех же органов чувств мы воспринимаем внешний мир и воспроизводим (репрезентируем) его в сознании
В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы - известны как репрезентативные системы. То есть каналы, способы, которыми Вы воспроизводите то, что когда-то пережили. Или представляете, что Вы могли бы пережить.
Существует три пути вспомнить или представить то, что было и то, чего не было. Можно вспомнить или представить образ. Можно вызывать ощущение или смоделировать ощущение. Можно услышать звук или создать звук.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Например, вспомните цвет своей входной двери. Представьте себе розового слона в зеленый горошек. Мысленно прикоснитесь к ручке своей входной двери. У нашего розового слона шкура как бархат. Потрогайте ее: Услыште, как с шорохом или скрипом открывается Ваша дверь. А что если бы она издавала такой звук, как бывает когда проводят железом по стеклу? А если мысленно выпить квасу? А теперь попробуйте смоделировать вкус лимона с квасом? Получается? Вот это и есть репрезентативные системы - то есть способы воспроизводства воображаемых или реальных объектов в Вашем мозге.
Репрезентативные системы.
Мы используем все три репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени. Мы имеем склонность отдавать предпочтение одним репрезентативным системам (системам воспроизведения образов, переживаний и звуков) по отношению к другим.
Например, многие люди имеют внутренний голос, который возникает в аудиальной системе и создает внутренний диалог. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления. Другие люди очень активно используют внутренние образы. Они просто захвачены ими. С помощью этих образов они думают.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Можно визуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения и одновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три системы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все же останется неосознаваемой.
Чем больше человек поглощен своим внутренним миром, картинами, звуками и ощущениями, тем меньше он будет знать о том, что происходит вокруг него, как тот знаменитый шахматист на международном турнире, который так углубился в позицию, которую он видел своим внутренним взором, что, съел два полных обеда за один вечер. Он совершенно забыл, что ел первый раз.
"Потерявшийся в мыслях" - это очень удачное описание. Люди, переживающие сильные внутренние эмоции, также оказываются менее чувствительными к внешней боли.
Наше поведение возникает из смеси внутренних и внешних сенсорных переживаний. В любой момент времени наше внимание сосредоточивается на различных частях нашего опыта. В то время как вы читаете эту книгу, вы фиксируете свое внимание на странице текста и, вероятно, не осознаете ощущения в своей левой ноге: до тех пор, пока я не упомянул об этом...
В то время, когда я печатаю этот текст, я большей частью осознаю свой внутренний диалог, подстраивающийся под мою (весьма высокую) скорость печати на компьютере. Я отвлекусь, если обращу внимание на внешние звуки. Процесс моего творческого мышления нарушится, поэтому я люблю работать в тишине. Хотя, если это не возможно, я могу так настроить свое внимание, что буду спокойно писать в кричащей толпе китайцев. Уже пробовал:-).
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Существует несколько сигналов опасности, которые сразу захватили бы мое внимание: внезапная боль, мое имя, произнесенное вслух, запах дыма или запах пищи (если я голоден).
Внешние и внутренние объекты могут отвлекать наше внимание на себя, уводя его в сторону от чего-то более важного. Этот процесс я называю. Осознанность же - это способность осознавать, на что сейчас направленно мое внимание, и удерживать его там, где требуется сейчас больше всего.
Субмодальности.
Мы говорили о трех основных способах мышления: с помощью звуков, картинок и ощущений - но это лишь первый шаг. Если вы хотите описать виденную ранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могли бы уточнять.
Тут требуется понять одну штуку. Возьмем фотографию. Что значит описать фотографию? С одной стороны, мы можем рассказать о том, что на ней изображено, верно? Еще один способ - это рассказать о том, КАК это изображено. То есть рассказать о том, каким образом сделана фотография - она черно-белая или цветная. Какой у нее размер. Она в рамке или нет. Четкая или слегка размытая. Можно упомянуть, где она находится относительно нас - прямо перед нами, справа, слева, вверху или внизу. Так вот, в нашем разговоре нам НЕ интересно, о чем Ваши внутренние образы. Нам важно знать, как они выглядят.
Например, подумайте еще раз о своем последнем отпуске и обратите внимание, осознайте, как Вы репрезентируете этот опыт в своем внутреннем мире (то есть, как его вспоминаете). Это образ? Звук? Ощущение? Или образ и ощущение? Или:
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Обратите внимание на образ. Он цветной или черно-белый? Это фильм, в нем есть движение? Или это застывшая фотография? Далеко он или близко? Такого рода различения могут быть сделаны независимо от того, что изображено на картинке.
Аналогичным образом вы могли бы описать звук как высокий или низкий, близкий или далекий, громкий или тихий. Ощущения могут быть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими, притупленными или острыми.
