17 марта (4 марта по ст. стилю) не только день памяти святого благоверного князя Даниила Московского. В этот же день Православная Церковь празднует перенесение мощей другого князя – Вячеслава Чешского, покровителя Праги и всей Чехии. Роднит этих славянских князей удивительное смирение и стремление послужить своим народам, что они и делали во все дни своего недолгого земного пути. А еще жизненный подвиг благоверного Вячеслава вызывает в памяти образы других русских князей – Бориса и Глеба, которые, как и он, приняли мученическую кончину от руки родного брата.
От своей бабушки – мученицы Людмилы – благоверный князь Вячеслав Чешский унаследовал лучшие христианские качества. Старший сын чешского князя Вратислава, он с самого рождения являлся наследным принцем. В то время в Чехии существовал благочестивый обычай: отец подрастающего наследника просил епископа призвать на него сугубое благословение Божие. Так случилось и с Вячеславом. После Литургии в церкви Пресвятой Богородицы епископ поставил отрока на ступени храма и благословил его такими словами: «Господи Боже, Иисусе Христе, благослови этого отрока, якоже благословил еси праведных Твоих Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей равноапостольных Константина и Елену».
Заботились отец и бабушка и об образовании отрока. Сначала святая Людмила отдала внука священнику одного из пражских храмов для обучения славянскому языку, а затем Вратислав отправил сына в город Будеч учиться латинскому и греческому языкам, а также другим наукам. По некоторым сведениям, одним из учителей молодого князя был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вячеслав поражал своими способностями наставников и освоил науки весьма быстро.
К сожалению, Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и Вячеслав вступил на княжеский престол, когда ему едва исполнилось восемнадцать. О времени его правления известно немного, но можно сказать с достоверностью, что особые дарования в соединении с благочестием и глубокой образованностью сделали князя Вячеслава одним из лучших чешских правителей. Молодой князь особое внимание уделял христианскому просвещению своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он давал им образование в христианском духе. Не забывал князь и своих братьев и сестер, оставленных без попечения родителя.
Житие князя повествует о его богобоязненном устроении: «Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня" (Мф. 25, 35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом». Но, как это бывает нередко, благочестивая жизнь святого стала вызывать зависть и раздражение у его приближенных.
Через некоторое время подученный вельможами младший брат князя Болеслав стал вынашивать братоубийственные планы. Вячеслав был предупрежден о коварных замыслах, но не хотел верить этому. Стремясь к захвату княжеской власти, Болеслав пригласил старшего брата на освящение церкви и в тот момент, когда Вячеслав шел к утрени, сам с заговорщиками напал на него и поразил мечом. Кровь князя, пролившуюся на пороге храма, ничем не могли смыть, а через трое суток она исчезла сама. Тело мученика было расчленено, и Болеслав не позволял кому-либо убирать его с церковного двора. Лишь матери удалось добиться того, чтобы князь был отпет и погребен. Через некоторое время раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе Святого Вита, который создавал сам князь-мученик. Там они почивают до сих пор.
О Святом Вацлаве надо поговорить подробнее, потому как он – Патрон земель Чешских и самая главная местная идеологическая достопримечательность.
Мощный памятник этому красавцу стоит на
Вацлавской площади . Любой чех, собирающийся выразить свою гражданскую позицию или как-то по-другому прокачать права, придет сюда. Все эпохальные чешские события, сопровождающиеся выражением духа и воли, так или иначе, связаны с этим местом.Кто таков Вацлав?
Почему его образ вырос до титанических размеров?
И, вообще, что о нем известно наверняка?
Прежде всего, жил он давным-давно. Наш Рюрикович Владимир Святославович запросто мог бы ему прийтись внуком.
Хотя сам Вацлав был внуком легендарной княжеской четы Борживоя Гостивитовича и Людмилы Славиборовны. Эти легендарные супруги были крещены не менее легендарным равноапостольным епископом Мефодием.
Легендами и байками окружены совершенно все знаковые события того времени. Это характерно не только для чехов, но и для всех этносов вообще. Вот и местная байка повествует о том, что однажды великоморавский князь Святополк пригласил к себе в гости богемского князя-язычника Борживоя.Тот приехал не один, а с женой. За обеденный стол их якобы не пустили. Борщ и галушки для гостей подали на полу неподалеку от столовавшихся в том же углу собак. Борживой был удивлен настолько, что даже не схватился за ятаган, а лишь задал вопрос: «А фигли?». Святополк доходчиво разъяснил, что христианин никак не может сидеть за одним столом с язычником. Не по-пацански типа это… Осознав всю глубину пропасти, разделяющей стыдного язычника и продвинутого христианина, Борживой обратился за помощью в решении вопроса к Мефодию. Ну а последний, с помощью кадила и точных пассов превратил позорного поганца в светского христианского льва.
