Саморегуляция жизненных функций организмов
Понятие о саморегуляции. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своей структуры, химического состава и интенсивность физиологических процессов. К примеру хлоропласты способны к самостоятельному передвижению в клетках под влиянием света͵ поскольку они очень чувствительны к нему. В солнечный яркий день при большой интенсивности света хлоропласты располагаются вдоль клеточной оболочки, как бы стараясь избежать действия сильного света. В пасмурные облачные дни хлоропласты располагаются по всей поверхности цитоплазмы клетки, чтобы поглощать больше солнечных лучей (рис.). Переход хлоропластов из одного положения в другое под влиянием света совершается благодаря клеточной регуляции.
Саморегуляция осуществляется по принципу обратной связи, подобно тому как, к примеру, осуществляется поддержание постоянной температуры в термостате. В этом приборе существует следующая причинная зависимость терморегуляции:
Выключатель – нагрев – температура.
Путем включения и выключения можно от руки регулировать температуру. В термостате это осуществляется автоматически, через измеряющий температуру регулятор, включающий или выключающий нагрев в соответствии с показаниями. Температура влияет на выключатель через регулятор и в системе устанавливается обратная связь:
Выключатель – нагрев – температура –
регулятор
Сигналом для включения той или иной регуляционной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы, проникновение во внутреннюю среду организма чужеродного вещества и т.д.
Регуляция процессов метаболизма. Образование и концентрация любого продукта обмена веществ в клетке определяется следующей причинной зависимостью:
ДНК – фермент – продукт.
ДНК запускает определенным образом синтез ферментов. Ферменты в свою очередь катализируют образование и превращение продукта. Образующийся продукт может оказывать влияние на цепь реакций через нуклеиновые кислоты (генная регуляция) или через ферменты (ферментная регуляция):
ДНК – фермент – продукт
ДНК – фермент – продукт .
Ранее мы уже рассматривали регуляцию процессов транскрипции и трансляции (см. § 33), которая является примером саморегуляции.
Или другой пример. В результате энергопотребляющих реакций (синтез различные различных синтезы веществ, поглощение веществ из окружающей среды, рост, деление клеток и т.п.) концентрация АТФ в клетках уменьшается, а АДФ соответственно возрастает (АТФ – АДФ + Ф). Накопление АДФ активирует работу дыхательных ферментов и дыхательные процессы в целом, и таким образом, усиление генерации энергии в клетке (рис.).
Регуляция функций у растений. Функции растительного организма (рост, развитие, обмен веществ и др.) регулируются с помощью биологически активных веществ - фитогормонов (см. § 8). В незначительных количествах они могут ускорять или замедлять различные жизненные функции растений (деление клеток, прорастание семян и др.). Фитогормоны образуются определенными клетками и транспортируются к месту их действия по проводящим тканям или непосредственно от одной клетки к другой.
Растения способны воспринимать изменения в окружающей среде и определенным образом реагировать на них. Такие реакции получили название тропизмов и настий.
Тропизмы (от греч. тропос - поворот, изменение направления) - это ростовые движения органов растений в ответ на раздражитель, имеющий определенную направленность. Эти движения могут осуществляться как в сторону раздражителя, так и в противоположную. Οʜᴎ являются результатом неравномерного деления клеток на разных сторонах этих органов в ответ на действие фитогормонов роста.
Настии (от греч. настое - уплотненный) - это движения органов растений в ответ на действие раздражителя, не имеющего определенного направления (к примеру, изменение освещенности, температуры). Примером настий может служить раскрывание и закрывание венчика цветка в зависимости от освещенности, складывание листьев при изменении температуры. Настии бывают обусловлены растяжением органов вследствие неравномерного их роста или изменением давления в определенных группах клеток в результате изменений концентрации клеточного сока.
Регуляция жизненных функций организма животных . Жизненные функции организма животных в целом, отдельных его органов и систем, согласованность их деятельности, поддержание определенного физиологического состояния и гомеостаза регулируютнервная и эндокринная системы. Эти системы функционально взаимосвязаны между собой и влияют на деятельность друг друга.
Нервная система регулирует жизненные функции организма с помощью нервных импульсов, имеющих электрическую природу. Нервные импульсы передаются от рецепторов к определенным центрам нервной системы, где осуществляется их анализ и синтез, а также формируются соответствующие реакции. От этих центров нервные импульсы направляются к рабочим органам, изменяя определенным образом их деятельность.
Нервная система способна быстро воспринимать изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организма, и быстро на них реагировать. Вспомним, что реакцию организма на раздражители внешней и внутренней среды, осуществляющуюся при участии нервной системы, называют рефлексом (от лат. рефлексус - повернутый назад, отраженный). Следовательно, нервной системе свойствен рефлекторный принцип деятельности. В основе сложной аналитико-синтетической деятельности нервных центров лежат процессы возникновения нервного возбуждения и его торможения. Именно на этих процессах основывается высшая нервная деятельность человека и некоторых животных, обеспечивающая совершенное приспособление к изменениям в окружающей среде.
Ведущая роль в гуморальной регуляции жизненных функций организма принадлежит системе желез внутренней секреции. Эти железы развиты у большинства групп животных. Οʜᴎ не связаны пространственно, их работа согласовывается или благодаря нервной регуляции, или же гормоны, вырабатываемые одними из них, влияют на работу других. В свою очередь, гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, влияют на деятельность нервной системы.
Особое место в регуляции функций организма животных принадлежит нейрогормонам - биологически активным веществам, вырабатываемым особыми клетками нервной ткани. Такие клетки выявлены у всех животных, имеющих нервную систему. Нейрогормоны поступают в кровь, межклеточную или спинномозговую жидкость и транспортируются ими к тем органам, работу которых они регулируют.
У позвоночных животных и человека существует тесная связь между гипоталамусом (отдел промежуточного мозга) и гипофизом (железа внутренней секреции, связанная с промежуточным мозгом). Вместе они составляют гипоталамо-гипофизарную систему. Эта связь состоит по сути в том, что синтезированные клетками гипоталамуса нейрогормоны поступают по кровеносным сосудам в переднюю долю гипофиза. Там нейрогормоны стимулируют или тормозят выработку определенных гормонов, влияющих на деятельность других желез внутренней секреции. Основное биологическое значение гипоталамо-гипофизарной системы - осуществление совершенной регуляции вегетативных функций организма и процессов размножения. Благодаря этой системе работа желез внутренней секреции может быстро изменяться под влиянием раздражителей внешней среды, которые воспринимаются органами чувств и обрабатываются в нервных центрах.
Гуморальная регуляция может осуществляться и с помощью других биологически активных веществ. К примеру, изменение концентрации углекислого газа в крови влияет на деятельность дыхательного центра головного мозга наземных позвоночных животных, а ионов кальция и калия - на работу сердца.
Регуляционные системы непрерывно контролируют состояние организма, автоматически поддерживая его параметры на почти постоянном уровне, даже в условиях неблагоприятных внешних воздействий. В случае если под воздействием какого-либо фактора состояние клетки или органа изменяется, то это удивительное свойство помогает им вернуться вновь в нормальное состояние. В качестве примера механизма работы таких регуляторных систем рассмотрим реакцию организма человека на физические нагрузки.
Реакция на физическую нагрузку. При интенсивной физической нагрузке нервная система посылает сигналы в мозговое вещество надпочечников - эндокринных желез, лежащих над почками . Эти железы выделяют в кровь гормон адреналин.
Под действием адреналина из селезенки в сосуды поступает неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ количество депонированной в ней крови, в результате чего объем периферической крови увеличивается. Адреналин вызывает также расширение капилляров кожи, мышц и сердца, увеличивая их кровоснабжение. При физической нагрузке сердце должно работать более интенсивно, перекачивая больше крови; мышцы должны приводить в движение конечности; кожа должна выделять больше пота͵ чтобы отвести излишек тепла, образующегося в результате интенсивной работы мышц. Адреналин вызывает также сужение кровеносных сосудов брюшной полости и почек, уменьшая их кровенаполнение. Такое перераспределение крови позволяет поддерживать кровяное давление на нормальном уровне (при расширенном русле крови для этого оказывается недостаточно).
Адреналин повышает также частоту дыхания и сокращений сердца. В результате поступление в кровь кислорода и выведение из нее углекислого газа происходит быстрее, кровь движется по сосудам также быстрее, доставляя больше кислорода интенсивно работающим мышцам и ускоряя удаление конечных продуктов обмена.
При физической нагрузке мышцы выделяют больше углекислого газа, чем обычно, и это само по себе обладает регуляторным воздействием. Углекислый газ повышает кислотность крови, что влечет за собой усиление снабжения мышц кислородом и расширение кровеносных сосудов мышц, а также стимулирует нервную систему к увеличению выделения адреналина, что в свою очередь повышает частоту дыхания и пульса (рис.).