Таким образом мы понимаем, что есть три репрезентативные системы - образы, звуки и ощущения. А каждая из этих систем может быть описана через ее свойства. Эти свойства мы называем субмодальностями.
Например, яблоко - это репрезентативная система. А вкус его, кислый или сладкий, это различные субмодальности, такие же как вес. Еще можно обратить внимание на его цвет. Просто и понятно, не так ли?
Упражнение, чтобы лучше понять субмодальности ваших репрезентаций.
Проделайте сказанное ниже и ответьте на вопросы, чтобы проанализировать субмодальности своих внутренних репрезентаций (Упражнение помогает описать, как выглядит, как звучит и как чувствуется Ваш внутренний опыт).
Займите удобное положение и вспомните приятный случай из своей жизни. Исследуйте любую картинку, которая появится у вас в этом воспоминании.
Вы видите ее как будто своими собственными глазами (ассоциировано), или вы видите ее, как будто находитесь в каком-то другом месте (диссоциированно)? Если вы видите себя в картинке, вы, должно быть, диссоциированны.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Цветная ли она? Это фильм или слайд? Это трехмерное изображение или оно плоское, как фотография? Продолжая смотреть на эту картинку, вы можете также дополнить ее описание.
Наконец, обратите внимание на любые ощущения или чувства, которые являются частью этого воспоминания. Где появляются эти ощущения? Это жесткое или мягкое? Легкое или тяжелое? Горячее или холодное?
Еще раз, если репрезентативные системы являются модальностями - способами восприятия мира, - то субмодальности - это кирпичики, из которых строятся эти восприятия, то, из чего состоят картинки, звуки и ощущения.
Люди использовали идеи НЛП во все времена. НЛП зародилось вовсе не тогда, когда придумали ему название. Древние греки толковали о чувственном переживании, а Аристотель говорил о субмодальностях, называя их по-другому, когда ссылался на качества этих чувств.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Ниже приводится список наиболее часто встречающихся субмодальностей. Они нам понадобятся при выполнении различных упражнений, так как я даю ссылку на эту статью с тех статей, где эти знания нужны.
ВИЗУАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.
· Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны).
· Цветная или черно-белая.
· В рамке или без нее.
· Глубина (двух- или трехмерная).
· Местоположение (слева или справа, вверху или внизу).
· Расстояние от меня до картинки.
· Яркость.
· Контрастность.
· Резкость (размытая или сфокусированная).
· Движение (фильм или слайд).
· Скорость (быстрее или медленнее обычного).
· Количество (отдельная сцена или множество образов).
· Размер.
АУДИАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
· Стерео или моно.
· Слова или звуки.
· Громкость (громко или тихо).
· Тон (мягкий или жесткий).
· Тембр (наполненность звуков).
· Местоположение источника звука.
· Расстояние до источника.
· Длительность.
· Непрерывность или дискретность.
· Скорость (быстрее или медленнее обычного).
· Чистота (чистый или приглушенный).
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.
· Локализация.
· Интенсивность.
· Давление (сильное или слабое).
· Степень (насколько велико).
· Текстура (шероховатый или гладкий).
· Тяжесть (легкий или тяжелый).
· Температура.
· Длительность (как долго это длится).
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Это далеко не полный список наиболее общих субмодальных различий, которые делают люди. Подобно выключателю, включенному или выключенному, переживание может принимать одну или другую форму. Например, картинка не может быть ассоциированной и диссоциированной одновременно.
Большинство субмодальностей изменяется постепенно, как будто их регулируют реостатом. Они образуют нечто вроде скользящей шкалы, например, резкость, яркость или громкость.
Аналоговая - это слово, которое используют для описания тех качеств, которые могут изменяться постепенно в пределах своих границ.
Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга. Просто невозможно подумать о чем-то или восстановить какое-нибудь переживание без того, чтобы оно имело субмодальную структуру. В то же время легко не осознавать субмодальную структуру переживания. До тех пор, пока вы не обратите на нее сознательное внимание.
Наиболее интересное свойство субмодальностей заключается в том, что происходит, когда вы их изменяете. Некоторые из них могут быть изменены безнаказанно и не производят различий. Другие могут быть критическими по отношению к отдельным воспоминаниям, и изменение их полностью меняет наше отношение к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли в большей степени является функцией небольшого числа критических субмодальностей, а не содержания.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Как только событие произошло, оно закончилось, и мы никогда не сможем вернуться назад и изменить его. После этого мы реагируем уже не на само событие, а на свое воспоминание об этом событии, которое может быть изменено.
Упражнение.
