В роли обобщающих слов при однородных членах предложения выступают:
1) родовое понятие (общее), по отношению к которому однородные члены предложения являются видовыми понятиями (частными): На следующих станциях жадно хватали все газеты : центральные, местные, краевые (Кетл.);
2) название целого, по отношению к которому однородные члены обозначают части:
Но я как будто вижу перед собой эту картину: тихие берега, расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей (Кав.).1. Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (словосочетание), то перед ними ставится двоеточие: Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Пауст.); Отец совершил несколько будничных движений : достал бумажник, порылся в нём, извлёк две старые трёшницы, получил билеты (Наг.); Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик (Кор.); Спорили здесь о чём угодно: о марках тракторов, сортах водки, втором фронте, немецких трофейных автоматах (Мус.).
2. Если после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, например, то есть, то перед ними ставится запятая , а после них — двоеточие : Сухими болотами называются места, носящие в себе все признаки некогда существовавших болот, как-то: кочки, следы родниковых ям и разные породы болотных трав (Акс.); На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье, а именно: панталоны под фрак, панталоны новые, панталоны серенькие, два бархатных жилета, и два атласных сюртука, и два фрака (Т.); К краснолесью относятся породы деревьев смолистых, например: сосна, ель, пихта (Саян.); Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями (Т.).
3. Если однородным членам предложения не предшествует обобщающее слово (словосочетание), то перед ними двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки (Л. Т.); Тут были: Павел, чухонец, штабс-капитан Ярошевич, фельдфебель Максименко, красная фуражка, дама с белыми зубами, доктор (Ч.). Ср. в деловой и научной речи: На заседании присутствовали:…; Для получения смеси нужно взять:…; Роли исполняют:…; В ролях: …
4. Если однородным членам предложения, выраженным собственными именами лиц, предшествует общее для них приложение, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то двоеточие перед ними не ставится: Писатели-классики Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.
Не ставится двоеточие также перед однородными членами в том случае, когда они представлены географическими названиями, которым предшествует общее для них определяемое слово, после которого при чтении пауза отсутствует: Славятся своими здравницами города-курорты Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск (ср.: …следующие города-курорты: … ).
То же при перечислении названий литературных произведений, которым предшествует родовое наименование, не играющее роли обобщающего слова: Романы Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» образуют своего рода трилогию (ср.: Следующие романы Гончарова: … ).
Ср. различные, хотя внешне схожие случаи: На приёмных экзаменах по русскому языку и литературе абитуриентам были предложены темы: «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина», «Основные образы романа В. Пастернака “Доктор Живаго”», «Место В. В. Маяковского в русской литературе» (после обобщающего слова темы ставится двоеточие); Абитуриенты писали сочинение на тему «М. Горький — писатель-реалист» (после определяемого существительного на тему не ставится никакого знака препинания); Тема доклада — «Современные молодые художники» (тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки); Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение» (запись на доске в виде заголовка, в котором вторая часть поясняет первую; между ними ставится двоеточие).
5. Если однородные члены предложения носят характер приложения или уточнения, то после обобщающего слова вместо двоеточия может ставиться тире : Алый свет нежно заливал окрестности — ветряную мельницу, шиферные крыши машинно-тракторной станции, элеваторы (Кат.); Легенды и сказки любят все — дети и взрослые; Положительные черты характера проявляются всё равно в чём — в сдержанности, в терпеливости, в смелости; Друг мой был человек замечательный — умный, добрый, чуткий, готовый в любую минуту прийти на помощь.
6. Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире : Вся наигранная весёлость, самообладание, сдержанность — всё покинуло Титка в этот момент (Ш.); На крокетной площадке, на лужайке, в беседке — всюду та же неприязненная тишина (Кат.); И старичок, и я — мы оба веселились (Пауст.); Обман, расчёт, холодное ревнивое тиранство и ужас над бедным разорванным сердцем — вот что понял он в этом бесстыдно не таившемся более смехе (Дост.).
7. Если после однородных членов предложения перед обобщающим словом стоит вводное слово (словосочетание) словом, одним словом, короче говоря и т. п., то перед ним ставится тире , а после — запятая : Пшеница, просо, овёс, подсолнух, кукуруза, бахчи, картофель — словом, на что только ни взгляни, всё уже созрело ’(Баб.).
8. Если однородные члены предложения, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие , а после — тире : Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат — не говорят больше всяких слов об интересном госте? (Пришв.); Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой — живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Г.).
