Если верить астрологам, в знаменитом роду российских князей Юсуповых все рождались и умирали в строгом соответствии с неотвратимыми законами Космоса и Земли, действовавшими в тот момент, когда прозвучал Голос, наложивший проклятие на их род…
Фамильный герб Юсуповых
Глубокие корни
Долгое время, согласно некому преданию, считалось, что род Юсуповых берёт начало от знаменитого пророка Али, то есть от самого Мухаммеда. Однако основательно исследовавший корни фамилии Н.Б. Юсупов-младший в 1866–1867 годах внёс существенные коррективы. Оказалось, что её родоначальник Бакр ибн Раик жил не во времена Мухаммеда, а на три века позже и был верховным главнокомандующим арабского халифа Ар-Ради биллах Абу-л-Аббас Ахмад ибн Джафара (907–940). Двенадцать поколений потомков воинственного ибн Раика жили на Ближнем Востоке. Были они султанами, эмирами в Дамаске, Египте, Антиохии, Медине, Константинополе, Мекке. Но в XIII веке сын правившего в Мекке султана Термес с группой преданных ему людей решил переселиться на берега Азова и Каспия. Его знаменитый потомок Едигей (1352–1419) считается основателем Крымской (Ногайской) орды. При праправнуке Едигея – хане Юсуфе (1480-е – 1555 г.) – Ногайское ханство достигло наивысшего расцвета.
Хан Юсуф в феврале 1555 года был убит своим братом Измаилом. Чтобы не брать на душу грех убийства ещё и сыновей Юсуфа, Измаил отправил их ко двору Ивана Грозного. Русский царь милостиво встретил сирот – Иль-Мурзу и Ибрагим-Мурзу, щедро одарив их землями.
Линия потомков Ибрагим-Мурзы вскоре оборвалась. А вот Иль-Мурза оставил пятерых сыновей после своей смерти в 1611 году. Одним из них был Сеюш-Мурза Юсупов-Княжево. Он был храбрым воином, верно служил российскому престолу и при Михаиле Фёдоровиче Романове, и при Алексее Михайловиче. Имения и титул рода унаследовал его сын от первой жены Абдуллах (Абдул-Мурза). Так же как отец, он отважно сражался в военных походах против Речи Посполитой, Османской империи и Крымского ханства.
Что ж наделал ты, гусь жареный!
Крещение этого обрусевшего потомка хана Юсуфа произошло при обстоятельствах довольно курьёзных. Однажды Абдул-Мурза принимал у себя патриарха Иоакима и из самых лучших побуждений угостил православного первосвятителя жареным гусём. А званый обед был в пост. Патриарх, ничего не подозревая, отведал скоромного, да похвалил ещё: славная у тебя рыбка, князь! Абдул-Мурза в ответ промолчал. Но нашёлся доброхот, который шепнул патриарху, какой рыбкой накормил его нехристь-ногаец. Иоаким, насмерть обиженный, пожаловался царю. Набожный государь, прогневавшись, лишил Мурзу почти всех поместий.
Долго пребывал в тяжёлом раздумье потомок Юсуфа и в конце концов решил, приняв православие, заслужить прощение государя и вернуть отнятые земли. По семейному преданию, принял он это решение на третий день после истории с гусём, то есть на саму Пасху. И в ту же ночь было ему видение, а может, сон вещий. Короче, услышал он голос: «Отныне за измену вере у твоих предков из всех детей будет оставаться только один наследник. Остальные будут умирать, не дожив до 26 лет».
В 1681 году Абдул-Мурза крестился с именем Дмитрий Сеюшевич. И, как было предсказано, все его дети действительно умирали. Кроме младшего сына Григория Дмитриевича. Ему было пять лет от роду, когда отец сменил веру.
Портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина».
Художник Франсуа Фламенг. 1894 г.
Верна ли семейная легенда или нет, но история эта отразилась даже в интерьерах юсуповских дворцов: в пышных декорах наружного убранства часто присутствует изображение гуся. Правда, легенда живёт в двух вариантах. По второму, род был проклят ногайской колдуньей после того, как в Орде узнали, что сыновья Мурзы перешли в христианство. Интересно, что проклятие сбывалось практически в каждом поколении и сказывалось также на судьбах носительниц фамилии Юсуповых и даже внебрачных детей, рождавшихся от представителей княжеского рода.