Проведите следующий эксперимент. Вспомнив какое-нибудь приятное событие. Убедитесь в том, что вы ассоциированы в картинке, видите ее своими собственными глазами. Обратите внимание на свои ощущения.
Теперь диссоциируйтесь. Выйдите из своего тела и посмотрите со стороны на человека, очень похожею на вас, который видит и слышит то, что вы видели и слышали тогда. Это почти наверняка изменит ваше отношение к событию.
Диссоциация от воспоминания лишает его своей эмоциональной силы. Приятное воспоминание утрачивает свою прелесть, а неприятное теряет свою боль. В будущем, когда воображение будет рисовать вам болезненную сцену, диссоциируйтесь от нее.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Чтобы получить удовольствие от приятных воспоминаний, убедитесь в том, что вы ассоциированы. Вы можете изменить то, как вы думаете. Это важное положение из неписаного руководства по использованию мозга.
Упражнение.
Выполните следующий эксперимент по изменению способа вашего мышления и определите, какие субмодальности являются критическими для вас. Критическими - значит такими, изменяя которые, Вы меняете свое отношение к вспоминаемым событиям.
Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окрашенной ситуации, которую вы можете вспомнить хорошо - например, какое-то неприятное воспоминание из прошлого.
Сначала осознайте визуальную часть воспоминания, представьте себе, что вы поворачиваете ручку регулятора яркости изображения, увеличивая и уменьшая яркость.
Отметьте, какие изменения это вносит в ваше переживание. Какая яркость оказывается для вас более предпочтительной? В конце верните яркость в первоначальное состояние.
Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом изменяется, и какое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, в котором он был вначале. Теперь, если он был цветным, сделайте его черно-белым. Если же он был черно-белым, добавьте ему цвета. Оцените изменения, какие из них лучше? Вернитесь в исходное положение.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состояние на диссоциированное и обратно.
Некоторые, а, может быть, и все изменения будут оказывать глубокое воздействие на ваше отношение к этому воспоминанию. Вы можете захотеть оставить воспоминание с теми значениями субмодальностей, которые вам больше понравились, Вас могут не устраивать те субмодальности, которые мозг предоставил вам без вашего ведома. Вы не забыли выбрать их сами?
Сейчас продолжайте свой эксперимент с другими визуальными субмодальностями и наблюдайте за тем, что происходит. Сделайте то же самое с аудиальной и кинестетической частями этого воспоминания.
Для большинства людей переживание будет более интенсивным и незабываемым, если оно большое, яркое, цветное, близкое и ассоциированное. Если это так и для вас, убедитесь, что вы храните свои хорошие воспоминания именно таким способом.
Сделайте наоборот со своими неприятными воспоминаниями, пусть они будут маленькими, темными, черно-белыми, удаленными и диссоциированными. И в том, и в другом случае содержание воспоминания остается неизменным, изменяется лишь то, как мы его помним. Плохие вещи случаются и имеют последствия, с которыми мы вынуждены жить, но они не обязаны преследовать нас. Их сила, заставляющая нас чувствовать себя плохо здесь и сейчас, имеет происхождение в том способе, которым мы думаем о них.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Существенное различие, которое следует делать, заключается в том, чтобы находить разницу между действительно произошедшим событием и тем смыслом и влиянием, который мы ему придаем тем способом, которым мы его помним.
Возможно, у вас есть внутренний голос, который ворчит на вас. Сделайте его медленным. Теперь увеличьте его скорость. Поэкспериментируйте с изменением его тона. С какой стороны он звучит? Что произойдет, если вы перенесете его на другую сторону? Что случится, если вы сделаете его более громким? Или более тихим? Разговор с самим собой может быть превращен в настоящее удовольствие.
Изменение субмодальностей - это предмет субъективного переживания, которое трудно передать словами. Теория спорна, опыт убеждает. Вы можете быть режиссером своего собственного воображаемого фильма и можете сами решать, как вы хотите думать, а не быть во власти репрезентаций, которые, казалось бы, возникают сами по себе.
Подобно телевизору в летний период, мозг показывает массу повторений, многие из которых являются старыми и не очень хорошими фильмами. Вам нет необходимости смотреть их. Эмоции приходят откуда-то, хотя причина их появления может и не осознаваться. Но даже если сами эмоции являются кинестетическими репрезентациями и имеют вес, локализацию и интенсивность, у них есть субмодальности, которые могут быть изменены.
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Чувства не являются полностью непроизвольными, и вы можете пройти длинный путь, прежде чем выберете те чувства, которые вы хотите иметь. Эмоции могут быть прекрасными слугами и суровыми учителями.
Репрезентативные системы, ключи доступа и субмодальности представляют собой важные кирпичики, из которых строится здание субъективного опыта. Неудивительно, что люди строят различные карты окружающего их мира. Они имеют различные ведущие и предпочитаемые репрезентативные системы, различные синестезии и кодируют свои воспоминания с помощью различных субмодальностей.
