Дополнительное образование одаренных детей может быть организовано в различных формах. Форма - это способ упорядочивания взаимодействия участников педагогического процесса, способ организации их деятельности. Разнообразие форм организации деятельности одаренных детей показывают различные классификации на основе следующих признаков:
- 1) количество участников - массовые, групповые, индивидуальные формы;
- 2) виды деятельности - формы художественной, технической, естественнонаучной, спортивной, туристическо-краеведческой, социальнопедагогической деятельности;
- 3) характер деятельности - обучающие, конкурсные, проектные формы;
- 4) способ организации деятельности - очно-заочные школы, клубы, кружки, студии, объединения, творческие лаборатории и т.д.;
- 5) затрата времени для подготовки - экспромтные и требующие предварительной подготовки формы;
- 6) способ передвижения участников - статичные, статично-динамичные, динамично-статичные формы;
- 7) характер включения учащихся в деятельность - формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие;
- 8) взаимодействие с другими коллективами и людьми - открытые, проводимые совместно с другими, и закрытые, проводимые внутри своего коллектива только его членами;
- 9) способ влияния педагога - непосредственные и опосредованные формы;
- 10) степень сложности - простые, составные, комплексные.
Перечень форм организации деятельности участников педагогического процесса в условиях дополнительного образования всегда может быть расширен, так как динамично развивающаяся система дополнительного образования проектирует новые формы его осуществления. В связи с этим остановимся на таких формах работы с одаренными детьми, которые являются базовыми для дополнительного образования и на основе которых развиваются их вариации.
Прежде всего педагогический процесс в системе дополнительного образования разворачивается в различных формах детских образовательных объединений, которые понимаются как структурно и содержательно оформленная организация деятельности. Предлагаются следующие формы детских образовательных объединений .
Кружок - объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности. В учреждении дополнительного образования кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей.
Клубом в учреждении дополнительного образования называют объединение детей и подростков по интересам, имеющее в приоритете такие педагогические задачи, как организация досуга детей, развитие коммуникативных умений, развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников. Отличительной особенностью клуба можно считать наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т.д.
Клубы бывают образовательные - технические, спортивные, предметные, где дети получают знания, умения и навыки в определенном профиле деятельности. Кроме того, встречаются досуговые клубы, в которых приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений, например клуб старшеклассников или клуб любителей родного города и т.д. Клубная деятельность способствует проявлению, раскрытию и развитию детей, склонных к лидерству и имеющих признаки социальной одаренности.
Лаборатория - это и форма детского образовательного объединения, и место, где воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории - развитие умственных и изобретательских способностей подростков. В основе содержания детской учебной деятельности находится конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог здесь - направляющий, помощник, координатор исследования. В состав объединения входят преимущественно старшие подростки. Возможные варианты лабораторий - тематические или проблемные.
Студия как интегрированная форма образовательного объединения обычно создается в художественно-эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т.п.). Это чаще всего разновозрастные коллективы, где образовательный процесс строится на признании ценности, уникальности личности, индивидуальности творчества. Основной целью деятельности является создание условий для развития художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. В основе содержания образования в студии лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. В результате деятельность детей в студии отличает высокое качество творческого продукта. В связи с этим образовательный процесс предполагает обязательную демонстрацию реальных практических достижений молодых талантов: организацию концертов, выставок, спектаклей и т.д. Занятия в студии способствуют расширению кругозора и культурологической образованности ребенка, расширяют и углубляют его знания в профилирующей предметной области. Следствием творческого характера обучения в студии является воспитание интереса и потребности ребенка в общении с любым видом искусства.
Школа - интегрированная форма детского образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного предмета со ступенчатой системой обучения. Для школ как формы дополнительного образования характерны комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач, приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей, комплекс учебных предметов (не менее трех), система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов и другие отличительные особенности. В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания). Образовательный процесс в школах может осуществляться в очной и заочной форме.
Мастерская - форма детского образовательного объединения, при которой участники знакомятся с каким-либо видом искусства, изучают различные технологии и получают трудовой навык изготовления чего- либо, овладевают определенной профессией или ремеслом.
Ансамбль - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Функционирует ансамбль преимущественно в музыкальном или танцевальном видах искусства.
Театр - детское образовательное объединение, занимающееся устройством сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.
