Каждый человек способен сам выбирать себе жизненный путь. Любой шаг – выбор внутреннего спора между добром и злом, высоким чувством и низменными помыслами. Рассмотрим, что делает человека человеком — кратко? Любовь к жизни и окружающей среде, слияние с обществом с чистыми помыслами и разумом. Каждый человек рождается человеком, а вот жизненные принципы и его умение адаптироваться в любой ситуации, наряду с другими факторами создают в человеке нравственность, один из главных критериев в жизни общественного существа.
Как человек становится человеком?
Наедине со своим мышлением, человек сам воспитывает и формирует в себе те качества, которые делают человека человеком. Что для этого нужно, прежде всего:
- любить и творить;
- прощать и верить
- уважать и защищать ближних;
- уметь благодарить и быть благодарным;
- быть ответственным и справедливым;
- быть честным и совестливым.
Это, пожалуй, самые важные преимущества в развитии и самовоспитании человека. Также можно отнести и мудрость, но она приходит к человеку с годами. Кроме всего каждый человек первоначально способен:
- обладать мышлением, разумом, членораздельной речью и сознанием;
- к сознательной целенаправленной деятельности;
- моделировать свое поведение;
- выражать ценностное отношение к действительности;
- предвидеть дальнейшие последствия своих действий;
- удовлетворять потребности и духовные и материальные.
Каждому человеку присуще развивать в себе человеческие ценности и качества в процессе общения с себе подобными.
Каждый человек имеет право на выражение своих эмоций и чувств, именно эти качества дополняют полный образ человека. Помимо всего прочего необходимо иметь семью, ради которой человек готов творить и совершать все начинания.
Самыми простейшими требованиями к человеку является поддержка в чистоте внешнего вида и создании в своей жизни комфортных условий на протяжении своего жизненного пути. Человек должен быть готовым прийти на помощь любому, нуждающемуся, попавшему в беду или сложную ситуацию. Он должен прививать себе и своим детям такие качества как доброта, искренность, сострадание и отзывчивость.
- Это интересно —
Что касается современных детей, они, обретая зрелость, лишь тогда становятся человеком, когда «впитывают» в себя опыт отцов. Это важно для нового поколения — это их жизненный пример. Они должны чувствовать обязанность самим сохранять и обогащать, передавать детям все, что им оставило старшее поколение, вплоть до благодарной памяти. Бесконечная наследственность поколений, скрепленных между собой духовным родством, мужественной готовностью к самоотречению ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком.
Великий Чарльз Дарвин в свое время выдвинул очень интересную теорию, которая, по мнению ученого, прекрасно могла объяснить все неясные вопросы, связанные с происхождением видов, в том числе и ответить на животрепещущий вопрос о происхождении человека. Дальновидные ученые-материалисты, получив в свое распоряжение такое замечательное оружие в борьбе с христианским учением о Творении, немедленно практически возвели теорию Дарвина в ранг аксиомы и непреложной истины.
Однако сейчас не будем вступать в какие-либо споры о том, как произошло все сущее на Земле, в том числе и человек. Нас больше интересует другой вопрос: Что делает человека Человеком...
Человек — это, в сущности, просто высокоорганизованное животное, обладающее разумом. Но ведь есть что-то, что отличает человека от приматов? Так все же что это такое? Что делает Разберем некоторые мнения по этому поводу.
Способность учиться — вот что делает человека человеком. Действительно, способность к обучению выгодно отличает человека от высокоорганизованных животных — так представляется на первый взгляд. Но очень многие владельцы собак, дрессировщики и укротители не согласятся с этим утверждением, подтверждая правоту своих слов многочисленными достижениями своих питомцев. Более того, существуют компьютерные программы, способные самообучаться, а это уже даже живым назвать нельзя.
Только человеку свойственно мыслить. Возможно. Но если повнимательнее приглядеться к поведению многих животных, птиц и даже насекомых и вспомнить, что еще ни один ученый в мире не доказал обратного, можно предположить, что братья наши меньшие тоже могут мыслить...
Возможно, общество делает человека? Да, общество — великая сила, которая может влиять на мысли и поступки каждого конкретного человека. Но это тоже происходит далеко не всегда. Как же тогда получаются изгои и отшельники? Ведь если общество делает человека, то все должны быть одинаковыми?
Еще один вопрос, волнующий умы многих — это вопрос о нравственности. Как раз нравственность, как и способность к творчеству и Любви, как представляется, и отличает человека от высокоорганизованных животных. В этом плане тоже не все ясно. Считается, что нравственным может быть только человек образованный. Но делает ли образование человека нравственным? Ответить на этот вопрос можно, просто оглянувшись вокруг. Наверняка в жизни каждого человека встречались блестяще образованные люди, имеющие прекрасные манеры, приятные в общении, хорошо одетые, но в то же самое время способные предать и для достижения своих целей буквально пройти по костям окружающих. Делает ли образование человека нравственным? - Увы, это было бы слишком просто...