Когда же, наконец, мы используем язык для общения друг с другом, просто удивительно, как это мы ухитряемся понимать друг друга.
По книге: Джозеф О"Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. Приводится НЕ дословно. Для лучшего понимания я перевел многие места с технического НЛП на простой и понятный МНЕ язык:-).
Темы статьи: НЛП. Мышление. Репрезентативная система. Субмодальности.
Если разобраться в том, как человек воспринимает информацию, получаемую от других людей, то можно найти в этом вопросе очень много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совсем неэффективным при общении с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а до кого-то мы можем пытаться «достучаться» очень и очень долго, и часто попытки так и останутся безуспешными. В то время как одни гадают над тем, почему же их взаимодействие с окружающими не приносит желаемого результата, другие применяют в своей повседневной жизни знания о репрезентации информации, т.е. о тех особенностях, которыми отличается преподнесение и восприятие разными людьми.
В двух наших предыдущих уроках мы познакомили вас с базовыми техниками нейролингвистического программирования. Но они касались именно языкового аспекта этого направления практической психологии. И было очень немного сказано о воздействии нейропроцессов на психику и восприятие человека. Представленный урок посвящён именно этой теме.
Из данного занятия вы узнаете о том, что такое репрезентативные системы, и какую роль они играют в НЛП, а также о том, какие существуют способы передачи опыта и виды систем восприятия (визуальная, аудиальная, кинестетическая и другие). В статье будут представлены и способы определения ведущей модальности (основной репрезентативной системы) у человека, включающие в себя различные методы диагностики, такие как тесты, специальные вопросы, наблюдения и т.д.
Репрезентативная система человека
Для начала следует напомнить, что под репрезентацией следует понимать процесс представления и выражения определённого опыта (мыслей, идей и т.п.) человеком. А человек, получая информацию, поступающую к нему из внешнего мира, всегда опирается на свои органы чувств. Человеческое тело снабжено огромным количеством чувствительных рецепторов, которые являются единственным способом получать информацию. Если говорить проще, то весь опыт человека формируют следующие ощущения (модальности): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные. Кроме них есть ещё и другие, но они играют второстепенную роль. Эти модальности и называются в НЛП репрезентативными системами.
Получая информацию при помощи наших органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует. Вкратце, так происходит процесс восприятия. Но здесь следует учитывать главную пресуппозицию (истину, не подлежащую обсуждению) НЛП - «Карта не есть территория», где карта - это восприятие человеком реальности, а территория - это сама объективная реальность. Получается, что то, как человек воспринимает полученную информацию, имеет лишь субъективное значение, не отражая объективное положение дел. У каждого человека имеется своя карта, являющаяся основой его восприятия, и эта карта, в силу своей индивидуальности, никогда не станет отражением истины. Но зато, зная о том, что у каждого человека есть своя карта, можно успешно этим пользоваться, что, в свою очередь, позволяет понимать людей на более глубоком уровне и доносить информацию в таком виде, в каком она будет воспринята максимально точно. Можно также оказывать влияние на карту человека, тем самым, меняя её.
В общем, если говорить более конкретно, то, зная о карте человека и его особенностях восприятия, а также о своей карте и своих особенностях, можно максимально повысить уровень взаимопонимания с окружающими и сделать любую коммуникацию максимально эффективной, взаимовыгодной и продуктивной. И одним из главных способов воздействия на себя и других является именно общение на основе репрезентативных систем. О них мы и поговорим далее.
Виды репрезентативных систем
В НЛП выделяют несколько основных репрезентативных систем, каждая из которых получает информацию только ей присущим способом, а после активирует определённые механизмы поведения. Всем этим процессом управляет центральная нервная система человека. К примеру, когда мы видим что-то, мозг передаёт нам воспринимаемое в виде изображения. Когда мы слышим что-то, то мозг трансформирует это в звуки. Какие-то внутренние ощущения переходят в чувства и эмоции. И потом, когда мы вспоминаем какую-либо информацию, наш мозг подаёт сигнал памяти, и воспоминание выражается приблизительно в той же форме, в какой оно было сохранено. Именно на этих принципах и основана работа с репрезентативными системами. Следует также заметить, что между репрезентативными системами и психическими и физиологическими признаками человека существует прямая взаимосвязь, на основе анализа которой можно определить тип личности человека и свойственные ей черты. Итак, рассмотрим виды репрезентативных систем.
Визуальная репрезентативная система
Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир.
