В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни.
Инстинктивное поведение - это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.
Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П. Павлов, существует у всех животных. Например, кольчатые черви обычно реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то оно вызывает у них поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Доказана также возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и др.
Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. Движение паука к жертве обусловлено вибрацией паутины.
Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения . Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики .
Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. .
У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения - нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система ). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.
В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы . Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного.
При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители.
Цепное поведение характерно для червей, насекомых и паукообразных, у которых оно достигает высшей ступени развития. Поиск пищи у них происходит, как считает известный русский зоопсихолог В. А. Вагнер, «при посредстве какого-либо одного органа чувств без содействия других органов: осязания, реже обоняния и зрения, но всегда только одного из них». Следует подчеркнуть, что эта линия развития поведения к дальнейшим прогрессивным и качественным изменениям не ведет.
Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременны м воздействием все большего количества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных . Например, поведение рыб направляется одновременным воздействием обонятельных, осязательных, зрительных и других раздражителей. При этом информация о воздействующих раздражителях объединяется, что возможно лишь при более развитой нервной системе, чем узловая. Если в узловой нервной системе беспозвоночных отдельные нервные узлы - ганглии связаны лишь тонкими перемычками, то у хордовых и позвоночных нервная система представляет сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца - простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Трубчатая нервная система
Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга - условных рефлексов .
Нервная деятельность коры головного мозга впервые была изучена И. П. Павловым. К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде всего следует отнести принцип замыкания условных (временных) нервных связей.
Он заключается в следующем. Если при достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс) , в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам но себе не вызывает определенного безусловного рефлекса, т. е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. В результате при многократном повторении такой связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например, нища). Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражитель , а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом . Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи.
Далее, в своих исследованиях Павлов открыл принцип торможения этих связей. При этом Павлов выделял два типа торможения: внешнее и внутреннее. Если во время действия условного раздражителя начнет действовать какой-либо новый, посторонний раздражитель, то условный рефлекс не проявится, - он затормозится.
В этом случае мы сталкиваемся с явлением внешнего торможения. Примером внутреннею торможения является угасание условного рефлекса. Если условный раздражитель (например, звук или свет) несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раз дражителем (например, нищей), то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс - наступает его временное торможение.
Следующим принципом, установленным в исследованиях Павлова, был принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий. Он выражается в том, что всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное («разлитое») возбуждение, которое затем при определенных условиях начинает концентрироваться в определенных участках коры. Если, например, условный рефлекс вырабатывается в ответ на какой-либо раздражитель, то первоначально его будут вызывать и многие другие сходные раздражители (например, другие звуки). Но если безусловным раздражителем (пищей) будет подкрепляться только один строго определенный звуковой раздражитель, то рефлексы в ответ на другие звуки затормозятся, - произойдет дифференцировка условного рефлекса.
Наличие описанных выше механизмов, а также возможность предметного восприятия окружающего мира позволяют формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия .
Основной особенностью этой стадии является закрепление сформированных движений, т. е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка . При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления . Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом - к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т. е. - представление о ней. Приведенный пример позволяет также говорить о том, что у животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается не только двигательная, но и образная память.
Конечно, у животных развита не только память. Например, если в качестве воздействия использовать звук, - при этом один звук связан с таким биологически важным воздействием, как пища, а другой ничем не подкреплен, - то животное будет реагировать на первый звук и игнорировать второй. Следовательно, животное дифференцирует звуки. Наоборот, если с одним биологически значимым воздействием связать оба звука, то животное будет одинаково реагировать на любой из этих звуков. Следовательно, животное в состоянии сделать определенное обобщение, касающееся биологически важных воздействий. Таким образом, на данной стадии развития у животных возникает способность различения и обобщения воздействии. Однако эти способности не могут быть интерпретированы как признаки мышления, поскольку способность различать и обобщать связана в основном с биологической ролью воздействия.
Следующая, наивысшая стадия развития поведения животных называется стадией интеллектуального поведения, или интеллекта . Но сразу следует оговориться: интеллект животного и интеллект человека - не одно и то же.