На первый взгляд все эти приспособления к физической нагрузке должны изменять состояние организма, однако в действительности они обеспечивают сохранение того же состава внеклеточной жидкости, омывающей все клетки организма, и в особенности мозг, каким он был бы без нагрузки. В случае если бы не было этих приспособлений, физическая нагрузка приводила бы к повышению температуры внеклеточной жидкости, к уменьшению концентрации в ней кислорода и к повышению ее кислотности. При крайне тяжелой физической нагрузке все это и происходит; в мышцах накапливается кислота͵ вызывая судороги. Сами судороги также несут регуляторную функцию, пресекая возможность дальнейшей физической работы и давая возможность организму вернуться в нормальное состояние.
s1. Какие регуляторные системы существуют в живом организме? 2. Как осуществляется регуляция жизненных функций в организме? 3. Что такое гомеостаз и какие механизмы его поддержания вам известны? 4. Что общего и отличного между нервной и гуморальной регуляцией? 5. Какая связь существует между нервной системой и системой желез внутренней секреции? 6. Какие изменения происходят в кровеносной системе организма человека при физических нагрузках? Каким образом осуществляется регуляция этих изменений? 7. Вспомните из курса биологии 9 класса, какие возможны нарушения функционирования организма человека в результате нарушения взаимосвязей между нервной системой и системой желез внутренней секреции?
§ 35. Иммунная регуляция
Важную роль в обеспечении жизнедеятельности организма играет иммунная система. Как вы уже знаете, иммунитет (от лат. иммунитас – невосприимчивость) – способность организма защищать собственную целостность, его невосприимчивость к возбудителям некоторых заболеваний. В создании иммунитета принимают участие специфические и неспецифические механизмы.
Кнеспецифическим механизмам иммунитета относятся барьерная функция кожного эпителия и слизистых оболочек внутренних органов; бактерицидное действие некоторых ферментов (к примеру, некоторые ферменты слюны, слезной жидкости, гемолимфы членистоногих) и кислот (выделяемых с секретом потовых и сальных желез, желез слизистой оболочки желудка). Эту функцию выполняют также клетки разных тканей, способные обезвреживать чужеродные для данного организма частицы и микроорганизмы.
Специфические механизмы иммунитета обеспечиваются иммунной системой, которая узнает и обезвреживает антигены (от греч. анти - против и генезис - происхождение) - химические вещества, вырабатываемые клетками или входящие в состав их структур, либо микроорганизмы, воспринимаемые организмом как чужеродные и вызывающие иммунный ответ с его стороны.
Основным свойством живых систем является способность к саморегуляции, к созданию оптимальных условий для взаимодействия всех элементов организма и обеспечения его целостности.
Окружающий мир и обстановка, в которой находится человек, меняется буквально каждую минуту. Чтобы сохранить здоровье и поддерживать нормальное функционирование, организм должен к ним быстро приспосабливаться. Саморегуляция организма по научному называется гомеостазом. Если какой-то орган или участок начинает работать неправильно, в мозг поступает сигнал о нарушении работы. Обработав полученную информацию, мозг посылает ответный приказ о нормализации работы, таким образом осуществляется так называемая «обратная связь», то есть происходит саморегуляция организма. Она возможна благодаря вегетативной (автономной) нервной системе.
Схема саморегуляции гомеостаза при повышении температуры тела. Первичная афферентация:
Условные обозначения: 1 — Спинной мозг (сегмент)
2 — Кожа
3 — Кровенносные сосуды
4 — Потовые железы
5 — Внутренний орган (интерорецепторы)
6 — Афферентные пути информации (чувствительные)
7 — Эфферентные пути информации (двигательные)
Именно эта система поддерживает саморегуляцию и отвечает за правильную работу кровеносных сосудов сердца, дыхательных органов, системы пищеварения и мочеотделения, также вегетативная система нормализует деятельность желез системы эндокринной, кроме того, она отвечает за питание центральной нервной системы и мышц скелета. За правильное функционирование автономной нервной системы отвечает участок мозга гипоталамус, именно там расположены так называемые «центры управления», которые тоже подчиняются вышестоящей инстанции – коре больших полушарий мозга. Вегетативная нервная система делится на 2 части: симпатическую и парасимпатическую.
Первая активно работает в экстремальных ситуациях, когда требуется очень быстрый отклик. При стрессах, опасных ситуациях, сильном раздражении симпатическая система резко активизирует свои функции и запускает механизмы саморегуляции. Процесс её деятельности можно увидеть невооруженным глазом: учащается сердцебиение, зрачки становятся шире, пульс увеличивается, в это же время быстро тормозится деятельность пищеварительных органов, весь организм приходит в состояние «боевой готовности».
Парасимпатическая нервная система наоборот, работает в условиях полного спокойствия, отдыха, активизирует работу пищеварительного тракта, расширяет сосуды.
В оптимальных условиях, обе системы работают в человеке хорошо, находятся в гармонии. Если баланс работы систем нарушается, человек чувствует неприятные последствия: тошнота, головная боль, спазмы, головокружение.
В коре головного мозга протекают психические процессы, они могут сильно повлиять на деятельность органов, а нарушения в работе органов могут отразиться на психических процессах. Яркий пример: изменение настроения после хорошего приема пищи. Еще один пример – зависимость общего состояния организма от скорости обмена веществ. Если она достаточно высокая – психические реакции протекают моментально, а если низкая – человек чувствует усталость, вялость и не может сосредоточиться на работе.
Гипоталамус контролирует вегетативную систему, именно в этот участок приходят все тревожные сигналы об изменении деятельности систем организма или его отдельных органов, именно гипоталамус посылает сигналы изменении работы для приведения организма в привычное состояние, включает механизмы саморегуляции. Например, при большой физической нагрузке, когда человеку «не хватает воздуха», гипоталамус заставляет сердечную мышцу сокращаться чаще, таким образом, организм получает необходимый кислород быстрее и в полном объеме.
Основные принципы саморегуляции
1. Принцип неравновесности или градиента – это свойство живых систем поддерживать динамическое неравновесное состояние, асимметрию относительно окружающей среды. Например, температура тела теплокровных животных может быть выше или ниже температуры окружающей среды.
2. Принцип замкнутости контура регулирования. Каждый организм не просто отвечает на раздражение, а еще и оценивает соответствие ответной реакции действующему раздражителю. Чем сильнее раздражитель, тем больше ответная реакция. Принцип осуществляется за счет положительной и отрицательной обратной связи в нервной и гуморальной регуляции, т.е. контур регуляции замкнут в кольцо. Например, нейрон обратной афферентации в двигательных рефлекторных дугах.
3. Принцип прогнозирования. Биологические системы способны прогнозировать результат ответной реакции на основе прошлого опыта. Например, избегание уже знакомых болевых раздражителей.
4. Принцип целостности. Для нормального функционирования организма необходима его целостность.
Учение об относительном постоянстве внутренней среды организма было создано в 1878 году Клодом Бернаром. В 1929 году Кеннон показал, что способностью поддержанию гомеостаза организма является следствием работы его систем регулирования и предложил термин – гомеостаз.
Гомеостаз – постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости). Это устойчивость физиологических функций организма. Это основное свойство, отличающее живые организмы от неживого. Чем выше организация живого существа, тем более оно независимо от внешней среды. Внешняя среда – это комплекс факторов, определяющий экологический и социальный микроклимат, действующий на человека.
Гомеокинез – комплекс физиологических процессов, обеспечивающий поддержание гомеостаза. Он осуществляется всеми тканями, органами и системами организма, включая функциональные системы. Параметры гомеостаза являются динамическими и в нормальных пределах изменяются под влиянием факторов внешней среды. Пример: колебание содержания глюкозы в крови.
Живые системы не просто уравновешивают внешние воздействия, а активно противодействуют им. Нарушение гомеостаза приводит к гибели организма.
Биология Саморегуляция жизненных функций организмов
Понятие о саморегуляции. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своей структуры, химического состава и интенсивность физиологических процессов. К примеру хлоропласты способны к самостоятельному передвижению в клетках под влиянием света͵ поскольку они очень чувствительны к нему. В солнечный яркий день при большой интенсивности света хлоропласты располагаются вдоль клеточной оболочки, как бы стараясь избежать действия сильного света. В пасмурные облачные дни хлоропласты располагаются по всей поверхности цитоплазмы клетки, чтобы поглощать больше солнечных лучей (рис.). Переход хлоропластов из одного положения в другое под влиянием света совершается благодаря клеточной регуляции.
Саморегуляция осуществляется по принципу обратной связи, подобно тому как, к примеру, осуществляется поддержание постоянной температуры в термостате. В этом приборе существует следующая причинная зависимость терморегуляции:
Выключатель – нагрев – температура.
Путем включения и выключения можно от руки регулировать температуру. В термостате это осуществляется автоматически, через измеряющий температуру регулятор, включающий или выключающий нагрев в соответствии с показаниями. Температура влияет на выключатель через регулятор и в системе устанавливается обратная связь:
Выключатель – нагрев – температура –
регулятор
Сигналом для включения той или иной регуляционной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы, проникновение во внутреннюю среду организма чужеродного вещества и т.д.
Регуляция процессов метаболизма. Образование и концентрация любого продукта обмена веществ в клетке определяется следующей причинной зависимостью:
ДНК – фермент – продукт.
ДНК запускает определенным образом синтез ферментов. Ферменты в свою очередь катализируют образование и превращение продукта. Образующийся продукт может оказывать влияние на цепь реакций через нуклеиновые кислоты (генная регуляция) или через ферменты (ферментная регуляция):
ДНК – фермент – продукт
ДНК – фермент – продукт .
Ранее мы уже рассматривали регуляцию процессов транскрипции и трансляции (см. § 33), которая является примером саморегуляции.
Или другой пример. В результате энергопотребляющих реакций (синтез различные различных синтезы веществ, поглощение веществ из окружающей среды, рост, деление клеток и т.п.) концентрация АТФ в клетках уменьшается, а АДФ соответственно возрастает (АТФ – АДФ + Ф). Накопление АДФ активирует работу дыхательных ферментов и дыхательные процессы в целом, и таким образом, усиление генерации энергии в клетке (рис.).