Любовь и Творчество — вот на самом деле что делает человека Человеком. Только это может быть свойственно лишь человеку из всего многообразия Творения. Именно эти качества приближают человека к Творцу. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1: 27).
В другом месте (1 Ин. 4:8) Писания находим замечательные слова: «Бог есть Любовь». Значит, именно проявление Любви и дает человеку право на это высокое звание? Человек — лучшее из всех Творений Господа, и Господь возлюбил нас до такой степени, что принес в жертву Своего Сына, чтобы мы имели шанс быть спасенными и стать Его Детьми. Большая, великая Любовь, которую каждый из нас способен узнать, роднит нас с Творцом, значит, и делает человека Человеком...
Приближает человека к Господу, следовательно, делает способность к творчеству, которой наделен только человек и никто из животных. Но здесь нужно иметь в виду, что Творчество Бога — первично. Он творит из ничего. Человеческое творчество вторично, потому что произведения искусства создаются лишь на основе того, что есть вокруг или в сердце человека...
Конечно, все рассуждения на эти темы могут показаться очень спорными, как и любые философские умозаключения, но могут быть расценены как хорошая попытка приблизиться к ответу на один из самых волнующих всех людей вопросов: Кто я? Откуда? Зачем?
Урок 2 ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ?
28.10.2013 24270 0Эпиграф к уроку:
У природы нет другого мозга, кроме того, что она с таким трудом втиснула человеку в голову.
Бернард Шоу
Цель:
сформировать у учащихся представление о происхождении человека и его отличиях от животных.Учащиеся должны знать, что:
1)самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное;
2)в процессе общения происходит формирование таких человеческих качеств, как язык, способность мыслить и т. д.;
3)социальное и биологическое слиты в человеке воедино;
4)наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животного является способность мыслить;
5)в игровой, учебной и трудовой деятельности, развиваются многообразные человеческие качества.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1)человек;
2)человек - существо биосоциальное;
3)мышление;
4)потребность;
5)общение;
6)игровая деятельность;
7)учебная деятельность;
8)трудовая деятельность;
9)производственная деятельность;
10)государственная деятельность;
11)политическая деятельность;
12)интеллектуальная деятельность;
13)художественная деятельность;
14)самореализация;
15)способности.
Учащиеся должны уметь:
1)объяснять смысл понятий;
2)характеризовать качества человека;
3)проследить способность человека к творческой деятельности.
Ход
урокаI. Изучение нового материала.
ПЛАН
1.Отличие человека от других живых существ.
2.Мышление и речь.
3.Как человек реализует себя?
Данный урок представляет собой изучение нового материала, но это не урок- лекция, так как учащиеся имеют сведения об отличии человека от животного еще из курса истории древнего мира.
1.Всту пител ьная беседа.
-Вспомните, что вам известно о происхождении человека.
-Почему человек выделился из мира животных? Что этому способствовало?
-Чем человек отличается от других живых существ? (Составить кластер.)
Результаты деятельности групп записываются втаблицу:
|
1.Выполнение заданий.
Задание
1. Проанализируйте высказывания. Выскажите свои собственные суждения. Согласитесь или опровергните данные точки зрения.1)«Сущность человека неизменна и «нового человека» создать не удастся, надо только идти к тому - в том и подлинный смысл прогресса - чтобы человечество жило собственно человеческой, а не животной своей сущностью». (Александр Круглов.)
2)«Человек - самое больное и уродливое среди животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни». (Фридрих Ницше.)
3)«Человек крепко стоял на своих ногах до тех пор, пока у него их было четыре». (Срба Павлович.)
4)«Поскольку человек произошел из царства животных, то ясно, что он никогда не избавится от звериных элементов». (Фридрих Энгельс.)
5)«Человек - единственное животное, обладающее способностью смеяться и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним». (Поль Валери.)
6)«Из того, что человек - животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом». (Николай Михайловский.)
-Что значит: человек - существо социальное? Человек - существо биологическое? (Ответить на этот вопрос ученикам поможет текст параграфа.)
-Как вы понимаете слова российского ученого-конструктора, журналиста Александра Локтева: «Из всего животного мира только человек думает, что он думает».
После высказываний учащихся необходимо обратить их внимание на то, что
наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить.Задание
2. Приведите примеры о необходимости мыслительной деятельности.Задание
3. Проанализируйте следующие высказывания о человеке. Какое из них ближе вашей точке зрения? Почему?1)«Человек становится человеком только через язык». (В. Гумбольдт.)