Благодаря экспериментам, проведенным сотрудниками Павлова и его последователями, сегодня мы имеем четкое представления об уровне развития животных на этой стадии к об особенностях развития их интеллекта. В этих экспериментах банан или апельсин подвешивается в недоступном для обезьяны (шимпанзе) месте. Для того чтобы достать пищу, ей необходимо воспользоваться какими-то приспособлениями, например ящиками или палкой. В этих экспериментах были выявлены отличительные особенности животных, находящихся на стадии интеллектуального поведения .
Во-первых , если на более низкой ступени развития операции формировались постепенно, методом многочисленных проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха - множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение поставленной задачи.
Во-вторых , если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко, т. е. обезьяна решает поставленную задачу сразу.
В-третьих , обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые. Например, если после того как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой палки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет.
В-четвертых , животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операции, из которых первая подготавливает осуществление второй. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Длинная палка лежит на недоступном для обезьяны расстоянии, ее можно достать с помощью короткой палки, которая находится совсем рядом. Поскольку с помощью короткой палки обезьяна не может достать банан, но может достать длинную, то она сначала должна достать с помощью короткой палки длинную и только потом с помощью длинной палки достать банан.
Таким образом , при переходе к третьей ступени развития животных наблюдается усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составляет характерную черту интеллектуального поведения . Об интеллекте можно говорить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного не любые «пробные» действия, а попытку применения выработанных ранее операций или навыков.
Необходимо также отметить, что поскольку обезьяна уже в состоянии связать два таких предмета, как палка и плод, то соответственно для уровня интеллектуального поведения характерно наличие некоторой способности обобщать отношения и связи вещей. Анатомо-физиологичсской основой возникновения и развития интеллекта у животных является достаточно высокий уровень развития коры головного мозга, и в первую очередь - лобных долей. Экспериментально доказано, что именно так называемые префронтальные поля определяют возможность выполнения двухфазных задач. Если их удалить, то животное "теряет свои способности к выполнению сложных задач.
Таким образом , мы рассмотрели основные стадии развития поведения у различных животных. Эти стадии описаны А. Н. Леонтьевым. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и раз -работал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри. В данной концепции выделяются две стадии. Первая - стадия элементарной сенсорной психики - имеет два уровня: низший и высший. Вторая - стадия перцептивной психики - имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1 Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)*
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
1. Стадия элементарной сенсорной психики | ||
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость | А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологи чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленанравленная двигательная активность | А. Простейшие, Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде |
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов | Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы | Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногне моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
II. Стадия перцептивной психики | ||
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и Др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение | А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые |
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» | Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению | Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) |
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно- следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) | В. Выделение специализированных органов манипулирования" лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умении и навыков | В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины) |
Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае - это уровень отдельных ощущений, в другом - предметное восприятие.
Во-вторых, наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных . Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.
Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания человека .
Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира .
Одно изглавных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда . С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться . Труд - это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.
Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми . Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми .
Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных . Эти отличия заключались в том, что, во-первых , объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда .
Во-вторых , важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества . Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации - речь - обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения - регуляции с помощью слова . Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.
Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи . В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму . Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.
В-третьих , для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества . Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали .
Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации . Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека . Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.
Функции психики . Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека ? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека . И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.
Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды (рис 3.1). С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики :
отражение окружающей действительности ,
сохранение целостности организма,
Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич
2. Развитие психики животных
2. Развитие психики животных
Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость .
Появление психической формы отражения как свойства особой материи связано с возникновением простейшей нервной системы. Такая нервная система впервые появляется у кишечнополостных животных (гидра, медуза, актиния). Эта нервная система представляет собой отдельные нервные клетки с отростками, переплетающимися между собой, и называется сетевидной или диффузной. При такой нервной системе наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители. Здесь еще нет какого-либо управляющего центра.
Управляющий центр появляется на следующем этапе развития нервной системы – ганглиозной (узловой или цепочечной) нервной системы. У червей нервные узлы (ганглии) расположены в каждом сегменте тела. Все узлы соединены между собой, и организм действует как единое целое. При этом головной узел устроен значительно сложнее, чем все остальные, и реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.