Тайная любовь красавицы-прабабки
Зинаида Юсупова (в девичестве Нарышкина, 1809–1893) уже после замужества узнала о проклятии и напрямик заявила супругу, Борису Николаевичу Юсупову (1794–1849), что мертвецов рожать не собирается, а потому он волен «удовлетворять свою похоть с дворовыми девками». Но природу не обманешь, и молодая княгиня сама пустилась во все тяжкие. О её бурных романах судачил весь Петербург. Но особенно много говорили об адюльтере с юным революционером-народовольцем. Когда возлюбленный оказался в каземате Шлиссельбургской крепости, княгиня Зинаида совершила практически невозможное: использовав связи при дворе, добилась того, чтобы узника под честное слово отпускали к ней.
Как долго длился этот фантастический роман, трудно сказать. Только спустя годы, после трёх революций, разыскивая юсуповские сокровища, представители советских органов простучали все стены, обшарили все укромные места роскошного дворца Нарышкиной-Юсуповой на Литейном проспекте в Ленинграде. Кладов не нашли. Но в потайной комнатке, соединявшейся со спальней княгини, на чекистов вдруг свалился скелет мужчины, закутанный в саван.
Среди питерских старожилов ходили слухи, что Юсупова исхитрилась-таки вызволить своего возлюбленного из заточения (возможно, просто выкупила его). Но прекрасный юноша страдал чахоткой и долго не протянул…
Феликс Феликсович Юсупов-младший (1887–1967) в своих мемуарах вспоминал, что, разбирая после кончины прабабки старые бумаги в её спальне, он испытывал необъяснимый ужас и немедленно звал лакея, надеясь, что злая сила – привидение или дух – не явится им двоим. Что это было? Энергетика непогребённого и неотпетого праха, навсегда спрятанного в потайной комнатке?..
Кстати, согласно семейным преданиям Юсуповых, в их родовых гнёздах должны были незримо присутствовать тени их упокоившихся предков. Не случайно одна из носительниц древней фамилии, отправляясь на бал или на приём, оставляла незапертыми свои ларцы и шкатулки. Она объясняла это так: «Пусть наши фамильные духи полюбуются на наши фамильные драгоценности».
Александр Пронин
Продолжение читайте в февральском номере (№02, 2014) журнала «Чудеса и приключения»
Современная энциклопедия
Российские князья (с 16 в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны:..1) Григорий Дмитриевич (1676 1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727 30);..2)… … Большой Энциклопедический словарь
В ОГДР (III, с. 2) записано, что графы российские происходят от ногайского мурзы Юсуфа, сына Мусы ногайского, вышедшего на русскую службу не позже 70 х годов XVI века, ибо в 1580 году Юсупов Иль мурза уже командует вместе с Борисом Годуновым… … Русские фамилии
ЮСУПОВЫ, князья (с 16 в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны: Григорий Дмитриевич (1676 1730), участник Азовских походов 1695 96 и Северной войны 1700 21, генерал аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727 30); … Русская история
Или Юсупово Княжсвы пресекшийся pyccкий княжеский род. Отвоеначальника, бывшего в службе Тамерлана, и владетельного Ногайскогокнязя (ум. в нач. XV в.) Едигея Мангита в третьем колене родилсяМуса мурза, сын которого Юсуф мурза (ум. 1556 г.) был… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Юсуповы - ЮСУПОВЫ, российские князья (с 16 в.) из рода крупных ногайских землевладельцев. Наиболее известны: Григорий Дмитриевич (1676 1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727 30); Николай… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Российские князья (с XVI в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны: Григорий Дмитриевич (1676 1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727 30); Николай… … Энциклопедический словарь
Род князей Юсуповых ведет свое начало от Ногайского владетеля Муса мурзы. Один из сыновей последнего, Юсуф, был отцом Казанской царицы Сююнбеки (Сумбеки) и сначала находился в дружественных отношениях с Россией, но за плен своей дочери рассорился … Большая биографическая энциклопедия
Княжеский род в России 16 начала 20 вв. Родоначальник ногайский князь Юсуф (умер 1555). Сыновья его с 1563 жили в России; наиболее известны государственные деятели: Григорий Дмитриевич Ю. (1676 1730), сенатор с 1726, генерал аншеф (1730) … Большая советская энциклопедия
Или Юсупово Княжевы пресекшийся русский княжеский род. От военачальника, бывшего в службе Тамерлана, и владетельного Ногайского князя (умер в начале XV в.) Едигея Мангита в третьем колене родился Муса мурза, сын которого Юсуф мурза (умер в 1556 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Юсуповы. Невероятная история , Сара Блейк. Старинная династия Юсуповых, их великие дела и достижения оставили неизгладимыйслед в мировой истории. Князья Юсуповы были богаче русского царя в XX веке, а по знатности не уступали…
- Юсуповы. Невероятная история , Сара Блейк. Эту супружескую пару в истории России запомнили как одну из самых красивых, самыхбогатых и самых скандальных. О них было немало разговоров, практически каждый их поступок был подвержен…
После пожара 1812 года, спалившего чуть ли не всю Москвы, частные постройки из дефицитного кирпича были временно запрещены. Запрет могли обойти считаные люди. Среди них - Николай Борисович Юсупов , «главноначальствующий над Экс-педицией кремлёвских строений и над Оружейной палатой». Он ухитрился достать 50 тысяч кирпичей для ремонта фамильного дома в Большом Харитоньевском переулке.