2)«Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться». (Д. Аддисон.)
3)«Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных - нет. (Э. Берн.)
4)«Человек - это знание, которое познает самое себя». (Е. Евтушенко.)
5)«Человек - это существо, способное на деятельность, на которую не способно никакое другое существо». (Восточный философ.)
6)«Человек - единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью». (Дж. Каллингвуд.)
Учащиеся высказывают свои мысли, в данном случае возможна дискуссия.
-Но почему философы постоянно обращались к человеку, анализировали и анализируют различные стороны его материального и духовного бытия?
Н. Бердяев сказал: «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке - значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке».
Человек живет среди других людей, он развивается в человеческой среде, формируется как личность.
-Вспомните сказку Р. Киплинга про смелого индийского мальчика Маугли.
-Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества?
-Чего был лишен Маугли?
Задание
4. Приведите примеры, когда человек жил и воспитывался в иной среде.Жизнь человека направлена на то, чтобы оставить после себя добрую память.
Задание
5. Назовите людей, жизнь которых не прошла бесследно. Что было ими сделано?Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание.
-Назовите, что помогает человеку достичь этого?
Вильгельм Швёбель - немецкий ученый, публицист написал: «Человеку постоянно нужно нечто, что помогало бы ему жить, что мешало бы ему жить и что он мог бы преодолевать».
То есть человек в своей жизни делает что-то благодаря своим способностям, в деятельности он раскрывает себя, свои таланты.
Задание
6. Используя текст параграфа «Как человек реализует себя?», определите, какие виды деятельности присущи человеку.Деятельность способствует самореализации личности.
-Как вы понимаете, что такое самореализация? Запишите слова, которые приходят на ум, когда вы слышите слово «самореализация».
«Человек непременно должен израсходовать адаптационную энергию - наследственно определенный ограниченный запас жизнеспособности, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении».
(Ганс Селъе - канадский физиолог.)И. Закрепление.
Вопросы:
1.Как вы понимаете слова: «Человек - существо биологическое», «Человек - существо социальное»?
2.Приведите примеры биологического и социального в человеке.
3.Как человек может проявить свои способности?
4.Что такое самореализация?
Домашнее задание: § 1.
Существует, разумеется, много вариантов ответа на этот вопрос. Долгое время, например, считалось, что людьми нас делает способность к мышлению - так считал, например, Декарт.
Впрочем, ещё в начале ХХ века философ-неокантианец Эрнст Кассирер (1874 - 1945) раскритиковал привязку человечности к мышлению как wishful thinking, то есть выдачу желаемого за действительное. Философы раннего Нового времени и эпохи Просвещения, писал он, хотели построить общество на основе чистой рациональности, т.е. рациональность была их этическим требованием, человек должен быть рациональным, но вместо того, чтобы сформулировать это так, они говорили о том, что человек по своей природе является рациональным. Между тем, если мы посмотрим на все многообразие человеческой культуры - искусство, религию, политику - те вещи, которые нас, по существу, и делают людьми, то мы никак не сможем свести всё это множество к рациональности. И ни в коем случае не должны этого делать. Извините, но попытки построить "научную этику" в истории уже были, например, в СССР, на базе "научной теории классовой борьбы", и ни к чему хорошему они не привели.
Если не рациональность делает нас людьми, то что? Для Кассирера ответ на этот вопрос - создание и использование символических конструктов (языка, денег, политической символики, религиозных учений и т.д.), которые составляют промежуточный мир между нами и физической реальностью. Иными словами, особенность человеческого положения для Кассирера состоит в том, что он взаимодействует с миром не напрямую, как это делают обычно животные, а преимущественно через посредство мира символов. Например, мы не обмениваем товар на товар, а обмениваем товар на деньги, символические единицы. Водитель на дороге в норме останавливается на красный свет (символический сигнал) даже если дорога свободна. Я сейчас взаимодействую с Вами посредством языка (символической системы) и т.д. Не то, чтобы животные совсем не могли использовать символы - орангутанги и гориллы как минимум способны к освоению простого языка - но ни один биологический вид, кроме человека, не живёт в созданной и поддерживаемой им символической реальности, а человек, наоборот, не может жить без нее. Это один возможный ответ.
Есть и другой ответ на этот вопрос: человека делает человеком его свобода. Свобода проистекает от незавершенности человеческой природы. Классик современной философской антропологии Арнольд Гелен (1904 - 1976) писал, что специфика природы человека состоит в том, что всех животных природа приводит в мир "готовыми", т.е. приспособленными к решению конкретных задач и конкретным условиям среды, в то время как человек приходит в мир как бы недоделанным - без когтей, клыков, шерсти, панциря и т.п., но способным самостоятельно доделать себя. А значит он может приспособиться к самым разным климатическим условиям: от экватора до полярного круга, в отличие от каких-нибудь, например, кораллов, которые погибают при небольшом изменении температуры воды.