Вернемся к главной теме.
Родился Вацлав предположительно в 907 году. Будучи внуком той самой охристианизировавшейся княжеской четы, сам став князем, продолжал славное дело деда и бабки. При этом стоит понимать, что далеко не все княжеские подданные были готовы запросто поменять устоявшиеся языческие традиции на новую идеологию во главе с евреем Иисусом Христом…
Вообще, чтобы оценить всю мощь непростоты того времени стоит на пару минут нырнуть на глубину начала десятого столетия и посмотреть, что творилось вокруг фигуры молодого чехословацкого принца.
Ныряем…
В 895 году умирает великоморавский епископ Мефодий. Место Паннонского и Моравского епископа занимает Вихинг, сразу же организовавший гонения на Мефодиевских последователей и учеников. Многие убиты, многие в тюрьмах. Идея византийского православия на этой территории довольно быстро терпит фиаско. Недавно начатый процесс христианизации на чешских территориях, само собой, затруднен. Мы же помним, что Борживой и Людмила крещены по византийскому образцу. Мало того, что приходится преодолевать сопротивление языческой инерции, так еще начинается сильнейшее давление со стороны римско-христианской идеологической машины. Бавары, саксы и большинство прочего чешского окружения – христиане западного образца. В 895 году чешские делегаты признают в Регенсбурге верховную власть баварского герцога Арнульфа, обязуются платить ему дань и отныне регенсбургский епископ начальник епископам чешским.
В 907 году венгры порвали на части Великую Мораву. Сын Борживоя Вратислав вынужден тоже вести с ними множественные войны. В 921 венгры его убъют.
В 916 году молодой герцог сакс Генрих из династической линейки Людольфинов ловит птичек. К нему являются выборщики-князья и просят одеть корону. В историю этот господин вошел как Генрих I Птицелов. Ему очень интересны славянские земли по причине их выгодной географии. Там проходят торговые пути, патронаж над которыми, разумеется, выгодная штука…
В 921 году после гибели князя Вратислава Генрих нападает на чешские земли и полностью выжигает племя лютичей, живших по правому берегу Лабе. Супруга погибшего Вратислава Драгомира пока правительница Чехии. Сама она, между прочим, из лютичей… Драгомира собирает войско для ответного похода на сакса Генриха. Вот только дело это заведомо проигрышное… Внутренние междуусобицы, венгры, бавары… На саксов свободных сил точно маловато… К тому же, саксы – им палец в рот не клади!...
Однако Драгомира настроена решительно. Ее соправительница княгиня Людмила (супруга уже умершего к тому времени Борживоя) категорическая противница затеи невестки. Прелаты и часть чешской знати поддерживают Людмилу. Конфликт родственниц разрастается и заканчивается удушением свекрови по приказу Драгомиры.
Тем временем сын Драгомиры (и внук Людмилы, соответственно) Вацлав достигает вменяемого семнадцатилетнего возраста. Чешская знать сажает его на княжеский трон, а утомившую многих Драгомиру отправляют в ссылку в Бранденбург.
Утверждается, что во время коронации молодой князь обещал править по справедливости, чтобы судьи судили по совести и чтобы в стране был только мир. А, собственно, кто бы обещал что-то другое…
927 год. Генрих I нападает на полабские земли, чуть позже на земли гловичей… В 929 году подходит вплотную к Праге.
Генрих принимает вассальную присягу от Вацлава и, тем самым, активные военные события оказываются остановленными. Вацлав обязуется платить саксам дань. В качестве символического дара Генрих передает Вацлаву десницу одного из самых популярных саксонских покровителей - святого Вита. В честь этого события на месте современного главного чешского кафедрального собора строится его первый деревянный вариант. Сам князь Вацлав проводит в нем первую службу на славянском и латинском языках.
На фоне воцарившегося мира, молодой князь начинает ревностно ширить и углублять христианизацию чешских земель.
Младший брат Вацлава Болеслав находится во главе глухой оппозиции к политическим решениям старшего брата. Начиная с 929 года присутствие немцев на чешских землях становится чересчур болезненным для местного населения. Творятся бесчинства, грабежи и прочие безобразия. Начинаются ответные восстания. В том же 929 году восстают полабы. Генрих распоряжается подавить и примерно наказать.
27 сентября 935 года Вацлав приезжает в гости к Болеславу в его замок. Многие историки готовы согласится с тем, что Болеслав любил своего старшего брата, но не был в силах повлиять на решения, которые принимал последний.