ПРИЗНАКИ. Определить визуала можно по выпрямленной шее/спине, а также по взгляду, направленному вверх. Его дыхание поверхностное и, в большинстве случаев, грудное. При восприятии образа визуалы могут на мгновение задерживать дыхание, пока картина не сформируется. Их губы могут быть сжаты и выглядеть тонкими, а голос часто становится громким и высоким. Любой опыт запоминается визуалами в виде картин и образов, поэтому, когда приходится долго воспринимать чью-то речь или просто что-то слушать, они начинают скучать, а сам шум нередко их тревожит. Общаясь с такими людьми, нужно оказывать своей речи визуальную поддержку. В процентном соотношении на визуалов приходится 60% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Визуалы обладают, как правило, худощавым телосложением, высоким ростом и несколько удлинённой талией. Часто поддерживают правильную осанку. При взаимодействии с ними желательно не загораживать им пространство для обзора того места, где они находятся.
Аудиальная репрезентативная система
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков. Люди с представленной системой (аудиалы) воспринимают информацию через процесс слушания. Вся информация воспринимается и запоминается ими, преимущественно, в форме звуковых впечатлений.
ПРИЗНАКИ. Узнать аудиала можно по часто перемещаемым в разные стороны глазам. Дыхание ритмичное и ровное, но отражающее его внутренние переживания. Если попросить такого человека описать какой-то свой опыт, то, в первую очередь, он будет думать о том, как выразить его в форме звука. Аудиал долго и много говорит, предельно чётко излагая мысли. При этом его речь может быть очень импульсивной. В разговоре часто доминирует и нередко утомляет. Обладает особой чувствительностью к звукам и часто разговаривает сам с собой. Общаясь с аудиалом, нужно стараться более грамотно и точно выстраивать свою речь. В процентном соотношении на аудиалов приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Телосложение большинства аудиалов представляет собой нечто среднее между худощавыми и тучными людьми. В процессе разговора нередко жестикулируют и указывают на область ушей, а также наклоняются вперёд, как бы пытаясь быть ближе к тому, с кем общаются. Но при возникновении звуков в своём собственном сознании будут, наоборот, отклоняться назад. Следят за ритмом своей речи и тембром голоса.
Кинестетическая репрезентативная система
Кинестетическая репрезентативная система основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему-то, ощутить это физически.
ПРИЗНАКИ. Распознать в человеке кинестетика можно, в первую очередь, по глазам: его взгляд часто имеет направленность «вниз-вправо». Дыхание кинестетика брюшное и глубокое, но в зависимости от испытываемых им ощущений, будет меняться. Губы, в большинстве случаев, мягкие и полные, а тон голоса низкий, глубокий, иногда хриплый и немного приглушённый. Во время разговора кинестетик будет говорить медленно, делая продолжительные паузы во время поиска соответствующей информации внутри себя. На кинестетиков приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Если восприятие кинестетиков направлено внутрь себя, то, скорее всего, внешне это выразится в полноте и округлости тела. Если же восприятие направлено во внешний мир, то это отразит крепкость и мускулистость. Большинство кинетстетиков передвигается довольно медленно. Чтобы побудить их к активности часто требуется проявить физический контакт - похлопать или как-то поощрить. А при общении рекомендуется находиться поближе, т.к. кинестетики предпочитают близость.
Дигитальная репрезентативная система
Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении. Люди, использующие эту систему (дигиталы) функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем.
ПРИЗНАКИ. Понять, что человек дигитал, можно как по движению глаз, которые могут быть часто направлены вниз-влево или перемещаться из стороны в сторону, так и по тонким и сжатым губам. Его дыхание неровно и отличается короткими вздохами. Если говорить о позе, то плечи обычно расправлены, шея выпрямлена, руки скрещены на груди. Голос часто звучит монотонно, а говорит человек как будто «на автомате». К категории дигиталов относится лишь небольшой процент всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Учитывая то, что люди с дигитальной репрезентативной системой включают в себя свойства людей с визуальной, аудиальной и кинестетической системами, определить их точные внешние признаки довольно сложно. Можно только сказать, что внешне они могут выглядеть совершенно по-разному.
Помимо вышеперечисленных, существуют также и две другие репрезентативные системы - это олфакторная (обонятельная) и густаторная (вкусовая). Но эти системы распространены очень слабо и люди, у которых они имеются, встречаются довольно редко. Данные системы наблюдаются преимущественно у тех людей, которые лишены слуха или зрения. По этим причинам в НЛП они практически никогда не рассматриваются.
Подводя итог данному разделу, очень важно заметить, что людей с какой-либо одной репрезентативной системой не бывает. В реальной жизни люди всегда (осознанно или подсознательно) меняют их, исходя из ситуации. В зависимости от того, что воспринимается на данный момент времени, человек может обработать одно проявление визуально, а ко второму подойти с позиции аудиала, и наоборот.