Регуляция функций у растений. Функции растительного орга-низма (рост, развитие, обмен веществ и др.) регули-руются с помощью биологически активных веществ - фитогормонов (см. § 8).В незначительных количествах они могут ускорять или замедлять различные жиз-ненные функции растений (деление клеток, про-растание семян и др.). Фитогормоны образуются определенными клетками и транспортируются к месту их действия по проводящим тканям или непо-средственно от одной клетки к другой.
Растения способны воспринимать изменения в окру-жающей среде и определенным образом реагировать на них. Такие реакции получили название тропизмов и настий.
Тропизмы (от греч. тропос — поворот, из-менение направления) - это ростовые движения ор-ганов растений в ответ на раздражитель, имеющий определенную направленность. Эти движения могут осуществляться как в сторону раздражителя, так и в противоположную. Οʜᴎ являются резуль-татом неравномерного деления клеток на разных сторонах этих органов в ответ на действие фитогормонов роста.
Настии (от греч. настое — уплотненный) — это движения органов растений в ответ на действие раздражителя, не имеющего определенного на-правления (к примеру, изменение освещенности, тем-пературы). Примером настий может служить раскры-вание и закрывание венчика цветка в зависимости от освещенности, складывание листьев при изменении температуры. Настии бывают обуслов-лены растяжением органов вследствие неравномер-ного их роста или изменением давления в определенных группах клеток в результате изменений концен-трации клеточного сока.
Регуляция жизненных функций орга-низма животных . Жизненные функции организма животных в целом, отдельных его органов и систем, согласованность их деятельности, поддержание определенного физиоло-гического состояния и гомеостаза регулируютнервная и эндокринная системы. Эти системы функционально взаимосвяза-ны между собой и влияют на деятельность друг друга.
Нервная система регулирует жизненные функ-ции организма с помощью нервных импульсов, имеющих электрическую природу. Нервные импу-льсы передаются от рецепторов к определенным центрам нервной системы, где осуществляется их анализ и синтез, а также формируются соответству-ющие реакции. От этих центров нервные импульсы направляются к рабочим органам, изменяя опреде-ленным образом их деятельность.
Нервная система способна быстро воспринимать изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организма, и быстро на них реагировать. Вспо-мним, что реакцию организма на раздражители вне-шней и внутренней среды, осуществляющуюся при участии нервной системы, называют рефлексом (от лат. рефлексус - повернутый назад, отраженный). Следовательно, нервной системе свойствен рефлекто-рный принцип деятельности. В основе сложной аналитико-синтетической деятельности нервных центров лежат процессы возникновения нервного во-збуждения и его торможения. Именно на этих процес-сах основывается высшая нервная деятельность человека и некоторых животных, обеспечивающая совершенное приспособление к изменениям в окружа-ющей среде.
Ведущая роль в гуморальной регуляции жизненных функций организма принадлежит системе желез внутренней секреции. Эти железы развиты у боль-шинства групп животных. Οʜᴎ не связаны пространст-венно, их работа согласовывается или благодаря нервной регуляции, или же гормоны, вырабатываемые одними из них, влияют на работу других. В свою очередь, гормо-ны, выделяемые железами внутренней секреции, влия-ют на деятельность нервной системы.
Особое место в регуляции функций организма жи-вотных принадлежит нейрогормонам -биологичес-ки активным веществам, вырабатываемым особыми клетками нервной ткани. Такие клетки выявлены у всех животных, имеющих нервную систему. Нейрогормоны поступают в кровь, межклеточную или спинномозговую жидкость и транспортируются ими к тем органам, работу которых они регулируют.
У позвоночных животных и человека существует тесная связь между гипоталамусом (отдел промежу-точного мозга) и гипофизом (железа внутренней секреции, связанная с промежуточным мозгом). Вместе они составляют гипоталамо-гипофизарную систему. Эта связь состоит по сути в том, что синтезированные клетками гипоталамуса нейрогормоны поступают по кровеносным сосудам в перед-нюю долю гипофиза. Там нейрогормоны стимулируют или тормозят выработку определенных гормонов, влияющих на деятельность других желез внутрен-ней секреции. Основное биологическое значение гипоталамо-гипофизарной системы - осуществление совершенной регуляции вегетативных функций ор-ганизма и процессов размножения. Благодаря этой системе работа желез внутренней секреции может быстро изменяться под влиянием раздражителей внешней среды, которые воспринимаются органами чувств и обрабатываются в нервных центрах.
Гуморальная регуляция может осуществляться и с помощью других биологически активных веществ.
Саморегуляция в биологии
К примеру, изменение концентрации углекислого газа в крови влияет на деятельность дыхательного центра головного мозга наземных позвоночных жи-вотных, а ионов кальция и калия - на работу сердца.
Регуляционные системы непрерывно контролируют состояние организма, автоматически поддерживая его параметры на почти постоянном уровне, даже в условиях неблагоприятных внешних воздействий. В случае если под воздействием какого-либо фактора состояние клетки или органа изменяется, то это удивительное свойство помогает им вернуться вновь в нормальное состояние. В качестве примера механизма работы таких регуляторных систем рассмотрим реакцию организма человека на физические нагрузки.
Реакция на физическую нагрузку. При интенсивной физической нагрузке нервная система посылает сигналы в мозговое вещество надпочечников - эндо-кринных желез, лежащих над почками . Эти железы выделяют в кровь гормон адреналин.
Под действием адреналина из селезенки в сосуды поступает неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ количество депонированной в ней крови, в результате чего объем перифериче-ской крови увеличивается. Адреналин вызывает также расширение капилляров кожи, мышц и сердца, увеличивая их кровоснабжение. При физической нагруз-ке сердце должно работать более интенсивно, перекачивая больше крови; мы-шцы должны приводить в движение конечности; кожа должна выделять боль-ше пота͵ чтобы отвести излишек тепла, образующегося в результате интенсивной работы мышц. Адреналин вызывает также сужение кровеносных сосудов брюшной полости и почек, уменьшая их кровенаполнение. Такое перераспределение крови позволяет поддерживать кровяное давление на нор-мальном уровне (при расширенном русле крови для этого оказывается недостаточно).
Адреналин повышает также частоту дыхания и сокращений сердца. В ре-зультате поступление в кровь кислорода и выведение из нее углекислого газа происходит быстрее, кровь движется по сосудам также быстрее, доставляя больше кислорода интенсивно работающим мышцам и ускоряя удаление ко-нечных продуктов обмена.
При физической нагрузке мышцы выделяют больше углекислого газа, чем обычно, и это само по себе обладает регуляторным воздействием. Углекислый газ повышает кислотность крови, что влечет за собой усиление снабжения мышц кислородом и расширение кровеносных сосудов мышц, а также стимулирует нервную систему к увеличению выделения адреналина, что в свою очередь повышает частоту дыхания и пульса (рис.).
На первый взгляд все эти приспособления к физической нагрузке должны изменять состояние организма, однако в действительности они обеспечивают сохранение того же состава внеклеточной жидкости, омывающей все клетки организма, и в особенности мозг, каким он был бы без нагрузки. В случае если бы не было этих приспособлений, физическая нагрузка приводила бы к повышению температуры внеклеточной жидкости, к уменьшению концентрации в ней кис-лорода и к повышению ее кислотности. При крайне тяжелой физической на-грузке все это и происходит; в мышцах накапливается кислота͵ вызывая судо-роги. Сами судороги также несут регуляторную функцию, пресекая возмож-ность дальнейшей физической работы и давая возможность организму вернуться в нормальное состояние.
s1. Какие регуляторные системы существуют в живом организме? 2. Как осуществляется регуляция жизненных функций в организме? 3. Что такое гомеостаз и какие механизмы его поддержания вам известны? 4. Что общего и отли-чного между нервной и гуморальной регуляцией? 5. Какая связь существует между нервной системой и системой желез внутренней секреции? 6. Какие изменения происходят в кровеносной системе организма человека при физических нагрузках? Каким образом осуществляется регуляция этих изменений? 7. Вспомните из курса биологии 9 класса, какие возможны нарушения функционирования организма человека в результате нарушения взаимосвязей между нервной системой и системой желез внутренней секреции?
§ 35. Иммунная регуляция
Важную роль в обеспечении жизнедеятельности организма играет иммунная система. Как вы уже зна-ете, иммунитет (от лат. иммунитас – невосприимчивость) – способность организма защищать собственную целостность, его невосприимчивость к возбудителям некоторых заболеваний. В создании иммунитета принимают участие специфические и неспецифические механизмы.
Кнеспецифическим механизмам иммуните-та относятся барьерная функция кожного эпителия и слизистых оболочек внутренних органов; бактери-цидное действие некоторых ферментов (к примеру, некоторые ферменты слюны, слезной жидкости, гемолимфы членистоногих) и кислот (выделяемых с секретом потовых и сальных желез, желез слизистой оболочки желудка). Эту функцию выполняют также клетки разных тканей, способные обезвреживать чужеродные для данного организма частицы и мик-роорганизмы.
Специфические механизмы иммунитета обеспечиваются иммунной системой, которая узнает и обезвреживает антигены (от греч. анти - против и генезис — происхождение) - химические вещества, вырабатываемые клетками или входящие в состав их структур, либо микроорганизмы, воспринимае-мые организмом как чужеродные и вызывающие иммунный ответ с его стороны.