Нервная система, характерная для насекомых , представляет собой дальнейшее развитие и усложнение ганглиозной нервной системы. Здесь уже отчетливо выделяются брюшной, грудной и головной участки. Заметно усложняется головной узел, регулирующий движение конечностей, крыльев и других органов. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.
У позвоночных животных появляется новый тип нервной системы – центральная, для которой характерно выделение спинного и головного мозга. Развитие центральной нервной системы выражается в постепенной кортикализации, т. е. увеличении объема и роли коры головного мозга.
Развитие центральной нервной системы уразличных животных происходит неодинаково и неравномерно. Оно обусловлено образом жизни вида, особенностями среды обитания.
Для птиц решающее значение имеет зрение, и зрительная область коры получила у них наибольшее развитие. У обезьян и человека ведущую роль играют зрительные ощущения. Зрительная область коры у них развита значительно лучше, чем, например, обонятельная. С появлением центральной нервной системы появляется и новая форма психического отражения – перцептивная стадия развития психики. На этой стадии для животных доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Благодаря этому создается предметное отражение.
Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор МихайловичТРАНС ЖИВОТНЫХ С древних времен была обнаружена способность животных „впадать“ в транс, но, начиная с прошлого века, опыты по введению животных в транс стали выполнять европейские ученые. Наибольшую известность снискали опыты Швентера, Кирхера, А.Я.Данилевского,
Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т ВЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей
Из книги Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений автора Коломинский Яков ЛьвовичЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе По мере познания знаков языка человеком они приобретают следующие характеристики:1) предметную привязку – знаки замещают собой обозначаемый предмет, вбирают в себя его
Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия МихайловнаЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир ВасильевичГлава 3. Эволюционное развитие психики Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения. С. Я. МаршакРефлекторный характер
Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей ЛеонидовичГлава 4. Возрастное развитие психики человека Все мы родом из детства. Антуан де Сент-ЭкзюпериНаука о психологии детстваНет, пожалуй, в мире ничего более удивительного, чем развитие психики подрастающего человека. Стремительно проносятся годы детства, но за этот
Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).Критерием появления зачатков психики у живых
Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна ПетровнаУм животных Животный мир, как и мир растений и насекомых, выживает за счёт единства с окружающей Природой. Животный ум един с окружающим миром, поэтому всегда принимает вид, который обеспечит ему наилучшие условия для выживания.Например, тигр «решает», что для выживания
Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторовРазвитие психики и поведения Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание. Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм
Из книги автораГлава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ Поведение низших организмов Способность реагировать на исходящие из среды раздражения - раздражимость- является основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая
Из книги автораРазвитие нервной системы у животных Функции проведения раздражения и интеграции поведения в ходе эволюции откладываются у организмов в самой их структуре.Нервная система появляется впервые у кишечнополостных. В своем развитии она проходит несколько этапов, или
Из книги автораГлава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ §6. Общее понятие о возникновении и развитии психики В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической,
Из книги автора Из книги автораРазвитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной
Из книги автораРазвитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых
Из книги автораРазвитие психики Вторая топика вводит генетический аспект. Причины психических нарушений связаны не только с психотравмирующей ситуацией, но обусловлены всей личностной историей. Ранний период детства – формирование психического аппарата и становления «Я» и
В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни.
Инстинктивное поведение - это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.
Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И.П. Павлов, существует у всех животных. Например, кольчатые черви обычно реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то оно вызывает у них поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Доказана также возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и др.
Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. Что вызывает это поведение паука? В специальных опытах было установлено, что подобное поведение паука обусловлено вибрацией паутины, передающей вибрацию крыльев насекомого. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. То, что именно вибрация паутины обусловливает поведение паука, доказывает следующий опыт: вибрирующий
камертон, поднесенный к паутине, вызывает движение паука, в то же время вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставляет паука обратиться в бегство. Значит, действительно, движение паука к жертве обусловлено вибрацией паутины.
Невольно возникает несколько вопросов. Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи - насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.
Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды. Если, например, проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комочек мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох. Округлые формы теперь приобрели для нее смысл пищи.
Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.
Теперь необходимо ответить на вопрос, почему возможно данное поведение у животных? Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. Например, если у низших животных клетки, чувствительные к свету, рассеяны по всей поверхности тела и эти животные обладают лишь общей светочувствительностью, то уже у червей (рис 3.2) эти клетки
Рис. 3.2.
