Есть знаменитая история — то ли байка, то ли быль — про то, как Лазарь Каганович, идейный вдохновитель генеральной реконструкции Москвы , убрал храм Василия Блаженного с макета Красной площади , но товарищ Сталин мягко попросил ретивого соратника поставить собор «на мэсто».
Расширенная версия этой истории многолика, как народный эпос о чудо-богатыре: мол, храм уже собирались сносить, даже технику подогнали, но нашелся некий реставратор Петр Барановский, который залез в ковш экскаватора (вариант: выкрал ключи от собора и там забаррикадировался), который слал Сталину телеграммы с требованием не разрушать памятник, а также с угрозами покончить с собой, если храм все-таки снесут. Угрозы возымели действие на вождя, и храм Василия Блаженного был спасен.
Так Петр Дмитриевич Барановский стал частью сотой по счету легенды о Сталине. О том, что сам Барановский — человек-легенда, сегодня знают немногие. Чудо-богатырем он не был: худой, даже щуплый, с хрипловатым глухим голосом, с плохим, очень плохим зрением. Ни чинов, ни званий, ни заслуг перед советским отечеством — не считать же таковыми спасение древних церквей в эпоху почти победившего социализма. Так что легенды о своих методах воздействия на вождей и чиновников Барановский не опровергал, а некоторые, вроде чудесной истории спасения храма Василия Блаженного, даже сам инициировал: конкретно эту байку он рассказал уже в 1960-е известному журналисту Пескову, тот ее напечатал во всесоюзной газете, так легенда ушла в народ. А легендарная репутация иногда помогает выиграть сражение еще до его начала.
Горькую правду о сражениях проигранных знали немногие. Когда в 1936-м с той же Красной площади сносили Казанский собор и Иверские ворота с часовней, сам Барановский уже отбывал срок в лагерях — отнюдь не мифическая цена, которую он заплатил за конфликт с властью. Но самоубийством никогда не угрожал — чего не было, того не было. «Чепуха, они были бы только довольны, если бы я покончил с собой», — вспоминал слова Барановского его ученик, реставратор Александр Пономарев. Да и жизней бы не хватило на все объекты, которые спасал и защищал Петр Дмитриевич. То, что не мог спасти — обмерял, фотографировал, зарисовывал. Каждый раз рискуя жизнью — в самом прямом смысле слова.
Версий причин ареста, записанных со слов Барановского, еще больше. Наиболее популярная — прямой конфликт с Кагановичем по поводу сноса храма Василия Блаженного. По большому счету, арест по любой из перечисленных причин был закономерен по логике того времени.
Последующие три года Петр Дмитриевич провел в лагере в Мариинске Кемеровской области . «Три года лагерей меркнут, несмотря на все трудности, перед кошмарной трагедией допросов, искусного обмана, больного сознания и моральных пыток, испытанных во внутренней тюрьме», — напишет Барановский в письме в КГБ от 1964 года, когда будет идти процесс его реабилитации.
Действительно, не лагерь стал самым мучительным воспоминанием Барановского о тех временах. Следователь на допросах истязал его сообщениями об уничтоженных памятниках и арестованных друзьях. Пересылка в лагерь стала избавлением.
Барановский позже смеялся, что самую лучшую характеристику он получил от начальника лагеря. В ссылке он работал помощником начальника строительной части. Архитекторы в лагерях всегда ценились, у них был несомненный шанс там выжить. Барановский в Мариинске продолжал работать как строитель и архитектор, в частности, выстроил здание сельскохозяйственного музея. За примерную работу ему и срок скостили — дали шесть лет, а просидел он три, — рассказывает профессор Сергей Заграевский со слов отца, Вольфганга Кавельмахера, работавшего с Барановским.
Уже стала канонической история о том, как Петр Дмитриевич по возвращении из лагеря первым делом пошел на Красную площадь. Увидел целехонький храм Василия Блаженного и рабочих, разбирающих Казанский собор. Тех же, которые шестью годами ранее помогали его реставрировать. У любого другого опустились бы руки или сломалась психика. То, что сделал Барановский — и это уже чистая быль — говорит о его характере больше, чем любые легенды.
Каждое утро он на первой электричке ехал в Москву из Александрова (101-й километр, для бывших ссыльных действовал запрет на проживание в Москве) и фотографировал разбираемый Казанский собор из окна Исторического музея . Как только представлялась возможность, делал обмеры — во время реставрации конца 1920-х он не позаботился о подробной документации. К половине шестого возвращался в Александров, чтобы отметиться в книге учета у местного оперуполномоченного. И так ежедневно на протяжении месяцев.
За два года до смерти Барановский передал все материалы по Казанскому собору своему ученику, Олегу Игоревичу Журину. При первой возможности, в 1990-1994 годах, Журин собор восстановил. Болдинский монастырь, Казанский собор… Будет и третий памятник, воскресший из небытия благодаря Барановскому.
Барановский никогда не кичился: мол, если бы не я, то памятника бы не было. Он просто работал, был бескомпромиссен. Каждая потеря была для него не просто неудачей, провалом. Она была подобна смерти близкого человека, ребенка. Нельзя сказать, что когда на его глазах разбирали Казанский собор, Барановский переживал больше, чем когда разрушали какой-нибудь памятник в Сибири . Душа болела абсолютно за все памятники. При наличии крепкого здоровья, каждая утрата причиняла ему практически физическую боль, — вспоминает своего учителя Сергей Александрович Гаврилов.
Его наследие
Дочь Барановского, Ольга Петровна, вспоминала, что отец никогда не приносил в дом деньги — только камни, чертежи и фрагменты отделки.
Жить и работать с таким одержимцем, как Барановский, было трудно. Он не знал пощады ни к себе, ни и к другим. Препятствий обходить не умел, дипломатией не владел, наживал себе врагов среди чиновников. И все же судьба была к нему по-своему благосклонна.
Война и первое послевоенное десятилетие стали «оттепелью» для реставраторов. Полстраны лежало в руинах — только успевай восстанавливать. О Барановском и его огромном опыте вспомнили в первую очередь. Его вновь поддерживали коллеги, у него впервые после отсидки появились официальные «корочки» и полномочия. Уже в 1942-м Петр Дмитриевич был назначен экспертом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на оккупированной территории СССР. В составе ЧГК он выезжал в Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов… В Чернигове на глазах у Барановского немецкий летчик прицельно разбомбил древний Пятницкий собор.
Пятница в Чернигове — третий памятник, объединенный с Болдинским монастырем и Казанским собором общим знаменателем: Петр Барановский сделал все для их посмертного воскрешения. Но только черниговская Пятница была единственной, восстановление которой Петр Дмитриевич самолично довел до конца. На это ушло 20 лет.
В послевоенном 1947 году Барановскому поручили крупный проект: реставрацию Крутицкого подворья в Москве. Великолепный средневековый ансамбль в районе Таганки пребывал в плачевном состоянии. Помимо собственно реставрации — в этой работе Барановский так или иначе участвовал до конца жизни, — Петр Дмитриевич создал в Крутицах школу-мастерскую, где обучались каменщики, резчики по дереву, позолотчики. Мастера высокого класса, без которых не могла обойтись ни одна практическая реставрация. Параллельно в Крутицах образовалась еще одна «школа» — сообщество непосредственных учеников Барановского, ставших звездами отечественной реставрации.
Барановский Петр Дмитриевич (14.02.1892-1984), русский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества, выдающийся деятель русского патриотического движения.