Говоря об эффективности определения репрезентативных систем, нужно сказать, что одним из главнейших законов НЛП является следующий: то, что произносит человек, описывая любой свой опыт, может иметь не только метафоричное значение, но и буквально отражать происходящие в его сознании процессы во время репрезентации данных. Из этого следует, что любая репрезентативная система непосредственно связана с речевым проявлением. Например, если человек говорит вам: «Мне представляется это так же, как и вам», то, скорее всего, при общении он испытывает потребность в визуальных образах. И чтобы «присоединиться» к нему, необходимо визуализировать картинку того, о чём идёт речь, и выразить её словесно. Если же человек скажет: «Я всем своим существом ощущаю…. », то продолжать с ним разговор, будучи настроенным на позицию аудиала или визуала, будет крайне неэффективно, т.к. не произойдёт сонастройки. Здесь нужно беседовать, используя слова, близкие к ощущениям и физическому контакту. Только в таком случае удастся найти взаимопонимание.
Слова, которые наиболее часто использует человек в ходе разговора, основанные на ощущениях и отражающие его восприятие, называются предикатами (см. ниже по тексту). Умелое использование предикатов способствует быстрой сонастройке с другим человеком. Именно эта сонастройка, т.е. подстройка под другого человека, присоединение к его восприятию, карте, мировоззрению и модели репрезентации опыта имеет самое важное значение при установлении взаимной связи. Ведь, когда мы говорим с каким-либо человеком на «его» языке, мы становимся ближе к нему и ближе ему. А людям, как правило, приятно общаться с такими же, как они.
Но, как уже было замечено, для эффективной коммуникации важно не только знать о репрезентативных системах, но и уметь определять основную.
Определение ведущей репрезентативной системы
Несмотря на то что человек воспринимает любую получаемую им информацию при помощи всех репрезентативных систем, одну из них он использует гораздо чаще и интенсивней, чем все остальные. Именно эта система называется ведущей. И для того, чтобы определить, какая именно из систем ей является, в НЛП существует несколько действенных методов.
Во-первых, вы можете пройти специальный тест, на определение своей ведущей репрезентативной системы.
Тест на определение ведущей репрезентативной системы
Для начала ознакомьтесь с несложными правилами:
- При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
- В силу того, что некоторые наши характеристики в течение жизни меняются, и один и тот же человек в 7 лет отличается от себя в 30 лет, постарайтесь отвечать на вопросы с точки зрения себя сегодняшнего. Когда вам дают выбор в некоторой гипотетической ситуации, отвечайте так, как будто бы это ситуация была совсем недавно и выбирайте то, что бы вы сделали на горизонте последних 1-2 лет.
- Тест можно проходить несколько раз, однако мы не рекомендуем это делать, лучше выберите время, когда вы сможете пройти его внимательно в один заход.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
- Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.
Во-вторых, как уже упоминалось выше, любая репрезентативная система отражается в движении глаз человека, темпе его речи, тембре голоса, манере держать осанку, положению шеи, жестикуляции, движениях рук и тела, любимых позах, а также в типе телосложения. Эти характеристики важны, когда вам нужно определить не свою репрезентативную систему, а систему другого человека (далеко не всегда можно предложить каждому пройти тест). Чтобы понять, какая система является ведущей, нужно лишь знать признаки каждой из них (см. выше по тексту) и уметь их выявлять при общении с людьми и наблюдении за ними. В качестве примера можно привести характерные для каждой системы положения глаз, называемые ключами глазного доступа.
Люди с ведущей визуальной репрезентативной системой при визуализации будут иметь расфокусированный взгляд, направленный прямо, при формировании визуального образа их взгляд будет направлен вверх-вправо, а если человек припоминает что-то, его взгляд будет направлен вверх-влево.
Люди с ведущей аудиальной репрезентативной системой при формировании звуковых образов будут направлять взгляд вправо, а при их припоминании - влево.
Люди с ведущей кинестетической репрезентативной системой при возникновении телесных ощущений и эмоций будут направлять взгляд вниз-вправо, а во время ведения внутреннего диалога вниз-влево.
А в-третьих, т.к. определение ведущей системы восприятия осуществляется на основе наблюдения за человеком в процессе взаимодействия с ним, наиболее тщательно должен производиться анализ его речи и определение наиболее часто используемых им слов-предикатов, о которых мы недавно упоминали. Ниже представлены предикаты, наиболее характерные для употребления людьми каждой из систем.
Визуальная система
- Существительные: перспектива, аспект, картина, иллюзия, точка зрения, нюанс, позиция и т.п.