Секция - самостоятельное детское объединение, которое специализируется на занятиях каким-либо одним видом деятельности, как правило, спортом. Однако секцией может быть и форма первичного детского объединения в составе более крупного (клуба, студии и т.д.), например секция прикладного творчества художественной студии и т.п. Для спортивных секций характерна организация обучения детей с целью укрепления здоровья, физического развития, совершенствования спортивных способностей. Содержание деятельности секции четко разделяется: с одной стороны, это обучение, в результате которого дети приобретают определенные знания, умения и навыки; с другой - участие в соревнованиях, где приобретенные знания, умения и навыки проверяются и закрепляются. Для организации занятий в секции необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал, площадка и т.п.). Образовательный процесс строится преимущественно в форме коллективного взаимодействия и предполагает работу в группах детей примерно одного возраста.
Таким образом, в системе дополнительного образования можно выделить различные формы детских образовательных объединений, в которых осуществляется развитие детей по следующим направлениям:
- художественное;
- техническое;
- естественнонаучное;
- спортивное;
- туристическо-краеведческое;
- социально-педагогическое.
Педагог дополнительного образования может самостоятельно создавать детские объединения на базе общеобразовательных школ, учреждений дошкольного образования, детских оздоровительных лагерей и т.д. При этом он должен помнить, что выбор определенной формы организации такого объединения зависит от вида выполняемой деятельности, условий ее осуществления, образовательных задач, способов взаимодействия участников педагогического процесса.
В системе дополнительного образования деятельность детей организуется в индивидуальной и коллективной формах. Специфика дополнительного образования такова, что выбор педагогом индивидуальной или коллективной формы работы не всегда определяется количеством детей, включенных в образовательный процесс. Так, при обучении в художественной студии занятия проходят в группах, однако сама деятельность ребенка осуществляется индивидуально. Во время тренировочного процесса, например, в командных видах спорта индивидуальная тренерская работа направлена на обеспечение результата общекомандной игры. Кроме того, в дополнительном образовании есть виды деятельности, которые предполагают только какую-то одну форму работы: либо индивидуальную, либо групповую. Так, невозможно в индивидуальной форме организовать обучение танцевального коллектива групповому танцу, а обучение игре на музыкальном инструменте обусловливает выбор индивидуальных занятий.
В целом психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования отводит особое место индивидуальным формам работы. В прил. 5 можно ознакомиться с опытом работы музыкальной студии ГБОУ ДОД ЦБР «На Сумском», где индивидуальное обучение игре на фортепиано осуществляется педагогом-тьютором.
В отличие от школы, где основной формой учебного занятия является урок, в системе дополнительного образования применяется большое разнообразие форм организации занятий.
В качестве примера приведем варианты форм, применяемых в ДЮЦ «ЛАД» г. Ярославля 1:
Круглый стол |
||
Соревнование |
||
Лабораторное занятие |
Спектакль |
|
Вернисаж |
Мастер-класс |
Творческая мастерская |
Встреча с интересными |
Мозговой штурм |
|
Наблюдение |
||
Выставка |
Олимпиада |
|
Открытое занятие |
Фестиваль |
|
Гостиная |
Посиделки |
Чемпионат |
Защита проектов |
Праздник |
|
Практическое занятие |
Экскурсия |
|
Представление |
Экспедиция |
|
Презентация |
Эксперимент |
|
Эстафета |
||
Конференция |
Среди форм работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования особенно популярны и распространены всевозможные состязательные мероприятия: олимпиады, конкурсы, турниры, бои, фестивали, смотры, соревнования и т.д. Состязания имеют своей целью выделить лучших участников, лучшие работы. Они могут проходить очно или заочно, в индивидуальном или групповом режиме, в один или несколько этапов. Каждый вид состязаний имеет особенности и отличительные характеристики. Например, олимпиады, турниры, бои представляют собой интеллектуальные соревнования, а фестивали, смотры отличаются творческой направленностью.
Интеллектуальные и творческие состязания вызывают живой интерес детей, побуждают их к дополнительным занятиям, чтению научно-
познавательной литературы, изучению истории того дела, которым они увлекаются, развивают мышление, творческие способности, фантазию. Соревновательные мероприятия позволяют вовлекать в состязания различные группы детей (от отдельных участников внутри одного коллектива до массовых встреч на всероссийском или международном уровнях) с разными образовательными запросами (от детей, которые хотят попробовать свои силы в любимом деле, до наиболее талантливых и высокомотивированных) и предлагать им разнообразные способы соревновательного взаимодействия (очные встречи, заочные конкурсы, единовременные конкурсы - все в одно время, но в разных местах, дистанционные игры и т.д.).