Разработал новые методы реставрации, восстанавливая памятники, разрушенные во время Великой Отечественной войны (Пятницкая церковь в Чернигове, Болдинский монастырь под Смоленском). С риском для жизни и свободы в период “реконструкции” Москвы еврейскими большевиками спасал от уничтожения выдающиеся шедевры русского зодчества, в частности, храм Василия Блаженного на Красной площади и терема Крутицкого подворья. За это был посажен в тюрьму, а впоследствии отправлен в ссылку. По архитектурным обмерам, сделанным Барановским, восстановлен разрушенный в 1930-х Казанский собор на Красной площади.
Вокруг П. Д. Барановского сформировался круг архитекторов-реставраторов, искусствоведов, писателей, художников, ученых, не просто превосходных специалистов, но прежде всего истинных патриотов России. Высокое духовное чувство, которое они несли в себе, стало своего рода катализатором пробуждения национального сознания для сотен русских людей. К наиболее замечательным представителям круга Барановского следует отнести Л. И. Антропова, Н. И. Иванова, В. А. Десятникова, В. И. Федорова, Н. Н. Свешникова, А. И. Пономарева, М. П. Кудрявцева, О. И. Журина, В. А. Виноградова, П. Д. Корина, И. С. Глазунова, Б. А. Рыбакова, Л. М. Леонова, В. А. Чивилихина и мн. др. Барановский был в числе основателей клуба “Родина” (1962) и ВООПИК (1966).
«Уважение к минувшему —
вот та грань, ко-торая
отделяет культуру от варварства»
(А. С.Пушкин)
В современном мире немало средств тратится на то, чтобы стереть у русского на-рода историческую память, чувства патриотизма, моральную частоту, духовность. Ивана-ми, не помнящими родства, легче управлять, превращая в зомби. И ставка на молодость. Нелегко противостоять этой массовой антикультуре, но делать это необходимо.
В недалеком прошлом в память о важных исторических событиях люди возводи и памятники, храмы, и таким образом писали каменную летопись как наиболее долговеч-ную. Немало вихрей исторических пролетало над Россией, сметая даже каменные соору-жения и оставляя руины. И надо быть истинным подвижником, чтобы целью своей жизни ставить сохранение памятников архитектуры, самой исторической памяти — по крупицам восстанавливать утраченное. Такова доля реставраторов. Среди таких подвижников земли русской достойно занимает имя моего земляка Петра Дмитриевича Барановского.
Родился Петр Дмитриевич в феврале 1892 г. в селе Шуйском Вяземского уезда Смо-ленской губернии в семье безземельного крестьянина-ремесленника. Детские и юношеские годы прошли в окрестностях Дорогобужа. Окончил Московское строительно-техническое училище в 1912г., а затем 1918г. — Московский археологический институт по отделению исто-рии искусств. Из-за нагрянувших в 1917г. социальных потрясений и военных событий дея-тельность Петра Дмитриевича трансформировалась в благородный и животворный труд по спасению и сохранению памятников материальной культуры. В автобиографии П.Д.Барановский сообщал о себе:
1918г. назначен руководителем реставрации Ярославских памятников архитектуры.
1922г. — поручена организация музея в Коломенском, до 1933г. был директором, вел научно — исследовательскую и реставрационную работу по архитектурным памятникам.
В 1934г. репрессирован Коллегией ОГПУ от 2.04.1934г. по статье 58 п. 10.11 и послан в Сибир-ский лагерь в г. Мариинск, где был назначен помощником начальника Стройчасти. В 1936 г. досрочно освобожден.
В 1937г. приглашен научным руководителем реставрационных работ в музей Троице — Сергиевой лавры в г. Загорске (ныне г. Сергиев-Посад).
С 1938-1941гг. вел реставрационные работы на Кавказе. За свою деятельность в годы Вели-кой Отечественной войны получил правительственные награды: по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 5.6.1945г. медаль «За доблестный труд в Великой Отечествен-ной войне» п от 2.5.1946г. Медаль «За оборону Москвы».
В 1945 г. приглашен в институт истории академии науки СССР старшим сотрудником.
За строками автобиографии жизнь, которую всю без остатка, П.Д.Барановский положил на алтарь Отечества.
Взглянув на карту городов и весей, где к памятникам архитектуры коснулась рука и душа П. Д. Барановского, удивляешься, как можно за одну жизнь так много успеть. Не мень-шим бы был перечень объектов реставрации при участии Барановского и его учеников в сто-лице нашей Родины — Москве. Он спас Казанский собор. Благодаря чертежам, выполненным Петром Дмитриевичем, разрушенный в 30_ые годы храм был восстановлен и освещен в 1994г.
П. Д. Барановский за свою долгую жизнь реставрировал 80 памятников архитектуры, исследовал более 70 памятников. Это был романтик от реставрации.
По моему мнению, архитектурный облик моего родного города Вязьма, определяет уникальный памятник архитектуры — трехшатровый каменный храм Одигитрии Иоанно — Предтеченского монастыря, возведённый в XVII веке.
Дивный облик Одигитрии — это визитная карточка нашего города. Забота о его сохра-нении в судьбе П. Д. Барановского прослеживается на протяжении всей жизни, поскольку ве-лика уникальность памятника. Он сравнивал храм Одигитрии с Московским храмом Рождества Богородице в Путинках, но считал его «позаделистей». Похожая по архитектуре церковь Дивная сохранена в Угличе. По изяществу и мастерству каменных работ Одигитрия превос-ходит даже храм Василия Блаженного в Москве. Об этом можно прочесть в романе эссе «Па-мять» В. Чивилихина. Ещё в 1912, 1920, 1943гг. Барановский выполнил обмер и проекг рес-таврации храма Одигитрии. В 1963-1964гг. был выполнен технорабочий проект, иссле-дование и осуществление работ по консервации и реставрации Одигитрии. В 1976 — 1980гг. реставрация Одигитрии проводилась при непосредственном руководстве П.Д.Барановского.
Сегодняшний великолепный вид храма чарует каждого, пред чьим взором он предста-ёт. А старые фотографии показывают, как время повлияло на памятник архитектуры.
В Смоленске П.Д.Барановский воскресил к жизни древние храмы XII в.: Архангела Михаила (Свирская церковь), церковь Петра и Павла, принимал участие в реставрации храма Иоанна Богослова.
Одно из великих деяний Петра Дмитриевича создание первого в стране музея под открытым небом — Коломенского. Почти все исторические здания Коломенского реставрировались при участии Барановского.
Однако уже скоро Петр Дмитриевич навлек на себя недовольство властей. Слишком уж рьяно он выступал за сохранение церквей, монастырей, часовен, которые теперь считались «очагами мракобесия». Несмотря на все усилия, Барановский не смог отстоять Казанскую церковь на Красной площади — она была снесена. Но перед этим Петр Дмитриевич тщательно обмерил все здание, и благодаря его чертежам храм был воссоздан в 1993 году.
Сносом Казанского храма дело не закончилось. На Красной площади, ставшей местом проведения пролетарских демонстраций, нет места церквям — так решило правительство. Было принято постановление о сносе величайшего памятника архитектуры — храма Василия Блаженного. Петр Дмитриевич со всей своей энергией пытался противостоять этому решению, обращаясь во все инстанции; он даже послал телеграмму самому Сталину — и попал под следствие за антисоветскую деятельность. Барановский был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь. Перед отправкой ему позволили увидеться с женой. Первый вопрос Петра Дмитриевича был о храме Василия Блаженного. Узнав, что храм все еще цел, Петр Дмитриевич со спокойным сердцем отбыл к месту заключения.