Дифференциация органов чувств у животных на стадии
элементарного поведения. Объяснения в тексте
стягиваются к головному концу тела (А) и приобретают форму пластинок (В), что позволяет им более точно ориентироваться по отношению к свету. На более высокой ступени развития стоят моллюски. Ввиду выгибания пластинок светочувствительные органы приобретают сферическую форму (С), благодаря чему моллюски в состоянии воспринимать движение окружающих объектов.
У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения - нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.
В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного (рис. 3.3). При этом
Рис. 3.3.
Узловая нервная система животных
наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители. Описывая данный тип поведения, А.Н. Леонтьев приводит в качестве примера поведение некоторых насекомых, откладывающих яйца в коконы других видов. Вначале насекомое направляется к кокону под влиянием обоняния. Затем при приближении к кокону насекомое действует зрительно. Наконец, само откладывание совершается уже в зависимости от того, подвижна ли личинка в коконе или нет, что обнаруживается при прямом контакте с коконом, т.е. на основе осязания (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Пример цепного поведения животных |
Цепное поведение характерно для червей, насекомых и паукообразных, у которых оно достигает высшей ступени развития. Поиск пищи у них происходит, как считает известный русский зоопсихолог В.А. Вагнер, "при посредстве какого-либо одного органа чувств без содействия других органов: осязания, реже обоняния и зрения, но всегда только одного из них". Следует подчеркнуть, что эта линия развития поведения к дальнейшим прогрессивным и качественным изменениям не ведет.
Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременным воздействием все большего количества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных. Например, поведение рыб направляется одновременным воздействием обонятельных, осязательных, зрительных и других раздражителей. При этом информация о воздействующих раздражителях объединяется, что возможно лишь при более развитой нервной системе, чем узловая. Если в узловой нервной системе беспозвоночных отдельные нервные узлы - ганглии связаны лишь тонкими перемычками, то у хордовых и позвоночных нервная система представляет сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца - простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы (рис. 3.5).
Рис. 3.5.
Трубчатая нервная система
Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга - условных рефлексов.
Нервная деятельность коры головного мозга впервые была изучена И.П. Павловым. К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде
всего следует отнести принцип замыкания условных (временных) нервных связей (рис. 3.6). Он заключается в следующем. Если при достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс) (Б), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя (В), который сам по себе не вызывает определенного безусловного рефлекса (А), т.е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. В результате при многократном повторении такой связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например, пища). Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражитель, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом (Г). Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи.
Далее, в своих исследованиях Павлов открыл принцип торможения этих связей. При этом Павлов выделял два типа торможения: внешнее и внутреннее. Если во время действия условного раздражителя начнет действовать какой-либо новый, посторонний раздражитель, то условный рефлекс не проявится, - он затормозится. В этом случае мы сталкиваемся с явлением внешнего торможения Примером внутреннего торможения является угасание условного рефлекса. Если условный раздражитель (например, звук или свет) несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем (например, пищей), то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс - наступает его временное торможение.
Следующим принципом, установленным в исследованиях Павлова, был принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий. Он выражается в том, что всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное ("разлитое") возбуждение, которое затем при определенных условиях начинает концентрироваться в определенных участках коры. Если, например, условный рефлекс вырабатывается в ответ на какой-либо раздражитель, то первоначально его будут вызывать и многие другие сходные раздражители (например, другие звуки). Но если безусловным раздражителем (пищей) будет подкрепляться только
|
один строго определенный звуковой раздражитель, то рефлексы в ответ на другие звуки затормозятся, - произойдет дифференцировка условного рефлекса
Павлов также открыл закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения. Этот закон заключается в следующем. Если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение, и наоборот, если условный раздражитель вызывает в определенном участке коры торможение, то в других участках, согласно закону индукции, возникает возбуждение.
Наличие описанных выше механизмов, а также возможность предметного восприятия окружающего мира позволяют формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия.
Основной особенностью этой стадии является закрепление сформированных движений, т.е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом - к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т.е. - представление о ней. Приведенный пример позволяет также говорить о том, что у животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается не только двигательная, но и образная память.