- Глаголы: описывать, представлять, смотреть, прояснять, проявлять, наблюдать, подмечать, показывать, отображать, иллюстрировать, видеть и т.п.
- Прилагательные: широкий, узкий, размытый, ясный, открытый, удалённый, маленький, чёткий, затуманенный и т.п.
- Высказывания: «Я представляю», «На мой взгляд», «Мне показалось», «Вы видите», «Проливая свет», «Внося ясность» и т.п.
Аудиальная система
- Существительные: интонация, тембр, голос, диалог, шёпот, эхо, песня, звук, тональность, симфония, гармония, беседа, разговор и т.п.
- Глаголы: обсуждать, слушать, спрашивать, звать, молчать, выражать, говорить, излагать, бубнить и т.п.
- Прилагательные: неслыханный, глухой, молчаливый, говорящий, мелодичный, немой, шумный, звонкий, громкий и т.п.
- Высказывания: «Говоря иначе», «Они задают тон», «Я хочу услышать», «Можно сказать», «Приглушив диалог» и т.п.
Кинестетическая система
- Существительные: напряжение, тяжесть, контакт, нагрузка, дыхание, движение, усталость, бодрость, вес, влияние и т.п.
- Глаголы: трогать, прикасаться, чувствовать, ощущать, поражать, сжимать, уравновешивать, воспринимать, двигаться и т.п.
- Прилагательные: невыносимый, чувствительный, мягкий, недвижимый, сердечный, горячий, неуравновешенный, выносливый, оторопевший и т.п.
- Высказывания: «Я чувствую что», «Воздействуя на ситуацию», «Крепко ухватившись», «Нести тяжёлую ношу», «Давайте окажем влияние» и т.п.
Естественно, это не все слова и выражения, выявляя которые можно определить ведущую репрезентативную систему человека. На самом деле, их великое множество и существует несчётное количество разных вариаций. Важно просто научиться определять основную линию, которой придерживается человек в своих высказываниях. А ещё лучше научиться сопоставлять эти предикаты с физиологическими проявлениями, которыми характеризуется каждая из систем. Тогда сделать вывод будет гораздо проще, а вероятность его точности существенно увеличится.
Но кроме вышеизложенных особенностей, за которыми стоит наблюдать при общении с людьми, о предрасположенности человека к той или иной репрезентативной системе могут говорить также аспекты жизни и деятельности человека.
На что ещё обращать внимание при определении ведущей репрезентативной системы:
- Как описывает человек свой опыт, переживания, воспоминания;
- Что больше всего любит вспоминать человек, какие моменты его жизни запомнились ему более остальных;
- Внешний вид человека: опрятен ли он, насколько хорошо выглядит человек, какое внимание уделяет своей внешности;
- Излюбленные предметы;
- Любимые способы времяпрепровождения, интересы, хобби, увлечения;
- Что больше любит человек: смотреть кино, слушать музыку, читать книги, заниматься спортом;
- Любимый способ отдыха, т.е. что человек делает, если выдалась свободная минутка;
- Предпочтительный способ получения новой информации: видео, аудио, книги;
- Ориентация в пространстве;
- Желание общаться по телефону, скайпу, электронной почте;
- Обстановка в квартире и интерьер помещения, в котором живёт человек и т.д.
Причём все эти показатели важны не только относительно тех людей, с которыми приходится общаться по работе или другим повседневным делам, но также и в отношении своих близких и самих себя. Ведь их определение поможет не просто научиться более продуктивно общаться, но и окажет огромное положительное влияние на собственное состояние и настроение в каждодневной жизни, внутренний мир дорогих людей, микроклимат в семье и отношение к жизни в целом.
Рекомендации по использованию знаний о репрезентативной системе
А в заключение урока мы приводим несколько полезных практических рекомендаций, опробовать которые и получить результат от которых вы сможете уже в самое ближайшее время.
1. В первую очередь, определите свою ведущую репрезентативную систему. Найдите тесты на её определение (очень много тестов в Интернете) и пройдите их, понаблюдайте за собой, своими мыслями в течение дня, реакциями, способам вести диалог. Отмечайте слова, которые часто вставляете в свою речь. Это поможет вам лучше узнать себя. В дальнейшем вы сможете применять эти знания при общении с другими и сможете указать тем, с кем общаетесь на то, как взаимодействовать с вами более эффективно. Также вы сможете найти наиболее подходящие для вас методы получения информации и способы расслабления. Ведь ничто не оказывает на человека и его психику такое благотворное влияние, как занятие тем, к чему он изначально предрасположен.