Если по условиям контекста после однородных членов предложения требуется постановка запятой , то она ставится, а тире или ставится, или опускается. Ср.: Наряду с иными стихийными бедствиями, как-то : пожар, град, начисто выбивающий хлебные поля, ненастье или, наоборот, великая сушь, — есть в деревне ещё одно бедствие (Сол.) — запятая закрывает обособленный оборот с предложным сочетанием наряду с ; Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, как-то: муку, пеньку, мёд и прочее, но покупает только небольшие безделушки (Г.) — запятая как бы «поглощает» тире.
9. Если обобщающее слово в целях усиления его смысловой роли при большом числе однородных членов предложения употреблено дважды — перед перечислением и после него, то сохраняется принятая для конструкций с однородными членами и обобщающим словом пунктуация, т. е. двоеточие перед однородными членами и тире после них: Всё : быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; ещё хуже, слово неискреннего, слабого участия — всё болезненно раздражало рану, казалось оскорблением (Л. Т.); Мне было охота почитать про всё : и про травы, и про моря, и про солнце и звёзды, и про великих людей, и про революцию — про всё то, что люди хорошо знают, а я ещё не знаю (Пауст.).
Вместо двоеточия перед однородными членами в этих случаях возможно тире (т. е. однородные члены с двух сторон выделяются тире; ср. выше, п. 5): Все эти люди — матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы (Купр.).
10. Если находящаяся в середине предложения группа однородных членов, стоящих после обобщающего слова, имеет характер уточнения или может быть приравнена к обособленным приложениям, то она с обеих сторон выделяется тире [см. выше, п. 9]: Всё это — звуки и запах, тучи и люди — было странно красиво и грустно (М. Г.); В четырёх городах Италии — Риме, Неаполе, Турине и Милане — приняла старт финальная часть футбольного чемпионата Европы (Газ.); Все присутствующие — делегаты и гости — внимательно слушали докладчика.
11. Если стоящие после обобщающего слова однородные члены предложения сильно распространены и особенно если внутри них имеются запятые, то они разделяются точкой с запятой [ср. § 9, п. 3] : Земля, оказывается, бесконечно в е л и к а: и моря, и снеговые горы в облаках, и безбрежные пески; и неожиданные города с церквами, похожими на надетые друг на друга колокола; с деревьями, как высокие папоротники; и люди, чёрные, как вымазанные сажей, голые, страшные, как черти, и плосколицые, с крошечными глазками, в балахонах, в шлыках, с длинными косами; и женщины, закутанные в белые холсты с головы до ног; а рядом с лошадьми — длинноухие полулошадки-полутелята, и слоны с будками на спинах (Гл.).
В научных текстах часто встречаются перечисления (перечни). Используя перечисление, обращайте внимание на грамматическое и пунктуационное оформление.
8.1. Грамматическое оформление перечислений
Правило |
Пример верного грамматического оформления |
Пример неверного грамматического оформления |
Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению |
Скорость работы диска характеризуется двумя показателями: временем доступа к данным на диске; скоростью чтения и записи данных на диск. |
Скорость работы диска характеризуется двумя показателями (Т.п.): время (И.п.) доступа к данным на диске; скорость (И.п.) чтения и записи данных на диск. |
Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах |
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности; с позиций гражданских и государственных; с позиций экономических. |
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с: позиций морали и нравственности; позиций гражданских и государственных; позиций экономических. |
8.2. Пунктуационное оформление перечислений
Из чего состоит перечисление |
Как оформляется перечисление |
Схема |
Отдельные слова (или небольшие фразы без знаков препинания) |
Элементы перечисления пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой |
Текст: 1) первое слово, 2) второе слово, 3) третье слово. |
Развернутые словосочетания со своими знаками препинания |
Элементы перечисления пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; после цифр и литер, которыми обозначаются элементы перечисления, ставится круглая скобка |
первое развернутое словосочетание; второе развернутое словосочетание; третье развернутое словосочетание. |
Законченные фразы |
Элементы перечисления пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой; после цифр или литер, которыми обозначены элементы перечисления, ставится точка |
Первая фраза. Вторая фраза. Третья фраза. |
9. Правила библиографического описания
9.1. Библиографический список должен включать все использованные источники, которые следует располагать в конце работы в алфавитном порядке. Образец оформления списка использованных источников в приложении № 5. Для облегчения ссылок в тексте список необходимо нумеровать.
9.2. Названия книг пишут с красной строки соблюдая следующие правила:
Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».
Название произведения пишется без сокращений и без кавычек; двоеточие. Подзаголовок (также без кавычек), точка, тире.