Скелеты в... ходу
Юсуповский дворец - одно из старейших зданий Москвы. По семейной легенде, в XVI в. в этих местах чернел лес, в котором любил охотиться Иван Грозный . Однажды, переезжая речку Черногрязку, он зацепился за ветку - и с головы упала шапка. Суеверный царь счёл это знаком и решил на этом месте построить себе охотничий домик, названный Сокольничим дворцом.
Как писал в мемуарах последний из рода Феликс Юсупов (ставший знаменитым как участник убийства Распутина ), возвели дворец Постник и Барма - те же зодчие, что создали храм Василия Блаженного на Красной площади. Сокольничий дворец царь якобы повелел соединить подземным ходом с Кремлём, что позволяло Грозному «из-под земли» появляться перед подданными. При его подозрительности это не было лишним. Родители Феликса, князь Феликс-старший и Зинаида Николаевна , во время ремонта дворца в 1891 г. будто бы обследовали подземный ход и нашли в нём несколько скелетов, прикованных цепями к кольцам, заделанным в стену, - почерк Грозного.
Репродукция литографии «Дом князей Юсуповых в Харитоньевском переулке» XVIII века. Фото: РИА Новости
В короткое правление императора-подростка Петра II дом, отнятый у любимца Петра I барона Шафирова (Меншиков отправил его в ссылку), перешёл к Юсуповым. С тех пор до самой революции 1917 г. дворец принадлежал им.
Сегодня это один из самых молодых (ему меньше двух лет) музеев Москвы. В отреставрированном Тронном зале висят портреты обоих Петров, благодаря которым дворец и стал Юсуповским. Особенно его любил екатерининский вельможа Николай Борисович - тот, что подарил сгоревшему в пожаре 1812 г. дому вторую жизнь. Если верить легенде, этот неуёмный донжуан устроил здесь сераль для двух десятков крепостных девок - самых пригожих лицом. В Харитоньевском он держал избранных. Главный же его гарем в подмосковной усадьбе Архангельское насчитывал около трёхсот любовниц: таково число портретов девиц Юсупова - а он непременно запечатлевал на холсте каждую удостоившуюся его благоволения.
Знаток искусств (это он закупал в Европе картины для своей любовницы Екатерины II, благодаря чему и стал директором Эрмитажа), Николай Борисович дружил с французскими живописцами Грёзом и Робером . В его личном собрании насчитывалось 483 полотна лучших европейских мастеров. Построив «русский Версаль», как называли Архангельское современники, вельможа позволял себе такие, к примеру, причуды: золотым рыбкам в фонтане прокалывали жабры и подвешивали золотые серёжки, а дрессированный орёл, развлекая бессчётных гостей, через равные промежутки времени взлетал на шпиль усадебного дома.
Подолгу живя за границей, Юсупов сдавал свои владения. Так, в 1801-1803 гг. «у Харитонья в переулке» жила семья Сергея Львовича Пушкина . Его гениальный сын запомнил прогулки с няней в юсуповском саду. А во дворец «поселил» Татьяну Ларину . Бывший «квартиросъёмщик» пригласил хозяина в качестве посажёного отца на свою свадьбу с Натали Гончаровой .