Одна из самых распространенных форм интеллектуального состязания российской талантливой молодежи - Всероссийская олимпиада школьников. Олимпиада проводится по 21 предмету. Однако не все из этих предметов входят в перечень обязательных учебных дисциплин основного общего образования. Такие предметы, как экология, астрономия, право, экономика, изучаются далеко не в каждой школе. Таким образом, подготовка одаренных детей, проявляющих интерес и склонность к этим предметным областям, осуществляется сегодня преимущественно за счет ресурса дополнительного образования.
В Ярославской области на базе Культурно-просветительского центра им. В. В. Терешковой работает астрономический кружок, занятия в котором позволяют ярославским школьникам не только осваивать азы астрономической науки, но и готовиться к олимпиаде по данному предмету. В детском экологическом центре «Родник» г. Ярославля талантливые дети имеют возможность углубленного изучения экологии. Под руководством опытных высококвалифицированных педагогов центра школьники готовят научно-исследовательские проекты, с которыми в дальнейшем выступают на практическом туре олимпиады по экологии.
Всероссийская олимпиада школьников сегодня стимулирует развитие дополнительных образовательных программ для углубленного изучения отдельных предметов, что способствует развитию системы сопровождения и поддержки интеллектуально одаренных детей в дополнительном образовании. Различные специализированные центры для одаренных детей, очно-заочные школы предлагают занятия естественнонаучной направленности. С примером такой работы можно ознакомиться в прил. 1.
Всероссийская олимпиада школьников является образцом данной формы интеллектуального соревнования и задает все основные характеристики олимпиадного движения, которое разворачивается в российском образовательном пространстве, а также соответствует олимпиаде как форме, принятой в международных состязаниях интеллектуалов.
Интересной формой интеллектуального соревнования является турнир - увлекательное командное первенство школьников, в котором участники, кроме фундаментальных знаний, должны показать умение логически мыслить и анализировать, решать сложные научные проблемы и доказывать свою правоту в дискуссии. Турнир сочетает в себе и увлеченный поиск научных решений, и стремление научиться пользоваться фундаментальными знаниями, и спортивный азарт, и ораторское мастерство.
Турнир - это серьезное интеллектуальное соревнование, требующее основательной подготовки. Он стимулирует участников не только показывать свои научно-теоретические знания, но и развивать творческие способности, умения анализировать, отстаивать свою точку зрения и понимать чужую, преподносить свои идеи, работать в команде. Задачи турнира не имеют однозначных решений. Как правило, они содержат в себе еще не решенные научные проблемы, вызывающие научную полемику, в ходе которой выявляются глубина фундаментальных знаний и степень подготовки участников. Турнир - это всегда очень интересное и зрелищное мероприятие.
Интеллектуальные игры объединяют обширную группу игр, направленных на индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Для интеллектуальных игр требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости и закономерности, - все то, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные способности человека. Примерами игр этого типа являются «Умницы и умники», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Самый умный» и др.
Все многообразие интеллектуальных игр можно объединить в две группы: викторины и стратегии.
Викторина - это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины бывают тестовые и сюжетные. Тестовые викторины представляют собой либо набор утверждений и вариантов заданных ответов к ним, либо вопрос с открытой формой ответа. Сюжетные викторины отличаются от тестовых большим разнообразием внешних атрибутов и использованием некоего игрового сюжета. В этом виде викторин широко применяются элементы театрализации, игра выглядит более ярко, живо, эмоционально.
Стратегия - форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков. Стратегии подразделяются на ролевые (импровизированные - театр-экспромт, сценарные), экономические (игра «Менеджер»), боевые (шашки, шахматы, го).
В процессе интеллектуальных состязаний решаются различные образовательные задачи в области сопровождения и поддержки талантливой молодежи. Во-первых, состязание - это мощный инструмент выявления одаренных детей, который позволяет раскрыться способностям ребенка. Во-вторых, различные формы интеллектуальных соревнований позволяют одаренным обучающимся и их наставникам проверять актуальный уровень имеющихся знаний. В этом случае состязательные мероприятия выступают в качестве видоизмененного экзамена (ярким примером являются олимпиады). В-третьих, участие в интеллектуальных соревнованиях активизирует самостоятельную работу талантливых детей, расширяет диапазон знаний, стимулирует их познавательное развитие. В-четвертых, такие мероприятия, как турниры, бои, направлены на развитие не только интеллектуальных способностей и логического мышления, но и смекалки, речевых умений, коммуникативных навыков.
Для решения всех этих задач в отношении талантливых детей других видов одаренности (художественной, спортивной, музыкальной, хореографической и т.д.) служат спортивные и творческие состязания: фестивали, смотры, выставки, конкурсы и пр.
Фестиваль - организационно-художественная форма театральной, хореографической или музыкальной деятельности, которая понимается как широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений соответствующего вида искусства. Таким образом, художественный контекст является доминирующим для любого фестиваля. Фестивальные мероприятия всегда имеют четкие календарные сроки и проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль - это некая культурная акция, которая объединяет определенную аудиторию одной художественной концепцией. Фестиваль отличается атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения. Основная задача этого типа мероприятий - внести свежую струю в культурную жизнь, создать творческое пространство для взаимного общения и обогащения как профессионалов в области театра, музыки, танца, так и рядовых зрителей и слушателей.
Смотр - еще одна форма представления результатов творческой деятельности. В смотрах принимают участие хоровые, фольклорные, танцевальные, драматические коллективы, инструментальные ансамбли, чтецы, солисты, организации художественной самодеятельности. От фестиваля смотр отличается прежде всего тем, что основной задачей здесь является продемонстрировать имеющиеся творческие достижения и получить их профессиональную оценку.
Выставка - форма демонстрации творческих работ преимущественно в области художественно-изобразительной деятельности. Выставка может представлять индивидуальные или коллективные работы, может быть персональной (одного автора). Выставка дает возможность проявить и продемонстрировать одаренность в художественном, декоративно-прикладном, техническом творчестве, фотоискусстве и других видах. Участие в выставках мотивирует талантливых детей на дальнейшую деятельность по развитию своих способностей.
В результате публичной презентации работ наблюдается увеличение чувства ответственности за продукты своего труда, развитие самокритичности. Данная форма работы с одаренными детьми ведет к формированию положительной самооценки и самоощущения, принятия себя и своей индивидуальности.
Конкурс - одна из самых распространенных форм демонстрации достижений во всех направлениях деятельности. Конкурс - это соревнование, в результате которого выделяются лучшие участники, лучшие работы. Конкурсы могут организовываться на уровне учреждения, района, города, региона, всероссийском и международном уровнях. Конкурсы позволяют детям пробовать себя в разных областях науки и искусства. Они могут проводиться по любому виду деятельности (конкурс будущих поваров, маляров, музыкальных исполнителей, чтецов, юных натуралистов и т.п.) и среди разных творческих продуктов (рефераты, кондитерские изделия, рисунки, показательные выступления и пр.). Конкурсы могут проходить в очной, заочной, дистанционной формах. Конкурсы позволяют осуществлять взаимодействие различных образовательных учреждений и институтов, организовывать адресную поддержку конкурсантов педагогами, тьюторами, психологами, родителями, административными работниками, представителями общественности.
- Байбородова Л. В., Золотарева А. В., Серебренников Л. Н. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.С. 54-56.
- См.: Золотарева А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: моногр. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.С. 35.
«Выявление и поддержка одаренных детей
в дополнительном образовании»
Молчанова Юлия Андреевна,
методист,
муниципальное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества г. Талдома,
Талдомский район, г.Талдом
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие дары природы. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключительность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над сверстниками.
Известный специалист Н.С. Лей-тес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью. Другой специалист М.А. Холодная выделяет шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые». По мнению А.И. Савенкова, педагогическая практика различает 3 категории одаренных детей: дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности; дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).
Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно существенно отличаться от содержания образования большинства сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. В этом контексте нужно обратить внимание на систему дополнительного образования.
Очевидно, что в последние годы дополнительное образование из «довеска» к основному образованию, каким реально являлась ранее существовавшая система внеклассной и внешкольной работы, превратилось в ведущий фактор развития одаренного ребенка, требующего индивидуального подхода и обширного спектра возможностей реализовать свой дар.
С каждым годом становиться понятнее, что школьное образование не справляется в полной мере с решением главной задачи – развитие и помощь в реализации творческого потенциала одаренного ребенка. Это и заставляет искать пути решения проблемы, используя возможности дополнительного образования. Именно с помощью него родители могут выстроить для своего чада индивидуальную траекторию развития, отвечающую потребностям и возможностям ребенка.
В дополнительном образовании каждому ребенку предоставляется возможность выбора образовательной области, направленности программ, времени их усвоения. Таким образом, индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы и потребности конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Только в дополнительном образовании удается использовать такой неоценимый ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Это и способствует выявлению одаренности ребенка.
Активная деятельность педагогов дополнительного образования, находящаяся в тесном взаимодействии с общим образованием является не только важнейшим фактором усвоения учебных программ, но и средством воспитания и развития неординарной творческой личности. Поскольку природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей детей, требующей как самостоятельной, так и работы в коллективе.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, реализующиеся в МУ ДО ДДТ г.Талдома:
Принцип максимального разнообразия предоставляемых
возможностей для развития личности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
Принцип свободы выбора учащимся направлений дополнительных образовательных программ, помощи, наставничества.
Основные усилия педагогов направлены на изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Накапливается методический материал для самообразования по данному вопросу, поскольку на данный момент не существует специальной подготовки для педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.
Основной смысл работы состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем на обучение в Дом детского творчества. Информация собирается от родителей, учителей школы и самих детей.
На занятиях в каждом объединении проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ребенок может показать свои способности.
В течение работы идет формирование данных о талантливых и одаренных детях с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
На протяжении последних лет в ДДТ г.Талдома успешно создает условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Одаренные дети выявляются на всем протяжении посещения ДДТ. Дети дошкольного возраста 5 – 7 лет - посещают объединения «Дошкольник», «Акварелька», «Искорки».
Дети 7- 12 лет - посещают несколько объединений, т.к. происходит поиск самого себя.
Дети 12- 18 лет нашедшие себя в одном из направлений проходят углубленное изучение программы объединения. Особенно интересны для таких детей индивидуальные занятия, участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах и конференциях.
В результате многолетней успешной работы всего коллектива учреждения дополнительного образования, направленной на выявление и поддержку одаренных детей, каждый ребенок находит себя, проявляет свои таланты, и во взрослой жизни становится полноценным членом общества.
Реальность жизни такова, что человека, которого устраивает некий «усредненный образовательный уровень», может ограничиться основным образованием. Если же он хочет стать высоким профессионалом, интеллектуально и всесторонне развитым, если заложенный природой дар, требует реализации и профессиональной помощи в направлении его в нужное русло, то ему (и, соответственно, его родителям) уже с детских лет стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо.
Список литературы
1. Гильбух Ю.М. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагностика, педагогика. - Киев, 1992;
2. Крижанская P.M., Грановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994;
3. Рональд де Гроот. Дифференциация в образовании // Директор школы. - 1994. -№ 5, 6;
4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000;
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Педагогический проект
«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Краткая аннотация проекта
Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в МБУ ДО ЦТТ.
В последние годы система дополнительного образования детей из «довеска» к основному обучению превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Сформировать систему работы с одаренными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта.
Реализация проекта связана с систематической и целенаправленной работой с одаренными обучающимися и предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Выявление, развитие и обучение одаренных детей образует единую систему. А диагностика одаренности служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Обоснование необходимости проекта
В последнее время на уровне философии образования всё активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче.
Но, в настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, которые он мог бы использовать в своей работе. Поэтому перед педагогами, осуществляющими инновационную деятельность, встала проблема, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одарёнными детьми.
Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Наши педагоги выходят на инновационный режим деятельности, разрабатывая элективные курсы и программы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от них специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать.
На сегодняшний день нет и однозначного определения понятия одарённости. Почему это так важно для нас - педагогов? Потому что методы и формы работы педагогов с одарёнными детьми будут зависеть от того, что мы понимаем под словом «одарённость». Игнорирование этого положения приводит к однобокости в работе педагога с одарёнными детьми. Принято принимать за основу, то определение, что одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Признание руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми в ЦТТ:
Создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Цели и задачи проекта
Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в ЦТТ.
Предмет исследования. Работа с одарёнными детьми.
Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Задачи:
- Создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.
- Обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу с педагогическим коллективом.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
Методы:
Теоретический : изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация.
Экспериментальный: анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Статистический : обработка полученных данных.
Основное содержание проекта
Конкретные цели обучения одаренных детей в ЦТТ определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, приоритетными целями обучения детей с общей одаренностью становятся:
Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
Создание условий для развития творческой личности;
Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
На первом этапе инновационной деятельности разработать Программу «Одарённые дети» и составить План реализации программы, в котором должны быть определены основные направления деятельности работы с одарёнными детьми.
Создание системы выявления одарённости у обучающихся
Следующим шагом инновационной деятельности – мониторинг одарённости обучающихся. Работа по выявлению одарённых детей в ЦТТ может включить в себя следующие этапы:
Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
Индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
Психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.
Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, изучение мотивационно - потребностной сферы одаренного ребенка, потребует от вас предварительного ответа на следующие вопросы:
- С каким видом одаренности у ребёнка мы имеем дело:
- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности);
-специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
- В какой форме проявляется его одаренность:
- явной - проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы «сама по себе», достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения;
- скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».
- Какие задачи работы с одаренным ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования и диагностики мы выделяем область проявления повышенных способностей, обучающихся:
- В практической деятельности : в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.
- В познавательной деятельности : интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- В художественной деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.
- В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид одарённости в выше перечисленных областях мы определили по критериям, которые, как нам кажется, наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому нам было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка.
Литературные способности:
Рассказывает всегда логически и последовательно;
Имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;
Ради удовольствия изобретает собственные слова;
Любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;
Легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;
Много и с удовольствием читает помимо школьной программы;
Любит писать рассказы, стихи, дневники;
Не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Художественные способности:
Проявляет большой интерес к визуальной информации;
Увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.
В мельчайших деталях запоминает увиденное;
Проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или
лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
Демонстрирует опережающую возраст умелость;
Умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
Экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных»
материалов, может создать из них оригинальное произведение;
Любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
Его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Спортивная одарённость:
Энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;
Проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;
Обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
Обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому);
Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
Отлично управляет телом при маневрировании;
Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков;
Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;
Практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.
Лидерские способности:
Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;
Он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;
Вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять;
Готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;
Воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;
Стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;
Принимает активное участие в общественной жизни учреждения
Творчская одарённость:
Чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;
Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
Предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;
Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;
Обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;
Имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;
Критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Способности к обучению и научной деятельности:
Имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;
Использует термины вполне осмысленно;
Обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;
Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
Задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;
Хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;
Задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;
Тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;
Много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;
Не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари ит.д.;
Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные
Делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым
смыслом ответы и объяснения;
Создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области
знаний, которая ему интересна;
Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий
и к обобщениям.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка каждый для себя, решает, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для педагогов приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения,
развития одаренных детей
В процессе подготовки к реализации программы «Одарённые дети» следует произвести подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы может пройти в рамках работы семинаров, творческих объединений, педагогических советов, а также через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.
Следующим шагом станет разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей.
На этом этапе деятельности возникает ещё одна проблема: обучение в ДДТ ведётся по образовательным программам, реализуемым в срок от одного года до пяти лет. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встанет задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.
Принципы построения программ для одаренных детей в ЦТТ.
Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:
Ускорение . Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применяется нами с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
Углубление . Данный подход мы считаем эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение . Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.
Проблематизация . Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одаренных детей должны:
Предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных
обучающимися;
Обеспечивать самостоятельность в учении;
Развивать методы и навыки исследовательской работы;
Развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
Поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих
привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
Учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных
критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него «чувства исключительности»: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая - это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических, музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что часто идет во вред самому ребенку. Вторая - это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.
Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.
Развитие одарённости в учреждениях дополнительного
образования детей
КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж»
Преподаватель Томашевская О.А.
Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:
диагностика - прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей.
предоставление выбора - талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
разработка личностно – ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
развитие в одаренном ребенке психологии лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая - это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая - это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых. Если всех этих трудностей удается избежать, то область до¬полнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.
В системе дополнительного образования могут быть выделены
следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:
индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
очно-заочные школы;
каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
детские научно-практические конференции и семинары.
К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:
- выявление и развитие потенциальных возможностей;
- активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;
- преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
- поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.
Савенков А.И. описывает такие стратегии, как: ускорение обучения, углубление обучения, обогащение обучения (научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.), проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары по кейс-методу; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.
Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:
1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.
2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.
3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.
4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.
5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.
Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей. Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям: o разработка гибких, индивидуализированных программ; o создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения; o стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей; o использование различных стратегий обучения и воспитания; o уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки; o поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.
- Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
- Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
- Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
- Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.