Выходные данные:
место издания – с прописной буквы, Москва и Санкт-Петербург (Ленинград) сокращенно (М., СПб., Л.), а другие города полностью; точка, двоеточие;
том, часть – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, после цифры тома или части – точка, тире;
выпуск – с прописной буквы, сокращенно (Вып.); точка, тире;
порядковый номер издания – с прописной буквы сокращенно; точка, тире;
год издания, точка.
9.3. Примеры оформления библиографического (алфавитного) списка литературы
Однотомные издания |
|
1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М.: Высшая школа, 1993. - 144 с. 2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 356 с. 3. Горбановский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклин В.М. Не говори шершавым языком. - М.: Наука, 1999. - 215 с. |
|
1. Речевое общение: Искусство убеждать / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с. 2. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. проф. В.И. Максимова.- М.:Гардарики, 2000.- 411 с. |
|
Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995 г.г.) / Отв. ред. Е.А. Земская – М.: Наука, 1996. - 203 с. |
|
4. Переводные издания |
Белнап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с. |
5. Сборники научных трудов, статей |
1. Лексические и грамматические инновации: Сб. научн. тр. Латв. гос. ун-ва. - Рига, 1982. - 166 с. 2. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей. - М., 1993.- 120 с. |
6. Диссертация |
Брынская О.П. Основные черты американской риторики новейшего времени: Дис. канд. филос. наук. - М., 1979. - 210 с. |
Волошинова Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Автореф. дис. канд. педагог. наук. - СПб., 1999. - 16 с. |
|
8. Словари, справочники |
Максимов В.И., Одеков Р.В. Учебный словарь-справочник русских грамматических терминов (с английскими эквивалентами). - СПб. Златоуст, 1998. - 304 с. |
Многотомные издания |
|
1. Издание в целом |
1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1976-1984. 2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1982. |
2. Отдельный том |
1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1978. - Т. II. - 215 с. 2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1980. - Т. I. - 793 с. |
Составная часть издания (глава, раздел, статья и т.д.) |
|
1. Из собрания сочинений |
Лейбниц Г.В. О мудрости // Соч. В 4 т. - М., 1984. - Т.3. - С. 97-100 |
2. Из книги |
Скворцов Л.И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях // Культура парламентской речи. - М., 1994. - С. 103-113. |
3. Из трудов, ученых записок и т.д. |
Акуленко В.В. Две заметки об интернациональной лексике и терминологии // Уч. зап. Харьк. ун-та. - 1962. - Т. 116. - С. 205-213. |
4. Из материалов семинаров, симпозиумов, конференций и т.д. |
Саморуков Б.Е. Введение в творчество // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Тез. докл. научно-метод. конф. 31.01. – 01.02.1995. СПб., 1995. - С. 102-103. |
5. Из журнала |
Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №3. С. 63-90. |
6. Из газеты |
Знаки препинания между частями бессоюзного предложения
Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.
Сравните три примера:
и
Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;
Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .
Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.
Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.
Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .
1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:
Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).
2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван
(Достоевский).
3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:
На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).
Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.
Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :
1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;
2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;
3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.
Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:
1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);
2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);
3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);
4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).
Упражнение
Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.
Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.
Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.
Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).
Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).
Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.
Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).
Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.
Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).
Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.
Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).
И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).
Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).
Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).
В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).
Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).
Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).
Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).
Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).
Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).
Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).
«Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).
Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).
Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).
Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).
Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).
Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).
Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)
Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).
По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).
Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).
Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).
Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).
Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).
Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).
Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).
Двоеточие
§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то*, а именно ), например:
- Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.
Гоголь
- Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.
Л. Толстой
- Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.
С. Аксаков
2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:
- Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
- Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
Пушкин
- Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
Л. Толстой
- Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
Лермонтов
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
- Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
Некрасов
- Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.
Белинский
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
- И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
А. Н. Толстой
- Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...
Лермонтов
- Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...
Лермонтов
- Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Пушкин
- Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
Н. Островский
Но (без оттенка предупреждения):
- Слышу, земля задрожала.
Некрасов
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
- Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
Пушкин
- По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»
Пушкин
- А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»
Чехов
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
- Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
- Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
- Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
- Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
* Комментарий редакции портала
Дефисное написание составного союза как-т о (в значении "а именно") следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.
Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические - работают нормально ».
Раздельное написание составного союза как то позволяет отличить его на письме от местоименного наречия ка к-то .
Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.
Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:
1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:
- Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
- Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
- В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
- На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.
2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:
- Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.
3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:
- И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).
4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:
а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:
- Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
- Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
- Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.
б) Причина того, что произошло в первой части. Например:
- Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
- Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.
5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:
- И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
- Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
- Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
- Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
- Я понимала: ты не пара моей дочери.
Но (без оттенка предупреждения):
- Вижу, ты не так прост, как кажешься.
6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:
- Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
- Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
- А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).
Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:
- Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
- Я не знала, чем мне заняться вечером.
- Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?