:1- усиление двигательной активности при сильном эмоциональном состоянии. Взволнованный человек не находит себе места, беспрестанно двигается, "изливает душу" в разговоре с посторонним человеком; |
Какие есть примеры саморегуляции физиологических процессов в организме?
Он возникает не от неправильного дыхания, а от неправильного мышления, зажимании эмоций внутри организма и развития соответствующего напряжения, которое уже усиливает частоту дыхания, а следовательно и вымывание углекислоты из организма. Я описал причину, Бутейко — следствие этой причины./). Вот так "эмоциональный мусор" (яд империл) формируясь из соответствующих эмоций и скапливаясь в соответствующих местах организма, вызывает перерождение тканей
из-за понижения метаболических процессов, извращения структуры полевой формы жизни. Ян не превращаясь в Инь по естественному типу реакций, подавляет сам себя и всё равно превращается в Инь, но уже по патологическому типу реакций. Американский учёный Е.Джейкобсон исследовал состояния организма, связанные с полным расслаблением мышц с целью изучения возможности диагностики человеческих эмоций по характеру распределения напряжённых групп мышц. Ему удалось установить, что при эмоциональных реакциях у здоровых и больных людей всегда выявляется напряжение скелетной мускулатуры с различной, строго определённой для каждой эмоции локализацией.
У человека, получившим в течении рабочего дня массу эмоциональных впечатлений неприятного характера и подавивших их, в организме накапливается множество невыведенной энергии, которая вызывает напряжение мышц (так называемое "остаточное напряжение"). Ложась в постель, такой человек не может расслабиться, а невыведенная информационная часть эмоций постоянно "всплывает" в виде той или иной картины, действия, многократно прокручиваясь. В результате человек не может заснуть, ворочается, страдает, не отдыхая во сне. Вот некоторые причины бессонницы, ослабления организма, предрасположения к разнообразным патологическим состояниям, ранней старости, импотенции. Рис. Результат игнорирования первого вида саморегуляции:
слева- нормальный выход энергии во время эмоционального всплеска: включаются голосовые и двигательные рефлексы, выводящие "эмоциональный мусор"; в результате организм чист и здоров; справа-"зажимание" эмоции и застой энергии в полевой форме человека; уплотнение и застой энергии вызывают усиление сердцебиения; учащения ритма дыхания, вымывания углекислоты из организма, понижение активности всех ферментативных систем; в результате человек становится хроническим больным с массой заболеваний, поэтому многим людям далеко недостаточно правильно очищать, питать и тренировать собственный организм, надо ещё правильно мыслить и правильно поддерживать общее эмоциональное состояние, то есть соблюдать культуру мышления — быть по-настоящему человеком разумным. Так депрессивные состояния сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры (а далее может развиться астма), эмоции страха вызывают напряжение мышц речи двигательного аппарата (что может привести к раку гортани) и затылочных мышц. Пример. В 1982 году у меня был аборт. Сделано было не чисто. Я заболела воспалением матки с температурой 40 и страшной трясучкой. Пока я лежала в гинекологии, инфекция дала осложнение на нервную систему. У меня заболел желудок, сердце, появилось чувство страха, бесконечное бегание в туалет. Со стороны гинекологии меня вылечили, а вот нервной болезнью я проболела ещё 5 месяцев. Основные болезненные симптомы прошли, но осталось одно непроходимое в течении до 1990 года ощущение: когда мне надо было в туалет по-маленькому, то это ощущалось не в мочевом пузыре, а в затылочной части головы. Голова начинает болеть в разных местах, а затылок жечь. И это до сих пор. За эти годы с 1982 по 1990 г. состояние моё всё ухудшалось, от того, что было много работы, уставала, приходилось нервничать. В затылке всё нарастала и нарастала тяжесть и жжение. Я тогда плохо понимала, что делается со мной. Ходила к невропатологам, но они мне не помогали, пока в январе 1991 года со мной не случился удар. Я пролежала в постели целый месяц, почти не вставая. Страшно болела голова и затылок…… Мало-помалу состояние моё очень медленно улучшалось, но через три месяца внезапно умерла мама. Здесь невозможно описать, что я тогда прочувствовала, что пережила Я заболела с новой силой и болею до сих пор…….. Врач назначил лечение таблетками, три раза принимать тёплый душ и ходить в бассейн, что я и делаю. Но улучшений почти никаких нет. Я невероятно слаба……. В интимных отношениях с мужем тоже полнейший провал, перестала испытывать половые ощущения.
В настоящее время, почти каждый человек страдает от нервозов, ибо мы эмоционально зажаты, скованы в их проявлениях из-за неправильного воспитания, предрассудков и т.п. Например, когда в Средние Века многие отношения между мужчинами и женщинами стали считаться порочными и преследоваться возникло множество психозов на этой почве. Эмоциональная энергия скапливаясь в организме разрушает полевую форму жизни, что выражается в общем снижении энергетики и пассивности. Поэтому нет ничего удивительного, что человек страдающий неврозом ощущает утомление и общую слабость.
Зажатость эмоций и мыслей внутри организма приводит к тому, что они постоянно проектируются умом в виде определённых картин, состояний, мыслительных процессов. Другими словами, определённой эмоциональной энергии настолько много в организме, что она вытесняет другие, полностью "загружая" собой ум. Не выведенные эмоциональные энергии вызывают повышение мышечного тонуса соответствующих участков теле и в этих местах наблюдается твёрдость, окаменелость. Если человеку удаётся расслабить именно те мышцы, которые при соответствующих мыслительных ассоциациях бывают непроизвольно напряжены, его состояние значительно улучшается (что означает освобождение от застоявшейся энергии). Таким образом, с помощью расслабления, а лучше физической нагрузки особого типа, можно выводить "эмоциональный мусор" и устранять свойственный невротикам негативный фон и добиваться стабильного улучшения здоровья без лекарств (невротикам на заметку). Видите, как всё просто с неврозами — бичом нашего времени, если знать механизм их образования, а на его основе разработать профилактические программы нейтрализующие их.Рекомендации:
лица с выраженной "Желчной" конституцией "заводящиеся с пол-оборота" должны знать этот механизм разрушения организма и контролировать себя, либо сбрасывать эмоции на боксёрский мешок. Положительная сторона этого явления заключается в том, что обездвиженные болезнью люди, могут путём "взвинчивания" собственного эмоционального состояния (например как Ю. Власов), заряжать себя энергетически, что ускоряет их выздоровление. Например, умственно представляя, что вы сильно напрягаетесь выполняя воображаемое физическое упражнение, вы этим энергетически подпитываете мышцы, нервную систему, весь организм.
Что ещё следует знать при этом виде саморегуляции, это то, что вы давая выход энергии наружу понижаете
психическую деятельности, успокаиваетесь и расслабляетесь.Второй вид саморегуляции
осуществляется посредством "изменения притока нервной импульсации". Физиологи установили, что скелетная мускулатура является мощным источником нервной импульсации
, которая поступая в мозг способна в широких пределах изменять уровень бодрствования. При этом мышечное напряжение "энергезируя" центральную нервную систему, способствует улучшению работы органов чувств.
Это строго научная версия "подзарядки" организма за счёт нервных импульсов идущих от периферии. Инь порождает свою противоположность — Ян. Но это только следствие, главная причина энергизации в этом случае есть сознательное включение воли для раскручивания чакр. Исследуем этот глубинный механизм. Если в первом случае саморегуляции выплеск энергии происходит минуя аналитический ум, из уровней первичного сознания, под действием неожиданного импульса и наша задача направить этот поток энергии в безопасное русло. Во втором случае саморегуляции, мы сознательно с помощью ума, волевым усилием запускаем этот глубинный механизм первичного сознания с целью выработки энергии. В результате этого, мы постепенно заполняем свой организм энергией, что в итоге приводит к повышенному психическому тонусу. Другими словами, в первом случае мы стремимся понизить избыток психической активности (чтобы не навредить себе), а во втором случае, мы стремимся повысить психическую активность (чтобы быть в нормальном психическом тонусе).
Не менее мощным источником нервной импульсации является режим дыхания
. Здесь заложен тот же механизм, сознательно мы можем менять ритм и глубину дыхания, делая акцент либо на вдохе, либо на выдохе, либо на задержке.
Сознательное выделение того или иного цикла дыхательного процесса по разному влияет на наш организм. Так физиолог А.И.Ройтбак показал, что импульсы от дыхательного центра распространяясь по специальным нервным путям на кору головного мозга существенно меняют её тонус: вдох — повышает
, а выдох — снижает
его. Это одна из второстепенных причин того, что максимальное усилие человек может сделать в момент задержки дыхания на вдохе. Кроме этого, активный вдох
при самопроизвольном, пассивном выдохе активизирует симпатический отдел вегетативной нервной системы, который: усиливает обменные процессы в организме, повышает содержание красных кровяных телец, сахара и гормонов в крови, останавливает развитие воспалительных процессов и аллергических реакций (кортикоиды надпочечников обладают мощным противовоспалительным действием), подымает артериальное давление, расширяет бронхи. Другими словами, подобный способ дыхания активизирует организм на самоисцеление и оздоровление. Многие психотехники мира — ребёфинг, холотропная терапия,дыхание по Стрельниковой используют подобный способ дыхания. При этом происходит не только тонизирование нервной системы, оздоровление организма за счёт описанных механизмов стимулирования симпатического отдела вегетативной нервной системы, "накачки" организма энергией, но и тем, что за счёт постоянного волевого усилия направленного на поддержание должной интенсивности описанного дыхания, в организме человека начинается выработка естественных опиатов
— эндорфинов. Поступая всё в большем и большем количестве они самостоятельно вызывают и поддерживают состояние эйфории. Эндорфины вызывая стенические эмоции дополнительно активизируют симпатический отдел вегетативной нервной системы, возбуждая защитные силы организма и обеспечивая его энергией. Это же чудо лекарство!
И наоборот, затаивание дыхания (т.е. не видно и не слышно ни вдоха, ни выдоха) как рекомендует Бутейкои многие медитативные техники мира, а также небольшой вдох, длинный и плавный выдох с задержкой дыхания на вдохе (задержка умеренная, а не до отказа, ибо такая задержка, стимулирует активность организма, слишком сильная Инь порождает свою противоположность Ян) позволяет наиболее полно расслабить мышцы, снизить тонус центральной нервной системы, снизить кровяное давление, урежает пульс, вызывает сонливое состояние. Но при этом необходимо знать следующую особенность, чтобы сохранить высокую концентрацию внимания для полного расслабления мышц и затормаживания отвлекающих мыслей и образов, необходимо сохранять и поддерживать высокий тонус нервной системы.
Так и поступают в методиках ребёфинга и холотропной терапиииспользуя дыхание — активный быстрый вдох и пассивный выдох, гоняя воздух через нос, где происходит съём энергии и активизация мозга через обонятельные луковицы.
Хорошо стимулируется деятельность нервной системы посредством "загрузки" органов чувств. Например, яркие вспышки света, громкая музыка, резкий запах, сильное пощипывание кожи, энергичное растирание тела и т.д. резко активизирует уровень бодрствования. И наоборот, отсутствие импульсов идущих от органов чувств вызывает у человека сонливое состояние, появление различных галлюцинаций. Поэтому, некоторые люди для повышения собственного уровня бодрствования любят находиться в обстановке умеренно насыщенной шумами (музыкой), запахами и т.д. Рекомендации: в ситуации требующей срочного повышения или поддержания психического тонуса необходимо произвольно сильно напрягать мышцы, быстро дышать с акцентом на вдохе (как у Стрельниковой), сильно потереть область затылка, плеч и волосистой части головы.
Лицам имеющим выраженную конституцию "Слизи" весьма подойдут рекомендации второго вида саморегуляции. Что касается лиц с выраженной конституцией "Ветра", то для них подойдёт противоположное: плавные движения в спокойной манере, растянутое дыхание на выдохе, нахождение в спокойной обстановке. Если вы возбуждены, то воспользуйтесь приёмами мышечного расслабления в сочетании с успокаивающим типом дыхания и пребывания в тихой обстановке.
С помощью этого вида саморегуляции, вы сознательно можете повышать или понижать собственную психическую активность.Третий вид саморегуляции
осуществляется посредством изменения условий внешней среды. К этому виду относиться обстановка, условия выполняемой работы, взаимопонимание. Если всё это хорошо подобранно, то человек чувствует себя комфортно, если нет — чувствует себя возбуждённым или подавленным. Микроклимат в семье и на работе имеет огромное значение для здоровья человека. Поэтому создавайте его положительным. В заключении этого раздела подчеркнём четыре особенности, на которые необходимо обращать внимание ежедневно. 1.Снижение систематической нагрузки на мышечную систему, неизбежной при интенсивной технизации общества. Систематическая недогрузка мышечного аппарата (нет волевых усилий соответствующего качества) лишает эмоциональные центры положительного заряда, который необходим человеку для преодоления критических жизненных ситуаций. В этих условиях многие отрицательные влияния нашей жизни приобретают сверхсильный характер и действуют невротизирующим образом. Постоянно сниженный жизненный тонус и апатия сочетаются со взрывчатостью, безудержной реакцией на самые незначительные бытовые раздражения отрицательного характера. 2. Изменение диапазона нагрузки в системе органов чувств. Технизация общества поддерживает тенденцию к увеличению информативной нагрузки (особенно логического характера в ущерб образному) на органы чувств в диапазоне сигналов большей и средней силы, и устраняет необходимость в использовании сигналов слабой и очень слабой мощности, которые широко использовались человеком жившим в естественных условиях. Это приводит к постепенному снижению остроты зрения, слуха, обоняния. В результате этого нервная система лишается активирующей части слабых сигналов. В результате этого снижается её тонус, происходят неблагоприятные сдвиги в эмоциональной сфере. А сильные воздействия (громкие звуки, вспышки света, насыщенные запахи) быстро перевозбуждают человека и ведут к общему утомлению. 3. Для нормального функционирования организма и психики, человеку периодически необходимо оставаться в полном одиночестве и тишине. В этом случае создаются внутренние условия покоя и равновесия, которые необходимы для усвоения ранее полученной информации, формирования и закрепления новых программ поведения и деятельности. Эти условия становятся совершенно необходимыми
, когда организму необходимо восстановить нарушенное болезнью внутреннее равновесие. 4. Учитывайте и интимную связь человека с окружающей его природой. Чем более она естественна, тем более здоров и уравновешен человек. Искусственная обстановка, синтетическая мебель, полы и т.п. нарушают и извращают интимные связи человека с Природой. Лишившись своих корней, человек становиться разрушителем не считаясь ни с чем, ни с кем, ради удовлетворения своих прихотей и амбиций. Действие на человека четырёх описанных факторов в промышленно развитых странах привело к тому, что примерно половину больничных коек занимают пациенты, страдающие психическими расстройствами, 40% из которых составляют шизофреники.Саморегулирование личности. Научись владеть механизмами собственного поведения и настроения
Зачем нужно преодолевать критические жизненные ситуации
Три основных вида саморегуляции
- Главная
- Сознание человека и его роль в оздоровлении
- Полевая форма человека и её составляющие
- Причина лежащая в образовании полевой формы жизни человека
- Слагаемые человеческой личности, их особенности и влияние на человеческий организм
- Виды человеческого сознания и их роль в оздоровительном процессе
- Психическая индивидуальность человека
- Психическая активность человека
- Эмоции
- "Загрязнения" и искажения влияющие на психическую активность человека
- Саморегулирование личности
- Как искоренить плохую привычку, а взамен её приобрести полезную
- Как преодолевать критические жизненные ситуации
- Три основных вида саморегуляции
- Взаимосвязи личности
- Методики работы с собственным сознанием
- Трансцендентальная медитация
- Ребёфинг
- Дыхание счастья
- Холотропная терапия
- Общее заключение
- Создание собственной системы оздоровления
- Ошибки и затруднения, возникающие в процессе реализации оздоровительной программы
- Какие факторы необходимо учитывать
- Конкретные рекомендации
- Рекомендации для лиц с выраженными конституциями "Ветра", "Желчи", "Слизи"
- Влияние на здоровье человека трав, минералов, тканей, продуктов питания и других веществ
- Травы
- Био-энерго-информационный резонанс между цветами и людьми
- Био-энерго-информационный обмен между деревьями и людьми
- Био-энерго-информационный обмен между металлами, минералами и людьми
Саморегуляция в системе — это внутреннее регулирование процессов с подчинением их единому стабильному порядку. При этом даже в меняющихся условиях среды живая система сохраняет относительное внутреннее постоянство своего состава и свойств — гомеостаз (от греческих homoios — подобный, одинаковый и stasis — состояние).
Человек как высший представитель животного царства также поддерживает свой внутренний гомеостаз — благодаря работе многочисленных управляющих механизмов. Так, несмотря на смену дня и ночи, зимы и лета, температура нашего тела поддерживается на одном и том же уровне — около 37 градусов (под мышкой 36,6 градуса). Кровяное давление варьирует в ограниченных пределах, так как регулируется благодаря иннервации стенок сосудов. Солевой состав крови и межклеточных жидкостей, содержание сахаров и других осмотически активных веществ (способных вызвать нежелательное перераспределение воды между структурами организма) также поддерживаются на оптимальных уровнях. Даже простое и, казалось бы, самопроизвольное стояние на двух ногах требует ежесекундной согласованной работы вестибулярного аппарата и многих мышц тела.
Основоположник идеи о физиологическом гомеостазе Клод Бернар (вторая половина XIX века) рассматривал стабильность физико-химических условий во внутренней среде как основу свободы и независимости живых организмов в непрерывно меняющейся внешней среде.
Саморегуляция происходит на всех уровнях организации биологических систем — от молекулярно-генетического до биосферного (об уровнях организации см. тему 1). Поэтому проблема гомеостаза в биологии носит междисциплинарный характер. Внутриклеточный гомеостаз изучают цитология и молекулярная биология, организменный — физиология животных и физиология растений, экосистемный — экология. Конкретные проявления этих механизмов мы рассмотрим ниже. Здесь же отметим, что для поддержания гомеостаза во всех системах используются кибернетические принципы саморегулирующихся систем . Кибернетика — наука об управлении — объясняет принцип саморегуляции системы на основе прямых и обратных связей между ее элементами. Вспомним, что система — это совокупность взаимодействующих элементов. Прямая связь между двумя элементами означает передачу информации от первого ко второму в одну сторону, обратная связь — передача ответной информации от второго элемента к первому. Суть в том, что информационный сигнал — прямой или обратный — изменяет состояние системы, принимающей сигнал. И тут принципиально важно, какой по знаку будет ответный сигнал — положительный или отрицательный. Соответственно и обратная связь будет положительной или отрицательной.
В случае обратной положительной связи первый элемент сигнализирует второму о некоторых изменениях своего состояния, а в ответ получает команду на закрепление этого нового состояния и даже его дальнейшее изменение. Цикл за циклом первый элемент с помощью второго (контрольного) элемента накапливает одни и те же изменения, его состояние стабильно изменяется в одну сторону (рис.
Принцип саморегуляции организма
18 а). Эта ситуация характеризуется как самоорганизация, развитие, эволюция, и ни о какой стабильности системы говорить не приходится. Это может быть любой рост (клетки, организма, популяции), изменение видового состава в сообществе организмов, изменение концентрации мутаций в генофонде популяции, ведущее через отбор к эволюции видов. Естественно, что обратные положительные связи не только не поддерживают, но, напротив, разрушают гомеостаз.
Рис. 18
Обратная отрицательная связь стимулирует изменения в регулируемой системе с противоположным знаком относительно тех первичных изменений, которые породили прямую связь. Первоначальные сдвиги параметров системы устраняются, и она приходит в исходное состояние. Цикличное сочетание прямых положительных и обратных отрицательных связей может быть, теоретически, бесконечно долгим, так как система колеблется около некоторого равновесного состояния (рис. 18б). Таким образом,для поддержания гомеостаза системы используется принцип отрицательной обратной связи . Этот принцип широко применяется в автоматике. Так регулируется температура в утюге или холодильнике — с помощью термореле, уровень давления пара в автоклаве — с помощью выпускного клапана, положение судна, самолета, космического корабля в пространстве — с помощью гироскопов.
В живых системах универсальный принцип обратной отрицательной связи работает во всех случаях, когда сохраняется гомеостаз.
В самом широком смысле, саморегуляция (от лат. regulars – приводить в порядок, налаживать) – это целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Понятие «саморегуляция» широко применяется в различных сферах науки для описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи.
Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Психическая саморегуляция осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и др., является основным модусом субъективного бытия человека. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Процесс становления психической регуляции является длительным. Овладение человеком своим поведением – это поворот в процессе эволюции человека.
Личностная регуляция жизнедеятельности возникает в процессе антропогенеза, когда сама жизнедеятельность становится предметом отношения со стороны ее носителей. Возникает новая система отношений субъекта – отношений к собственным непосредственным отношениям с миром. В сознании человека отражается не только объективная действительность, но и сами отношения, связывающие его с ней. Эти отношения могут быть различной степени осознанности, а их репрезентация в сознании образует особый план субъективной реальности. Личность представляет определенную регуляторную систему, которая обеспечивает выделение субъектом себя из окружающего мира, структурирование и презентацию своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. В этом заключается суть саморегуляции человека.
При всем разнообразии проявлений саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования, имеет следующую структуру:
· цель произвольной активности субъекта;
· модель значимых условий деятельности;
· программа собственно исполнительских действий;
· система критериев успешности деятельности;
· информация о реально достигнутых результатах;
· оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
· решение о необходимости и характере коррекции деятельности.
Важно учитывать, что общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания. Принятая субъектом цель не определяет однозначно условий, необходимых при построении программы исполнительских действий. При сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления саморегуляция может реализоваться разными психическими средствами (чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.).
В науке проблема саморегуляции изначально разрабатывалась в рамках теории воли . Способность к регуляции психических процессов и состояний отмечалась ещё в работах Аристотеля. Направленность воли не только на внешнее действие, но и на внимание подчеркивалась в работах А. Бэна, Т. Рибо, В.Джемса. Однако в этих работах регуляция осуществляемого действия и различных психических процессов не ставится как особая проблема. Идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса была ясно сформулирована в работах Ч. Шеррингтона, развившего положение К. Бернара о саморегуляции. Ч. Шеррингтон считал, что саморегуляция, связанная с сознанием человека, не нуждается в наличии особого психического образования, именуемого волей, и осуществляется через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением.
В целом регуляционный подход к проблеме воли оказался тесно связанным с мотивационным подходом в конкретном представлении о воле как преодолении препятствии и способствовал рассмотрению нежелательных состояний как внутренних преград деятельности, связанной с эмоциональным напряжением.
Немецкий психолог Ю.Куль один из первых сделал предположение о том, что особую роль при регуляции приобретают процессы и механизмы, которые поддерживают ту или иную мотивационную тенденцию человека, формируют его намерение действовать, доводят до достижения цели. Среди таких механизмов Ю. Куль выделяет следующие: мотивационный, перцептивный, эмоциональный, поведенческий контроль, контроль внимания, активизации усилий, кодирования и оперативной памяти. Автор отмечает, что эти механизмы реализуются чаще всего на неосознаваемом уровне, однако могут принимать и форму осознанных стратегий.
Согласно Ю. Кулю, намерение состоит из ряда элементов, объединенных в единую сеть. Ключевыми элементами этой сети являются когнитивные репрезентации настоящего, будущего, а также текущего состояния. Если все элементы активированы в одинаковой степени, намерение является полноценным и действие реализуется наиболее эффективно. Если какой-либо из этих элементов отсутствует или недостаточно представлен, то человек уделяет этому элементу повышенное внимание (осознанно, или неосознанно) и дополнительно перерабатывает информацию, связанную с недостающим элементом. Это является наиболее вероятной причиной возникновения неполноценного намерения, которое персеверирует (т.е. возобновляет само себя, «зацикливается»), но не воплощается в действие.
Ю. Куль предполагает, что существуют люди, подверженные формированию полноценных намерений – субъекты, ориентированные на действие, и неполноценных намерений – субъекты, ориентированные на состояние. Для последних характерен такой тип регуляции, как «самоконтроль», который феноменологически проявляется в произвольном внимании, направленном на целевой объект и в усилиях человека повысить уровень собственной активности. В данном случае директивный суперконтроль приводит парадоксальным образом к потере контроля. Для субъектов, ориентированных на действие характерен другой тип регуляции – «саморегуляция», который проявляется в непроизвольном внимании к целевому объекту и отсутствии усилий со стороны человека. «Саморегуляция» в ресурсном отношении является более экономным типом регуляции, чем «самоконтроль».
В отечественной психологии основные принципы регулирования в живых системах были сформулированы в работах П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. В общей форме вопросы саморегуляции затрагивались С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. В настоящее время исследования по проблеме саморегуляции ведутся по трем основным направлениям:
· саморегуляция деятельности;
· саморегуляция поведения;
· caморегуляция психических процессов и состояний.
При этом одно из центральных мест занимает проблема саморегуляции психической активности субъекта деятельности, разработка которой ведется в рамках субъектного подхода к исследованию психики (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий и др.). По мнению представителей данного подхода, саморегуляция – это своего рода вертикаль, субъектное свойство, координатор разномодальных личностных качеств, который обеспечивает преодоление противоречий функционирования личности в деятельности. Регуляция является функциональным средством субъекта, позволяющим ему мобилизовать свои личностные и когнитивные возможности, выступающие как психические ресурсы, для реализации собственной активности, для достижения субъективно принятых целей.
Ядром концепции О.А. Конопкина является представление о целостной системе осознанной саморегуляции активности , позволяющей реализоваться субъектной целостности, а также понимание того, что при содержательном анализе субъектных характеристик внимание уделяется той или иной целенаправленной активности, которая имеет определенный личностный смысл и относительно которого человек выступает как ее инициатор и творец.
Осознанная саморегуляция , по О.А. Конопкину, это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых им целей. Говоря об индивидуальных особенностях саморегуляции, автор выделяет личностные структуры, которые оказывают существенное влияние на то, какие цели ставит перед собой человек, а также модулирует специфическим образом индивидуальный профиль саморегуляции, то есть особенности достижения этих целей. Здесь рассматриваются такие качества субъекта, как самостоятельность, внутренняя детерминанта, регуляция деятельности, способность быть творцом своей жизни, а также общая способность саморегуляции . Данная способность проявляется как во внешней деятельности (успешное овладение новыми видами и формами деятельности и др.), так и во внутреннем плане (осознанность, понимание оснований осуществляемой деятельности). Недостаточное развитие этой способности в определённой мере может компенсироваться формированием необходимых отдельных регуляторных процессов пассивно-репродуктивным способом.
В структуре общей способности саморегуляции выделяется:
· наличие полной функциональной структуры процесса саморегуляции;
· внутренний план взаимодействия с отражаемой действительностью;
· эмоциональное отношение к отражаемому;
· речевое развитие человека и т. д.
Развитие общей способности саморегуляции предполагает осознание человеком своих сильных и слабых сторон и максимальную компенсацию недостаточности одних средств саморегуляции другими – индивидуальный своеобразный рефлексивный подход к самому себе.
Системная организация процесса саморегуляции (системное участие в ней всех психических средств субъекта) представляет больше возможности для проявления сугубо индивидуальных особенностей саморегуляции на основе тех психических средств, которыми располагает человек.
В рамках структурно-функционального подхода к изучению процессов саморегуляции выделены индивидуально-типологические различия в реализации регуляторных функций. В исследованиях Г.С. Прыгина выделены типы саморегуляции деятельности: автономный, смешанный и зависимый. В основе этого выделения – особенности функционирования системы осознанной саморегуляции деятельности и определенный уровень развития личностных качеств, объединенных в понятие «эффективная самостоятельность ».
Автономные субъекты на всех этапах выполнения деятельности обнаруживают такие качества, как: целеустремленность, собранность, развитый самоконтроль, способность адекватно цели оценивать внешние условия выполнения деятельности, проводить активный поиск информации, необходимой для успешного осуществления деятельности, уверенность в своих личных качествах, знаниях и навыках, а также умение в случае необходимости мобилизовать их на достижение поставленной цели – т.е. комплекс эффективной самостоятельности в выполнении деятельности.
У субъектов с зависимым типом саморегуляции комплекс «эффективной самостоятельности» развит слабо. Человек не может сам определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость того или иного фактора, влияющего на успешность деятельности, не умеет сам критически проанализировать полученные результаты и т.д. В результате ему приходится часто обращаться за помощью к более компетентным лицам.
Субъекты со смешанным типом саморегуляции сочетают в себе в некоторой степени качества, присущие указанным типам: целеустремленность, собранность, развитый самоконтроль сочетаются с недостаточной способностью к моделированию условий выполнения деятельности, что может приводить к рассогласованию цели и результата деятельности. В условиях повышенной сложности выполняемой деятельности успешность ее саморегуляции приближается к показателям «зависимых», в ситуации невысокой степени сложности деятельности к показателям «автономных».
Интересен взгляд В.И. Моросановой на процесс саморегуляции. По ее мнению, реализация любого вида деятельности обеспечивается определенным контуром регуляции, характеризующимся специфическими для данного субъекта индивидуальными регуляторными особенностями. В этом смысле они являются регуляторными компонентами конкретной деятельности. Но здесь следует иметь в виду, что любой традиционно выделенный в психологии вид деятельности является «единым», целостным по своей структуре весьма условно. В реальности он представляет собой многообразный набор деятельностных ситуаций, в которых человеку приходится выдвигать и добиваться самых разных целей, осуществлять регуляцию весьма разнообразными формами активности. Например, учебная деятельность, основной «системообразующей» целью которой является усвоение знаний, включает саморегуляцию своей деятельности на уроках и дома, общение со сверстниками и учителями и так далее. Поэтому, применительно к любому виду деятельности трудно говорить о возможности существования у человека единого стиля индивидуальной деятельности.
В.И. Моросанова рассматривает саморегуляцию как основную характеристику субъекта и анализирует стилевые особенности саморегуляции деятельности, акцентируя внимание на личностных аспектах саморегуляции. Автор вводит понятие – индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека. Индивидуально-типические особенности саморегуляции определяются личностными особенностями субъекта, моделируются под влиянием требований конкретной деятельности, и на основании этого формируется такая структура регуляции, которая способствует достижению приемлемой для субъекта успешности.
В.И. Моросанова выделяет два типа саморегуляции:
· гармоничный тип, при котором все основные процессы и звенья регуляции развиты примерно на одном уровне;
· акцентуированный тип, при котором наблюдается различная степень развитости отдельных регуляторных звеньев.
Основаниями для данной классификации являются формальные (структурные характеристики стилей) и содержательные (эффективность саморегуляции и регуляторно-личностные свойства) подклассификаторы.
А.К. Осницкий рассматривает проблему самостоятельности как субъективной активности и выделяет два вида саморегуляции: деятельностную и личностную. Первый вид фиксирует преобладание в регуляции задач предметных преобразований, а второй – задач преобразования отношений к предметам и людям.
Деятельностная саморегуляция проявляется в организации усилий для повышения эффективности действий, успешного достижения цели, оптимизации отдельных компонентов регуляции в системе повышения ее эффективности в целом.
Личностная саморегуляция проявляется в определении своего индивидуального места в культурно-исторической традиции и тех коррекциях, которые предпринимаются при определении собственных позиций. Как в деятельностной саморегуляции, так и в личностной, многое зависит от сформированности активности, смелости и осознанности, закрепленных в регуляции усилий, в действиях.
В качестве источника саморегуляции личности рассматривается противоречие между опережающим и текущим отражением (тем, что запланировано и тем, что не реализовано). По мнению К.В. Милюхина, решающая роль опережающего отражения в саморегуляции личности может быть объяснена как один из факторов порождения рассогласования между идеальной моделью потребного будущего, которую создает мозг человека, и реальностью. Рассогласование выступает как внутренний импульс, как побудительная сила. Поведенческая и иная активность срабатывает в ходе разрешения (снятия) противоречия.
В качестве механизмов саморегуляции рассматриваются:
· рефлексия;
· смысловое связывание;
· моделирование потребного будущего и создание противоречия между желаемым и действительностью.
Рефлексия (как обращенность субъекта на себя и на свою деятельность) является универсальным механизмом процесса саморегуляции. Она останавливает (фиксирует) процесс деятельности, объективирует его, что и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. В процессе саморегуляции рефлексия выполняет две важные функции: конструктивную и контрольную. По мнению А.И. Подольского, рефлексия регулирует поиск решения задачи, стимулирует выдвижение и синтез гипотез, обеспечивает правильность их оценки.
Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур выделяют кроме рефлексии еще один механизм саморегуляции – смысловое связывание . Они указывают, что возможность сознательной регуляции задается иерархической структурой смысловых образований личности, представляющих собой единство аффективных и когнитивных компонентов. Процесс саморегуляции предполагает перестройку смысловых образований, условием которой является их осознанность. Именно осознанные смысловые образования лежат в основе саморегуляции поведения, с их помощью осуществляется произвольное изменение смысловой направленности, контроль за непосредственными побуждениями, оценка и коррекция действий и поступков. Процесс саморегуляции, предполагающий формирование новой смысловой системы, обеспечивается целым рядом механизмов, задающих общие принципы соотнесения между мотивами и смыслами, мотивами и целями внутри структуры мотивационной сферы.
Смысловое связывание является одновременно механизмом саморегуляции как составляющей переживания и механизмом саморегуляции как волевого поведения. Однако, в случае волевого поведения смысловое связывание заключается скорее в усилении уже существующих смыслов, путей их связывания с другими мотивами и ценностями, в то время, как в процессе переживания происходит формирование новой смысловой системы. Установление внутренней связи с ценностной сферой личности и превращение тем самым нейтрального содержания в эмоционально заряженный смысл представляет особую внутреннюю работу, которую можно обозначить как действие смыслового связывания. В динамическом аспекте результатом этой работы является возникновение новых побуждений, которые получают «энергетический заряд» посредством связывания нового содержания с мотивационно-смысловой сферой личности.
Таким образом, смысловая сфера личности как особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.
Важная функция смысловых образований заключается в следующем: любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Последняя не может быть произведена «изнутри» самой текущей деятельности, исходя из наличных актуальных мотивов и потребностей. Нравственные оценки и регуляция необходимо подразумевают иную, внеситуативную опору, особый, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный непосредственным ходом событий. Этой опорой и становятся для человека смысловые образования, особенно, в форме их осознания – личностных ценностей, поскольку они задают не сами по себе конкретные мотивы и цели, а плоскость отношений между ними, самые общие принципы их соотношения. Смысловой уровень регуляции не предписывает готовых рецептов поступкам, но дает общие принципы, которые в разных ситуациях могут быть реализованы разными внешними действиями.
Саморегуляция малоэффективна в случае отсутствия личностного смысла и соответствующей мотивации субъекта. То есть, процесс регуляции состояний при осознанном регулировании несет для субъекта отпечаток личностной значимости. Это позволяет утверждать, что смысловая регуляция жизнедеятельности является основанием процесса саморегуляции личности.
Высший уровень ценностно-смысловой регуляции представлен системой личностных ценностей, являющихся внеситуативными, устойчивыми структурами. Они определяют функционирование регуляторных образований и рассматриваются в качестве осознанных смысловых образований. Этот уровень получил название – содержательный уровень ценностно-смысловой регуляции.
Следующий уровень регуляции – динамический, определяется непосредственно регуляторными компонентными (планированием, моделированием, программированием и т.д.), рефлексией, активностью личности, эмоциональными переживаниями.
Таким образом, саморегуляция представляет собой процесс сознательного произвольного управления человека своим поведением, деятельностью, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением и т.д. Процесс саморегуляции опосредован работой механизмов сознания и, прежде всего, рефлексии и трансформации смысловых образований личности. Эффективная саморегуляция предполагает адекватное осознание и трансформацию смысловых структур личности, определяющие поведение и деятельность.
Пребывание в негативном эмоциональном состоянии разрушительно действует на организм, люди с древности ищут способы контроля психического состояния. Методы саморегуляции эмоциональных состояний активно изучаются, сегодня разработан ряд приемов, позволяющих управлять стрессом. Саморегуляция это система определенных действий, направленных на управление своей психикой. Техники регуляции дают возможность осознанно управлять своим поведением.
Подходы в психологии
В отечественной психологии определение эмоциональной регуляции встречается в следующих контекстах:
- саморегуляция личности;
- регуляция поведения;
- психическая саморегуляция;
- саморегулирование состояний.
Механизм саморегуляции и регуляции эмоциональных состояний рассматривал Ф.Б. Березин. В его работах регуляция организма связана с психической адаптацией. Березин утверждает, что тревоге и стрессу противостоят психологические защиты. Проведенные исследования привели Березина к выводу, что существуют индивидуальные характеристики личности, именно они помогают успешно адаптироваться к стрессу. Это уровень нервно-психической устойчивости, самооценка, эмоциональное реагирование в конфликтах и другие.
Известен подход Р.М. Грановской. Она делит все способы эмоциональной регуляции на три группы:
- Ликвидация проблемы.
- Снижение интенсивности влияния проблемы путем изменения точки зрения.
- Облегчение воздействия негативной ситуации с помощью ряда методов.
Регулировать состояние Р.М. Грановская предлагает с помощью ослабления мотивации. К примеру, снизить эмоциональную напряженность при достижении цели можно, концентрируясь не на конечном результате, а на тактических приемах.
Общие принципы
Ряд психических состояний приводит к дезорганизации, поэтому их нужно регулировать. Существует два способа:
- Использование воздействия на психику извне.
- Самовнушение.
Понятие саморегуляции относится ко второму пункту, то есть человек помогает себе самостоятельно справиться с напряженной ситуацией. Приемы психологической саморегуляции предполагают волевое участие, имеет значение личность человека.
Психическая саморегуляция – управление эмоциональным состоянием путем воздействия на самого себя с помощью слов, образов, мышечного тонуса, изменения дыхания.
Психологическая саморегуляция позволяет устранить , ослабить признаки утомления, повысить психофизиологическую реактивность.
Современное самоуправление состоянием является своеобразным психогигиеническим методом, повышающим ресурсы организма.
Классификация
В психологии существует несколько подходов к классификации самоуправления состоянием. Л.П. Гримак выделил следующие уровни саморегуляции:
- мотивационный;
- индивидуально-личностный;
- информационно-энергетический;
- эмоционально-волевой.
Мотивационный уровень
Любые механизмы саморегуляции начинаются с мотивации. Регуляция и саморегуляция психических состояний тесно связаны с мотивацией достижения. Мотивация - это то, что движет человеком, а психическая саморегуляция - способность удерживать нужный уровень активности.
Индивидуально-личностный уровень
Уровень мобилизуется, когда необходимо «переделывать» самого себя, свои установки и личностные ценности.
Качества, способствующие регуляции:
- ответственность;
- самокритичность;
- целеустремленность;
- сила воли.
Информационно-энергетический уровень
Уровень обеспечивает нужную степень энергетической мобилизации для оптимальной работы психики. Виды саморегуляции на уровне:
- Катарсис. Потрясение от просмотра произведений искусства освобождает от отрицательных мыслей.
- Реакция «отреагирования». Усиление психической и двигательной активности.
- Ритуальные действия. Ритуал призван настроить человека на хороший исход события, эмоционально подкрепить.
Эмоционально-волевой уровень
Волевая саморегуляция дает возможность владеть своими чувствами, способностью сознательно поддерживать свое самочувствие в экстремальных ситуациях.
Эмоциональная саморегуляция делится на две формы:
- произвольная (осознаваемая);
- непроизвольная (неосознаваемая).
Непроизвольная регуляция позволяет убирать стресс и тревогу интуитивно. Осознаваемая регуляция связана с целевой деятельностью, человек применяет специальные методы для восстановления эмоциональных сил.
Какие методы используют
Методы психической саморегуляции использовали еще в древности, к примеру, техника самовнушения вошла в историю как практика индийских йогов.
Известные способы саморегуляции эмоционального состояния:
- самовнушение;
- аутогенная тренировка;
- десенсибилизация;
- медитация;
- реактивная релаксация.
Релаксация
Техника релаксации бывает произвольной (расслабление при отходе в сон) и произвольной. Произвольная техника вызывается путем принятия расслабленной позы, представления состояний, соответствующих покою. Навыки саморегуляции с помощью позволяют выполнить ряд задач:
- снятие мышечных зажимов;
- восстановление энергетического баланса организма;
- избавление от последствий негативного межличностного общения, восстановление душевных сил;
- оздоровление организма.
Аутогенная тренировка
Приемы эмоциональной саморегуляции с помощью аутотренинга предложены немецким врачом Шульцем. Аутогенная тренировка - это самовнушение, приемы усваиваются в ходе систематических упражнений.
Овладеть техникой может большинство людей, под влиянием тренировки нормализуется эмоциональная сфера, уходит стресс, усиливаются волевые возможности.
Примеры саморегуляции с помощью аутогенно тренировки:
- Упражнение направлено на овладение ритма дыхания. Предварительно вызывается ощущение тепла, тяжести, внушается, что сердце бьется легко и ровно. После подготовки происходит внушение: «Дышу совершенно спокойно», «Я спокоен». Фразы повторяют 5-6 раз.
- Расслабление мышц вызывается ощущением тяжести, наполнение кровью капилляров кожного покрова - ощущением тепла.
Десенсибилизация
Методы психологической саморегуляции с помощью десенсибилизации позволяют уменьшить страх и тревогу при пугающих ситуациях. Это может быть страх высоты, полета или воспоминания о пережитых травмирующих событиях.
Привычные приемы регуляции - это устранение тревоги через расслабление. Погрузившись в состояние полного покоя человек представляет тревожные ситуации. Необходимо чередовать приближение и отдаление от источника напряжения.
Эффективный прием - работа с дыханием. Удерживая свободное дыхание при встрече с тревожной ситуацией можно возвратить себе свободу действий.
Принципы саморегуляции с использованием десенсибилизации - это устранение тревоги через позитивный настрой. Примером здесь может послужить, когда ребенок поет бодрую песню о том, как лев слопал человека. Звучание и тон речи устраняют страх. (Песня из фильма «Мери Поппинс, до свидания»). Общее веселое настроение ликвидирует стресс. В этом фильме можно найти эффективные методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Медитация
Основы саморегуляции заложены в медитации. Процесс медитации позволяет полноценно отдохнуть и снять усталость. Достаточно 15-20 минут в день. Существует два вида медитации:
- Глубокое размышление (медитация на что-то).
- Медитативное состояние.
Действие медитации благоприятно для здоровья, она может снизить симптомы физических заболеваний, оказывает благоприятное влияние на физиологию. После практики улучшается обмен веществ, частота дыхания.
Видео:
вебинар «Что такое саморегуляция и зачем она нужна?».
Методы естественной регуляции
Методы психической саморегуляции бывают не только сознательные, но и естественные. К ним относятся:
- прогулки в лесу;
- посещение культурных мероприятий;
- классическая музыка;
- позитивная коммуникация с интересными людьми;
- физическая разрядка, к примеру, интенсивная тренировка;
- написание записи в дневник с подробным изложением ситуации, вызвавшей эмоциональнее напряжение;
- литературные вечера.
Естественная регуляция позволяет предотвратить нервно-эмоциональные срывы, уменьшить переутомление.
Некоторые основные естественные приемы психической регуляции человек использует интуитивно. Это длительный сон, общение с природой, вкусная еда, баня, массаж, сауна, танцы или любимая музыка.
Многие из способов люди применяют бессознательно. Специалисты советуют переходить от спонтанного применения к сознательному управлению своим состоянием.
Чтобы избежать нервных срывов, стоит использовать методы регуляции. Самоуправление своим состоянием может стать профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и условием спокойного самочувствия. Главный совет – регулярное применение.
Видео: вебинар психолога Нины Рубштейн «Зависимость, контрзависимость и саморегуляция».
Саморегуляция в биологии - свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические и другие биологические показатели.
Организм представляет собой сложную систему, способную к саморегуляции . Саморегуляция позволяет организму эффективно приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Способность к саморегуляции в сильной степени выражена у высших позвоночных, особенно у млекопитающих. Достигается это благодаря мощному развитию нервной, кровеносной, иммунной, эндокринной, пищеварительной систем.
Изменение условий с неизбежностью влечет за собой перестройку их работы. Например, нехватка кислорода в воздухе приводит к интенсификации работы кровеносной системы, учащается пульс, возрастает количество гемоглобина в крови. В результате организм приспосабливается к изменившимся условиям.
Постоянство внутренней среды при систематически меняющихся окружающих условиях создается совместной деятельностью всех систем организма. У высших животных это выражается в поддержании постоянной температуры тела, в постоянстве химического, ионного и газового состава, давления, частоты дыхания и сердечных сокращений, постоянном синтезе нужных веществ и разрушении вредных.
Обмен веществ - обязательное условие и способ поддержания стабильности организации живого. Без обмена веществ невозможно существование живого организма. Обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой - неотъемлемое свойство живого.
Особую роль в поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза) играет иммунная (защитная) система . Русский ученый И.И.Мечников был одним из первых биологов, доказавших ее огромную важность. Клетки иммунной системы выделяют специальные белки антитела - которые активно обнаруживают и уничтожают все чужое для данного организма.
Примеры саморегуляции на клеточном уровне - самосборка клеточных органелл из биологических макромолекул, поддержание определенного значения трансмембранного потенциала у возбудимых клеток и закономерная временная и пространственная последовательность ионных потоков при возбуждении клеточной мембраны .
На надклеточном уровне - самоорганизация разнородных клеток в упорядоченные клеточные ассоциации .
Большинство органов способно к внутриорганной саморегуляции функций ; например, внутрисердечные рефлекторные дуги обеспечивают закономерные соотношения давления в полостях сердца.
Разнообразны проявления и механизмы саморегуляции в популяциях (сохранение и регуляция видового уровня) и биоценозах (регуляция численности популяций, соотношение полов в них, старение и смерть особей). Крупные сообщества - устойчивые системы, некоторые из них существуют без заметных изменений сотни и тысячи лет. Но само сообщество - это не просто сумма составляющих его видов. Межвидовые взаимодействия регулируют численность разных видов, входящих в состав сообщества. Все вместе составляет саморегуляцию.
Все вместе составляет саморегуляцию.