Конечно, у животных развита не только память. Например, если в качестве воздействия использовать звук, - при этом один звук связан с таким биологически важным воздействием, как пища, а другой ничем не подкреплен, - то животное
|
будет реагировать на первый звук и игнорировать второй. Следовательно, животное дифференцирует звуки. Наоборот, если с одним биологически значимым воздействием связать оба звука, то животное будет одинаково реагировать на любой из этих звуков. Следовательно, животное в состоянии сделать определенное обобщение, касающееся биологически важных воздействий. Таким образом, на данной стадии развития у животных возникает способность различения и обобщения воздействий. Однако эти способности не могут быть интерпретированы как признаки мышления, поскольку способность различать и обобщать связана в основном с биологической ролью воздействия.
Следующая, наивысшая стадия развития поведения животных называется стадией интеллектуального поведения, или интеллекта. Но сразу следует оговориться: интеллект животного и интеллект человека - не одно и то же.
Благодаря экспериментам, проведенным сотрудниками Павлова и его последователями, сегодня мы имеем четкое представления об уровне развития животных на этой стадии и об особенностях развития их интеллекта. В этих экспериментах банан или апельсин подвешивается в недоступном для обезьяны (шимпанзе)
месте. Для того чтобы достать пищу, ей необходимо воспользоваться какими-то приспособлениями, например ящиками или палкой. В этих экспериментах были выявлены отличительные особенности животных, находящихся на стадии интеллектуального поведения.
Во-первых, если на более низкой ступени развития операции формировались постепенно, методом многочисленных проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха - множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение поставленной задачи.
Во-вторых, если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко, т.е. обезьяна решает поставленную задачу сразу.
В-третьих, обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые. Например, если после того как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой палки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет.
В-четвертых, животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операций, из которых первая подготавливает осуществление второй. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Длинная палка лежит на недоступном для обезьяны расстоянии, ее можно достать с помощью короткой палки, которая находится совсем рядом. Поскольку с помощью короткой палки обезьяна не может достать банан, но может достать длинную, то она сначала должна достать с помощью короткой палки длинную и только потом с помощью длинной палки достать банан.
Таким образом, при переходе к третьей ступени развития животных наблюдается усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Об интеллекте можно говорить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного не любые "пробные" действия, а попытку применения выработанных ранее операций или навыков.
Необходимо также отметить, что поскольку обезьяна уже в состоянии связать два таких предмета, как палка и плод, то соответственно для уровня интеллектуального поведения характерно наличие некоторой способности обобщать отношения и связи вещей. Анатомо-физиологической основой возникновения и развития интеллекта у животных является достаточно высокий уровень развития коры головного мозга, и в-первую очередь - лобных долей. Экспериментально доказано, что именно так называемые префронтальные поля определяют возможность выполнения двухфазных задач. Если их удалить, то животное теряет свои способности к выполнению сложных задач.
Таким образом, мы рассмотрели основные стадии развития поведения у различных животных. Эти стадии описаны А.Н. Леонтьевым. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри. В данной концепции
выделяются две стадии. Первая - стадия элементарной сенсорной психики - имеет два уровня: низший и высший. Вторая - стадия перцептивной психики - имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия (см. табл. 3.1).
Следует отметить, что помимо данного подхода к изучению развития психики животных существуют и другие. Например, Пьер Тейяр де Шарден, один из первых исследователей, обнаруживших останки синантропа, подходит к рассмотрению данной проблемы с идеалистической точки зрения. Говоря о существовании в мире идеального начала, которое развивается совместно с материальным, он пишет: "Обе энергии - физическая и психическая, находящиеся соответственно на
Таблица 3.1
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А.Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри) 1
I. Стадия элементарной сенсорной психики | ||
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость | А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность | А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде |
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов | Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы | Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
Окончание табл. 3. 1
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
II. Стадия перцептивной психики | ||
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение | А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые |
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира" | Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению | Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) |
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) | В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков | В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины) |
внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга". В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики.
В заключение можно сказать следующее.
Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем
мире, который побуждает животного к действию. В одном случае - это уровень отдельных ощущений, в другом - предметное восприятие.
Во-вторых, наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.
1 Из: Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос, 1998.
Контрольные вопросы
- Изложите суть понятия "психика".
- Какие вы знаете основные этапы развития психики?
- Что такое "раздражимость", "чувствительность", "ощущение"?
- Расскажите о поведении как форме приспособления к условиям внешней среды.
- Объясните суть понятия "сознание".
- Что такое "Я-концепция" и какова ее роль в регуляции поведения человека?
- Какие вы знаете основные функции психики?
- Что вы знаете о происхождении сознания?
- Что такое инстинктивное поведение?
- Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.
- Назовите основные характеристики узловой, сетевидной и хордовой нервных систем.
- Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.
- Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.
- Что вы знаете о концепции Леонтьева-Фабри?
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Бода-лева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.
- Бассин Ф.В. Проблема "бессознательного". (О неосознаваемых формах высш. нервной деятельности). - М.: Медицина, 1968.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. Тексты: Хрестоматия под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1982.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1989.
- Джемс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб.: Андреев и сыновья, 1992.
- Дельгадо X. Мозг и сознание /Пер. с англ, под ред. Г. Д. Смирнова. - М.: Мир, 1971.
- Кравков С.В. Самонаблюдение. - М., 1922.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977.
- Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1975.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.
- Психология / Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова., проф. Б М. Теплова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / Отв. ред. В. С. Русинов. - М.: Наука, 1987.
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.
Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Активность и интенциональность - основные характеристики сознания. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания "Я-концепция". Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. Концепция А.Н. Леонтьева.
Культурно-историческая концепция развития психики человека. Противоборство "биологического" и "идеального" подходов к решению проблемы происхождения сознания человека. Понятие о высших психических функциях в концепции.Л.С. Выготского. Составные части концепции Л.С. Выготского человек и природа, человек и его собственная психика, генетические аспекты. Интериоризация.
Развитие психики человека. Возрастная классификация А.Н. Леонтьева и Б.Г. Ананьева. Общие характеристики стадий развития психики человека новорожденный, ранний младенческий возраст, поздний младенческий возраст, преддошкольный возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и начало юности, акмеологический период, период геронтогенеза.
Физиологические основы психики человека. Строение нервной системы человека. Строение головного мозга. Понятие анализатора. Строение коры головного мозга. Соотношение психических явлений и работы мозга. Теория условно-рефлекторного научения И.П. Павлова. Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову. Учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений. Модель функциональной системы по П.К. Анохину. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением в теории А.Р. Лурии. Проблема взаимнооднозначной зависимости психических явлений и определенных структур мозга аргументы за и против локализационизма. Проблема соотношения физиологических и психических процессов.
Проблема развития психики имеет три аспекта изучения: возникновение и развитие психики в животном мире; возникновение и развитие человеческого сознания; развитие психики в онтогенезе человека, т.е. начиная от рождения и до конца жизни.
Развитие психики в животном мире тесно связывают с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. В литературе изложены различные варианты решения вопроса о характеристических признаках психического и об иерархии свойств, последовательность возникновения которых отражает усложнение уровня психической организации.
Так, с точки зрения К.К. Платонова, последовательность скачков, соответствующих процессу возникновения психической реальности и последующего ее развития, следующее: от физического к физиологическому (раздражимость); от физиологической раздражимости к переживаемости (субъективности), т.е. к психическому; от эмоций к ощущениям (от переживаемости к чувствительности); от сложного комплекса ощущений к оперированию понятиями – простейшему мышлению; от мышления к воле.
Такая последовательность развития повторяется и в онтогенезе. Причем как в фило-, так и в онтогенезе каждый этап развития психики претерпевал и продолжает претерпевать собственные изменения, идущие по двум линиям. По одной линии каждый этап, вступая в противоречие со средой, завершается скачком, обеспечивающим появление следующего этапа. По другой линии развития он дифференцируется и усложняет собственную форму, которая вступает в новые структурные взаимоотношения с другими формами психического отражения.