Оттого якобы и распорядился, воспользовавшись случаем, совершить убийство брата…
Попировав в гостях у Болеслава, утром князь Вацлав отправляется на богослужбу. Перед входом в храм на него нападают…
С вятого князя часто изображают коленопреклоненным. Это потому, что он умер после смертельного удара едва коснувшись коленями земли.
Очень непростые были времена…
И рулёж ситуаций был ой, каким непростым.На этом нырок в пучину истории можно остановить.
Выныриваем…
Имя князя Вацлава давно превратилось в имя нарицательное. Оно обросло легендами, байками и «совершенно правдивыми историями»…
Хотите парочку?
Первая.
Однажды зимой в сильный мороз добрый князь проезжал верхом мимо какого-то поля и разглядел сквозь пургу крестьянина, собирающего хворост. Он узнал, где живет крестьянин и, собрав со своим слугой еды, вина и дров, отправился к нему в гости.
По дороге слуга начал жаловаться на то, что вконец замерзли ноги. Тогда Вацлав велел идти за ним след в след. Доброе сердце князя было настолько добрым, что земля от его ног прогревалась до 36,6…
Вторая.
В 1126 году князь Собеслав собирался биться с немецким Лотарем. Дело было неподалеку от современного Хлумеца над Цидлиной.
В разгар сражения над чешским войском из облака появился святой Вацлав на белом коне и немцы, разумеется, струхнули и побежали…
Кстати, убивший брата Болеслав, само собой, вскоре раскаялся. Сына своего назвал Страхквасом. В смысле, «Страшным пиром» в память о своей ужасной ошибке. Тело Вацлава было перевезено в Прагу. Вскоре было объявлено, что Вацлав – martyr. То есть, мученик, страдалец. То есть, присягнувший своей кровью на верность Христу. А спустя чуть более полувека, как только было основано пражское епископство, Вацлав был канонизирован.
Карл IV в процессе собственной коронации корону возложил на череп святого Вацлава, передав ему тем самым символическую власть в чешском царстве-государстве на все времена. В смысле, Вацлав – вечный король, а всем остальным корона лишь одалживается на некоторое время.
На протяжении столетий образ славного князя не давал покоя деятелям культуры. Книжки, сказки, байки, картины, песни, скульптурные композиции и всевозможные названия посвящались знаменитому образу знаменитого князя. На чешских иконах святой Вацлав вообще изображается непосредственно по соседству с Иисусом Христом…
Короче.
Для Чехов святой Вацлав – это их всё! Это их Человечище!!!
Если бы сам Вацлав узнал, какие он совершал подвиги и до каких размеров он вырос на протяжении столетий – очень сильно бы удивился…
А
вообще, наверное, симпатичный парень был.
Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы (память 16 сентября) и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он начал княжить 18-ти лет после смерти своего отца князя Вратислава (+ 920). Несмотря на молодые годы, он управлял мудро и справедливо и очень заботился о христианском просвещении народа. Святой князь был широко образованным человеком, изучил латинский и греческий языки. Святой Вячеслав был миролюбив, строил и украшал церкви, соорудил в столице Чехии Праге великолепный храм во имя святого Вита и почитал духовенство. Завистливые вельможи решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, а затем просил его задержаться, погостить еще один день.
Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и предал свою жизнь в волю Божию. Когда на следующий день, 28 сентября 935 года, благоверный Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, нашла его и положила в недавно освященной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама.
Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта). Память благоверного князя Вячеслава издревле чтится в Русской Православной Церкви. (Существует предположение, что кончина благоверного князя Вячеслава произошла в 929 году).
***
- Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому . Князь Вячеслав был широко образованным и благочестивым христианином, храмоздателем. Был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. К нему молитвенно обращаются за помощью в опасностях, для утешения семейных конфликтов, обращения ко Христу неверующих родственников.
Происходивший из династии Пршемысловичей князь Вацлав (Вячеслав) родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно необычных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу - как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.
Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти - младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей - Вацлава и Болеслава - занималась опять же Людмила.
Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим - напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она была канонизирована как святая мученица и является небесной покровительницей Чехии.
Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел, помимо родного, славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. Принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.
Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством брата Болеслава и уговорили его занять престол, убив Вацлава.
Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии, это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав).
Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Тело Вацлава перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.
Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» - мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу.
Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу).
или 935 ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .Память 4 марта , 28 сентября .
Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же - в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.
Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924 - 925 был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.
Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный храм во имя святого Вита .
Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова ), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.
28 сентября 935 в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.
Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу , похоронил их в церкви святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта ).
Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .
Тропарь, глас 4
Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.
Ин тропарь, глас 1
Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.
Кондак, глас 1
С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.