Идею свободы человека как определяющей его характеристики особенно активно подхватят французские философы-экзистенциалисты вроде Ж.-П. Сартра (1905 - 1980), но Сартр будет делать акцент на том, что свобода человека - это его бремя (потому что он не выбирал родиться, и не выбирал быть свободным), от которого невозможно отказаться, и одновременно его ответственность.
Наконец, чтобы сказать о современности, Ноам Хомский (р. 1928), говоря о "природе человека" определяет ее как свободное творчество (на YouTube интересную дискуссию Хомского с французским философом М. Фуко в 1971 году). По мысли Хомского, человек, прежде всего, занимается творческими задачами: от ребёнка, который учится языку, до водителя, который попал в пробку и думает, как ее объехать. Тогда именно способность к творческому решению задач на основе, конечно, врожденных паттернов поведения и прошлых знаний, в пределе проявляющая себя в научном и художественно творчестве, но вообще являющаяся нашим стандартным способом решения задач, является определяющей характеристикой человека. Отсюда у Хомского проистекают и политические выводы: общество хорошо ровно в той мере, в какой оно способствует свободному и самостоятельному творчеству человека, а отсюда вытекает ценность прав человека, демократии и, в конечном итоге, анархизм Хомского.
: Что делает человека человеком? Человеческие дети, воспитанные животными, не стали людьми. Это говорит о том, что человек не есть природная данность, а порождение определенной культурной среды.
Человеком не рождаются, человеком становятся в результате кропотливой культурной работы, человека рождает социум, человек явление социальное.
Если человек на стадии формирования выпадет из социума – он не станет человеком, человеческое сознание само собой не воспроизведется.
Производство человека. Формирование определенного культурного типа происходит внутри соответствующих социальных групп. Устойчивую социальную группу создают общие интересы и объединяющий смысл. Этот смысл должен превосходить чисто практические цели, иначе он ничего связать не сможет. Необходимо производство самого человека.
Социоцид. Превратить людей в группу трудно. Обратная задача может быть решена разрушением связей социальной жизни, т.е. социальной войной, по 4 направлениям:
1. Отделение человека от иных людей, сужением сферы его интересов до минимальных бытовых – погрузить его в борьбу за выживание, в нерешаемые жизненные проблемы, без помощи государства и общества.
2. Через эскалацию наркотизации, алкоголизма, токсикомании, проституции – работает машина пропаганды растления людей, телевидение и СМИ, они предъявляют нищему населению примеры неограниченного потребления богатых, криминального поведения и пренебрежения нормами нравственности и законодательства.
3. Подрыв всех форм социальной – гражданской, трудовой, семейной.
– последний оплот нравственности. Через семью передаются из поколения в поколение духовные приоритеты и ценности жизни. Именно поэтому на разрушение института семьи сейчас работают практически все СМИ, дело идет к глобальному кризису института семьи.
Рост индивидуализма в обществе (вместо семьи – свобода, вместо детей – жизнь для себя), ослабление морально-нравственных сдерживающих факторов, которые раньше держали семью – вот истинная причина разводов. Люди разучились жить вместе.
4. Наращиванием дистанций между верхними и нижними стратами, раскол в обществе, с провоцированием и поощрением разнообразных форм агрессивности, распад общества.
Люмпенизация населения – отсутствие социальной, профессиональной, физической привязки к месту в жизни, к географическому месту, без профессии, устойчивого занятия и места работы. Студенты – без профессии.
Распад человека. Общество происходит от слова "общий". Коллектив создает общая идея и цель. Человек формируется и растет только внутри социума, человек – существо общественное.
Если общество разрушено, то человек начинает деградировать и это всеобъемлющий процесс. Распадается национальная культура – стирается лик человеческий, и в итоге появляется недочеловек.
Спасение: мы должны сами создавать социальные группы, наводить мосты друг с другом. Общество должно быть выстроено нашими усилиями – снизу, не ожидая, когда этим займется власть. Если мы не восстановим свое общество – погибель неизбежна.
Реплика: Мы наблюдаем повсеместное явление. Оно запланировано . Мы должны его пройти, чтобы создать новое общество – на иных принципах. Удержать прошлое не удастся, и нет смысла удерживать уже отжившее.
Социум должен обрести свою следующую форму – полная интеграция в дополнении друг друга, вплоть до "Возлюби ближнего, как себя". Но необходимость и потребность в этом возникнет именно в результате ощущения неотвратимости происходящего распада!