Уголок сада бывшего дома Юсуповых. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский
Когда 80-летний Николай Борисович, не проявлявший до того признаков старения, внезапно умер от холеры, его безутешная 18-летняя любовница рвала на себе волосы.
Наказали за гуся
Но счастье богатейшей в России семьи Юсуповых омрачало проклятие, преследовавшее род больше двух столетий. В каждом поколении семьи умирали дети. Юсуповы заметили: умирают все, кроме единственного наследника. Причём никто из умерших не преодолевает возраста 26 лет. Эту зловещую закономерность Юсуповы осознали как наказание за грех одного из предков.
Абдул-Мурза , правнук хана Ногайской орды Юсуфа (от него и фамилия), сменил ислам на православие. Говорят, сделал он это не вполне добровольно. Принимая в своём доме царя Фёдора Иоанновича и патриарха Иоакима во время Великого поста, он угостил их под видом рыбы гусем. Патриарх нахваливал «рыбу», а Абдул-Мурза - своего повара, искусно замаскировавшего гуся под рыбу. Из-за этого кощунства гнев царя и патриарха был беспредельным. Шутник долго думал, как загладить вину. И надумал: перешёл в православие, получив при крещении имя Дмитрий . С тех пор все Юсуповы - православные и русские. Да только ногайская колдунья будто бы прокляла вероотступника (по другой версии, род Юсуповых проклял сам пророк Мухаммед , явившийся Абдулу-Дмитрию во сне).
И проклятие стало сбываться. Дошло до того, что Зинаида Ивановна Нарышкина , невестка того самого Николая Борисовича, похоронив первенца и узнав о родовом проклятии, отказалась «рожать мертвецов» - пусть, мол, Борис Николаевич «брюхатит крепостных девок». Единственный выживший сын Николай оказался последним настоящим Юсуповым: у него выжила лишь дочь Зинаида, а внук Феликс-младший получил фамилию матери только по высочайшему соизволению, дабы не пресёкся славный род.
Князь Феликс Юсупов с женой Ириной. Фото: РИА Новости
Феликс был последним из семьи, кто побывал в московском дворце. В 1919 г., когда Юсуповы скрывались от большевиков в Крыму, он со слугой тайно приехал в столицу, посетил Харитоньевский и запрятал клад с фамильными драгоценностями. А отыскали его случайно - в нише первого этажа, где сейчас расположен музейный гардероб. Среди множества золотых вещей были скрипка работы Страдивари и украшения из собрания семьи Романовых , подаренные к свадьбе Феликса-младшего с Ириной , племянницей Николая II . После этой находки дворцовые стены буквально искрошили, но в двадцати других тайниках ничего не нашли.
Рок рода Юсуповых
Существует несколько вариантов преданий о родовом проклятии Юсуповых. Даже в семье эту историю рассказывали по-разному. Сама Зинаида Николаевна придерживалась варианта своей бабушки – Зинаиды Ивановны Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр.
Основателем рода считался хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза. Желая вопреки воле соплеменников помириться с Москвой и опасаясь за жизнь своих сыновей, он отослал их ко двору Ивана Грозного. В русской летописи сказано: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа». Старый хан все верно рассчитал: не успели его сыновья добраться до Москвы, как с ним сурово расправился родной брат. Когда же до Орды дошла новость, что сыновья Мурзы отказались от мусульманской веры и приняли православие, одна из колдуний наложила на них проклятие, согласно которому, из всего количества рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и так будет продолжаться вплоть до полного изничтожения династии. Почему это проклятие звучало столь запутанно, сказать непросто, но сбывалось оно с удивительной точностью. Сколько бы детей у Юсуповых не рождалось, но до двадцати шести лет суждено было дожить только одному мужчине.
При этом на финансовом процветании семьи этот страшный рок никак не сказывался. К 1917 году Юсуповы были на втором месте по богатству после самих Романовых. Им принадлежало огромное количество земли, сахарные, кирпичные, лесопильные заводы, а также фабрики и рудники. Их ежегодный доход составлял не менее пятнадцати миллионов золотых рублей. А о роскошных Юсуповских дворцах ходили легенды. Потрясающему убранству домов и салонов завидовали даже самые великие князья. Так, например, комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были меблированы образцами казненной французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея по количеству величайших и подлинных работ признанных художников могла соперничать с Эрмитажем. А несметные драгоценности Зинаиды Николаевны представляли собой сокровища, которые в прошлом принадлежали практически всем королевским дворам Европы. Особенно она дорожила великолепной жемчужиной «Пелегрина». С ней она редко расставалась и даже изображена в ней на всех портретах. Когда-то она принадлежала Филиппу Второму и считалась главным украшением испанской Короны. Впрочем, Зинаида Николаевна счастье богатством не измеряла, а несчастливыми Юсуповых делало проклятье татарской колдуньи.