2. Как известно, подавляющее большинство людей в мире - визуалы. Используйте это знание себе на пользу: всегда, общаясь с новыми людьми, делайте акцент на те методы воздействия, которые действуют на людей с визуальной репрезентативной системой. Используйте в речи больше образных выражений, приводите яркие красочные примеры, создавайте в воображении людей картинки того, о чём повествуете. Также держитесь на определённом расстоянии от людей, давая им простор для обозрения. После того как вы используете заранее подготовленные приёмы, вы сможете дать верную оценку уже наверняка и оценить эффективность своего общения и воздействия. И уже в случае, если ваши прогнозы не оправдались, следует прибегать к применению прочих техник.
3. Хотя бы примерно определив ведущую репрезентативную систему человека, старайтесь не использовать такие слова-предикаты, которые не соответствуют его типу. То, что будет предельно эффективно для визуала, совершенно не подойдёт аудиалу и кинестетику и т.п. Если вы видите, что то, что вы говорите, не оказывает должного влияния, то, скорее всего, вы неверно определили систему, и следует прибегнуть к эксперименту с новыми словами.
4. При общении с людьми каждой репрезентативной системы старайтесь подстраивать под них темп своей речи и громкость голоса. С кинестетиками следует говорить медленно и не очень громко, т.к. это соответствует их «характеристикам». Это нужно для того чтобы информация поступала плавно, иначе они просто ничего не поймут из вашей речи, даже если будут очень стараться. С аудиалами несколько проще, т.к. они подсознательно настроены на слуховое восприятие и произносимое вами будет сразу же укладываться у них «по полочкам». Но здесь важно говорить не слишком медленно и не слишком тихо, т.к. изначальный посыл потеряет свой импульс и вам придётся начинать сначала. Визуалы вообще не очень хорошо воспринимают то, что им говорят. Поэтому, независимо от темпа и громкости своей речи, старайтесь прибегать преимущественно к использованию визуальных характеристик. А ещё лучше - покажите им то, о чём говорите - тогда информация попадёт прямо в точку.
5. Глаза очень хорошо отображают мыслительные процессы человека, т.к. контролировать движения глаз это способность редкая и похвастаться ей могут немногие. Знание этого факта помогает не только определить ведущую репрезентативную систему, но и выявить ложь. Запомните, человек, которому некомфортно, будет либо всегда отводить свой взгляд от вашего, и стараться избегать его. Либо, наоборот, он будет не отрываясь, смотреть вам в глаза, пытаясь показаться чрезмерно честным. Наблюдайте за тем, в какую сторону человек смотрит, разговаривая с вами: очень часто, если человек врёт, он будет смотреть вниз-влево, ведя сам с собой внутренний диалог и, скорее всего, пытаясь что-то придумать. Если человек смотрит вверх-вправо, значит, он создаёт какой-то образ, чтобы затем озвучить его вам. Смотря вправо, человек подбирает подходящие фразы, а смотря вниз-вправо, человек ощущает какие-то эмоции, обусловленные контекстом вашей беседы. Такие методы определения лжи часто используются специалистами в спецслужбах.
6. Знания о репрезентативных системах очень удобно использовать при воспитании детей , т.к. правильно выявленная ведущая система поможет выстроить такую стратегию воздействия на ребёнка, следуя которой сам процесс воспитания будет приносить ему только удовольствие, вызывая интерес, а родителю не будет в тягость, т.к. будет происходить легко и непринуждённо. При помощи влияния на репрезентативную систему ребёнка можно улучшить показатели в школе, определить его предрасположенности и отправить в подходящую секцию, научиться объяснять сложные вещи очень простым и доступным для понимания языком, а также избежать недопонимания и, как следствие, напряжённых ситуаций в семье.
7. И, конечно же, нельзя оставить без внимания тему профессиональной сферы деятельности. Зная ведущую репрезентативную систему, к примеру, своего начальника, отношения с которым складываются не очень благополучно, можно изменить ситуацию в выгодную для себя сторону, решить наболевшие проблемы и даже получить повышение или прибавку к зарплате. Для этого нужно научиться максимально правильно излагать свои мысли и доносить так, чтобы они были предельно понятны. Причём, сам начальник может даже не осознавать, что на него оказано прямое воздействие с вашей стороны.
8. Это же касается и бизнеса: воздействуя на репрезентативные системы своих коллег и потенциальных партнёров, можно решать спорные вопросы с выгодой для себя и заключать перспективные контракты , убеждая людей в уникальности своего проекта. На сегодняшний день главы многих успешных компаний и корпораций используют подобные знания из области НЛП в управлении своими компаниями и взаимодействии с партнёрами и сотрудниками.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что репрезентативные системы это неотъемлемая часть личности каждого человека, а знания о них представляют собой мощнейший действенный инструмент по улучшению общения с окружающими людьми и своей собственной жизни. Главное - это применять их на практике и оттачивать своё мастерство.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.