Отбыв срок, Барановский возвращается в Москву. В послевоенные годы он занимается Андрониковым монастырем. Этот древний монастырь, в котором работал гениальный Андрей Рублев, сильно пострадал в первые годы советской власти: в нем находилась колония для беспризорников, а все монастырское кладбище, в том числе и могила Рублева, было уничожено. Петру Дмитриевичу удалось найти плиту с могилы Андрея Рублева и установить точную дату его смерти.
Где бы не был П.Д.Барановский: на Севере, спасая памятники деревянного зодчества (результат — музей под открытым небом в Коломенском) или в ссылке в Сибири — душа его возвращалась в колыбель судьбы архитектора-реставратора — в Болдино. Его первая работа была связана с Болдинским монастырем под Дорогобужем. Монастырь, основанный в 1530г. Герасимом Болдинским и возведенный знаменитым мастером каменных дел Федором Конем, очаровал П.Д.Барановского ещё в 12-летнем возрасте, когда он побывал там с отцом. А в 19 лет, в 1911г., по поручению Московского археологического общества он начал заниматься об-мерами и исследованием памятников Болдинского монастыря. В 1943г. архитектурный ан-самбль монастыря был взорван немецкими захватчиками. В 1963-1964гг. Барановский соста-вил рабочий проект консервации руин.
О Барановском можно сказать, что он — основоположник русской практической школы реставрации. Он высоко ценил достижения русской строительной школы. С 1923 по 1962 г. им были собраны сведения о 1700 мастерах — строителях и руководителях строительного дела с XV по XVII в.в., включая несколько зодчих более раннего периода (с XII века).
Барановский сформулирован принципы, ставшие нормой и законом для реставраторов России:
— судьба памятника определяется его историко-художественным значением;
— практические мероприятия по сохранению и использованию памятника могут осуще-ствляться только по решению научно-коллегиального органа (научно-методического совета);
— реставрация памятника возможна только при полной научной обосновленности;
— памятники сохраняются для ознакомления и изучения их широкими массами населе-ния;
— музейное использование — самая демократичная форма приспособления памятника.
Эти положения бытовали у нас на несколько десятилетий ранее, чем научная междуна-родная общественность узаконила их в специальном документе, в так называемой Венециан-ской хартии, принятой в мае 1964 г. в Венеции на II Международном конгрессе специалистов по сохранению сооружений и монументов.
Активная подвижническая жизнь Петра Дмитриевича всегда привлекала к нему много хороших, талантливых людей. Так восстановлением каменного шатрового храма Введения в Болдино и реставрацией колокольни путём «склеивания» сохранившихся фрагментов древней кладки занимался его ученик А.М. Пономарев, избравший реставрацию и архитектуру делом своей жизни. Он вспоминал о Барановском: « Я думаю, всю жизнь он был с Богом. Вряд ли он был церковным человеком, ни разу не видел я его молящимся, да и не помню, чтобы он кре-стился, входя в действующий храм. Но он всей своей жизнью и служением делу как никто, пожалуй, из наших соотечественников, потрудился во спасение христианской культуры».
Восстает из руин Троицкий собор в Болдино, а Введенский храм, колокольня сияют своим благолепием, идет своим чередом монастырская жизнь, но дел для молодых рук и душ ещё много.
Личность П.Д.Барановского, как и спасаемые им памятники архитектуры, была уникальной. Величайшая скромность, огромные и глубокие знания в различных областях (архитектуры, археологии, истории, геологии, материаловедения) поражали многих. Он был настойчив, неутомим и тверд, когда вопросы касались сохранения памятников. Зна-комство с П.Д.Барановским при его жизни многим определяло их судьбу. Так было с Вик-тором Евгеньевичем Кулаковым, кому мы обязаны вторым рождением усадьбы Хмелита в Вяземском районе.
Умер П.Д. Барановский 12 июня 1984г., похоронен в Донском монастыре в Москве. Примечательно, что на памятнике на его могиле в виде каменной глыбы изображена пти-ца Феникс (как на гербе города Вязьмы, Смоленска), она символизирует возрождение, на-деюсь, и исторический памяти, и России.
«Его подвижничество — пример служения Отечеству», — написано на мемориальной доске на родине П. Д. Барановского в селе Шуйском, этими словами подведен итог всей жизни и деятельности П. Д. Барановского, архитектора, реставратора, археолога, истори-ка — человека.
ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ БАРАНОВСКИЙ (1892-1984)
К 125-летию со дня рождения
«Любуясь красотой старомосковских улиц, помните, что их исторический облик сохранен в большой степени любовью, компетентностью, необыкновенной волевой энергией Петра Дмитриевича Барановского»
(И.И.Казакевич
)
«В нашей стране живет и действует в расцвете сил такой исключительный знаток и исследователь памятников древней архитектуры, такой архитектор-эрудит и археолог, каким должен был бы гордиться весь Советский Союз и какого нет во всей Западной Европе…».
( И.Э.Грабарь. 1947 г.
)
ПОДВИЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Удивительный человек, выдающийся ученый и реставратор, великолепный знаток и ценитель памятников отечественной культуры, П.Д.Барановский посвятил делу сохранения и возрождения культурного наследия нашей страны, без преувеличения, всю свою жизнь.
Уроженец Смоленщины (родился в крестьянской семье в с. Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии ) П.Д.Барановский после учебы в Дорогобужском городском училище поступил в Московское строительно-техническое училище М.К.Приорова, где числился одним из лучших учеников (Отдел хранения архитектурных архивов ГНИМА им. А.В.Щусева. Ф. Р-XIV П.Д.Барановского. Д.5316/10; далее приводится только номер единицы хранения ). В 1912 г. он окончил «полный теоретический и практический курс при отличном поведении»(Д.5316/11 ), а затем получил образование на отделении истории искусств в Московском археологическом институте (МАИ) : «прошел полный курс вольнослушателем и защитил диссертацию "Памятники древнерусского зодчества в Болдинском монастыре"» (Д.5316/18. Л.3 ). Закончив Институт в 1918 г., он был «оставлен для приготовления к профессорскому званию» при кафедре истории русской архитектуры (Д.5316/18. Л.4 ).
Безусловно, дарованный Петру Дмитриевичу талант, его знания, его трудолюбие, энергия давали прочные основания для ученой карьеры, одновременно и педагогическое поприще вполне могло стать его стезей. С 1919 по 1922 г. П.Д.Барановский читал лекции по истории русской архитектуры, будучи профессором Ярославского отделения МАИ . В 1922 г. получил приглашение читать лекции в МГУ по археологической топографии, он был тесно связан со знаменитым Московским археологическим обществом (МАО) , в 1919 г. МАО избрало П.Д.Барановского своим членом-корреспондентом (Д.5292/8 ). С 1919 он был старшим научным сотрудником Академии истории материальной культуры .