Из всех Юсуповых, наверное, только бабушка Зинаиды Николаевны – графиня де Шаво – смогла избежать больших страданий из-за безвременной смерти детей. Урожденная Нарышкина, Зинаида Ивановна была выдана замуж за Бориса Николаевича Юсупова еще будучи совсем юной девушкой. Вскоре она родила ему сына, а затем умершую при родах дочь. Только после этих событий она узнала о фамильном проклятии. Являясь женщиной рассудительной, она сообщила своему супругу, что «рожать мертвецов» больше не будет. В ответ на его возражения, она заявила, что если он до сих пор не нагулялся, то позволено «брюхатить дворовых девок», и что она возражать не собирается. Так было до 1849 года, когда старый князь умер.
Зинаиде Ивановне не было и сорока лет, как она окунулась с головой в омут новых романов и отношений. О ее кавалерах ходили сплетни и легенды, но наибольшее внимание досталось юному народовольцу. Когда его заточили в Шлиссельбургскую крепость, княгиня отказалась от светской жизни, последовала за ним и неизвестно как добилась, что того отпускали к ней по ночам. Об этой истории знали очень многие, о ней судачили, но, как ни удивительно, Зинаиду Ивановну не стали осуждать. Наоборот, светское общество признало право величавой княгини на всяческие сумасбродства а-ля де Бальзак. Но потом все закончилось, некоторое время она была затворницей на Литейном. Затем она вышла замуж за обанкротившегося, но родовитого француза и покинула Россию, отказавшись от титула княгини Юсуповой. Во Франции ее именовали графиней де Шаво, маркизой де Серр. Историю, связанную с юным народовольцем, напомнили Юсуповым после революции. Одна из эмигрантских газет опубликовала сообщение, что, в поиске Юсуповских сокровищ, большевики разрушили все стены дворца на Литейном проспекте. К своей досаде драгоценностей они не обнаружили, но нашли примыкающую к спальне тайную комнату, в которой находился гроб с телом забальзамированного мужчины. Вероятно, это и был приговоренный к смерти народоволец, тело которого Зинаида Ивановна выкупила и привезла в Петербург.
Впрочем, при всей драматичности жизни Зинаиды Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр, в семье ее считали счастливой. Все ее мужья умирали, дожив до старости, а свою дочь она потеряла при родах, когда еще и привыкнуть к ней не успела. Она много раз влюблялась, ни в чем себе не отказывала, да и умерла она в окружении родных. У остальных же представителей династии, несмотря на их умопомрачительные богатства, жизнь была куда прозаичней. Семейный рок не щадил никого.
Старший сын Зинаиды Николаевны Николенька рос молчаливым и замкнутым мальчиком. Как ни старалась княжна Юсупова приблизить его к себе, у нее ничего не выходило. Ей всю жизнь мерещился тот ужас, охвативший ее, когда под Рождество 1887 года, на вопрос, заданный к сыну, какой бы подарок он хотел получить, Зинаида Николаевна выслушала вовсе недетский и ледяной ответ: «Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети».
Тогда княжна растерялась, но вскоре было выяснено, что одна няня, приставленная к молодому князю, поведала мальчику о ногайском проклятии. Ее тут же уволили, но ожидавшегося младенца Зинаида Николаевна ждала с чувством поглощающего и острого страха. Даже поначалу опасения были ненапрасными. Николенька не скрывал своей неприязни к Феликсу, и только спустя десять лет, между повзрослевшими братьями возникло чувство, похожее скорее на дружбу, чем на любовь двух родных людей. Семейный рок напомнил о себе в 1908 году. Тогда и произошла злосчастная дуэль.
