Вашему вниманию представлены 20 карточек. На них изображены как слоги, так и отдельные буквы. Каждая карточка содержит основные, наиболее употребительные сочетания. Остальные можно составить из отдельно представленных букв. Все буквы традиционно разделены на синие (согласные) и красные (гласные).
Для работы вам потребуется распечатать карточки и разрезать их по линиям, чтобы каждый слог был отдельно. Лучше наклеить их на плотную основу.
Слоги с Буквами Б и В
Слоги с Буквами Г и Д
Слоги с Буквами Ж и З
Слоги с Буквами К и Л
Слоги с Буквами М и Н
Слоги с Буквами П и Р
Слоги с Буквами С и Т
Слоги с Буквами Ф и Х
Слоги с Буквами Ц и Ч
Слоги с Буквами Ш и Щ
Игры с карточками:
1. Чтобы ребенок предпринял первые шаги в чтении по слогам, сначала учим с ним сочетания с какой-нибудь гласной буквой, например, «а», а затем с другими гласными («о», «у» и т.п.).
2. На следующем этапе можно переходить к «сборке» слов. Для начала это должны быть простые слова, состоящие из одного или пары слогов (па-па, ми-ша, кот, дом, ру-ка и т.д.). Это должны быть слова из окружения малыша.
3. «Собери слова»: выбирается карточка с одним слогом. Из имеющихся слогов ребенок добавляет карточки, чтобы получилось полноценное слово. Примеры:
МАлина
зиМА
поМАда
Собрав слово, нужно его еще и прочитать.
4. «Отгадай слово»: выкладываем первый слог, а ребенок подбирает окончание. Если он испытывает затруднения, можно подготовить картинки-подсказки или словесные описания-задагки. Другой вариант – подбор первого слога к выложенному последнему.
5. «Цепочка»: из слов составляется цепочка, в которой последний слог предыдущего слова становится первым для следующего.
6. «Найди слог»: среди выложенных карточек со слогами (лучше, если их будет не слишком много, около 5) найти тот, который называет ведущий.
7. Даем задание ребенку составить слово из двух слогов. Затем усложняем задачу и собираем слова из 3 и 4 слогов. Последний вариант – собрать слово более чем из 4 слогов.
8. «Классная игра». Эта игра предназначена для большого количества участников (например, для класса или детсадовской группы). Карточки в произвольном порядке выкладываем на горизонтальную поверхность (стол, пол) или прикрепляем на вертикальную (обычную или магнитную доску, стену). Для начала количество карточек не должно быть очень большим. Выбирают двух участников. Ведущий называет слог. Дети ищут его среди выложенных слогов. Кто нашел первый, забирает карточку и занимает свое место. К проигравшему выходит еще один участник из группы. Ведущий называет следующий слог, и все действия повторяются. Выиграет тот, кто соберет больше слогов.
В качестве продолжения игры можно попросить детей собрать из слогов слово.
Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.
УПРАЖНЯЛОЧКА
(русский язык)
2 класс
Деление слова на слоги
Правила Переноса слов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА:
Слоги – это части слова , на которые оно делится при произнесении.
Например:
Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный
Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной , а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных , столько и слогов.
Например:
Лист, ко
-ра
, де
-ре
-во, ли
ст-ве
н-ни
-ца
, при-клю
-че
-ни
-е
Как называются слова, в которых один слог, два слога , три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
Слова, в которых два слога , - двусложными,
Слова, в которых три слога, - трёхсложными.
Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам , но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.
Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например:
май – ка, зай - ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например:
боль - шой , подъ - езд.
Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?
При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.
Например:
кас - са, рас - сказ.
ЗАПОМНИ!
1. Слог разрывать нельзя.
Слова из одного слога не переносятся.
Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке .
КАРТОЧКА №1
Допиши слог так , чтобы получилось слово.
ре… | лу… | боч… |
но… | гор… | коч… |
печ… | но… | чай… |
ша… | ко… | ме… |
лу… | ре… | ко… |
КАРТОЧКА №2
Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.
Облака, кора, отмель - …
Сало, ступа, вата - …
Купи, перо, снежок - …
Пальма, орлы, ерши - …
Много, чучело, носок - …
Муза, поезда, удача - …
КАРТОЧКА №3
Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.
Пример : ка ша, ре ка, та релка – карета.
Колос, рота, ваза – ___________________________
Молоко, невод, таракан – _____________________
Коса, лото, боксёр – __________________________
Баран, рана, банка – __________________________
КАРТОЧКА №4
Раздели слова, где можно, на слоги.
утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы
КАРТОЧКА №5
Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.
хороша, дворе, горка, нашем, в
Её, ребята, сделали
Наташа, возили, Яков, снег, и
Скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
КАРТОЧКА №6
Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №7
Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени,
Сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.
КАРТОЧКА №8
Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:
Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,
Уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.
КАРТОЧКА №9
Запиши слова - названия предметов с делением для переноса.
______________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №10
Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.
КАРТОЧКА №11
Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.
Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №12
Измени слово так , чтобы его можно было разделить для переноса.
Придумай свои два примера.
Дом - __________, ____________ - ______________ ,
Клён - __________, ____________ - ______________ .
КАРТОЧКА №13
Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.
Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стёрла я с листа.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №14
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый – белый…
Отчего же так темно?
КАРТОЧКА №15
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно – красен,
И реки блестят извивы.
КАРТОЧКА №16
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,
Угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
КАРТОЧКА №17
Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Без собаки зайца не поймать.
Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
Бобы не грибы , не сеешь – не взойдут.
Не зная броду, не суйся в воду.
КАРТОЧКА №18
Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.
У кого жить, тому и служить.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Что ни день, то новость.
Семь дел в одни руки не берут.
Добро и во сне хорошо.
Худ обед, коли хлеба нет.
КАРТОЧКА №19
По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса.
Солёная вода для засолки овощей - ________________ .
Помещение в школе, где идёт урок - _______________ .
Шестой день недели - __________________________ .
Обучение животных послушанию - ________________ .
Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой - __________________________________ .
Асфальтированная дорога - ______________________ .
Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ .
КАРТОЧКА №20
Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.В марте воробьи гнёзда вьют.
Парит – перед дождём.
Солнечный дождь быстро пройдёт.
Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Длинные сосульки - к долгой весне.
Большая роса в мае – к урожаю огурцов.
Формирование слоговой структуры слова
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.
Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :
1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.
Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков:
можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши , речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.
Данный этап проходит в следующем порядке:
·
- уточнения артикуляции сохранных звуков;· - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/
· - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.
Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети ).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина ).
3. Односложные слова (дом, мак ).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель ).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон ).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки ).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка ).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф ).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт ).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка ).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).
В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.
Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Приложение 1
Нормы развития слоговой структуры слова
у детей разной возрастной категории:
3 года : воспроизведение слов, состоящих:
Из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
Из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
Из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)
4-5 лет: воспроизведение слов:
Из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
Из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
Ребенок должен уметь:
Назвать предметные картинки;
Повторить слова за взрослым;
Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Детишкольного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:
Чтение слов сложной слоговой структуры;
Чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
Чтение скороговорок;
Списывание сложных слов и предложений.
Приложение 2
Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности
1. Двусложные слова из открытых слогов:
дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.
Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,
хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
2. Трехсложные слова из открытых слогов:
лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама
3. Односложные слова из закрытого слова:
мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.
Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.
4. Двусложные слова с закрытым слогом:
лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок
5. Двусложные слова со стечением в середине слова:
банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,
Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.
держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:
кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,
Сергей, Матвей, Антон, Павлик.
Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.
блюдо, блины, слоны, стена,
Плавать, глотать, стучать
Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света
7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
8. Трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.
10. Трехсложные слова с двумя стечениями:
матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка
11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:
Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:
зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто–фту – фтыи т.д.
флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.
13. Двусложные слова с двумя стечениями:
звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.
Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.
Ср.: во-да, на-у-ка.
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук.
Во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук.
Сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.
Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!
Но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Обратите внимание!
Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж
ить
[иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить
.
Деление на части из-жить
соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!
То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .
- Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
- При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].
Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.
Обратите внимание!
При сочетании нескольких согласных в середине слова:
1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
О-тт ечь, да-нн ый.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Ша-пк а, ра-вн ый.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).
Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.
Например, слово рассчитанный
делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый
(рас
- приставка, счит
- корень; а, нн
- суффиксы; ый
- окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный
.
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный
.
Правила переноса слов | Примеры |
---|---|
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. | Разъ -езд, синь -ка, мой -ка. |
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. | О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса. |
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. | От -течь, раз -лить. |
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. | По-к ропить, при-к репить. |
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. | Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а. |
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . | Разы -скать. |
Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»
Так что же это такое - слог?
Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.
В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).
Теории слога
Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.
- Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
- Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
- Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
- Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.
Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».
Виды слогов
Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.
Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.
В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».
Как правильно разделять слова по слогам?
Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.
Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.
Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.
Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».
Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».
Как правильно разделять слова для переноса
Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.
При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.
Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.
Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».
При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».
Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.
Азбука по слогам
Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.
Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.
Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.