И Петр Дмитриевич Барановский состоялся и как ученый, и как педагог, хотя он не написал монографий, не защитил диссертаций, не читал лекций в вузах и не руководил аспирантами. Он был глубоким ученым-практиком, знатоком, Мастером, он создал как таковую научную реставрационную школу, спас, вернул к жизни, защитил десятки, если не сотни шедевров зодчества. Он был педагогом и Учителем, потому что собирал вокруг себя молодежь, заражал ее своим интересом и своей любовью к русской культуре вообще, к архитектуре, он воспитывал учеников-реставраторов, единомышленников и последователей - это и знаменитый молодежный клуб «Родина» на Крутицах, и Движение добровольных помощников реставраторов , недавно отметившее свое 30-летие, и те, кто благодаря Петру Дмитриевичу нашел свое место в архитектурной и реставрационной работе, и те, кто, избрав иной профессиональный путь, до сих пор с благодарностью вспоминают Учителя.
Особой гранью таланта Петра Дмитриевича была деятельность натуры, он был великий практик, он просто не мог заниматься чистой наукой, когда кругом гибли памятники. Он написал в своей Автобиографии, что оставил«педагогическую деятельность из-за настоятельной необходимости в охране памятников, выдвигавшейся перестройкой жизни. Открывшиеся широкие возможности в деле реставрации памятников заставили отдать все силы на служение этому делу, и потому не хватало времени даже думать о чем-либо ином. С 1923 года я оставил по личному желанию свои педагогические занятия в вузах» (Петр Барановский… С.8 ). И далее: «Благоприятной обстановки, при которой спокойно, плодотворно и полноценно в научном отношении можно было бы проводить работу по обработке исследовательских материалов, не складывается и в настоящее время, естественные же упреки за отсутствие публикаций продолжаются, да и сам я сознаю крайнюю необходимость этого. Решительным поворотом в этом направлении было бы решение оставить дело охраны и реставрации и заняться углубленной обработкой материалов. Но по-прежнему еще не укрепленный в достаточной мере фронт охраны и реставрации существующих памятников не позволяет отойти от забот о них» (Петр Барановский… С.13-14 ). Написано это было в январе 1947 г., заботу о памятниках Петр Дмитриевич не оставил до конца жизни. Своему главному делу он отдал 70 лет - с 1911 г. до начала 1980-х гг.!
А любовь к древнему зодчеству проснулась у П.Д.Барановского еще в ранней юности. В 12 лет его осознанно поразила деревянная шатровая церковь в смоленском селе Рыбки , и он сделал первые в своей жизни обмеры храма, в 15 лет - еще одно чудо: Введенская каменная церковь в Болдинском Свято-Троицком монастыре недалеко от Дорогубжа . Эти два храма стали своего рода путевкой в жизнь для Петра Дмитриевича . С доклада о них началась история Барановского-реставратора : доклад был сделан в декабре 1910 г. на заседании МАО . По заданию Общества Барановский в 1911 г. отправился в Болдинский монастырь обследовать его архитектурные памятники и привез не только материалы обследования, но и свой первый проект реставрации Введенской церкви и трапезной палаты . Сам П.Д.Барановский вспоминал: «… Через несколько дней получил приглашение прийти в Археологическое общество. Показывают бумагу о моем награждении и вручают премию в четыреста рублей пятирублевыми золотыми монетами. Для меня нежданная, огромная сумма, которую я всю положил в банк, как ни трудно мне тогда жилось. Весной купил фотографический аппарат с прикладом и поехал по России…» (Цит. по: Бычков Ю.А. Жизнь Петра Барановского // Петр Барановский… С.148 ). Дальше, в 1912, 1915 гг. будет он исследовать памятники Вязьмы (Смоленская обл.), и Старицы (Тверская обл.), разрабатывать проекты их реконструкции и реставрации.
В годы Первой мировой войны П.Д.Барановский был на фронте, командовал строительным отрядом. Его интерес к древним памятникам не только не ослабел, но, напротив, лишь укрепился в эти годы. В Полесье , на Волыни он «умудрялся проводить исследования памятников деревянного зодчества, пытаясь в чертежах, эскизах, фотографиях сохранить бесценные образцы народного искусства XVII-XVIII вв.» (Бычков Ю.А. Жизнь Петра Барановского // Петр Барановский… С.149 ).
После войны П.Д.Барановским был сделан окончательный выбор пути, это было в 1918 г. Он писал, что 1918 г. был «решительным в моей личной жизни, когда, по возвращении с фронта после Октябрьской революции, я вступил на путь научной деятельности, сперва предложив к осуществлению проект освобождения Китайгородской стены в Москве от искажавших ее пристроек, а затем обосновав в Комиссариате имуществ республики необходимость реставрации памятников г. Ярославля после белогвардейского мятежа» (Д.5316/18. Л.4 ). В 1918 г. начнется многолетняя работа (до начала 1930-х гг.) П.Д.Барановского по изучению, восстановлению, реставрации памятников Ярославля , сильно пострадавших во время варварских обстрелов и бомбардировок города при подавлении восстания летом 1918 г. Вместе с архитектором Н.Н.Померанцевым он будет спасать шедевры ярославской архитектурной школы и одновременно открывать за поздними переделками и перестройками первозданный облик средневековых храмов. В эти же годы будет заниматься и архитектурными шедеврами в других городах Ярославской Земли . Вспоминая об этих годах, П.Д.Барановский говорил: «Для меня было ясно: Ярославль - город-памятник. Все его церкви - шедевры или просто достопримечательности, которые следует беречь» (Цит. по: Бычков Ю.А. Житие Петра Барановского. М., 1991. С.24 ). В 1932 г. Петру Дмитриевичу недобро поминали его отношение к церковной старине и его реставрационный подвиг в Ярославле (один из многих): «Ярославская общественность… протестует против того, чтобы Ярославль оставался городом церквей, загромоздивших площади, улицы и проезды, мешающие превращению Ярославля из епархиально-купеческой колыбели в подлинно социалистический город», «Подлинно социалистическим, а не музеем древностей должен стать Ярославль… Очистить площади и улицы города от "Варвар-великомучениц", "Симеонов-столпников", других церквей»; «Ученые-архитекторы Барановский и Померанцев не оправдали надежд ярославской общественности. Они вместо объективной оценки стали доказывать, что церкви Ярославля являются историческими памятниками и их необходимо сохранить…» (Цит. по: Бычков Ю.А. Житие… С.24-25 ). В 1932 г. после таких оценок и публикаций уже можно было поплатиться многим, даже жизнью. П.Д.Барановский поплатился в 1933 г., свободой. А целый ряд ярославских памятников, которые он спас, отреставрировал, были уничтожены в те богоборческие тяжкие времена.
Но вернемся к началу реставраторского пути П.Д.Барановского , в начало 1920-х гг. Был ли этот период более спокойным для его работы, чем следующее десятилетие? Был ли вообще в его жизни более спокойный период, когда его работа реставратора не была связана с борьбой, нет, не за жизнь памятника (реставратор всегда борется за жизнь памятника, как врач - за жизнь больного), а за право на жизнь для памятника? Вот страшный парадокс нашего не столь далекого прошлого и, к сожалению, и нашего настоящего - понятие старины, красоты само по себе вообще не гарантирует никаких прав архитектурному шедевру, даже официальный законодательный статус художественной, исторической и прочей ценности - увы, еще не есть гарантия права жить. И в жестокие, и в нежестокие времена, почему-то надо бороться за памятники, за нашу историю, за наше национальное наследие, достояние, за сохранение исторического облика исторических городов, в том числе Москвы (а ведь где-то это уже почти бесполезно!)! Когда-то судьбу памятника решала идеология, теперь, банальные деньги, но и тогда, и теперь - памятник на наших улицах как бесправный нелегал: повезет - выживет, не повезет, так не повезет (а не везло и не везет часто!). И вся жизнь Петра Дмитриевича прошла, можно сказать, в борьбе. Он знал, что такое памятник, и он боролся, отстаивал, доказывал и… работал. Архитектор-реставратор А.А.Карнабед написал, что жизненным кредо П.Д.Барановского было: «Лучше один спасенный памятник, чем десятки диссертаций» (Петр Барановский… С. 195 ). Петр Дмитриевич обладал неуемной энергией труженика, он с головой уходил в работу, он жил работой, одновременно осуществлял по несколько исследований и реставрационных проектов. Если обратиться к «Перечню научных исследований…», составленному самим Петром Дмитриевичем и опубликованному в книге «Петр Барановский…», то можно увидеть, например, что в 1919 г. - это работы в Ярославле - он еще занимался деревянными памятниками в Калужской области , памятниками в Костромской области , работал в Болдинском монастыре , попутно защищал диссертацию в МАИ . В 1920 г. в списке работ - собор Ивановского монастыря в Вязьме , Китайгородская стена в Москве , Дивная церковь и трапезная палата Алексеевского монастыря в Угличе , фиксация архитектурных памятников Углича после пожара (здесь он работал до 1924 г.), церковь Исидора и собор Борисоглебского монастыря в Ростове Великом , деревя , Успенский собор на Городке в em> Звенигороде, шатровый храм и крепость Борис-Городка под Можайском , экспедиция по Северной Двине от Наркомпроса , Гостиный двор в Архангельске , шатровые храмы в Архангельской и Ярославской областях , а еще - разработка проекта Музея деревянного русского зодчества на открытом воздухе в Коломенском , и все те же памятники Ярославля . Вряд ли здесь нужны комментарии. И так - всю жизнь (упомянутый «Перечень научных исследований», доведенный Петром Дмитриевичем до 1964 г., весьма красноречив). Он и сам говорил о себе: «Имею в виду тот душевный запал, который необходим для всякого большого дела. Мне нужны лишние года. И я всегда хотел раздвоиться, расстроиться, раздесятериться, чтобы успеть побольше сделать» (Цит. по: Бычков Ю.А. Житие… С.30 ).
В 1924-1933 гг. исследовательские и реставрационные работы Барановского были связаны с Центральными государственными реставрационными мастерскими (ЦГРМ) , где он состоял в должности архитектора-реставратора. В годы Великой Отечественной войны он будет работать экспертом Чрезвычайной государственной комиссии по учету ущерба, нанесенного фашистами , затем станет начальником отдела реставрации Комитета по делам архитектуры СНК РСФСР.
С именем П.Д.Барановского связаны многочисленные экспедиции на Русский Север , на Кавказ , в Закавказье , в Среднюю Азию , по областям Центральной России , по Новгородской и Псковской Земле , в Поволжье , на Смоленщину , в Белоруссию , на Западную Украину и т.д.
В 1920-е гг. его волнует проблема утраты памятников деревянного зодчества на Русском Севере : обследовать, спасти, что нельзя сохранить на месте - спасти, перевезя в музей деревянного зодчества. В 1920 г. он участвует, как уже упомянуто, в Северодвинской экспедиции ЦГРМ . В 1921 г. организует единоличную Выйско-Пинежскую экспедицию. В 1922 г. едет с экспедицией ЦГРМ в Новгород в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей «для отбора и сохранения художественных и исторических памятников» (при этом осуществляет осмотр 50 архитектурных памятников). 1922 и 1923 гг. - это экспедиция Наркомпроса на Соловки , где в монастырском комплексе организуется лагерь НКВД. В 1926 г. - Обонежская экспедиция по исследованию деревянного зодчества в Карелии . Следующие 2 года уйдут (помимо прочего) на экспедиционные работы в Московской губернии . В 1929 г. состоялось сразу две экспедиции в Грузию и Белоруссию . В 1930 г. Петр Дмитриевич обследует памятники Верхневолжья . В 1931 г. - снова Русский Север : Беломорско-Онежская экспедиция. 1938, 1939,1940 гг. Барановский занимается изучением памятников Азербайджана эпохи Низами. Параллельно в 1939, 1940 и 1941 гг. исследует архитектуру Кавказской Албании , в 1940 г. - еще и памятники Дербента . В 1946, 1947 и 1949 гг. Барановский участвует в трех Кавказских экспедициях, объединенных общей темой «Связи в архитектуре Древней Руси с Кавказом, Византией, Балканскими странами». В 1955 г. он изучает архитектуру городов Западной Украины . В 1951 г. - еще одна экспедиция в Азербайджан , связанная с изучением и консервацией Лекитского круглого храма . Это лишь специально организованные экспедиции, а сколько, помимо них, было поездок по России для изучения и реставрации отдельных памятников и ансамблей!
Говоря о Петре Дмитриевиче , нельзя не отметить присущие ему широту видения проблемы реставрации и комплексность подхода к памятнику как к носителю исторической информации. Он никогда не замыкался в узко-профессиональные рамки, он был одновременно исследователем, практиком и созидателем. Воссоздавая архитектурный шедевр, возвращая ему первоначальный облик, он думал и о том потенциале, который заложен в наследии, оставленном нам предыдущими поколениями. Отсюда заботы П.Д.Барановского о музеефикации возрожденных ансамблей. В начале 1920-х гг. он выдвигает идею создания в подмосковных тогда селах Коломенском и Дьяково музея нового типа (первые такие музеи уже появились в Европе): музея архитектуры и деревянного зодчества под открытым небом. Коломенскому он отдаст 10 лет неустанных трудов (1923-1933 гг.), он станет создателем и первым директором музея, который ныне превратился в крупнейшее в Москве музейное объединение. В Коломенское он будет свозить памятники деревянного зодчества с Русского Севера , подписанные к уничтожению (сегодня они - в экспозиции музея), создаст первые экспозиции и организует выставки. Им будут отреставрированы полностью или частично архитектурные памятники Коломенского и Дьяково .
В 1929, 1930 гг. Петр Дмитриевич параллельно с изучением и частичной реставрацией ансамбля древнего московского Симонова монастыря , тогда уже уничтожавшегося, создал здесь музейную экспозицию для Музея военно-крепостной обороны Московского государства .
С 1947 по 1950 г. П.Д.Барановский занимался изучением и разработкой проектов реставрации памятников Спасо-Андроникова монастыря в Москве (с монатырским архитектурным ансамблем он знакомился и раньше - в 1920-е гг.). Во многом благодаря ему возникшая в 1947 г. идея Музея-заповедника имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре (ныне Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) была воплощена в жизнь.
Петру Дмитриевичу
принадлежат проекты создания еще нескольких музеев. В 1920-е - 1930-е гг. неоднократно П.Д.Барановский занимался раскопками, изучением и реставрацией памятников в Александровой слободе (Владимирская область), им был поднят вопрос об организации здесь музея. В 1947 г. Петр Дмитриевич разработал проект организации исторического и архитектурного заповедника в той же Владимирской области в г. Юрьеве-Польском (изучением и реставрацией комплекса Михаило-Архангельского монастыря и знаменитого Геогриевского собора XIII в. Барановский занимался, начиная с 1920-х и вплоть до 1950-х гг.). В 1946 г. он подготавливает документы для организации Черниговского исторического и архитектурного заповедника . В 1948 г. им был предложен проект организации Лекитского историко-архитектурного заповедника Азербайджанской СССР , впервые такая идея возникла еще на рубеже 1930-1940-х гг., когда П.Д.Барановский исследовал местные памятники и, в частности, открытый им же в 1933 г. круглый храм VI в. в с.Лекит . В 1955 г. Петр Дмитриевич поднимает вопрос о заповеднике «Город Владимира в Киеве» , в 1962 г. разрабатывает план заповедника.В 1950-1960-е гг., работая в Болдинском монастыре , восстанавливая его после разрушения фашистами, П.Д.Барановский , по словам его ученика и последователя А.М.Пономарева , «… открыл для себя необыкновенно драматичную и в то же время полную мужества историю партизанского движения в Дорогобужском крае в годы Великой Отечественной войны» (Пономарев А.М. Покров над руинами // Петр Барановский… С.220 ): здесь часть попавших в Вяземский котел воинских соединений и местные жители организовали в начале 1942 г. партизанское движение. Петр Дмитриевич познакомился с участниками тех событий и наряду с реставрационными работами с энтузиазмом занимался созданием музея партизанской славы, совершая поисковые походы в окружающие леса.
Следует отметить, что Герасимо-Болдинский Свято-Троицкий монастырь с далеких 1910-х гг. остался для П.Д.Барановского особым местом на земле. Так вышло, что ему дважды пришлось восстанавливать монастырский ансамбль: впервые он начал здесь реставрацию в 1921 г. Тогда же в 1920-е гг. создал и музей с экспозицией под открытым небом (музей был закрыт в 1929 г.). Затем, как уже упоминалось, Петр Дмитриевич восстанавливал архитектурные памятники Болдинского монастыря из руин после войны (эта работа продолжена его учеником А.М.Пономаревым ).
Особо стоит упомянуть о реставрационных работах П.Д.Барановского в конце 1930-х гг. в Троице-Сергиевой Лавре , где он осуществлял научное руководство работами и, собственно, сами работы. Петра Дмитриевича отличало умение, даже искусство, быть одновременно ученым-исследователем, организатором и непосредственным исполнителем работ. А.М.Пономарев так охарактеризовал это его качество: «Петр Дмитриевич был один во всех ролях: он и автор проекта, и прораб, и мастер, он же отдел кадров и бухгалтерия. Именно такую организацию работ на сложных памятниках архитектуры он исповедовал всю жизнь». (Пономарев А.М. Покров… С.221 ). В 1938 г., помимо прочего, в лаврской Духовской церкви XV в. П.Д.Барановским была открыта уникальная конструкция главы храма, опирающейся на колонны).
Среди возрожденных П.Д.Барановским архитектурных шедевров особое место занимает черниговская церковь Параскевы Пятницы XII в. (бывшего Пятницкого монастыря), руины которой он увидел едва ли не в день освобождения Чернигова нашими войсками в 1943 г. В 1950-е - 1960-е гг. он занимается возрождением Черниговской Пятницы в буквальном смысле слова из пепла.
Вообще, перечислить всю географию работ П.Д.Барановского затруднительно из-за ее обширности. Помимо уже упомянутого, его труд и его искусство реставратора были приложены к архитектурным памятникам Московской, Ленинградской, Нижегородской, Калужской областей, городов Коломны, Нового Иерусалима, Серпухова, Смоленска, Вологды, Владимира, Суздаля, Гороховца, Переславля-Залесского, Нижнего Новгорода, Пскова, Судака, Киева, Чернигова, Полоцка, Витебска, Новгорода-Северского и др.
А помимо реставрационных работ, были экспертизы памятников и экспертизы проектов перепланировки исторических городов (на предмет сохранения в процессе перепланировки памятников), собирание и изучение архивных материалов, учет архитектурных памятников и работа по их постановке на охрану, отстаивание закрываемых монастырей-музеев и многое другое. Трудно представить, что все это в течение многих десятилетий одновременно осуществлялось одним человеком (конечно, в реставрационных работах с помощниками, с подсобной рабочей силой, которых чаще всего сам искал, собирал, и на практике обучал), но все же самим, своим талантом, своими руками.
Лишь однажды Петр Дмитриевич был насильственно отлучен от любимой работы (да и то отлучить до конца не удалось!). Как уже упоминалось выше, он был арестован в 1933 г., 4 октября. После следствия и вынесения приговора 2 апреля 1934 г. П.Д.Барановский был отправлен в сиблаг в г.Мариинск Кемеровской области . Здесь его назначили помощником начальника стройчасти и, как писал сам Петр Дмитриевич , здесь «… уже были жизнь и труд, в напряжении которого можно было хотя бы отчасти забыть о случившемся и даже надеяться на какое-то продолжение нормальной жизни и плодотворного труда в будущем, на свободе. В лагере я был отличником на работе, построил по своему проекту сельскохозяйственный музей, потом электростанцию, награждался и был освобожден досрочно». (Цит. по: Бычков Ю.А. Житие… С.83 ). Освобождение наступило в мае 1936 г., с «продолжением нормальной жизни» после освобождения все было не так просто, жить в Москве Барановскому было запрещено, местом жительства ему определили Александров (так называемую «столицу 101-го км»). Все это, конечно, в определенной степени повлияло на жизнь и быт Петра Дмитриевича . Помимо объективных обстоятельств жизни П.Д.Барановского , его арест и ссылка, видимо, также были причиной отсутствия у него при его громадном опыте и выдающихся результатах работы научных званий. Хотя о присвоении ему звания доктора архитектуры без защиты диссертации и об избрании его в члены-корреспонденты Академии архитектуры были еще в 1947 г. ходатайства, в том числе и академика И.Э.Грабаря , с которым П.Д.Барановский работал еще в ЦГРМ , и действительного члена Академии архитектуры И.В.Рыльского .
Но, на что ни в силах были повлиять никакие тяжелые обстоятельства, так это на потребность Петра Дмитриевича трудиться - реставрировать и спасать. Он поступает на работу в александровский музей, и вновь занимается памятниками Александроской слободы , в эти же годы реставрирует Троице-Сергиеву Лавру , работает научным консультантом в Коломенском и т.д. И, что самое поразительное, занимается и памятниками, вернее, одним из памятников в Москве , куда въезд ему запрещен, а нарушение запрета было чревато самыми тяжкими последствиями. Но Петр Дмитриевич все равно ежедневно ездил в столицу в связи со сносом Казанского собора на Красной площади. Истории изучения и реставрации этого уникального московского памятника тоже принадлежит особое место в жизни Петра Дмитриевича .
Следует вообще сказать, что и сама Москва , ее архитектурное наследие играли едва ли не главную роль в деятельности П.Д.Барановского . Перечислим вкратце те проекты и начинания, которые были осуществлены им в Москве . Помимо упоминавшейся уже деятельности, связанной с музеями в Коломенском и в Спасо-Андрониковом монастыре , Петром Дмитриевичем были проведены различные по объему и содержанию научно-реставрационные работы на десятках московских памятников. В течение ряда лет обращался он к проблеме реставрации Китайгородской стены : в 1920, 1925, 1927 гг. (стена разобрана в 1934 г.).
Заслугой П.Д.Барановского является исследование (а частично и открытие) и реставрация замечательного средневекового московского ансамбля в Охотном ряду (1923, 1926, 1928 гг.): палат Голицына, палат Троекурова конца XVII в. и церкви Параскевы Пятницы 1680-х гг. (с некоторыми перестройками после пожара 1737 г.) По поводу этой реставрации И.Э.Грабарь писал: «Замечательнейшая по красоте архитектурная перспектива получится после завершения начатых работ по восстановлению древних домов XVII века Голицына и Троекурова... Москва получит редчайшие образцы гражданской архитектуры XVII века, дошедшие до нашего времени в столь малом количестве» (Архитектура Москвы. 1927 ). Но «замечательной перспективы» не получилось, в 1928 г. начался снос церкви Параскевы Пятницы , одного из шедевров московской архитектуры, а 1934 г. несмотря на борьбу П.Д.Барановского были снесены и Голицынские палаты .
В 1924 и 1937 гг. П.Д.Барановский занимался исследованием и обмерами небольшой, но очень интересной с архитектурной точки зрения церкви Трифона в Напрудной слободе (рубеж XV-XVI вв.) в связи с намеченным сносом памятника (церковь уцелела - довольно редкий случай).
Другая судьба была уготована Казанскому собору на Красной площади, памятнику преодоления Смуты, построенному в 1630-е гг. Благодаря П.Д.Барановскому , исследовавшему собор в 1925-1928 гг., за довольно распространенными поздними классицистическими архитектурными формами было открыто сохранившееся подлинное архитектурное чудо XVII в. Петр Дмитриевич отреставрировал собор, но работы не были полностью закончены, их прервал арест. А благодаря рискованным нелегальным поездкам в Москву из Александрова в 1936 г. в процессе уже начавшейся разборки древнего памятника Петр Дмитриевич сумел, успел провести фиксацию и обмеры собора, благодаря чему в 1990-1993 гг. одним из учеников Барановского архитектором О.И.Журиным Казанский собор был возращен Москве .
В 1920-1930-е гг. Петр Дмитриевич занимался изучением Львиных ворот Богаделенного дома в Преображенском , перевезенных затем в музей «Коломенское», ему принадлежат первые версии происхождения этого архитектурного памятника.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. П.Д.Барановский занимался сразу несколькими московскими памятниками: делал обмеры и исследовал церковь Николы в Мясниках (постройки начала XVI в. и XVIII в.) при ее сносе в 1928 г.; непосредственно перед арестом в 1933 г. Барановский перевозил в Коломенское части декора назначенного к сносу архитектурного шедевра - китайгородской церкви Николы Большой Крест (построенной купцами Филатьевыми в 1680-е гг.), непосредственно после одного из таких «рейсов» с деталями памятника из Китай-города в Коломенское Барановский и был арестован.
В 1950-е гг. Петр Дмитриевич обследовал сразу средневековые московские храмы XVII в.: Успения в Путинках, св. Софии Премудрости Божией, Георгия в Ендовах, Троицы в Листах, Иоанна Богослова в Бронной слободе .
В разные годы он проводил работы по разработке проектов реставрации, по постановке на учет или непосредственно по реставрации таких памятников, как церкви Троицы в Хорошеве (XVI в.), Федора Стратилата (XVI в.), Николы Явленного на Арбате (XVI в.), Иоакима и Анны (XVI в.), Зачатия св. Анны, что в Углу (XVI в.), Николы Мокрого (XVII в.), Успения на Покровке (XVII в.), Фрола и Лавра на Мясницкой (XVII в.), Троицы в Листах (XVII в.), Адриана и Натальи (XVII в.), Николы в Столпах (XVII в.), Покровского собора (Василия Блаженного) на Красной площади (XVI в.) гражданских памятников - палат Гранатного двора (XVII в.), палат Нащекина (XVII в.), палат в Кожевниках (XVII и XVIII в.), дома Даля (XVIII в.), Сухаревой башни (XVII в.) и др. Многое из этого списка шедевров, увы, уже не существует.
В 1956 г., почти также как в 1920-е гг. Казанский собор , в Зарядье им был открыт и исследован Старый Английский двор (ныне хорошо известный москвичам филиал Музея Москвы) - палаты XVII в. с сохранившимися более древними основаниями XVI в. Благодаря П.Д.Барановскому началось не только изучение этого памятника, но и была обоснована его исключительная ценность, что позволило его сохранить и поставить на государственную охрану. В 1962 г. в Китай-городе , по соседству с Английским двором , при участии П.Д.Барановского исследовались и были спасены еще два памятника гражданской архитектуры средневековой Москвы : палаты Симона Ушакова в Ипатьевском пер. и палаты Боровского подворья . П.Д.Барановский рассматривал их в едином комплексе со стоящей рядом великолепной церковью Троицы в Никитниках (XVII в.). Сегодня в целом отреставрированы палаты Симона Ушакова , и в заброшенном состоянии находятся передвинутые во двор в связи с застройкой переулка палаты Боровского подворья .
Еще один важнейший этап в жизни П.Д.Барановского тоже связан с Москвой - это его научно-реставрационная работа в Крутицком подворье - средневековой резиденции Митрополитов Сарских и Подонских, которой было отдано почти 40 лет! Реставрация продолжалась с конца 1940-х до 1980-х гг. В результате был возвращен к жизни уникальный ансамбль Средневековой Москвы . Барановский в будущем видел в Крутицах музейный, культурный и научно-реставрационный центр. Именно здесь в 1964 г. Петр Дмитриевич создал одно из первых молодежных, студенческих объединений - клуб «Родину» (при МГО ВООПИиК ), участники которого стали добровольными помощниками реставраторов. История клуба «Родина» , просуществовавшего до 1972 г. (закрытого по распоряжению властей), - это отдельная интереснейшая страница в истории охраны памятников и в биографии П.Д.Барановского . Здесь Петр Дмитриевич создал свою экспериментальную щколу-мастерскую. Об этом начинании Барановского архитектор О.И.Журин в середине 1990-х гг. написал: «Барановский хотел создать эталонную мастерскую, в которой возродились бы традиции подлинной научной реставрации. Предполагалось готовить специалистов высокой квалификации, создавать мобильные летучие отряды по консервации памятников. Его мастерская жила и действовала. Собрался в ней толковый народ. Достаточно сказать, что те полтора десятка мастеров, что воспитались в Крутицах, на сегодняшний день являются лучшими в Москве. Крутицы - это школа. Школа Барановского»(Цит. по Бычков Ю.А. Жизнь… С.168-169 ).
Вот лишь очень беглый обзор того вклада, который сделан в отечественную культуру, в культуру Москвы замечательным человеком, ученым, выдающимся реставратором, великим радетелем нашего культурного наследия П.Д.Барановским .
Как же чтится память об этом человеке? Дочь Петра Дмириевича , Ольга Петровна Барановская (ныне уже покойная), взявшая в свое время на себя нелегкие заботы сохранения документального наследия отца и сохранения памяти о нем, - инициатор установления мемориальной доски на Крутицком подворье , где в течение нескольких десятилетий Петр Дмитриевич спасал и возвращал людям уникальные памятники московского Средневековья, мемориальные доски есть в Коломенском и у Больничных палат Новодевичьего монастыря , где многие годы жил и работал Петр Дмитриевич (как ни странно это покажется, но установить эти доски было делом непростым!). Благодаря заботам О.П.Барановской сохранен уникальный и обширный архив П.Д.Барановского , он передан на хранение в ГНИМА им. А.В.Щусева . Для исследователей самых разных областей русской культуры, в первую очередь, для реставраторов, историков, архитекторов, краеведов, это совершенно бесценные материалы.
О Петре Дмитриевиче помнят в Ярославле, Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Болдино , помнят его ученики и друзья, в свое время создавшие Фонд П.Д.Барановского , издавшие сборник его документов, опубликовавшие первую (и пока единственную) биографическую книгу о Петре Дмитриевиче («Житие Петра Барановского» Ю.А.Бычкова), о Барановском есть небольшие документальные киносюжеты. Московское краеведческое общество с 2000 г. проводит Памятникоохранительные научно-практические «Барановские чтения» , изучая и пропагандируя наследие этого необыкновенного человека.
Но безуспешными оказались попытки О.П.Барановской добиться устройства мемориального музея-квартиры в Больничных палатах Новодевичьего монастыря . Нет в Москве и памятника П.Д.Барановскому , своим беззаветным служением Отечеству заслужившему великую благодарность не только Первопрестольной, но и всей России (а модель памятника была сделана Ольгой Петровной , скульптором по профессии, но пробить бюрократические барьеры оказалось невозможно).
И.Грабарь говорил о Петре Дмитриевиче : «В нашей стране живет и действует в расцвете сил такой исключительный знаток и исследователь памятников древней архитектуры, такой архитектор-эрудит и археолог, каким должен был бы гордиться весь Советский Союз и какого нет во всей Западной Европе…» .
Использованы материалы и иллюстрации из:
Бычков Ю.А. Житие Петра Барановского.
М., 1991. 174 с.;
Петр Барановский. Труды, воспоминания современников
/Сост. Ю.А.Бычков, О.П.Барановская, В.А.Десятников, А.М.Пономарев. М., 1996. 282 с. (в том числе, сведения из Автобиографии П.Д.Барановского
);
Смирнова А.Г. Вспоминая Петра Дмитриевича Барановского. О выдающемся исследователе и реставраторе памятников архитектуры П.Д.Барановском (1892-1984) и о Чтениях его имени
//Московский журнал. 2016. №5(305). С.51-61.
А.Г.Смирнова
Петр Дмитриевич (14.02.1892, с. Шуйское Вяземского у. Смоленской губ. - 12.06. 1984, Москва), архит., реставратор, один из основоположников новых методов реставрации и консервации архитектурных сооружений. Окончил Московское строительно-техническое уч-ще (1912) и отд-ние археологии Московского археологического ин-та с золотой медалью (1918). Во время первой мировой войны служил начальником строительного участка на Западном фронте (авг. 1915-1918). Преподавал историю рус. архитектуры в Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та (1919-1922) и в МГУ (1922-1923). С 1919 г. старший научный сотрудник московской секции ГАИМК, старший научный сотрудник-архитектор ЦГРМ (20-е - нач. 30-х ХХ в.). В 1933 г. был репрессирован, до 1936 г. находился в ссылке в г. Мариинске (Кемеровская обл.), после освобождения - сотрудник музея г. Александрова. С 1938 г. являлся членом структур гос. охраны памятников разных уровней, один из основателей ВООПИК (1966). Создатель музеев в с. Коломенском (1923-1933 директор), в Чернигове (1946), В Юрьеве-Польском (1947), в Андрониковом мон-ре в Москве (1960).
Реставрационная деятельность Б. началась в 1911 г. с обмеров Введенской ц. Свято-Троицкого Болдинского мон-ря в Смоленской губ. В 1919-1929 гг. он реставрировал в мон-ре Введенскую ц. и звонницу, организовал музей. Б. реставрировал средневек. храмы в Смоленске (апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Богослова, св. Архангела Михаила и др., 1923-1963), в Ярославле (здания Спасского мон-ря, храмы св. Архангела Михаила, св. Николы Мокрого, св. Николы «Рубленый город», 1918-1931), в Угличе (храмы Алексеевского мон-ря) и в Ростове (ц. св. Исидора и храмы Борисоглебского мон-ря). По его инициативе была создана Ярославская реставрационная комиссия (1918; с 1922 - Ярославское отд-ние ЦГРМ).
Б. обмерял и изучал, первоначально под рук. И. Э. Грабаря , храмы и деревянные гражданские сооружения Русского Севера (1920-1931), Соловецкий мон-рь (1922-1923), храмы Новгорода (1922-1923). Участвовал в экспедициях по Волге (1930) и в Белоруссию (1929). В 1922 г. Б. обследовал ряд крупнейших древнерус. мон-рей, провел фрагментарную реставрацию боровского Пафнутьева (1923-1927) и перемышльского Лютикова (1927-1932) мон-рей в Калужской обл. Во Владимире и области он обследовал и реставрировал храмы вмч. Георгия в Юрьеве-Польском (1922-1950), Княгинина мон-ря (1924), вмч. Димитрия Солунского (1939-1941).
Б. занимался реставрацией и консервацией храмов в Коломенском (Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, Вознесения Господня, Казанской иконы Божией Матери, вмч. Георгия, в 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), работал над проектами реставрации Симонова мон-ря (1929-1930), ц. св. Параскевы в Охотном ряду (1928), Спасского собора Андроникова мон-ря (1922-1923), Покровского и Троицкого храмов Александровской слободы (1923, 1927, 1936-1939), Новоиерусалимского мон-ря (1943-1959), Успенского и Воскресенского храмов, ансамбля палат, ворот и башен Крутицкого подворья (1947-1959) и мн. др. Важнейшими проектами, осуществленными Б. в Москве, стали раскрытие и реставрация собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (1925-1928). Благодаря его усилиям удалось спасти церкви Зарядья в Китай-городе.
В предвоенные годы Б. осуществлял научное руководство реставрационными работами в ТСЛ (1937-1938): в церквах святых Зосимы и Савватия, Св. Духа, больничных палатах и др.
Б. принадлежит выдающаяся роль в послевоенной реставрации древнерус. храмов в Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке. Он возглавил комиссию по реставрации киевского Софийского собора (1943-1944). В Чернигове им была спасена полуразрушенная ц. св. Параскевы («Пятницкая») (1943-1945; 1956-1963).
Б. были собраны материалы о более чем 1700 древнерус. зодчих для задуманного им Словаря древнерус. зодчих. Его интересовали проблемы взаимовлияния храмовой архитектуры Руси, Кавказа, Византии и Балканских стран. Он придерживался «теории самобытности», являясь последователем И. Е. Забелина . Б. воспитал плеяду реставраторов и историков архитектуры национально-романтического направления. Похоронен в Донском мон-ре.
Б. на практике были опробованы новые приемы воссоздания облика архитектурного сооружения по сохранившимся фрагментам, разработан метод укрепления средневек. зданий с помощью железобетона; проведена в жизнь идея создания историко-архитектурных музеев-заповедников на территории монастырских ансамблей, в т. ч. музеев деревянного зодчества под открытым небом. Им было создано более 100 реставрационных проектов, из них осуществлено полностью или частично более 70 (архив передан в ГНИМА, в 2000 начата его публикация).
Соч.: О времени и месте погребения Андрея Рублева; Собор Пятницкого монастыря в Чернигове; Крутицкий дворец в Москве и его реставрация; Дорогобужский Болдинский монастырь в истории научных методов архитектурной реставрации и новые предложения в этой области; Материалы к «Словарю древнерусских зодчих» и др. // Барановский П. Д. Тр., восп. современников / Сост. Ю. А. Бычков и др. М., 1996. С. 15-110.
Ю. Р. Савельев