В мемуарах Феликса Юсупова несложно проследить, что на протяжении всей своей жизни он ревновал мать к Николаю, который, хоть и походил внешне больше на отца, нежели на Зинаиду Николаевну, своим внутренним миром был схож с ней невероятно сильно. Он также увлекался театром, обожал музыку, прекрасно рисовал, писал картины. Он печатался под псевдонимом Роков, публикуя свои рассказы. Даже скупой на лестные отзывы Лев Николаевич Толстой отмечал несомненный талант автора.
Окончив Петербургский университет, он получил диплом юриста. В семье планировали предстоящую женитьбу молодого князя. Но романтичный Николай неожиданно для себя и для всех влюбился в Марию Гейден, которая на тот момент была уже помолвлена с графом Арвидом Мантейфелем, и вскоре эта свадьба состоялась. Молодые отправились в путешествие по Европе, а Николай Юсупов не преминул последовать за ними – дуэль была неизбежна. И она состоялась.
22 июня 1908 года в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга рука графа Мантейфеля не дрогнула и он не промахнулся. Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться двадцать шесть лет.
«Раздирающие крики раздавались из комнаты отца, – спустя время, вспоминал Феликс Юсупов. – Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».
Из книги Книга 3. Пути. Дороги. Встречи автора Сидоров Георгий АлексеевичГлава 31. Сказание о появлении рода Ворона - Прости, что я отвлёк тебя, Николай Константинович, мне на самом деле очень хочется узнать о происхождении рода Ворона. Расскажи, что обещал, - напомнил я ханту о его желании.- Ну, тогда слушай и запоминай, - откинулся на оленью
Из книги Древние тюрки автора Гумилев Лев НиколаевичГлава III. СОЗДАНИЕ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ РОДА АШИНА (545-581 ГГ.) Начало истории древних тюрок (тюркютов). Хотя история каждого народа уходит своими корнями в глубокую древность, у историков всех эпох есть стремление начать описание с даты, определяющей (по их мнению) возникновение
Из книги Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V автора Рапп ФрансисДва рода в борьбе за власть. Лотарь III из рода Вельфов (1125–1137) Генрих V умер, не оставив после себя прямого наследника. Наследование престола не было очевидным фактом. При таком положении вещей найти решение должны были князья. И оно охотно взвалили на себя такой груз. Уже
Из книги Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа автора Гарднер ЛоренсГлава тринадцатая Тайный заговор против рода ВЕК СВЯТЫХБудучи оторванной от Византийской метрополии, церковь Рима примерно в начале VII века придала законченную форму апостольскому символу веры. Добавленные места хорошо знакомы всем и в наши дни. Бог стал «творцом неба и
Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль ЛуиГЛАВА XVI Об отношении законодателя к размножению рода Характер постановлений, регулирующих число граждан, во многом зависит от обстоятельств. Есть страны, где природа сделала для этой цели все, ничего не оставив на долю законодателя. Нет надобности поощрять
Из книги Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке. Пореформенный период автора Митрофанов Алексей Геннадьевич Из книги Тайна Святой Руси [История старообрядчества в событиях и лицах] автора Урушев Дмитрий АлександровичГЛАВА VI ИОВ ИЗ РОДА ЛИХАЧА Среди подвижников, почитаемых Старообрядческой Церковью, особое место принадлежит Иову Льговскому. Свою верность «древлему благочестию» он засвидетельствовал не исповедническим подвигом и мученической смертью, а иноческим смирением и
Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec84 Истребление рода Слкуни Мамгоном из рода ченов Когда персидский царь Шапух отдохнул от войн, а Трдат отправился в Рим к святому Константину, Шапух, освободившийся от дум и забот, стал замышлять зло против нашей страны. Побудив всех северян напасть на Армению, он
Из книги Чингисхан автора Скляренко Валентина МарковнаМалолетний глава рода Родной улус встретил Тэмуджина неприветливо. Входившие в его состав тайчиуты, которые и раньше завидовали власти Есугея, теперь решили, что настал их час. Они бросили Оэлун и еще одну из жен баатура посреди степи с горсткой женщин-прислужниц и
Из книги Юсуповы. Невероятная история автора Блейк СараГлава 22 Дома Юсуповых Но где же теперь сокровища семьи Юсуповых? Почти все осталось в России: земли, дворцы, коллекции картин, все имущество. Увезено очень немногое. Несколько лет назад Ксения Николаевна была вынуждена практически за бесценок продать в Лондоне картину
Из книги Последние Рюриковичи и закат Московской Руси автора Зарезин Максим ИгоревичГлава 10 СИРОТА ИЗ РОДА АВГУСТА Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. Царский гнев – вестник смерти, но мудрый человек умилостивит его. Книга Притчей
Из книги Строгановы. Самые богатые в России автора Блейк СараГлава 15 Последняя из рода Строгановых Во Франции сейчас живет внучатая племянница Сергея Григорьевича – Елена Андреевна Строганова (баронесса Элен де Людингаузен). Уникальная женщина, она совмещает в себе необыкновенную Строгановскую страсть к искусству и прекрасному
Из книги Марина Мнишек [Невероятная история авантюристки и чернокнижницы] автора Полонска ЯдвигаГлава 16. Проклятие рода Романовых Марианна была счастлива. Рядом был Иван Заруцкий, которого так сильно недолюбливал Дмитрий. И она часто думала, что первый муж, глядя с небес на нее и Заруцкого, сожалеет о том, что собирался казнить казачьего атамана.– О чем задумалась,
Из книги Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793-1914) автора Бовуа ДаниэльГлава 2 КАК ПОСТУПИТЬ С ТАКОГО РОДА ЛЮДЬМИ?
автора Сидоров Георгий АлексеевичГлава 17. Культ Рода Теперь приступим к знакомству с русскими ведическими богами. Собственно, с прародителем небесных орианских богов мы уже познакомились, речь идёт о великом Роде. Это его сознание и воля включили процесс образования надматериального информационного
Из книги Тайная хронология и психофизика русского народа автора Сидоров Георгий АлексеевичГлава 32. Заповеди Рода Всему иудо-христианскому миру известны знаменитые заповеди пророка Моисея. Эти заповеди автоматически были взяты также христианами, и очень мало нашлось людей, которые усомнились в их божественности. О том, что эти заповеди являются для
Готовится к Рождеству. Ждут его и в имении Юсуповых. Княгиня Зинаида Николаевна спрашивает у своего маленького сына Николая: какой подарок он хотел бы получить на праздник? Любящая мать готова выполнить любой каприз своего первенца. Ведь эта семья может позволить себе все! Но то, что слышит княгиня, лишает ее дара речи. «Я хочу, чтобы у тебя больше не было детей», - говорит маме четырехлетний Николенька. Это значит, что он уже знает о проклятии, которое много лет не дает покоя одному из самых знатных родов страны. Что это за проклятие? И почему Юсуповы страшилась его на протяжении многих веков?
Постный гусь
Николай Юсупов. Блестящий вельможа, один из богатейших людей России рубежа XVIII-XIX вв.еков. И по совместительству - камер-юнкер Екатерины II. Однажды во время торжественного обеда им с императрицей на стол был подан гусь.
Умеете ли вы, князь, разрезать гуся? - спросила Екатерина у Юсупова.
О, гусь должен быть очень памятен моей фамилии! - отвечал князь. - Мой предок съел одного в Великую пятницу и за то был лишен нескольких тысяч крестьян, пожалованных ему.
Историю с гусем Юсуповы передавали из поколения в поколение. Считалось, что она сыграла важнейшую роль в истории рода. Произошла она в XVII веке с предком будущих князей, который носил имя Абдул-Мурза и был правоверным мусульманином. Как-то в пятницу Абдул-Мурза пригласил к себе на ужин московского патриарха Иоакима. Радушный хозяин не уставал потчевать высокопоставленного приглашенного. Одно блюдо ему пришлось особенно по душе.
Как искусно ваш повар готовит рыбу! - сказал он восхищенно.
Так это и не рыба! - ответил польщенный хозяин. - Это гусь! Мой повар мастерски его готовит!
Как гусь? Чем же ты меня в пост угощаешь? - разгневался гость.
Об этой истории немедленно рассказали богобоязненному царю Федору Алексеевичу. Он тут же решил отобрать у опального мурзы все его имущество. В одночасье лишенный громадного состояния Абдул-Мурза три дня думал, как поступить в этой непростой ситуации. Выход он нашел нетривиальный и, как ему казалось, правильный. Абдул-Мурза принял решение покреститься. Он стал Дмитрием Сеюшевичем Юсупово-Княжево.
Царь оценил жертву и вернул вельможе все отобранные владения и богатства. Но отречение от веры предков дорого обойдется всему роду Мурзы.
За измену вере
По преданию, в первую ночь после принятия крещения у новоиспеченного князя Дмитрия было видение. Некий голос внятно произнес слова, которые несколько поколений Юсуповых будут помнить наизусть:
«Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут долее 26 лет».
Можно было бы списать все на страшный сон. Но шли годы, сменялись поколения, а услышанное во сне предсказание сбывалось с поразительной точностью. Из всех мальчиков, рожденных в одном поколении Юсуповых, до 26 лет действительно доживал лишь один. Зато этот единственный оказывался личностью незаурядной. Так, сын принявшего крещение князя Дмитрия - Григорий - стал одним из ближайших сподвижников Петра I, участником всех его сражений, генерал-аншефом и главой Военной коллегии. Ему Петр Великий приказал именоваться просто Юсуповым.
Князь был похоронен недалеко от Кремля в Богоявленском монастыре. По легенде, где-то там даже имеется подземный ход, который ведет прямо к Красной площади. Могила не сохранилась, но, по свидетельству современников, вдова велела высечь на надгробии необычную надпись: «Князь Григорий Дмитриевич Юсупов прожил 55 лет 9 месяцев 19 дней 1 час и 55 минут».
Сын Григория Юсупова - Борис - при Анне Иоанновне возглавлял Шляхетский корпус в Санкт-Петербурге , а потом стал губернатором Москвы . И тоже смог остаться в истории города и страны. Но его сын Николай Борисович превзошел родителя. Как верили сами Юсуповы, во многом потому, что оказался единственным мужчиной в поколении и сумел избежать родового проклятия. Вот что писал о нем в своих мемуарах его потомок Феликс Юсупов:
Князь Николай - лицо в нашем семействе из самых замечательных. Умница, яркая личность, эрудит, полиглот, путешественник, он водил знакомство со многими знаменитыми современниками, покровительствовал наукам и искусствам… В 16 стал офицером и со временем достиг высших государственных званий и регалий вплоть до алмазных эполет - принадлежности царских особ. … Поговаривали даже о совсем особых императрицыных милостях
У князя Николая Борисовича был единственный наследник - князь Борис. История повторялась в точности с древним предсказанием. Родовое проклятие Юсуповых давало о себе знать на протяжении четырех веков. Оно напоминало о себе в каждом поколении.
Последний князь Юсупов
На рубеже XIX-XX вв.еков от всего некогда знатного рода в живых осталась только одна лишь Зинаида Николаевна Юсупова. Мужская линия Юсуповых таким образом была прервана. Зинаида, наследница огромного состояния, вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона. По личному распоряжению императора, супругу единственной дочери Юсуповых было дано разрешение взять знаменитую фамилию. И продолжить род. В этом браке первенцем стал сын Коля, который однажды напугал маменьку необычной просьбой - кроме него не рожать больше детей.
Четырехлетний Николенька знал о древней легенде и именно поэтому хотел, чтобы у него больше не было братьев. О родовом проклятии ребенку рассказала одна из нянек. И мальчик совсем не по-детски опасался за свою жизнь. И, быть может, именно поэтому недолюбливал своего младшего брата Феликса. Лишь со временем у них появилось некое подобие дружбы.
Когда Николай вырос и блестяще окончил Петербургский университет, в семье заговорили о предстоящей женитьбе и стали подыскивать ему достойную пару. Однако случилось непредвиденное. Князь влюбился в чужую невесту. И когда она со своим молодым мужем-гвардейцем отправилась в свадебное путешествие, Юсупов бросился следом. Именно в этот момент семейный рок напомнил о себе. Оскорбленный супруг вызвал князя на дуэль. Она состоялась ранним утром на Крестовском острове в Санкт-Петербурге.
Из мемуаров Феликса Юсупова: «Стрелялись на револьверах в 30 шагах. По данному знаку Николай выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил в Николая , промахнулся и потребовал сократить расстояние на пятнадцать шагов. Николай снова выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил и убил его наповал».
Через полгода молодому князю Юсупову должно было исполниться 26 лет. Безутешные родители построили в его память в подмосковном Архангельском грандиозный храм-усыпальницу. По задумке, он должен был стать семейным склепом. Но завершающий этап работ прервала Первая мировая война и Октябрьская революция. Так и осталось это сооружение с каменными крыльями памятником родовому проклятию Юсуповых.