Специфика живого существа (которое можно охарактеризовать, естественно, и физическими параметрами, такими, как масса, размеры тела, ареал обитания, продолжительность существования в средах с различными физико-химическими свойствами и др.) обнаруживается прежде всего в следующих признаках:
- самовоспроизводимость – способность к активному извлечению из окружающей среды веществ, составляющих сам организм, и к отражению веществ, препятствующих его жизнедеятельности;
- репродуцируемость – способность к размножению, порождению новых особей, аналогичных родительским;
- гомеостатность – способность поддерживать неизменными параметры физиологических функций в определенных диапазонах изменения условий существования;
- адаптивность – способность к активной регуляции своего состава и функций в направлении приспособления к изменяющимся условиям существования;
- регенеративиостъ – способность к восстановлению организмом утраченных или поврежденных органов и тканей;
- иммунабеяльность – невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы,
- рефлекторность – способность к реагированию посредством стереотипных целостных актов – рефлексов – в ответ на определенные классы внешних воздействий-стимулов;
- цикличность развития во времени, т.е. прохождение в границах от рождения до смерти множества циклов (суточных, сезонных), в пределах которых происходит закономерная смена осуществляемых функций;
- чувствительность— способность живого организма преобразовывать физические и биологические воздействия в феномены психической реальности;
- восприимчивость – способность отображать внешние воздействия и конструировать себя за счет этого в качестве субъекта психического отражения;
- научаемость – способность живого существа модифицировать собственное поведение в направлении расширения спектра доступных реакций, расширяющих его адаптивные возможности за счет накопления опыта жизнедеятельности;
- обучаемость— направленность живого существа на воспроизведение в собственном поведении индивидуальных вариантов активности, вырабатываемых другими индивидами.
Основные этапы развития психики в животном мир е: I (низший) — элементарная чувствительность. II — предметное восприятие. III (высший) — отражение межпредметных связей.
1 этап – это стадия элементарной, сенсорной психики . Для животных, обладающих такой психикой, окружающий мир представлен в виде таких отдельных свойств, элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей. Здесь ведущими являются инстинкты. Инстинкт – это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животное удовлетворяет свои потребности
2 этап – перцептивная психика . Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементов, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. На этой стадии у животных появляются навыки. Навык – способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений.
3 этап – интеллектуальное поведение – простейшие формы мыслительной деятельности, основанные на установлении связей между предметами.
Основные понятия по теме
Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность.
Психика - это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.
Психика человека – это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира».
Подходы к наличию психики у живых существ:
1 Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку.
2 Панпсихиз м (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность.
3 Биопсихизм - психика – свойство живой материи и растений тоже.
4 Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему.
5 Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.
6 Наличие чувствительности – критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на биологически не значимые раздражители.
Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):
1 стадия - стадия элементарной чувствительности ;
2 стадия - стадия предметного восприятия ;
3 стадия - стадия интеллекта.
Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функция образует сознание человека.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и др.);
- психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
- психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.
Психическая деятельность зависит от особенностей человече-ского организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
- сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
- моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
- ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных - это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание - это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.
Сознание есть высшая, бессознательно интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формиро-вания человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Характеристики сознания человека:
- совокупность знаний об окружающем нас мире;
- закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта;
Обеспечение целеполагающей деятельности человека;
Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.
Структурные компоненты самосознания (Л.Д. Столяренко):
Осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;
Осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
Познавательные когнитивные представления о себе;
Эмоциональное, чувственное представление о себе.
Структура самосознания - единство трех компонентов (И.И. Чеснокова) : самопознания, эмоционально - ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности.
Компоненты структуры самосознания (Е.Т. Соколова):
– когнитивный компонент (образ физического Я);
- аффективный компонент (эмоционально-ценностное отношение, самооценка);
- поведенческий компонент ,
которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.
Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное.
Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают:
- неосознаваемые автоматизмы – это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия);
- явление неосознаваемой установки – это готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом;
- неосознаваемое сопровождение сознательных действий – это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др.
Неосознаваемые побудители сознательных действий - основными способами прорыва бессознательного являются сон и сновидения, оговорки и описки, т.е. ошибочные действия, невротические симптомы.
Надсознательные процессы – это не поддающиеся индивидуальному сознательноволевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт).