Дата :
Класс : 9 «А»
Предмет : русская литература
Тема: Поэма «Мцыри». Образ гордого и непокорного юноши в поэме.
«В чём загадка Мцыри?»Тип урока: закрепление
Цели : 1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; уметь выделять черты романтизма в произведении; 2) развивать навыки аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; уметь работать в группе; 3) воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли; воспитание свободолюбивой личности.
Методические приемы
: сообщение уч-ся, проблемное изложение, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.Оборудование
: портрет Лермонтова, эпиграф к уроку, листы оценивания, раздаточный материал, иллюстрации к поэме, аудиозапись «Бой с барсом», видеоролик «Кавказ» с записью грузинской народной мелодии, конверты с высказываниями критиков, схема «Фишбоун», сравнительная таблица (её заполнение).Ход урока
I . Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
Тренинг «Добрые пожелания»
Ребята, давайте подумаем, что мы могли бы пожелать друг другу, чтобы работа на уроке была плодотворной. Я вам желаю оптимизма и взаимной поддержки.
Команды дарят пожелания друг другу.
I
I
. Постановка учебной задачи
Учитель (под тихую грузинскую музыку)
: М.Ю.Лермонтов – гениальный поэт, художник, офицер, удивительный певец грусти, романтик и патриот. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
Говоря о Лермонтове, Белинский отмечал, что поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу.
Кавказ был колыбелью его поэзии, также, как он был колыбелью поэзии А.С.Пушкина. И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ, как Лермонтов. Здесь наиболее полно раскрылся его творческий потенциал. «Герой нашего времени», «Демон», «Кавказ», «Обрыв», «Ашик Кериб», «Мцыри».
Однако с этим краем связаны и грустные воспоминания поэта. Так случилось, что на Кавказе Лермонтов побывал несколько раз: сначала - лечился, потом оказался не по своей воле. Вспомните стихотворение «Тучи» - тяжело расставаться с Родиной, близкими. Романтическая поэма «Мцыри» также наполнена тоской по родине, жаждой жизни, свободы.
Оглашение темы урока «В чем загадка Мцыри?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Слайд 1). Чтение эпиграфа (Слайд 2).
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку? (В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).
Какой основной вопрос урока? (Слайд 3). Какие задачи мы поставим к уроку?
(Проанализировать поэму, раскрыть образ лермонтовского Мцыри, узнать, в чём его загадка?)
На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков . Откроем их мы лишь в конце урока. Описав образ Мцыри, мы сравним наши мнения с мнением известных критиков о нем. Посмотрим, совпадут ли они.
Учителем оговаривается лист оценивания. Лист оценивания
ФИ уч-сяД\з
Исследование жизни Мцыри.
Работа в группах.
Эссе
Итог
Всего баллов
Оценка
13-15
9-12
III . Проверка д\з. Актуализация знаний по теме.
1. Сообщение учащегося (опережающее задание). Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри (слайд 4). История создания поэмы . Предполагают, что Лермонтов, странствуя в 1837 г. (во время первой ссылки) по старой Военно - Грузинской дороге, наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху.
Проблемный вопрос: Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?
- Форма повествования произведения? (слайд 5). Что такое исповедь?
2. Соотнести композиционные элементы произведений с главами поэмы:
экспозиция (1 - 2 главы, о чем узнаем?);
завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);
развитие действия (3 - 16 главы - подъем, 19 - 23 главы - спад);
кульминация (17 - 18 главы - битва с барсом);
развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).
Взаимопроверка группами. Обсуждение.
3. Нарисовать иллюстрации к основным событиям поэмы (вывешиваются в начале урока на доску).
IV . Изучение темы урока. Стадия «Осмысление».
1. Определение поэмы как романтической.
Учитель: Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Романтический герой – личность сильная, сложная, страстная, внутренний мир её необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.
Проблемный вопрос: Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? (Да. Герой – сложная, противоречивая натура, страстная, героическая, сильная духом, находится в постоянной конфронтации с внешним миром, в котором обречена жить).
2. Исследование жизни Мцыри. Мцыри в монастыре и Мцыри на свободе. Работа в группах на постерах (раздаточный материал).
Как сложился жизненный путь нашего героя? Можно ли говорить, что он распался на 2 части? Почему? --- Давайте исследуем жизненный путь нашего героя. Для чего? (Раскрыть его образ, ответить на вопрос урока). Исследование будет проходить в группах по темам: «Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе»
Вспомним правила работы в группах. Совместное выведение и запись на доске.
Учитель кратко знакомит с перечнем заданий в группах.
Определим критерии оценивания будущих работ (уч-ся выводят критерии, рассматривая задания в раздаточном материале).
1.Развернутые ответы на вопросы.
2.Подтверждение ответов текстом.
3. Совместная работа.
4. Соблюдение регламента времени.
5. Творческое оформление работы.
Выступления групп (критериальное оценивание и выставление баллов в листах оценивания + формативное оценивание: 2 звезды и пожелание).
Учитель
: Основа поэмы «Мцыри» - романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир - это
...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением.
1 группа. Жизнь в монастыре (Слайд 6).
1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении . Свои ответы подтвердите текстом .
Чего желает душа?
пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря
Смирение, пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный
Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства
Сделайте вывод. «Но после к плену он привык»… Если привык, то зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен? (Плен, несвобода - это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре).
2) Сформулируйте тему «Мцыри» (изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю).
3) Составьте синквейн
Мцыри
Свободолюбивый, угнетенный,
Страдает, мечтает, протестует,
Романтический герой.
Учитель : Уже в монастыре мы видим Мцыри сильным и гордым юношей, одержимым страстью – лю-бовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
2 группа. «Побег Мцыри, 3 дня свободы» (Слайд 7).
Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун» (рыбья кость). В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? « Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?"
На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри (См. приложение 1). После окончания работы и обсуждения делается вывод.
2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью? (Раскрыть характер Мцыри).
3) Сформулируйте идею поэмы (Поэт прославляет борьбу за свободу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову).
3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни. Пример.
Мцыри
Мятежный, смелый,
Любит, борется, торжествует
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
Романтический герой.
3. Центральный эпизод поэмы - бой с барсом. ТСО.
Это кульминация трех «вольных» дней героя. Прослушаем отрывок из поэмы «Бой с Барсом».
Иллюстрация (слайд 8).
1)
Почему Мцыри вступает в схватку с барсом?
(В нем проснулось желание доказать свою принадле-жность к «могучему духу» предков, проверить себя, свою силу, волю, достоин ли он доблести отцов).
2)
Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?
(Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.)
4. Создание проблемных ситуаций : постановка проблемных вопросов. Написание эссе (Слайд 11). Авторский стул.
1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?
2 группа . Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)
(Самостоятельная работа сопровождается тихой музыкой).
V . Выставление оценок (по листам оценивания).
Подведение итогов урока.
1. Возвращение к вопросу урока.
Какие мы ставили цели к уроку? Удалось ли нам раскрыть образ Мцыри?
Сделайте вывод: В чём особенность лермонтовского Мцыри? В чём его загадка? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? (1 мин. письм. инд. раб.)
(В центре поэмы Мцыри не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. В поэме утверждается необходимость свободы для человека и отрицание рабства и смирения.)
2. Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова.
А теперь откроем конверты. (Читают уч-ся.) Цитаты на доске также.
Белинский В.Г .…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.
Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.
- Близки ли ваши характеристики главного героя поэмы к мнению критиков?
VI
. Рефлексия «Дерево настроения»
- Какое настроение у вас после урока? У вас в руках по 3 яблока-стикера разного цвета. Наклейте стикеры на «Дерево настроения»:
Розовый стикер - отличное
Желтый стикер – хорошее
Зеленый стикер - плохое
VII . Д\з (Слайд 12).
1. Написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»
2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэм.
Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова
Боброва Наталия Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «ТШИ», п.Тазовский
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления: - противоречием между идеалом и действительностью; - символическим сюжетом и образами. М.Ю.Лермонтов создал в поэме яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам.Это характер исключительный по глубине и тщательности
психологической проработки.
Образ самого Мцыри наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистическими. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть его внутренний мир. Долгие годы Мцыри рос в монастыре, осознавая, что обязан монахам жизнью. Внешне он уже смирился с неволей и готовился принять монашеский обет, но в душе всё теплился огонёк прошлой, забытой жизни. Монастырь – тюрьма, в которую заключен Мцыри. Он хочет убежать, убежать как можно дальше, туда, где он надеется обрести самое главное – свободу, родину, семью.Решившись на побег, герой поэмы бросает вызов судьбе.
Он полон решимости узнать, для чего был рождён: для тихой, размеренной жизни монаха или для полной волнений жизни горца:
Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы…
Оказавшись за стенами монастыря, Мцыри словно впервые видит мир. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, замечает каждую мелочь, частичку «живой» природы, вслушивается в многоголосое разнообразие звуков: Я видел горные хребты,Причудливые, как мечты,Когда в час утренней зариКурилися, как алтари,Их выси в небе голубом… Мцыри завораживает и ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «золотой песок». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родине, которой он был лишён ещё ребенком: Мне тайный голос говорил,Что некогда и я там жил,И стало в памяти моейПрошедшее ясней, ясней… Только сейчас, оставшись наедине с природой, Мцыри смог ощутить себя счастливым. Только сейчас сердце юноши тронуло прекрасное, светлое чувство: …И ближе, ближе всё звучал Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он Лишь звуки сладостных имён Произносить был приучён… Кульминацией романтической поэмы является схватка Мцыри с барсом. Этот бой - момент наивысшего подъёма сил и духа героя. Именно здесь Мцыри понимает, в чём истинное его предназначение:…Да, рука судьбы Меня вела иным путём… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Герой поэмы М.Ю.Лермонтова гибнет, но он не сломлен. Последние его мысли – о жизни, родине, свободе.Гибель юноши и автор, и читатель воспринимают как победу над действитель- ностью: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри – соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине. Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Герой прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным против- ником, и дух его непоко- лебим, как дух самой природы. Для создания образа героя М.Ю.Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, риторические вопросы, восклицания и др . Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.
- как серна гор, пуглив и дик, и слаб и гибок, как тростник;
- горные хребты причудливые, как мечты;
- в снегах, горящих, как алмаз;
- сплетясь, как пара змей;
- я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей;
- я был чужой для них навек, как зверь степной.
- пламенная страсть,
- блаженные дни,
- пылающая грудь,
- бурное сердце,
- могучий дух
- снегах горящих,
- сонные цветы,
- сакли дружною четой.
- бой закипел;
- судьба смеялась надо мной;
- я тайный замысел ласкал;
- надежд обманутых укор.
- там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры;
- и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…
- «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвет у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму».
- «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью...
История создания Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. 17- летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове идеалы. Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме Мцыри. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.
В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит О славе прошлой и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ.
На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.
Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.
На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: Бэри по-грузински: монах»). Послушник – на грузинском языке – «мцыри».
Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением Поэма написана в виде страстной исповеди героя.
Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.
Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Авторское вступление Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.
Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы
Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён. Художественное своеобразие
Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса». Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.
Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).
Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул). Метафоры передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств(бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).
Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры) Риторические вопросы, восклицания, обращения являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность(дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).
Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм. И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал… Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про легких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал! В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.
История создания поэмы
Сосланный весной 1837 года на Кавказ, М.Ю.Лермонтов проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ Мцхеты (Грузия) существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал, как ещё ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую
жизнь и стал монахом.
М.Ю.Лермонтов, взяв за основу эту историю, изменил сюжет.
Смысл заглавия
- Есть ли у героя имя?
- Каково значение слова «мцыри»?
Мцыри – на грузинском языке
означает «неслужащий монах»,
нечто вроде «послушника».
А в более широком смысле:
пришелец, чужеземец,
одинокий человек, не
имеющий родных, близких.
Из каких событий складывается сюжет?
- (Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).
Композиция поэмы
- Родной дом, отчизна, свобода, борьба – это главное для Мцыри
- Именно этого не хватало Лермонтову в современной ему действительности,и поэтому он обращается к направлению романтизм.
- Какие признаки романтического произведения можно найти в поэме?
- исключительный герой
- исключительные обстоятельства
- романтический пейзаж
- форма исповеди
- идея свободы
- символические образы
- В ней и героика борьбы, «упоение боем», в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике: « Но с торжествующим врагом / Он встретил смерть лицом к лицу, / Как в битве следует бойцу!..»
- Барс был необходим как достойный противник юноше, наделенному «могучим духом», чтобы показать отвагу Мцыри.
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»
- Что для Мцыри значит жить?
- Что увидел, что познал герой, оказавшись в мире природы?
Он понял, что человек рожден быть свободным, чтобы наслаждаться красотой природы, чтобы любить, ...
- Был ли счастлив герой?
Несмотря на все опасности трехдневного путешествия, несмотря на недостаток пищи, жажду, битву с барсом, Мцыри, пусть недолго, но был счастлив.
Язык поэмы (поэтика)
Какие языковые средства выразительности вы нашли в поэме?
- Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).
«Мцыри» - это произведение о…
об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.
Образ Мцыри
«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от спокойствия, любви, превозмогает страдания голода - герой пытается «пройти в родимую страну».
Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но Мцыри не предстаёт слабым и беззащитным, а, наоборот, гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание.
3. Определите жанр произведения.
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь;
г) притча
4. Выделите черты романтизма в поэме.
а) бурная неистовая природа;
б) гибель героя;
в) герой одинок и не понят миром;
г) введение сна героя в сюжет поэмы;
д) мотив борьбы, мятежа
5. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.
а) анапест;
б) дактиль;
в) амфибрахий;
Тест
- Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из
а) древнерусских летописей;
б) Библии;
г) стихотворения Горация
2. В чем заключается смысл эпиграфа?
а) восстание против судьбы, против Бога;
б) раскаяние, смирение;
в) защита права человека на свободу
6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?
а) побег из монастыря;
б) встреча с грузинкой;
в) бой с барсом;
г) гибель Мцыри
7. В исповеди Мцыри звучит
а) негодование;
б) смирение, покаяние;
в) утверждение своей правоты;
г) отказ от бесплодной борьбы
8. В чём заключается основная идея произведения?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
б) тоска по воле;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
- http://m.kalitva.ru/2007/09/page/11/
- http://900igr.net/kartinki/literatura/Lermontov-Mtsyri/022-V
- http://fotki.yandex.ru/users/abyta/view/149428/?page=0
- www.lermantovpoeziya.info
- http://www.xrest.ru/original/233745/
М.Ю.Лермонтов.
Анализ поэмы
«Мцыри».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
Развивать навыки анализа текста.
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
Выявить структурные особенности поэмы.
Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать интерес к творчеству поэта.
Добрый день!
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.
Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.
Для романтизма характерны следующие черты:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Словарная работа:
- Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».
- Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.
Словарная работа:
Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
1) Пролог (1 глава)
-О чём мы узнаём в прологе?
- Где происходят события поэмы?
- Дайте описание монастыря.
Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков.
Предыстория главного героя ( 2 глава).
-Куда ехал и кого вёз русский генерал?
- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?
- Как он выглядел? Составьте его описание.
Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.
Словарная работа:
- Занемочь – заболеть, захворать.
- Томиться – мучиться.
- Призреть – дать приют и пропитание.
- Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
-Как жил мальчик в монастыре?
-Почему он смотрел на восток?
-Что хотел сделать он во цвете лет?
-Что с ним случилось?
-Как он выглядел?
- Исповедь Мцыри (3 -23 главы).
- Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?
Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.
-Что такое «исповедь»?
Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.
- Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?
Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».
-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)
(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.
- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?
Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение).
-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)
-Как поэт описывает природу ночью?
-Какую цель Мцыри имел в душе?
-Почему, находясь в лесу, он был голодный?
-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?
-С кем он встретился ночью в лесу?
-Как поэт описывает барса?
(гл.16)
-Опишите бой с барсом.
(гл.17-18)
-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?
Мужественный, бесстрашный, отважный, смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой .
- Что же для Мцыри значит «жить»?
«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.
- Какова последняя просьба главного героя?
(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно